ЕБИТДА – Telegram
ЕБИТДА
33.7K subscribers
2.11K photos
25 videos
1.62K links
Кто, сколько и как зарабатывает деньги в России. Госрегулирование. Индустрия. Власть.

На связи @ebitda_redaktor
Download Telegram
Внутриполитические события в Белоруссии вынудили страну приступить к более тесной экономической интеграции с Россией. Началось с прибалтийской логистики, продолжается промышленностью - Виктор Евтухов, замглавы Минпромторга, заявил о возможной локализации производства самосвалов "БелАЗ" в России.

С предложением вышла сама белорусская сторона. Кроме того, она предлагает усилить локализацию производства дорожно-строительной техники в Брянске. Сейчас там работает завод Ирмаш, выпускающий продукцию с использованием белорусских комплектующих.

Оба предложения прорабатываются министерством. "БелАЗ" - один из крупнейших в мире производителей карьерных самосвалов. Занимает около 30% рынка, выручка в прошлом году - $782 млн, чистая прибыль - $122 млн.

Поскольку российских конкурентов у него нет, в отличие от того же МАЗа, от проекта вряд ли откажутся. На российском рынке локализованный "БелАЗ" будет конкурировать, как и ранее, с американским Caterpillar.
Несмотря на восстановление экономики, по данным Росстата, в августе уровень безработицы продолжил увеличиваться. В целом, с начала жесткой фазы пандемии в апреле безработица выросла больше, чем на 1,5% - с 4,8% до 6,4%. Не самый критичный показатель, если сравнивать с масштабами кризиса. Но он не отражает существенные сокращения зарплат у многих сотрудников, которые перешли на удаленку или просто не могли работать в период самоизоляции.

На данный момент в абсолютном выражении в РФ 4,8 млн безработных. Причём молодых среди них - почти четверть. Безработица среди женщин и мужчин на удивление почти одинаковая, но, например, не занятых на селе гораздо больше, чем в городе (8,5% против 5,8%). Вполне ожидаемо, что самое большое число безработных на Кавказе (14,9%), особенно в Ингушетии и Чечне, тогда как в Москве этот показатель равен всего лишь 2,7%.

Важно понимать, что в статистику включены данные только по официально трудоустроенным. А в регионах весьма распространена практика найма без договора. Но даже те цифры, которые демонстрирует Росстат, скорее всего, далеки от реальности. Ведь они не учитывают ситуации, когда в период пандемии люди не хотели терять работу и готовы были переходить на меньшую ставку или вообще не получали зарплат. Такие граждане фактически становились безработными. Реальные показатели увольнений по тем, кто был устроен неофициально могут быть ещё хуже.
Эксперты ВШЭ опубликовали большой доклад о проблемах российской экономики и социальной сферы. К основным факторам отставания экономики РФ эксперты отнесли недостаточную глубину переработки сырья, отсутствие индивидуального подхода при реализации национальных программ и низкий уровень цифровизации.

Ключевые тезисы:

📍Проблема не в сырьевой экономике, а в недостаточном качестве обрабатывающей отрасли. В РФ в большинстве своём используется низкоквалифицированная рабочая сила и распространено массовое производство простых товаров.

📍Такая ситуация - не проявление «ресурсного проклятья», о чем свидетельствует опыт развитых сырьевых стран - например, Канады.

📍Российский экспорт куда менее разнообразен, чем экспорт европейский или американский. Количество товарных позиций РФ составляют лишь 30-40% от товарных позиций ЕС и США.

📍Изменить сложившуюся ситуацию поможет либерализация импорта сложных комплектующих, налаживание контактов между бизнесом и исследовательскими центрами, поддержка индустрий, а не компаний и отраслей.

📍Необходимо стимулировать экспорт множества товаров во множество стран. Сейчас 5 и более товаров на 5 и более рынков экспортирует только 40% компаний в РФ, тогда как в США этот показатель превышает 90%.

📍С расширением процессов цифровой трансформации даже небольшой̆ бизнес становится глобальным и способным к включению в глобальные цепочки добавленной̆ стоимости.

