ЕБИТДА – Telegram
ЕБИТДА
33.7K subscribers
2.11K photos
25 videos
1.62K links
Кто, сколько и как зарабатывает деньги в России. Госрегулирование. Индустрия. Власть.

На связи @ebitda_redaktor
Download Telegram
Для увеличения выпуска масок, по поручению Минпромторга и Росстандарта, были оперативно разработаны соответствующие технические условия "Маска лицевая гигиеническая". Позавчера их зарегистрировали и теперь они могут применяться для производства масок любым изготовителем.

Сегодня от Минздрава в регионы ушло поручение - проинформировать аптеки о возможности приема таких масок на реализацию. Есть шанс, что эти меры поспособствуют устранению все еще наблюдаемого дефицита.
Предприниматели без участия государства объединяются для самостоятельной борьбы с последствиями коронавируса

283 ресторатора и 4069 заведения (Андрей Деллос, Ginza Project, "Грабли", "Шоколадница", "Чайхона №1", "Крошка Картошка" и др.) составили декларацию, определяющую стратегию их взаимодействия с арендодателями. Требования следующие:

• Арендные каникулы на период вынужденного простоя.

• Арендная плата не более 10% от выручки для точек, сохранивших доставку.

• Арендная ставка в виде доли от оборота в течение года с момента возобновления деятельности.

• В течение года не вести переговоры об аренде помещений, которые занимают другие подписанты декларации.

• Информировать отрасль о расторжении договоров из-за отказа арендодателя пересмотреть условия аренды.

Как отреагируют на это владельцы помещений, пока неясно. С учетом их собственных потерь, согласие на озвученные условия, скорее всего, потребует компенсаторских мер со стороны государства. С другой стороны, ресторанная отрасль сейчас в руинах, и искать выход из кризиса нужно сообща, включая и арендодателей, для которых восстановление сферы общепита - восстановление их доходов.

В любом случае, подобная самоорганизация и готовность самостоятельно решать собственные проблемы заслуживает только похвалы. Это и есть настоящее предпринимательство - ответственная деятельность, осуществляемая на свой риск. Что, впрочем, не отменяет необходимость господдержки для тех, кто столь критично пострадал от форс-мажора.
Президентом озвучен новый пакет мер господдержки в связи с распространением коронавируса:

• В перечень наиболее пострадавших отраслей включить малый и средний бизнес, торгующий непродовольственными товарами - сто очков Гриффиндору Минпромторгу!

Предоставить малому и среднему бизнесу пострадавших отраслей финансовую безвозмездную помощь в апреле и мае - на решение текущих задач, в т.ч. выплату зарплат. Объем поддержки - исходя из общей численности работников по состоянию на 1 апреля, из расчета 12 130 рублей на одного сотрудника в месяц. Единственное условие предоставление помощи - сохранение не менее 90% штатов. Деньги за апрель будут поступать с 18 мая.

Доработать список системообразующих предприятий на основе внятных критериев, включив предприятия исключительно важные для национальной экономики. И никакого "Фонбета" в списке нет и не предвидится.

Не менее 75% кредитов на выплату зарплат будет обеспечено гарантиями ВЭБ.

Льготные кредиты для системообразующих предприятий на пополнение оборотных средств, ставка будет субсидироваться на ставку ЦБ (6%). Половина кредитов будет обеспечиваться госгарантиями, выданными Минфином.

23 млрд руб. для авиакомпаний на лизинг, зарплаты, пополнение оборотных средств и оплату стоянки.
Интересная история разворачивается вокруг поддержки различных отраслей экономики со стороны государства. О помощи попросили, кажется, уже все, кто мог:

• Сетевой и несетевой ритейл
• Отельеры и рестораторы
• Владельцы торговых центров
• Риэлторы
• Транспорт и логистика
• Авиакомпании
• Аэропорты
• Турбизнес
• Организаторы выставок и концертов
• Маркетинг и реклама
• Автодилеры
• Российский топливный союз (АЗС)
• Кинотеатры
• Кино- и телепродюсеры
• Производители кабеля
• Операторы обращения с отходами

В том числе, как утверждают «журналисты-расследователи», за поддержкой обратилось и ООО «Российское общество пластических, реконструктивных и эстетических хирургов». По понятным причинам, этим просителям уделили повышенное внимание.

