В России хотят ввести заградительные тарифы на поставки мебели из Германии и Италии – эти страны стабильно входят в топ-5 по поставкам в РФ.
К этому призвала Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России:
Производители опасаются, что восстановление импорта из "недружественных" стран подорвет позиции российских компаний. По данным АМДПР, в 2023 году объем импорта из таких стран достиг 28 млрд рублей. К концу 2025 цифра может вырасти до 40 млрд.
При этом в России текущие пошлины на импортную мебель – всего 9-12%, а российским бренды в недружественные страны не экспортируют, привет санкциям.
Интересно, что в декабре 2024 года та же АМДПР добилась отмены пошлины на китайскую мебельную фурнитуру. Раньше она составляла 55%.
Позиция бизнеса
Кажется, это тот случай, когда позиция ассоциации противоречит позиции ее членов. Большинство игроков рынка не разделяют опасений АМДПР.
1. Директор "Кухонного двора" говорит, что мебельный рынок не ощущает реальной конкуренции с европейскими производителями – особенно в сегменте "средний+". Даже наоборот: покупатели итальянской и немецкой мебели всё чаще приходят к российским производителям.
2. В "Союз-мебели" говорят, что спрос на российскую мебель снижается, но в первую очередь – из-за заморозки строительства. В перспективе – экспансия брендов из КНР несет большую опасность, чем импорт из ЕС.
3. СЕО "Диван.ру" в принципе говорит, что заградительные пошлины – это избыточная мера. Здоровая конкуренция – то, что подстегнет качество российских изделий. Рост ставок, логистических издержек и дефицит кадров – то, что снижает его прямо сейчас.
Позиция государства
Минпромторг заявление АМДПР пока официально не получил, но готов рассмотреть вопрос пошлин в рамках комиссии по экономическому развитию.
Бонусом – государство уже ввело ряд протекционистских мер: например, обязало госсектор закупать только отечественную мебель.
Единственная проблема – в разнице запросов госзаказчиков и физлиц: вторым нужно качество и уникальный дизайн. В тендерах же качество и внешний вид – слишком абстрактные категории, и госструктуры покупают то, что просто дешевле.
Итог: бренды с хорошим продуктом остаются без якорного заказчика.
Пока что у них получается плавать чисто за счет потребительского спроса. Но как они переживут укрепление рубля и возможный возврат брендов в РФ – большой вопрос.
К этому призвала Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России:
Производители опасаются, что восстановление импорта из "недружественных" стран подорвет позиции российских компаний. По данным АМДПР, в 2023 году объем импорта из таких стран достиг 28 млрд рублей. К концу 2025 цифра может вырасти до 40 млрд.
При этом в России текущие пошлины на импортную мебель – всего 9-12%, а российским бренды в недружественные страны не экспортируют, привет санкциям.
Позиция бизнеса
Кажется, это тот случай, когда позиция ассоциации противоречит позиции ее членов. Большинство игроков рынка не разделяют опасений АМДПР.
1. Директор "Кухонного двора" говорит, что мебельный рынок не ощущает реальной конкуренции с европейскими производителями – особенно в сегменте "средний+". Даже наоборот: покупатели итальянской и немецкой мебели всё чаще приходят к российским производителям.
2. В "Союз-мебели" говорят, что спрос на российскую мебель снижается, но в первую очередь – из-за заморозки строительства. В перспективе – экспансия брендов из КНР несет большую опасность, чем импорт из ЕС.
3. СЕО "Диван.ру" в принципе говорит, что заградительные пошлины – это избыточная мера. Здоровая конкуренция – то, что подстегнет качество российских изделий. Рост ставок, логистических издержек и дефицит кадров – то, что снижает его прямо сейчас.
Позиция государства
Минпромторг заявление АМДПР пока официально не получил, но готов рассмотреть вопрос пошлин в рамках комиссии по экономическому развитию.
Бонусом – государство уже ввело ряд протекционистских мер: например, обязало госсектор закупать только отечественную мебель.
Единственная проблема – в разнице запросов госзаказчиков и физлиц: вторым нужно качество и уникальный дизайн. В тендерах же качество и внешний вид – слишком абстрактные категории, и госструктуры покупают то, что просто дешевле.
Итог: бренды с хорошим продуктом остаются без якорного заказчика.
Пока что у них получается плавать чисто за счет потребительского спроса. Но как они переживут укрепление рубля и возможный возврат брендов в РФ – большой вопрос.
А что там с возвратом компаний?
Подвижки появились: РСПП объединился в рабочую группу с иностранными ассоциациями, чтобы выработать механизмы возвращения.
Помимо американцев, с которыми союз сотрудничает уже больше месяца, в нее также вошла Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Параллельно свои предложения готовят "Деловая Россия", ТПП и "Опора России". Главная цель – поиск баланса между возвратом нужных иностранцев и защитой российских производителей, которые уже заняли свои ниши.
Текущая ситуация
Сегодня ино-бизнес может вернуться только с одним условием: разрешением правкомиссии по иностранным инвестициям. Решение принимается с учетом мнения профильных ведомств.
В марте Президент поручил разработать правила возвращения, подчеркнув, что преимущество должны получить российские производители. Замминистра финансов заявил, что проект условий уже готов и согласовывается с ведомствами.
