ЕБИТДА – Telegram
ЕБИТДА
33.7K subscribers
2.11K photos
25 videos
1.62K links
Кто, сколько и как зарабатывает деньги в России. Госрегулирование. Индустрия. Власть.

На связи @ebitda_redaktor
Download Telegram
Один из наиболее эффективных инструментов господдержки автопрома - стимулирование спроса через льготное кредитование, когда выпущенные в России машины реализуются со скидкой 10% (25% - для жителей Дальнего Востока), а также льготный лизинг.

В этому году изначально выделялось 12,5 млрд рублей (10,5 млрд - на лизинг). Хотя реальный объем был почти в два раза меньше - 5,5 млрд приходились на выплаты банкам за реализацию программы в предыдущие годы.

Из-за пандемии правительство усилило эти меры - по итогам 2020-го их бюджет должен составить 22,5 млрд рублей. План на следующий год - 14,9 млрд рублей (11,1 млрд - на льготное автокредитование).

"Долги" перед банками уже не будут столь значительными (по старым программам заканчиваются сроки погашения). Но лизинговые компании и авторынок в целом переживают из-за снижения господдержки - именно покупатели недорогих автомобилей наиболее подвержены влиянию кризисов.

Остается надеяться, что в случае заметного спада в отрасли (сейчас в ценах на машины еще не полностью учтено ослабление рубля) Минпромторгу, как и в этом году, удастся пролоббировать расширение льготных программы.
Если ограничения сохранятся на нынешнем уровне (перевод части сотрудников на удаленку), последствия для экономики вряд ли станут критичными. Предприниматели потеряют часть выручки, но не более того. Катастрофой для отдельных секторов малого и среднего бизнеса станет возврат к пропускному режиму.

По экспертным оценкам, в этом случае рискуют обанкротиться до 50% всех компаний. Кстати, еще не до конца понятны последствия весеннего карантина - до октября действовал мораторий на банкротство.

Тяжелее всего придется развлекательным и досуговым заведениям, кафе и ресторанам, а также непродуктовому ритейлу (продовольственный сегмент при любом сценарии работу продолжит). В апреле, когда спрос максимально упал, розница потеряла 23,4%.

Рестораторы говорят, что после снятия карантина 40% предпринимателей остались без бизнеса, к работе вернулось 85% заведений (сменили собственника). Но у общепита есть доставка, помогающая хоть как-то компенсировать потери. В фитнес-индустрии это не работает. В первую волну закрылось 20% фитнес-клубов. При повторном локдауне, с рынка уйдут еще 40-50%.

В туристической отрасли массового закрытия компаний не случилось, а сейчас государство пытается развивать внутренний туризм - с 15 октября стартовал второй этап программы кэшбека за пакетные поездки по России.
В Правительстве решили возродить выращивание конопли

Речь идет о технической конопли, которую активно выращивали не только в средневековой Руси, но и в СССР. Сейчас ее объемы упали почти до нуля, хотя еще около 30-40 лет назад коноплей засеивали около 600 тысяч га. Замглавы Минпромторга Виктор Евтухов по этому поводу отметил, что из конопли можно производить более 25 тысяч продуктов (химия, строительство, текстиль, пищпром, медицина, оборонка, автопром и др).

Интерес инвесторов к этим проектам имеется и даже растет, но, скорее всего, без господдержки не обойтись. Для производителей продукции с содержанием технической конопли возможно применят аналогичные механизмы поддержки. Кроме того, планируется начать производство оборудования по уборке конопли и ее переработке. Уже есть первые образцы техники ("Ростсельмаш").

Кстати, реабилитация конопли как культуры - мировой тренд. Наши соседи и конкуренты на мировом рынке (Китай, Узбекистан) производство конопли активно наращивают, замещая ею хлопок. Так что тема актуальная.
Продажи новых автомобилей в сентябре выросли на 3,4%, до 154,4 тыс. штук. Благоприятно влияют девальвация рубля, отложенный спрос, снижение туристической активности и меры господдержки.

Предыдущая динамика:

• апрель -72,4%
• май -51,8%
• июнь -23,3%
• июль +6,8%
• август -0,5%

Рост продаж (всего выпущено):

• Skoda - 31% (9,6 тыс.)
• Hyundai - 15% (18,4 тыс.)
• Lada (без учета Niva) - 12% (35,3 тыс.)
• Volkswagen - 12% (10,7 тыс.)
• УАЗ - 7% (3,8 тыс.)
• Kia - 6% (20,4 тыс.)
• Renault - 5% (14 тыс.)