Конечно, получить от властей финансовые пряники в такой непростой момент захотят многие - даже те, кто рассчитывать на такую помощь или не должен совсем, или может - хотя и не в первую очередь. История про пластических хирургов относится, скорее, ко второму типу. И тут, кстати, не стоит забывать, что "пластика" - это не только про губы и грудь (эстетическая хирургия), но и про ожоги (реконструктивная хирургия), и про врожденные патологии.

Так что крики про то, что "пластика" - это только развлечение для богатых - просто от незнания вопроса. А в результате могут пострадать простые обыватели - ведь аварии и пожары коронавирус не отменял.
Чем дольше будут длиться ограничительные меры, тем сильнее это будет бить по занятости и уровню доходов. А значит и по покупательной способности граждан, что отразится на спросе и на всей цепочке от ритейла до производства.

Это не значит, что карантинные меры надо отменять прямо сейчас - но если период карантина и самоизоляции будет продлеваться и далее, правительству придется задуматься об очередном соцпакете для населения.
Выяснилась главная проблема в получении господдержки

Большинство мер господдержки объявлено в отношении наиболее пострадавших отраслей, принадлежность к которым для конкретных предприятий определяется кодом ОКВЭД, указанным в ЕГРЮЛ.

Проблема в том, что у многих компаний он не совпадает с правительственным перечнем. Наглядный пример: в распоряжении № 434 гостиницы проходят под кодом 55 - "Деятельность по предоставлению мест для временного проживания", а в Реестре у многих отелей указан 68.3 - "Операции с недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе".

Подобное несовпадение ОКВЭД с фактическими видами деятельности - весьма распространенное явление. Его либо при регистрации указывают неверно (не придавая значения), либо впоследствии меняется специализация компании. К тому же многие виды предпринимательства являются смешанными или "пограничными". А по итогу бизнес, по факту относящийся к особо пострадавшим отраслям, рискует оказаться без обещанной поддержки.

Решить проблему можно отказавшись от использования ОКВЭД в качестве базового критерия или существенно расширив перечень кодов. Также целесообразно при оказании преференций со стороны государства иметь подтвержденные сведения о конкретной работе предприятия, например, о его выручке в разрезе вида деятельности. Такие сведения могли бы предоставлять (или подтверждать) налоговые органы.
Ежегодно торговые сети выбрасывают на свалку около 700 тысяч тонн продуктов - 2-6% от общего объема рынка.

Бесплатно раздавать товары с истекающим сроком годности не получается - утилизация дешевле, так как по действующему Налоговому Кодексу даже на передаваемое в рамках благотворительности уплачивается налог на прибыль и НДС.

Еще прошлой осенью ритейлеры предлагали изменить эту норму. В январе пакет поправок из Госдумы передали в правительство. В условиях кризиса тема снова становится актуальной. С соответствующим письмом к Мишустину обратились представители ОНФ и церковных структур.

Положительные следствия отмены налогов очевидны - от уменьшения нагрузки на экологию до реальной возможности помочь миллионам нуждающимся (по оценкам, для всех находящихся за чертой бедности граждан достаточно 1,2 млн тонн продуктов в год). Во многих странах ЕС подобная практика является распространенной и даже обязательной. Например, французские супермаркеты обязаны отдавать непроданную еду благотворительным организациям, иначе им грозят крупные штрафы.

Однако здесь есть и свои минусы. Появляется почва для уклонения от налогов - менеджеры получат возможность списывать продукты на благотворительность, тогда как сами товары будут реализовываться.

