ЕБИТДА – Telegram
ЕБИТДА
33.7K subscribers
2.11K photos
25 videos
1.62K links
Кто, сколько и как зарабатывает деньги в России. Госрегулирование. Индустрия. Власть.

На связи @ebitda_redaktor
Download Telegram
Самый высокий темп рост зарплат в этом году - в строительстве (в среднем +23%). А вот оплата труда пресловутых айтишники осталась почти без изменений - рост всего 6%. В итоге средняя зарплата строителей оказалась на 27 тыс. рублей выше, чем у IT-специалистов (117 тыс. против 90 тыс. соответственно).

Это следствие усиливающейся конкуренции за "синих вортничков", что вызвано развитием производства, дефицитом квалифицированных кадров на рынке труда и высокой текучестью. За счет этого именно рабочие профессии становятся реальным драйвером рынка труда.

А вот в Москве - особенная ситуация. Лидерами по росту зарплат оказались...правильно, курьеры (+38% за год). Медианная зарплата курьеров прямо сейчас - 132 тыс. рублей, и это на 12% выше, чем у выпускников вузов, и на 24% выше, чем у специалистов со средним профобразованием.
А вот и еще один сигнал финансовой оттепели: спрос на франшизы бьюти-салонов и барбершопов вырос втрое (!) год к году. Обычно спрос растет в пределах 15%.

Такому росту поспособствовали два фактора:

1. Стабильный спрос на бьюти-услуги, который остается высоким вне зависимости от инфляции и режима экономии, к которому перешло население.

2. Рост конкуренции. Салонов и парикмахерских становится все больше => закономерно снижается паушальный взнос для франчайзи – владельцы сетей борются за покупателей. Получается замкнутый круг (в кои-то веки можно применить этот термин к позитивной тенденции), в котором и так высокие темпы открытий подгоняются снижающимися издержками предпринимателей.

Но игроки рынка и эксперты говорят, что оптимизм франчайзи преждевременен.

Главная проблема – завышенные ожидания. Франчайзеры обещают, что сделают все за предпринимателя, но чаще всего это не так. Результат – обманутые ожидания и лавина судебных споров между покупателями и продавцами франшиз.

Вторая засада – экономика проектов. Средний паушальный взнос хоть и упал на 34% (до 590 тыс. руб.), но общие затраты на запуск продолжают расти – оборудование и аренда продолжают дорожать. Открыть салон менее чем за 2 млн руб. уже нереально.

3. Третий момент – качество готового бизнеса. Половина объявлений о продаже работающих салонов появляется из-за убытков или эмиграции владельцев, которые поняли, что удаленно управлять такими точками сложно.

Бум франшиз может обернуться волной разочарований для предпринимателей-новичков.
Скорее всего, самозанятость отменят – Минэк предлагает начать обсуждать, как именно это сделать.

Хорошие новости – обещание, данное Силуановым, планируют сдержать: текущий режим сохранят до конца 2028 года. Но обсуждение хотят начать уже сейчас.

Что хотят поменять:
– В 2026 правительство придумает новую конструкцию на замену самозанятости
– Контроль трудовых отношений хотят усилить: устранят подмену найма, когда нанимают СЗ вместо физлиц
– Обсуждается "гибрид" между ИП и СЗ: лёгкое администрирование и удобной системой оплаты налогов, но с обязательными пенсионными взносами.

Главный риск сохраняется: 14,3 млн самозанятых запросто уйдут в тень, если на замену новой системе придет что-то новое и страшное. Все стейкхолдеры в курсе этого риска, но что с ним делать пока не очень понятно.
Российский fashion-рынок притормаживает - ожидается, что его рост по сравнению с 2024-м составит от 7% до 12% (консервативный и базовый сценарии соответственно). Есть, правда, и оптимистичный сценарий (17%), но он возможен только в случае двузначного рост электронной торговли в целом.

