Домашняя церковь – Telegram
Домашняя церковь
3.12K subscribers
13 photos
1 video
45 files
412 links
Мы говорим о форме организации церковной жизни в условиях собственного дома. О православной "домашней церкви", которая состоит из членов отдельно взятой семьи, живущей по евангельским принципам.
Download Telegram
...процесс формирования единообразной системы покаяния завершился к концу XVII века, как в Греческой, так и в Русской Церкви. Оговорим сразу, что унификации чинопоследований исповедания содействовало не столько окончательная выработка единой формы покаяния, сколько появление и развитие книгопечатания, способствовавшее закреплению имевшихся на тот момент церковных обрядов... См. видео здесь (Рутуб), здесь (Ютуб) или здесь (ВК).
28👍15
... и в результате, в одном и том же Требнике оказалось два разных чинопоследования покаяния: один – для здоровых людей, с завершением в духе латинского богословия, считающего, что Таинство не может совершиться без употребления той или иной формулы и без посредничества имеющего власть над грехами священнослужителя, а другой – для больных, в духе восточного, уверенного, что священник не имеет власти даже над своими грехами, не говоря уже о грехах других и никакие формулировки этой ситуации изменить не смогут!.. См. видео здесь (Рутуб), здесь (Ютуб) или здесь (ВК)
👍304🔥2
...Духовник, завершая исповедь, клал левую руку кающегося на Евангелие, а правую на левую сторону своей шеи, и подобно ветхозаветному «козлу отпущения», принимая на себя грехи кающегося и освобождая его тем самым от наказания, говорил: «Чадо, грехи твои Господь на Кресте пригвоздил, и рукописание разодрал, и сатану связал. И Он же простит тя во всех тобою реченных в нынешнем веке и в будущем, и к тому не истяжет от тебе твоего согрешения, но от моея выи»... См. видео здесь (Рутуб) или здесь (Ютуб) или здесь (ВК)
👍418
...разные грехи требуют разных форм покаяния, на что не так давно обращал внимание московского духовенства патриарх Алексий II, говоря, что "не следует монашескую практику исповедания помыслов смешивать с Таинством Покаяния, к которому изначально прибегали лишь в случае совершения греха, отлучающего от Церкви". А как объяснить эту разницу в покаянии, когда повсеместно в практике Русской Церкви пользуются лишь одним чином исповеди, применяя его часто совсем не по назначению?.. См. видео здесь (Рутуб), здесь (Ютуб) или здесь (ВК).
30🤔3👍2
Всепрощение – это не только наш долг перед ближними, но и самое сильное средство получить прощение своих грехов. Эту истину хорошо сформулировал преп. Иоанн Синайский следующими словами: «Некоторые взяли на себя труды и подвиги, чтобы получить прощение, но человек не помнящий зла опередил их». Желаю всем жаждущим прощения оказаться в первых рядах среди тех, кто его получил! См. видео здесь (Рутуб), здесь (Ютуб) или здесь (ВК).
59👍9🤔1
Дорогие друзья, после длительной пасхальной паузы я собираюсь вернуться к разговору о покаянии и его формах. Говорить об этом в дни пасхальной радости было не только неуместно, но и несподручно для меня, ибо за это время пришлось провести множество мероприятий в рамках Пасхального фестиваля, юбилея Победы и завершения учебного года с проведением детского лагеря. Все это потребовало от меня многого внимания. Надеюсь в летний период мне хватит сил и времени завершить начатый разговор. И следующую публикацию ожидайте уже завтра.
34👍13
Пасхальное всепрощение, о котором мы говорили при наступлении праздника Пасхи, предваряет чин прощения, совершаемый перед Четыредесятницей в неделю Сыропустную! Его прообразом является правило, существовавшее в иорданском монастыре, находившимся недалеко от места, где постился Господь! Согласно ему все насельники монастыря на период Четыредесятницы для подвигов поста и молитвы уходили в пустыню. Ну, а так как из непригодных для жизни мест можно было и не вернуться, то перед перед уходом в опасный путь монахи испрашивали друг у друга прощение. Следует обратить внимание на то, что упоминаемое взаимное прощение уходивших монахов связывалось лишь с предстоящей разлукой и соответственно не было обычаем других обителей. И здесь вовсе не предполагалось испрашивание друг у друга прощения за все возможные прегрешения и обиды, причиненные в течение совместной жизни в киновии. Для такого вида прощения повсеместно, т.е. во всяком общежительном монастыре существовал другой чин исповедания грехов, совершаемый в конце каждого дня в рамках повечерия... См. об этом видео здесь (Рутуб), здесь (Ютуб) или здесь (ВК).
