ЕБИТДА – Telegram
ЕБИТДА
33.7K subscribers
2.11K photos
25 videos
1.62K links
Кто, сколько и как зарабатывает деньги в России. Госрегулирование. Индустрия. Власть.

На связи @ebitda_redaktor
Download Telegram
В преддверие "черной пятницы" розничные обороты снижаются. Несмотря на то, что многие ритейлеры уже начали скидочные программы. На прошлой неделе потребительские расходы уменьшились на 9% относительно прошлого года (неделей раньше - 7,7%).

По-прежнему высокие расходы на продукты (+4,1%) и все меньше траты на непродовольственные товары (-4,8% / -2,2% неделей ранее) и услуги (-30,4% / -29,9%).

Спад по категориям:

• магазины Duty Free - 78,1%
• гостиницы - 77%
• развлечения - 69,2%
• авиабилеты - 56,8%
• цветы и подарки - 44,7%
• кафе и рестораны - 38,1%
• книги, музыка, фото и видео - 37,5%
• салоны красоты, парикмахерские, спа - 32,3%
• такси и каршеринг - 23,3%
• товары для красоты и здоровья - 22,1%

Рост:

• компьютеры и ПО - 59,2% (в августе - 75%)
• бытовая техника и электроника - 18,4% (27,9%)

Вполне возможно, продажи 27 ноября не окажутся внушительным.

Затухание потребительского спроса - плохой признак. Распродажи под конец года обеспечивают рознице до 25% доходов.
Один из каналов экспорта российской продукции - международная онлайн-торговля. Для поддержки российских поставщиков Минпромторг предлагает компенсировать маркетплейсам затраты на логистику и хранение - 500 млн рублей ежегодно в течение следующих трех лет.

Сейчас продажи российских товаров на внешние рынки несущественны и ведутся в основном через eBay и AliExpress, у Wildberries - в странах присутствия (в основном СНГ).

В то же время данные Wildberries говорят о значительном потенциале этого направления. В январе-октябре экспорт российских товаров вырос в деньгах на 99%, до 6,4 млрд рублей, в штуках - на 154%. За год число предпринимателей-экспортеров увеличилось почти втрое, до 17 тыс.

На субсидию, предлагаемую Минпромторгом, не смогут рассчитывать площадки, управляемые иностранным юрлицом или с иностранным участием (сейчас к таким относятся, например, Ozon, "Яндекс.Маркет", "AliExpress Россия").
На сегодняшний день в РФ существует 33 Особых экономических зоны (ОЭЗ) и 269 индустриальных парков. И хотя по формату льгот они отличаются, их объединяет одно: они делают жизнь бизнеса легче. На сегодняшний день заполняемость индустриальных парков уже превышает 60% - вокруг них создаётся комфортная инфраструктура. При этом 177 индустриальных парков - это частная инициатива.

По информации Knight Frank, решающий фактор для потенциального резидента - «локация и цена». Также им важны близость к Москве и готовая инфраструктура. Как ни странно, размеры налоговых льгот потенциальных участников волнуют в меньшей степени. Поэтому география инд.парков совпадает с картой экономической активности страны.

Активнее всего в инд.парках работают предприятия автомобилестроения, пищевой промышленности, металлургии, пластмассового производства и деревообработки. Логично, т.к. это одни из наиболее сложных отраслей с низкой добавочной стоимостью. Поэтому они в наибольшей степени заинтересованы в получении льгот.
Сегодня в 00:00 стартует восьмая российская "черная пятница", которая продлится до 23:59 воскресенья.

Главную распродажу года, ритейлеры делят на этапы pre-sale и основной. С начала месяца многие уже провели несколько акций, а, например, на Wildberries "черная пятница" стартовала 16 ноября.

Две основные онлайн-площадки с предложениями: b-friday.com и blackfridaysale.ru. На последней в акции примут участие около 200 магазинов с товарами в 340 категориях. В прошлом году интернет-продажи составили 22,3 млрд рублей.

