ЕБИТДА – Telegram
ЕБИТДА
33.7K subscribers
2.11K photos
25 videos
1.62K links
Кто, сколько и как зарабатывает деньги в России. Госрегулирование. Индустрия. Власть.

На связи @ebitda_redaktor
Download Telegram
Сразу семь фарм-компаний сообщили о возможном прекращении выпуска жизненно важных препаратов. Всего более 50 наименований: парацетамол, раствор глюкозы, димедрол, ибупрофен и др. Некоторые уже частично приостановили производство.

Компании объясняют это тем, что из-за повышения спроса на иностранные ингредиенты и девальвации рубля стоимость импорта выросла, а при ограничениях в виде максимально допустимой цены производство лекарств становится нерентабельным.

Цены на жизненно важные лекарства зарегистрировали еще в 2009 году на основе средних продаж с возможностью ежегодной индексации на уровень инфляции (но не более 6%). После резкой девальвации в 2014 году некоторые препараты ушли с российского рынка из-за нерентабельности. Сегодня ситуация повторяется.

До конца 2020 года должна заработать новая методика ценообразования: инновационные препараты не могут стоить больше, чем в других государствах, а к аналогам применяется понижающий коэффициент. Однако добавленное позднее правило о том, что новые цены не должны превышать существующие, сделало всю концепцию бессмысленной для производителей.

Сейчас Минздравом готовятся изменения в правила. Насколько они будут существенными, сказать сложно. Но если стоит задача сохранить собственное производство, то необходимо обеспечить его рентабельность. Как это сделать, субсидированием цен или другими механизмами, вопрос для отраслевого обсуждения.
Некоторые ассоциации пищепрома (Союзмолоко, Союз производителей безалкогольных напитков, Национальный союза птицеводов, Союзроссахар) просят у правительства:

• Нанести удар по ритейлерам (мораторий на применение неустоек и на продажу товаров со скидками)

• Отказаться от введения цифровой маркировки.

Понятно, что сейчас просящих у государства много и зачастую "хотелки" бизнеса вполне оправданны, но этот список вызывает недоумение.

Государственный запрет для сетей проводить промоакции явно нарушает баланс интересов участников рынка, дискриминируя одну из сторон рыночных отношений. Аргумент, что производители из-за скидок теряют в выручке, не соответствует действительности. Благодаря акциям на рынок выводятся новые товары и увеличиваются продажи. В условиях низкой покупательской способности это эффективное средство стимулирования спроса. Т.е. в конечном итоге предоставляемые ритейлом розничные скидки работают и на самих производителей.

Требование о моратории на применение штрафов и неустоек за недопоставку и несвоевременную поставку уже неактуально - с 20 марта крупнейшие сети согласились временно не применять эти санкции, заодно обнулив торговую наценку на некоторые социально значимые товары.

Что касается маркировки, то ее отсрочка если и целесообразна, то для новых групп товаров. По молочной продукции и бутилированной воде пилотные проекты уже запущены: предприниматели в них активно участвуют, проекты корректируются в зависимости от их пожеланий. Если сейчас все затормозить, уже отлаженная система так и застрянет в полупозиции. Или участники будут к ней не до конца готовы, если сроки останутся прежними.

Необходимость же самой маркировки как средства борьбы с контрафактом и формирования безопасного потребительского рынка очевидна. Сейчас происходит так: предположим, вы купили некачественный товар, нанесли (не дай Бог) вред своему здоровью - и идете судиться с магазином. С магазином, а не с производителем, который случайно допустил брак или захотел намеренно сэкономить на ингредиентах.

И ритейлу, по понятным причинам, такая ситуация не нравится - отвечать приходится не за себя. Поэтому торговые сети заинтересованы в том, чтобы снизить риски и иметь "чистую" продукцию, которую можно проверить на каждом этапе создания и транспортировки. И даже больше федеральных сетей в этом заинтересованы региональные магазины, для которых судебные издержки за 1 пакет "пальмового" молока или хлеба с мочалкой могут стать фатальными.

