ЕБИТДА – Telegram
ЕБИТДА
33.7K subscribers
2.11K photos
25 videos
1.62K links
Кто, сколько и как зарабатывает деньги в России. Госрегулирование. Индустрия. Власть.

На связи @ebitda_redaktor
Download Telegram
На подходе новые меры поддержки бизнеса и корректировка ранее принятых:

• Программа льготных зарплатных кредитов для малого бизнеса (первое полугодие - 0%, второе - 4%) расширена на более крупные компании. Для этого выделяется 3,5 млрд рублей.

Общий объем программы составит 305 млрд рублей. Уже подано 11,5 тыс. заявок на 27,5 млрд рублей. Прирост - 2 тысячи обращений в сутки. Одобрено на 13,6 млрд рублей. Выдано около 4 млрд рублей.

Утверждена субсидия 24 млрд рублей для льготного кредитования системообразующих предприятий на пополнение оборотных средств. Размер кредита - до 1 млрд рублей сроком на один год. Ставка - не выше 5% годовых. Всего планируется выделить около 1 трлн рублей при охвате 1 тыс. предприятий.

• Готовится корректировка программы отсрочки выплаты кредита, при которой уплата долга сдвигается на 6 месяцев, а бизнес оплачивает только треть процентов. Поступило заявок всего на 3,8 млрд рублей, это около 0,5% общего кредитного портфеля. Причина: программа дублирует кредитные каникулы и невыгодна банкам, которые предлагают клиентам собственные продукты по реструктуризации.
❗️Кризис может убить мелкорозничную торговлю - нужны срочные меры

Торговля - один из самых пострадавших секторов экономики. Падение оборотов - от 50 до 80%. Спад потребления, по оптимистическим оценкам, продлится не менее полугода.

Особенно много потеряла малая розница, из которой весь трафик ушел в сети. Если не принять в срочном порядке меры поддержки, коллапс отрасли неизбежен. Именно малый бизнес наименее защищен и наиболее уязвим в кризисы.

В нашем распоряжении есть данные закрытого опроса, который провела "Опора России" - и цифры там очень печальные. Так, например, из общего числа опрошенных 50% несетевых торговцев попали под запрет или закрылись по разным причинам. А из несетевых продовольственных магазинов 40% - на грани закрытия.

Что надо делать, в целом понятно. Еще в прошлом году Минпромторг разработал "Стратегию развития торговли до 2025 года", которая во многом именно про поддержку малоформатной и нестационарной торговли. Бизнес-сообщество сказало "ок", и весной проект планировали передать в правительство.

А более года назад министерство внесло в Госдуму законопроект, регулирующий нестационарную и развозную торговлю, который, несмотря на позитивные отзывы предпринимателей, столкнулся с противодействием в Совете Федерации и до сих пор не принят.

Наконец, третий заход был сделан уже в период пандемии - Минпромторг озвучивал предложения, о которых мы частично писали.

Реальная помощь уже назрела. Непринятие указанных мер в оперативном порядке - гарантированный крах для отрасли, в которой напрямую заняты сотни тысяч граждан.
Оборот розничной торговли в марте:

• Всего - 2,914 трлн рублей (+5,6% к марту 2019 г. и +10,2% к февралю).

• Магазины и ТЦ - 2,775 трлн рублей (+6% / +10,5%).

• Рынки и ярмарки - 139 млрд рублей (-3,3% / +4,4%).

Цены на продовольствие выросли (к марту 2019 г.):

• Помидоры - 14,9%
• Репчатый лук - 14,1%
• Сахар - 13,5%
• Морковь - 9,4%
• Чеснок - 8,9%
• Лимоны - 7,8%
• Гречка - 6,2%
• Картофель - 6,1%

Цены упали:

• Огурцы -16,4%
• Апельсины -2,5%

Продажи непродовольственных товаров росли быстрее, чем продовольственных (включая табак и напитки) - 6,4% и 4,7% соответственно. Это объясняется повышенным спросом в связи с девальвацией рубля, когда население скупало импортные товары, чтобы успеть до роста отпускных цен.
Принято два пакета мер господдержки экономики в условиях пандемии. На подходе третий и четвертый. В правительстве уже озвученная помощь экономике оценивается от 2,1 до 2,9 трлн рублей. Точных цифр нет, в т.ч. из-за сложности с подсчетом.