Кроме того, одних налоговых льгот может оказаться недостаточно - предприятия розничной торговли зачастую находятся на разных упрощенных системах налогообложения, они и так не платят налог на прибыль и НДС напрямую. Желание магазинов и продавцов передавать товар на благотворительность потребует дополнительных стимулов (налоговые преференции и пр.), иначе идея может не сработать.
В ФАС согласились, что введение государственного регулирования цен на продукты питания сейчас не нужно. По мнению регулятора, существующие рыночные механизмы и окрепшее сельское хозяйство обеспечивают достаточный объем поставок продовольствия, что дает возможность для поддержания конкурентного и справедливого уровня цен. Вполне разумно.

Мы уже писали о том, что инициатива депутатов Госдумы заморозить цены на продукты на время пандемии коронавируса - не лучшая идея. Среди экономистов этот вопрос не вызывает споров - мораторий на изменение цен в рыночной экономике может создать только проблемы. Всем - и бизнесу, и потребителям (только не сразу, а в долгосрочной перспективе).

Ритейл справился с ажиотажным спросом в начале эпидемии и обошелся без резких ценовых скачков. И нет никаких предпосылок для того, чтобы ситуация стала меняться в апреле или мае. Кроме того, уже многие семьи закупились на недели и даже месяцы вперед - около 50% домохозяйств сделали запасы продуктов питания длительного срока хранения более чем на 100 дней.

Понятно, чем руководствуются депутаты. Выборы в Госдуму уже через полтора года, а значит время для популистских шагов наступило.
Это пишет сегодняшний "Коммерсант".

Яркий пример того, как рынок полностью сам себя контролировать не может - и в условиях дефицита появляется предложение, которое обращает внимание на качество в последнюю очередь. Маски еще ничего, а вот кустарные антисептики на спиртовой основе могут привести к большим проблемам со здоровьем.

Только на днях премьер Мишустин приостановил действие указа, по которому единственным поставщиком масок в торговые точки назначалась "Росхимзащита". Кажется, такими темпами придется этот мораторий снимать и предпринимать жесткие меры в отношении такой "системной практики" со стороны аптечных сетей.

А с другой стороны - не понятен смысл торговли из-под полы, если уже официально разрешили гигиенические (не медицинские) маски поставлять в аптеки.
Средства на объявленные меры поддержки экономики планируется взять из нескольких источников:
1) часть из ФНБ
2) часть занять на рынке
3) примерно половину получить за счет уменьшения расходов бюджета в текущем году.

Под удар попадают в том числе и нацпроекты, на общую сумму 200 млрд рублей.

Среди наиболее пострадавших - поддержка экспорта, на которую было выделено 74,55 млрд рублей, а сократить хотят сразу наполовину.

Минус более, чем серьезный. При этом задача остается и плановые показатели пока никто не корректировал. В ответ Минпромторг заново открывает субсидирование расходов экспортеров на транспорт (топливо, аренда вагонов, контейнеров и пр.).

Это наиболее востребованная и эффективная мера господдержки экспорта, в 2017-2018 гг. ее получили 230 компаний с общим объемом поставок 408 млрд руб. Однако квалификационный отбор на этот год завершен и реестр получателей субсидии составлен. Поэтому министерство хочет предоставить возможность тем экспортерам, которые не смогли или не успели подать заявки. Проект соответствующего постановления уже внесен в правительство.

Снижение непроизводственных издержек - это снижение себестоимости. В условиях падающих рынков такое дополнительное преимущество лишним не будет.
Несмотря на возросшее значение сферы услуг, промышленность остается основой экономического благополучия. Мировых лидеров без сильной промышленности нет. Поэтому без развития российской производственной сферы и несырьевого экспорта экономического роста можно не ждать.
Производство вина за I квартал упало на 21,6%, отгрузка - на 27,4%. Винных напитков - на 12,6% и 17,5% соответственно. Причина - не коронавирус, а рост акциза: на вина с защищенными географическими идентификаторами в 6 раз - с 5 до 31 рублей за литр, на столовые вина - с 18 до 31 рублей за литр.