Падение продаж:

• ГАЗ - 26% (4,4 тыс.)
• Nissan - 24% (5,6 тыс.)
• Toyota - 10% (8,5 тыс.)

Ассоциация европейского бизнеса улучшила июньский прогноз - снижение по году на 13,5% (до 1,55 млн) вместо 23,9%. Но это при условии, что не будет карантина. В то же время руководство АвтоВАЗа объявило о 4-дневной рабочей неделе с 1 января 2021 года на срок до полугода. Причина - негативный прогноз по рынку.

На эту схему планировали перейти еще в июне, но отказались из-за оживления спроса. Плюс в конце лета был получен крупнейший госзаказ на поставку 15 тыс. машин. В результате в августе и сентябре завод перешел на шестидневку.

С января по сентябрь АвтоВАЗ продал 227 661 новый автомобиль (-14%).
Пандемия больно ударила по внешней торговле РФ в первом полугодии 2020-го. Экспорт сократился с $322,4 млрд (данные на 2019 год) до $267,9 млрд, или на 16,9%. Импорт также упал (на 6,8%) - до $106,9 млрд. Пиковое падение вполне ожидаемо пришлось на апрель и май.

Что интересно, резко, почти на 35%, уменьшился экспорт минеральных продуктов, в том числе нефти. Это связано с сокращением числа авиаперелетов и автомобильных поездок. Прирост с/х сырья и продовольствия составил 19,2%, драгоценных камней и металлов — 106,7%. Позитивная тенденция характерна также для товарной группы "текстиль".

Негативно пандемия коронавируса повлияла и на торговлю услугами. За 1 полугодие 2020 г. экспорт услуг сократился на 28,2%, импорт услуг — на 32,0% по отношению к соответствующему периоду 2019 г. Сильнее всего просели услуги, связанные с деловыми и личными поездками (в экспорте — на 61,0%, в импорте — на 62,8%), и транспортные услуги (на 37,8% и 34,5%). Увеличение объемов торговли зафиксировано только в группе IT.
Вдобавок к официальной и скрытой безработице значительная часть работающих россиян потеряла в доходах (отпуск за свой счет, работа неполное время, простой).

По данным FinExpertiza, во II квартале это коснулось 4,6 млн граждан (6,2% рабочей силы). Если суммировать эту цифру с данными по занятости, получится, что в период жестких ограничений не имели работы либо лишились привычного заработка почти 14 млн трудоспособных россиян.

Доля потерявших в доходах по регионам:

НАО - 15%
Чукотка - 12,6%
ЯНАО - 9,3%
Петербург - 8,9%
Пермский край - 8,85%
Самарская область - 8,8%
Ставропольский край - 3,4%
Адыгея - 3,1%
Тыва - 2,2%
Калмыкия - 1%
Дагестан - 1,2%
Чечня - 0,5%
Ингушетия - 0,26%

Лидируют регионы с самыми высокими зарплатами, где стремятся сохранять рабочие места. В бедных субъектах с неразвитым рынком труда и высокой безработицей такое происходит редко. Предприятия там не могут держать неработающих сотрудников даже на урезанном окладе.

В августе 2020 года число безработных достигло 4,8 млн человек, рекорд за последние восемь лет. Ухудшение ситуации на рынке труда автоматом снижает спрос.

В то же время поступления от НДФЛ за семь месяцев этого года в среднем по России увеличились на 1%. Рост общего объема выплат вырос можно объяснить программами господдержки: льготные кредиты на зарплаты, временные рабочие места, субсидии бизнесу.
Минфин подготовил упрощенные правила выдачи федеральных специальных и акцизных марок на алкоголь. Предложено акцизные отменить, и для любого алкоголя, как импортного, так и российского, ввести один тип марок - федеральные специальные. А получить их можно будет только в Росалкогольрегулировании (таможенные органы из процесса исключаются).

Самое главное - чтобы получить марки, больше не придется собирать и подавать кучу документов (копия лицензии, копия договора поставки, отчет о ранее выданных марках и др.). Теперь достаточно одного заявления, оформленного в информационной системе ЕГАИС.

Для бизнеса эта новелла значительно снизит административные и временные издержки. Любую инициативу государства, упрощающую предпринимателям работу, можно только приветствовать.

Важно: требование предоставлять документы перестало быть актуальным после "помарочного" учета алкогольной продукции, который позволяет прослеживать каждую единицу алкогольной продукции. Это к вопросу о пользе маркировки.
Согласно данным онлайн-касс, выручка малого и среднего бизнеса на прошлой неделе упала на 14% по сравнению с предыдущей.

