Российское сельхозмашиностроение - едва ли не самый успешный сегмент обрабатывающей промышленности. Экспорт бьет рекорды третий год подряд - в 2020-м поставки выросли на 30%, достигнув 15,9 млрд рублей (в 2019-м рост был 9%).
Отгрузки осуществлялись в 38 стран. Основные направления: СНГ, ЕС, Африка, Ближний Восток, Монголия.
Рост экспорта по странам в денежном выражении:
• Германия - в 4,6 раза
• Австрия- в 4,5 раза
• Чехия - в 2,9 раза
• Болгария - в 2,1 раза
• Франция - на 84%
• Нидерланды - на 73%
• Киргизия - на 51%
• Венгрия - на 44%
• Казахстан - на 29%
Аналогично растет и производство в целом - на 29,6%, до 149 млрд рублей. Основные причины такой динамики - хорошие цены на сельхозпродукцию, девальвация рубля и многолетняя господдержка. Речь о скидках на технику в рамках программы 1432. В наступившем году на нее запланировано 10 млрд рублей.
В то же время темпы роста могут снизиться из-за резкого подорожания металла и введения квот на экспорт зерна.
Отгрузки осуществлялись в 38 стран. Основные направления: СНГ, ЕС, Африка, Ближний Восток, Монголия.
Рост экспорта по странам в денежном выражении:
• Германия - в 4,6 раза
• Австрия- в 4,5 раза
• Чехия - в 2,9 раза
• Болгария - в 2,1 раза
• Франция - на 84%
• Нидерланды - на 73%
• Киргизия - на 51%
• Венгрия - на 44%
• Казахстан - на 29%
Аналогично растет и производство в целом - на 29,6%, до 149 млрд рублей. Основные причины такой динамики - хорошие цены на сельхозпродукцию, девальвация рубля и многолетняя господдержка. Речь о скидках на технику в рамках программы 1432. В наступившем году на нее запланировано 10 млрд рублей.
В то же время темпы роста могут снизиться из-за резкого подорожания металла и введения квот на экспорт зерна.
В 2019 году задолженность компаний-банкротов составила 1,9 трлн рублей (3,8% от общей кредиторской задолженности в экономике).
В России при банкротствах кредиторам возвращается не более 5% от сумм долга. То есть можно говорить о потерях реального сектора в размере 1,8 трлн рублей. Это создает риски для экономик регионов, провоцируя кризис неплатежей по всей цепочке контрагентов, неоплату региональных налогов и проблемы с заработной платой.
Доля предприятий, у которых есть шанс после начала процедур банкротства восстановить свою платежеспособность - менее 2%. Тогда как, например, в США (где закон нацелен на сохранение бизнеса) этот показатель достигает 30%. Сейчас в правительстве разрабатывается пакет изменения в законодательство, который должен изменить эту статистику.
В России при банкротствах кредиторам возвращается не более 5% от сумм долга. То есть можно говорить о потерях реального сектора в размере 1,8 трлн рублей. Это создает риски для экономик регионов, провоцируя кризис неплатежей по всей цепочке контрагентов, неоплату региональных налогов и проблемы с заработной платой.
Доля предприятий, у которых есть шанс после начала процедур банкротства восстановить свою платежеспособность - менее 2%. Тогда как, например, в США (где закон нацелен на сохранение бизнеса) этот показатель достигает 30%. Сейчас в правительстве разрабатывается пакет изменения в законодательство, который должен изменить эту статистику.
Маркировка воды может быть запущена уже весной. Сейчас пока продолжается эксперимент, стартовавший 1 апреля 2020 года (завершится 1 марта). Оператором (ЦРПТ) подготовлен проект дорожной карты на 2021 год:
• 1 мая - начало регистрации производителей и импортеров в системе, подготовка к ее внедрению.
• 1 сентября - обязательная маркировка минеральной воды.
• 1 декабря - маркировка любой другой воды.
В системе уже зарегистрировано 2,5 тыс. компаний отрасли, почти каждая десятая из них - это производители воды и ее импортеры.
Бизнес реагирует по-разному. Как обычно, есть те, кто просят продлить эксперимент. Но производители, в нем участвовавшие, возражений по срокам не имеют. Например, в "Горном ключе" говорят, что маркировка их товара отражается на доверии покупателей и спрос на него стал выше.
За время эксперимента протестировали всю товаропроводящую цепочку - от завода до розницы. Пропустившим эту добровольную стадию дается несколько месяцев (до сентября) для технической подготовки своих производств (подбор, поставка и пусконаладка оборудования). Хотя обычно обязательную маркировку начинают сразу после окончания пилотного проекта.
Вода - один из самых подделываемых товаров, так как пользуется большим спросом у населения. Соответственно, и риски для потребителей возникают значительные (это хорошо, если из обычного крана нальют в бутылку).
По данным Минфина, доля незаконного оборота на рынке превышает 32%. После введения маркировки дополнительная прибыль бизнеса за счет вытеснения нелегальных игроков оценивается в 12,7 млрд рублей.
• 1 мая - начало регистрации производителей и импортеров в системе, подготовка к ее внедрению.
• 1 сентября - обязательная маркировка минеральной воды.
• 1 декабря - маркировка любой другой воды.
В системе уже зарегистрировано 2,5 тыс. компаний отрасли, почти каждая десятая из них - это производители воды и ее импортеры.
Бизнес реагирует по-разному. Как обычно, есть те, кто просят продлить эксперимент. Но производители, в нем участвовавшие, возражений по срокам не имеют. Например, в "Горном ключе" говорят, что маркировка их товара отражается на доверии покупателей и спрос на него стал выше.
За время эксперимента протестировали всю товаропроводящую цепочку - от завода до розницы. Пропустившим эту добровольную стадию дается несколько месяцев (до сентября) для технической подготовки своих производств (подбор, поставка и пусконаладка оборудования). Хотя обычно обязательную маркировку начинают сразу после окончания пилотного проекта.
