ЕБИТДА – Telegram
ЕБИТДА
33.7K subscribers
2.11K photos
25 videos
1.62K links
Кто, сколько и как зарабатывает деньги в России. Госрегулирование. Индустрия. Власть.

На связи @ebitda_redaktor
Download Telegram
Forwarded from Proeconomics
Россия продолжает полностью зависеть от импорта станков, время «структурной трансформации» после февраля 2022 года не сильно изменило эту картину.
Об этом пишет в журнале «Прогрессивная экономика», №7, 2025, заместитель директора по качеству АО «СтанкоМашКомплекс» Артём Гарин:

«В 2024 году доля иностранных станков из числа закупленных для производства составила 98,3%. В процентном соотношении около 71% объёма ввезенных станков в денежном выражении пришлось на Китай (объём импорта продукции станкостроительной отрасли составил 1,61 млрд долл.). В период с 2020 по 2021 гг., доля Китая была существенно ниже и составляла 20–25% от общей стоимости ввоза станков. В 2024-м ещё 7% пришлось на Тайвань, 4% на Японию, 2,7% – на Германию, 2,5% – на Южную Корею, 2,4% – на Индию, 1,8% – на Турцию».

Далее автор описывает ситуацию в российском станкостроении:
«После сильного, но кратковременного роста в 2022–2023 гг. наблюдается замедление, вызванное исчерпанием конъюнктурных факторов.
- Первым фактором замедления темпов роста является исчерпание отложенного спроса, сформированного в 2020–2021 годах за счёт импортозамещения и активных закупок отечественного оборудования, а также восстановления всех отраслей экономики после пандемии COVID-19.

- Вторым фактором выступает ограниченность производственных мощностей ряда российских предприятий, которые, несмотря на определённое оживление, по-прежнему не обладают достаточными возможностями для массового выпуска высокотехнологичных станков, особенно в сегменте оборудования с числовым программным управлением.

- Третьим фактором можно считать рост себестоимости производства на фоне удорожания материалов, повышения стоимости логистики и комплектующих, удорожания заёмных средств, а также перехода на альтернативные (часто более дорогие) поставки в условиях санкций, что отрицательно сказалось на конкурентоспособности продукции.

- Четвёртым фактором является отсутствие стабильного массового заказа. Большинство российских предприятий в сегменте станкостроения работают по индивидуальным контрактам, не имея гарантированной загрузки мощностей на долгосрочную перспективу.

- И, наконец пятым фактором стала ограниченность доступа к зарубежным технологиям и оборудованию. Санкционные ограничения и прекращение поставок из западных стран значительно осложняют модернизацию производств и освоение новых моделей, особенно в сегменте высокоточной обработки и ЧПУ».
Три цифры, которые лучше всего показывают ситуацию с рынком вейпов в России:

- За 2020-2024 продажи вейпов в России увеличились в 9 раз
- За 2024 число потребителей вейпов выросло на 19% (до 5,4 млн чел.)
- За I полугодие 2025 сборы в бюджет от жидкостей для вейпов упали на 96%

Все верно: рынок растет, а сборы от акцизов практически прекратились – в этом году бюджет получил всего 14 млн рублей против 430 млн за тот же период годом ранее.

Причина проста: доля теневого сектора на рынке жидкостей достигла 85%.

Игроки рынка связывают это с заградительными ставками акциза: в 2024 их подняли вдвое – с 20 до 42 рублей за миллилитр, в 2025 довели до 44 руб. При таких ставках флакон объемом 30 мл содержит акциза на 1320 рублей, а в рознице стоит всего 600-700 рублей.

Производители вейпов, привыкшие работать в серой зоне, почесали затылок и решили вернуться обратно в родную тень: число официальных производителей жидкостей сократилось в 23 раза – со 117 до 5 компаний. Сегодня теневой оборот составляет 85-86% от общего рынка в 210-230 млрд рублей.