Как правило, кассу на распродажу делают покупатели экономически активного возраста - от 25 до 45 лет. Но компьютерная грамотность среди старшего поколения растет, а в карантин оно активно осваивало онлайн-покупки. Поэтому самый большой рост ждут от аудитории старше 45-50 лет.

Прогнозы на этот год дают осторожные. Россияне уже научились заранее готовиться к шопингу и акциям, а снижение доходов в пандемию еще сильнее сократит количество интенсивных покупок. Распродажа 11 ноября (дает старт сезону) продемонстрировала тренд на экономию, и общие потребительские расходы тоже снижаются.
В правительстве обсуждается возможность повышения с 1 января 2021 года утильсбора на автомобили и спецтехнику. Размер индексации - в среднем на 25-30%.

Обычно эту меру используют в ответ на снижение таможенных ставок, чтобы сохранить общий уровень тарифной защиты. Сейчас внутреннего производителя оберегают в условиях девальвации. А также с учетом того, что вакцинирование в следующем году может восстановить мировое производство, и нужно оградить свои рынки.

Повышение утильсбора не отразится на технике, которая собирается в России и у завода есть специнвестконтракт, разницу компенсируют промсубсидиями. То есть цены на автомобили российского производства, включая самые массовые модели Hyundai, Kia, Renault и Volkswagen, не вырастут.

Базовая ставка сбора для легковых автомобилей - 20 тыс. рублей. При ее повышении обычно меняются и коэффициенты, на которые ее умножают (двигатель, возраст автомобиля). В этот раз коэффициенты сохраняются.
Внешнеторговый оборот за первые девять месяцев - $408,1 млрд (-16,8%):

• экспорт - $237,8 млрд (-22,6%)
• импорт - $170,3 млрд (-7,0%)

Сальдо торгового баланса положительное - $67,5 (год назад - $124,3 млрд). В сентябре экспорт вырос к предыдущему месяцу на 28,7% до $30,5 млрд.

Экспорт. Падение:

• нефть - 40,3%
• газ - 47,7%
• металлы (черные, цветные) - 14,2%
• химия - 12,4%
• машины, оборудование, транспортные средства - 11,2%
• древесина и бумага - 5,0%

Экспорт. Рост:

• продовольствие и с/х сырье - 14,9%

Импорт. Падение:

• машины, оборудование, т/с - 4,9%
• продовольствие и с/х сырье - 0,8%
• химия - 10,6%

Из стран ЕС по-прежнему спад со всеми, кроме Великобритании (+70,2%). С Китаем снижение на 6,9%. Из СНГ в плюсе с Узбекистаном (20%) и Туркменией (89,5%).
Доля нелегальных сигарет на рынке сократилась с 15,6% в конце прошлого года до 10,2% в октябре. Хорошие цифры, если учесть, что еще недавно эти показатели стремительно росли.

Процент контрафакта в городах-миллионниках:

• Ростов-на-Дону - 25,1%
• Челябинск - 19,3%
• Новосибирск - 18,7%
• Санкт-Петербург - 16,2%
...
• Москва - 3,5%
• Казань - 2,3%
• Нижний Новгород - 1,3%

Больше всего нелегальных сигарет продают в городах с населением от 100 до 500 тыс. жителей: Рубцовск (63%), Клинцы (55%), Великие Луки (38%).

Основной фактор, повлиявший на обеление рынка, - маркировка сигарет, которая началась в прошлом году. Положительно сказалось и закрытие границ из-за пандемии. Из ЕАЭС приходит 58% контрафакта, при этом основная его часть (89%) - из Белоруссии, с которой сейчас наиболее свободный режим пересечения границы.

За восемь месяцев этого года поступления от акцизов увеличились почти на 60 млрд рублей. После введения маркировки легализовалось 18 производителей, это 60% от общего числа компаний, легально работавших до маркировки.
Результаты ритейла на прошедшую "черную пятницу" зависят от канала продаж. Традиционная торговля просела. Согласно исследованию "СберИндекс", россияне потратили на 39,2% меньше, чем год назад:

• Универсальные магазины - 27,5%
• Бытовая техника и электроника - 30,5%
• Одежда, обувь и аксессуары - 44,8%

Зато по данным сервиса "ЮKassa", эта "черная пятница" стала самой успешной для онлайн-торговли за последние четыре года. С 26 по 28 ноября число покупок в интернет-магазинах выросло на 61% относительно прошлого месяца, а оборот - в 1,5 раза.

