ЕБИТДА – Telegram
ЕБИТДА
33.7K subscribers
2.11K photos
25 videos
1.62K links
Кто, сколько и как зарабатывает деньги в России. Госрегулирование. Индустрия. Власть.

На связи @ebitda_redaktor
Download Telegram
Минпромторг подготовил правила субсидирования строительства крупнотоннажных судов.

Размер компенсации - 2/3 затрат на уплату процентов по кредитам и лизингу (эти договоры должны быть заключены в 2018-2023 годах, но сроки могут продлить). Выплата субсидии осуществляется после постановки судна под флаг РФ.

Претендовать на нее смогут заказчики судов дедвейтом от 25 тыс. тонн, за исключением тех, что уже получают бюджетное финансирование на строительство флота. Например, газовозы "Новатэка", заказанные на "Звезде", под эту программу не подпадают. Зато "Роснефть", которой предстоит строить танкеры для арктических проектов, уже проявляет заинтересованность.

На основании запросов заказчиков общая потребность в субсидии в следующие три года оценивается на уровне 1,8 млрд рублей.

Сейчас заказчикам компенсируют часть затрат при строительстве судов стоимостью 1,5 млрд рублей. Это суда дедвейтом до 10 тонн. То есть диапазон от 10 до 25 тысяч тонн остается не покрытым субсидиями.
Российскому экспортному центру пеняют организацией международного саммита GMIS'19 в Екатеринбурге. Одновременно проходил Иннопром, и коллеги решили, что раз два мероприятия совмещены (в одном месте и приблизительно в одно время), значит деньги на одно из них можно было не тратить.

Вывод странный - мероприятия совершенно разные, как по содержанию, так и по участникам.

GMIS, хотя и называется глобальным саммитом по производству и индустриализации, отношение к промышленности и ее насущным проблемам имеет крайне опосредованное. Проводится он под эгидой ООН и посвящен разным вопросам "глобальной повестки". В Екатеринбурге, например, темой стали природоподобные технологии: биометрический дизайн и бионика.

А вот Иннопром - это уже непосредственно промышленная выставка, куда съезжаются производители и предприниматели для обсуждения интересующих их вопросов. Здесь и организатор другой - компания "Формика". Основной стейкхолдер - Минпромторг, а РЭЦ присутствует лишь в качестве простого участника.

Ну и сам факт совмещения выставок - обычная практика. Тот же "Иннопром" два раза проводили вместе с российско-китайским ЭКСПО. А в этом году GMIS должны были совместить с Hannover MESSE, немецким аналогом Иннопрома. Помешала пандемия.
По оценкам участников рынка и аналитиков, в этом году продажи смартфонов в натуральном выражении могут поставить рекорд - 31-32 млн штук (в прошлом году - чуть более 30 млн).

Весенний спад, когда рынок просел вдвое, удалось компенсировать кредитованием и промоакциями. В итоге у "М.видео-Эльдорадо" рост продаж за первые десять месяцев более чем на 5%.

В этом году к смартфонам небывалый потребительский интерес. Из-за карантинных ограничений выпадают целые статьи расходов, например, путешествия, и акцент смещается на бытовую электронику, компьютеры, гаджеты.

Кроме того, постоянно идет процесс прихода новых абонентов с кнопочных аппаратов. А пандемия поспособствовало этому у старших поколений - смартфоны часто покупают пожилым родственникам для видеосвязи.

В прошлом году продажи в России выросли на 2%, в мире - на 2% упали (до 1,53 млрд штук). Глобальный рынок падает и сейчас. Положительным фактором для него в следующем году может стать появление новых сетей 5G - прогнозируется рост на 4,4%.
В правительстве подготовлен законопроект о "зеленой" продукции - сельскохозяйственном сырье и продовольствии с улучшенными характеристиками.

При ее производстве, хранении и транспортировке будут применяться более жесткие требования по качеству и экологии. В частности, запретят использование ГМО и ионизирующего излучения, ужесточат требования по пестицидам, по содержанию тяжелых металлов в используемых удобрениях.