28
...известно множество молитв, предназначенных для покаяния во грехах перед единым Богом. Напр., на Руси с конца XV века была в ходу молитва Каллиста Ксанфопула, патриарха Константинопольского, которая называлась так: «Исповедание ко Творцу и содетелю нашему Богу, в нем же воспоминаем, вся страсти человеческие». Другая подобная ей молитва, помещенная в Псалтири XIII века называлась «Покаяние к самому Богу, а не к человекам». Ближе к XVII веку цикл подобных молитв в Русской книжной письменности расширился настолько, что собранные вместе, они могли составить достаточно большой по размерам сборник. И среди этого рода молитв, по степени своей распространенности первое место занимает т.н. «скитское покаяние», которое на практике сопровождалось чтением вступительных к нему, а иногда и заключительных по нем молитвословий, т.е. совершалось в виде особого чинопоследования... См. видео здесь (Рутуб), здесь (Ютуб) или здесь (ВК).
32👍8
...То, что сегодня чин исповеди у нас один и применяется
ко всякого рода случаям – это не знак универсальности чина, а свидетельство отсутствия понимания того, что разные грехи и обстоятельства требуют и применения разных чинопоследований. И в этом я склонен усматривать влияние западного схоластического богословия, уверившего нас, что сакраментальная исповедь - это не просто один из возможных типов исповеди, а единственная действенная благодаря наличию в его составе тайносовершительной формулы... См. видео здесь (Рутуб), здесь (Ютуб) или здесь (ВК)
29👍10👏2
...исповедь становится не просто одним из возможных средств очищения грехов, но единственным действенным благодаря наличию в его составе тайносовершительной формулы. В связи с этим (и не только) в процессе покаяния на первый план вышла «правильная» исповедь, представляющая собой максимально полное перечисление грехов, сопровождающееся сердечным сокрушением, что и стало критерием покаяния, а исповедь его синонимом. С тех пор стало считаться, что в процессе покаяния главное перечислить ВСЕ грехи... См. видео здесь (Рутуб), здесь (Ютуб) или здесь (ВК).
24👍14🔥5🤔1
...поговорим сегодня о том, как формировался обычай исповедовать людей, «испытывая» их по заготовленным заранее спискам грехов? Сразу следует отметить, что на Востоке этот обычай появился не без влияния исповедальной практики Западной церкви, которая довольно рано стала склоняться в сторону большей регламентации покаянного процесса. Уже с VI века на Западе начинает развиваться строго формализованная процедура, получившая свое начало и развитие в монастырях, основанных англо-саксонскими монахами... См. видео здесь (Рутуб), здесь (Ютуб) или здесь (ВК).
👍19👏65🤔1
...можно вернуть украденное так, что оно в результате, останется у тебя. Это возможно сделать в том случае, когда за неизвестностью обкраденных хозяев следует раздать украденное бедным. А дальше дело техники: признай себя бедным и подари украденное себе! Гениально, не правда ли! Но и это еще далеко не все возможные казусы морали!... См. видео здесь (Рутуб), здесь (Ютуб) или здесь (ВК).
👍17😁54🔥3🤔1
Говоря о разных формах покаяния, в день памяти преп. Сергия Радонежского уместно упомянуть еще одну его форму - покаянные паломничества, которые были весьма популярными в средневековой Европе. Участниками таких паломничеств были не только монахи и раскаявшиеся еретики, но и преступники, которых нередко в цепях и кандалах с прикрепленными к ним орудиями убийств отправляли на Святую Землю или в Рим. По окончании такого рода паломничества грешники считались очистившимися. На Руси подобного рода богомолье со святынями и к святыням было так же весьма популярным. Например, царь Иван Грозный не раз ходил пешком в Троице-Сергиев монастырь в надежде искупить накопившиеся грехи. Богомолье - это путь души, ищущей Царствия Божия вдали от привычного шума и дел, где главной целью является обретение Бога в своей душе. Подобного рода богомолья совершаются в нашем храме уже не первый год. И в этом году мы не изменили своей традиции, пройдя хотя и более тяжелый (из-за непогоды), чем обычно, но зато и более благодатный путь внутрь себя в поисках царства Божия.
👍335🥰3
Для современного церковного человека Таинство Покаяния немыслимо без исповедания грехов. В то же время он не спорит с тем, что Таинство Крещения является в каком-то смысле средством очищения от греха и при этом исповедь не является его необходимой частью. А в древней Церкви не существовало еще и взгляда на сакраментальную исповедь, как на единственное, исключительное и неизбежное средство для прощения грехов, допущенных человеком после Крещения... См. видео здесь (Рутуб), здесь (Ютуб) или здесь (ВК).
