Исследование: что, где и как будут покупать россияне к Новому году
Компания ДРТ представила результаты ежегодного исследования потребительских расходов в преддверии новогодних праздников. Изучили настроения и планы россиян на 2025 год.
Основные выводы:
• Россияне в целом стали оптимистичнее смотреть на экономику: 52% характеризуют текущую ситуацию как улучшающуюся или стабильную – максимум за 10 лет. Доля пессимистов снизилась с 61% в 2021 году до 38% в 2024
• Средний новогодний бюджет россиян составит 30 100 рублей – на 14% больше фактических трат 2024 года. Структура расходов: 40% на подарки, 44% на новогодний стол, 16% на развлечения
• 85% планируют отмечать Новый год, но четверть из них не планируют бюджет заранее. 53% будут праздновать за счет текущих доходов, 36% откладывали специально, 10% возьмут кредит
Как будут выбирать и покупать подарки:
• 73% планируют покупать онлайн (в 2021 было 47%), включая 36% на маркетплейсах. В офлайне будут покупать конфеты (52%), товары для дома (29%) и косметику (25%)
• Самые желанные подарки: деньги (51%), товары для дома (34%), электроника (30%) – товары для дома впервые товары для дома вошли в топ-3
• Кошельки вместо карт: доля оплаты дебетовыми карточками при онлайн-покупках снизилась с 51% до 33%, а доля e-wallet, наоборот, выросла – до 39%
• 46% закупятся во второй половине декабря. Каждый четвертый оставляет покупки на последнюю неделю – это в основном мужчины (55%) и люди с низким доходом (44%)
Интересно, что россияне стали больше думать об экологии: 53% обращают внимание на эко-характеристики подарков и упаковки. Правда, только 16% готовы за это переплатить. 30% стараются вообще не использовать лишнюю упаковку.
Еще один тренд – не торговый, но достойный упоминания – это рост интереса к благотворительности: 19% делают денежные пожертвования в праздники, 10% передают подарки в благотворительные организации. Активнее других – молодежь до 34 лет (48%) и люди с высоким доходом (53%).
Компания ДРТ представила результаты ежегодного исследования потребительских расходов в преддверии новогодних праздников. Изучили настроения и планы россиян на 2025 год.
Основные выводы:
• Россияне в целом стали оптимистичнее смотреть на экономику: 52% характеризуют текущую ситуацию как улучшающуюся или стабильную – максимум за 10 лет. Доля пессимистов снизилась с 61% в 2021 году до 38% в 2024
• Средний новогодний бюджет россиян составит 30 100 рублей – на 14% больше фактических трат 2024 года. Структура расходов: 40% на подарки, 44% на новогодний стол, 16% на развлечения
• 85% планируют отмечать Новый год, но четверть из них не планируют бюджет заранее. 53% будут праздновать за счет текущих доходов, 36% откладывали специально, 10% возьмут кредит
Как будут выбирать и покупать подарки:
• 73% планируют покупать онлайн (в 2021 было 47%), включая 36% на маркетплейсах. В офлайне будут покупать конфеты (52%), товары для дома (29%) и косметику (25%)
• Самые желанные подарки: деньги (51%), товары для дома (34%), электроника (30%) – товары для дома впервые товары для дома вошли в топ-3
• Кошельки вместо карт: доля оплаты дебетовыми карточками при онлайн-покупках снизилась с 51% до 33%, а доля e-wallet, наоборот, выросла – до 39%
• 46% закупятся во второй половине декабря. Каждый четвертый оставляет покупки на последнюю неделю – это в основном мужчины (55%) и люди с низким доходом (44%)
Интересно, что россияне стали больше думать об экологии: 53% обращают внимание на эко-характеристики подарков и упаковки. Правда, только 16% готовы за это переплатить. 30% стараются вообще не использовать лишнюю упаковку.
Еще один тренд – не торговый, но достойный упоминания – это рост интереса к благотворительности: 19% делают денежные пожертвования в праздники, 10% передают подарки в благотворительные организации. Активнее других – молодежь до 34 лет (48%) и люди с высоким доходом (53%).
Только каждое пятое предприятие малого и среднего бизнеса намерено инвестировать в расширение своего бизнеса (данные опроса Института экономики роста им. Столыпина). Свыше 80% опрошенных компаний либо поставили подобные планы на паузу, либо отказываются от расширения.
Также из опроса следует, что у половины предприятий выручка за год снизилась: у каждого четвертого - на 20% и выше, у 13% опрошенных – на 10–20%, а у 14% – на 10%. При этом только у каждого пятого предприятия выручка осталась на уровне прошлого года.
При этом ситуация по отраслям крайне неоднородна. Главные "оптимисты" - представители туризма, гостиничного бизнеса, общепита и обрабатывающей промышленности. Самые пессимистичные настроения - в торговле (речь о малых игроках - крупные сетевики чувствуют себя неплохо) и перевозках.
Также из опроса следует, что у половины предприятий выручка за год снизилась: у каждого четвертого - на 20% и выше, у 13% опрошенных – на 10–20%, а у 14% – на 10%. При этом только у каждого пятого предприятия выручка осталась на уровне прошлого года.