Причина торможения - высокая ключевая ставка и сокращение реальных доходов населения. Также тормозит развитие сектора относительно небольшой объем онлайновых продаж (не более 15-20%), которые в том же ритейле являются драйвером получения прибыли в последние годы.
Россияне получили 4 трлн рублей от предпринимательства за I полугодие 2025. Доходы от предпринимательства выросли на четверть.

В эти доходы входят поступления самозанятых и ИП, арендные платежи, авторские вознаграждения и бонусы членов советов директоров.

Рост объясняется тремя факторами:
1. бизнес массово выходит из тени, опасаясь налогового контроля;
2. предприниматели подняли цены на фоне инфляции в 8,1%;
3. господдержка малого бизнеса – гранты, льготные кредиты и налоговые каникулы.

При этом зарплаты не поспевают за ростом цен – работодатели не всегда индексируют оклады по инфляции. Поэтому предпринимательство выглядит привлекательнее найма.

Количество самозанятых выросло с 12 до 14 млн за год. Они работают в ремонте, автосервисе, ИТ и индустрии красоты. Интерес к подработке вырос в четыре раза – люди ищут временную занятость гораздо чаще.

Доля россиян в предпринимательстве достигла 23% из 76 млн экономически активных граждан.
Интересный взгляд на то, чем отличается ведение бизнеса в США и РФ
(спойлер - в Штатах многое проще)

• в США любому сотруднику намного проще действовать от лица компании - не нужны доверенности, выписки из ЕГРЮЛ и печати. Если в РФ регистрация компании требует тонн документов и минимум 3 рабочих дня, то в США регистрация возможно онлайн и за пару часов.

• для взаимодействия с гос- и правоохранительными органами в Америке хватает подписи любого сотрудника (механизм работает благодаря крупным штрафам за предоставление заведомо ложной информации), возможна опция Zoom-звонка с чиновником

• в России унифицированные правила и законы, что означает предсказуемость для бизнеса (в США ставка налога с продаж может разниться от 0% до 13%)

• уволить в США намного проще, чем в России - в любой момент и без объяснения причин. Отсюда - огромное количество трудовых споров, а средняя выплата по коллективным искам - $1,2 млн

• в РФ намного доступнее юридические услуги, поэтому консультацию юриста может себе позволить почти любая компания

В общем, налоги-налогами, но не только в них всё упирается. Есть над чем подумать бизнес-омбудсменам и ФОИПам при желании облегчить жизнь российским МСП.
Минэк защитит маркетплейсы от потребителей: ведомство анонсировало запрет на возврат некоторых категорий товаров – это (по задумке) оградит е-коммерсов от злоупотреблений клиентов и конкурентов.

Перечень этих товаров пока обговаривается, но кажется, в него точно войдет одежда – именно с ее возвратом чаще всего мухлюют покупатели: берут домой на "примерку", а на деле используют для фотосессий, корпоративов и свадеб, после чего возвращают с сохраненной этикеткой.

С электроникой тоже творится неладное: покупатели пользуются товаром 11 месяцев из годовой гарантии, а потом создают заявку на возврат по выдуманным причинам. ПВЗ ничего не проверяет и тут же возвращает деньги.

Это бьет по всей цепочке.

Маркетплейсы получают логистическую нагрузку – товары надо забирать обратно на склад. Селлеры несут убытки от порченых возвратов и закладывают эти издержки в цену. В итоге добросовестные покупатели переплачивают за товары из-за недобросовестных коллег.

Полный перечень товаров сейчас формируют и вскоре отправят в Минпромторг.

Альтернативы предлагают сами игроки рынка: черные списки недобросовестных покупателей (по аналогии с авиакомпаниями) и ограничения постоплаты для тех, кто делает множество возвратов. Но пока власти идут путем запретов.
ИТ-сектору приготовиться: страховые взносы для компаний увеличат вдвое – с 7,6% до 15%.

Тут важно оговориться: повышение не затронет сотрудников с годовым доходом от 2,8 млн – они и так платят повышенный НДФЛ от 15%. Изменения предлагает Минфин, закрепить их хотят в бюджетной политике на 2026-2028.