А позиция отдельных производителей, выступающих против, постоянно меняется и ничем не мотивируется. Те, кто сейчас против маркировки, еще не так давно выступали за неё. Просто не хотят менять привычные правила и играть "в белую".
В прошлом году федеральный бюджет потерял не менее 100 млрд рублей из-за нелегальной торговли сигаретами. В 2017-2019 гг. доля контрафакта и контрабанды в общем объеме табачных изделий увеличилась с 2,4 до 15,6%. В некоторых регионах этот показатель доходит до четверти и даже половины оборота. Это самый большой рост по всем товарным группам.

Страдает не только государство, но и бизнес с простыми людьми - табачные фабрики в соседних странах, активно работающие на серый рынок, лишают легальных российских производителей доходов, а экономику рабочих мест, налогов с оборота и иных отчислений. А курить меньше у нас не стали: отчеты Минздрава о существенном снижении потребления табака - тоже благодаря неучтенному серому рынку.

Мощная нелегальная инфраструктура с хорошо отработанными схемами требует системных мер борьбы с ней: выравнивание акцизов со странами ЕАЭС, ужесточение ответственности, установление адекватных минимальных цен.

Окончательно решить проблему сможет, видимо, только полное внедрение системы маркировки. Производители в ней уже успешно зарегистрированы и работают. С 1 июля 2019 года прекращено поступление в оборот новых партий немаркированной продукции, идет распродажа остатков.

С 1 июля 2020 года вступает в силу полный запрет на реализацию сигарет без оригинальных цифровых меток. Конечно, останется вариант продажи "из-под прилавка", но это уже совсем другие объемы, а также уровень риска и ответственности для продавцов.
Обидно, что некоторые коллеги называют свои каналы политическими, а в структуре правительства и его функционировании разбираются хуже школьников на удаленке.

Минпромторг ничего в данном случае не мог лоббировать, даже если бы захотел. Мяч был изначально на стороне Минздрава. Реанимобили ГАЗа после производства попадают в его распоряжение. Минпромторг тут исполнитель.

Отталкиваясь от требований Минздрава, правительство и приняло решение о классе авто. Было бы странным, если бы руководство правительства, не имея медицинского образования, стало бы оспаривать мнение узкопрофильных специалистов.

Что до завода-производителя, то в таком случае всегда найдется тот, кто получит контракт меньше того, на который рассчитывал. Но это называется рыночными отношениями. И ГАЗу (которому и так оказывается неслабая господдержка) лучше было бы сконцентрироваться на работе над качеством выпускаемой продукции. Тогда, возможно, правительство будет делать выбор в его пользу. А пока к этому качеству есть вопросы - о чем говорит, к примеру, провал GAZelle-Next краш-теста Росстандарта. А медицинский сектор, ещё и в период пандемии, - не место для экспериментов.

https://news.1rj.ru/str/postposttruth/6754
В России отмечено резкое снижение темпов роста промышленного производства - с 3,3% в феврале до 0,3% в марте. В целом за I квартал +1,5%.

В то же время, если брать только обрабатывающее производство, за I квартал рост 3,8%, в марте - 2,6% по отношению к предыдущему году и 8,8% по отношению к февралю.

Избежать отрицательных показателей в марте помог ажиотажный спрос, обеспечивший увеличение выпуска в ряде сегментов: продукты питания, бытовая химия, фармацевтика, медоборудование. В лидерах по росту: производство компьютеров и их комплектующих (прирост по сравнению с мартом 2019 года 75,5%) и изготовление электронного оборудования (прирост по сравнению с мартом 2019 года 49%). По-прежнему один из драйверов роста - производство продуктов питания: гречневая крупа, к примеру, дала +41% к марту 2019, а макаронные изделия - +20,7%. Так что любимым продуктам россиян исчезновение с магазинных полок точно не грозит.

Однако в апреле потребительские настроения изменились, что неизбежно отразится на будущей статистике.
Россияне смотрят в будущее с большой опаской, что скажется на экономике в целом и потребительской отрасли в частности. Падение спроса ожидается в 90% товарных категорий.