Важная деталь - отличать такую продукцию будет специальная маркировка (вопрос в ведении Минсельхоза). Потребителям предоставят доступ к открытому реестру производителей.

Цифровизация экономики и вытекающая из этого маркировка товаров, будь то "зеленая" продукция или "Честный знак" - процесс неизбежный и охватывающий все отрасли хозяйства. Несмотря на трудности и известное сопротивление, в конечном итоге обеление рынка положительно скажется на всех участниках: государстве, бизнесе и потребителях.

В целом, решение по выделению "зеленого" сегмента верное и ожидаемое. Доля АПК в экспорте стремительно растет, как и конкуренция на мировых рынках. Чтобы ее выдерживать, нужно повышать качество, тем более сейчас глобальный тренд на натуральную еду. По оценкам, такая продукция может составить 10-15% российских внешних поставок продовольствия.
Утильсбор на автомобили ввели в 2012 году. Он платится с каждой ввезенной или выпущенной в России машины, но от него освобождены концерны, подписавшие специнвестконтракт (СПИК) - льготы в обмен на высокий уровень локализации.

Соответственно, российские производители автомобилей компенсируют утильсбор через т.н. промсубсидии, 50% которых привязаны именно к локализации (многие иностранные концерны под этот критерий не подпадают).

Схему придумали в правительстве после вступления в ВТО - чтобы нивелировать снижение ввозных пошлин и защитить собственного производителя.

Сейчас, в качестве дополнительной меры поддержки производства, Минпромторг предлагает отложить уплату утильсбора за IV квартал до 1 апреля следующего года. Естественно, только для концернов, заключивших СПИК. Подобная отсрочка (до 20 декабря) уже вводилась в марте - по платежам за I и II кварталы.

В условиях острого дефицита оборотных средств данная мера должна помочь автоконцернам избежать просрочек по выплате заработной платы сотрудникам и другим необходимым статьям расходов.

В то же время не стоит забывать, что свои расходы производители перекладывают на потребителей, закладывая их в стоимость. В 2020 году с машин, произведенных в России, планировалось собрать 338,4 млрд рублей утильсбора, с ввезенных из-за границы - 77,3 млрд.
Пандемия выводит рынок труда из тени. По оценкам ФНС, несмотря на снижение доходов населения и рецессию в экономике, сборы НДФЛ в этом году вырастут на 5-6%. Причины: обеление рынка труда и меры господдержки.

Оказывая помощь бизнесу и сохраняя занятость, государство одним выстрелом убивало двух зайцев. Во-первых, получилось удержать сегмент белых зарплат от падения (за 9 месяцев номинальные заработки выросли на 5,7%). Во-вторых, сам факт такой политики показал, что зарабатывать "в белую" выгодно и для работников, и для бизнеса, у которого от этого зависел объем господдержки.

По данным РАНХиГС, в тени с различной интенсивностью в течение года трудится 28% занятого населения. Постоянно так работает 20,5%, а почти каждый десятый занятый работает только в теневом секторе.

Отдельный пункт - самозанятые. К ноябрю 2020 года их численность достигла 1,3 млн человек. Немало, но два года назад число работающих "в серую", по данным Росстата, превышало 14 млн человек.

Росту популярности этого налогового режима сильно мешает низкий лимит дохода - всего 2,4 млн рублей. Кроме того, Счетная палата предлагает сделать его более привлекательным, уравняв самозанятых с другими субъектами в вопросах получения кредита, доступа к господдержке и т.д.
В преддверии Нового года особое внимание приковано к потребительскому поведению россиян. Оказалось, что большинство (56%) покупает подарки буквально за неделю до праздника, а само отмечание в среднем обходится в 25 тыс. рублей на человека.

30% потребителей покупает самые важные подарки за 1-2 недели до праздника. 20% купят меньше 3-х подарков, 30% опрошенных запланировали больше 5 подарков, в половина купят 3-5 презентов. В среднем "подарочный бюджет" в уходящем году не только не стал меньше, но и увеличился. Он составит 2000-8000 рублей - столько потратят 54% опрошенных.