Спад в большинстве сегментов торговли и сферы услуг:

• химчистки - 32%
• кафе и рестораны - 20%
• магазины обуви - 20%
• магазины парфюмерии - 19%
• магазины одежды - 16%

Падение выручки по регионам:

• Краснодарский край - 27%
• Калининградская область - 24%
• Новгородская область - 20%
• Пермский край - 19%
• Татарстан - 18%
• Москва - 16%

В первых двух субъектах на высокие показатели повлияло завершение туристического сезона. В целом, снижение выручки связывают с изменением покупательского поведения из-за второй волны COVID-19: удаленный режим работы, отсутствие массовых мероприятий, снижение доходов населения и желание экономить.

В то же время отдельные сегменты выросли:

• ветеринарные клиники - 2%
• магазины профессиональных медтоваров - 9%
• книжные магазины - 10%
• магазины игрушек - 6%

Повторный карантин по последствиям может оказаться серьезнее первого - бизнес не успел восстановиться, как и экономика в целом, потребитель стал беднее и напуган, безработица растет. А впереди декабрь - месяц, когда торговля делает до четверти годового оборота.
Кризис затронул не все сегменты экономики, некоторые отрасли по итогам I полугодия продемонстрировали устойчивый и даже рекордный рост:

Розничная торговля
X5 Retail Group - 962,6 млрд (+14%)
"Лента" - 217 млрд (+9%)
"О’кей" - 84,5 млрд (+7%)

Телеком
Ростелеком - 155 млрд (+5%)
МТС - 173,7 млрд (+5%)

Производство антисептиков, СИЗ
"Химавтоматика" (Ростех) - 76,7 млн (+18044%)
"Узор" (Ленобласть) - 101,3 млн (+39%)

Фармацевтика
Тверская фармацевтическая фабрика - 102,9 млн (+45%)

Пищпром
Саранский консервный завод - 647 млн (+27%)
Тульская макаронная фабрика - 615,5 млн (+23%)
Добринский сахарный завод (Липецкая область) - 3,8 млрд (+10%)

Производство алкоголя
"Белуга Групп" - 37,8 млрд (+20%)
"Абрау-Дюрсо" - 2,9 млрд (+15%)

Золотодобыча
"Высочайший" (Бодайбо) - 16,4 млрд (+92%)
"Полюс" - 142,2 млрд (+33%)
"Полиметалл" - 78,7 млрд (+28%)

Судостроение
"Горизонт" (Ростов-На-Дону) - 193 млн (+145%)
Амурский судостроительный завод - 6,9 млрд (+38%)
"Вымпел" (Рыбинск) - 3,9 млрд (+18%)

Тяжелое машиностроение
Уралмашзавод - 5,6 млрд (+82%)
"Силовые машины" - 21,9 млрд (+34%)
"Тяжмаш" - 7,4 млрд (+29%)

Морские и речные грузоперевозки
Архангельский морской торговый порт - 681 млн (+34%)
Ленское объединённое речное пароходство - 1,1 млрд (+22%)
Колымская судоходная компания - 243 млн (+19%)

Производство оружия и боеприпасов
Туламашзавод - 6 млрд (+20%)
Машиностроительный завод им.Калинина (Екатеринбург) - 12,3 млрд (+13%)
"Маяк" (Киров) - 695 млн (+8%)

Производство средств связи для Минобороны
"Солитон" (Башкортостан) - 361,6 млн (+247%)
Рязанский радиозавод - 2,24 млрд (+94%)
"Ленполиграфмаш" (Петербург) - 200,8 млн (+55%)
Коллеги написали о том, что традиционный Гидроавиасалон в Геленджике в этом году не состоится.

Это не так.

По нашим данным, пандемия не смогла сорвать мероприятие, которое проводится с 1996 года. Оно состоится 15-16 октября. Правда, в сокращенном формате: с дискуссионной частью, но без выставки.
Согласно опросам Deloitte, на контрафактную продукцию жалуются 28% респондентов. Чаще всего с ней сталкиваются среди алкогольной продукции (12%), одежды и обуви (11%), парфюмерии (11%).

Боятся приобрести контрафакт еще больше граждан, например, 58% обеспокоены возможностью купить поддельный алкоголь. Не удивительно, что 63% россиян положительно относятся к введению обязательной маркировки, особенно в части лекарственных препаратов (75%), молочной продукции (71%) и парфюмерии (69%).