Прямая поддержка (соцвыплаты населению, помощь регионам и др.) - это около 600 млрд рублей. Остальное - госгарантии и налоговые отсрочки и послабления для бизнеса, размер которых определить пока трудно. Например, кредитные гарантии могут быть не использованы бизнесом в установленных объемах.

В целом, правительство применяет крайне экономный и осторожный подход:

Использование средств ФНБ, когда при цене нефти ниже $42 валюта из фонда продается для финансирования бюджетного дефицита, - это мера автоматическая. Относить ее к антикризисной программе некорректно.

Перераспределение расходов (с нацпроектов на антикризисные меры, 200 млрд рублей) их общий объем не увеличивает.

Отсрочки и снижения выплат по налогам и страховым взносам в большей степени задевают доходы социальных фондов и в меньшей степени - налоги, уплачиваемые в федеральный бюджет.

Гарантийная поддержка по беспроцентным кредитам для бизнеса (350 млрд рублей) - это ВЭБ.

Желание правительства не разбрасываться деньгами в условиях, когда неясны сроки окончания кризиса и до конца непонятны его последствия, понятно. Однако в результате такой экономии без необходимой поддержки остаются целые направления бизнеса.

Например, торговые центры, а это 7 тысяч объектов по стране (и сотни тысяч работающих россиян), остановивших работу с 28 марта, до сих пор не включены ни в один список пострадавших предприятий и не могут рассчитывать на помощь государства.
В глобальном рейтинге инноваций от Bloomberg Россия располагается на 26 месте, пропустив вперед Польшу, Чехию, Финляндию и даже Словению. Зато опережая такие страны как Испания, Турция, Гонконг, Аргентина, Бразилия, Индия.

Впрочем, сами рейтинги эти довольно условны и субъективны. Например, в Глобальном инновационном индексе Корнельского университета (США), бизнес-школы INSEAD (Франция) и Всемирной организации интеллектуальной собственности у России 46-я позиция.

А по размеру инвестиций в НИОКР (это значительная часть всех вложений в инновации), согласно данным ЮНЕСКО, Россия в ТОП-10 мировых лидеров - $40,3 млрд. Аналогичную оценку дает и авторитетный британский журнал Nature - $41,5 млрд.

Пока Россия отстает от лидеров практически по всем показателям, характеризующим эффективность использования ресурсов и влияние инноваций на экономику. Например, одна из главных проблем в слишком малой доли трат на инновации относительно ВВП - всего 1%, при том, что у мировых лидеров этот показатель доходит до 3-4%.

Исправить ситуацию должен нацпроект "Наука" с бюджетом 636 млрд руб.
В 2019 г. был поставлен рекорд по производству грузовых вагонов - 79,6 тыс. штук, что на 10,6% превысило предыдущее достижение 2012 г. (71,2 тыс.). Рост к 2018 году составил 15,5%. Столько не производили даже в СССР (советский рекорд - 72,4 тыс. в 1974 г.).

О том, что вагоностроение ожидает кризис перепроизводства, предупреждали еще в прошлом году. Ситуация усугубилась низким уровнем списания (в 2019 г. всего 20 тыс. единиц) и снижением погрузки на железнодорожных сетях. В результате возник острый вагонный профицит - не задействованный в перевозках парк в январе превысил 290 тыс.

Один из крупнейших производителей, "Алтайвагон", подал заявку в службу занятости о сокращении к осени более 1,2 тыс. сотрудников. До июня заказы еще есть, а дальше – проблемы.