Вода - один из самых подделываемых товаров, так как пользуется большим спросом у населения. Соответственно, и риски для потребителей возникают значительные (это хорошо, если из обычного крана нальют в бутылку).
По данным Минфина, доля незаконного оборота на рынке превышает 32%. После введения маркировки дополнительная прибыль бизнеса за счет вытеснения нелегальных игроков оценивается в 12,7 млрд рублей.
По подсчетам банка "Русский стандарт", число покупок в магазинах в 2020 году сократилось на 39%. При этом количество сделок с использованием различных онлайн-витрин и сайтов магазинов выросло на 127% (средний чек здесь снизился на 26%, до 1 379 рублей).
Чаще всего через интернет заказывают еду в супермаркетах (средний чек - 2025 рублей), далее идут одежда и аксессуары (1 179 рублей) и финансовые сервисы (1 064 рубля). В офлайне: фастфуд (552 рубля), супермаркеты (580 рублей), кафе и рестораны (2 209 рублей).
Оценки банковских аналитиков нельзя признать полными - они опираются на данные эквайринговых платёжных систем, т.е. на безналичные расчеты. Тогда как в 2020 году резко увеличился спрос на наличность (впервые за десять лет ее объем превысил 13 трлн рублей). В то же время спад в рознице подтверждается и Росстатом (-4,1%).
На рынке ждут восстановления спроса в связи с полным снятием ограничений, введенных в пандемию. В свежем обзоре IHS Markit уже отмечают январский рост деловой активности в сфере услуг после трехмесячного спада. Причем рост идет именно за счет внутреннего рынка.
Чаще всего через интернет заказывают еду в супермаркетах (средний чек - 2025 рублей), далее идут одежда и аксессуары (1 179 рублей) и финансовые сервисы (1 064 рубля). В офлайне: фастфуд (552 рубля), супермаркеты (580 рублей), кафе и рестораны (2 209 рублей).
Оценки банковских аналитиков нельзя признать полными - они опираются на данные эквайринговых платёжных систем, т.е. на безналичные расчеты. Тогда как в 2020 году резко увеличился спрос на наличность (впервые за десять лет ее объем превысил 13 трлн рублей). В то же время спад в рознице подтверждается и Росстатом (-4,1%).
На рынке ждут восстановления спроса в связи с полным снятием ограничений, введенных в пандемию. В свежем обзоре IHS Markit уже отмечают январский рост деловой активности в сфере услуг после трехмесячного спада. Причем рост идет именно за счет внутреннего рынка.
Бизнес-омбудсмен Борис Титов поставил вопрос о целесообразности такого института как индивидуальный предприниматель. Всё дело в налогах, которые ИП платят мало, в отличие от корпоративного бизнеса:
"В компаниях... - разделение финансовой ответственности: есть деньги компании, а есть личные деньги... Это разные два кошелька. У индивидуального предпринимателя все вместе, и он не платит никаких налогов, когда выводит эти деньги на потребление. Конечно, в этом есть некая нелогичность".
Устранять нелогичность предлагается постепенно, воспринимая это как неизбежность: "когда-то надо будет менять очень многие вещи".
То есть человек, в чьи обязанности входит защита прав малого бизнеса перед государством, недоволен слишком невысокой, на его взгляд, налоговой нагрузкой на этот бизнес. Отсутствие логики полнейшее.
Сам же Титов регулярно мелькает в прессе с призывами о необходимости господдержки малого предпринимательства даже после пандемии. И тут же предлагает начать наступление на ИП - самую популярную в России форму ведения предпринимательской деятельности. Речь о миллионах гражданах, которые таким образом кормят свои семьи.
Позиция Титова - вполне осознанная. Ранее идею отменить ИП озвучивалась в Институте экономики роста им. Столыпина, председателем набсовета которого является именно Титов. То есть защитник прав малого бизнеса сам же и возглавил наступление на него.
"В компаниях... - разделение финансовой ответственности: есть деньги компании, а есть личные деньги... Это разные два кошелька. У индивидуального предпринимателя все вместе, и он не платит никаких налогов, когда выводит эти деньги на потребление. Конечно, в этом есть некая нелогичность".
Устранять нелогичность предлагается постепенно, воспринимая это как неизбежность: "когда-то надо будет менять очень многие вещи".
То есть человек, в чьи обязанности входит защита прав малого бизнеса перед государством, недоволен слишком невысокой, на его взгляд, налоговой нагрузкой на этот бизнес. Отсутствие логики полнейшее.
Сам же Титов регулярно мелькает в прессе с призывами о необходимости господдержки малого предпринимательства даже после пандемии. И тут же предлагает начать наступление на ИП - самую популярную в России форму ведения предпринимательской деятельности. Речь о миллионах гражданах, которые таким образом кормят свои семьи.
Позиция Титова - вполне осознанная. Ранее идею отменить ИП озвучивалась в Институте экономики роста им. Столыпина, председателем набсовета которого является именно Титов. То есть защитник прав малого бизнеса сам же и возглавил наступление на него.
В Минэкономразвития подготовили новые правила банкротства. Цель - изменить статистику, согласно которой лишь менее 2% компаний после запуска процедуры несостоятельности получают шанс реанимировать бизнес.
Основные новеллы:
• ФНС получит преимущественное право на залог банкрота через суд (если имущество заложено не банкам, а другим кредиторам). Право на заложенное в банках имущество - только в случае, если суд примет признает его недобросовестность (например, банки используются в залоговых схемах по выводу активов из конкурсной массы).
• Отказ от процедур наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления, которые затягивают процесс. Вместо этого: ликвидация бизнеса за 1 год, реструктуризацию долгов за 4 года или продажа должника целиком на аукционе. Окончательное решение - за собранием кредиторов.
• Назначение арбитражных управляющих должно происходить рандомно - с помощью специальной компьютерной программы, которая будет выбирать из общего списка управляющих.