Надо сказать, что даже так страховые ставки в ИТ остаются ниже, чем в среднем у бизнеса: стандартный тариф составляет 30% в пределах базы и 15,1% сверх нее. Изначальные ставки в 7,6% были введены в 2020 бессрочно, но в наше время ни от чего зарекаться нельзя.

Льготные условия для ИТ-компаний по-прежнему остались. Налог на прибыль составляет всего 5% (против стандартных 20%). Правда, еще недавно он был 0%, а рост до 5% уже сказался на ценах российского ПО. К тому же с 2020 ИТ-компании освобождены от НДС.

Власти объясняют решение просто: отрасль показывает высокие финансовые результаты, зарплаты в 2,5-3 раза выше среднероссийских => пора делиться.

Последствия

Ничего сильно критичного случиться не должно – такое мнение большинства экспертов. Повышение приравняет ИТ к производственным МСП с аналогичной ставкой.

Но проблемы будут: компании начнут сокращать найм молодых специалистов и студентов, чьи зарплаты ниже 2,8 млн в год. Урежут расходы на соцпакеты. Крупные ИТ-компании пострадают меньше – у них больше высокооплачиваемых сотрудников.
Исторический момент: в России сейчас официально желающих работать больше, чем безработных (1,8 млн вакансий против 1,7 млн незанятых). По кадровой географии всё как обычно: наибольшее количество вакансий - в Москве и Мособласти (210 тыс. и 116 тыс. соответственно, а наибольший уровень безработицы - в СКФО (около 7,5%).

Что это значит?

Для работников пока всё хорошо - их удерживают и привлекаются через рост з/п - это базовый способ решения проблемы кадрового голода. То, что он не вечный - другой вопрос.

Для работодателей - это рост издержек и ориентация на потенциальную рабочую силу при поиске кадров, т.к. одними безработными проблему уже не решить.

Для потребителей - растут цены и услуги. Логично, что производители дополнительные издержки будут закладывать в стоимость услуг, и при непоспевающем росте объемов продукции это разгоняет инфляцию.
А вот и реприватизация подъехала: государство будет распродавать свои доли в нестратегических активах, чтобы закрыть бюджетные недоимки – об этом сообщает Минфин.

В этом году приватизация коснется пяти компаний: золотодобывающая ЮГК (Южуралзолото) и аэропорт Домодедово точно в списке. В следующем году распродадут все остальное – Минфин оставлять изъятые активы не собирается.

Что важно знать:
– ЮГК планируют продать крупному миноритарию компании, государственный пакет в 67% оценивается в 85 млрд рублей
– Домодедово продадут инвестору, но там всё плохо: аэропорт в предбанкротном состоянии с убытком 10 млрд рублей и долгом в 70 млрд
– Быстро продать не получится: нужны оценка, процедуры, иногда судебные разбирательства
Forwarded from Proeconomics
Россияне в 2025 году начинают резко сокращать потребление продуктов питания в натуральном выражении.
Да, для этого исследования надо ещё учитывать демографический фактор – больше или меньше стало наличного населения в России, но вряд ли эти флуктуации будут больше 1%. Выезд туристов за границу (речь пойдёт о десятых долях процента от общего потребления). Учитывать рынок готовой еды и динамику общепита, потребление продуктов питания вне учёта статистики (собственный огород, фермерская продукция, рынки и т.п.) – но и в этом сегменте вряд ли произошли существенные изменения в натуральном выражении.
Так что ждём ещё и сокращения темпов роста розничной торговли, и роста конкуренции в ритейле.
(диаграмма – «Продолжится ли рост на рынке готовой еды в условиях новой экономической реальности (сентябрь 2025) от NTech»)
Строители обогнали IT-специалистов в зарплатах

С января по август 2025 года зарплаты в строительстве выросли на 23% – до 117,6 тыс. рублей. У программистов рост скромнее – всего 6%, медиана дошла до 90 тыс. В производстве прибавили 13%, в рабочих профессиях – 11%. Для сравнения: у маркетологов рост составил 7%, а спрос на них вообще не изменился.