📍Ключевая среди всех нацпроектов - программа «Цифровая экономика». Ее успешная реализация приведёт к тому, что около половины прироста ВВП до 2030 года придётся на цифровую отрасль.
С 1 января 2020 года Украина запретила ввоз автомобилей с территории РФ. Но поставка машинокомплектов для последующей сборки под запрет не попадает.

Чтобы вернуться на украинский рынок, "АвтоВАЗ" решил локализовать там своё производство. В течение нескольких месяцев группа инженеров проводила обучение сотрудников Запорожского автомобильного завода по крупноузловой сборке. А сейчас уже поступают в продажу первые собранные на нем машины.

Объемы поставок, конкретные модели и прочие параметры пока неизвестны. На официальном украинском сайте Lada предлагается купить следующие модели: Granta, Xray, Largus, Vesta Sedan и SW Cross.

Для ЗАЗ, который фактически простаивает (в прошлом году выпущено 85 автомобилей), это возможность перезапустить производство. Для "АвтоВАЗа" - возврат утраченных позиций.

Нишу дешевых автомобилей на Украине занимают т.н. "евробляхи" - нерастаможенные б/у автомобили из Европы. В последнее время правительство активно с ними борется, это должно простимулировать спрос на недорогие новые машины.

Что касается политических рисков, вызванных непростыми отношениями между странами, в крайнем случае, их можно купировать ребрендингом выпускаемой продукции (Renault в помощь).
Впервые заключен специнвестконтракт (СПИК) с китайским автопроизводителем - Haval. Компания должна локализовать производство ключевых компонентов: двигатель, коробка передач, электронные блоки и системы управления.

Совокупная оценка этих обязательств - более 7000 баллов, самая высокая в отрасли. Баллы начисляются за выполнение отдельных производственных операций. Например, сварка кузова для легкового автомобиля - 400 баллов, КПП - 600, системы управления - 1400 и т.д.

Из-за пандемии и спада в автопроме китайцы хотели понизить свои обязательства (договоренности были достигнуты еще год назад), но Минпромторг на это не пошел. Инвестиции в рамках СПИК составят 42,4 млрд рублей.

Российский завод Haval уже больше года работает в Тульской области на территории индустриального парка "Узловая". Для китайцев это первое зарубежное предприятие полного цикла. Сейчас выпускается два кроссовера и два внедорожника, около 80 тыс. автомобилей в год с перспективой роста до 150 тыс.

Локализацию по СПИК начнут с производства двигателей, там же в Тульской области. Завод уже спроектировали, а построят до конца 2022 года. Объем выпуска - 80 тыс. моторов в год.
Угроза второй волны коронавируса и резкий рост заболеваемости вынуждают граждан избегать многолюдных мест, тем самым влияя на спрос. Согласно Sberindex, на прошлой неделе выручка кафе, баров и ресторанов упала на 17,7% относительно прошлого года (неделей ранее - всего на 3,9%).

Рестораторы подтверждают: Алексей Васильчук ("Чайхона № 1" и др.) говорит о снижении на 27-30%, Ginza Project Moscow - на 20%. На продажи не жалуется лишь фастфуд.

В Москве запрещать работу заведений общепита пока не планируют, но бизнес уже готовится к новому карантину:

• "Кофемания" - скоро запустит собственное мобильное приложение для доставки.

• KFC - активно внедряет и развивает заказ в онлайне (чат-боты в Telegram и "В контакте", мобильное приложение).

• Ginza Project Moscow - усилен внутренний контроль за выполнением всех мер безопасности.

В марте в Москве работало 14,4 тыс. заведений общепита. В июне после снятия ограничений открылось 12,3 тыс. (84,6%). На начало сентября это число выросло до 14,5 тыс. Отсутствие большого числа закрытий объясняется сменой владельцев - прежние отдавали бизнес за долги.

Падение в сентябре обозначилось и в ритейле. После августовского роста продаж в торговых центрах, в сентябре показатели снова ушли в минус. При том, что у владельцев магазинов именно сейчас заканчивается льготный период (большинство арендаторов договорилось на лето о скидке в 30-50%) и они выходят на докризисный уровень арендной платы.