Готовясь к повышению ставки с 1 января, в прошлом году производители нарастили темп: столовых вин - на 7,8%, вин с защищенными географическими указаниями - на 46%. Сейчас, естественно, наблюдается спад.

Перебоев в производственном процессе нет, но в один момент были трудности с логистикой и поставками. Из-за транспортных ограничений, вводимых регионами в связи с коронавирусом - особенно в этом отличился Краснодарский край.

В последние недели спрос увеличивался, однако в ближайшее время ожидается падение продаж из-за последствий коронавируса: первоначальный настрой части населения скрашивать карантин алкоголем успокаивается, трафик в магазинах снижается.

Решить эту проблему могла бы легализация онлайн-торговли. Идея озвучивается достаточно давно и поддерживается большинством ведомств - от Минпромторга до Минфина. Уже больше месяца назад Герман Греф сообщал, что с правительством и парламентом ведется соответствующая работа, а неделю назад в СМИ прошла новость о том, что Минфин поддержал инициативу. Но пока форму закона эти заявления приобрели.

Отдельным негативным фактором для отрасли во втором квартале станет снижение платежеспособного спроса, что приведет не к уменьшению потребления, а к переходу на нелегальную продукцию.
Сразу семь фарм-компаний сообщили о возможном прекращении выпуска жизненно важных препаратов. Всего более 50 наименований: парацетамол, раствор глюкозы, димедрол, ибупрофен и др. Некоторые уже частично приостановили производство.

Компании объясняют это тем, что из-за повышения спроса на иностранные ингредиенты и девальвации рубля стоимость импорта выросла, а при ограничениях в виде максимально допустимой цены производство лекарств становится нерентабельным.

Цены на жизненно важные лекарства зарегистрировали еще в 2009 году на основе средних продаж с возможностью ежегодной индексации на уровень инфляции (но не более 6%). После резкой девальвации в 2014 году некоторые препараты ушли с российского рынка из-за нерентабельности. Сегодня ситуация повторяется.

До конца 2020 года должна заработать новая методика ценообразования: инновационные препараты не могут стоить больше, чем в других государствах, а к аналогам применяется понижающий коэффициент. Однако добавленное позднее правило о том, что новые цены не должны превышать существующие, сделало всю концепцию бессмысленной для производителей.

Сейчас Минздравом готовятся изменения в правила. Насколько они будут существенными, сказать сложно. Но если стоит задача сохранить собственное производство, то необходимо обеспечить его рентабельность. Как это сделать, субсидированием цен или другими механизмами, вопрос для отраслевого обсуждения.
Некоторые ассоциации пищепрома (Союзмолоко, Союз производителей безалкогольных напитков, Национальный союза птицеводов, Союзроссахар) просят у правительства:

• Нанести удар по ритейлерам (мораторий на применение неустоек и на продажу товаров со скидками)

• Отказаться от введения цифровой маркировки.

Понятно, что сейчас просящих у государства много и зачастую "хотелки" бизнеса вполне оправданны, но этот список вызывает недоумение.

Государственный запрет для сетей проводить промоакции явно нарушает баланс интересов участников рынка, дискриминируя одну из сторон рыночных отношений. Аргумент, что производители из-за скидок теряют в выручке, не соответствует действительности. Благодаря акциям на рынок выводятся новые товары и увеличиваются продажи. В условиях низкой покупательской способности это эффективное средство стимулирования спроса. Т.е. в конечном итоге предоставляемые ритейлом розничные скидки работают и на самих производителей.

