Первый месяц в экономике России начался спорно, выяснили в Минэкономразвития. ВВП просел на 2,4%, однако оборот розничной торговли снизился всего лишь на 0,1% (-3,6% г/г в декабре 2020 года). Также вырос спрос на непродовольственные товары на 0,9%, а в продовольственном сегменте зафиксировано минимальное снижение в течение 10 последних месяцев (-1,0% г/г после -4,5% г/г в декабре 2020 года). Все это говорит о постепенно восстановлении экономики.
Но в производственных отраслях пока еще не все гладко. Добывающий комплекс продолжает стагнировать и тянет за собой ВВП и транспортный сектор из-за сокращений трубопроводной прокачки. Произошло также снижение в обрабатывающий промышленности на 1% против роста в 7,9% в декабре, что было обусловлено высокой базой прошлого года. Отрицательный вклад также внесли отрасли нефтепереработки, металлургии и отдельные отрасли машиностроения. При этом в большинстве отраслей, ориентированных на производство непродовольственных потребительских товаров (фармацевтика, легкая промышленность, производство мебели), наблюдалась положительная динамика выпуска.
Позитив также вносит трудовой рынок. Число безработных в январе выросло на 101,5 тыс. человек, а по данным портала HeadHunter рост числа вакансий составил 68%. По итогам 2020 года наблюдался уверенный рост заработных плат. Так, рост номинальной заработной платы в декабре 2020 г. ускорился до 9,7% г/г (+4,6% г/г в ноябре 2020 г.), реальной заработной платы – до 4,6% г/г (+0,2% г/г в ноябре).
Но в производственных отраслях пока еще не все гладко. Добывающий комплекс продолжает стагнировать и тянет за собой ВВП и транспортный сектор из-за сокращений трубопроводной прокачки. Произошло также снижение в обрабатывающий промышленности на 1% против роста в 7,9% в декабре, что было обусловлено высокой базой прошлого года. Отрицательный вклад также внесли отрасли нефтепереработки, металлургии и отдельные отрасли машиностроения. При этом в большинстве отраслей, ориентированных на производство непродовольственных потребительских товаров (фармацевтика, легкая промышленность, производство мебели), наблюдалась положительная динамика выпуска.
Позитив также вносит трудовой рынок. Число безработных в январе выросло на 101,5 тыс. человек, а по данным портала HeadHunter рост числа вакансий составил 68%. По итогам 2020 года наблюдался уверенный рост заработных плат. Так, рост номинальной заработной платы в декабре 2020 г. ускорился до 9,7% г/г (+4,6% г/г в ноябре 2020 г.), реальной заработной платы – до 4,6% г/г (+0,2% г/г в ноябре).
По данным бизнес-омбудсмена Бориса Титова, у значительной части МСБ по-прежнему сохраняются ощутимые проблемы. Главная из них - слабый спрос. О том, что он так и не восстановился сообщают почти 60% респондентов (у более чем 40% компаний он упал в полтора раза и более).
У 60% компаний выручка уменьшилась на 30%. Примерно 45% урезали ФОТ. Сказывается и прекращение действия моратория на банкротства. Если об инициировании процедуры в прошлом году заявили лишь 1,7% респондентов, то теперь об этом думают 10,9%.
Ожидания на 2021-й год:
• дальнейшее снижение оборотов - 33,1%
• сохранение уровня 2020 года - 27,6%
• постепенное восстановление потерь - 19,1%
• готовятся к закрытию - 9,7%
• стабильная работа на докризисном уровне - 6,6%
• рост по сравнению с 2019 годом - 3,8%
От государства бизнес в первую очередь ждет снижения налоговой нагрузки или новой налоговой реструктуризации - о необходимости таких мер высказались 66,8% респондентов.
У 60% компаний выручка уменьшилась на 30%. Примерно 45% урезали ФОТ. Сказывается и прекращение действия моратория на банкротства. Если об инициировании процедуры в прошлом году заявили лишь 1,7% респондентов, то теперь об этом думают 10,9%.
Ожидания на 2021-й год:
• дальнейшее снижение оборотов - 33,1%
• сохранение уровня 2020 года - 27,6%
• постепенное восстановление потерь - 19,1%
• готовятся к закрытию - 9,7%
• стабильная работа на докризисном уровне - 6,6%
• рост по сравнению с 2019 годом - 3,8%
От государства бизнес в первую очередь ждет снижения налоговой нагрузки или новой налоговой реструктуризации - о необходимости таких мер высказались 66,8% респондентов.
Минфин продолжает борьбу за снижение порога беспошлинного ввоза товаров из иностранных интернет-магазинов. Сейчас все зависит от позиции партнеров по ЕАЭС, и министр Антон Силуанов заявил, что Россия продолжит убеждать их в необходимости такого шага.
Мотив - купленные на зарубежных маркетплейсах товары якобы создают неконкурентные условия на российском рынке. При том, что доля отечественных онлайн-магазинов в 2020 году выросла до 86%, а на трансграничную торговлю пришлось всего 14%.
Сейчас беспошлинный порог провоза товаров через границу для личных целей - €500 и 25 кг. Чиновники хотят ограничить эту норму одним разом в месяц. На все остальные случаи лимит снизится до €50 и 10 кг. Всё, что сверх этого, будет облагаться пошлиной в 30% от стоимости ввозимых товаров.
Под ударом окажутся обычные покупатели, которые экономят, приобретая товары без посредников на зарубежных электронных площадках. Да и "челноков", зарабатывающих мелкой розницей, вряд ли стоит именно сейчас делать первоочередной целью в борьбе за очищение рынков.
В условиях непрекращающегося падения доходов населения такая ретивость Минфина выглядит довольно странно и не соответствует общей социальной направленности политики правительства.