38% опрошенных заявили, что снизят расходы на алкоголь, 32% - на косметику, макияж и парфюмерию, 21% - на одежду. Кроме того, 31% опрошенных собираются меньше тратить денег на стационарную электронику и бытовую технику, 29% - на мобильные устройства, а 26% - на мебель и интерьер.

В первой пятерке категорий, где россияне, наоборот, рассчитывают увеличить свои расходы, фигурируют коммунальные услуги, домашний интернет, услуги мобильной связи, безрецептурные лекарства и свежие продукты.
По нашим данным, в Минфин уже поступило распоряжение готовить закон о разрешении онлайн-торговли алкоголем. На прошлой неделе СМИ писали о либерализации отрасли - но тогда говорилось только о вине. Сейчас - уже о всей алкогольной продукции.

Закон вступит в силу, скорее всего, с 1 января 2021 года.
Минпромторг предложил перевести госзакупки судов и морской техники на российские верфи, готовые выполнить работы в соответствии с установленными требованиями о локализации.

Госкомпании под этот порядок не попадают, однако и без них заказчиков хватает - в рамках Комплексного плана магистральной инфраструктуры должно быть построено 101 судно (Росморпорт, Росморречфлот).

Протекционистские меры в отношении госзаказа - вещь более чем логичная. Тем более, странно оплачивать производство заграницей в условиях кризиса. В пользу этого подхода и риски увеличения итоговой стоимости работ на иностранных верфях из-за валютных колебаний, что дополнительным бременем ложится на бюджет.

В сентябре прошлого года частный судостроительный завод "Пелла" Герберта Цатурова заключил с "Росморпортом" контракт на ледокол за 7,5 млрд рублей. Первые три в серии строил Выборгский завод, а четвертое передали Цатурову. При том, что уже тогда было известно об отсутствии у "Пеллы" соответствующих мощностей в России. В итоге заказ ушел на принадлежащую ей гамбургскую верфь. Сейчас объявлен новый конкурс, на 5-й ледокол. Основным претендентом считается "Пелла".

Исключение госкомпаний из нового порядка можно объяснить неготовностью отечественных заводов к слишком большим заказам. Например, крупнотоннажный флот для Новатэка, Газпромнефти и др. приходится частично строить зарубежом из-за невозможности дальневосточный "Звезды" справиться с такими объемами.
Кризис гостиничного бизнеса

Даже несмотря на рост в зимние месяцы, мартовский обвал привел к значительному снижению доходности на номер в I квартале: в Москве на 15,5%, в Санкт-Петербурге на 10,9% (загрузка упала 15-16% и 13-14% соответственно).

Совокупные доходы, гостиниц, хостелов, апартаментов посуточной аренды и др. в марте сократились на 25,2 млрд рублей относительно февраля (годовой доход - около 370 млрд рублей).

Кризис для отрасли только начинается. В апреле-июне ожидается минимальный уровень загрузки в 5-10% и падение доходов минимум на 65%. Даже при снятии карантина в ближайшее время восстановление экономики и турпотоков будет проходить крайне медленно. После кризиса 2008 года в Москве это заняло год, в Петербурге - два с половиной.

Участникам гостиничного рынка уже предоставлена отсрочка по кадастровым платежам, а столичная мэрия поддерживает грантами отели, размещающие медперсонал. Мер поддержки явно недостаточно, и отельеры просят у правительства:

• Субсидировать 50% коммунальный тарифов и эксплуатационных расходов.

• Компенсировать арендодателям 50% предоставленной туроператорам скидки.

• Снизить НДС до 5-6%.

• Сократить суммарный размер взносов в ПФ и другие фонды до 6%.

• Освободить до конца года все гостиницы, включенные в федеральный перечень, от налогов на имущество, земельного налога, арендной платы за землю.