Недавно Минпромторг включил завод в перечень системообразующих компаний, единственное предприятие в Алтайском крае. Но возможность получения льготных кредитов, гарантированных государством, проблему на системном уровне не решает. Кризис перепроизводства в отрасли - достаточно регулярное явление, предыдущий рекорд 2012 г. именно этим и закончился. Очевидно, нужны механизмы саморегулирования, которые позволяли бы вагоностроителям контролировать объемы.

Главное здесь - убедить ФАС в том, что такие соглашения не будут затрагивать процессы ценообразования и не приведут к нарушению антимонопольного законодательства.
Целевой характер господдержки (только для малого/среднего бизнеса и системообразующих предприятий) оставляет без нее целые сектора экономики, которые страдают в не меньшей степени.

Например, крупный непродуктовый ритейл, также как и малый бизнес, остался без точек продаж в условиях нехватки средств на зарплату, аренду, налоги и расчеты с поставщиками. При этом он обеспечивает 3,5 млн рабочих мест и сотни миллиардов налоговых поступлений. Если отрасль накроет волна банкротств, это отразится и на всех смежниках: легпром, коммерческая недвижимость, банки и пр.

С письмом в правительство о необходимости принять меры поддержки обратилось около сотни компаний (Leroy Merlin, Рив Гош, Эконика и др.). В частности предлагается следующее:

• Софинансировать расходы на оплату простоя работников в размере не менее 1 МРОТ.

• С 1 апреля снизить объем страховых взносов с 30 до 15% для зарплат, превышающих 1 МРОТ.

• Предоставить работодателям право отпускать часть персонала в вынужденный отпуск (за свой счет) на период до 6 месяцев.

• Ввести до конца года отсрочку по НДС, налогу на прибыль, а также мораторий на начисление НДФЛ и страховых взносов.

• Беспроцентные кредиты сроком до 5 лет в размере 50% от суммы налогов, уплаченных компаниями за 2019 год.

• Предоставить отсрочку на срок 90 дней по уплате таможенных пошлин и НДС на импортируемые товары и комплектующие.

• Расширить список пострадавших предприятий по кодам ОКВЭД, в т.ч. включить управляющие компании ТЦ и ТРЦ.

• Комплекс мер для проработки Центробанком: льготное рефинансирование кредитов, субсидирование кредитных ставок, мораторий на досрочное погашение кредитов и др.
​​"Единая Россия" направила президенту и правительству предложения по поддержке бизнеса, разработанные с участием "Опоры России", АСИ и нескольких профильных ассоциаций.

Всего 27 пунктов, в частности:

• Изменить критерии отнесения к наиболее пострадавшим отраслям - вместо ОКВЭД две категории предприятий: принудительно закрытые и те, у которых падение выручки более 30%.

• Добавить в перечень наиболее пострадавших отраслей непродовольственный ритейл, управление ТЦ и недвижимостью, частное здравоохранение и др.

• Распространить налоговые каникулы, включая НДС и НДФЛ, на все предприятия из наиболее пострадавших отраслей (сейчас - только малый и средний бизнес). Ввести отсрочку по уже начисленным налогам и взносам.

• Мораторий на принятие новых норм и актов, ужесточающих налоговую нагрузку на бизнес.

50% аванс от суммы контракта по госзакупкам. Максимально перенести госзаказ 2020 года на II квартал.

Разрешить факторинг (беззалоговое кредитование) в пользу поставщиков при госзакупках и в договорах госкомпаний, если по их условиям платеж происходит с отсрочкой.

• Выдавать беспроцентные зарплатные кредиты в объеме ФОТ на ближайший квартал при условии сохранения не менее 90% штата.

• Выдавать бюджетные кpeдиты на сумму уплаченных в 2019 году налогов.

• Ввести нулевую ставку страховых взносов на 6 месяцев и не более 15% до конца года.

Освободить пенсионеров (ИП) от уплаты страховых взносов.

В последние пару недель разные эксперты утверждали, что мелкому и среднему бизнесу помогают недостаточно (мы сами писали о серьезных проблемах мелкой розницы, которая держится из последних сил) и без этого экономику вытащить не получится.