Бизнес опасается, что у налоговой появится преимущество в отношении залога. В ФНС поясняют, что это правило имеет общий характер - если был наложен арест на имущество должника, арест трансформируется в залог в пользу любого кредитора. Цель такой нормы - мотивировать бенефициаров должника к урегулированию долга, а не к банкротству с попыткой списания долгов и вывода активов.
В прошлом году количество решений о признании компаний банкротами (9931) сократилось почти на 20%. Свою роль сыграл мораторий на банкротства, введенный правительством на пике пандемии и действовавший до 7 января.
Основные новеллы:
• ФНС получит преимущественное право на залог банкрота через суд (если имущество заложено не банкам, а другим кредиторам). Право на заложенное в банках имущество - только в случае, если суд примет признает его недобросовестность (например, банки используются в залоговых схемах по выводу активов из конкурсной массы).
• Отказ от процедур наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления, которые затягивают процесс. Вместо этого: ликвидация бизнеса за 1 год, реструктуризацию долгов за 4 года или продажа должника целиком на аукционе. Окончательное решение - за собранием кредиторов.
• Назначение арбитражных управляющих должно происходить рандомно - с помощью специальной компьютерной программы, которая будет выбирать из общего списка управляющих.
Бизнес опасается, что у налоговой появится преимущество в отношении залога. В ФНС поясняют, что это правило имеет общий характер - если был наложен арест на имущество должника, арест трансформируется в залог в пользу любого кредитора. Цель такой нормы - мотивировать бенефициаров должника к урегулированию долга, а не к банкротству с попыткой списания долгов и вывода активов.
В прошлом году количество решений о признании компаний банкротами (9931) сократилось почти на 20%. Свою роль сыграл мораторий на банкротства, введенный правительством на пике пандемии и действовавший до 7 января.
В январе продажи автомобилей снизились на 4,2%, до 95,2 тыс. машин.
Всю прошлую осень динамика была положительной, но в декабре рынок просел на 2,1% из-за приостановки программы льготного автокредитования. В январе ее перезапустили, но на продажах это отразиться не успело. А вот дефицит машин у дилеров повлиять мог.
В Ассоциации европейского бизнеса отмечают, что впервые в верхнюю часть рейтинга попали бренды из Китая. Рекордный рост у Chery - 359%, у Haval - 28%.
По итогам прошлого года продажи упали на 9,1%, до 1,6 млн машин.
Всю прошлую осень динамика была положительной, но в декабре рынок просел на 2,1% из-за приостановки программы льготного автокредитования. В январе ее перезапустили, но на продажах это отразиться не успело. А вот дефицит машин у дилеров повлиять мог.
В Ассоциации европейского бизнеса отмечают, что впервые в верхнюю часть рейтинга попали бренды из Китая. Рекордный рост у Chery - 359%, у Haval - 28%.
По итогам прошлого года продажи упали на 9,1%, до 1,6 млн машин.
По данным ВТБ, в январе расходы на розничные товары и услуги увеличились на 23% относительно прошлого года, до 200 млрд рублей.
Больше всего прибавил сегмент электроники и бытовой техники - 70% (50 млрд рублей). Интерес к этим товарам сохраняется со второй половины прошлого года - по итогам 2020-го спрос вырос на треть.
Опасаясь дальнейшей девальвации рубля и роста цен, граждане, которые не могут позволить себе покупку квартир и автомобилей, тратятся на товары "попроще". Кроме того, внутреннее потребление по-прежнему поддерживают ограничения на поездки за границу.
На 28% выросли расходы на товары для дома. Аналогичная динамика у одежды и обуви. Услуги прибавили 23%, товары для автомобилей - на 9%. Выручка заведений общепита так и не восстановилась - спад на 14%.
В прошлом году торговый оборот увеличился на 4% (до 2,2 трлн рублей), хотя на протяжении нескольких предшествующих лет рост достигал 30%.
Онлайн-продажи не смогли компенсировать падение спроса в туризме, транспортных услугах и других наиболее пострадавших отраслях. Например, продажи кафе и ресторанов через интернет за счет доставки выросли на 14%, но выручка заведений общепита в целом упала на 20%, до 73 млрд рублей.
Больше всего прибавил сегмент электроники и бытовой техники - 70% (50 млрд рублей). Интерес к этим товарам сохраняется со второй половины прошлого года - по итогам 2020-го спрос вырос на треть.
Опасаясь дальнейшей девальвации рубля и роста цен, граждане, которые не могут позволить себе покупку квартир и автомобилей, тратятся на товары "попроще". Кроме того, внутреннее потребление по-прежнему поддерживают ограничения на поездки за границу.
На 28% выросли расходы на товары для дома. Аналогичная динамика у одежды и обуви. Услуги прибавили 23%, товары для автомобилей - на 9%. Выручка заведений общепита так и не восстановилась - спад на 14%.
В прошлом году торговый оборот увеличился на 4% (до 2,2 трлн рублей), хотя на протяжении нескольких предшествующих лет рост достигал 30%.
Онлайн-продажи не смогли компенсировать падение спроса в туризме, транспортных услугах и других наиболее пострадавших отраслях. Например, продажи кафе и ресторанов через интернет за счет доставки выросли на 14%, но выручка заведений общепита в целом упала на 20%, до 73 млрд рублей.
Компания PWC, входящая в большую аудиторскую четверку, выяснила отношение российских бизнесменов к пандемии, ее последствиям и нынешним тенденциям на рынке. Получилось интересно.
• Об инвестклимате.
По мнению 55% представителей крупного бизнеса, инвестклимат в стране уже восстановился. С ними готовы поспорить 75% малых компаний и почти 50% средних, которые все еще называют рынок кризисным. Оценка инвестклимата у более половины опрошенных осталась неизменной, если вкратце - «так себе», а 30% отметили его ухудшение. Причем более половины всех компаний (52%) надеются на помощь государства.