Требование о моратории на применение штрафов и неустоек за недопоставку и несвоевременную поставку уже неактуально - с 20 марта крупнейшие сети согласились временно не применять эти санкции, заодно обнулив торговую наценку на некоторые социально значимые товары.

Что касается маркировки, то ее отсрочка если и целесообразна, то для новых групп товаров. По молочной продукции и бутилированной воде пилотные проекты уже запущены: предприниматели в них активно участвуют, проекты корректируются в зависимости от их пожеланий. Если сейчас все затормозить, уже отлаженная система так и застрянет в полупозиции. Или участники будут к ней не до конца готовы, если сроки останутся прежними.

Необходимость же самой маркировки как средства борьбы с контрафактом и формирования безопасного потребительского рынка очевидна. Сейчас происходит так: предположим, вы купили некачественный товар, нанесли (не дай Бог) вред своему здоровью - и идете судиться с магазином. С магазином, а не с производителем, который случайно допустил брак или захотел намеренно сэкономить на ингредиентах.

И ритейлу, по понятным причинам, такая ситуация не нравится - отвечать приходится не за себя. Поэтому торговые сети заинтересованы в том, чтобы снизить риски и иметь "чистую" продукцию, которую можно проверить на каждом этапе создания и транспортировки. И даже больше федеральных сетей в этом заинтересованы региональные магазины, для которых судебные издержки за 1 пакет "пальмового" молока или хлеба с мочалкой могут стать фатальными.

А позиция отдельных производителей, выступающих против, постоянно меняется и ничем не мотивируется. Те, кто сейчас против маркировки, еще не так давно выступали за неё. Просто не хотят менять привычные правила и играть "в белую".
В прошлом году федеральный бюджет потерял не менее 100 млрд рублей из-за нелегальной торговли сигаретами. В 2017-2019 гг. доля контрафакта и контрабанды в общем объеме табачных изделий увеличилась с 2,4 до 15,6%. В некоторых регионах этот показатель доходит до четверти и даже половины оборота. Это самый большой рост по всем товарным группам.

Страдает не только государство, но и бизнес с простыми людьми - табачные фабрики в соседних странах, активно работающие на серый рынок, лишают легальных российских производителей доходов, а экономику рабочих мест, налогов с оборота и иных отчислений. А курить меньше у нас не стали: отчеты Минздрава о существенном снижении потребления табака - тоже благодаря неучтенному серому рынку.

Мощная нелегальная инфраструктура с хорошо отработанными схемами требует системных мер борьбы с ней: выравнивание акцизов со странами ЕАЭС, ужесточение ответственности, установление адекватных минимальных цен.

Окончательно решить проблему сможет, видимо, только полное внедрение системы маркировки. Производители в ней уже успешно зарегистрированы и работают. С 1 июля 2019 года прекращено поступление в оборот новых партий немаркированной продукции, идет распродажа остатков.

С 1 июля 2020 года вступает в силу полный запрет на реализацию сигарет без оригинальных цифровых меток. Конечно, останется вариант продажи "из-под прилавка", но это уже совсем другие объемы, а также уровень риска и ответственности для продавцов.
Обидно, что некоторые коллеги называют свои каналы политическими, а в структуре правительства и его функционировании разбираются хуже школьников на удаленке.

Минпромторг ничего в данном случае не мог лоббировать, даже если бы захотел. Мяч был изначально на стороне Минздрава. Реанимобили ГАЗа после производства попадают в его распоряжение. Минпромторг тут исполнитель.

Отталкиваясь от требований Минздрава, правительство и приняло решение о классе авто. Было бы странным, если бы руководство правительства, не имея медицинского образования, стало бы оспаривать мнение узкопрофильных специалистов.