26👍7🤔3
....авва Пинуфий подчеркивает, что особенно грехи очищаются «исправлением нравов наших». Именно на этом принципе в Церкви основывается и практика наложения епитимий (в виде того или иного принудительного доброделания или формы подвижничества), некогда являвшейся составной частью всей системы покаяния. Имея в виду эту систему, преп. Нил Синайский и говорит, что лучше всего «исповедь совершать делами, как-то: постом, бдением,.. щедрою и радушною милостынею».... См. видео здесь (Рутуб), здесь (Ютуб) или здесь (ВК).
27🤔2
Стандартная ситуация: женщина исповедует священнику грех аборта, после чего он назначает ей читать покаянный канон или акафист на тот или иной длительный срок, по окончании которого читает разрешительную молитву. Вопрос: "Молитва читавшей содействовала очищению ее греха или молитва священника? А может грех остался неочищенным, потому что за него не было понесено канонической епитимьи? Так является ли молитва достаточным средством к очищению грехов?"... См. видео здесь (Рутуб), здесь (Ютуб) или здесь (ВК).
👍174🤔1
...Церковь исповедует апостольскую истину, что если мы и согрешили, то Кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха (1Ин.1:8). Причем, кровь Его очищает от грехов именно тех, кто ее вкушает. И не мысленно и духовно это делает, как считают некоторые сектанты, а телесно - из «чаши Господней» (1Кор.11:27). А кто лишает себя этой Чаши, тот и не имеет очищения от грехов Кровью Господа, ибо для такого очищения недостаточно, чтобы Кровь, пролившаяся на Голгофе, содержалась лишь в человеческом естестве Искупителя. Надо к Его естеству приобщиться, став единым Телом с Ним... См. видео здесь (Рутуб), здесь (Ютуб) или здесь (ВК).
45🔥7🤔2
...В сравнении с исповеданием грехов этот способ, по мнению преп. Марка Подвижника, лучше тем, что «прежние грехи, будучи воспомянуты по виду, повреждают благонадежного, ибо если они возникают вновь в душе, сопровождаясь печалью, то удаляют от надежды, а если воображаются без печали, то опять
влагают внутрь прежнюю скверну»... См. видео здесь (Рутуб), здесь (Ютуб) или здесь (ВК).
23🤔4
Завершая разговор о покаянии и его формах, а так же о различных способах очищения греха, осталось решить вопрос о том, как удостовериться в том, что грех очищен? Ведь когда священник после исповеди читает разрешительную молитву, существует уверенность, что таким образом и в этот момент происходит таинственное очищение от греха, хотя (как мы уже выяснили) не все тут так однозначно, как кажется. Ну, а когда ты, например, пытаешься грех очистить плачем или терпением болезни, то как узнать в какой момент и в какой степени грех очистился?... См. видео здесь (Рутуб), здесь (Ютуб) или здесь (ВК).
24👍5🤔1
ПРЕДАНИЯ, ПОКАЯНИЕ

📌ЦЕРКОВНЫЕ ПРЕДАНИЯ
259. Церковные сказания
260. Одно житие на двоих
261. Забытый Чудотворец
262. Санта Клаус
263. Новолетие
264. Новогодние традиции
265. Рождественские традиции
266. Крещенские забавы
267. О Предании и преданиях
268. Церковные заповеди

📌ФОРМЫ ПОКАЯНИЯ
269. Покаянная дисциплина
270. Публичная исповедь
271. Сакраментальная исповедь
272. Старческая исповедь
273. Дисциплинарная исповедь
274. Дружеская исповедь
275. Мысленная исповедь
276. Исповедь у аналоя
277. Формула прощения
278. Возложение рук
279. Второе крещение
280. Заповедь всепрощения!
281. Вечернее покаяние
282. Скитское покаяние
283. Исповедальные обычаи
284. Исповедь вместо покаяния
285. Тарифное покаяние
286. Казуисткое покаяние
287. Сокрушение греха
288. Врачевание греха
289. Отмаливание греха
290. Очищение греха
291. Искупление греха
292. Оставление греха
👍2120🔥6🤔1
Закончив разговор о покаянии и различных способах очищения греха, теперь предлагаю приступить к изучению христианской морали. Это необходимо потому, что, во-первых, сам процесс покаяния предполагает изменение не только образа мыслей, но и образа жизни, а во-вторых, в основе «Домашней церкви» должно лежать не только литургически упорядоченное почитание Бога и общение с Ним, но и уподобление Ему в духовно-нравственных свойствах. Это же является и одной из задач богослужения, призванного не только отправлять различные молитвословия, но и вырабатывать духовно-душевные качества его участника, формируя через это и соответствующий нрав его. Поэтому далее я собираюсь посвятить время описанию нравственных свойств, из совокупности которых складывается тот внутренний строй, который должен быть присущ всякому, кто носит имя Христово... См. видео здесь (Рутуб), здесь (Ютуб) или здесь (ВК).
52👍10