• Об изменениях после ковида.
Каждая третья компания продолжит практиковать удаленку, а 75% руководителей планируют сохранить масочный режим на 1-2 года. При этом пандемия заставила бизнес стать более экономным. 2/3 пересмотрели имеющиеся ресурсы, половина изменила отношения с поставщиками, 1/3 перешла к другим моделям управления.
• О будущем.
40% компаний вложились в обучение персонала и лишь 5% сочли такие вложения в будущем выгодными, хотя до пандемии таких было 64%. Принять программы по поддержанию здоровья планируют только 37% бизнесов. Среди них 38% - крупные, 28% - средний и 50% - малые, но последние готовы к такому шагу только через…10 лет. При этом сами руководители стали гораздо активнее вкладываться в свое здоровье.
• Об инвестклимате.
По мнению 55% представителей крупного бизнеса, инвестклимат в стране уже восстановился. С ними готовы поспорить 75% малых компаний и почти 50% средних, которые все еще называют рынок кризисным. Оценка инвестклимата у более половины опрошенных осталась неизменной, если вкратце - «так себе», а 30% отметили его ухудшение. Причем более половины всех компаний (52%) надеются на помощь государства.
• Об изменениях после ковида.
Каждая третья компания продолжит практиковать удаленку, а 75% руководителей планируют сохранить масочный режим на 1-2 года. При этом пандемия заставила бизнес стать более экономным. 2/3 пересмотрели имеющиеся ресурсы, половина изменила отношения с поставщиками, 1/3 перешла к другим моделям управления.
• О будущем.
40% компаний вложились в обучение персонала и лишь 5% сочли такие вложения в будущем выгодными, хотя до пандемии таких было 64%. Принять программы по поддержанию здоровья планируют только 37% бизнесов. Среди них 38% - крупные, 28% - средний и 50% - малые, но последние готовы к такому шагу только через…10 лет. При этом сами руководители стали гораздо активнее вкладываться в свое здоровье.
В пандемию одной из мер господдержки бизнеса стал механизм автоматического продления лицензий. По решению правительства пролонгировали срок действия 41 тыс. лицензий. Кроме того, были перенесены сроки подтверждения соответствия обязательным требованиям в отношении более 1 млн иных разрешений.
Для предпринимателей это важно, т.к. уменьшает издержки и избавляет от необходимости лишнего контакта с чиновниками. В свою очередь, последние получили возможность при выдаче документов сокращать перечень обязательных требований к заявителям и проводить выездные проверки в дистанционном формате.
В 2021 году данная практика будет продолжена. Новое постановление правительства продлевает срок действия разрешительных документов еще на год. Речь о социально значимых отраслях, включая медицину, фармацевтику, сферу образования, экологии, охраны труда. В результате будет автоматически продлено действие более 450 тыс. разрешений.
За госорганами и учреждениями при переоформлении и продлении разрешений оставят право на дистанционные средства контроля.
Для предпринимателей это важно, т.к. уменьшает издержки и избавляет от необходимости лишнего контакта с чиновниками. В свою очередь, последние получили возможность при выдаче документов сокращать перечень обязательных требований к заявителям и проводить выездные проверки в дистанционном формате.
В 2021 году данная практика будет продолжена. Новое постановление правительства продлевает срок действия разрешительных документов еще на год. Речь о социально значимых отраслях, включая медицину, фармацевтику, сферу образования, экологии, охраны труда. В результате будет автоматически продлено действие более 450 тыс. разрешений.
За госорганами и учреждениями при переоформлении и продлении разрешений оставят право на дистанционные средства контроля.
Прошлой весной Центробанк сделал послабления для банков в части кредитования малого и среднего бизнеса. Им разрешили реструктурировать кредиты без пеней и штрафов, а резервы по ним формировать не сразу, а с полугодовым лагом (до 1 июля 2021 года).
Сейчас ЦБ готов рассмотреть продление дедлайна по созданию резервов до конца 2021 года. Окончательное решение примут в начале второго квартала, оценив ситуацию в первом. Тогда же определятся с разрешением не проводить переоценку стоимости залогов.
Настрой в Центробанке весьма осторожный, сразу сделана оговорка, что речь идет только о пострадавших отраслях и только в том случае, если будут сохраняться серьезные ограничения на их работу.
Банки такие меры поддерживают - реструктурированные кредиты занимают значительную долю их портфеля. Отмена льгот по ним повлечет за собой необходимость изымать существенные средства из оборота под резервирование.
Для малого и среднего бизнеса продление послаблений регулятора, естественно, крайне желательно - это более доступные кредиты. В противном случае банки ужесточат требования по залогам и повысят ставки как минимум на 1-2 процентных пункта.
Для значительной части сегмента МСП (особенно в сфере услуг) окончание кризиса еще не наступило. Полное восстановление экономики займет много времени, и на этот период лучше сохранить льготы для бизнеса.
В то же время можно понять и опасения ЦБ - такая политика значительно снижает качество оценки банковских активов и увеличивает риски финансовой системы. Особенно это касается небольших кредитных организаций. При этом растущая доля просроченных кредитов дает регулятору основания думать, что его мягкая политика не улучшает и не улучшит ситуацию.
Сейчас ЦБ готов рассмотреть продление дедлайна по созданию резервов до конца 2021 года. Окончательное решение примут в начале второго квартала, оценив ситуацию в первом. Тогда же определятся с разрешением не проводить переоценку стоимости залогов.
Настрой в Центробанке весьма осторожный, сразу сделана оговорка, что речь идет только о пострадавших отраслях и только в том случае, если будут сохраняться серьезные ограничения на их работу.
Банки такие меры поддерживают - реструктурированные кредиты занимают значительную долю их портфеля. Отмена льгот по ним повлечет за собой необходимость изымать существенные средства из оборота под резервирование.