Забавно, как дефицит кадров разрушает мифы о богатстве российского ИТ-сектора. Повальный рост зарплат у разрабов в последние 20 лет сформировал стереотип, что у IT-компаний – больше всех денег и клиентов. Это частично правда, но зарплаты растут не только и не столько из-за капитализации бизнеса, сколько из-за потребности в сотрудниках определенного профиля.

Было время – бизнес изнемогал без опытных разрабов и аналитиков, зарплаты закономерно росли. С текущей ДКП IT-компании наоборот вошли в режим энергосбережения и даже начали сокращать сотрудников.

В строительной отрасли, тем временем, открыто 182 тыс. вакансий. Для сравнения: в IT требуются 55 тыс. специалистов, в маркетинге – 32 тыс. При этом число вакансий в строительстве выросло на 21%, в IT – сократилось на 16%.

Девелоперам особенно не хватает инженеров проектов, специалистов строительного контроля, сетевых инженеров-проектировщиков, инженеров-сметчиков и монолитчиков. Среди рабочих специальностей дефицитны каменщики.

Чтобы переманить специалиста из другой компании, приходится предлагать на 30–35% больше.
В РФ с начала года появилось 2,8 тысячи новых МСП в сфере машиностроения – суммарно число таких компаний в России сегодня составляет 46 тысяч. Выручка, тем временем, увеличилась за три года на 84% и составила 4,6 трлн рублей по итогам 2024.

Темпы роста машиностроительных МСП опережают средние показатели по сектору: 14,4% против 12,7% за последние три года. Отрасль, которая традиционно ассоциируется с крупными заводами, все активнее растет за счет малого бизнеса – ежегодный прирост увеличился с 2-3% до 5%.

География развития предсказуема: больше трети предприятий расположены в Центральном федеральном округе, 20,5% – в Приволжском, почти 14% – в Северо-Западном. Лидеры по количеству компаний – Москва (16,6%), Санкт-Петербург (9,7%) и Московская область (7,4%).

Среди примеров – компания "Промсервис" из Ульяновской области, которая разработала электропривод для систем погодного регулирования в ЖКХ, полностью заменив импортные аналоги. Научно-производственное предприятие "Квант" из Удмуртии производит автоматические установки для сварки.

Интересно, что машиностроительные МСП демонстрируют большую стабильность – их средний возраст 9,5 лет против 7,7 лет в целом по сектору. За три года предприятия привлекли около 196 млрд рублей через Национальную гарантийную систему.
Начали с джунов, а теперь сокращают мидлов – всё больше сотрудников подпадают под "пересмотр эффективности"

СМИ пишут, что сокращения не массовые, но к оптимизации готовится каждая десятая компания (в конце 2024 таких было 8%). Тенденция набирает обороты – вдвое упала доля работодателей, готовых нанимать новых людей.

Под удар попадают специалисты среднего звена в IT, банках, девелопменте и финансах. Сейчас это затрагивает 5-10% сотрудников крупнейших компаний, но дальше будет только хуже.

Почему это происходит:

1. Компании заменяют мидлов стажерами и джунами – крупные игроки удвоили количество стажерских позиций. Работу делать кому-то надо, но платить меньше выгоднее.

2. Доходы не растут, а налоги повышаются – с 2026 налоговая нагрузка усилится, поэтому компании заранее режут расходы. В первую очередь страдают бэк-офис (рекрутеры, бухгалтеры, юристы), маркетинг и экономисты.

3. Менеджменту перестали повышать зарплаты – руководителей среднего звена не увольняют массово, но повышений нет. Их доход привязан к прибыли компании, а она не выросла. Разрыв в зарплатах между начальством и рядовыми сотрудниками сокращается.