Мотив - купленные на зарубежных маркетплейсах товары якобы создают неконкурентные условия на российском рынке. При том, что доля отечественных онлайн-магазинов в 2020 году выросла до 86%, а на трансграничную торговлю пришлось всего 14%.
Сейчас беспошлинный порог провоза товаров через границу для личных целей - €500 и 25 кг. Чиновники хотят ограничить эту норму одним разом в месяц. На все остальные случаи лимит снизится до €50 и 10 кг. Всё, что сверх этого, будет облагаться пошлиной в 30% от стоимости ввозимых товаров.
Под ударом окажутся обычные покупатели, которые экономят, приобретая товары без посредников на зарубежных электронных площадках. Да и "челноков", зарабатывающих мелкой розницей, вряд ли стоит именно сейчас делать первоочередной целью в борьбе за очищение рынков.
В условиях непрекращающегося падения доходов населения такая ретивость Минфина выглядит довольно странно и не соответствует общей социальной направленности политики правительства.
На фоне продолжающейся пандемии "Опора России" предложила меры господдержки малого бизнеса, в основном касающиеся налоговой и регуляторной политики, в том числе:
• Повысить порог применения УСН - до 300 млн рублей (ранее его подняли с 150 до 200 млн).
• Переходный налоговый режим для отдельных отраслей (туризм, общепит и др.) со снижением ставки НДС минимум до 10%.
• Уравнять размер административного штрафа для малых предприятий и ИП. За первое нарушение без ущерба выносить только предупреждение.
• Законодательно ограничить темпы роста тарифов.
• Уменьшить перекрестное субсидирование в электроэнергетике (корпоративная цена электричества выше, чем розничная для населения).
• Защитить учредителей и директоров от взыскания по долгам ООО.
• Повысить минимальную квоту госзакупок у малого бизнеса с 15% до 25%.
• Либерализация ответственности за нарушение валютного законодательства.
• Снизить ставку льготного кредитования МСП (7%) - снижение на один процентный пункт увеличивает оборотный капитал на 7 млрд рублей.
• Развивать агротуризм - разрешить фермерам строить гостиницы на с/х землях в частной собственности.
Какие-то из предложенных мер уже рассматриваются в правительстве (создание переходного налогового режима). Какие-то вызывают споры на уровне экспертного сообщества. Например, повышение квоты по госзакупкам повысит выручку МСП, но может ухудшить качество исполнения работ и поставок.
Со своими предложениями в правительство обратился и бизнес-омбудсмен Борис Титов:
• Установить критерий отнесения компаний к пострадавшим в виде падения выручки более чем на 30% (вместо ОКВЭД).
• Специальные налоговые режимы для пострадавших отраслей (например, поднять для общепита потолок выручки при УСН до 800 млн рублей).
• Списать задолженность компаний, у которых выручка упала более чем на 50% (при обороте до 2 млрд рублей - на 30%).
• Повысить порог применения УСН - до 300 млн рублей (ранее его подняли с 150 до 200 млн).
• Переходный налоговый режим для отдельных отраслей (туризм, общепит и др.) со снижением ставки НДС минимум до 10%.
• Уравнять размер административного штрафа для малых предприятий и ИП. За первое нарушение без ущерба выносить только предупреждение.
• Законодательно ограничить темпы роста тарифов.
• Уменьшить перекрестное субсидирование в электроэнергетике (корпоративная цена электричества выше, чем розничная для населения).
• Защитить учредителей и директоров от взыскания по долгам ООО.
• Повысить минимальную квоту госзакупок у малого бизнеса с 15% до 25%.
• Либерализация ответственности за нарушение валютного законодательства.
• Снизить ставку льготного кредитования МСП (7%) - снижение на один процентный пункт увеличивает оборотный капитал на 7 млрд рублей.
• Развивать агротуризм - разрешить фермерам строить гостиницы на с/х землях в частной собственности.
Какие-то из предложенных мер уже рассматриваются в правительстве (создание переходного налогового режима). Какие-то вызывают споры на уровне экспертного сообщества. Например, повышение квоты по госзакупкам повысит выручку МСП, но может ухудшить качество исполнения работ и поставок.
Со своими предложениями в правительство обратился и бизнес-омбудсмен Борис Титов:
• Установить критерий отнесения компаний к пострадавшим в виде падения выручки более чем на 30% (вместо ОКВЭД).
• Специальные налоговые режимы для пострадавших отраслей (например, поднять для общепита потолок выручки при УСН до 800 млн рублей).
• Списать задолженность компаний, у которых выручка упала более чем на 50% (при обороте до 2 млрд рублей - на 30%).
Согласно исследованию NielsenIQ, число потребителей, финансово пострадавших от пандемии, с сентября 2020 года по январь 2021 года увеличилось почти вдвое - с 27% до 53% (среднемировой показатель - 46%).
При этом еще 16% стали более осторожны в расходах. То есть в режиме экономии 70% респондентов (62% готовы покупать любой товар со скидкой вне зависимости от бренда, 20% - выбирают самый дешевый продукт в категории).
На аналогичные тренды указывают и в ритейле:
• X5 Retail Group - главный критерий для покупателей на рынке продуктов питания и повседневных товаров - цена.
• "М.Видео-Эльдорадо" - растет популярность базовых товаров из бюджетных категорий. С другой стороны, есть интерес к более дорогой продукции (смартфоны, встроенная техника, холодильники, телевизоры) - очевидно сюда идут деньги, сэкономленные на туризме и других привычных расходах.
• Всеинструменты.ру - ожидают роста спроса на более доступные товары.
• В fashion-сегменте отмечают снижение спроса на дорогую одежду.
В прошлом году реальные доходы россиян сократились на 3,5%. Из-за сохраняющейся неопределенности в экономике часть населения перешла в режим накопления, а основные расходы приходятся на сегмент продовольствия и лекарств.