Средний чек составил 4963 рубля (+12%). Наибольшим спросом пользовались одежда и обувь, электроника, бытовая техника, товары для дома и красоты.

Год назад в главном дне распродажи Wildberries поучаствовали 740 тыс. пользователей, сейчас уже 1,3 млн. Вдвое вырос оборот от продаж и количество заказов у Ozon. Наилучшие показатели обеспечили регионы: Новосибирск (+195%), Татарстан (+150%), Екатеринбург (+137%).
По подсчетам Минэкономразвития, программа беспроцентных кредитов на зарплаты ("ФОТ 0") позволила сохранить 1,2 млн рабочих мест в наиболее пострадавших отраслях.

Всего, с 30 марта по 1 октября, было заключено 39 тыс. кредитных соглашений на 102 млрд рублей. Нулевая ставка для заемщика устанавливалась на первые полгода (но не позднее 30 ноября), в этот же период не выплачивался основной долг.

Бизнес признает, что данная мера господдержки стала одним из ключевых инструментов сохранения занятости. Но она не стала бы такой эффективной без других мер: снижение суммы страховых взносов, субсидии на выплату зарплаты, "ФОТ 2.0" (кредит под 2% с условием списания суммы кредита при сохранении не менее 90% рабочих мест).

С учетом "ФОТ 2.0" число сохраненных рабочих мест достигает 5 млн. Однако сейчас, в условиях продолжающейся пандемии и кризиса, наступает время возвращения кредитов. Потребительский спрос показывает не лучшие сигналы. Зарабатывать всё тяжелее, а значит тяжелее и сохранять рабочие места.
На прошлой неделе потребительские расходы сократились на 11,4% (непродовольственные товары потеряли 9%, услуги - 32,2%).

Это сильнейшее падение с мая. Не смогла помочь даже "черная пятница". Распродажи прошли достаточно слабо - по данным SberIndex, расходы выросли на 40% меньше, чем год назад.

Снижение продаж по категориям:

• развлечения - 71,8%
• книги, музыка, видео - 37,6%
• кафе и рестораны - 36,1%
• салоны красоты, массаж и спа - 29,9%
• одежда и обувь - 19,3%
• товары для спорта - 14,5%
• бытовая техника, электроника - 5,8%
• мебель - 1,7%

Больше, чем в прошлом году, тратят на компьютеры и ПО (+48,1%), лекарства и медицинские товары (+14,4%), продукты (+3,4%), автозапчасти и аксессуары (+1,8%).

Снижение за ноябрь в целом - 9,9%. Хуже в этом году было только в мае (16,8%) и апреле (26,2%).

Еще один тревожный для экономики сигнал - октябрьский рост неплатежей по автокредитам (+10,6% к предыдущему месяцу). Сопоставимый по сумме объем новых просрочек также был в мае.
Ассоциация кластеров и технопарков составила национальный рейтинг особых экономических зон, за исключением туристических и тех, что моложе двух лет. В итоге на основе 28 показателей были ранжированы 16 из 36 таких территорий.

Промышленно-производственные ОЭЗ (лидеры):

• "Алабуга" (Татарстан)
• "Липецк"
• "Тольятти"

Технико-внедренческие ОЭЗ:

• Дубна (Подмосковье)
• "Технополис "Москва"
• "Санкт-Петербург"

За 15 лет работы в ОЭЗ зарегистрировались более 830 резидентов (146 компаний с иностранным капиталом из 41 страны). Создано свыше 42 тыс. рабочих мест. Общий объем инвестиций превысил 1 трлн рублей. В бюджеты и внебюджетные фонды уплачено около 100 млрд рублей налогов и взносов.

Далеко не все ОЭЗ показывают хорошие результаты. Иногда это просто способ организации обычной хозяйственной деятельности - предприниматели регистрируются, получают льготы, но ничего прорывного и интересного для глобального рынка не производят. Причина - в недостатке собственных средств у бизнеса для серьезного инвестирования.
Новая волна пандемии не оставила надежд на скорое восстановление производства.