Предварительные требования: 1) локализация производства; 2) трансфер технологий; 3) размещение в РФ максимально полной производственной цепочки, включая НИОКР-центры.
Что думает бизнес
Тут кто в лес, кто по дрова. Разные стейкхолдеры предлагают разное:
1. РСПП хочет сначала создать механизм с "ограничениями на вход" для зарубежных инвесторов. Для этого будет надо переписать парочку НПА – как минимум, расширить сферу регулирования закона об инвестициях.
2. "Деловая Россия" готовит предложения по защите рос-бизнеса – иначе зарубежные игроки просто задавят отечественных из-за разницы в капитализации.
3. "Опора России" считает, что возвращаться должны те, кто сохранил трудовые коллективы и не имеет долгов перед контрагентами. Для компаний с опционом на обратный выкуп нужно пересмотреть доли участия.
4. ТПП предлагает 1) приоритет для компаний, сохранивших бизнес в России; 2) требование полной локализации; 3) 3-5-летний мораторий на возвращение для ниш, занятых рос-бизнесом по инвестконтрактам.
Сложные вопросы
Неясно пока слишком многое – есть куча важных вопросов, которые пока не понятно, как разрешать.
Можно ли ограничить байбэки (обратный выкуп акций)? Что делать с параллельным импортом после возвращения правообладателей? Как защитить импортозамещающие производства? Неясно.
Плюс – у ключевых игроков разных ниш полярные, даже противоречащие друг другу интересы. Пример: авиакомпании мечтают о возвращении Boeing, а "Ростех" их и видеть не хочет, так как продвигает МС-21.
Но радует, что есть инициатива есть с обеих сторон. Глава РФПИ говорит, что американские компании уже просят вернуться (особенно в энергетику). А в РСПП заявляют, что российский бизнес не будет уступать ниши возвращенцам.
Подвижки появились: РСПП объединился в рабочую группу с иностранными ассоциациями, чтобы выработать механизмы возвращения.
Помимо американцев, с которыми союз сотрудничает уже больше месяца, в нее также вошла Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Параллельно свои предложения готовят "Деловая Россия", ТПП и "Опора России". Главная цель – поиск баланса между возвратом нужных иностранцев и защитой российских производителей, которые уже заняли свои ниши.
Текущая ситуация
Сегодня ино-бизнес может вернуться только с одним условием: разрешением правкомиссии по иностранным инвестициям. Решение принимается с учетом мнения профильных ведомств.
В марте Президент поручил разработать правила возвращения, подчеркнув, что преимущество должны получить российские производители. Замминистра финансов заявил, что проект условий уже готов и согласовывается с ведомствами.
Предварительные требования: 1) локализация производства; 2) трансфер технологий; 3) размещение в РФ максимально полной производственной цепочки, включая НИОКР-центры.
Что думает бизнес
Тут кто в лес, кто по дрова. Разные стейкхолдеры предлагают разное:
1. РСПП хочет сначала создать механизм с "ограничениями на вход" для зарубежных инвесторов. Для этого будет надо переписать парочку НПА – как минимум, расширить сферу регулирования закона об инвестициях.
2. "Деловая Россия" готовит предложения по защите рос-бизнеса – иначе зарубежные игроки просто задавят отечественных из-за разницы в капитализации.
3. "Опора России" считает, что возвращаться должны те, кто сохранил трудовые коллективы и не имеет долгов перед контрагентами. Для компаний с опционом на обратный выкуп нужно пересмотреть доли участия.
4. ТПП предлагает 1) приоритет для компаний, сохранивших бизнес в России; 2) требование полной локализации; 3) 3-5-летний мораторий на возвращение для ниш, занятых рос-бизнесом по инвестконтрактам.
Сложные вопросы
Неясно пока слишком многое – есть куча важных вопросов, которые пока не понятно, как разрешать.
Можно ли ограничить байбэки (обратный выкуп акций)? Что делать с параллельным импортом после возвращения правообладателей? Как защитить импортозамещающие производства? Неясно.
Плюс – у ключевых игроков разных ниш полярные, даже противоречащие друг другу интересы. Пример: авиакомпании мечтают о возвращении Boeing, а "Ростех" их и видеть не хочет, так как продвигает МС-21.
Но радует, что есть инициатива есть с обеих сторон. Глава РФПИ говорит, что американские компании уже просят вернуться (особенно в энергетику). А в РСПП заявляют, что российский бизнес не будет уступать ниши возвращенцам.
ЦБ выпустил апрельский мониторинг предприятий, главное:
• Рост деловой активности в апреле продолжился теми же темпами, что и в марте (4,8% против 4,7% - данные ЦБ).
• Краткосрочные ожидания компаний вернулись к уровню июня 2024-го (результат роста трех месяцев кряду). Наиболее позитивными остаются ожидания в розничной торговле, а также в сельском хозяйстве.
• Главные факторы, тормозящие работу предприятий - рост издержек, дефицит кадров и недостаток средств для финансирования оборотного капитала. Кредиты по-прежнему получить не просто, но при этом уже пятый месяц сокращается число предприятий, которые фиксируют ужесточение условий кредитования.
• Ожидания инвестактивности - на уровне I-го квартала 2025-го
• Рост деловой активности в апреле продолжился теми же темпами, что и в марте (4,8% против 4,7% - данные ЦБ).