Положительно повлиять на спрос может восстановление экономики - если вакцинация пройдет быстро и третью волну пандемии удастся избежать.
При этом еще 16% стали более осторожны в расходах. То есть в режиме экономии 70% респондентов (62% готовы покупать любой товар со скидкой вне зависимости от бренда, 20% - выбирают самый дешевый продукт в категории).
На аналогичные тренды указывают и в ритейле:
• X5 Retail Group - главный критерий для покупателей на рынке продуктов питания и повседневных товаров - цена.
• "М.Видео-Эльдорадо" - растет популярность базовых товаров из бюджетных категорий. С другой стороны, есть интерес к более дорогой продукции (смартфоны, встроенная техника, холодильники, телевизоры) - очевидно сюда идут деньги, сэкономленные на туризме и других привычных расходах.
• Всеинструменты.ру - ожидают роста спроса на более доступные товары.
• В fashion-сегменте отмечают снижение спроса на дорогую одежду.
В прошлом году реальные доходы россиян сократились на 3,5%. Из-за сохраняющейся неопределенности в экономике часть населения перешла в режим накопления, а основные расходы приходятся на сегмент продовольствия и лекарств.
Положительно повлиять на спрос может восстановление экономики - если вакцинация пройдет быстро и третью волну пандемии удастся избежать.
Правительство утвердило новую программу льготного кредитования бизнеса: ФОТ 3.0 вместо ФОТ 2.0, которая заканчивается 1 апреля.
Отличия от предыдущей - ставка повышается с 2% до 3%. Кроме того, проценты и тело кредита в конце программы при выполнении ее условий списываться не будут. Речь исключительно о кредитовании по низким ставкам.
Кредит можно будет оформить с 9 марта по 1 июля 2021 г. на срок до 12 месяцев. Его размер будет зависеть от численности штата. Максимальная сумма - 500 млн рублей.
Бюджет программы - 7,7 млрд рублей. Эти деньги пойдут на возмещение банкам разницы между льготной ставкой и рыночной. То есть объем выданных кредитов будет на порядок выше.
Воспользоваться программой смогут те, кто уже участвовал в ФОТ 2.0. Речь о наименее восстановившихся отраслях: общепит, гостиничный бизнес, туризм, культура, спорт и развлечения, организация мероприятий. По оценкам правительства, в ФОТ 3.0 примут участие 75 тыс. предпринимателей, в компаниях которых работает 1,5 млн человек.
В период действия кредитного договора заемщик должен будет сохранить не менее 90% рабочих мест. Так правительство пытается поддерживать занятость, но этот пункт вызывает у предпринимателей вопросы. При низком спросе экономия на льготной ставке может не покрыть расходов на персонал - бизнесу будет проще увольнять, чем брать эти кредиты.
Отличия от предыдущей - ставка повышается с 2% до 3%. Кроме того, проценты и тело кредита в конце программы при выполнении ее условий списываться не будут. Речь исключительно о кредитовании по низким ставкам.
Кредит можно будет оформить с 9 марта по 1 июля 2021 г. на срок до 12 месяцев. Его размер будет зависеть от численности штата. Максимальная сумма - 500 млн рублей.
Бюджет программы - 7,7 млрд рублей. Эти деньги пойдут на возмещение банкам разницы между льготной ставкой и рыночной. То есть объем выданных кредитов будет на порядок выше.
Воспользоваться программой смогут те, кто уже участвовал в ФОТ 2.0. Речь о наименее восстановившихся отраслях: общепит, гостиничный бизнес, туризм, культура, спорт и развлечения, организация мероприятий. По оценкам правительства, в ФОТ 3.0 примут участие 75 тыс. предпринимателей, в компаниях которых работает 1,5 млн человек.
В период действия кредитного договора заемщик должен будет сохранить не менее 90% рабочих мест. Так правительство пытается поддерживать занятость, но этот пункт вызывает у предпринимателей вопросы. При низком спросе экономия на льготной ставке может не покрыть расходов на персонал - бизнесу будет проще увольнять, чем брать эти кредиты.
По данным "СберИндекса", в феврале потребительские расходы выросли на 2,6%, что стало максимумом с начала пандемии. Траты на продовольственные товары прибавили 5,4%, непродовольственные - 8,7%. Расходы на услуги снизились на 13,5% (в ноябре на 26,9%, в январе на 18,4%).
Рост:
• продуктовые магазины - 4,8%
• универсальные магазины - 16,1%
• одежда, обувь - 16,9%
• бытовая техника, электроника - 15,9%
• компьютеры и ПО - 20,5%
• мебель - 0,8%
• спорт - 18,8%
• контрактные услуги (бытовой ремонт и др.) - 23,9%
Спад:
• общепит - 21,6%
• отели - 30,7%
• турагентства - 6,2%
• развлечения - 32,9%
• салоны красоты, СПА - 11,2%
Главной причиной роста потребительской активности в Сбере считают снижение социальной напряженности из-за коронавируса. Началась вакцинация и граждане постепенно переходят от сбережений к тратам.
В то же время стоит учитывать, что Сбер анализирует транзакции по картам, чья доля высока в больших городах и в основном относится к среднему классу и выше.
Рост:
• продуктовые магазины - 4,8%
• универсальные магазины - 16,1%
• одежда, обувь - 16,9%
• бытовая техника, электроника - 15,9%
• компьютеры и ПО - 20,5%
• мебель - 0,8%
• спорт - 18,8%
• контрактные услуги (бытовой ремонт и др.) - 23,9%
Спад:
• общепит - 21,6%
• отели - 30,7%
• турагентства - 6,2%
• развлечения - 32,9%
• салоны красоты, СПА - 11,2%
Главной причиной роста потребительской активности в Сбере считают снижение социальной напряженности из-за коронавируса. Началась вакцинация и граждане постепенно переходят от сбережений к тратам.