При этом ситуация по отраслям крайне неоднородна. Главные "оптимисты" - представители туризма, гостиничного бизнеса, общепита и обрабатывающей промышленности. Самые пессимистичные настроения - в торговле (речь о малых игроках - крупные сетевики чувствуют себя неплохо) и перевозках.
Логистика e-commerce: кто в России доставляет лучше всех
PIM представила первый рейтинг логистических решений в российской онлайн-торговле – учитывались 25 показателей, включая все характеристики UX и логистического сервиса. Вот список лучших:
• Маркетплейсы – Ozon
• Косметика – Randewoo
• Ювелирные изделия – Sunlight
• Автотовары – Колеса Даром
• Одежда и обувь – Lamoda
• Товары для дома – Петрович
• Электроника и техника – М.Видео-Эльдорадо
Доставка в российском e-commerce переживает серьезную трансформацию. Главный тренд – переход от оценки стоимости доставки заказа к подсчету затрат на единицу товара. Высочайший уровень цифровизации пока только у Ozon – они уже научились считать стоимость "каждого касания товара" (руками сотрудников, автоматическими средствами). Остальные догоняют.
А Яндекс Маркет (занял второе место после Ozon) считает отдельно CPI фулфилмента (стоимость обработки одного товара) и CPO (стоимость обработки одного заказа) остальной логистической цепочки. Это связано с особенностями их системы: на фулфилменте и сортировке отслеживаются товары, а дальше – только заказы.
Куда движется рынок:
• ПВЗ – основной канал доставки: их доля превысила 85%. Про то, как умирают постаматы, рассказывали здесь
• Растет спрос на экспресс-доставку – 20% покупателей готовы доплачивать за курьера до двери
• Доля столиц в e-commerce снижается, активность других регионов – растет
• Приоритеты покупателей: скорость доставки (31%), возможность примерки (28%) и стоимость (25%)
При этом эффективность логистики становится ключевым фактором успеха в e-commerce. Норма затрат на доставку относительно среднего чека составляет 9-14% – это важный ориентир для рынка.
PIM представила первый рейтинг логистических решений в российской онлайн-торговле – учитывались 25 показателей, включая все характеристики UX и логистического сервиса. Вот список лучших:
• Маркетплейсы – Ozon
• Косметика – Randewoo
• Ювелирные изделия – Sunlight
• Автотовары – Колеса Даром
• Одежда и обувь – Lamoda
• Товары для дома – Петрович
• Электроника и техника – М.Видео-Эльдорадо
Доставка в российском e-commerce переживает серьезную трансформацию. Главный тренд – переход от оценки стоимости доставки заказа к подсчету затрат на единицу товара. Высочайший уровень цифровизации пока только у Ozon – они уже научились считать стоимость "каждого касания товара" (руками сотрудников, автоматическими средствами). Остальные догоняют.
А Яндекс Маркет (занял второе место после Ozon) считает отдельно CPI фулфилмента (стоимость обработки одного товара) и CPO (стоимость обработки одного заказа) остальной логистической цепочки. Это связано с особенностями их системы: на фулфилменте и сортировке отслеживаются товары, а дальше – только заказы.
Куда движется рынок:
• ПВЗ – основной канал доставки: их доля превысила 85%. Про то, как умирают постаматы, рассказывали здесь
• Растет спрос на экспресс-доставку – 20% покупателей готовы доплачивать за курьера до двери
• Доля столиц в e-commerce снижается, активность других регионов – растет
• Приоритеты покупателей: скорость доставки (31%), возможность примерки (28%) и стоимость (25%)
При этом эффективность логистики становится ключевым фактором успеха в e-commerce. Норма затрат на доставку относительно среднего чека составляет 9-14% – это важный ориентир для рынка.
ИИ в бизнесе: долго, дорого, эффективно
Данные свежего исследования НИУ ВШЭ говорят сами за себя: более половины компаний (54,3%), внедривших ИИ, отмечают рост качества продукции и услуг. Еще 51% радуются повышению эффективности бизнес-процессов.
А вот глубина внедрения пока очень скромная. Только четверть (25,8%) промкомпаний использует технологии на базе ИИ. При этом все пять классов ИИ-технологий освоили лишь 8,9% организаций – большинство (45,1%) ограничивается одним направлением.
В ТЭКе ситуация получше – там доля выросла с 41% до 58% за год, и минимум половина компаний говорит о существенном экономическом эффекте. К 2030 году вся отрасль рассчитывает получить от внедрения ИИ около 1 трлн рублей.
Основные барьеры
Главные проблемы – деньги и кадры.
• 27% компаний жалуются на отсутствие инвестиций. Растущая КС ЦБ (которая, похоже, снова вырастет в декабре) недофинансированию лишь подыгрывает.
• С кадрами тоже беда: в РФ не хватает обычных работников – чего говорить про высокую квалификацию в новой сфере ? в транспортной отрасли, например, только 21% организаций обеспечены ИИ-специалистами.