Основной объем жидкостей производят в РФ, немного завозится из Юго–Восточной Азии.

Вообще-то, ситуация радует мало: помимо недополучек бюджета, самопальные жидкости могут банально вредить потребителям, коих в стране – миллионы человек.

Рецепты решения проблемы

Их пока предлагают два:

1. Союз предприятий индустрии никотиносодержащих изделий (СПИНИ) предлагает снизить акциз до 8,8-10 рублей за миллилитр и дифференцировать ставки в зависимости от содержания никотина.

2. В Росалкогольтабакконтроле (РАТК) считают, что нужно продолжать усилять регуляторику: они топят за лицензирование розничной и оптовой торговли табачными изделиями – соответствующий законопроект уже готовит Минфин.
Все мы слышали о тяжелых условиях труда на е-комовских складах: длиннющий рабочий день, досмотры с раздеванием до нижнего белья.

Но это, как оказывается, не всё – о других проблемах, которые не видны внешним зрителям, рассказывает бывший сотрудник одного из маркетплейсов на Урале.

Для начала, на складах – не совсем ад: свободный график работы позволяет приезжать, когда удобно, а корпоративный транспорт включает утренние и вечерние рейсы. Зарплаты высокие – грамотный сотрудник может зарабатывать до 10 тысяч за смену.

Но есть нюансы

1. Спецодежда часто не подходит по размеру – приходится стоять в очередях на выдаче и потом выяснять в раздевалке, что кроссовки жмут, а футболка мала.

2. За каждым новичком прикрепляется наставник, который на просьбы о помощи реагирует (в основном) неохотно. Получить поддержку от супервайзеров практически невозможно.

3. Штрафы – главная проблема. Они компенсируют высокую зарплату. Их можно получить за что угодно: за нелепые ошибки или вообще ни за что. Многие штрафы можно оспорить, но не все – например, при порче товара отследить виновного часто невозможно, и по шапке прилетает всем.

4. Жесткие осмотры на входе и выходе. Классика: с металлоискателем и раздеванием догола – об этом вы уже знаете. Многие пишут, что охранники роются в грязном белье, которое выносят для стирки.

Зарубежные практики

Вообще-то, такой режим работы – не русская причуда и не попытка вытянуть из низкопроизводительной рабочей силы побольше KPI. Такое отношение к персоналу е-кома – мировой тренд, и перекочевал он к нам от международных лидеров вроде Amazon.

У них всё еще жестче: сканеры считают секунды между выполнением задач, видеонаблюдение с ИИ отслеживает каждое движение, а за превышение времени на задачу может прилететь предупреждение об увольнении. Amazon даже запатентовал браслет, который вибрацией подсказывает рукам сотрудника правильное направление движения.

Так что нашим еще есть, куда стремиться.
В России резко выросло число убыточных компаний - впервые за последние пять лет этот показатель превысил 30% (от всех действующих компаний). И что важно - это без учета МСП.

На лицо системная проблема с целым рядом отраслей. Наибольшие убытки - в добыче угля, водоснабжении и водоотведении, а также в сфере утилизации отходов. В числе убыточных - сухопутный пассажирский транспорт и научные исследования.

Главные причины не новые: высокая ключевая ставка и рост зарплат.
Новость, которая вас обрадует: скорее всего, 12 сентября ЕАЭС снизит торговые пошлины с 15% до 5%.

Беспошлинный порог торговли при этом останется на прежнем уровне (€200 – чрезвычайно низко, но хотя бы без новых занижений), а размер пошлины должен составлять не менее €1 за кг товара. И даже с этими "но" потребителей ждет однозначное удешевление импорта.

Соответствующие решения еще не приняты – их будут обсуждать 12.09. Для окончательного решения нужен консенсус вице-премьеров пяти стран ЕАЭС, но, судя по подготовленным документам, более-менее все сошлись именно на цифре именно в 5%.