Для малого и среднего бизнеса продление послаблений регулятора, естественно, крайне желательно - это более доступные кредиты. В противном случае банки ужесточат требования по залогам и повысят ставки как минимум на 1-2 процентных пункта.
Для значительной части сегмента МСП (особенно в сфере услуг) окончание кризиса еще не наступило. Полное восстановление экономики займет много времени, и на этот период лучше сохранить льготы для бизнеса.
В то же время можно понять и опасения ЦБ - такая политика значительно снижает качество оценки банковских активов и увеличивает риски финансовой системы. Особенно это касается небольших кредитных организаций. При этом растущая доля просроченных кредитов дает регулятору основания думать, что его мягкая политика не улучшает и не улучшит ситуацию.
Член ОП Султан Хамзаев предложил убрать из продуктовых магазинов и супермаркетов алкоголь крепче 15% и продавать его только в специализированных магазинах.
По мнению общественного деятеля, витрины с алкоголем занимают значительные площади и выполняют рекламную функцию. Дескать, пришел человек в магазин купить продуктов, увидел бутылки стоят и купил.
Бороться за трезвость, создавая неудобства покупателям - путь в никуда. Действующих ограничений на ночную продажу и продажи вблизи отдельных социальных объектов (школы и пр.) более чем достаточно. Дальше - это движение в сторону "сухого закона", неэффективность которого доказана опытным путем многократно.
Борьба за трезвость ведется по-другому: сменой культурных и поведенческих моделей. А запрет продажи крепкого алкоголя в обычных магазинах приведет лишь к росту числа специализированных магазинов. Это дополнительные расходы на бизнес, которые он переложит на покупателей. А значит вырастет и нелегальный рынок.
Год назад Хамзаев (глава "Трезвой России") предлагал правительству разрешить продажу не более 1 литра крепче девяти градусов на человека при разовой покупке. Когда твоя задача - не вылезать из новостей, все средства хороши.
По мнению общественного деятеля, витрины с алкоголем занимают значительные площади и выполняют рекламную функцию. Дескать, пришел человек в магазин купить продуктов, увидел бутылки стоят и купил.
Бороться за трезвость, создавая неудобства покупателям - путь в никуда. Действующих ограничений на ночную продажу и продажи вблизи отдельных социальных объектов (школы и пр.) более чем достаточно. Дальше - это движение в сторону "сухого закона", неэффективность которого доказана опытным путем многократно.
Борьба за трезвость ведется по-другому: сменой культурных и поведенческих моделей. А запрет продажи крепкого алкоголя в обычных магазинах приведет лишь к росту числа специализированных магазинов. Это дополнительные расходы на бизнес, которые он переложит на покупателей. А значит вырастет и нелегальный рынок.
Год назад Хамзаев (глава "Трезвой России") предлагал правительству разрешить продажу не более 1 литра крепче девяти градусов на человека при разовой покупке. Когда твоя задача - не вылезать из новостей, все средства хороши.
Внешнеторговый оборот за 2020 год
• всего - $571,9 млрд (-15,2%)
• экспорт - $338,2 млрд (-20,7%)
• импорт - $233,7 млрд (-5,7%)
• сальдо торгового баланса - $104,5 (-41,4%)
Экспорт по группам товаров:
• нефть - 238,6 млн тонн (-11,4%), $72,4 млрд (-40,8%)
• нефтепродукты - 141,8 млн тонн (-0,8%), $45,3 млрд (-32,3%)
• уголь - 199,1 млн тонн (-3%), $12,4 млрд (-22,5%)
• пшеница - 38,6 млн тонн (+20,9%), $8,2 млрд (+28,2%)
• газ - 199,2 млрд кубометров (-9,7%), $25,2 млрд (-39,6%)
• СПГ - 68,3 млн кубометров (+4,5%), $6,7 млрд (-14,8%)
• автомобили легковые - 65 тыс. штук (-41,2%), $986,9 млн (-39%)
• автомобили грузовые - 12,2 тыс. (-17,7%), $324 млн (-19%)
Основа экспорта по прежнему топливно-энергетические товары. Но их доля снизилась до 49,6% с 62,1% в 2019 году. Основа импорта почти без изменений - машины и оборудование (47,6%).
Товарооборот по регионам и странам (спад):
• ЕС - 21,3% ($218,8 млрд)
• Китай - 6,7% ($104 млрд)
• США - 8,9% ($23,9 млрд)
• Турция - 20,2% ($20,8 млрд)
• Белоруссия - 15,7% ($28,54 млрд)
• Украина - 13,5% ($9,9 млрд)
Максимальный рост товарооборота по странам:
• Бруней +6261,4% ($70,5 млн)
• Гонконг +84,7% ($2,4 млрд)
• Великобритания +53,6% ($26,6 млрд)
• Туркмения +39,6% ($970,2 млн)
• Новая Зеландия +31,7% ($534,6 млн)
• всего - $571,9 млрд (-15,2%)
• экспорт - $338,2 млрд (-20,7%)
• импорт - $233,7 млрд (-5,7%)
• сальдо торгового баланса - $104,5 (-41,4%)
Экспорт по группам товаров:
• нефть - 238,6 млн тонн (-11,4%), $72,4 млрд (-40,8%)
• нефтепродукты - 141,8 млн тонн (-0,8%), $45,3 млрд (-32,3%)
• уголь - 199,1 млн тонн (-3%), $12,4 млрд (-22,5%)
• пшеница - 38,6 млн тонн (+20,9%), $8,2 млрд (+28,2%)
• газ - 199,2 млрд кубометров (-9,7%), $25,2 млрд (-39,6%)
• СПГ - 68,3 млн кубометров (+4,5%), $6,7 млрд (-14,8%)
• автомобили легковые - 65 тыс. штук (-41,2%), $986,9 млн (-39%)
• автомобили грузовые - 12,2 тыс. (-17,7%), $324 млн (-19%)
Основа экспорта по прежнему топливно-энергетические товары. Но их доля снизилась до 49,6% с 62,1% в 2019 году. Основа импорта почти без изменений - машины и оборудование (47,6%).