Важно: ИИ никто не воспринимает как панацею. К сокращению расходов на персонал она не приводит – об этом эффекте заявили всего 9,4% компаний. Расходы только растут – слишком навороченные хард-скиллы просят у ИИ-специалистов.
САПФИР
С этими барьерами решили в Сколково: в начале 2025 года там запускают Стратегическое агентство поддержки и формирования ИИ-разработок (САПФИР). Его задача – объединить усилия власти, бизнеса и науки для развития ИИ. Будут исследовательские центры, единая программа исследований и фокус на AGI.
Поможет ли это решить проблемы бизнеса?
В краткосрочной перспективе – очень навряд ли. Но государство готово выделить на исследования в области ИИ 5% от всех расходов на науку в 2025 – 33 млрд рублей). Еще 15% пойдет на исследования с применением методов ИИ. Возможно, это создаст какой-то фундамент.
Данные свежего исследования НИУ ВШЭ говорят сами за себя: более половины компаний (54,3%), внедривших ИИ, отмечают рост качества продукции и услуг. Еще 51% радуются повышению эффективности бизнес-процессов.
А вот глубина внедрения пока очень скромная. Только четверть (25,8%) промкомпаний использует технологии на базе ИИ. При этом все пять классов ИИ-технологий освоили лишь 8,9% организаций – большинство (45,1%) ограничивается одним направлением.
В ТЭКе ситуация получше – там доля выросла с 41% до 58% за год, и минимум половина компаний говорит о существенном экономическом эффекте. К 2030 году вся отрасль рассчитывает получить от внедрения ИИ около 1 трлн рублей.
Основные барьеры
Главные проблемы – деньги и кадры.
• 27% компаний жалуются на отсутствие инвестиций. Растущая КС ЦБ (которая, похоже, снова вырастет в декабре) недофинансированию лишь подыгрывает.
• С кадрами тоже беда: в РФ не хватает обычных работников – чего говорить про высокую квалификацию в новой сфере ? в транспортной отрасли, например, только 21% организаций обеспечены ИИ-специалистами.
Важно: ИИ никто не воспринимает как панацею. К сокращению расходов на персонал она не приводит – об этом эффекте заявили всего 9,4% компаний. Расходы только растут – слишком навороченные хард-скиллы просят у ИИ-специалистов.
САПФИР
С этими барьерами решили в Сколково: в начале 2025 года там запускают Стратегическое агентство поддержки и формирования ИИ-разработок (САПФИР). Его задача – объединить усилия власти, бизнеса и науки для развития ИИ. Будут исследовательские центры, единая программа исследований и фокус на AGI.
Поможет ли это решить проблемы бизнеса?
В краткосрочной перспективе – очень навряд ли. Но государство готово выделить на исследования в области ИИ 5% от всех расходов на науку в 2025 – 33 млрд рублей). Еще 15% пойдет на исследования с применением методов ИИ. Возможно, это создаст какой-то фундамент.
Креативная экономика России: динамика впечатляет, барьеры остаются
Свежие данные НИУ ВШЭ демонстрируют вполне позитивную картину развития креативного сектора. Если сравнивать ситуацию с 2021 годом (дата предыдущих замеров по РФ), то выяснится, что:
• Доля в креативной экономики в ВВП выросла с 3,0% в 2019 до 3,5% в 2023
• Выручка за четыре года удвоилась – до 14,5 трлн рублей
• В секторе работает 4,6 млн человек (6,2% всех занятых). Здесь цифры сократились – ранее это были 4,9 млн. человек при 6,8% всех занятых
• Стоимость нематериальных активов увеличилась в 2,5 раза
• IT-сегмент показал рекордный рост – почти 35%
• Доля профильных специалистов выросла на 6,4 п.п.
Самые сильные игроки – IT, мода и реклама. На них приходится 60% всей выручки сектора. При этом почти 70% сотрудников имеют высшее образование – в два раза больше, чем в среднем по экономике.
Что тормозит?
Барьеры тоже есть. Половина из них – нерешаема в краткосрочной перспективе. Другую вполне можно исправить за год-два успердной работы.
Основные проблемы креативного бизнеса:
• Деньги: 67% жалуются на нехватку стартового капитала, 46% не могут привлечь инвесторов
• Кадры: почти половина (46%) отмечают дефицит специалистов с нужными навыками
• Digital: каждый третий (33%) признается в нехватке знаний по цифровому продвижению
• Информация: 54% не знают о доступных мерах господдержки
Среди внутренних барьеров лидирует перфекционизм – его, как ни странно, отметили 67% опрошенных. На втором месте страх неудачи (50%) – типично для творческих профессий.
Свежие данные НИУ ВШЭ демонстрируют вполне позитивную картину развития креативного сектора. Если сравнивать ситуацию с 2021 годом (дата предыдущих замеров по РФ), то выяснится, что:
• Доля в креативной экономики в ВВП выросла с 3,0% в 2019 до 3,5% в 2023
• Выручка за четыре года удвоилась – до 14,5 трлн рублей
• В секторе работает 4,6 млн человек (6,2% всех занятых). Здесь цифры сократились – ранее это были 4,9 млн. человек при 6,8% всех занятых
• Стоимость нематериальных активов увеличилась в 2,5 раза
• IT-сегмент показал рекордный рост – почти 35%
• Доля профильных специалистов выросла на 6,4 п.п.