Что еще изменится

1. Новый статус для маркетплейсов

Электронная торговля теперь выделяется в отдельный вид деятельности.

Wildberries, Ozon и другие платформы получат статус "операторов электронной торговли". Товары перестанут считаться "для личного пользования" – теперь это полноценная коммерция.

2. НДС на все покупки

В перспективе планируют ввести НДС на все товары из-за рубежа. Пока обсуждают ставку и порядок взимания, но направление ясное – со временем снижение пошлин компенсируется ростом других сборов и административным головняком для маркетплейсов.

3. Легализация “серого” импорта

Более низкая и предсказуемая пошлина может вывести из тени поставки, которые раньше дробили на мелкие партии для ухода от платежей. Для бюджета это плюс – больше прозрачных поступлений.
Индекс PMI обрабатывающей промышленности РФ в августе 2025 года составил 48,7 пункта - а это значит, что индекс находится в зоне спада третий месяц кряду. Правда, по сравнению с июлем очевиден рост - на 1,7 пункта.

От более глубокого падения индекс деловой активности удерживает оптимизм российского бизнеса: ожидания компаний насчет производства в ближайший год улучшились, также выросли инвестиции в рекламу и продвижение новых продуктов. Рост оптимизма спровоцировал рост найма, как итог - компании обрабатывающей промышленности в августе приняли на работу максимальное число сотрудников с июля 2024-го.

Но тренд на общее падение сохраняется, и компании реагируют на него сокращением закупки ресурсов. А низкий спрос не позволяет существенно повышать цены.
Маркетплейсы подъели долю традиционной розницы в еще одной нише, где та ранее доминировала: речь о тяжелом люксе.

На днях Ozon открыл свой люкс-раздел. Внутри – Balenciaga, Bottega Veneta и Maison Margiela. Но важно не столько предприятие Ozon, сколько то, что он стал последним крупным маркетплейсом, который добавил себе этот раздел – теперь люкс есть у всех основных игроков.

С ценообразованием там есть проблемы (впрочем, как и в офлайн-бутиках, которые еще остались в РФ): из-за санкций товары поставляются через зарубежных реселлеров, плюс 15%-ная пошлина на товары дороже 200 евро. Сумка за 300 тысяч рублей обойдется покупателю в 355 тысяч с пошлиной.

Парадоксально, но здесь санкции даже помогают традиционной рознице – если бы не они, официальные бутики зашли бы в российский е-ком еще несколько лет назад, как только почувствовали запах денег.

Что дальше? Для маркетплейсов это логичный этап развития: наращивать объемы уже особо некуда, так что нужно искать максимальную маржу. Тяжелый люкс – подходящая ниша. Сама по себе люкс-витрина укрепляет бренд площадки и привлекает покупателей с крупными чеками, особенно в регионах без офлайн-бутиков.

Главный барьер – доверие к подлинности товаров на рынке, где контрафакт составляет до 80%. Для части потребителей оригинальность продукции – вопрос вторичный, но такие и не станут брать сумку "Биркин" с Ozon за миллион, если по-соседству с ней будет та же самая сумка, но за 4 000 руб.
Роль доставки в российском общепите продолжает расти: потребители все чаще предпочитают доставку, а не поход в заведение (дело в инфляции) - и точки питания подстраиваются под этот тренд.

С 2020-го по 2025-й доля доставки в общем объеме заказов выросла на 11%, а количество сетей, не осуществляющих доставку из своих заведений, снизилось более чем вдвое.
Как ЗОЖ влияет на потребительское поведение

За прошлый год доля россиян, ведущих здоровый образ жизни, составила 9,7%. Рост – 0,6%: с одной стороны, немного, с другой – это около 860 тысяч новых человек, которые сокращают потребление вредных продуктов.