И они были правы - до этого момента. Сейчас понятно, что если большая часть из предложенных мер (некоторые из идей можно было встретить еще среди предложений Минпромторга) будет принята и реализована, то вопрос о недостаточной поддержке можно будет снимать. Ждем обнадеживающих новостей после майских праздников.
Не прошло и года. Минфин собирается на время разрешить пивоварам выпускать спиртосодержащие антисептики в некоммерческих целях. Платить госпошлину за разрешение не придется. Но надо будет передавать в Единую государственную систему учета алкогольной продукции информацию об объемах производства и использованных в его процессе спиртосодержащих отходов и этилового спирта.

Решение правильное и давно назревшее. Подобная практика распространена сейчас во всем мире. А о готовности производить на своих заводах санитайзеры глава Efes писал в правительство еще в конце марта. Спрашивается, чего тянули столько времени.
В прошлом году, после двух лет восстановительного роста, продажи на российском авторынке снизились на 2,5%. Отрицательная динамика ожидалась и в 2020-м - на 3,5%. Однако коронавирус внес свои коррективы.

PricewaterhouseCoopers прогнозирует сокращение годовых продаж новых легковых автомобилей на 30%. Автодилеры называют цифру от 25 до 50%. На сегодня в "Автомире", одном из крупнейших продавцов, падение спроса 50-90% в зависимости от региона. Производители ожидают минус 30% за счет резкого обвала во втором полугодии.

В случае реализации сценария PwC продажи в этом году сократятся почти на 500 000 штук: с 1,63 до 1,14 млн.
За первые три нерабочие недели оборот упал на 20-30%, в некоторых отраслях на 60-80%, в т.ч.:

• Туристические агентства - 78%
• Салоны красоты и массажа, сауны - 66%
• Развлечения, культура, спорт, организации выставок и мероприятий - 64%
• Розничная торговля одеждой - 63%

Падение оборота за год может составить от 1,9 до 5,7 трлн рублей.

Доля малого и среднего бизнеса в ВВП по итогам 2018 года (последние данные) около 20%. Прогноз на 2020 год - 12%.

Прогноз по безработице - 8-10% от экономически активного населения, 6-9 млн человек.
Всего поступило более 800 заявлений от крупных компаний из проблемных отраслей на отсрочку по налогам. Общий их объем не раскрывается. Предоставлено отсрочек на 750 млн рублей.

Сумма явно незначительная - механизм только начал работать. Кроме того, в апреле подаются декларации по налогам за I квартал, в котором последствия пандемии еще не проявились в полной мере. При этом из-за нерабочих дней сроки предоставления деклараций по большинству платежей перенесены на май.

Об эффективности и популярности этого инструмента у бизнеса можно будет судить в июле, когда подадут декларации за II квартал.

Пока не подсчитана сумма отсрочки для малого и среднего бизнеса, у которого перенесены сроки сдачи деклараций.
Возникло некоторое непонимание по вопросу экспорта медицинских масок. Разъясняем.

2 марта правительство ввело запрет на вывоз за пределы России медицинских масок и других средств индивидуальной защиты (СИЗ).

Позднее аналогичную меру, запрещающую экспорт СИЗ, приняли в рамках всего ЕАЭС (Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия и Армения).

Поскольку лидеры входящих в ЕАЭС государств договорились не препятствовать взаимным внутренним поставкам и взаимопомощим, а остальной экспорт остался под запретом, мартовское постановление правительства утратило смысл, и его отменили.
Эксперт ОНФ заблуждается: аптекам уже разрешили продавать гигиенические маски без регистрационных удостоверений. Но вот что нельзя - так это продавать их без техусловий Минпромторга и Росстандарта. Что логично для изделия, даже такого несложного в изготовлении как маска.

Так что аптеки могут и должны беспрепятственно, как и интернет-магазины, продавать гигиенические маски.

https://news.1rj.ru/str/Alekhin_Telega/1469
Оценки Центра стратегических разработок на основе анализа ситуации в 1,7 тыс. малых, средних и крупных компаний из разных отраслей.