Проблема будет усиливаться. Уволенные специалисты найдут работу (безработица рекордно низкая, кадров не хватает), но на менее выгодных условиях и в менее престижных компаниях. Адаптация займет около полугода. Плюс любой следующий работодатель, увидев сокращение в резюме, подумает: "плохой специалист" – и это усложнит поиск.
Если российские бьюти-игроки отлично встроились в новые экономические условия после 2022 года, то производителей обуви немного штормит:

• падает выручка - по итогам 2024-го медианная выручка составила чуть более 12 млн руб. (-4% к 2023-му). Однако с учетом инфляции это падение выходит на уровень 12%

• за год отрасль потеряла 134 (13,5%) игрока, также снижаются темпы регистрации новых бизнесов. Один из самых ярких примеров - закрытие фабрик "Юничел" и Francesco Donni, которые работали не один десяток лет

Правда, если выручка действительно свидетельствует как минимум о стагнации, то с уходом игроков не всё так просто. Зачастую ликвидация бизнесов - следствие очищения рынка, когда прекращают свою деятельность нелегальные компании. Именно так произошло в обувной сфере - летом вокруг известного "Садовода" обнаружили около 200 фейковых обувных фабрик - на бумаге они были производителями, а по факту просто переклеивали ярлычки с импортных товаров.

• сокращается число точек продаж (за год в 18 крупных городах закрылось от 8% до 32% таких торговых точек, лидер - Ростов-на-Дону), а посещаемость магазинов и число покупок падают

Да, рывка за последние годы не случилось - но, справедливости ради, вряд ли кто-то этого ожидал от обувной сферы - в отличие от того же бьюти-сегмента. В пользу перспектив отрасли также говорит и тот факт, что тренд на онлайн-торговлю пока обходит ее стороной - купить подходящую обувь на маркетплейсах значительно сложнее, чем одежду. Поэтому люди по-прежнему будут ходить по магазинам и пользоваться примеркой - а офлайн-покупки благотворно сказывается на производителях и точках продаж.
Почему у нас снова топливный кризис

Этот канал я веду с конца 2021 года, и за эти неполные 4 года Россию регулярно накрывали проблемы с топливом, обычно в конце лета — начале осени. Каждый год я об этом пишу, и вот 2025-й не стал исключением.

Многие связывают проблему нехватки бензина и дизеля на АЗС тем, что российские НПЗ регулярно попадают под дождь из украинских БПЛА (или их обломков). Эта причина тиражируется в СМИ, на нее легко ссылаться и прикрываться, но в реальности картина намного сложнее, а беспилотники — меньшая из проблем.

Напомню, что в современной России топливные кризисы — почти постоянное явление, просто каждый год в разном масштабе. Регулярно они возникают аж с 2018 года, но начинались еще раньше — с 2011-г.


Под кризисом я понимаю ситуацию, когда на внутреннем рынке топлива в стране возникает дефицит, который впоследствии транслируется в рост цен. Потому что заправлять машины надо всем, а топлива на всех нет.

Дефицит возникает в двух ситуациях
:

🔵товара не могут произвести достаточно по техническим причинам,
🔵сам производитель не хочет насыщать рынок в корыстных целях.

В России могут работать обе причины одновременно. Повторюсь, что кризисы назревают всегда в конце лета, когда у нас пик автомобильного сезона (кроме работяг, люди на личном транспорте катаются в отпуск), и на этот пик наслаиваются плановые работы на НПЗ, из-за которых встает все производство.

Работы эти планово происходят летом у всей индустрии, что у меня, как человека со стороны, вызывает вопросы. Даже если мы на работе ходим в отпуск по очереди, чтобы не провисали рабочие процессы у отдела, то может стоит все эти плановые паузы тоже разнести по времени?

Когда индустрия по переработке встает, то даже если никто внутри неё не может согласовать графики, это не означает, что в стране закончится бензин — потому что кое-что делается заранее. В таком большом производственном бизнесе и такой важной индустрии всегда есть запасы, которые должны покрывать период «летних каникул на НПЗ».

Но, в отличие от «свежего» топлива, такие запасы надо где-то хранить, транспортировать и платить за это, что делает его дороже. Создавать запасы и долго их хранить было бы хоть немного выгодно на дистанции в 3 месяца, если бы цены на топливо были менее волатильными, а за границей это топливо не покупали бы дороже внутреннего рынка.