Пытаясь обеспечить загрузку, многие отели активно предлагают аренду номеров на длительный срок для самоизоляции. Однако идти на скидки пока не готовы - средняя стоимость размещения в сегменте качественных гостиниц составила 7,6 тыс. руб. (+0,8%). Загрузка падает, цены нет.
Получила продолжение история с фудшерингом - освобождением от налогов продуктов с истекающим сроком годности, передающихся на благотворительность.

Депутаты готовят для правительства новую редакцию законопроекта. Новеллы следующие: устанавливается предельный объем таких продуктов (15-30% от общего товарооборота) и их минимальный перечень (молочка, мука, крупы, картофель, сахар, соль, овощи, говядина, свинина, куры, рыба и пр.). Действовать налоговые льготы будут в отношении ритейлеров и производителей.

Минпромторг, Минсельхоз, Минэкономики возражений не имеют. Единственным принципиальным противником был Минфин, опасающийся "серых" схем ухода от налогов и для убедительности ссылающийся на отсутствие порядка контроля за обращением таких товаров.

Зная эту позицию, депутаты предлагают в дальнейшем разработать подзаконный акт, который этот порядок определит, в т.ч. для того, чтобы избежать противозаконных действий со стороны торговых сетей. Фактически эту работу предлагается сделать самому правительству, что несколько повышает шансы на несговорчивость финансистов.

В целом идея, безусловно, полезная, в т.ч. для магазинов, которые смогут уменьшить расходы на утилизацию и возврат продуктов. Соответственно, должны понизиться и розничные цены, в которые эти расходы изначально закладываются. В случае принятия закона хорошо бы это дело проконтролировать.
Сегодняшнее совещание по автопрому - пример здорового государственного протекционизма и отраслевого лоббизма.

В отрасли напрямую занято около 300 тысяч человек. Если добавить тысячи предприятий-смежников (крупные поставщики, автосалоны, сервисные станции и др.) общая численность занятых доходит до 3 миллионов. Восстановление отрасли – уже не только бизнес-задача, но и задача социальная.

Что уже сделано:

В перечень системообразующих предприятий Минпромторгом включены 12 автопроизводителей. Со следующей недели для таких компаний заработает программа льготного банковского кредитования. Ставка будет субсидироваться в размере ключевой ставки ЦБ, а половина кредита гарантироваться Минфином.

• Уже принято решение дополнительно закупить за счёт бюджета автомобильную технику: 1200 реанимобилей для региональных медицинских учреждений на 5,2 млрд рублей.

Что будет сделано (по итогам совещания):

Стимулирование спроса за счет госзакупок и путем 10%-ой скидки на отечественные автомобили.

• Дополнительное выделение 6 млрд рублей на программы льготного автолизинга и 7 млрд рублей на программу льготного кредитования при покупке отечественных автомобилей.

Поддержка заводов с локализацией производства в России. Нынешний корона-кризис показал всю важность локализованных производств, особенно это стало видно на примере масок, когда весь мир столкнулся с дефицитом, после остановки производства в Китае. Примечательно, что тему с локализацией в автопроме актуализировал еще в прошлом году Минпромторг, предложив систему поддержки, которую вот-вот должно утвердить правительство.

• Возможность автодилерам первым начать работу при ослаблении режима самоизоляции.

С этого же совещания - уже разошедшаяся новость о том, что Владимир Путин запретил госкомпаниям закупать иностранные лимузины. Когда во всем мире производители требуют протекционистских мер от государств - решение логичное.
На подходе новые меры поддержки бизнеса и корректировка ранее принятых:

• Программа льготных зарплатных кредитов для малого бизнеса (первое полугодие - 0%, второе - 4%) расширена на более крупные компании. Для этого выделяется 3,5 млрд рублей.

Общий объем программы составит 305 млрд рублей. Уже подано 11,5 тыс. заявок на 27,5 млрд рублей. Прирост - 2 тысячи обращений в сутки. Одобрено на 13,6 млрд рублей. Выдано около 4 млрд рублей.