В то же время стоит учитывать, что Сбер анализирует транзакции по картам, чья доля высока в больших городах и в основном относится к среднему классу и выше.
В январе банки выдали рекордный для этого месяца объем потребительских кредитов - 399 млрд рублей (+8,5%). Средний размер займа - около 334 тыс. рублей. Это на 23 тыс. меньше, чем в декабре, но на 36 тыс. больше, чем год назад.
Из 30 субъектов РФ, с данными по которым работает Объединенное кредитное бюро, незначительный спад отмечен только в Саратовской (-1%) и Нижегородской (-2%) областях. В Краснодарском крае без изменений. У остальных плюс:
• Тюменская область - 32%
• Белгородская область - 19%
• Алтайский край - 16%
• Новосибирская и Ленинградская области - 15%
В ВТБ по итогам 2021 года ожидают увеличения на четверть. На положительную динамику рассчитывают в "Россельхозбанке". В "Альфа-банке" говорят о быстром росте спроса и собираются его поддержать снижением ставок.
Снижение ставок рассматривается как ключевой фактор для рынка. В "Хоум кредите" говорят, что в ноябре это привело к росту спроса на потребкредиты на 20-30%. Однако речь идет об увеличении среднего чека (при сохранении ежемесячного платежа получается брать большие суммы), а не о количестве кредитов.
По количеству займов все еще отставание от докризисного уровня. Банки по-прежнему проводят осторожную политику, предпочитая выдавать крупные суммы заемщикам с хорошей кредитной историей. И это существенно сдерживает рост.
Из 30 субъектов РФ, с данными по которым работает Объединенное кредитное бюро, незначительный спад отмечен только в Саратовской (-1%) и Нижегородской (-2%) областях. В Краснодарском крае без изменений. У остальных плюс:
• Тюменская область - 32%
• Белгородская область - 19%
• Алтайский край - 16%
• Новосибирская и Ленинградская области - 15%
В ВТБ по итогам 2021 года ожидают увеличения на четверть. На положительную динамику рассчитывают в "Россельхозбанке". В "Альфа-банке" говорят о быстром росте спроса и собираются его поддержать снижением ставок.
Снижение ставок рассматривается как ключевой фактор для рынка. В "Хоум кредите" говорят, что в ноябре это привело к росту спроса на потребкредиты на 20-30%. Однако речь идет об увеличении среднего чека (при сохранении ежемесячного платежа получается брать большие суммы), а не о количестве кредитов.
По количеству займов все еще отставание от докризисного уровня. Банки по-прежнему проводят осторожную политику, предпочитая выдавать крупные суммы заемщикам с хорошей кредитной историей. И это существенно сдерживает рост.
В январе заложенность МСБ по кредитам составила 5,8 трлн рублей (+23%). Это самый значительный рост за последние восемь лет. Основная причина - действия правительства и Центробанка в пандемию, в том числе:
• Реструктуризация кредитов в рамках антикризисной поддержки бизнеса. С конца марта по конец декабря 2020 года банки реструктурировали задолженность МСБ на 854 млрд рублей. Это сдерживало рост проблемной задолженности - в абсолютных цифрах просрочка выросла на 13% (до 640,7 млрд), но ее доля в портфеле составила 11% (снизилась на 1%).
• Субсидии на возмещение недополученных банками доходов по кредитам. Объем льготных программ для МСБ достиг 1,4 трлн рублей (около 18% от всех выдач на рынке МСБ).
• Центробанк смягчил требования в части создания резервов на возможные потери по ссудам при пролонгации займов.
Относительно дальнейших перспектив кредитного портфеля МСБ мнения на рынке расходятся. В "Открытии" говорят о снижении темпов прироста, в "Совкомбанке", наоборот, ждут дальнейшего увеличения из-за воздействия на экономику массовой вакцинации.
Многое будет зависеть от новых программ господдержки. Сейчас запущена ФОТ 3.0 - со ставкой 3%, но менее льготными для бизнеса условиями, чем предыдущая ФОТ 2.0.
• Реструктуризация кредитов в рамках антикризисной поддержки бизнеса. С конца марта по конец декабря 2020 года банки реструктурировали задолженность МСБ на 854 млрд рублей. Это сдерживало рост проблемной задолженности - в абсолютных цифрах просрочка выросла на 13% (до 640,7 млрд), но ее доля в портфеле составила 11% (снизилась на 1%).
• Субсидии на возмещение недополученных банками доходов по кредитам. Объем льготных программ для МСБ достиг 1,4 трлн рублей (около 18% от всех выдач на рынке МСБ).
• Центробанк смягчил требования в части создания резервов на возможные потери по ссудам при пролонгации займов.
Относительно дальнейших перспектив кредитного портфеля МСБ мнения на рынке расходятся. В "Открытии" говорят о снижении темпов прироста, в "Совкомбанке", наоборот, ждут дальнейшего увеличения из-за воздействия на экономику массовой вакцинации.
Многое будет зависеть от новых программ господдержки. Сейчас запущена ФОТ 3.0 - со ставкой 3%, но менее льготными для бизнеса условиями, чем предыдущая ФОТ 2.0.
Строительство 25 мусоросжигательных заводов стоимостью 1,3 трлн рублей (совместный проект "РТ-Инвест", ВЭБа и Росатома) изначально планировалось финансировать за счет договоров о поставке мощностей (ДПМ).
Завод строится и крупные промышленные потребители заключают с ним эти договоры. Проблема в слишком высокой цене электроэнергии по ним - за 15 лет расходы предприятий увеличились бы почти на 100 млрд рублей.
Эти издержки пришлось бы включать в стоимость продукции, поставляемой на внешние рынки, а значит она потеряла бы в конкурентоспособности. Бизнес лишился бы части выручки, а бюджет налогов. Поэтому вместо схемы с ДПМ Минпромторг предложил следующее:
• Выпуск "зеленых" облигаций.