• Краткосрочные ожидания компаний вернулись к уровню июня 2024-го (результат роста трех месяцев кряду). Наиболее позитивными остаются ожидания в розничной торговле, а также в сельском хозяйстве.
• Главные факторы, тормозящие работу предприятий - рост издержек, дефицит кадров и недостаток средств для финансирования оборотного капитала. Кредиты по-прежнему получить не просто, но при этом уже пятый месяц сокращается число предприятий, которые фиксируют ужесточение условий кредитования.
• Ожидания инвестактивности - на уровне I-го квартала 2025-го
Тут некоторые телеграм-каналы начали писать, что автопром сворачивает работу из-за низких продаж.
Мол, КамАЗ, АвтоВАЗ и Ростсельмаш уходят в отпуска, потому что их авто перестали продавать.
О проблемах автопрома мы знаем хорошо – не нас подозревать в предвзятости. И все же надо сказать, что тут медиа нагоняют лишнего.
1. Корпоративные отпуска – это нормальная практика
КамАЗ и АвтоВАЗ уходят в них каждый год. Это обычная практика, а не экстренная мера.
КамАЗ официально объявил даты на 2025: в апреле, мае и летом (суммарно – три недели). И все это – полностью оплачиваемая история, без дефолтов.
У "Автоваза" та же история, но в мае и на две недели. Компания заявляет, что финансово стабильна даже несмотря на колебания спроса (что немудрено: на фоне утильсборов и удорожания импорта АвтоВАЗ стал чуть ли не главным доминатором рынка).
Общий смысл отпусков – плановая модернизация и обслуживание оборудования. При этом у "Камаза" их продолжительность в этом году выросла – скорее всего это и правда из-за забитости складов.
И, тем не менее, новости про это подают не вполне корректно.
2. А вот у Ростсельмаша и правда проблемы
Из-за падения спроса их завод переходит на четырехдневную рабочую неделю. Владелец компании говорит, что у дилеров стоит полугодовой (!) запас продукции.
Сельхозтехнику сейчас покупают на треть меньше, чем в прошлом году – а 2024 и так был худшим для отрасли за последнюю декаду.
Причина кроется – не столько в технике, сколько в кризисе всего сельского хозяйства. Из-за экспортных пошлин на зерно, высокой КС и роста себестоимости фермеры не обновляют технику либо просто закрываются (в одной только Ростовской области таких – 400+ за прошлый год).
Мол, КамАЗ, АвтоВАЗ и Ростсельмаш уходят в отпуска, потому что их авто перестали продавать.
О проблемах автопрома мы знаем хорошо – не нас подозревать в предвзятости. И все же надо сказать, что тут медиа нагоняют лишнего.
1. Корпоративные отпуска – это нормальная практика
КамАЗ и АвтоВАЗ уходят в них каждый год. Это обычная практика, а не экстренная мера.
КамАЗ официально объявил даты на 2025: в апреле, мае и летом (суммарно – три недели). И все это – полностью оплачиваемая история, без дефолтов.
У "Автоваза" та же история, но в мае и на две недели. Компания заявляет, что финансово стабильна даже несмотря на колебания спроса (что немудрено: на фоне утильсборов и удорожания импорта АвтоВАЗ стал чуть ли не главным доминатором рынка).
Общий смысл отпусков – плановая модернизация и обслуживание оборудования. При этом у "Камаза" их продолжительность в этом году выросла – скорее всего это и правда из-за забитости складов.
И, тем не менее, новости про это подают не вполне корректно.
2. А вот у Ростсельмаша и правда проблемы
Из-за падения спроса их завод переходит на четырехдневную рабочую неделю. Владелец компании говорит, что у дилеров стоит полугодовой (!) запас продукции.
Сельхозтехнику сейчас покупают на треть меньше, чем в прошлом году – а 2024 и так был худшим для отрасли за последнюю декаду.
Причина кроется – не столько в технике, сколько в кризисе всего сельского хозяйства. Из-за экспортных пошлин на зерно, высокой КС и роста себестоимости фермеры не обновляют технику либо просто закрываются (в одной только Ростовской области таких – 400+ за прошлый год).
Если хотите понять, кто из ритейлеров заработает больше других к концу 2025 года – смотрите, кто активнее других развивает собственные торговые марки (СТМ).
В этом году СТМ – это главный тренд: он раздул до каких-то невероятных размеров рынок готовой еды и обеспечил им продаж на 2,35 трлн рублей только за прошлый год. Продажи выросли на 24%.
Финансовая выгода для ритейлеров очевидна: в условиях обострившейся ценовой конкуренции СТМ – это ключевой инструмент дифференциации ассортимента. А еще это прямая маржа, которую не нужно делить с другими брендами. В 2025 главный акцент будет на развитии СТМ в среднем и высоком ценовом сегменте – категория "первой цены" у всех крупных игроков уже практически закрыта.
Бонусом – все это дает хороший буст производствам: "Магнит" возвел 14 промышленных и 6 агропредприятий. В ассортименте – 5,5 тыс. наименований. Для остальных игроков приоритет – развитие мощностей по выпуску готовой еды, где наблюдается острый дефицит поставщиков (особенно в регионах).