Данные исследований говорят о второй фазе спада. В октябре индекс производственной активности IHS Markit составил 46,9 пункта, в ноябре - 46,3 пункта (больше 50 - рост, меньше - снижение).

Отрицательная динамика обусловлена слабым внутренним спросом. Объемы новых заказов сократились рекордными за последнее полугодие темпами. При этом заказы, связанные с экспортом, наоборот, максимально выросли с декабря 2018 года.

На слабый спрос, как на главный негативный фактор, указывают и в Институте Гайдара. При этом ожидания дальнейшей девальвации привели к высокому спросу на импортную продукцию. Т.е. промышленности приходится конкурировать с ней даже при дешевом рубле.

Спад в производстве привел к дальнейшему росту безработицы, самому сильному за последние четыре месяца. А месяцем ранее, в октябре, по данным Росстата, численность занятых снизилась по сравнению с мартом на 1 млн человек (до 70,3 млн).

До конца года, с учетом темпов пандемии, ситуация уже вряд ли изменится. О возврате к докризисным показателям можно будет говорить только после полномасштабной вакцинации и открытия границ с другими странами. До этого момента производители так или иначе будут работать с дополнительными нагрузками.
В этом году «черная пятница» в России стала одной из самых неудачных за всю ее 8-летнюю историю в нашей стране. Траты россиян упали почти на 40% по сравнению с прошлым годом на фоне пандемии. Однако, относительно других месяцев 2020-го, покупки все-таки выросли, но не так сильно, как в предыдущие годы.

По данным «СберИндекс», активнее всего продажи росли в онлайне в категориях одежды (на 42%) и бытовой техники (на 35%). Также в 2,3 раза по сравнению октябрем увеличились продажи онлайн-фильмов, игр, подписок на сервисы и другие цифровые товары. При этом россияне специально откладывали покупки в ожидании распродажи.

И все же по сравнению с 2019 годом все не так радужно. В ключевых категориях траты россиян упали более чем на четверть. В сегменте «Универсальные магазины» расходы оказались на 27,5% ниже, чем год назад, в сегменте «Бытовая техника и электроника» — на 30,5%, в «Одежде, обуви и аксессуарах» — на 44,8%

Больше всего в «черную пятницу» продажи росли в крупных городах и в регионах центральной части РФ.

Очевидно, что в этом году фиаско потерпели оффлайн-магазины и торговые центры, возможности которых в проведении распродаж оказались ограниченными из-за рисков большого скопления людей. И несмотря на рост потребления в онлайне, нехватка денег у населения, спровоцированная коронакризисом, и общее снижение доверия к этой акции дает о себе знать.
К концу третьего квартала реальные располагаемые доходы граждан (после уплаты налогов и с учетом инфляции) оказались на 11% ниже уровня 2013 года. За девять месяцев 2020 года они сократились на 4,3%.

Предпосылок для быстрого восстановления нет - вторая волна пандемии подавляет экономическую активность. По прогнозам, потери этого года удастся восстановить только к концу 2022-го.
С 1 апреля стартовал эксперимент по маркировке питьевой упакованной воды (окончание - 1 марта 2021 года). В следующем году правительство хочет сделать ее обязательной, но не всё так просто.

Доходы от продажи некачественной воды сопоставимы с заработком на торговле оружием. Естественно, те, кто не хотят терять такой гигантский серый рынок, организуют мощное противодействие.

Вчера на этот лоббизм обратила внимание Валентина Матвиенко: "Идет сопротивление мощное, нежелание наведения порядка". Кроме того, спикер Совфеда высказалась по теме маркировки воды в целом, а именно по подделке воды зарубежных производителей.

Часто иностранцы сами продают право использовать свои бренды никому неизвестным российским фирмам. Вода разливается буквально из-под крана, на нее вешаются иностранные этикетки и получаются сверхдоходы. Например, так делают в Крыму, где продается европейская вода, которой там быть не должно.