Если ситуация не изменится, в ближайшие месяцы на рынке ждут закрытия магазинов. Девелоперы с новыми объектами не торопятся - уже перенесены сроки ввода по 49% ранее анонсированных торговых площадей.
Текущие данные по работе системы цифровой маркировки:

• Маркированные лекарства продают почти 40% аптек. Сейчас на рынке может находиться товар, произведенный до 1 июля без маркировки. Постепенно он вытесняется из оборота новыми препаратами.

• Эмитировано около 3 млрд кодов для лекарственных препаратов.

• На этапе эксперимента были выявлены нарушения (двойные продажи лекарств, закупленных государством для больниц) на 500 млн рублей. Как правило, это дорогостоящие препараты от онкологических, орфанных и других заболеваний.

• В системе цифровой маркировки работает 290 тыс. компаний со всего мира. Система фиксирует данные о выбытии товаров с полумиллиона касс.

Сейчас Минпромторг с привлечением бизнес-сообщества разрабатывает проект концепции государственной информационной системы мониторинга, которая будет основываться в том числе на данных, предоставляемых "Честным знаком".
Запрет на экспорт кругляка хвойных и ценных лиственных пород существенно повлияет на бизнес.

Для больших холдингов эта мера полезная, она им поможет решать проблему дефицита сырья. Например, у Segezha Group, одной из крупнейших компаний отрасли, собственного сырья на 70%. Ей станет проще находить на рынке недостающие объемы.

Но для малых и средних предприятий без перерабатывающих мощностей, особенно на Дальнем Востоке, это грозит серьезными проблемами, учитывая слишком короткий переходный период. Есть риск ухода компаний в "серый" экспорт.

Чтобы избежать этого и других нежелательных последствий, государству придется раскошелиться на поддержку бизнеса. Уже поручено со следующего года запустить программу льготных кредитов.

Повышать глубину переработки необходимо, но насколько целесообразны столь радикальные меры. Экспорт кругляка достаточно эффективно сдерживают нынешние пошлины: для переработчиков - 6,5%, для остальных - от 25% до 60%, в следующем году уже 80%. В 2019-м его физический объем упал на 25%. В денежном выражении он составляет 10% от всего лесного экспорта ($1,24 млрд из $12,3 млрд). Даже китайцы начали переходить с российского сырья на новозеландское и немецкое.

Сейчас, вместо того, чтобы зарабатывать на кругляке, государству предстоят расходы. Посмотрим, удастся ли за столь короткий срок переоборудовать предприятия. Но пока положительный экономический эффект от полного запрета экспорта неочевиден.
Сегодня запущена обязательная маркировка парфюмерии (духи, туалетная вода) и фототоваров (фотоаппараты, вспышки). Оборот немаркированной фототехники запрещен. Реализация немаркированных товарных остатков парфюма, ранее произведенных или ввезенных на территорию РФ, возможна до 30 сентября следующего года.

Основная цель маркировки - исключение из оборота поддельной и контрафактной продукции и ограждение потребителя от некачественной продукции. Для рынка парфюмерии и фототехники это актуально. Особенно для быстро растущей онлайн-торговли.

В интернете для реализации контрафактной парфюмерии созданы тысячи различных ресурсов, от специализированных сайтов до аккаунтов в соцсетях и мобильных приложений (сам рынок онлайн-торговли beauty-товаров растет на 23-30% в год). Потери пяти популярных парфюмерных гигантов в прошлом году, по оценкам, превысили 60 млрд рублей. Ущерб только от одного подпольного завода, обнаруженного в Удмуртии, оценивается в 860 млн рублей. При этом подделки и контрафакт можно встретить даже в крупных торговых сетях.

В онлайн-торговле фототехникой доля контрафакта может составлять от 5 до 30%. Как правило, речь идет не о подделках, а о продукции, ввезенной в обход таможенных и иных правил.

Для потребителей все это может стать серьезной проблемой - такие товары не имеют гарантии в России и не пользуются сервисной поддержкой. В случае любой поломки и проблемы продавец ничем не может помочь и направляет в компанию-производитель. А она обеспечивает гарантийный ремонт только в тех странах, куда эта продукция официально направлялась заводом-изготовителем, т.е. не в России.