Сроки восстановления бизнеса:

• 14% компаний наладят процессы в течение месяца.

• 50% - от 3 до 6 месяцев.

• 80% - до года.

• Каждая пятая компания будет восстанавливаться более года, до двух лет.

Последствия для бизнеса:

• 50% компаний снизят заработную плату.

• 45% столкнутся с оттоком клиентов и ростом закупочных цен.

• 43% пойдут на сокращение персонала.

• Более 30% подвержены риску банкротства.

Последствия для экономики:

• Падение ВВП в 2020 году от 4,6 до 5,6% в зависимости от сроков отмены ограничений.

• Безработица по итогам года может - от 8,2 до 9,1 млн человек (сейчас около 3,5 млн).

• Снижение реальных заработных плат на 11,5%.

Около 60% компаний считают меры господдержки недостаточными.
Роскачество собирается проверять продукты на их соответствие свидетельствам НМПТ (наименование места происхождения товара). Всего таких в России зарегистрировано 240 штук: "Вологодское масло", "Адыгейский сыр", "Нарзан", "Байкал" и др.

Проблема известная - товары под одним и тем же "раскрученным" брендом, отсылающим к определенному региону и гарантирующим наличие особых свойств, сплошь и рядом производятся по разной рецептуре и в совершенно разных местах.

В наведении порядка и контроле за качеством заинтересованы как добросовестные производители, так и потребители. Начать собираются с минеральной воды, с ней проще - соответствие источнику можно определить по химическому составу. Найти нарушения в других продуктах сложнее. С ними постараются определиться до лета.

Аналогичный контроль планируется и в отношении продуктов, которые с июля 2020 года будут получать свидетельства о защищенном географическом указании - когда хотя бы одна из стадий производства, принципиально влияющая на характеристики, проходит на названной территории.

То есть продукт под названием "вологодское масло" нельзя будет целиком произвести, например, в Московской области - производитель будет наказан. Похожие, только более жесткие, практики есть и на Западе - так, пармезаном можно называть только тот сыр, который изготовлен в определенной местности Италии.

Чтобы система, которую запускает Роскачество, заработала, необходима та самая маркировка продукции, о которой мы периодически пишем. Если контролирующие органы смогут отслеживать движение товара на каждом этапе, то объем серой продукции должен будет снизиться. Альтернативных инструментов пока никто не предложил. Это понимает и рынок - еще в 2018 году производитель "Ессентуков", устав бороться с контрафактом старыми методами, просил ввести маркировку.
Падение в апреле, согласно прогнозам РАН:

• Выпуск промышленности - 14,8%.

• Погрузка на ж/д транспорте - 5,1% (в РЖД называют 5,9%).

• Потребление электричества - 2,9%.

На фоне ЕС и США спад более умеренный, но там и структура экономика другая (в России высокая концентрация тяжелой промышленности и занятости в ней).

Если брать ритейл и услуги, масштабы уже вполне сопоставимы с европейскими. Данных по малому и среднему бизнесу, а также доходам и потреблению домохозяйств пока нет.

А в Москве, тем временем, после снятия ограничительных мер ожидается закрытие до 50% магазинов одежды, обуви и аксессуаров. Некоторые крупные сети (Zara, Pull & Bear, "Твое" и др.) уже занялись сокращением торговых точек. По цепочке это ударит и по владельцам ТЦ.
Потери инфраструктурного сектора на конец мая (оценки InfraOne Research).

Всего - 818 млрд рублей (13% годовой выручки), в т.ч.:

Транспорт - 519 млрд рублей:
- авиакомпании - 271 млрд,
- аэропорты - 51 млрд,
- железнодорожный - 66 млрд,
- городской - 55 млрд.

Образование, спорт, культура, медицина - 205 млрд рублей. Снижение выручки в этом секторе достигает почти 100%. Больше всего потеряли медучреждения - 56,8 млрд рублей.