Вместе с тем есть и проблемы: зависимость от импорта упаковочных материалов, сырья и ингредиентов. Плюс – кадровый дефицит (особенно синих воротничков) и высокая стоимость капитала. Это ограничивает возможности развития СТМ и в производстве, и в ритейле.
Но пока что все растет с очень хорошими темпами.
Так что если не знаете, акции каких компаний покупать – смотрите на лидеров на картинке. Правда из них публично размещены только "Магнит", "О'Кей" и Fix Price.
В этом году СТМ – это главный тренд: он раздул до каких-то невероятных размеров рынок готовой еды и обеспечил им продаж на 2,35 трлн рублей только за прошлый год. Продажи выросли на 24%.
Финансовая выгода для ритейлеров очевидна: в условиях обострившейся ценовой конкуренции СТМ – это ключевой инструмент дифференциации ассортимента. А еще это прямая маржа, которую не нужно делить с другими брендами. В 2025 главный акцент будет на развитии СТМ в среднем и высоком ценовом сегменте – категория "первой цены" у всех крупных игроков уже практически закрыта.
Бонусом – все это дает хороший буст производствам: "Магнит" возвел 14 промышленных и 6 агропредприятий. В ассортименте – 5,5 тыс. наименований. Для остальных игроков приоритет – развитие мощностей по выпуску готовой еды, где наблюдается острый дефицит поставщиков (особенно в регионах).
Вместе с тем есть и проблемы: зависимость от импорта упаковочных материалов, сырья и ингредиентов. Плюс – кадровый дефицит (особенно синих воротничков) и высокая стоимость капитала. Это ограничивает возможности развития СТМ и в производстве, и в ритейле.
Но пока что все растет с очень хорошими темпами.
Так что если не знаете, акции каких компаний покупать – смотрите на лидеров на картинке. Правда из них публично размещены только "Магнит", "О'Кей" и Fix Price.
Тарифная война, развязанная Трампом, может напрямую ударить по российскому фарм-рынку. Спойлер - всё подорожает.
"Это будет похоже на то, что мы делаем с автомобилями. У нас, как вы знаете, тариф в 25% на автомобили. У нас есть тариф в 25% на сталь и алюминий, и именно эта категория соответствует настоящему моменту", - анонсировал президент США.
Цель благая - перенести производство в Америку, но это заставит крупнейшие мировые фарм-компании покрывать расходы в связи с новыми тарифами.
Так причем тут Россия?
А мы по-прежнему серьезно зависим от европейских лекарств и субстанций. Да, импортозамещение в фарм-отрасли не пустой звук - по итогам 2024-го объем производства лекарств в России вырос на 17%, а импорт препаратов из США сократился на 70%. Но это всё равно не те цифры, чтобы хотя бы в какой-то степени говорить о "фармацевтическом суверенитете".
Все эти санкционные годы западные страны продолжали экспортировать продукцию в тех же объемах, что и раньше (на $9+млрд ежегодно). Больше того - в III квартале прошлого года ЕС продал в РФ 26 тыс. т фармацевтических товаров на 2,3 млрд евро - за тот же период в 2021-м было меньше (1,9 млрд).
Тренд сохранится и в ближайшие годы - а это значит, что если ценник на товары поднимется в Европе - то мы следующие.
"Это будет похоже на то, что мы делаем с автомобилями. У нас, как вы знаете, тариф в 25% на автомобили. У нас есть тариф в 25% на сталь и алюминий, и именно эта категория соответствует настоящему моменту", - анонсировал президент США.
Цель благая - перенести производство в Америку, но это заставит крупнейшие мировые фарм-компании покрывать расходы в связи с новыми тарифами.
Так причем тут Россия?
А мы по-прежнему серьезно зависим от европейских лекарств и субстанций. Да, импортозамещение в фарм-отрасли не пустой звук - по итогам 2024-го объем производства лекарств в России вырос на 17%, а импорт препаратов из США сократился на 70%. Но это всё равно не те цифры, чтобы хотя бы в какой-то степени говорить о "фармацевтическом суверенитете".
Все эти санкционные годы западные страны продолжали экспортировать продукцию в тех же объемах, что и раньше (на $9+млрд ежегодно). Больше того - в III квартале прошлого года ЕС продал в РФ 26 тыс. т фармацевтических товаров на 2,3 млрд евро - за тот же период в 2021-м было меньше (1,9 млрд).
Тренд сохранится и в ближайшие годы - а это значит, что если ценник на товары поднимется в Европе - то мы следующие.
Ритейл собираются мощно дерегулировать
Это инициатива уже не отраслевых ассоциаций, а Администрации Президента: зампредседатель АП Максим Орешкин заявил, что регулирование офлайна устарело и требует пересмотра. Идею сразу поддержал Минэк – говорят, что нужно не давить на онлайн, а дерегулировать офлайн.
И это очень умное замечание:
Большинство накатов на е-ком в РФ – это атака именно со стороны розницы, мы об этом регулярно пишем. Но проблема доминации маркетплейсов – не столько в их недобросовестности (хотя это тоже), сколько в том, что классическая торговля задавлена законами, принятыми еще в 90-х.