И так возникает конфликт интересов — зачем мне держать литр бензина на складе месяц, чтобы за него заработать условные 10 единиц денег, его я его могу продать уже сегодня за 12 за бугром? И при этом я не трачусь на содержание запасов и деньги получу быстрее, и так же быстро отправлю их в оборот.

Чтобы мы тут с вами не платили за бензин по ценам стран-импортеров, и чтобы не провоцировать недовольство граждан из-за цен, государство придумало механизм демпфера.

Упрощенно, демпфер — это доплата производителю топлива из бюджета недополученной выручки за то, что он продает его внутри страны, а не гонит на экспорт.

А мы с вами живем в период, когда бюджетные расходы растут, но внутри этих расходов постоянно что-то перераспределяется, чтобы не наращивать дефицит бюджета. Это значит, что какие-то субсидии уменьшают, а высвободившиеся средства отдают более нуждающимся. Демпфер серьезно урезали год или два назад. Кстати, тогда, в 23-м году, топливный кризис довел до эмбарго на экспорт топлива.

То есть, производителям было настолько невыгодно делать поставки на внутренний рынок в текущих условиях и по текущим ценам, и при этом они не могли его продавать за границу, что они попросту сократили выпуск, сократив свои издержки.


А в этом году, чтобы стабилизировать внутренний рынок, власти пошли на то, чтобы снять ввозные пошлины на топливо из-за границы, чтобы он помог донасытить спрос и снять проблему дефицита.

Итого, что мы имеем: есть государство, которое не любит рост цен, но не хочет (не может) контролировать рынок денежными стимулами как раньше, и есть производители со своим циклом, и банальной математикой маржинальности и выгоды. Неудивительно, что в такой конъюнктуре рынка мы ходим по кругу каждый год.

Китайская Угроза 👍
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Никогда такого не было - и вот опять!

А ведь позиция селлеров выглядит разумно: оставить возможность выбора, куда именно направлять возвраты – на свой склад или склад Ozon, а также сохранять контроль над упаковкой и качеством товара.

Но после одностороннего решения о введении постоплаты количество возвратов выросло кратно, а продавцы столкнулись с ростом издержек на логистику, переупаковку и утилизацию (которые, разумеется, будут перенесены на потребителей).
Казахстан начал соблюдать санкции: на границе скопилась очередь в 7,5 тысяч фур

Грузовики, которые везут товары из Китая через Казахстан, стоят на границе уже три недели. Причина – погранцы досматривают грузовики с подозрительными грузами: проверяют на предмет серого импорта и товаров двойного назначения – электроника, дроны, одежда и многое другое. "Подозрительные грузы" проверяют в 99% случаев.

Дополнительно ситуацию усугубляют предстоящее повышение утильсбора (перегонщики пытаются проскочить до 1 ноября) и китайская "золотая неделя": с 1 по 8 октября пункты пропуска в КНР временно закроются.

Но это не разовый сбой – эксперты видят в происходящем смену политики Казахстана. Астана начала более скрупулезно соблюдать западные санкции, а перевозчики массово боятся ехать "в жерло вулкана" – теперь фуры проверяют от момента пересечения границы до выгрузки на московских рынках.

Добавляет проблем и закрытие Польшей границы с Беларусью в середине сентября - около 90% железнодорожных грузов из Китая в ЕС оказались заблокированы почти на две недели, что ударило по транзитным перевозкам через Россию и Казахстан.

Легальные грузы пока проходят, но медленнее – 3-5 дней вместо привычных суток. А вот товары, попадающие под санкции (особенно микросхемы и станки), разворачивают в 100% случаев.