Самые сильные игроки – IT, мода и реклама. На них приходится 60% всей выручки сектора. При этом почти 70% сотрудников имеют высшее образование – в два раза больше, чем в среднем по экономике.
Что тормозит?
Барьеры тоже есть. Половина из них – нерешаема в краткосрочной перспективе. Другую вполне можно исправить за год-два успердной работы.
Основные проблемы креативного бизнеса:
• Деньги: 67% жалуются на нехватку стартового капитала, 46% не могут привлечь инвесторов
• Кадры: почти половина (46%) отмечают дефицит специалистов с нужными навыками
• Digital: каждый третий (33%) признается в нехватке знаний по цифровому продвижению
• Информация: 54% не знают о доступных мерах господдержки
Среди внутренних барьеров лидирует перфекционизм – его, как ни странно, отметили 67% опрошенных. На втором месте страх неудачи (50%) – типично для творческих профессий.
Зумеры в бизнесе: неожиданные тренды
• По данным банка "Точка", почти треть (32%) предпринимателей в возрасте 15-26 лет выбрали торговлю на маркетплейсах в качестве основного бизнеса – самый высокий показатель среди всех возрастных групп: у миллениалов – 18%, у старшего поколения – всего 10%.
• Не одним е-комом едины. Зумеры-предприниматели осваивают другие ниши – 9% занимаются строительством и ремонтом, 8% – IT и разработкой, 7% – логистикой и курьерской доставкой. Молодые предприниматели зарабатывают в среднем вдвое меньше старших коллег – в торговле на МП их выручка на 46% ниже.
• У такой разницы в доходах – две причины: 1) недостаток опыта и доверия клиентов; 2) особенности мышления поколения. Все та же "Точка" пишет:
• Отдельный тренд – рост числа женщин-предпринимателей, особенно среди молодых мам. Мы уже писали, как в 2023 женщины впервые обогнали мужчин по количеству регистраций новых ИП: 504 тыс. против 482 тыс. Причина №1 – именно маркетплейсы.
• Нанимать зумеров не хотят. Опрос Intelligent показал, что 39% компаний избегают нанимать недавних выпускников из-за их "высокомерия, обидчивости и неготовности к стандартному графику". Молодежь чаще увольняется при трудностях.
• Эксперты МГУ считают, что такое поведение связано с общим ростом благосостояния и низкой безработицей – у молодежи просто есть "подушка безопасности" для поиска идеального места. Однако психологи прогнозируют, что со временем на место оптимизма может прийти фрустрация.
• По данным банка "Точка", почти треть (32%) предпринимателей в возрасте 15-26 лет выбрали торговлю на маркетплейсах в качестве основного бизнеса – самый высокий показатель среди всех возрастных групп: у миллениалов – 18%, у старшего поколения – всего 10%.
• Не одним е-комом едины. Зумеры-предприниматели осваивают другие ниши – 9% занимаются строительством и ремонтом, 8% – IT и разработкой, 7% – логистикой и курьерской доставкой. Молодые предприниматели зарабатывают в среднем вдвое меньше старших коллег – в торговле на МП их выручка на 46% ниже.
• У такой разницы в доходах – две причины: 1) недостаток опыта и доверия клиентов; 2) особенности мышления поколения. Все та же "Точка" пишет:
"Они не перерабатывают, ценят work-life balance и не держатся за одну сферу, а вместо этого ищут себя"
• Отдельный тренд – рост числа женщин-предпринимателей, особенно среди молодых мам. Мы уже писали, как в 2023 женщины впервые обогнали мужчин по количеству регистраций новых ИП: 504 тыс. против 482 тыс. Причина №1 – именно маркетплейсы.
• Нанимать зумеров не хотят. Опрос Intelligent показал, что 39% компаний избегают нанимать недавних выпускников из-за их "высокомерия, обидчивости и неготовности к стандартному графику". Молодежь чаще увольняется при трудностях.
• Эксперты МГУ считают, что такое поведение связано с общим ростом благосостояния и низкой безработицей – у молодежи просто есть "подушка безопасности" для поиска идеального места. Однако психологи прогнозируют, что со временем на место оптимизма может прийти фрустрация.
Исследования: чего боятся российские предприниматели в 2025 году
По данным исследований ВТБ, РБК и Calltouch, российский бизнес входит в новый год с серьезными опасениями. Разбираемся, что тревожит предпринимателей больше всего.