• Бюджетные субсидии, сформированные за счет налогов, выплачиваемых "РТ-Инвестом" и другими участниками проекта.
• Средства экосбора, который уплачивается производителями товаров и упаковки за их утилизацию.
• Оборудование для заводов стоит почти 700 млрд рублей. Его производство локализовано "дочкой" Росатома, а покупку предлагается профинансировать за счет взноса в уставный капитал корпорации.
Данное предложение направлено в Минфин, Минприроды, Минэнерго, Минэкономразвития и ФАС.
Завод строится и крупные промышленные потребители заключают с ним эти договоры. Проблема в слишком высокой цене электроэнергии по ним - за 15 лет расходы предприятий увеличились бы почти на 100 млрд рублей.
Эти издержки пришлось бы включать в стоимость продукции, поставляемой на внешние рынки, а значит она потеряла бы в конкурентоспособности. Бизнес лишился бы части выручки, а бюджет налогов. Поэтому вместо схемы с ДПМ Минпромторг предложил следующее:
• Выпуск "зеленых" облигаций.
• Бюджетные субсидии, сформированные за счет налогов, выплачиваемых "РТ-Инвестом" и другими участниками проекта.
• Средства экосбора, который уплачивается производителями товаров и упаковки за их утилизацию.
• Оборудование для заводов стоит почти 700 млрд рублей. Его производство локализовано "дочкой" Росатома, а покупку предлагается профинансировать за счет взноса в уставный капитал корпорации.
Данное предложение направлено в Минфин, Минприроды, Минэнерго, Минэкономразвития и ФАС.
Сегодня для малого и среднего бизнеса действует несколько льготных программ кредитования. Самая значимая - в рамках постановления правительства № 1764 (ставка - 7%). Недавно утвердили ФОТ 3.0 для наиболее пострадавших отраслей (ставка - 3%).
Любые льготные кредиты - это хорошо. Но в данном случае мы имеем дело с займами на оборотные нужды (выплата зарплаты и т.д.). Для инвестиционных целей необходимы "длинные" деньги. А чтобы бизнес согласился их брать, нужны низкие ставки.
"Опора России" предлагает правительству запустить программу инвестиционного кредитования МСБ под 4,25%. Разницу с рыночной ставкой банкам компенсирует государство - объем его расходов оценивается в 55-75 млрд рублей.
Спорить с этой инициативой сложно. Инвестиции в основные средства предприятий - это рост рентабельности, новые рабочие места, повышение качества продукции. Но если инвестпроекты крупного бизнеса стимулируются при помощи СЗПК, то малые предприятия остаются без господдержки.
При этом в последние годы наблюдается тенденция по снижению доступности кредитования для МСБ, особенно если речь идет об инвесткредитах (банки ужесточают свою политику). Во второй половине 2020 года доля таких займов снизилась на 1,8 п.п.
Любые льготные кредиты - это хорошо. Но в данном случае мы имеем дело с займами на оборотные нужды (выплата зарплаты и т.д.). Для инвестиционных целей необходимы "длинные" деньги. А чтобы бизнес согласился их брать, нужны низкие ставки.
"Опора России" предлагает правительству запустить программу инвестиционного кредитования МСБ под 4,25%. Разницу с рыночной ставкой банкам компенсирует государство - объем его расходов оценивается в 55-75 млрд рублей.
Спорить с этой инициативой сложно. Инвестиции в основные средства предприятий - это рост рентабельности, новые рабочие места, повышение качества продукции. Но если инвестпроекты крупного бизнеса стимулируются при помощи СЗПК, то малые предприятия остаются без господдержки.
При этом в последние годы наблюдается тенденция по снижению доступности кредитования для МСБ, особенно если речь идет об инвесткредитах (банки ужесточают свою политику). Во второй половине 2020 года доля таких займов снизилась на 1,8 п.п.
В 2020 году сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) средних и крупных компаний составил 12,42 трлн рублей, падение на 23,5%.
Могло быть хуже, если бы не значимый рост показателей под конец года - четвертый квартал обеспечил 44% общей годовой прибыли (5,45 трлн рублей).
Доля убыточных организаций - 29,4% (+2,9%). Их совокупный убыток - 5,3 трлн рублей (рост в 2,3 раза). Совокупная прибыль корпоративного сектора уменьшилась на 4,3%.
Хуже всего у сухопутного и трубопроводного транспорта (-72,7%) и оптовой торговли (-69,5%). В числе отраслей, показавших убыток: добыча угля (-37,6 млрд рублей), деятельность гостиниц и предприятий общепита (-56,2 млрд).
Лидеры по темпу роста прибыли: сельское, лесное хозяйство и рыболовство (+86%), операции с недвижимым имуществом (+72,3%), строительство (53,1%), розничная торговля (+34,4%), информация и связь (30,3%).
Могло быть хуже, если бы не значимый рост показателей под конец года - четвертый квартал обеспечил 44% общей годовой прибыли (5,45 трлн рублей).
Доля убыточных организаций - 29,4% (+2,9%). Их совокупный убыток - 5,3 трлн рублей (рост в 2,3 раза). Совокупная прибыль корпоративного сектора уменьшилась на 4,3%.
Хуже всего у сухопутного и трубопроводного транспорта (-72,7%) и оптовой торговли (-69,5%). В числе отраслей, показавших убыток: добыча угля (-37,6 млрд рублей), деятельность гостиниц и предприятий общепита (-56,2 млрд).
Лидеры по темпу роста прибыли: сельское, лесное хозяйство и рыболовство (+86%), операции с недвижимым имуществом (+72,3%), строительство (53,1%), розничная торговля (+34,4%), информация и связь (30,3%).
В начале февраля прошла новость - "Трансмашхолдинг" за €150 млн покупает у Rolls-Royce норвежский завод дизельных и газопоршневых среднеоборотных двигателей Bergen Engines.