ЖКХ - 57 млрд рублей. Основные пострадавшие: водоснабжение, водоотведение, мусор. Потери могут значительно вырасти из-за неплатежей по причине ухудшения экономического положения потребителей и моратория на взимание пеней.

Энергетика - 37 млрд рублей.

Больше всего от пандемии должен выиграть телекоммуникационный сектор и IT - 66,3 млрд рублей (+20-25% к месячной выручке). Мобильная связь - 48,1 млрд, широкополосный доступ в интернет - 11,5 млрд.

Однако Минкомсвязи прогнозирует убытки уже во II квартале - чистая прибыль компаний, снизится до нуля, а выплаты процентов по кредитам и другие отчисления приведут к убыткам. Без господдержки по итогам 2020 г. прибыль IТ-компаний сократится на 30 млрд рублей, численность работников - на 27 000.
Правительство хочет использовать конфискованный спирт для производства санитайзеров

Сейчас алкогольная продукция, произведенная и реализованная без лицензии и маркировки, изымается, хранится у Росспиртпрома и уничтожается по решению суда. При этом она зачастую соответствует всем технологическим требованиям.

Законопроект убивает сразу двух зайцев: расходы на хранение и уничтожение падают, производство дезинфицирующих средств растет. Пока, правда, неясно, кто и на каких условиях сможет получить доступ к конфискату, как будет проверяться качество сырья.

Напомним, недавно выпускать антисептики разрешили пивоварам. В некоммерческих целях, из спирта, образовавшегося при производстве безалкогольного пива или закупленного специально.

К выпуску санитайзеров подключились и производители косметики (Mixit, Faberlic). Но они используют не этиловый, а изопропиловый спирт, на который лицензия не требуется.
На днях правительство внесло в Госдуму законопроект, разрешающий арендаторам в одностороннем порядке расторгать договоры. Если с момента введения ограничительных мер их выручка снизилась более чем на 50%, они вправе отказаться от аренды без взимания штрафов и любых других плат. При этом арендодатель будет обязан вернуть обеспечительный платеж.

Ассоциации розничной и интернет-торговли просят Володина как можно быстрее закон принять. В противном случае грозятся пустыми ТЦ уже летом в связи с массовым банкротством ритейлеров.

Позиция понятна - выручка практически обнулилась и выполнять обязательства стало невозможно. Если по зарплате и налогам хоть как-то пытается помочь государство, то с арендной платой сложнее - арендодатели ничего менять не хотят, расторгнуть договор без санкций нельзя. А принятие закона как раз поможет договориться по арендной плате на новых условиях.

Однако, понять можно и владельцев ТЦ, у которых есть свои обязательства (по кредитам и пр.) и которые также направили письмо в Госдуму, но уже с противоположной просьбой. Если закон примут, пугают дефолтами по долгам на 2 трлн рублей, с которыми столкнется банковская система. Плюс 350 млрд недополученных процентов.

Судя по всему, без прямых вливаний бюджетных денег в поддержку ритейла острого кризиса неплатежей не избежать.
Президент объявил, что с 12 мая завершен период нерабочих дней, и анонсировал новые меры государственной поддержки бизнеса.

Самое важное:

• Специальная кредитная программа поддержки занятости в пострадавших отраслях с 1 июня. Размер кредита - 1 МРОТ на одного сотрудника. Ставка - 2%. Срок погашения - 1 апреля 2021 года. Если предприятие сохранит 90% персонала, кредит и проценты по нему будут списаны, если 80% - спишут половину кредита и процентов по нему.

• Списание налогов, кроме НДС, и страховых взносов за II квартал для ИП, малых и средних предприятий из пострадавших отраслей.

• Налоговый вычет для ИП в размере 1 МРОТ по страховым взносам.

• Самозанятым гражданам в полном объеме вернут налог на доход, уплаченный в 2019 году, и предоставят налоговый капитал в размере 1 МРОТ для уплаты налоговых платежей.

• 12 млрд на дофинансирование государственных фондов поддержки малого предпринимательства в регионах.