Также вырастут расходы россиян на празднование новогоднего торжества. В 2020 году россияне хотели потратить на новогодние каникулы 19 тыс. рублей на человека, а в итоге их расходы достигли 24,6 тыс. рублей. В канун 2021 года потребители только планируют потратить 25 тыс. рублей. Фактическая цифра может оказаться еще выше. Большая часть расходов (44%) связаны с покупкой еды и напитков, 15% с развлечениями, а 40% с приобретением подарков.

При этом наблюдается забавное несоответствие. Большая часть респондентов (58%) хочет получить в подарок на Новый год деньги, но дарить их собираются только 27% опрошенных россиян. Смартфоны хотели бы получить 25% респондентов, ноутбуки — 20%, прочие умные аксессуары — 31%, бытовую технику — 22%, книги — 17% и путешествие — 22% от общего числа опрошенных.
По данным РАНХиГС, за январь-сентябрь профицит внешней торговли снизился на 36,5% (Центробанк за январь-ноябрь дает 46%).

В то же время вырос несырьевой неэнергетический экспорт (ННЭ) - на 1,8%. Это получилось несмотря на спад поставок химпродукции, металлов и оборудования - в 3 раза вырос экспорт драгметаллов (золота - в 6 раз) и прибавило продовольствие.

Экспорт высокотехнологичных товаров сократился на 17%. Здесь главный фактор - уменьшение физических объемов вывоза.

Прогноз по экспорту на 2020-й - 77% от уровня прошлого года (по стоимости сырья и топлива - 63%).

Прогноз по ННЭ - 100%. В деньгах это $155 млрд. План к 2024 году - $250 млрд. Где изыскать такие возможности для роста, непонятно. Золото тут не поможет.
Неотмеченные плюсы удаленной работы:

• меньше разговоров коллег и других отвлекающих от работы факторов (27%),
• больше свободного времени (23%)
• возможности уделять семье больше внимания (18%)
• отсутствие обязательного дресс-кода - 14%
• уменьшившийся контроль со стороны начальства - 9%

Из неотмеченных минусов - 14% респондентов стали уделять меньше внимания внешнему виду и физической форме.

Удаленка - не панацея, а один из форматов работы. Кому-то он вполне подходит, кому-то, напротив, не рекомендуется. Поэтому нас вряд ли ждет массовый и постоянный переход на удалённый режим. Без значимой потери в производительности здесь не обойтись.
До 20 декабря должны быть заключены соглашения между ритейлерами и производителями об ограничении цен на сахар и подсолнечное масло. Срок их действия - весь первый квартал следующего года.

В Минэкономразвития предлагают дать правительству право лимитировать рост цен на социально значимые товары за месяц. В Минсельхозе определили розничную стоимость сахара (46 рублей за кг) и подсолнечного масла (110 рублей).

В Ассоциации компаний розничной торговли говорят, что "гарантированно обеспечат гражданам возможность купить продукты по доступным для них ценам". Месяц назад "Коммерсантъ" сообщал, что отдельные розничные сети самостоятельно приняли меры по сдерживанию ценников на прилавках. Например, сеть "Верный" до конца года установила мораторий на повышение закупочных цен.

Но всё это не отменяет необходимости крайне осторожного применения нерыночных инструментов при регулировании рыночных отношений. Есть риски побочных эффектов (товарный дефицит).

Кроме того, сами ритейлеры справедливо указывают, что причинами роста цен, кроме желания отдельных игроков нажиться, являются внешние факторы, среди которых ключевой - рост тарифов естественных монополий. Расходы производителей на электроэнергию, топливо, удобрения и т.д. растут и закладываются в конечную стоимость товара.
Потребительский спрос демонстрирует признаки оживления перед праздниками. В первую половину декабря Shopping Index (отражающий плотность заполнения торговых центров) вырос в Москве на 4% относительно конца ноября. В Санкт-Петербурге индекс увеличился на прошлой неделе (+6,4%).

Положительной динамике не помешал даже вынужденный отказ большинства ТЦ от рождественских ярмарок и аналогичных мероприятий - маркетинговые расходы, направленные на привлечение покупателей, сократились на 70%.