Главные страхи
• 77% бизнесменов опасаются сохранения высокой ключевой ставки. В особенности касается металлургов (про другие риски на 2025 год писали здесь)
• 72% предпринимателей боятся идти на риск. Многие не решаются инвестировать в развитие из-за неуверенности в будущем. Эксперты советуют диверсифицировать риски – распределять средства по разным направлениям
• 69% переживают из-за конкуренции и возможной потери доли рынка. Ситуацию усугубляет рост цен на рекламу и продвижение – об этом говорят 44% опрошенных
• 64% мучает страх упущенных возможностей. Но здесь есть позитивная динамика: треть респондентов стала быстрее принимать решения, а 28% – тщательнее анализировать перспективы
• 62% боятся внедрять новые технологии. Малый бизнес тут – самый прогрессивный: 59% компаний автоматизируют бухгалтерию, 54% – маркетинг, 51% – продажи
Для бизнеса это звучит контринтуитивно, но именно в таких условиях нужно идти на риск – например, разбираться с новыми и непонятными инструментами: искусственный интеллект, сервисы по оптимизации, интерактивные инструменты, платформы обучения сотрудников – все это поможет сохранить конкурентоспособность при меньших затратах.
По данным исследований ВТБ, РБК и Calltouch, российский бизнес входит в новый год с серьезными опасениями. Разбираемся, что тревожит предпринимателей больше всего.
Главные страхи
• 77% бизнесменов опасаются сохранения высокой ключевой ставки. В особенности касается металлургов (про другие риски на 2025 год писали здесь)
• 72% предпринимателей боятся идти на риск. Многие не решаются инвестировать в развитие из-за неуверенности в будущем. Эксперты советуют диверсифицировать риски – распределять средства по разным направлениям
• 69% переживают из-за конкуренции и возможной потери доли рынка. Ситуацию усугубляет рост цен на рекламу и продвижение – об этом говорят 44% опрошенных
• 64% мучает страх упущенных возможностей. Но здесь есть позитивная динамика: треть респондентов стала быстрее принимать решения, а 28% – тщательнее анализировать перспективы
• 62% боятся внедрять новые технологии. Малый бизнес тут – самый прогрессивный: 59% компаний автоматизируют бухгалтерию, 54% – маркетинг, 51% – продажи
Для бизнеса это звучит контринтуитивно, но именно в таких условиях нужно идти на риск – например, разбираться с новыми и непонятными инструментами: искусственный интеллект, сервисы по оптимизации, интерактивные инструменты, платформы обучения сотрудников – все это поможет сохранить конкурентоспособность при меньших затратах.
Forwarded from Минпромторг России
🚨 Минпромторг России подвёл итоги работы разрешительного режима на кассах
⚪️ На XII Международном форуме «Антиконтрафакт» замглавы Минпромторга России Екатерина Приезжева рассказала об итогах работы разрешительного режима.
🔵 Для повышения контроля качества в этом году в России ввели разрешительный режим для 11 категорий товаров. Теперь, если товар не имеет данных о маркировке в системе «Честный знак» или у него истёк срок годности, продажа такого товара блокируется кассой.
За последние полгода на кассах страны заблокировано:
🥛 не менее 22,9 млн литров просроченной молочной продукции;
💧 почти 67 млн литров воды с признаками контрафакта.
🔹 Правительство расширит перечень товаров, на которые будет распространяться разрешительный режим. В 2025 году к ним добавятся:
✅ ветпрепараты;
✅ велосипеды;
✅ красная и чёрная икра;
✅ безалкогольное пиво и напитки;
✅ соки;
✅ техсредства реабилитации;
✅ медицинские изделия;
✅ кресла-коляски.
Подписаться на Минпромторг России
За последние полгода на кассах страны заблокировано:
💧 почти 67 млн литров воды с признаками контрафакта.
«Например, маркировка обелила рынок шуб на 1300%, воды на 40,5%, безалкогольных напитков на 25%.
За счёт ухода контрафактной продукции легальные производители активно наращивают объемы продаж и производства. В этом году в России выросло производство шин.
За 10 месяцев рост составил 12,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Производство воды также показало рост на 22%», — поделилась Екатерина Приезжева.
Подписаться на Минпромторг России
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Госкомпании отказываются от российского ПО: в 2024 году закупки отечественного софта упали на треть
Госучреждения и компании с госучастием в 2024 году сократили закупки импортозамещенного ПО и IT-услуг на 36% по сравнению с 2023 годом. Общая сумма закупок составила 196 млрд рублей (144 млрд пришлись на органы и 52 млрд на госкомпании).
Что происходит с импортозамещением ПО в России?
С одной стороны, есть явные успехи – это бесполезно отрицать: в сфере инфобезопасности и видеосвязи решения из РФ почти полностью заменили иностранные, а крупнейшие интеграторы собрали внушительные портфели российских продуктов.
Но проблем пока все же больше, чем достижений:
1. Медленное внедрение даже самого базового ПО. Windows все еще используется на 93,8% компьютеров, а доля российских ОС составляет менее 2%.
2. Функциональное отставание. Российское ПО уступают западным по качеству и функциональности почти во всех категориях (кроме систем безопасности.)
3. Высокая стоимость перехода. Замена ERP-систем на промпредприятиях может занимать больше года и требует значительных инвестиций (они не появятся в условиях высокой КС).
4. Нехватка экспертизы. Интеграторам, которые раньше работали с международными вендорами, не хватает опыта внедрения российского ПО.