Предмет сделки: цеха металлообработки, сборки, высокоточного литья, ремонтная мастерская, конструкторское бюро, сервисная сеть в 7 странах мира.
В ТМХ заявили об интересе к дизель-генераторам для энергоснабжения населенных пунктов и предприятий. Несомненно был интерес и к морскому направлению - двигатели от 3600 кВт до 12000 кВт. С двигателями для судов в России проблема, приходится покупать за рубежом. Такие компетенции весьма кстати
Но сегодня стало известно, что власти Норвегии предупредили продавца о возможности введения запрета на сделку в интересах национальной безопасности. И попросили ее приостановить - чтобы собрать информацию и оценить риски. В Rolls-Royce пошли навстречу.
Каков действительный масштаб "русской угрозы", сказать сложно. С одной стороны, два норвежских министра, выступая против сделки, говорят, что дизельные двигатели нельзя назвать "стратегической оборонной технологией". С другой, отмечают, что Bergen Engines осуществляет поставки для НАТО.
Предмет сделки: цеха металлообработки, сборки, высокоточного литья, ремонтная мастерская, конструкторское бюро, сервисная сеть в 7 странах мира.
В ТМХ заявили об интересе к дизель-генераторам для энергоснабжения населенных пунктов и предприятий. Несомненно был интерес и к морскому направлению - двигатели от 3600 кВт до 12000 кВт. С двигателями для судов в России проблема, приходится покупать за рубежом. Такие компетенции весьма кстати
Но сегодня стало известно, что власти Норвегии предупредили продавца о возможности введения запрета на сделку в интересах национальной безопасности. И попросили ее приостановить - чтобы собрать информацию и оценить риски. В Rolls-Royce пошли навстречу.
Каков действительный масштаб "русской угрозы", сказать сложно. С одной стороны, два норвежских министра, выступая против сделки, говорят, что дизельные двигатели нельзя назвать "стратегической оборонной технологией". С другой, отмечают, что Bergen Engines осуществляет поставки для НАТО.
По данным аналитиков Сбера, потребительские расходы растут уже несколько недель. С 1 по 7 марта - на 4,2% (неделей ранее - на 2,3%).
Продовольственный сегмент вырос на 7,1%, непродовольственный - на 8,4%. Услуги просели на 8,0%, но и здесь динамика положительная - неделей раньше спад составил 11,7%.
Число точек увеличилось на 6,3%, и наибольший прирост обеспечил именно сектор услуг (10,1%). Расходы на гостиницы внутри страны с начала года в плюсе, в первую неделю марта - на 7,0%.
Продовольственный сегмент вырос на 7,1%, непродовольственный - на 8,4%. Услуги просели на 8,0%, но и здесь динамика положительная - неделей раньше спад составил 11,7%.
Число точек увеличилось на 6,3%, и наибольший прирост обеспечил именно сектор услуг (10,1%). Расходы на гостиницы внутри страны с начала года в плюсе, в первую неделю марта - на 7,0%.
Доля серого табачного рынка росла последние пять лет. Основные причины - разница в акцизах и свободное перемещение товаров в границах ЕАЭС. Именно из стран - участниц союза, где акцизы не повышались так резко, как в России, завозят большую часть (64%) нелегальных сигарет.
В 2016 году серые продажи увеличились с 1,1% до 2,6%, в 2017 - до 4,5%, в 2018 - до 8,4%, в 2019 - до 15,6%. Однако тенденция изменилась в 2020 году - по состоянию на конец третьего квартала показатель упал до 7%.
Для большинства курильщиков решающий фактор при покупке - это цена пачки. Покупательская способность населения падает и серый рынок растет. Снижение в прошлом году произошло из-за введения обязательной маркировки. Благодаря ей, например, появились 18 новых фабрик-производителей.
При этом ввоз нелегальных сигарет из стран ЕАЭС по-прежнему крайне выгоден из-за существенной разницы в акцизах и стоимости конечной продукции. Поэтому бизнес просит ужесточить контроль за поставками внутри союза.
В 2016 году серые продажи увеличились с 1,1% до 2,6%, в 2017 - до 4,5%, в 2018 - до 8,4%, в 2019 - до 15,6%. Однако тенденция изменилась в 2020 году - по состоянию на конец третьего квартала показатель упал до 7%.
Для большинства курильщиков решающий фактор при покупке - это цена пачки. Покупательская способность населения падает и серый рынок растет. Снижение в прошлом году произошло из-за введения обязательной маркировки. Благодаря ей, например, появились 18 новых фабрик-производителей.
При этом ввоз нелегальных сигарет из стран ЕАЭС по-прежнему крайне выгоден из-за существенной разницы в акцизах и стоимости конечной продукции. Поэтому бизнес просит ужесточить контроль за поставками внутри союза.
Каким будет потребительский рынок через 10 лет?
Коммуникационная группа Dentsu провела опрос среди 30 тыс. потребителей, а также футурологов, ученых, представителей техиндустрии. Оказалось, что в моде будет активизм, созидание и здоровье.
Основные тезисы:
• 80% опрошенных обеспокоены вопросами изменения климата, поэтому действия компаний по этим направлениям будут определять их репутацию.
• Треть опрошенных планирует есть меньше мяса или полностью исключить его из своего рациона. К 2030 году употребление мяса будет считаться таким же вредным, как использование ископаемого топлива.
• Почти 2/3 людей в возрасте 18–24 лет считают, что к 2030 году традиционные концепции идентичности, такие как возраст, пол и раса, должны исчезнуть, уступив место уважению каждой социальной группы. Поколение Z является наиболее радикальным приверженцем этих ценностей.
• 34% опрошенных готовы рассмотреть возможность внедрения микрочипа в свой мозг, чтобы усилить физические способности и навыки. 32% респондентов сказали, что в будущем могут даже решиться на медицинское вмешательство для улучшения своего ментального здоровья.