Этого достаточно, чтобы заметно просадить продажи одних товаров и резко нарастить в других. Пара примеров:

1. Россия

Безалкогольное пиво из нишевого выбора становится постоянной составляющей потребкорзины: в I полугодии 2025 потребление безалкогольного пива выросло на 8%. Пивовары расширяют "0.0-линейки", сети выделяют полки и акции – привычка пить без градуса закрепляется.

2. Франция

Французы исключают из своего рациона все красное.

В 2023 продажи говядины и свинины только снижались, а к 2024 птица практически сравнялась со свининой по объемам потребления. Параллельно падает домашнее потребление вина (во Франции!), отрасль сокращает виноградники и ищет новые форматы – от более легких вин до безалкогольных.

3. Великобритания

Налоги сделали sugar free новой нормой. После введения SDIL (доп. налог на сладку продукцию) домохозяйства стали потреблять меньше сладкого (в целом на 10-15 грамм сахара в неделю), производители переделали рецептуры, а Zero и Light-напитки заняли лучшие полки в магазинах.

4. США

Долгая нисходящая кривая молока: подушевое потребление питьевого коровьего молока снижается уже 70 лет подряд. На полке по умолчанию – безлактозное и растительные альтернативы: для понимания, глобальный рынок растительного молока в 2024 году достиг $28,6, из них США ≈ $8,1 млрд.
ЕБИТДА
На 70% снизится ввод торговой недвижимости в Москве к концу 2026 года - это происходит на фоне рекордного ввода в 2025-м. Изменение текущего трека связано как с девелоперами (последствия высокой ключевой ставки и перегрев зарплат), так и с арендаторами (стремятся…
В 2026-м в Москве введут в эксплуатацию торговые центры на 93 000 кв. м - в 2,6 раза меньше, чем запланировано на этот год. Причина - высокие показатели этого года. В 2025-м уже ввели или будут введены в строй те объекты, строительство которых начали несколько лет назад.

А дальше строить торговой недвижимости будут меньше - всё из-за высокой себестоимости и дорогих кредитов (за год затраты на возведение ТЦ увеличились примерно на 18%).

Сокращаются и деньги на руках у россиян - а вслед за этим меняется и потребительская модель поведения, когда более бюджетный онлайн вытесняет офлайн.
За последний год в России закрылось 6% магазинов спорттоваров. Розничные сети не выдерживают конкуренции с маркетплейсами.

Владельцы магазинов жалуются: содержать физическую точку становится невыгодно, когда можно продавать через маркетплейсы без расходов на персонал, уборку и охрану.

Но переход в онлайн – сюрприз-сюрприз – добавил только больше проблем.

Тренеры и родители юных спортсменов жалуются: найти нужную экипировку становится сложнее. В художественной гимнастике важно потрогать ленты и булавы перед покупкой, проверить размер. На маркетплейсах – где часто нет точных габаритов, а товары из-за рубежа могут оказаться подделкой – это проблема.

Особенно страдают узкие ниши – обувь для спортивного ориентирования или инвентарь для тенниса на МП почти не найти. Спортсмены вынуждены ездить в Китай за покупками или просить знакомых привозить экипировку из-за границы.
ВЭФ-2025: бизнес-итоги двух дней форума

В этом году событий на "Восточном экономическом" больше, чем обычно. Рассказываем все, что нужно знать о бизнес-новостях:

1. Российская экономика входит в техническую стагнацию. Об этом прямо заявил Герман Греф: во втором II квартале 2025 экономика приблизилась к нулевым отметкам роста. Причина – ставка в 18%, что ниже, чем было, но все еще слишком высоко для роста кредитования и инвестиций. В этой связи:

2. Мы идем к ставке в 12%. Практически все участники форума сошлись, что бизнес вернется к инвестициям только при КС в 10-12% – это необходимый минимум. Но и это будет нелегко: замглавы "Сбера" Ведяхин предупредил, что инвестактивность куда легче остановить, чем запустить заново. Проекты уже поставлены на паузу, команды расформированы.