Что до завода-производителя, то в таком случае всегда найдется тот, кто получит контракт меньше того, на который рассчитывал. Но это называется рыночными отношениями. И ГАЗу (которому и так оказывается неслабая господдержка) лучше было бы сконцентрироваться на работе над качеством выпускаемой продукции. Тогда, возможно, правительство будет делать выбор в его пользу. А пока к этому качеству есть вопросы - о чем говорит, к примеру, провал GAZelle-Next краш-теста Росстандарта. А медицинский сектор, ещё и в период пандемии, - не место для экспериментов.

https://news.1rj.ru/str/postposttruth/6754
В России отмечено резкое снижение темпов роста промышленного производства - с 3,3% в феврале до 0,3% в марте. В целом за I квартал +1,5%.

В то же время, если брать только обрабатывающее производство, за I квартал рост 3,8%, в марте - 2,6% по отношению к предыдущему году и 8,8% по отношению к февралю.

Избежать отрицательных показателей в марте помог ажиотажный спрос, обеспечивший увеличение выпуска в ряде сегментов: продукты питания, бытовая химия, фармацевтика, медоборудование. В лидерах по росту: производство компьютеров и их комплектующих (прирост по сравнению с мартом 2019 года 75,5%) и изготовление электронного оборудования (прирост по сравнению с мартом 2019 года 49%). По-прежнему один из драйверов роста - производство продуктов питания: гречневая крупа, к примеру, дала +41% к марту 2019, а макаронные изделия - +20,7%. Так что любимым продуктам россиян исчезновение с магазинных полок точно не грозит.

Однако в апреле потребительские настроения изменились, что неизбежно отразится на будущей статистике.
Россияне смотрят в будущее с большой опаской, что скажется на экономике в целом и потребительской отрасли в частности. Падение спроса ожидается в 90% товарных категорий.

38% опрошенных заявили, что снизят расходы на алкоголь, 32% - на косметику, макияж и парфюмерию, 21% - на одежду. Кроме того, 31% опрошенных собираются меньше тратить денег на стационарную электронику и бытовую технику, 29% - на мобильные устройства, а 26% - на мебель и интерьер.

В первой пятерке категорий, где россияне, наоборот, рассчитывают увеличить свои расходы, фигурируют коммунальные услуги, домашний интернет, услуги мобильной связи, безрецептурные лекарства и свежие продукты.
По нашим данным, в Минфин уже поступило распоряжение готовить закон о разрешении онлайн-торговли алкоголем. На прошлой неделе СМИ писали о либерализации отрасли - но тогда говорилось только о вине. Сейчас - уже о всей алкогольной продукции.

Закон вступит в силу, скорее всего, с 1 января 2021 года.
Минпромторг предложил перевести госзакупки судов и морской техники на российские верфи, готовые выполнить работы в соответствии с установленными требованиями о локализации.

Госкомпании под этот порядок не попадают, однако и без них заказчиков хватает - в рамках Комплексного плана магистральной инфраструктуры должно быть построено 101 судно (Росморпорт, Росморречфлот).

Протекционистские меры в отношении госзаказа - вещь более чем логичная. Тем более, странно оплачивать производство заграницей в условиях кризиса. В пользу этого подхода и риски увеличения итоговой стоимости работ на иностранных верфях из-за валютных колебаний, что дополнительным бременем ложится на бюджет.

В сентябре прошлого года частный судостроительный завод "Пелла" Герберта Цатурова заключил с "Росморпортом" контракт на ледокол за 7,5 млрд рублей. Первые три в серии строил Выборгский завод, а четвертое передали Цатурову. При том, что уже тогда было известно об отсутствии у "Пеллы" соответствующих мощностей в России. В итоге заказ ушел на принадлежащую ей гамбургскую верфь. Сейчас объявлен новый конкурс, на 5-й ледокол. Основным претендентом считается "Пелла".

Исключение госкомпаний из нового порядка можно объяснить неготовностью отечественных заводов к слишком большим заказам. Например, крупнотоннажный флот для Новатэка, Газпромнефти и др. приходится частично строить зарубежом из-за невозможности дальневосточный "Звезды" справиться с такими объемами.