В итоге самый популярный подход в бизнесе – сохранять иностранные системы (если те работают) и постепенно внедрять отечественные решения там, где это действительно необходимо.
В итоге полное импортозамещение к 2025 году возможно только в отдельных сегментах и на объектах критической информационной инфраструктуры. Для остальных процесс растянется до 2030 года.
Госучреждения и компании с госучастием в 2024 году сократили закупки импортозамещенного ПО и IT-услуг на 36% по сравнению с 2023 годом. Общая сумма закупок составила 196 млрд рублей (144 млрд пришлись на органы и 52 млрд на госкомпании).
Что происходит с импортозамещением ПО в России?
С одной стороны, есть явные успехи – это бесполезно отрицать: в сфере инфобезопасности и видеосвязи решения из РФ почти полностью заменили иностранные, а крупнейшие интеграторы собрали внушительные портфели российских продуктов.
Но проблем пока все же больше, чем достижений:
1. Медленное внедрение даже самого базового ПО. Windows все еще используется на 93,8% компьютеров, а доля российских ОС составляет менее 2%.
2. Функциональное отставание. Российское ПО уступают западным по качеству и функциональности почти во всех категориях (кроме систем безопасности.)
3. Высокая стоимость перехода. Замена ERP-систем на промпредприятиях может занимать больше года и требует значительных инвестиций (они не появятся в условиях высокой КС).
4. Нехватка экспертизы. Интеграторам, которые раньше работали с международными вендорами, не хватает опыта внедрения российского ПО.
В итоге самый популярный подход в бизнесе – сохранять иностранные системы (если те работают) и постепенно внедрять отечественные решения там, где это действительно необходимо.
В итоге полное импортозамещение к 2025 году возможно только в отдельных сегментах и на объектах критической информационной инфраструктуры. Для остальных процесс растянется до 2030 года.
Давно назревавшее решение - о чем мы уже не раз писали.
"Серые" БАДы в свободной продаже - прямая угроза здоровью для огромного количества людей. И хотя маркетплейсы уверяют, что полностью (или почти) контролируют качество биодобавок, но одно дело - полагаться на совесть и чистоплотность торговой площадки, а другое - иметь по закону прописанные санкции в случае если продукция без лицензии окажется на рынке.
"Серые" БАДы в свободной продаже - прямая угроза здоровью для огромного количества людей. И хотя маркетплейсы уверяют, что полностью (или почти) контролируют качество биодобавок, но одно дело - полагаться на совесть и чистоплотность торговой площадки, а другое - иметь по закону прописанные санкции в случае если продукция без лицензии окажется на рынке.
Forwarded from Правительство России
Денис Мантуров провел заседание госкомиссии по антиконтрафакту
Одним из ключевых вопросов заседания стало обсуждение развития национальной системы маркировки и возможности ее использования для повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности.
⚡️ На сегодняшний день маркировкой охвачено почти 20% несырьевого ВВП страны в 24 товарных группах. Кроме того, проводится 13 добровольных экспериментов по новым товарным группам и 4 эксперимента по апробации возможностей системы для целей контроля и автоматического пресечения доведения до потребителя некачественных и небезопасных товаров.
«Маркировка уже позволяет блокировать на кассах продажи гражданам товаров, не соответствующих обязательным требованиям. Только в отношении молочной продукции это позволило снизить реализацию просроченных товаров в 40 раз», – отметил Денис Мантуров.
⚡️ По результатам заседания принят ряд решений, направленных на реализацию итогов эксперимента по использованию возможностей системы в целях обеспечения сопровождения товаров документами, подтверждающими их соответствие техническим требованиям.
⚡️ Также поддержана инициатива по мониторингу российских производителей товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.
⚡️ Дан ряд поручений по дальнейшей интеграции информационных систем профильных ведомств и системы маркировки.
⚡️ Другим вопросом на повестке стало усиление контроля за производством и оборотом алкогольной продукции. Планируется проработать возможность установления запрета производства на одном обособленном подразделении организации коньячного дистиллята и коньяка, а также ввести меры по ограничению в госрегистрации основного технологического оборудования для производства этилового спирта в отношении лиц с неудовлетворительной деловой репутацией.
✔️Также ФТС во взаимодействии с Росалкогольтабакконтролем поручено обеспечить контроль за соответствием обязательным требованиям ввозимой бутилированной коньячной продукции.
Одним из ключевых вопросов заседания стало обсуждение развития национальной системы маркировки и возможности ее использования для повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности.
«Маркировка уже позволяет блокировать на кассах продажи гражданам товаров, не соответствующих обязательным требованиям. Только в отношении молочной продукции это позволило снизить реализацию просроченных товаров в 40 раз», – отметил Денис Мантуров.
✔️Также ФТС во взаимодействии с Росалкогольтабакконтролем поручено обеспечить контроль за соответствием обязательным требованиям ввозимой бутилированной коньячной продукции.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Россияне и россиянки за год стали позволять себе более дорогую одежду: спрос на одежду и аксессуары премиальных марок вырос почти на 50% (+32%, если речь о всех ценовых сегментах).