• Виртуальный опыт продолжит расширяться, поскольку более 2/3 потребителей чувствуют обеспокоенность по поводу посещения публичных мест в будущем.
• 33% людей говорят о том, что в ближайшие 10 лет смогут доверить заботу о пожилых родственниках искусственному интеллекту и роботам. Очевидно, что подобные изменения будут вызывать больше вопросов в отношении этики использования технологий.
• К 2030 году потенциальные риски для здоровья будут сильнее влиять на решение о покупке. На рынке появится больше здоровых товаров, например алкосинты — безалкогольные напитки, которые имитируют не только вкус, но и эффект от употребления алкоголя.
• К 2030 году товары, вероятнее всего, будут маркироваться в соответствии с тем, сделаны ли они человеком или роботом. Человекоцентричность станет доминирующим атрибутом премиальных брендов.
Коммуникационная группа Dentsu провела опрос среди 30 тыс. потребителей, а также футурологов, ученых, представителей техиндустрии. Оказалось, что в моде будет активизм, созидание и здоровье.
Основные тезисы:
• 80% опрошенных обеспокоены вопросами изменения климата, поэтому действия компаний по этим направлениям будут определять их репутацию.
• Треть опрошенных планирует есть меньше мяса или полностью исключить его из своего рациона. К 2030 году употребление мяса будет считаться таким же вредным, как использование ископаемого топлива.
• Почти 2/3 людей в возрасте 18–24 лет считают, что к 2030 году традиционные концепции идентичности, такие как возраст, пол и раса, должны исчезнуть, уступив место уважению каждой социальной группы. Поколение Z является наиболее радикальным приверженцем этих ценностей.
• 34% опрошенных готовы рассмотреть возможность внедрения микрочипа в свой мозг, чтобы усилить физические способности и навыки. 32% респондентов сказали, что в будущем могут даже решиться на медицинское вмешательство для улучшения своего ментального здоровья.
• Виртуальный опыт продолжит расширяться, поскольку более 2/3 потребителей чувствуют обеспокоенность по поводу посещения публичных мест в будущем.
• 33% людей говорят о том, что в ближайшие 10 лет смогут доверить заботу о пожилых родственниках искусственному интеллекту и роботам. Очевидно, что подобные изменения будут вызывать больше вопросов в отношении этики использования технологий.
• К 2030 году потенциальные риски для здоровья будут сильнее влиять на решение о покупке. На рынке появится больше здоровых товаров, например алкосинты — безалкогольные напитки, которые имитируют не только вкус, но и эффект от употребления алкоголя.
• К 2030 году товары, вероятнее всего, будут маркироваться в соответствии с тем, сделаны ли они человеком или роботом. Человекоцентричность станет доминирующим атрибутом премиальных брендов.
В Минпромторге сообщили о нарушении сложившихся цепочек поставок из-за сдерживания цен на сахар и подсолнечное масло. У производителей вал заявок, но нет возможности отгружать всем. "Ломаются старые сложившиеся связи".
В росте цен традиционно обвиняют ритейл, но, на самом деле, сети сами всё делают для того, чтобы минимизировать этот процесс. Например, торговая наценка перераспределяется на премиальный сегмент. В результате социально значимыми продуктами (например, куриными окорочками) они могут торговать "в минус".
Но, во-первых, их ресурс не бесконечен. Во-вторых, нельзя полностью игнорировать объективную необходимость повышения цен. Если таковая возникает, цены должны расти, иначе экономика скатится в плановый режим, а там и до дефицита недалеко.
В-третьих, если средняя торговая наценка на социально значимое продовольствие в рознице составляет около 15% (в больших сетях еще меньше), то рентабельность крупных и средних агрохолдингов доходит до 77%.
Искусственное ограничение цен хоть и достигает требуемого результата, но из-за своей нерыночной природы может приводить к сбоям в экономике. Перед тем, как такие решения принимать, нужно понять, какие у них будут последствия в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
В росте цен традиционно обвиняют ритейл, но, на самом деле, сети сами всё делают для того, чтобы минимизировать этот процесс. Например, торговая наценка перераспределяется на премиальный сегмент. В результате социально значимыми продуктами (например, куриными окорочками) они могут торговать "в минус".
Но, во-первых, их ресурс не бесконечен. Во-вторых, нельзя полностью игнорировать объективную необходимость повышения цен. Если таковая возникает, цены должны расти, иначе экономика скатится в плановый режим, а там и до дефицита недалеко.
В-третьих, если средняя торговая наценка на социально значимое продовольствие в рознице составляет около 15% (в больших сетях еще меньше), то рентабельность крупных и средних агрохолдингов доходит до 77%.
Искусственное ограничение цен хоть и достигает требуемого результата, но из-за своей нерыночной природы может приводить к сбоям в экономике. Перед тем, как такие решения принимать, нужно понять, какие у них будут последствия в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
"Известия" пишут о разработке программы продовольственной помощи малоимущим гражданам "Потребительский сертификат". По информации издания, те, у кого доходы меньше регионального прожиточного минимума, якобы будут ежемесячно получать на карту "Мир" деньги, которые они смогут потратить только на продукты.
Конкретных параметров программы не приводится. Цифры, что упоминаются (340 млрд рублей в год), взяты из старых, несколько лет назад предлагавшихся проектов, по которым давно уже никто не работает.
Сама тема в последнее время периодически всплывает в СМИ, например, недавно очередную такую инициативу озвучивали в Союзе потребителей. Но, по нашей информации, в правительстве никто всерьез, т.е. на уровне подготовки решений, не обсуждает возможность выдачи продовольственных карточек (сертификатов).
Конкретных параметров программы не приводится. Цифры, что упоминаются (340 млрд рублей в год), взяты из старых, несколько лет назад предлагавшихся проектов, по которым давно уже никто не работает.