Утверждена субсидия 24 млрд рублей для льготного кредитования системообразующих предприятий на пополнение оборотных средств. Размер кредита - до 1 млрд рублей сроком на один год. Ставка - не выше 5% годовых. Всего планируется выделить около 1 трлн рублей при охвате 1 тыс. предприятий.

• Готовится корректировка программы отсрочки выплаты кредита, при которой уплата долга сдвигается на 6 месяцев, а бизнес оплачивает только треть процентов. Поступило заявок всего на 3,8 млрд рублей, это около 0,5% общего кредитного портфеля. Причина: программа дублирует кредитные каникулы и невыгодна банкам, которые предлагают клиентам собственные продукты по реструктуризации.
❗️Кризис может убить мелкорозничную торговлю - нужны срочные меры

Торговля - один из самых пострадавших секторов экономики. Падение оборотов - от 50 до 80%. Спад потребления, по оптимистическим оценкам, продлится не менее полугода.

Особенно много потеряла малая розница, из которой весь трафик ушел в сети. Если не принять в срочном порядке меры поддержки, коллапс отрасли неизбежен. Именно малый бизнес наименее защищен и наиболее уязвим в кризисы.

В нашем распоряжении есть данные закрытого опроса, который провела "Опора России" - и цифры там очень печальные. Так, например, из общего числа опрошенных 50% несетевых торговцев попали под запрет или закрылись по разным причинам. А из несетевых продовольственных магазинов 40% - на грани закрытия.

Что надо делать, в целом понятно. Еще в прошлом году Минпромторг разработал "Стратегию развития торговли до 2025 года", которая во многом именно про поддержку малоформатной и нестационарной торговли. Бизнес-сообщество сказало "ок", и весной проект планировали передать в правительство.

А более года назад министерство внесло в Госдуму законопроект, регулирующий нестационарную и развозную торговлю, который, несмотря на позитивные отзывы предпринимателей, столкнулся с противодействием в Совете Федерации и до сих пор не принят.

Наконец, третий заход был сделан уже в период пандемии - Минпромторг озвучивал предложения, о которых мы частично писали.

Реальная помощь уже назрела. Непринятие указанных мер в оперативном порядке - гарантированный крах для отрасли, в которой напрямую заняты сотни тысяч граждан.
Оборот розничной торговли в марте:

• Всего - 2,914 трлн рублей (+5,6% к марту 2019 г. и +10,2% к февралю).

• Магазины и ТЦ - 2,775 трлн рублей (+6% / +10,5%).

• Рынки и ярмарки - 139 млрд рублей (-3,3% / +4,4%).

Цены на продовольствие выросли (к марту 2019 г.):

• Помидоры - 14,9%
• Репчатый лук - 14,1%
• Сахар - 13,5%
• Морковь - 9,4%
• Чеснок - 8,9%
• Лимоны - 7,8%
• Гречка - 6,2%
• Картофель - 6,1%

Цены упали:

• Огурцы -16,4%
• Апельсины -2,5%

Продажи непродовольственных товаров росли быстрее, чем продовольственных (включая табак и напитки) - 6,4% и 4,7% соответственно. Это объясняется повышенным спросом в связи с девальвацией рубля, когда население скупало импортные товары, чтобы успеть до роста отпускных цен.
Принято два пакета мер господдержки экономики в условиях пандемии. На подходе третий и четвертый. В правительстве уже озвученная помощь экономике оценивается от 2,1 до 2,9 трлн рублей. Точных цифр нет, в т.ч. из-за сложности с подсчетом.

Прямая поддержка (соцвыплаты населению, помощь регионам и др.) - это около 600 млрд рублей. Остальное - госгарантии и налоговые отсрочки и послабления для бизнеса, размер которых определить пока трудно. Например, кредитные гарантии могут быть не использованы бизнесом в установленных объемах.

В целом, правительство применяет крайне экономный и осторожный подход:

Использование средств ФНБ, когда при цене нефти ниже $42 валюта из фонда продается для финансирования бюджетного дефицита, - это мера автоматическая. Относить ее к антикризисной программе некорректно.