Основные проблемы регуляторики офлайн-ритейла
1. Налоговая нагрузка: офлайн-магазины платят до 25% от оборота против 4-6% для онлайн-торговцев на НПД или УСН
2. Ограничение доли рынка: запрет на открытие новых точек при превышении 25% доли в регионе
3. Запрет на агентские схемы: нельзя продавать товар без его выкупа у поставщика
4. Лимит вознаграждений: совокупный размер бонусов от поставщиков не может превышать 5%. Из-за этого ритейл просто не может выполнять услуги, которых от них просят поставщики
5. Жесткий контроль: постоянные проверки в отличие от онлайна
Конкретные шаги уже есть
Минпромторг рассматривает просьбу X5 и "Магнита" о снятии ограничений на агентские схемы через свои маркетплейсы: ритейлу могут разрешить не выкупать товары у поставщика – они будут просто предоставлять полку и брать комиссию. Минэкономразвития готово внести это в поправках к закону о платформенной экономике.
Снять излишнюю нагрузку с розницы – это умный и экологичный способ устранить дисбаланс между е-комом и розницей, но сделать это будет сложно: с одной стороны дерегуляция должна быть глобальной, а с другой стороны – аккуратной, чтобы снова не проявились те проблемы, от которых с таким трудом избавлялось государство (например, засилье контрафакта и фальсификата в рознице).
Это инициатива уже не отраслевых ассоциаций, а Администрации Президента: зампредседатель АП Максим Орешкин заявил, что регулирование офлайна устарело и требует пересмотра. Идею сразу поддержал Минэк – говорят, что нужно не давить на онлайн, а дерегулировать офлайн.
И это очень умное замечание:
Большинство накатов на е-ком в РФ – это атака именно со стороны розницы, мы об этом регулярно пишем. Но проблема доминации маркетплейсов – не столько в их недобросовестности (хотя это тоже), сколько в том, что классическая торговля задавлена законами, принятыми еще в 90-х.
Основные проблемы регуляторики офлайн-ритейла
1. Налоговая нагрузка: офлайн-магазины платят до 25% от оборота против 4-6% для онлайн-торговцев на НПД или УСН
2. Ограничение доли рынка: запрет на открытие новых точек при превышении 25% доли в регионе
3. Запрет на агентские схемы: нельзя продавать товар без его выкупа у поставщика
4. Лимит вознаграждений: совокупный размер бонусов от поставщиков не может превышать 5%. Из-за этого ритейл просто не может выполнять услуги, которых от них просят поставщики
5. Жесткий контроль: постоянные проверки в отличие от онлайна
Конкретные шаги уже есть
Минпромторг рассматривает просьбу X5 и "Магнита" о снятии ограничений на агентские схемы через свои маркетплейсы: ритейлу могут разрешить не выкупать товары у поставщика – они будут просто предоставлять полку и брать комиссию. Минэкономразвития готово внести это в поправках к закону о платформенной экономике.
Снять излишнюю нагрузку с розницы – это умный и экологичный способ устранить дисбаланс между е-комом и розницей, но сделать это будет сложно: с одной стороны дерегуляция должна быть глобальной, а с другой стороны – аккуратной, чтобы снова не проявились те проблемы, от которых с таким трудом избавлялось государство (например, засилье контрафакта и фальсификата в рознице).
В фарму РФ в 2026 году инвесторы направят рекордные 77 млрд рублей – на 9,5% больше, чем годом ранее. Такие данные приводит OKS Labs в своём исследовании.
Из 156 текущих проектов девять реализуют иностранцы (на 32 млрд из трехсот). Индия – лидер по инвестициям и обеспечит половину всех вложений. Крупнейший проект – совместное предприятие Cadila Pharmaceuticals с РФПИ (10 млрд руб).
Основные же деньги идут от российских игроков. Флагманские проекты:
• "Россиум био" – 45 млрд руб в ОЭЗ "Технополис Москва"
• "Фармасинтез" – более 30 млрд руб до 2030 года (заводы в Санкт-Петербурге, Калужской области и Набережных Челнах)
• "Р-фарма" – 8,7 млрд руб на завод в Санкт-Петербурге
После западных санкций 2022 крупные международные фармгиганты (MSD, Pfizer, AbbVie, Sanofi) приостановили инвестиции, но интерес сохраняют компании из Швейцарии и Китая.
После 2026 обещают снижение – к 2028 объёмы инвестиций могут снизиться до 35 млрд руб из-за завершения крупных проектов в центральной России (с другой стороны, к этому моменту должна опуститься ставка, так что загадывать рано).
Из 156 текущих проектов девять реализуют иностранцы (на 32 млрд из трехсот). Индия – лидер по инвестициям и обеспечит половину всех вложений. Крупнейший проект – совместное предприятие Cadila Pharmaceuticals с РФПИ (10 млрд руб).
Основные же деньги идут от российских игроков. Флагманские проекты:
• "Россиум био" – 45 млрд руб в ОЭЗ "Технополис Москва"
• "Фармасинтез" – более 30 млрд руб до 2030 года (заводы в Санкт-Петербурге, Калужской области и Набережных Челнах)
• "Р-фарма" – 8,7 млрд руб на завод в Санкт-Петербурге
После западных санкций 2022 крупные международные фармгиганты (MSD, Pfizer, AbbVie, Sanofi) приостановили инвестиции, но интерес сохраняют компании из Швейцарии и Китая.
После 2026 обещают снижение – к 2028 объёмы инвестиций могут снизиться до 35 млрд руб из-за завершения крупных проектов в центральной России (с другой стороны, к этому моменту должна опуститься ставка, так что загадывать рано).