В ответ грузопоток начинает перенаправляться на прямые переходы Китай-Россия: "Маньчжурия–Забайкальск" (пропускает 400-600 автомобилей в сутки, очередей пока нет) и маршрут через Монголию – "Эрлянь–Замын-Ууд". Правда, массовый переход на эти направления неизбежно создаст там новые пробки.
Moscow Startup Summit: главные бизнес-итоги

"Сбер" и правительство Москвы организовали двухдневный форум, где собрали свыше 4000 ключевых игроков и экспертов рынка технологического бизнеса. Делимся главными итогами:

1. Инвесторы предложили стартапам-участникам свыше 1,2 млрд рублей – как в полном объеме, так и в рамках синдицированных сделок.

2. Фокус на ИИ и медицине. Среди финалистов: ~85% с ИИ, из них ~70% – GenAI; ~48% – deeptech. По направлениям: биомедицина – 33%, промроботы 15%, корпоративное ПО 12%, фундаментальные технологии 12%, девелопмент 7% и кибербезопасность 7%.

3. Экспозиция и международка. На выставке – 60 стендов от команд из РФ и зарубежья (участвовали Бразилия, Индия, Китай, Иран и др.). Из заметных прототипов: голографический дисплей HoloAir (Photonica), спутниковая связь Voxtellar, грибы-реставраторы "Микокарст", тепловые спутники Satleo (точность прогноза 25–30%), микророи дронов "Сверх" и робот-инспектор труб "Тьюбот".

4. Отдельный трек для молодых. На демо-дне молодежных стартапов 20 команд, средний возраст участников – 21 год. География – Беларусь, Китай и 13 городов России. Кейсы: "НеоТомограф" (внутриротовой сканер без излучения), CartON (прокат тележек для "последней мили"), Invisible Doctor (умные контактные линзы с ИИ). Питчи сопровождал аватар GigaChat с лайв-реакциями аудитории.

5. Слишком многое инвесторам не обещают: основатель 108 Capital Нимэш Кампани предупредил новичков, что из 10 стартапов выстрелит один, а это значит, что нужно 1) диверсифицироваться и вкладываться в разное; 2) быть готовым все потерять. Горизонт планирования – 2-3 год

6. У стартапов, тем временем, большое будущее: в прошлом году выручка стартапов на платформе организаторов составила 248,9 млрд рублей.
Каждое пятое ювелирное украшение в России – это подделка, и почти каждое третье (30%) имеет качество ниже декларируемого. К таким выводам пришли в Российском экономическом университете им. Плеханова.

Размер рынка подделок составляет 56 млрд рублей. Для понимания, оборот всего ювелирного рынка РФ за прошлый год – 281 млрд руб.

Основной способ обмана – подделка пробы: например, продают 375 пробу золота вместо 585. Плюс синтетика вместо природных камней и низкосортные сплавы.

В рознице до 15% ассортимента – бижутерия, продаваемая как ювелирка (до 42 млрд руб.).

Меры на подходе: Минфин готовит памятки у прилавков с номером изделия в ГИИС ДМДК и QR для быстрой проверки клейма и маркировки.
В России – второй самый дешёвый интернет в мире

Месячная абонентская плата за домашний интернет в РФ составляет всего $8,7 – около 715 рублей по текущему курсу. Дешевле – только в Индии: там ценник тот же $7,7.

Следом идут постсоветские республики: Узбекистан ($11,5), Киргизия ($11,7) и Казахстан ($12,7). В топ самых доступных стран также вошли Китай ($11,3), Турция ($13,8), Болгария ($14,6), Литва ($16,5), Польша ($17,2), Грузия ($17,4), Таиланд ($18,4), Армения ($19,1) и Латвия ($19,7).

Самый дорогой интернет:

• США – $72,1
• Канада – $61,7
• Люксембург – $59,1
• Бельгия – $56,9
• Ирландия – $55,1
• Австралия – $53,6
• Германия – $50,7

Разница с Россией – почти в 6,5 раза.

Ещё важнее – доля расходов на интернет в доходах граждан. Россияне тратят на связь всего 0,67% от средней зарплаты – мировой минимум. Для сравнения: в Бразилии интернет съедает 4,1% дохода, в Мексике – 3,8%, в Аргентине – 3,65%.