Базовая причина контрафакта - неэффективный надзор за ввозом, производством и оборотом соответствующей продукции. Если какой-то сегмент рынка не "прослеживается" и остается вне контроля и учета, его гарантированно занимают недобросовестные предприниматели, готовые к работе в "серой" зоне.

Показательно, что именно те товары, где наиболее высок уровень подделок, со второго полугодия подлежат обязательной маркировке: сигареты, обувь, одежда, парфюмерия. Первые результаты уже есть: по обуви маркетинговые исследования оценивали рынок в 400-450 млн пар, маркировка ввела в оборот около 1,4 млрд пар. Всем выйти из тени.
В РФ во 2-м квартале - 4,47 млн безработных (6%, по данным Росстата). Но если изучить рынок повнимательнее, то к этой цифре можно смело прибавлять еще 6,2% или 4,6 млн человек, которые в период самоизоляции формально числились занятыми. Таких людей оказалось даже больше, чем официально безработных, им либо не платили зарплату, либо платили в сокращенных объемах.

Из 4,6 млн россиян, формально числившихся занятыми, 2,4 млн работников брали отпуск без сохранения зарплаты, 1,23 млн человек работали неполное время (1,14 млн человек - по соглашению с работодателем, еще 85 тыс. - по инициативе работодателя), 948 тыс. находились в простое. Исходя из этих цифр, получается, что в годовом выражении численность частично занятых поднялась до 22% (максимум с 2013 года).

Что интересно, самый высокий уровень неполно занятых наблюдался в регионах, где уровень зарплат превышает средний по стране. Из этого следует, что благополучные регионы с высокими зарплатами населения скорее стремятся сохранять рабочие места, пусть и путем перевода сотрудников на неполную занятость. А в бедных регионах с традиционно высокой безработицей подобный переход сотрудников на частичную занятость происходит реже.

Это связано со слабым развитием рынка труда - предприятия не могут позволить себе держать в штате неработающих сотрудников даже на урезанном минимальном окладе, вместо этого нетрудоустроенная рабочая сила перетекает в неформальный сектор.
Внешняя торговля в январе-августе

• Общий оборот - $354,8 млрд (-18,3%).

• Сальдо торгового баланса - $64 млрд (-46%).

• Экспорт - $209,4 млрд (-24,2%). Доля стран СНГ - 13,7%.

• Импорт - $145,4 млрд (-7,9%) Доля стран СНГ – 11%.

• На энергетических поставках Россия потеряла в деньгах 37,4% относительно прошлого года, физический объем поставок сократился всего на 5,9%. В целом, стоимостный объем экспорта упал на 15,4%, физический – на 5,5%.

• Главный партнер - Европейский Союз, 38,6% от общего товарооборота (год назад - 41,8%), страны АТЭС - 34,7% (31,9%), страны СНГ - 12,6% (12,2%).

• Основные партнеры среди стран:

Китай - $65,5 млрд (-7%)
Германия - $25,3 млрд (-26,5%)
Нидерланды - $18,7 млрд (-43,6%)
Белоруссия - $18,6 млрд (-18,7%)
США - $15,7 млрд (-9,4%)
Британия - $14,1 млрд (+52,4%)
Турция - $12,9 млрд (-26,3%)
Италия - $12,4 млрд (-24,5%)
Корея - $12,2 млрд (-26,9%)
Казахстан - $11,9 млрд (-6,4%)
Япония - $10,7 млрд (-18,6%)
Эксперты Deloitte провели исследование потребительского поведения в банковской рознице. В топ-3 самых популярных банков вошли «Сбербанк», ВТБ и «Тинькофф».

При выборе банка люди руководствуются привлекательностью условий (61%), надежностью/стабильностью (56%), удобством сервисов (49%), качеством обслуживания (45%) и близостью отделения банка (41%). При этом на надежность обращают внимание, в первую очередь, клиенты старше 45 лет, которые пережили не один финансовый кризис и для них этот показатель важнее, чем привлекательность. А уровень надежности крупнейшего частного банка АО «Альфа Банк» был на таком же уровне, как у лидера отрасли «Сбербанка».

Также авторы оценивали степень лояльности клиентов к своим банкам - лучшим по этому показателю стал «Райфайзен Банк» (79%), «Сбербанк» расположился только на 4-й строчке, а «Тинькофф» вообще на 6-й. Это значит, что, несмотря на доминирование на рынке банков из топ-3, почти треть их клиентов остаётся неудовлетворёнными услугами своей финансовой организации.
Объем наличных в обращении после начала пандемии вырос на четверть - с 10,45 трлн рублей по состоянию на 1 марта до 12,85 трлн рублей на 1 октября.