Драйвер - онлайн-торговля. Если раньше условный middle-class ездил закупаться в Европу, а потом в Дубай, то теперь, из-за курса доллара, такие шоптуры стали совсем невыгодными - и внимание переключилось на виртуальные закупки.
Драйвер - онлайн-торговля. Если раньше условный middle-class ездил закупаться в Европу, а потом в Дубай, то теперь, из-за курса доллара, такие шоптуры стали совсем невыгодными - и внимание переключилось на виртуальные закупки.
Кстати, о маркетплейсах.
Почему-то многие уверены, что обсуждаемый в последние месяцы законопроект об онлайн-торговле отвечает интересам исключительно госмашины - т.е. очередное желание зарегулировать то, что еще не зарегулировано.
Но это узкий взгляд на вещи. Никто не отменял такого явления как конкуренция и равные правила игры между представителями одного вида. Вот и письмо АКОРТ - как раз об этом. Ассоциация, которая лоббирует интересы крупных офлайн-сетей, также включилась в обсуждение и вставляет свои пять копеек.
Предложения ритейлеров сводятся к главному - условия для ведения бизнеса должны равными для всех участников. Если к офлайн-торговле у нас сейчас повышенные требования с точки зрения соблюдения прав покупателей и поставщиков (и это правильно), то почему с онлайн-площадок спрос ниже, и они получают конкурентное преимущество? Вопрос риторический.
У маркетплейсов в России уже гигантские обороты, но не одним онлайном живет торговля в стране - по-прежнему существует классический формат магазинов. С точки зрения законы - это должны быть равные субъекты права. Иначе получается забег, в котором один из бегунов должен пользоваться только одной ногой.
Почему-то многие уверены, что обсуждаемый в последние месяцы законопроект об онлайн-торговле отвечает интересам исключительно госмашины - т.е. очередное желание зарегулировать то, что еще не зарегулировано.
Но это узкий взгляд на вещи. Никто не отменял такого явления как конкуренция и равные правила игры между представителями одного вида. Вот и письмо АКОРТ - как раз об этом. Ассоциация, которая лоббирует интересы крупных офлайн-сетей, также включилась в обсуждение и вставляет свои пять копеек.
Предложения ритейлеров сводятся к главному - условия для ведения бизнеса должны равными для всех участников. Если к офлайн-торговле у нас сейчас повышенные требования с точки зрения соблюдения прав покупателей и поставщиков (и это правильно), то почему с онлайн-площадок спрос ниже, и они получают конкурентное преимущество? Вопрос риторический.
У маркетплейсов в России уже гигантские обороты, но не одним онлайном живет торговля в стране - по-прежнему существует классический формат магазинов. С точки зрения законы - это должны быть равные субъекты права. Иначе получается забег, в котором один из бегунов должен пользоваться только одной ногой.
Коммерсантъ
Онлайн-розница пошла на спор
Ритейлеры просят отрегулировать работу маркетплейсов
Как промышленность осваивает крипту
Каждая третья крупная компания в РФ присматривается к майнингу или уже пробует майнить. Среди них – крупнейшие банки и металлургические гиганты. С финансовыми учреждениями все понятно, но зачем это промышленникам и бизнесу в целом?
В 2024 майнинг официально вошел в правовое поле РФ – сферу начали регулировать. Теперь криптовалюты могут использоваться для расчетов, инвестиций, бартера, и у бизнеса есть два пути:
1. Классическая схема: если есть профицит электроэнергии, компания ставит майнинговое оборудование на свободных площадях. Окупаемость – 12-14 месяцев, потом еще 15-20 месяцев стабильной прибыли без обновления "железа".
2. Газовая схема: если свободной энергии нет, но у бизнеса есть доступ к магистральному газу и ему нужна крипта для расчетов. В этом случае ставят газопоршневые электростанции – электричество получается по 2,5-2,8 руб/кВт против обычных 4-4,5 руб/кВт.
Проблемы тоже есть – их несколько:
• 90% рынка графических ускорителей (необходимы для майнинга) принадлежит американской Nvidia, которая ушла из России
• У намайненной крипты пока остается цифровой след. То есть, на криптовалюту "из России" все еще могут накладывать ограничения при расчетах
• Крипта – не панацея от санкций: чисто инфраструктурно цифровые деньги пока не готовы к большим суммам – многое еще впереди
Решение? Строить собственные дата-центры с новым оборудованием, генерировать криптовалюту и очищать ее от цифрового следа. Насчет разработок – "Ростех" уже работает над линейкой энергоустановок и мобильных решениях для майнеров. Собственный технологический суверенитет в этой сфере – единственный легальный способ использовать криптовалюту и извлекать из нее выгоду.
Другая проблема – в текущем регулировании есть пробелы: под него не попадают, например, стейблкоины – крипта, курс которой привязан к реальным валютам (типа USDT). Исходя чисто из вводных они удобнее для трансграничных расчетов, и рано и поздно их зарегулируют – часть игроков даже предлагает запустить российские стейблкоины с реальным обеспечением.