Отдельный пункт - компании, не включившиеся в эксперимент. А бизнес, не готовый к открытости, не может не вызывать подозрений.
Тольяттинский завод "Томет" - крупный производитель метанола, покрывающий 1/5 российского рынка метилового спирта (мощность - 950 тыс. тонн в год). Почти 40% продукции идет на экспорт. В прошлому году выручка составила 12,6 млрд рублей, прибыль - 2,3 млрд.

Сейчас судьба предприятия зависит от исхода корпоративного конфликта его владельцев из "Тольяттиазота" (ТОАЗ) с "Уралхимом". На руках у "Уралхима" судебное решение, согласно которому бенефициары ТОАЗа должны возместить ущерб самому ТОАЗу (77,3 млрд рублей) и его миноритарному акционеру - "Уралхиму" (10,3 млрд).

Аналогичные суммы были взысканы с "Томета" как солидарного ответчика по гражданскому иску, который "Уралхим" заявил в рамках уголовного дела. Так возник 10-миллиардный долг "Томета" перед "Уралхимом".

С октября на "Томете" полностью остановлено производство из-за ареста счетов по инициативе "Уралхима". А 25 ноября по заявлению последнего арбитражный суд признал "Томет" банкротом, ввел наблюдение и включил требования "Уралхима" в реестр требований кредиторов.

Для экономики Самарской области и страны в целом кризис на "Томете" с угрозой его закрытия может иметь крайне неблагоприятные последствия:

• Завод для региона системообразующий. За последние пять лет заплачено налогов в бюджеты всех уровней на общую сумму 9,5 млрд. рублей

• На российском рынке уже произошло подорожание метилового спирта, широко используемого в промышленности. Пострадают и обычные граждане - вырастут цены "незамерзайки" для автомобилей.

Независимо от исхода судебных разборок "Уралхима" с ТОАЗом в отношении "Томета" должно быть найдено решение, учитывающее интересы всех сторон, включая Самарскую область и федеральную власть. Задача: сохранить производство и рабочие места.
В конце прошлой недели некоторые СМИ написали о риске снижения ассортимента парфюмерии в сезон высоких продаж из-за введенной с 1 октября системы маркировки. Суть проблемы в следующем.

Код имеет как каждый штучный товар, так и транспортная упаковка (короб, палет и т.д.) - код агрегации, в котором содержится информация обо всех товарах внутри. Форму приемки (сканировать поштучно или коробками, или вообще не сканировать), как и раньше, выбирает сама компания.

Сейчас некоторые участники рынка не обрабатывают поступающий товар по коду агрегации из опасений задвоения кодов - когда два товара из одной партии маркируются одним кодом и, значит, количество уникальных кодов, "зашитых" в агрегационный код, не совпадет.

Но это не проблема самой системы маркировки. Помимо чисто технических ошибок исполнителей, появление дублированных, одинаковых кодов означает, что кто-то пытался скопировать легальный код и нанести его на нелегальную продукцию (уровень контрафакта и подделок в отрасли очень высок).

Сама же система работает без сбоев. Никто из крупных сетей ("Л'Этуаль", L'Oreal, "Золотое яблоко") не упоминает о каких-либо проблемах, ею вызванных, а в "Магнит Косметик" прямо заявили, что сложностей у них нет. На сегодня бизнес заказал более 46 млн кодов и реализовал около 2 млн единиц товаров (до 30 сентября 2021 года еще можно продавать немаркированные товарные остатки).

Никаких сбоев нет с выпуском кодов и импортом - по данным таможенной службы, обмен информацией с системой занимает не более двух минут, всё ПО работает в штатном режиме.
Минпромторг подготовил правила субсидирования строительства крупнотоннажных судов.

Размер компенсации - 2/3 затрат на уплату процентов по кредитам и лизингу (эти договоры должны быть заключены в 2018-2023 годах, но сроки могут продлить). Выплата субсидии осуществляется после постановки судна под флаг РФ.

Претендовать на нее смогут заказчики судов дедвейтом от 25 тыс. тонн, за исключением тех, что уже получают бюджетное финансирование на строительство флота. Например, газовозы "Новатэка", заказанные на "Звезде", под эту программу не подпадают. Зато "Роснефть", которой предстоит строить танкеры для арктических проектов, уже проявляет заинтересованность.