Перераспределение расходов (с нацпроектов на антикризисные меры, 200 млрд рублей) их общий объем не увеличивает.

Отсрочки и снижения выплат по налогам и страховым взносам в большей степени задевают доходы социальных фондов и в меньшей степени - налоги, уплачиваемые в федеральный бюджет.

Гарантийная поддержка по беспроцентным кредитам для бизнеса (350 млрд рублей) - это ВЭБ.

Желание правительства не разбрасываться деньгами в условиях, когда неясны сроки окончания кризиса и до конца непонятны его последствия, понятно. Однако в результате такой экономии без необходимой поддержки остаются целые направления бизнеса.

Например, торговые центры, а это 7 тысяч объектов по стране (и сотни тысяч работающих россиян), остановивших работу с 28 марта, до сих пор не включены ни в один список пострадавших предприятий и не могут рассчитывать на помощь государства.
В глобальном рейтинге инноваций от Bloomberg Россия располагается на 26 месте, пропустив вперед Польшу, Чехию, Финляндию и даже Словению. Зато опережая такие страны как Испания, Турция, Гонконг, Аргентина, Бразилия, Индия.

Впрочем, сами рейтинги эти довольно условны и субъективны. Например, в Глобальном инновационном индексе Корнельского университета (США), бизнес-школы INSEAD (Франция) и Всемирной организации интеллектуальной собственности у России 46-я позиция.

А по размеру инвестиций в НИОКР (это значительная часть всех вложений в инновации), согласно данным ЮНЕСКО, Россия в ТОП-10 мировых лидеров - $40,3 млрд. Аналогичную оценку дает и авторитетный британский журнал Nature - $41,5 млрд.

Пока Россия отстает от лидеров практически по всем показателям, характеризующим эффективность использования ресурсов и влияние инноваций на экономику. Например, одна из главных проблем в слишком малой доли трат на инновации относительно ВВП - всего 1%, при том, что у мировых лидеров этот показатель доходит до 3-4%.

Исправить ситуацию должен нацпроект "Наука" с бюджетом 636 млрд руб.
В 2019 г. был поставлен рекорд по производству грузовых вагонов - 79,6 тыс. штук, что на 10,6% превысило предыдущее достижение 2012 г. (71,2 тыс.). Рост к 2018 году составил 15,5%. Столько не производили даже в СССР (советский рекорд - 72,4 тыс. в 1974 г.).

О том, что вагоностроение ожидает кризис перепроизводства, предупреждали еще в прошлом году. Ситуация усугубилась низким уровнем списания (в 2019 г. всего 20 тыс. единиц) и снижением погрузки на железнодорожных сетях. В результате возник острый вагонный профицит - не задействованный в перевозках парк в январе превысил 290 тыс.

Один из крупнейших производителей, "Алтайвагон", подал заявку в службу занятости о сокращении к осени более 1,2 тыс. сотрудников. До июня заказы еще есть, а дальше – проблемы.

Недавно Минпромторг включил завод в перечень системообразующих компаний, единственное предприятие в Алтайском крае. Но возможность получения льготных кредитов, гарантированных государством, проблему на системном уровне не решает. Кризис перепроизводства в отрасли - достаточно регулярное явление, предыдущий рекорд 2012 г. именно этим и закончился. Очевидно, нужны механизмы саморегулирования, которые позволяли бы вагоностроителям контролировать объемы.

Главное здесь - убедить ФАС в том, что такие соглашения не будут затрагивать процессы ценообразования и не приведут к нарушению антимонопольного законодательства.
Целевой характер господдержки (только для малого/среднего бизнеса и системообразующих предприятий) оставляет без нее целые сектора экономики, которые страдают в не меньшей степени.

Например, крупный непродуктовый ритейл, также как и малый бизнес, остался без точек продаж в условиях нехватки средств на зарплату, аренду, налоги и расчеты с поставщиками. При этом он обеспечивает 3,5 млн рабочих мест и сотни миллиардов налоговых поступлений. Если отрасль накроет волна банкротств, это отразится и на всех смежниках: легпром, коммерческая недвижимость, банки и пр.