Товарооборот по регионам и странам (спад):
• ЕС - 21,3% ($218,8 млрд)
• Китай - 6,7% ($104 млрд)
• США - 8,9% ($23,9 млрд)
• Турция - 20,2% ($20,8 млрд)
• Белоруссия - 15,7% ($28,54 млрд)
• Украина - 13,5% ($9,9 млрд)
Максимальный рост товарооборота по странам:
• Бруней +6261,4% ($70,5 млн)
• Гонконг +84,7% ($2,4 млрд)
• Великобритания +53,6% ($26,6 млрд)
• Туркмения +39,6% ($970,2 млн)
• Новая Зеландия +31,7% ($534,6 млн)
Минэкономразвития предлагает изменить условия работы ОЭЗ:
• Обнулить налог на прибыль в первые 5 лет деятельности резидента.
• Ускорить амортизацию (уменьшается налогооблагаемая база по налогам на имущество и прибыль).
• Ускорить возврат НДС для резидентов, которые осуществляют промышленную деятельность, и резидентов туристских ОЭЗ.
• Упростить процедуры вхождения резидента в ОЭЗ.
• Упростить процедуры ликвидации ОЭЗ (может быть закрыта при неэффективности в течение 3 лет).
В отношении ОЭЗ на Северном Кавказе министерство сможет самостоятельно утверждать застройку территории без процедуры общественных слушаний и учета планов территориального развития.
Кроме того, предполагается создавать ОЭЗ там, где нужно ускорить темпы социально-экономического развития. Но в отстающих регионах добиться этой цели будет весьма сложно из-за отсутствия квалифицированных кадров, развитой инфраструктуры и логистики, объемных рынков сбыта и т.д. Потребуются слишком большие (бюджетные и частные) инвестиции, чтобы достичь ожидаемого эффекта.
Что касается обнуления налога на прибыль, то эта мера привлечет в ОЭЗ уже действующие предприятия, а не вновь создаваемые (у которых налог на прибыть в первые годы и так равен нулю - прибыли еще нет).
• Обнулить налог на прибыль в первые 5 лет деятельности резидента.
• Ускорить амортизацию (уменьшается налогооблагаемая база по налогам на имущество и прибыль).
• Ускорить возврат НДС для резидентов, которые осуществляют промышленную деятельность, и резидентов туристских ОЭЗ.
• Упростить процедуры вхождения резидента в ОЭЗ.
• Упростить процедуры ликвидации ОЭЗ (может быть закрыта при неэффективности в течение 3 лет).
В отношении ОЭЗ на Северном Кавказе министерство сможет самостоятельно утверждать застройку территории без процедуры общественных слушаний и учета планов территориального развития.
Кроме того, предполагается создавать ОЭЗ там, где нужно ускорить темпы социально-экономического развития. Но в отстающих регионах добиться этой цели будет весьма сложно из-за отсутствия квалифицированных кадров, развитой инфраструктуры и логистики, объемных рынков сбыта и т.д. Потребуются слишком большие (бюджетные и частные) инвестиции, чтобы достичь ожидаемого эффекта.
Что касается обнуления налога на прибыль, то эта мера привлечет в ОЭЗ уже действующие предприятия, а не вновь создаваемые (у которых налог на прибыть в первые годы и так равен нулю - прибыли еще нет).
Forwarded from РАПУ
С 1 января по 8 февраля текущего года аграрии, по данным региональных органов управления АПК, закупили 707,6 тыс. тонн минеральных удобрений, что на 20,9 тыс. тонн больше, чем за аналогичный период прошлого года. В целом в 2021 году сельхозтоваропроизводители планируют приобрести порядка 4,5 млн тонн. Об этом шла речь на совещании в Минсельхозе, участие в котором приняли представители Минпромторга, ФАС, РАПУ, СПбМТСБ, отраслевых организаций. Основной темой были цены на удобрения. По итогам создана межведомственная рабочая группа, которая займется выработкой решений по этому направлению.
Аналитики Сбербанка отмечают существенный рост офлайн-ритейла. Спрос домохозяйств стабилизировался на максимальных с начала пандемии уровнях.
В первую неделю февраля потребительские расходы увеличились на 2,6% относительно прошлого года. Положительную динамику обеспечила непродовольственная розница (+9,5%), куда перетек спрос из услуг (-15,8%).
Ключевые сегменты демонстрируют двузначные темпы роста: "Одежда, обувь и аксессуары" - 16,1%, "Бытовая техника и электроника" - 10,6%.
В онлайн-рознице также наблюдается дополнительный спрос. Траты покупателей в сегменте "Универсальные магазины" (к которому относятся интернет-магазины) увеличились на 17,7%, что сопоставимо с периодом первой волны пандемии.
Самые растущие статьи расходов на прошлой неделе:
• контрактные услуги - 69,7%
• спорт - 27,1%
• компьютеры и ПО - 25,8%
Самое сильное снижение по-прежнему в магазинах Duty Free (-86,1%), и понятно, почему.
Общее количество работающих торгово-сервисных точек последовательно растёт (+4,6%).
В первую неделю февраля потребительские расходы увеличились на 2,6% относительно прошлого года. Положительную динамику обеспечила непродовольственная розница (+9,5%), куда перетек спрос из услуг (-15,8%).
Ключевые сегменты демонстрируют двузначные темпы роста: "Одежда, обувь и аксессуары" - 16,1%, "Бытовая техника и электроника" - 10,6%.
В онлайн-рознице также наблюдается дополнительный спрос. Траты покупателей в сегменте "Универсальные магазины" (к которому относятся интернет-магазины) увеличились на 17,7%, что сопоставимо с периодом первой волны пандемии.