Апдейт по возвращенцам: протекционизм сохранят даже в случае возврата компаний
Президент РФ поручил законодательно закрепить приоритет отечественных компаний перед зарубежными. Перечень поручений опубличили 18 апреля по итогам мартовского съезда РСПП.
1. Что изменится
В законодательство внесут изменения, которые установят порядок согласования сделок с лицами из недружественных государств. Речь идет о приобретении ими:
- недвижимости для бизнеса в России
- прав на акции российских компаний
- долей в уставных капиталах
- возможности управлять компаниями или влиять на их деятельность
2. Четыре приоритетных направления
При согласовании таких сделок особое внимание уделят:
- фактам прекращения, сокращения или продолжения бизнес-деятельности на территории России после февраля 2022
- специфике субъектов из недружественных стран, планирующих вести бизнес в России
- необходимости финансовых обязательств и гарантий добросовестной работы для таких компаний
- приоритету интересов российских компаний, которые начали или продолжили бизнес в России после февраля 2022
3. Кто за это отвечает
Все изменение должно внести Правительство до 15 мая 2025. За исполнение поручений отвечает премьер.
4. Чёрный список
Последнее, но не по важности: черный список создадут и будут обновлять раз в квартал.
Там будут компании и лица, прекратившие или сократившие деятельность в РФ после 2022.
В перечне будет информация об условиях ухода, акционерах и бенефициарах этих компаний. Первый доклад о создании такого реестра ожидается до 15 мая 2025 года, далее обновления будут ежеквартальными.
Что с этим списком сделают и какие повесят санкции (и повесят ли вообще) – вопрос открытый. Ясно одно: даже если иностранные компании решат вернуться, играть придется по новым правилам.
Президент РФ поручил законодательно закрепить приоритет отечественных компаний перед зарубежными. Перечень поручений опубличили 18 апреля по итогам мартовского съезда РСПП.
1. Что изменится
В законодательство внесут изменения, которые установят порядок согласования сделок с лицами из недружественных государств. Речь идет о приобретении ими:
- недвижимости для бизнеса в России
- прав на акции российских компаний
- долей в уставных капиталах
- возможности управлять компаниями или влиять на их деятельность
2. Четыре приоритетных направления
При согласовании таких сделок особое внимание уделят:
- фактам прекращения, сокращения или продолжения бизнес-деятельности на территории России после февраля 2022
- специфике субъектов из недружественных стран, планирующих вести бизнес в России
- необходимости финансовых обязательств и гарантий добросовестной работы для таких компаний
- приоритету интересов российских компаний, которые начали или продолжили бизнес в России после февраля 2022
3. Кто за это отвечает
Все изменение должно внести Правительство до 15 мая 2025. За исполнение поручений отвечает премьер.
4. Чёрный список
Последнее, но не по важности: черный список создадут и будут обновлять раз в квартал.
Там будут компании и лица, прекратившие или сократившие деятельность в РФ после 2022.
В перечне будет информация об условиях ухода, акционерах и бенефициарах этих компаний. Первый доклад о создании такого реестра ожидается до 15 мая 2025 года, далее обновления будут ежеквартальными.
Что с этим списком сделают и какие повесят санкции (и повесят ли вообще) – вопрос открытый. Ясно одно: даже если иностранные компании решат вернуться, играть придется по новым правилам.
Forwarded from Русский ритейл и бизнес
В России рухнули цены на всю электронику. Гаджеты подешевели сразу на 10-20% из-за укрепления рубля. Ритейлеры распродают технику, чтобы освободить склады перед новыми поставками. Сильнее всего цены упали на ноутбуки. Например, MacBook Pro 2024 сейчас можно купить за 135 тысяч рублей — на 65 тысяч дешевле, чем месяцем ранее. Однако дальнейшего падения цен от поставщиков ждать не стоит, говорят эксперты. @retailrus
Книжные жалуются в ФАС на маркетплейсы
Никогда такого не было, и вот опять: розница вновь жалуется на е-ком из-за демпинга и непрозрачной конкуренции.
А было все так. С 2019 по 2024 год доля продаж книг через традиционные магазины упала почти в два раза и теперь составляет всего 38%, а продажи через МП выросли на 31,6% и достигли 54,5% рынка.
Переломным моментом, конечно, стал ковид.
Розница видит в этом не просто логичное следствие развития е-кома, но нечестную конкуренцию. Ассоциация книгораспространителей написала письмо в ФАС с жалобой на Ozon, WB и "Яндекс Маркет", из-за которых через пару лет тысячи магазинов могут встать под угрозу закрытия.
• С одной стороны, продавать через маркетплейсы действительно дешевле: у интернет-магазинов меньше издержек на аренду, ниже налоговая нагрузка (НДС платится только с комиссии), и они могут позволить себе более низкие цены. Все эти статьи расходов есть у книжных, и они ежегодно растут.
• С другой стороны, кажется, что маркетплейсы все-таки демпингуют: е-коммерсы отпускают книги дешевле себестоимости закупки. Разница достигает 30%, а во время акций – 50-70%. Это классика маркетплейсов: скорее всего, площадки самостоятельно финансируют скидки, чтобы заполучить долю рынка повыше – на эту схему розница уже жаловалась в феврале.