Даже при снижении ставки запуск инвестпроектов потребует от 9 месяцев до трех лет.

3. 19 миллионов в крипте не считая хомяка. По оценке основателя форума Blockchain Life Сергея Хитрова, общее число "криптанов" в России – 19 млн человек (14% населения). Он оговорился, что цифра не учитывает миллионы игроков в Hamster Kombat. Майнеров из этих 19 млн – всего 700 тысяч. Остальные 18 млн создают "огромную теневую криптоотрасль", которую государство пока не научилось облагать налогами.

4. Губернаторы объявили войну алкоголю. Вологодчина была не последней: власти восточных регионов единодушно пообещали "закручивать гайки" в торговле спиртным.

Планы – очень серьезные: сокращение точек продаж, увеличение разрешенных расстояний от школ и детсадов, запрет продаж в жилых домах. Смысл инициативы кратко и красноречиво изложил губер Амурской области:
Когда дочка-первоклашка спрашивает "что такое «Красное и белое»?", выходя из школы, – пора действовать.


5. Рубль слабеет. До декабря курс ждет "плавное снижение". Причины – снижение ключевой ставки, падение цен на нефть и сокращение валютных интервенций ЦБ. Аналитики дают прогнозы от 83 до 98 рублей за доллар к концу года.

6. Потребительский спрос рухнул впервые за 30 лет. Директор DNS Алексеев заявил об исторической аномалии: рынок потребтоваров впервые сократился в номинальных рублях. За три декады такого не было. Покупатели выбирают депозиты вместо покупок – зачем брать телевизор сегодня, если можно заработать на вкладе и купить его дешевле позже?

Также Алексеев (в принципе известный свой нелюбовью к е-кому) раскритиковал маркетплейсы за "дырку на таможне": 15% товаров проходят без НДС и сертификации.

7. 24 тысячи россиян переехали на Дальний Восток. Полпред Трутнев доложил Путину о первом миграционном приросте за долгие годы. В 90-е регион терял население "угрожающими темпами", теперь ситуация переломилась. Лидеры по притоку – Амурская область, Приморский и Забайкальский края. Переезжают в основном молодые люди 20-24 лет и будущие студенты.
В России появилось втрое меньше иностранных брендов, чем в прошлом году. Тем временем число китайских компаний в РФ за последние пять лет увеличилось в два раза.

Как это произошло?

За январь-июль 2025 на рынок вышло всего 20 новых марок против 60 в прошлом году. Особенно пострадали ино-бренды – число новых сократилось более чем втрое. Главные причины: ограничение доступа к кредитам, дорогая аренда в ТЦ и жесткая конкуренция с онлайн-торговлей.

В это же время компании из КНР показывают обратную динамику. За пять лет их количество выросло с 6,5 тысяч до 13 тысяч предприятий. Совокупная выручка превысила 3,3 трлн рублей – 80% дают топ-40 брендов, дочки крупнейших китайских корп.

Китай проводит экспансию на фактически зачищенной поляне.

Пока российские компании берут время на раскачку – а его с текущей ставкой ЦБ требуется больше – и медленно заполняют свободные ниши, китайцы просто заваливают ниши готовой продукцией.

Ключевое отличие – в ресурсах. У китайских гигантов есть отлаженное производство, капитал и готовая продуктовая линейка. Российским стартапам приходится конкурировать не только друг с другом, но и с мощными международными игроками, которые пришли с уже развитой инфраструктурой.

Результат предсказуем: доля китайских рекламодателей на маркетплейсах за полгода выросла с 3,3% до 7,3% – мы об этом писали.
🥚 Россия впервые в современной истории поставила куриные яйца в США

Сумма закупки составила 455 тысяч долларов, и это первая такая поставка с 1992 года.

Американский рынок сейчас испытывает острую потребность в яйцах. После вспышки птичьего гриппа в 2022 году в США десяток подорожал до 7 долларов (550 руб.), а магазины даже вводили ограничения на продажу.