С письмом в правительство о необходимости принять меры поддержки обратилось около сотни компаний (Leroy Merlin, Рив Гош, Эконика и др.). В частности предлагается следующее:

• Софинансировать расходы на оплату простоя работников в размере не менее 1 МРОТ.

• С 1 апреля снизить объем страховых взносов с 30 до 15% для зарплат, превышающих 1 МРОТ.

• Предоставить работодателям право отпускать часть персонала в вынужденный отпуск (за свой счет) на период до 6 месяцев.

• Ввести до конца года отсрочку по НДС, налогу на прибыль, а также мораторий на начисление НДФЛ и страховых взносов.

• Беспроцентные кредиты сроком до 5 лет в размере 50% от суммы налогов, уплаченных компаниями за 2019 год.

• Предоставить отсрочку на срок 90 дней по уплате таможенных пошлин и НДС на импортируемые товары и комплектующие.

• Расширить список пострадавших предприятий по кодам ОКВЭД, в т.ч. включить управляющие компании ТЦ и ТРЦ.

• Комплекс мер для проработки Центробанком: льготное рефинансирование кредитов, субсидирование кредитных ставок, мораторий на досрочное погашение кредитов и др.
​​"Единая Россия" направила президенту и правительству предложения по поддержке бизнеса, разработанные с участием "Опоры России", АСИ и нескольких профильных ассоциаций.

Всего 27 пунктов, в частности:

• Изменить критерии отнесения к наиболее пострадавшим отраслям - вместо ОКВЭД две категории предприятий: принудительно закрытые и те, у которых падение выручки более 30%.

• Добавить в перечень наиболее пострадавших отраслей непродовольственный ритейл, управление ТЦ и недвижимостью, частное здравоохранение и др.

• Распространить налоговые каникулы, включая НДС и НДФЛ, на все предприятия из наиболее пострадавших отраслей (сейчас - только малый и средний бизнес). Ввести отсрочку по уже начисленным налогам и взносам.

• Мораторий на принятие новых норм и актов, ужесточающих налоговую нагрузку на бизнес.

50% аванс от суммы контракта по госзакупкам. Максимально перенести госзаказ 2020 года на II квартал.

Разрешить факторинг (беззалоговое кредитование) в пользу поставщиков при госзакупках и в договорах госкомпаний, если по их условиям платеж происходит с отсрочкой.

• Выдавать беспроцентные зарплатные кредиты в объеме ФОТ на ближайший квартал при условии сохранения не менее 90% штата.

• Выдавать бюджетные кpeдиты на сумму уплаченных в 2019 году налогов.

• Ввести нулевую ставку страховых взносов на 6 месяцев и не более 15% до конца года.

Освободить пенсионеров (ИП) от уплаты страховых взносов.

В последние пару недель разные эксперты утверждали, что мелкому и среднему бизнесу помогают недостаточно (мы сами писали о серьезных проблемах мелкой розницы, которая держится из последних сил) и без этого экономику вытащить не получится.

И они были правы - до этого момента. Сейчас понятно, что если большая часть из предложенных мер (некоторые из идей можно было встретить еще среди предложений Минпромторга) будет принята и реализована, то вопрос о недостаточной поддержке можно будет снимать. Ждем обнадеживающих новостей после майских праздников.
Не прошло и года. Минфин собирается на время разрешить пивоварам выпускать спиртосодержащие антисептики в некоммерческих целях. Платить госпошлину за разрешение не придется. Но надо будет передавать в Единую государственную систему учета алкогольной продукции информацию об объемах производства и использованных в его процессе спиртосодержащих отходов и этилового спирта.

Решение правильное и давно назревшее. Подобная практика распространена сейчас во всем мире. А о готовности производить на своих заводах санитайзеры глава Efes писал в правительство еще в конце марта. Спрашивается, чего тянули столько времени.