Общая картина всё еще остается негативной - в первые недели декабря Shopping Index на 25% ниже прошлогодних показателей. Но участники рынка ждут роста под конец года (трафик на уровне 85% от прошлогоднего). Некоторые ритейлеры даже вышли в плюс. Например, в сети "Стокманн" говорят об увеличении предновогодних продаж на 7% и среднего чека на 13%.

Помимо ограничительных мер, к низкой посещаемости ТЦ сегодня приводят снижение покупательской активности у старших поколений (от 50 лет) и рост онлайн-сегмента у крупных сетей.
Ожидается, что соглашения об ограничении цен на социально значимые продукты подпишут все крупнейшие сети, а всего, включая региональные, около 60.

В числе мер, направленных на сдерживание цен - ограничение экспорта:

• С 15 февраля до 30 июня вводится квота (17,5 млн тонн) на вывоз пшеницы, ржи, ячменя и кукурузы.

• С 9 января по 30 июня повысят экспортную пошлину на подсолнечник и рапс (с 6,5 до 30%).

Кроме того, производителям муки предоставят субсидии на возмещение части расходов на приобретение пшеницы.

Цена других продуктов вырасти не должна, предпосылок нет. Это может произойти, только если сети захотят таким образом компенсировать фиксацию цен на сахар и растительное масло. На этот случай - обещают жестко мониторить ситуацию.

Поэтому задача правительства в ближайшее время - ценовой мониторинг по востребованным товарам и оперативное реагирование. Соответствующую рабочую группу возглавил вице-премьер Андрей Белоусов.
Государство и бизнес по разному оценивают последствия пандемии для сегмента малого и среднего предпринимательства.

Минэкономразвития, ссылаясь на данные касс, говорит о росте во всех отраслях по сравнению с апрелем. У бизнес-омбудсмена Бориса Титова приводят другие цифры. Например, годовое падение выручки в общепите и фитнес-индустрии оценивается в 60%.

Аналогично по количеству субъектов МСП. В правительстве критического уменьшения их числа не видят. По данным ФНС, с начала года снижение составило всего 4% - с 5,92 до 5,7 млн (ИП было 3,38 млн стало 3,34 млн).

В то же время отмечается заметное снижение предпринимательской активности, если говорить о запусках новых бизнесов. С начала года зарегистрировалось 860 тыс. новых предпринимателей, год назад это число превысило 1 млн.

Борис Титов утверждает, что официальная статистика не отражает реального положения дел. В Росстате признают, что примерно 30% из включенных в реестр субъектов МСП уже "не живые".

Оперативный мониторинг ведомством не ведется. Раз в 5 лет проводится сплошное обследование всех респондентов малого бизнеса для корректировки данных ФНС. Этого явно недостаточно для получения актуальных и адекватных оценок состояния такого важного сегмента экономики.
Решая проблему роста цен на социально значимые продукты, хотелось бы предостеречь чиновников от попыток свалить всю вину на торговые сети.

Как правило, реализуется именно такой сценарий. Во-первых, сети - то звено в товаропроводящей цепи, с которым покупатель непосредственно сталкивается и кому предъявляет свои претензии. Весь народный гнев концентрируется именно на них.

Во-вторых, с сетями проще - это организованный бизнес, число игроков в котором невелико и они все на виду. Осуществлять здесь функции госконтроля, в т.ч. назначая "виноватых", легко и просто.

Однако все забывают, что главные выгодоприобретатели в сфере продовольствия - вовсе не ритейл, а сельхозпроизводители, от фермеров до агрохолдингов. Они же получали максимальную маржу и от нынешнего роста цен.

Но в глазах правительства сельское хозяйство традиционно (и вполне обоснованно) рассматривается как один из наиболее незащищенных видов бизнеса. Его господдержка растет год от года: льготы, субсидии, гранты. Сюда же санкции, отгородившие внутренний рынок от конкуренции с европейскими производителями.