Трамп даже сделал яйца одной из главных тем своей предвыборной риторики. В марте он пообещал усилить импорт и поддержку фермеров, а летом заявил, что «у всех снова есть яйца» и цены снизились на 400 процентов.

На этом фоне поставки из России выглядят знаковым событием. Объем пока невелик, но сам факт выхода России на американский рынок в такой чувствительной категории продуктов примечателен.
Россияне, которые сделали успешный бизнес на коленке – несколько кейсов, которые рушат стереотип, что старт в России 2020-х невозможен без больших денег:

1. Кукольные домики за полмиллиона в месяц.

Татьяна и Владимир Горшковы из Новосибирска строят кукольные домики уже 10 лет, но начинали с одного – в подарок для детского благотворительного центра. Стартового капитала – ноль, только лобзик и желание.

Фото домиков в соцсетях привлекло первых клиентов и заказов стало столько, что пришлось увольняться с основной работы.

Сегодня очередь расписана на месяцы вперед: семья делает 3-4 больших дома в месяц по цене от 15 до 170 тысяч рублей. В месяц они зарабатывают около 500 тысяч.

2. Подводный аппарат за миллионы.

Дмитрий Пономарев из Новосибирска 24 года вынашивал идею компактного дыхательного устройства для дайверов. Работая инженером-электриком, методом проб и ошибок дорабатывал концепцию.

В 2015 году уволился с постоянной работы, закупил партию компрессоров и начал работу.

Сегодня его уникальный аппарат стоит 115 тысяч рублей, продается по всей России и пользуется спросом за рубежом. Объемы – 2-3 штуки в месяц, в основном благодаря сарафанному радио в среде дайверов.

3. 2,5 миллиона с цветочной фермы.

Ольга Линник из Челябинской области в 2019 году осталась без работы реставратора и без денег. Стартовый капитал – секатор в подарок от дяди и старый дедушкин сад.

Первые месяцы торговала срезанными ветками, весной объездила 50 магазинов в Уфе – большинство отказывались покупать "бабкины" цветы. Сегодня выращивает 40 тысяч растений, зарабатывает 2,5 миллиона за сезон.

Дополнительный доход – курсы по цветочному фермерству за 120 тысяч.

4. Ножи и топоры из бивня мамонта.

Демьян Громов из Новосибирска работал физиком в институте полупроводников, занимался наногетероструктурами. Но душа не лежала к науке – его с детства тянуло к железу и молоту.

Выложил фото кованых ножей в соцсети, Демьян за пару дней получил тысячи подписчиков и шквал заказов. Занял у тещи 30 тысяч на старый пневмомолот 1961 года, который хотели сдать на лом. 10 лет спустя его ножи стоят от 12 тысяч рублей, а сложный заказ меча тамплиеров ушел за семизначную сумму. На стройку нового цеха Демьян потратил 4 миллиона.
На улице жестких дискаунтеров продолжается потребительский праздник - сети такого формата увеличили выручку за полугодие на 27%. И это при том, что рынок розничной торговли в целом начинает притормаживать в своем росте.

Причина понятна - всё больше стараются экономить, в том числе и на продуктах, переходя на сберегательную модель потребления. А со стороны дискаунтеров главным инструментом роста маржинальности остается территориальная экспансия, главный минус которой - то, что она не работает вдолгую.
Сибирь, Дальний Восток, Урал, и Юг – узкие места отечественной промышленности, говорит сентябрьский доклад ЦБ. И все бы ничего, но это половина России: рост промышленного производства зафиксирован только в центре, на Северо-Западе и Волге.

Вот главные экономические тенденции регионов по данным Банка России:

1. ЦФО

Производство в центре выросло на 4,2% главным образом за счет химии и производства одежды в Московском регионе. Инфраструктурные проекты держат строительство на повышенных темпах (+5,2%).