Самые растущие статьи расходов на прошлой неделе:
• контрактные услуги - 69,7%
• спорт - 27,1%
• компьютеры и ПО - 25,8%
Самое сильное снижение по-прежнему в магазинах Duty Free (-86,1%), и понятно, почему.
Общее количество работающих торгово-сервисных точек последовательно растёт (+4,6%).
В прошлом году на российский рынок вышло в 2 раза меньше новых международных торговых операторов. Это худший показатель с 2011 года. Половина новичков работают в категории "одежда, обувь, белье". Доли ценовых сегментов распределились почти поровну: 54% - средний/ниже среднего, 46% - выше среднего.
Но нет худа без добра. В результате дополнительный импульс получила онлайн-торговля. Ритейлеры оптимизируют количество торговых точек и активно развивают электронную коммерцию: собственные онлайн-магазины, маркетплейсы, продажи через социальные сети. В этот сегмент приходят и традиционные офлайн-игроки: H&M, "Стокманн".
Развитию онлайна способствует и смена потребительского поведения. Покупатели стараются делать более обдуманные и целенаправленные покупки. А для этого приходится много времени уделять исследованию рынка - мониторить сайты, сравнивать цены и т.д.
Но нет худа без добра. В результате дополнительный импульс получила онлайн-торговля. Ритейлеры оптимизируют количество торговых точек и активно развивают электронную коммерцию: собственные онлайн-магазины, маркетплейсы, продажи через социальные сети. В этот сегмент приходят и традиционные офлайн-игроки: H&M, "Стокманн".
Развитию онлайна способствует и смена потребительского поведения. Покупатели стараются делать более обдуманные и целенаправленные покупки. А для этого приходится много времени уделять исследованию рынка - мониторить сайты, сравнивать цены и т.д.
В прошлом году сделки M&A (слияния и поглощения) пережили серьезный спад. Особенно сильно упал объем иностранных вложений: по количеству - на 34%, по суммам сделок - на 50% (до $10,6 млрд). Иностранцы больше выходили из российских активов, чем покупали их.
Интерес инвесторов снизился из-за неясных перспектив окончания пандемии, карантинных ограничений, снижения цен на нефть и девальвации рубля. Сделки откладывались не только в силу экономики, но и из-за банальной невозможности увидеть предмет договора собственными глазами и провести его комплексный аудит.
К концу года ситуация стала выправляться. В IV квартале было объявлено 7 крупных M&A-сделок и 5 крупных размещений бумаг на рынках капитала. В 2021 году ожидается восстановительный рост, в первую очередь за счет реализации отложенных и приостановленных сделок. Кроме того, импульс придаст пандемия: продажа непрофильных активов, консолидация рынка наименее пострадавшими игроками и т.д.
На днях хороший сигнал поступил от американского инвестбанка Morgan Stanley, открывшего длинную позицию в рублях против корзины из доллара и евро. Причины - снижение геополитических рисков (предполагаемые санкции не окажут существенного влияния на российскую экономику) и рост цен на нефть, который положительно отразится на курсе российской валюты.
В записке аналитиков банков, озаглавленной "Хватит ждать, пора покупать", говорится, что "пришло время вернуться к российским активам".
Интерес инвесторов снизился из-за неясных перспектив окончания пандемии, карантинных ограничений, снижения цен на нефть и девальвации рубля. Сделки откладывались не только в силу экономики, но и из-за банальной невозможности увидеть предмет договора собственными глазами и провести его комплексный аудит.
К концу года ситуация стала выправляться. В IV квартале было объявлено 7 крупных M&A-сделок и 5 крупных размещений бумаг на рынках капитала. В 2021 году ожидается восстановительный рост, в первую очередь за счет реализации отложенных и приостановленных сделок. Кроме того, импульс придаст пандемия: продажа непрофильных активов, консолидация рынка наименее пострадавшими игроками и т.д.
На днях хороший сигнал поступил от американского инвестбанка Morgan Stanley, открывшего длинную позицию в рублях против корзины из доллара и евро. Причины - снижение геополитических рисков (предполагаемые санкции не окажут существенного влияния на российскую экономику) и рост цен на нефть, который положительно отразится на курсе российской валюты.
В записке аналитиков банков, озаглавленной "Хватит ждать, пора покупать", говорится, что "пришло время вернуться к российским активам".
По данным реестра, в России более 3 млн индивидуальных предпринимателей и еще 2,5 млн человек трудятся у них в качестве наемных работников.
После неоднозначных слов бизнес-омбудсмена Бориса Титова в отношении этой правовой формы, в ФНС дали положительный сигнал для рынка - ИП никто не отменяет. Более того, для них упрощаются процедуры. Теперь весь процесс регистрации займет не более нескольких минут, по аналогии с режимом для самозанятых.
Предприниматели инициативу приветствуют, но просят также подумать о фискальной нагрузке. С 2021 года отменен ЕНВД - налог с потенциального дохода, которым многие ИП пользовались. Патенты подорожали и местами значимо - их стоимость определяют регионы, и в некоторых субъектах она выросла в несколько раз.
Кроме того, необходимо платить страховой взнос - 40 тыс. рублей ежегодно, за себя и каждого наемного работника. Для регионов это значимая сумма.
Есть вопросы и с кредитами - многие предприниматели брали займы, которые можно не возвращать при условии сохранения штата. С этим как раз и проблемы - во многих сферах рынок не восстановился, людей приходится увольнять, а вместо них оформлять своих родственников (которые возвращают деньги). Но это не панацея, родственников может и не хватить.
После неоднозначных слов бизнес-омбудсмена Бориса Титова в отношении этой правовой формы, в ФНС дали положительный сигнал для рынка - ИП никто не отменяет. Более того, для них упрощаются процедуры. Теперь весь процесс регистрации займет не более нескольких минут, по аналогии с режимом для самозанятых.