За прошлый год закрылось 220 книжных магазинов – почти 10% от их общего числа. Закрытый стало в 2,5 раз больше по сравнению с 2023. Офлайн-ритейл жалуется, что даже на встречи с писателями, которые они организуют за свой счет, люди приходят с книгами, купленными на маркетплейсах.
Ассоциация просит ФАС повлиять на исполнение маркетплейсами закона "О защите конкуренции" и запретить им устанавливать предельно низкие и высокие цены и односторонне снижать стоимость книг.
По мнению отрасли, без регулирования книжная розница погибнет в ближайшие два года.
Никогда такого не было, и вот опять: розница вновь жалуется на е-ком из-за демпинга и непрозрачной конкуренции.
А было все так. С 2019 по 2024 год доля продаж книг через традиционные магазины упала почти в два раза и теперь составляет всего 38%, а продажи через МП выросли на 31,6% и достигли 54,5% рынка.
Переломным моментом, конечно, стал ковид.
Розница видит в этом не просто логичное следствие развития е-кома, но нечестную конкуренцию. Ассоциация книгораспространителей написала письмо в ФАС с жалобой на Ozon, WB и "Яндекс Маркет", из-за которых через пару лет тысячи магазинов могут встать под угрозу закрытия.
• С одной стороны, продавать через маркетплейсы действительно дешевле: у интернет-магазинов меньше издержек на аренду, ниже налоговая нагрузка (НДС платится только с комиссии), и они могут позволить себе более низкие цены. Все эти статьи расходов есть у книжных, и они ежегодно растут.
• С другой стороны, кажется, что маркетплейсы все-таки демпингуют: е-коммерсы отпускают книги дешевле себестоимости закупки. Разница достигает 30%, а во время акций – 50-70%. Это классика маркетплейсов: скорее всего, площадки самостоятельно финансируют скидки, чтобы заполучить долю рынка повыше – на эту схему розница уже жаловалась в феврале.
За прошлый год закрылось 220 книжных магазинов – почти 10% от их общего числа. Закрытый стало в 2,5 раз больше по сравнению с 2023. Офлайн-ритейл жалуется, что даже на встречи с писателями, которые они организуют за свой счет, люди приходят с книгами, купленными на маркетплейсах.
Ассоциация просит ФАС повлиять на исполнение маркетплейсами закона "О защите конкуренции" и запретить им устанавливать предельно низкие и высокие цены и односторонне снижать стоимость книг.
По мнению отрасли, без регулирования книжная розница погибнет в ближайшие два года.
Производство станков в России за пять лет (с 2020 по 2024 гг.) выросло более чем вдвое - с 5300 до 11 360 штук. При этом в стране наблюдается критическая зависимость от иностранного производства - в прошлом году доля иностранных станков из числа закупленных для производства составила 98,3% (данные консалтинговой компании АТК+).
История крайне важная, т.к. станкостроение - та база, от которой зависит развитие смежных отраслей, связанных с созданием машин и оборудования.
Наиболее острая ситуация - у производителей электроники, т.к. сборочные линии по производству электроники почти полностью укомплектованными импортным оборудованием. Главная проблема - не в том, что в России вообще нет производителей. Они есть - нет производителя, который мог бы предложить комплексное решение по производству пластин для производства микросхем. Еще одна проблема - российские производители вынуждены конкурировать с зарубежными компаниями из тех стран, в которых станкостроение в последние годы получило серьезную господдержку.
Главным поставщиком станков в последние годы ожидаемо стал Китай - на КНР приходится более 70% ввезенных в РФ станков. До 2022-го эта доля была значительно меньше (20-25%), за счет того, что на рынке были представлены немецкие и японские производители. Взлетели также покупки индийского оборудования (в 27 раз).
История крайне важная, т.к. станкостроение - та база, от которой зависит развитие смежных отраслей, связанных с созданием машин и оборудования.
Наиболее острая ситуация - у производителей электроники, т.к. сборочные линии по производству электроники почти полностью укомплектованными импортным оборудованием. Главная проблема - не в том, что в России вообще нет производителей. Они есть - нет производителя, который мог бы предложить комплексное решение по производству пластин для производства микросхем. Еще одна проблема - российские производители вынуждены конкурировать с зарубежными компаниями из тех стран, в которых станкостроение в последние годы получило серьезную господдержку.
Главным поставщиком станков в последние годы ожидаемо стал Китай - на КНР приходится более 70% ввезенных в РФ станков. До 2022-го эта доля была значительно меньше (20-25%), за счет того, что на рынке были представлены немецкие и японские производители. Взлетели также покупки индийского оборудования (в 27 раз).
В России в 2024-м на 30% обвалились продажи сельхозтехники.
Основные причины:
• высокая ключевая ставка (фермерам стало выгоднее держать деньги на депозите, чем вкладываться в покупку техники)
• сокращение господдержки (почти всё теперь уходит на субсидии по кредитам, которые стали значительно дороже из-за той же ключевой ставки)
• пошлина на экспорт зерна (она снижает цены на внутреннем рынке - в результате снижается рентабельность, что приводит к тому, что крестьяне не спешат инвестировать в сельхозтехнику)
А по словам совладельца "Ростсельмаша" Константина Бабкина, есть и и более фундаментальная причина, которая тормозит развитие отечественного сектора сельхозтехники:
"Вообще, в России производить дорого: металл в России дороже, чем в Германии, электричество у нас стоит дороже, чем в Канаде и Китае, кредиты гораздо дороже, чем в других странах, где производится сельхозтехника. То же самое с налогами. Произвести машину здесь на 30% дороже, чем в Германии, Китае и Канаде. Поэтому если нет мер защиты или субсидирования, то производства не будет".