Не будем забывать практику отзыва конкретных партий товаров по причинам безопасности (в 2017 году немецкая Bosch отзывала опасные в использовании газовые плиты). На "серую" технику условия возврата денег не распространяются.

В конце сентябре в системе маркировки было зарегистрировано более 5,6 тыс. участников оборота парфюмерии и 700 - рынка фототоваров. С учетом возможности работы с немаркированной парфюмерией еще год, количество участников будет только расти.
Число интернет-пользователей в РФ последние 5 лет стремительно растёт, так же, как и растёт их интерес к онлайн-покупкам и инфопродуктам.

С 2015 по 2019 год количество домохозяйств, имеющих подключение к WiFi выросло на 7% до 73,6%. При этом доступ в интернет стал ещё удобнее и быстрее - его скорость у большинства пользователей теперь составляет 20мб/с, а не 5 мб/с(их количество выросло с 48,6% в 2015 году до 70,3% в 2019-м). За 5 лет число пользователей, сидящих в интернете ежедневно, а не от случая к случаю выросло на 17,5% до 72,6%.

При этом активно увеличивается интерес к онлайн-покупкам. С 39,6% до 56,5% возросло число тех, кто ищет в интернете информацию о товарах и читают отзывы. Резко увеличилась популярность онлайн-переводов и банковских операций - 16,9% до 51,6% соответственно. А также стало больше тех, кто ищет информационные продукты в сети.

Предпринимателям стоит обратить внимание на колоссальный рост числа юзеров, которые используют интернет для общения в чатах и мессенджерах. Этот способ контакта с клиентами сейчас становится все более популярным за счёт его удобства и быстроты.
В программе кредитных каникул могли участвовать граждане, ИП и субъекты малого и среднего предпринимательства, чей доход из-за коронавируса упал более чем на 30%. Вчера завершился прием заявок на их предоставление.

В Госдуме хотят обсудить возможность продления программы. Но без поддержки правительства и Центробанка, одних просьб бизнеса будет недостаточно.

Тем временем, Роспотребнадзор не исключает возвращения ограничений из-за коронавируса в случае ухудшения эпидемиологической ситуации. А она именно ухудшается.

Как минимум, правительству стоит задуматься о рассрочках для малого бизнеса. Потребительский спрос уже посылает негативные сигналы. При так и не восстановившихся доходах предприниматели окажутся не в состоянии поддерживать платежную дисциплину.
По подсчетам FinExpertiza, реальное количество безработных во II квартале могло превысить 9,3 млн (12% от экономически активного населения). Это более чем в 2 раза превышает официальные оценки.

Дополнительно к 4,5 млн безработных, признанных Росстатом, эксперты насчитали около 4,9 млн скрытых нетрудоустроенных граждан. Они не попадают в официальную статистику из-за критериев Международной организации труда.

Безработными МОТ считает лишь тех, кто не имел доходного занятия, занимался поиском работы в течение последних 4 недель и был готов приступить к работе в течение недели. При отсутствии одного из критериев человек не считается безработным, хотя по факту остается нетрудоустроенным.

FinExpertiza приводит свои цифры:

• 2,93 млн - хотели работать, но по тем или иным причинам не искали работу и не были готовы немедленно к ней приступить.

• 1,84 млн - не искали работу, но были готовы работать (790 тыс. отчаялись найти работу).

• 91 тыс. - искали работу, но не были готовы приступить к ней в ближайшее время.

Наименьшие показатели фактической безработицы в Петербурге (3,7%) и Москве (3,9%), максимальные - в Северной Осетии (39,8%), Тыве (36,8%) и Дагестане (36,1%).

Главный вопрос, будет ли повтор локдауна, что может спровоцировать массовое закрытие предприятий.
Интернет-издание Znak провело контрольную закупку ("Ашан", "Яблоко"), чтобы сравнить изменения цен в магазинах Екатеринбурга относительно 2014 года.