Каждая третья крупная компания в РФ присматривается к майнингу или уже пробует майнить. Среди них – крупнейшие банки и металлургические гиганты. С финансовыми учреждениями все понятно, но зачем это промышленникам и бизнесу в целом?
В 2024 майнинг официально вошел в правовое поле РФ – сферу начали регулировать. Теперь криптовалюты могут использоваться для расчетов, инвестиций, бартера, и у бизнеса есть два пути:
1. Классическая схема: если есть профицит электроэнергии, компания ставит майнинговое оборудование на свободных площадях. Окупаемость – 12-14 месяцев, потом еще 15-20 месяцев стабильной прибыли без обновления "железа".
2. Газовая схема: если свободной энергии нет, но у бизнеса есть доступ к магистральному газу и ему нужна крипта для расчетов. В этом случае ставят газопоршневые электростанции – электричество получается по 2,5-2,8 руб/кВт против обычных 4-4,5 руб/кВт.
Проблемы тоже есть – их несколько:
• 90% рынка графических ускорителей (необходимы для майнинга) принадлежит американской Nvidia, которая ушла из России
• У намайненной крипты пока остается цифровой след. То есть, на криптовалюту "из России" все еще могут накладывать ограничения при расчетах
• Крипта – не панацея от санкций: чисто инфраструктурно цифровые деньги пока не готовы к большим суммам – многое еще впереди
Решение? Строить собственные дата-центры с новым оборудованием, генерировать криптовалюту и очищать ее от цифрового следа. Насчет разработок – "Ростех" уже работает над линейкой энергоустановок и мобильных решениях для майнеров. Собственный технологический суверенитет в этой сфере – единственный легальный способ использовать криптовалюту и извлекать из нее выгоду.
Другая проблема – в текущем регулировании есть пробелы: под него не попадают, например, стейблкоины – крипта, курс которой привязан к реальным валютам (типа USDT). Исходя чисто из вводных они удобнее для трансграничных расчетов, и рано и поздно их зарегулируют – часть игроков даже предлагает запустить российские стейблкоины с реальным обеспечением.
Forwarded from Аналитический центр ВЦИОМ
Индекс обновил максимальное за 8 лет значение. Последний раз выше этого значения он был в I кв. 2016 г. (74 п.). Если в октябре этого года каждый второй россиянин называл инфляцию очень высокой, то в ноябре так отвечали 7 из 10 опрошенных (68%).
Эмпирической базой для расчета индексов служат данные всероссийского опроса.
Индекс восприятия инфляции показывает, насколько россияне ощущают инфляцию. Индекс строится на основе вопроса «Как бы Вы оценили рост цен (инфляцию) в течение последнего месяца-двух?» Ответу «Инфляция очень высокая» присваивается коэффициент 0,9, ответу «Инфляция умеренная» — коэффициент 0,5, «Инфляция незначительная» — 0,1. Индекс измеряется в пунктах и может принимать значения от 0 до 90. Чем выше значение индекса, тем более распространено мнение среди россиян о высоких темпах инфляции.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Доля платежей в рублях за экспорт в Европу превысила 65% в III квартале (данные ЦБ). Это рекорд за всё время ведения статистики.
В 2019-м было 19%.
Всё изменилось в 2022-м, когда РФ потребовала платить за энергоносители в рублях - в ответ на санкции в отношении российских банков.
Но этот тренд характере не только для отношений с ЕС, но и с другими регионами - операции с рублем растут в торговле с Африкой (68% в рублях) и Азией (37%). Лидеры по рублевым расчетам с Россией - Армения, Беларусь, Индия и страны Африки.
Скорее всего, даже если финансовые санкции будут сняты или скорректированы, позицию рубля в торговых отношениях это не сильно потревожит - способствовать этому будет тенденция стран БРИКС к дедолларизации.
В 2019-м было 19%.
Всё изменилось в 2022-м, когда РФ потребовала платить за энергоносители в рублях - в ответ на санкции в отношении российских банков.
Но этот тренд характере не только для отношений с ЕС, но и с другими регионами - операции с рублем растут в торговле с Африкой (68% в рублях) и Азией (37%). Лидеры по рублевым расчетам с Россией - Армения, Беларусь, Индия и страны Африки.
Скорее всего, даже если финансовые санкции будут сняты или скорректированы, позицию рубля в торговых отношениях это не сильно потревожит - способствовать этому будет тенденция стран БРИКС к дедолларизации.
На фоне строгой ДКП и высокой ставки инвесторы и девелоперы еще долго будут вести себя аккуратно и экономно (даже несмотря на то, что КС сегодня решили не повышать). Все масштабные коммерческие стройки будут растягиваться во времени, чтобы сбавить финансовую нагрузку.
Что до торговых центров – планирующиеся открытия увеличат долю свободных торговых площадей в столице с 7% до 8%. Суммарная площадь новых арендопригодных площадей составит 170 000 кв. м.
Что до торговых центров – планирующиеся открытия увеличат долю свободных торговых площадей в столице с 7% до 8%. Суммарная площадь новых арендопригодных площадей составит 170 000 кв. м.