Сама тема в последнее время периодически всплывает в СМИ, например, недавно очередную такую инициативу озвучивали в Союзе потребителей. Но, по нашей информации, в правительстве никто всерьез, т.е. на уровне подготовки решений, не обсуждает возможность выдачи продовольственных карточек (сертификатов).
В январе объем рынка e-commerce составил 211,8 млрд рублей. Год назад - 142,4 млрд. Рост демонстрируют и распродажи. За три дня акции "Киберпонедельник" сделано покупок на 27,2 млрд (год назад - на 5,6 млрд).
Самые быстрорастущие сегменты:
• мебель и товары для дома - 246%
• товары для творчества - 158%
• для детей - 140%
• красота и здоровье - 68%
Снижение:
• книги - 21%
• одежда и обувь - 12%
• садовая техника и инвентарь - 7%
Более 100 тысяч предпринимателей продают через маркетплейсы, остальные - через собственные ресурсы. Согласно аналитике OFD.ru, самостоятельно в e-commerce работает 70,2 тыс. юрлиц, включая 18,7 тыс. ИП. На последних приходится самый высокий темп прироста.
Регионы-лидеры по активности бизнеса: Москва, Московская область, Приволжский и Северо-Западный федеральные округа. Аутсайдеры: НАО, Ингушетия, Калмыкия, Чукотка.
В рейтинге ООН по развитию электронной коммерции Россия занимает 41-е место из 152 стран. США на 12-м, Китай на 55-м.
Самые быстрорастущие сегменты:
• мебель и товары для дома - 246%
• товары для творчества - 158%
• для детей - 140%
• красота и здоровье - 68%
Снижение:
• книги - 21%
• одежда и обувь - 12%
• садовая техника и инвентарь - 7%
Более 100 тысяч предпринимателей продают через маркетплейсы, остальные - через собственные ресурсы. Согласно аналитике OFD.ru, самостоятельно в e-commerce работает 70,2 тыс. юрлиц, включая 18,7 тыс. ИП. На последних приходится самый высокий темп прироста.
Регионы-лидеры по активности бизнеса: Москва, Московская область, Приволжский и Северо-Западный федеральные округа. Аутсайдеры: НАО, Ингушетия, Калмыкия, Чукотка.
В рейтинге ООН по развитию электронной коммерции Россия занимает 41-е место из 152 стран. США на 12-м, Китай на 55-м.
По итогам прошлого года прибыль среднего и крупного бизнеса снизилась на 23,5% (рекорд с 2008 года). Предприниматели недополучили 3,8 трлн рублей. Финансовые показатели компаний ухудшились в большинстве субъектов РФ - 48 из 85.
В то же время последствия кризиса для бизнеса оказались слабее, чем в большинстве развитых стран из-за структуры экономики. Сильнее всего коронавирус ударил по сегменту малых компаний и сфере услуг, а в России основная доля приходится на госсектор и сырьевые предприятия.
В то же время, по оценкам экспертов, без поддержки государства прибыль частных компаний могла бы снизиться не менее чем на 50%.
Последние три месяца заработок бизнеса растет. Обнадеживающий фактор - ситуация на нефтяном рынке. Именно его падение стало одной из основных причин общего снижения доходности российской экономики.
В то же время последствия кризиса для бизнеса оказались слабее, чем в большинстве развитых стран из-за структуры экономики. Сильнее всего коронавирус ударил по сегменту малых компаний и сфере услуг, а в России основная доля приходится на госсектор и сырьевые предприятия.
В то же время, по оценкам экспертов, без поддержки государства прибыль частных компаний могла бы снизиться не менее чем на 50%.
Последние три месяца заработок бизнеса растет. Обнадеживающий фактор - ситуация на нефтяном рынке. Именно его падение стало одной из основных причин общего снижения доходности российской экономики.
Пандемия заканчивается, а привычки остаются. СберИндекс проанализировал потребительское поведение россиян после пандемии.
Вот основные выводы:
• По итогам пандемии доля трат, совершённых в России онлайн, выросла до 11,8% от общего объёма. Это соответствует почти пятой части (19,5%) безналичного оборота;
• В феврале 2021 г. доля трат в интернете оказалась на тех же уровнях, что и во время самоизоляции;
• Дополнительные расходы, перешедшие в интернет, составили 3% от всего спроса домохозяйств. С апреля по декабрь 2020 года это добавило к онлайн-рынку порядка 1 трлн рублей;
• Устойчивое перераспределение расходов в пользу онлайна затронуло не всех. Оно произошло в группе потребителей, которые и до пандемии время от времени пользовались е-соm и электронными сервисами;
• Те же, кто до пандемии в принципе не прибегал к онлайн-услугам, после вынужденного перерыва быстро вернулись к прежней модели поведения;
• Доля «консерваторов» устойчива во всех рассматриваемых категориях трат.
Вот основные выводы:
• По итогам пандемии доля трат, совершённых в России онлайн, выросла до 11,8% от общего объёма. Это соответствует почти пятой части (19,5%) безналичного оборота;
• В феврале 2021 г. доля трат в интернете оказалась на тех же уровнях, что и во время самоизоляции;
• Дополнительные расходы, перешедшие в интернет, составили 3% от всего спроса домохозяйств. С апреля по декабрь 2020 года это добавило к онлайн-рынку порядка 1 трлн рублей;
• Устойчивое перераспределение расходов в пользу онлайна затронуло не всех. Оно произошло в группе потребителей, которые и до пандемии время от времени пользовались е-соm и электронными сервисами;
• Те же, кто до пандемии в принципе не прибегал к онлайн-услугам, после вынужденного перерыва быстро вернулись к прежней модели поведения;
• Доля «консерваторов» устойчива во всех рассматриваемых категориях трат.