Перевод сбережений в наличность характерен почти для всех экономик мира. Из-за карантинных мер люди опасаются, что доступ к деньгам может быть ограничен и стремятся перевести свои активы в наиболее ликвидные формы.

Об этом же говорит и резкий рост (+54%) объема депозитов до востребования. Относительно прошлого года они прибавили 3 трлн рублей (объем срочных депозитов сократился на 3%).

Другие причины роста наличности:

• "Серая" экономика - из-за ограничений многие компании работали полулегально, что увеличило долю зарплат "в конвертах" и расчетов наличными.

• Снижение ставок по депозитам, из-за чего они перестали восприниматься как инструмент накоплений.

Одновременно резко вырос спрос населения на наличную валюту - $6,7 млрд в апреле-июле (год назад - $4,2 млрд). Также надо учитывать, что значительная часть валюты обычно приобретается для путешествий, но в этом году границы практически закрыты, и расходы на поездки, по данным ЦБ, сократились более чем в 10 раз.
В сентябре прошло совещание президента с членами правительства о развитии системы маркировки товаров (но известно о принятых решениях стало только на днях). Среди поручений - завершение эксперимента по маркировке упакованной питьевой воды, начало эксперимента по пивоваренной продукции и слабоалкогольным напиткам.

Эксперимент с водой идет уже с 1 апреля 2020 года. Что касается пива - это инициатива Минпромторга, которую Денис Мантуров озвучил на совещании, и она была одобрена.

В случае хороших результатов у экспериментов должно быть принято решение о введении обязательной маркировки указанных товарных групп. Срок - до 1 апреля 2021 года.

За вопрос отвечает лично премьер-министр - маркировка на особом контроле. Обеление товарного оборота (включая пространство ЕАЭС) - одна из ключевых экономических задач правительства на ближайшие годы.

И, видимо, не за горами очередные вбросы отдельных представителей в этих сферах бизнеса - нас будут запугивать дефицитом, как это было минимум в пяти отраслях под каждый очередной этап программы. Дефициты, которые так и не случились.

Правительству также поручено до 1 декабря проработать вопрос субсидирования компаниям процентных ставок по займам на оборудование для маркировки.
В начале октября количество объявлений в городах-миллионниках о продаже готового бизнеса в среднем прибавило 28% относительно мартовских показателей.

Такой уровень наблюдается в Москве, Челябинске, Волгограде и Новосибирске. Рост в 1,5 раза зафиксирован в Ростове-на-Дону, Казани и Нижнем Новгороде. Хуже всего в Уфе, Самаре и Воронеже - здесь число предпринимателей, желающих продать свой бизнес, увеличилось в 2 раза

Наибольший рост отмечен в следующих сегментах:

• зоомагазины и ветклиники - 65%
• гостиницы - 49%
• офисы - 36%
• индустрия развлечений - 25%
• спортивная индустрия - 24%
• индустрия красоты - 15%
• магазины у дома - 14%

В то же время в Перми и Екатеринбурге число желающих продать свой бизнес выросло всего на 6%, а в Омске и Красноярске даже сократилось - на 9 и 15% соответственно.

Наблюдаются и признаки восстановления. В третьем квартале предприниматели чаще интересуются покупкой компаний, чем во втором. Наиболее популярные сегменты: индустрия развлечений (+29%), общепит (+21%), сфера торговли и услуг (+19%), строительство (14%).
За время пандемии любимыми брендами россиян стали «Пятерочка», «Сбер», YouTube, «Магнит» и «ВКонтакте», а 40% потребителей готовы больше тратить в каналах электронной коммерции - к таким выводам пришли эксперты консалтингового агентства BCG.

Пандемия изменила предпочтения и ожидания россиян по многим отраслям потребительского сектора. Почти 40% планирует сократить покупку в моллах и ТЦ, 66% респондентов собираются уменьшить уровень онлайн-потребления, а 10% готовы повысить свои расходы на товары для здоровья.

Согласно опросу, жители крупных городов ожидают роста расходов на услуги ЖКХ, мобильную связь, продукты питания и товары для детей (еда, одежда), а также домашний интернет и безрецептурные препараты. Самый резкий спад — в категории люксовых товаров и развлечений (рестораны, предметы роскоши, дамские сумочки/бижутерия и т. п., кинотеатры).

В целом отрицательный баланс спроса наблюдается у 90% категорий, среди потребителей царит пессимизм.