Поэтому спасает российских производителей пока только утильсбор на сельхозтехнику, без которого конкуренция с иностранными производителями была бы проиграна по объективным причинам.
Основные причины:
• высокая ключевая ставка (фермерам стало выгоднее держать деньги на депозите, чем вкладываться в покупку техники)
• сокращение господдержки (почти всё теперь уходит на субсидии по кредитам, которые стали значительно дороже из-за той же ключевой ставки)
• пошлина на экспорт зерна (она снижает цены на внутреннем рынке - в результате снижается рентабельность, что приводит к тому, что крестьяне не спешат инвестировать в сельхозтехнику)
А по словам совладельца "Ростсельмаша" Константина Бабкина, есть и и более фундаментальная причина, которая тормозит развитие отечественного сектора сельхозтехники:
"Вообще, в России производить дорого: металл в России дороже, чем в Германии, электричество у нас стоит дороже, чем в Канаде и Китае, кредиты гораздо дороже, чем в других странах, где производится сельхозтехника. То же самое с налогами. Произвести машину здесь на 30% дороже, чем в Германии, Китае и Канаде. Поэтому если нет мер защиты или субсидирования, то производства не будет".
Поэтому спасает российских производителей пока только утильсбор на сельхозтехнику, без которого конкуренция с иностранными производителями была бы проиграна по объективным причинам.
Ино-бизнес россиян продолжают переманивать обратно в РФ
И делают это довольно-таки специфичным образом.
В Госдуме рассматривают законопроект, который позволит зарубежным компаниям регистрироваться в специальных административных районах (САР) России без сложной процедуры редомициляции (то же, что и смена юрисдикции). Для этого надо будет подрехтовать кое-какие положения закона "О международных компаниях и международных фондах".
Что именно предлагают:
1. Создание механизма "инкорпорации" – это для компаний, которые не могут пройти стандартные процедуры редомициляции из-за ограничений страны регистрации
2. Доступ к гибким формам корпоративного управления и структурирования акционерного капитала: доступ к таким опциям в случае с зарубежными активами часто затруднен
3. Возможность сохранения контроля над зарубежными активами, даже если они заморожены: под контроль новой российской компании попадают все активы, которыми раньше владел предприниматель. Он получает на них права по законодательству РФ и претендует на правовую защиту своих интересов в домашней юрисдикции
Минимальный "входной билет" – обязательство передать новой компании имущество стоимостью не менее 800 млн рублей в течение года после регистрации.
Очевидно, что мера рассчитана на вполне конкретных игроков: это 1) крупный бизнес; 2) с серьезными зарубежными активами; 3) те, кто попал под санкции (персональные или корпоративные) – они при этом продолжают нести расходы по администрированию и налогообложению, что, мягко говоря, не очень справедливо.
Параллельно власти решают задачу деофшоризации экономики и увеличения налоговых поступлений.
И делают это довольно-таки специфичным образом.
В Госдуме рассматривают законопроект, который позволит зарубежным компаниям регистрироваться в специальных административных районах (САР) России без сложной процедуры редомициляции (то же, что и смена юрисдикции). Для этого надо будет подрехтовать кое-какие положения закона "О международных компаниях и международных фондах".
Что именно предлагают:
1. Создание механизма "инкорпорации" – это для компаний, которые не могут пройти стандартные процедуры редомициляции из-за ограничений страны регистрации
2. Доступ к гибким формам корпоративного управления и структурирования акционерного капитала: доступ к таким опциям в случае с зарубежными активами часто затруднен
3. Возможность сохранения контроля над зарубежными активами, даже если они заморожены: под контроль новой российской компании попадают все активы, которыми раньше владел предприниматель. Он получает на них права по законодательству РФ и претендует на правовую защиту своих интересов в домашней юрисдикции
Минимальный "входной билет" – обязательство передать новой компании имущество стоимостью не менее 800 млн рублей в течение года после регистрации.
Очевидно, что мера рассчитана на вполне конкретных игроков: это 1) крупный бизнес; 2) с серьезными зарубежными активами; 3) те, кто попал под санкции (персональные или корпоративные) – они при этом продолжают нести расходы по администрированию и налогообложению, что, мягко говоря, не очень справедливо.
Параллельно власти решают задачу деофшоризации экономики и увеличения налоговых поступлений.
За I квартал 2025-го выпуск промышленных товаров в годовом выражении вырос на 1,1%. Снижение в добыче - на 2,7%, а в обработке - рост на 4,7%.
Быстрее других секторов растет производство прочих транспортных средств и оборудования, готовых металлических изделий, лекарственных средств и медицинских материалов, компьютеров, электроники и оптики.
Быстрее других секторов растет производство прочих транспортных средств и оборудования, готовых металлических изделий, лекарственных средств и медицинских материалов, компьютеров, электроники и оптики.