Если с этой точки зрения сравнить положение аграриев с ритейлом, разница колоссальная. Но косятся все в сторону именно продавцов: "спекулянты!" Хотя они еще до выступления президента предпринимали меры, ограничивающие рост цен в своих сетях.
Три года назад ст. 54.1 Налогового кодекса установила критерии необоснованной налоговой выгоды. За это время бизнес смог выиграть лишь 22% судебных споров по ней (по данным ФНС - 26%).

Сейчас налоговики крайне редко идут на "налоговую реконструкцию", т.е. рассчитывают сумму налоговой недоимки и доначисляют налог в размере, ее не превышающим. Вместо этого налоги взимают не с прибыли, а с выручки, отказывая в праве на вычеты и учет расходов.

Бизнес рассчитывает, что эту политику и судебную практику изменит письмо, которое готовит ФНС - о порядке применения правила налоговой реконструкции. Публикация ожидается до конца года.

Согласно проекту письма, предприниматели смогут рассчитывать на реконструкцию, если не причастны к схемам и фирмам-однодневкам или не знали о таком характере деятельности контрагентов. Для виновных же санкции сохранятся - без вычета по НДС и без учета расходов при определении налога на прибыль.

Также анонсировалось смягчение налоговых последствий в случаях, когда бизнес не проявил "должную осмотрительность" при выборе контрагентов.
После оперативной реакции властей на рост продовольственных цен встает вопрос, кто следующий. Прилетит ли еще одна пилюля от президента и если да, то какому сегменту экономики.

Пока кандидат № 1 - жилищное строительство. Средняя стоимость квадратного метра за год выросла на 18%. Проблема обостряется тем, что это может свести на нет все усилия государства по предоставлению льготной ипотеки (она становится дешевле, а жилье дорожает).

Решили разобраться с причинами и проверили цены на стройматериалы по данным Росстата. За год подорожали только цемент (+6%) и арматура (+26%). Всё остальное подешевело: песок - на 8%, щебень - на 1%, стекло - на 20%, теплоизоляция - на 4%, гидроизоляция - на 8% Общая доля всех материалов в квадрантом метре жилья - всего 16,5%, а большая часть - это строительно-монтажные работы и прибыль девелопера.

С арматурой проблема в дефиците и подорожании лома. Минпромторг в течение года не раз предлагал запретить и ограничить его экспорт, пока безрезультатно. Если рост цен на арматуру продолжится и дальше, то металлургическим олигархам надо будет приготовиться - прилететь может сильнее, чем агрохолдингам. Решения властей по ситуации с ценами на продовольствие показали ещё раз, что неприкасаемых нет. Поговаривают, кстати, что Минпром уже намекнул своим подчиненным о последствиях.

А вот справится ли со своей «поляной» Минстрой, пока непонятно. Ведь влияние стоимости стройматериалов на конечную цену жилья не сравнится с аппетитами девелоперов и застройщиков, которые, воспользовавшись ажиотажем на рынке жилья (в т.ч. из-за ипотечной госпрограммы), решили задрать цены на квартиры. Это прямой вызов государству. Если оно решит ответить, мы узнаем много интересного об их норме (сверх)прибыли.
В России работает примерно 3 тыс. торговых центров. Большая часть арендаторов (около 60%) - это сетевой ритейл федерального уровня, остальные - средний и малый бизнес, в т.ч. ИП.

Сегодня объем свободных площадей в моллах высокого уровня - 10-15%, среднего - 15-30%. Год назад было 1-3% и 10-15% соответственно.

Закрылся примерно каждый 5 магазин, и в основном страдают именно малые и средние предприниматели. Им сложнее поддерживать бизнес на плаву в условиях закредитованности и падающей выручки.

Сильно повлияла вторая волна пандемии. После весеннего карантина потребительский спрос и ритейл стали оживать, но с сентября, когда пошли повторные ограничения, продажи опять упали.

Лучше всего себя чувствуют те арендаторы, которые смогли договориться об уступках с арендодателями. Именно неспособность платить аренду - основная причина закрытий магазинов.