Еще заметно вырос турпоток, но он неплохо держится в целом по России.

2. Северо-Запад

Единственный регион, где инвестиции летят вверх: +17% за полугодие, лидер среди всех макрорегионов. В металлургии рост вопреки общероссийскому спаду – особенно в цветных металлах (мощности по кобальту утроили). Закономерно кусается инфляция – 9,2% (больше только в ЦФО – 10,4%).

3. Волго-Вятка

Промышленность растет аж на 5,7%, но автопром просел – крупные производители перешли на сокращенные смены. Кадровая ситуация лучше, чем в начале года, но все еще хуже общероссийской.

4. Юг

Сложная картина: урожай под вопросом из-за непогоды, портовый грузооборот снижается, строительство просело сильнее страны (-3,2%). С туризмом, как ни странно, все негладко: ограничения на ряде пляжных курортов уменьшили турпотоки.

5. Урал

Потребительская активность выше среднего, включая продажи авто. НПЗ после ремонтов увеличили выпуск, но стройка упала на 6,3%, а древесина страдает от слабого спроса.

6. Сибирь и Дальний Восток

Промышленность буксует: уголь и металлургия снижают выпуск из-за ограничений на внешних рынках, добыча угля в Кузбассе просела на 16%. На Дальнем Востоке туризм растет быстрее страны благодаря субсидированным перелетам.

В общем, неудивительно, что темпы роста промышленности в последние месяцы не превышают 2%.
Mars возвращаются: месяц назад американская компания не договорилась с X5 по отпускным ценам, ритейлер от них отказался, и те срочно начали сворачивать производство – не выдержали разрыва с якорным заказчиком.

Вчера стало известно, что X5 возобновила закупки продукции у Mars

Напомним: X5 заявляли, что предложенные цены "существенно превышают рыночные ориентиры" и нарушают принципы справедливого ценообразования.

Mars же списывала рост цен на объективные факторы – увеличение стоимости какао-бобов.

Теперь, когда поставки возобновились, у нас есть три версии произошедшего:

1. Mars действительно пыталась нажиться на росте цен на какао. Компания использовала скачок мировых цен на сырье как предлог для непропорционального повышения отпускных цен. При этом рост себестоимости какао-продуктов был меньше, чем рост цен на готовую продукцию Mars – разница шла в карман производителя.

2. Цены на какао начали снижаться, и Mars пошла на уступки. Версия смысла не лишена: аналитики J.P. Morgan уже в августе – через неделю после разрыва с X5 – заявили о начале снижения цен на какао-бобы из-за улучшения погоды и нового урожая в Эквадоре.

3. X5 решили не придумывать велосипед. Замена всеми любимых брендов компании Mars на бренды-ноунеймы – история чреватая (тем более, что их ценник тоже будет кусаться – цены на какао растут у всех).

Впрочем, вполне вероятно, что в той или иной мере правдивы все три гипотезы.
Forwarded from Proeconomics
«Доля оплаты труда в ВВП выросла с 39% в 2022 г. до 45% в 2025 г., достигнув достаточно высокого значения, которое предполагает, что в будущем рост зарплат будет замедляться».
(«Потребительский сектор (итоги августа и вектор сентября 2025)» от Альфа Банка)

Но вообще-то это не самое высокое значение для России. На диаграмме мы видим, что в 2014 году доля оплаты труда в ВВП России была выше 47%. Так что зарплатам есть ещё куда расти.

Заодно мы видим, насколько сильно недоплачивали за наёмный труд в России в 2015-2022 годах. Доля оплаты труда снизилась с 47,2% в 2014-м до 39% в 2022-м, или на 8% ВВП. По нынешнему ВВП недоплата была около 16 трлн руб. в год.
То, что у нас сейчас принимается за «зарплатный бум» - это лишь компенсационный рост, восполнение сильной недоплаты за наёмный труд в 2015-2022 годах.