На основании запросов заказчиков общая потребность в субсидии в следующие три года оценивается на уровне 1,8 млрд рублей.

Сейчас заказчикам компенсируют часть затрат при строительстве судов стоимостью 1,5 млрд рублей. Это суда дедвейтом до 10 тонн. То есть диапазон от 10 до 25 тысяч тонн остается не покрытым субсидиями.
Российскому экспортному центру пеняют организацией международного саммита GMIS'19 в Екатеринбурге. Одновременно проходил Иннопром, и коллеги решили, что раз два мероприятия совмещены (в одном месте и приблизительно в одно время), значит деньги на одно из них можно было не тратить.

Вывод странный - мероприятия совершенно разные, как по содержанию, так и по участникам.

GMIS, хотя и называется глобальным саммитом по производству и индустриализации, отношение к промышленности и ее насущным проблемам имеет крайне опосредованное. Проводится он под эгидой ООН и посвящен разным вопросам "глобальной повестки". В Екатеринбурге, например, темой стали природоподобные технологии: биометрический дизайн и бионика.

А вот Иннопром - это уже непосредственно промышленная выставка, куда съезжаются производители и предприниматели для обсуждения интересующих их вопросов. Здесь и организатор другой - компания "Формика". Основной стейкхолдер - Минпромторг, а РЭЦ присутствует лишь в качестве простого участника.

Ну и сам факт совмещения выставок - обычная практика. Тот же "Иннопром" два раза проводили вместе с российско-китайским ЭКСПО. А в этом году GMIS должны были совместить с Hannover MESSE, немецким аналогом Иннопрома. Помешала пандемия.
По оценкам участников рынка и аналитиков, в этом году продажи смартфонов в натуральном выражении могут поставить рекорд - 31-32 млн штук (в прошлом году - чуть более 30 млн).

Весенний спад, когда рынок просел вдвое, удалось компенсировать кредитованием и промоакциями. В итоге у "М.видео-Эльдорадо" рост продаж за первые десять месяцев более чем на 5%.

В этом году к смартфонам небывалый потребительский интерес. Из-за карантинных ограничений выпадают целые статьи расходов, например, путешествия, и акцент смещается на бытовую электронику, компьютеры, гаджеты.

Кроме того, постоянно идет процесс прихода новых абонентов с кнопочных аппаратов. А пандемия поспособствовало этому у старших поколений - смартфоны часто покупают пожилым родственникам для видеосвязи.

В прошлом году продажи в России выросли на 2%, в мире - на 2% упали (до 1,53 млрд штук). Глобальный рынок падает и сейчас. Положительным фактором для него в следующем году может стать появление новых сетей 5G - прогнозируется рост на 4,4%.
В правительстве подготовлен законопроект о "зеленой" продукции - сельскохозяйственном сырье и продовольствии с улучшенными характеристиками.

При ее производстве, хранении и транспортировке будут применяться более жесткие требования по качеству и экологии. В частности, запретят использование ГМО и ионизирующего излучения, ужесточат требования по пестицидам, по содержанию тяжелых металлов в используемых удобрениях.

Важная деталь - отличать такую продукцию будет специальная маркировка (вопрос в ведении Минсельхоза). Потребителям предоставят доступ к открытому реестру производителей.

Цифровизация экономики и вытекающая из этого маркировка товаров, будь то "зеленая" продукция или "Честный знак" - процесс неизбежный и охватывающий все отрасли хозяйства. Несмотря на трудности и известное сопротивление, в конечном итоге обеление рынка положительно скажется на всех участниках: государстве, бизнесе и потребителях.

В целом, решение по выделению "зеленого" сегмента верное и ожидаемое. Доля АПК в экспорте стремительно растет, как и конкуренция на мировых рынках. Чтобы ее выдерживать, нужно повышать качество, тем более сейчас глобальный тренд на натуральную еду. По оценкам, такая продукция может составить 10-15% российских внешних поставок продовольствия.