Предприниматели инициативу приветствуют, но просят также подумать о фискальной нагрузке. С 2021 года отменен ЕНВД - налог с потенциального дохода, которым многие ИП пользовались. Патенты подорожали и местами значимо - их стоимость определяют регионы, и в некоторых субъектах она выросла в несколько раз.
Кроме того, необходимо платить страховой взнос - 40 тыс. рублей ежегодно, за себя и каждого наемного работника. Для регионов это значимая сумма.
Есть вопросы и с кредитами - многие предприниматели брали займы, которые можно не возвращать при условии сохранения штата. С этим как раз и проблемы - во многих сферах рынок не восстановился, людей приходится увольнять, а вместо них оформлять своих родственников (которые возвращают деньги). Но это не панацея, родственников может и не хватить.
В апреле прошлого года, чтобы поддержать наиболее пострадавшие отрасли экономики, правительство запустило две программы кредитования: беспроцентные зарплатные кредиты (ФОТ 0) и льготные кредиты под 2% годовых с возможностью списания суммы долга и процентов при условии сохранения численности работников (ФОТ 2.0).
В Минэкономразвития последнюю меру считают наиболее востребованной у бизнеса - она позволила сохранить более 5 млн рабочих мест. Беспроцентные кредиты банки выдавали не так охотно - в 4 раза меньше, чем по программе ФОТ 2.0. Впрочем, винят в этом самих предпринимателей, которые не предоставляли полный пакет документов, не были включены в перечень пострадавших отраслей и т.д.
По обеим программам заключено около 200 тыс. соглашений на 400 млрд рублей. По данным чиновников, 2% получателей льготных кредитов (т.е. примерно 4 тыс. компании) нарушили главное условие - сократили штат более чем на 10%. А значит, им придется вернуть деньги, причем с процентами по ставкам коммерческих банков.
Но бизнес далеко не всегда был виной массовых увольнений. Займы выдавались, исходя из размера МРОТ, и для многих работников это означало существенное снижение их доходов. Зачастую они находили себе новую работу и увольнялись. Однако в условиях льготных кредитов причины увольнения не уточнялись - по собственному желанию или по решению работодателя. Единственный критерий - сохранение 90% численности штата.
В Минэкономразвития последнюю меру считают наиболее востребованной у бизнеса - она позволила сохранить более 5 млн рабочих мест. Беспроцентные кредиты банки выдавали не так охотно - в 4 раза меньше, чем по программе ФОТ 2.0. Впрочем, винят в этом самих предпринимателей, которые не предоставляли полный пакет документов, не были включены в перечень пострадавших отраслей и т.д.
По обеим программам заключено около 200 тыс. соглашений на 400 млрд рублей. По данным чиновников, 2% получателей льготных кредитов (т.е. примерно 4 тыс. компании) нарушили главное условие - сократили штат более чем на 10%. А значит, им придется вернуть деньги, причем с процентами по ставкам коммерческих банков.
Но бизнес далеко не всегда был виной массовых увольнений. Займы выдавались, исходя из размера МРОТ, и для многих работников это означало существенное снижение их доходов. Зачастую они находили себе новую работу и увольнялись. Однако в условиях льготных кредитов причины увольнения не уточнялись - по собственному желанию или по решению работодателя. Единственный критерий - сохранение 90% численности штата.
Потребительские планы россиян на 2021 год снова очень амбициозные. Но предыдущие года, в том числе 2020-й, показывают, что вместо квартир и путевок на море многие покупают смартфон.
На протяжении всего мониторинга с 2013 по 2020 самым частым приобретением соотечественников стал смартфон или мобильный телефон. Его купили 26% опрошенных. На втором месте трат в 2020 году - ремонт в квартире. Далее идут покупка бытовой техники (19%), оплата образования или покупка телевизора (11%), поездка на отдых или приобретение компьютера (8%).
В 2021 году в два раза увеличилось число тех, кто очень хочет позвонить себе турпооездку - таких стало 20% против 10% годом ранее. Очевидно, что такой результат связан с усталостью от пандемии и самоизоляции. И все же самым главным направлением трат для наших граждан, судя по их планам, должен стать ремонт (26%). Также как и раньше многие хотят купить бытовую технику (15%), оплатить обучение (12%), а приобрести смартфон мечтают лишь 11%.
Купить абонемент в фитнес-клуб или квартиру, дом в нынешнем году запланировали по 8% россиян, также по 7% хотят в этом году купить компьютер, ноутбук, планшет или телевизор.
Такая картина говорит о том, что, несмотря на пандемию, потребительские предпочтения россиян не изменились. А вот удастся ли им исполнить свои планы в условиях затяжного коронакризиса в 2021 году - большой вопрос.
На протяжении всего мониторинга с 2013 по 2020 самым частым приобретением соотечественников стал смартфон или мобильный телефон. Его купили 26% опрошенных. На втором месте трат в 2020 году - ремонт в квартире. Далее идут покупка бытовой техники (19%), оплата образования или покупка телевизора (11%), поездка на отдых или приобретение компьютера (8%).
В 2021 году в два раза увеличилось число тех, кто очень хочет позвонить себе турпооездку - таких стало 20% против 10% годом ранее. Очевидно, что такой результат связан с усталостью от пандемии и самоизоляции. И все же самым главным направлением трат для наших граждан, судя по их планам, должен стать ремонт (26%). Также как и раньше многие хотят купить бытовую технику (15%), оплатить обучение (12%), а приобрести смартфон мечтают лишь 11%.
Купить абонемент в фитнес-клуб или квартиру, дом в нынешнем году запланировали по 8% россиян, также по 7% хотят в этом году купить компьютер, ноутбук, планшет или телевизор.
Такая картина говорит о том, что, несмотря на пандемию, потребительские предпочтения россиян не изменились. А вот удастся ли им исполнить свои планы в условиях затяжного коронакризиса в 2021 году - большой вопрос.