Но в кризисе и владельцы ТЦ. Арендные доходы сократились вдвое. В среднем по Москве накопленная масса прямых убытков на один крупный молл - 200-250 млн рублей.

"Черная пятница", на которую возлагали надежды, отрасль не поддержала. Если плохие результаты покажут и распродажи на новогодние праздники, уже с начала следующего года можно ждать массовых закрытий и магазинов, и ТЦ. Вполне вероятно, пандемия приведет к серьезному переделу рынка в ближайшие 1-2 года.
В ноябре ситуация с промышленным производством в РФ наконец-то начала улучшаться. Если сентябрь 2020-го отставал от аналогичного периода 2019-го на 3,6%, а октябрь на 5,5%, то ноябрь - всего лишь на 2,6% г/г. Основной рост пришелся на обрабатывающую отрасль - 1,1%, в частности, на химический комплекс (13,3%) и строительные материалы (1,7%). Небольшое падение в 0,5% пункта пришлось на пищевое производство.

Однако промышленное производство серьезно тянет на дно статистика по добыче полезных ископаемых, где сдерживающим фактором остается ОПЕК+. Вместе с тем в добывающей промышленности в ноябре наблюдалось улучшение динамики (-7,6% г/г после -9,0% г/г в октябре) на фоне улучшения ситуации в добыче угля, металлических руд и прочих полезных ископаемых.

Позитивная динамика обеспечена за счет восстановления экономики, несмотря на вторую волну коронавируса, рост нефтепереработки из-за окончания ремонта на заводах и сезонные факторы роста спроса на энергоресурсы.
В этом году ожидается рост розничного онлайн-экспорта из России на 42%, до $1,16 млрд. Это 27,4 млн отправлений (+75%). Причины: слабый рубль и нулевая ставка НДС, заработавшая для онлайн-экспортеров в апреле. Из-за этих двух факторов российский товар подешевел на 40%.

Большую часть продаж дают международные маркетплейсы: $723 млн (62%), средний чек - $125. На российские площадки придется $437 млн, средний чек - $20.

38% продаж идут через аккаунты в Instagram. За лидерство среди маркетплейсов соревнуются eBay ($235 млн, 21% российских продаж на экспортных маркетплейсах) и Wildberries (обещает увеличить экспорт почти вдвое, до $325 млн).

География экспортной выручки:

• Белоруссия - 22,3%
• Казахстан - 17,7%
• США - 17%
• Западная Европа - 10,8%

Основные продаваемые товары:

• одежда и обувь - 40%
• коллекционные товары - 10%
• предметы для дома и интерьера - 9%

Сейчас в правительстве готовят меры поддержки экспорта через российские маркетплейсы. На субсидирование их затрат на логистику хотят направить 1,5 млрд руб.
3/4 предприятий МСБ зависят от динамики курса рубля. Остальные - это те, кто ориентирован на внутренний рынок и никак не связан с импортом.

Тем, кто связан, особенно тяжело. Если экспортеры при укреплении рубля могут перенаправить продажи на российский рынок, то импортеры (при ослаблении рубля) не всегда могут найти альтернативу внутри страны.

Большинству из них (67%) приходится перекладывать рост цен из-за валютных котировок на покупателя (каждая четвертая компания перекладывает эти расходы полностью).

Наиболее сильно валютные котировки влияют на сферу производства и торговли, в меньшей степени - на сферу услуг.
Свежие исследования о влиянии пандемии на бизнес в России:

• Мерами господдержки не воспользовались более половины (52,7%) компаний малого и среднего бизнеса. Самыми популярными инструментами стали: отсрочка налоговых и страховых выплат и безвозмездная помощь в размере 12,1 тыс. рублей на сотрудника (16%), отсрочка по аренде (8%), кредитные каникулы (7,7%).

• 32% специалистов заявили о снижении доходов. У 38% доходы остались на прежнем уровне, у 30% - выросли (год назад - у 58%). У 15% доходы упали более чем на 21%. Треть работодателей сообщили, что повысили зарплату персоналу. Год назад таких компаний было 74%, а о сокращении своих доходов сообщали только 7% респондентов.