Подорожали:

• Крупа - 203,8%
• Сливочное масло - 43-91%
• Макароны - 16,7%
• Овсяные хлопья - почти в 3 раза
• Рис - 54,6%
• Мука - 63,1%
• Манная крупа - 22,3%
• Мандарины - 54,1%
• Чай - 54,3%
• Говяжья тушенка - 77,9%
• Консервированная горбуша и скумбрия - 161-163%
• Маслины - 140,3%
• Кукуруза - 96%
• Горошек - 67,7%
• Шампунь - 90,5%
• Зубная паста - 170,5%

Цены выросли незначительно:

• Туалетная бумага - 2%
• Нерафинированное масло - 2,8%
• Спагетти - 9,2%
• Сахар - 9,5%

Приведенные цифры достаточно условны - сравнивались не средние цены на рынке, а на отдельные марки продуктов, которые закупались в 2014-м. Тем не менее, тенденции вполне очевидные и не совсем бьются с официальной инфляцией.
В августе московские ТЦ приняли всего на 6% посетителей меньше, чем годом ранее. Однако уже в сентябре их посещаемость упала на 3% по отношению к августу - всё из-за второй волны пандемии.

В регионах посещаемость ТЦ, тем не менее, продолжает расти. По данным Watcom, в целом по России трафик таких объектов в сентябре был всего на 16% меньше, чем в 2019.

Однако до восстановления трафика еще далеко - если в Москве он отыграл 85%, то в регионах - всего 60-75%.
В правительстве обновили нацпроект, посвященный поддержке и развитию предпринимательства. Теперь он состоит из четырех федеральных проектов:

• Единая цифровая платформа для всего сектора, включая самозанятых - рост числа пользователей с 200 тыс. в 2021 году до 500 тыс. в 2024-м.

• Вовлечение потенциальных предпринимателей в малый бизнес - число вновь создаваемых субъектов МСП вырастет с нынешних 760 тыс. до 1,067 млн в 2024 году.

• Акселерация (ускоренное развитие) субъектов МСП: 3,75% - годовой рост средней выручки при средней численности занятых на одного субъекта - 3-3,16 человека.

• Самозанятые.

Целевые показатели достаточно спокойные - на бурное развитие сегмента правительство не рассчитывает. Сильно вырастут только госзакупки (включая закупки госкомпаний) - с 3,5 трлн рублей в 2020 году до 5 трлн в 2024-м.

Сейчас многие предприниматели не планируют расширять бизнес из-за роста налоговой нагрузки. Одна из главных проблем малого бизнеса в процессе развития - переход к стандартному налоговому режиму с различных упрощенных (УСН, патенты, ЕНВД). На этой стадии государство предлагает инструменты поддержки, например, льготные кредиты, а также "переходные налоговые режимы" для постепенного перевода бизнеса на обычную налоговую модель.

На сегодня в секторе МСП заняты 21,16 млн человек, включая 1,2 млн самозанятых. Цель к 2024 году - 23 млн (прежний показатель, 25 млн, перенесен на 2030 год), численность самозанятых - 2,1 млн.
Один из наиболее эффективных инструментов господдержки автопрома - стимулирование спроса через льготное кредитование, когда выпущенные в России машины реализуются со скидкой 10% (25% - для жителей Дальнего Востока), а также льготный лизинг.

В этому году изначально выделялось 12,5 млрд рублей (10,5 млрд - на лизинг). Хотя реальный объем был почти в два раза меньше - 5,5 млрд приходились на выплаты банкам за реализацию программы в предыдущие годы.

Из-за пандемии правительство усилило эти меры - по итогам 2020-го их бюджет должен составить 22,5 млрд рублей. План на следующий год - 14,9 млрд рублей (11,1 млрд - на льготное автокредитование).

"Долги" перед банками уже не будут столь значительными (по старым программам заканчиваются сроки погашения). Но лизинговые компании и авторынок в целом переживают из-за снижения господдержки - именно покупатели недорогих автомобилей наиболее подвержены влиянию кризисов.

Остается надеяться, что в случае заметного спада в отрасли (сейчас в ценах на машины еще не полностью учтено ослабление рубля) Минпромторгу, как и в этом году, удастся пролоббировать расширение льготных программы.
Если ограничения сохранятся на нынешнем уровне (перевод части сотрудников на удаленку), последствия для экономики вряд ли станут критичными. Предприниматели потеряют часть выручки, но не более того. Катастрофой для отдельных секторов малого и среднего бизнеса станет возврат к пропускному режиму.

По экспертным оценкам, в этом случае рискуют обанкротиться до 50% всех компаний. Кстати, еще не до конца понятны последствия весеннего карантина - до октября действовал мораторий на банкротство.

Тяжелее всего придется развлекательным и досуговым заведениям, кафе и ресторанам, а также непродуктовому ритейлу (продовольственный сегмент при любом сценарии работу продолжит). В апреле, когда спрос максимально упал, розница потеряла 23,4%.

Рестораторы говорят, что после снятия карантина 40% предпринимателей остались без бизнеса, к работе вернулось 85% заведений (сменили собственника). Но у общепита есть доставка, помогающая хоть как-то компенсировать потери. В фитнес-индустрии это не работает. В первую волну закрылось 20% фитнес-клубов. При повторном локдауне, с рынка уйдут еще 40-50%.

В туристической отрасли массового закрытия компаний не случилось, а сейчас государство пытается развивать внутренний туризм - с 15 октября стартовал второй этап программы кэшбека за пакетные поездки по России.
В Правительстве решили возродить выращивание конопли

Речь идет о технической конопли, которую активно выращивали не только в средневековой Руси, но и в СССР. Сейчас ее объемы упали почти до нуля, хотя еще около 30-40 лет назад коноплей засеивали около 600 тысяч га. Замглавы Минпромторга Виктор Евтухов по этому поводу отметил, что из конопли можно производить более 25 тысяч продуктов (химия, строительство, текстиль, пищпром, медицина, оборонка, автопром и др).

Интерес инвесторов к этим проектам имеется и даже растет, но, скорее всего, без господдержки не обойтись. Для производителей продукции с содержанием технической конопли возможно применят аналогичные механизмы поддержки. Кроме того, планируется начать производство оборудования по уборке конопли и ее переработке. Уже есть первые образцы техники ("Ростсельмаш").

Кстати, реабилитация конопли как культуры - мировой тренд. Наши соседи и конкуренты на мировом рынке (Китай, Узбекистан) производство конопли активно наращивают, замещая ею хлопок. Так что тема актуальная.
Продажи новых автомобилей в сентябре выросли на 3,4%, до 154,4 тыс. штук. Благоприятно влияют девальвация рубля, отложенный спрос, снижение туристической активности и меры господдержки.

Предыдущая динамика:

• апрель -72,4%
• май -51,8%
• июнь -23,3%
• июль +6,8%
• август -0,5%

Рост продаж (всего выпущено):

• Skoda - 31% (9,6 тыс.)
• Hyundai - 15% (18,4 тыс.)
• Lada (без учета Niva) - 12% (35,3 тыс.)
• Volkswagen - 12% (10,7 тыс.)
• УАЗ - 7% (3,8 тыс.)
• Kia - 6% (20,4 тыс.)
• Renault - 5% (14 тыс.)

Падение продаж:

• ГАЗ - 26% (4,4 тыс.)
• Nissan - 24% (5,6 тыс.)
• Toyota - 10% (8,5 тыс.)

Ассоциация европейского бизнеса улучшила июньский прогноз - снижение по году на 13,5% (до 1,55 млн) вместо 23,9%. Но это при условии, что не будет карантина. В то же время руководство АвтоВАЗа объявило о 4-дневной рабочей неделе с 1 января 2021 года на срок до полугода. Причина - негативный прогноз по рынку.

На эту схему планировали перейти еще в июне, но отказались из-за оживления спроса. Плюс в конце лета был получен крупнейший госзаказ на поставку 15 тыс. машин. В результате в августе и сентябре завод перешел на шестидневку.

С января по сентябрь АвтоВАЗ продал 227 661 новый автомобиль (-14%).