В России в 2019 купили рекордное число смартфонов
Данные "М.Видео-Эльдорадо":
• Продажи на уровне 30 миллионов штук (+1,5%) на сумму около 495 млрд руб. (+7%)
• Средняя цена - 16,5 тысяч руб. (+1000 руб. к чеку)
• Самый популярный смартфон в деньгах и штуках - Samsung Galaxy A50
• Samsung - самый популярный бренд восьмой год подряд, 30% рынка в натуральном выражении
• Apple - лидер в денежном выражении (за счет новой линейки iPhone 11)
• "Китайцы" - растут, в совокупности - 50% рынка, треть рынка у Huawei и Honor
• Пять ведущих брендов - Samsung, Honor, Xiaomi, Apple и Huawei - занимают 82% рынка в натуральном выражении и 92% в денежном.
Данные "М.Видео-Эльдорадо":
• Продажи на уровне 30 миллионов штук (+1,5%) на сумму около 495 млрд руб. (+7%)
• Средняя цена - 16,5 тысяч руб. (+1000 руб. к чеку)
• Самый популярный смартфон в деньгах и штуках - Samsung Galaxy A50
• Samsung - самый популярный бренд восьмой год подряд, 30% рынка в натуральном выражении
• Apple - лидер в денежном выражении (за счет новой линейки iPhone 11)
• "Китайцы" - растут, в совокупности - 50% рынка, треть рынка у Huawei и Honor
• Пять ведущих брендов - Samsung, Honor, Xiaomi, Apple и Huawei - занимают 82% рынка в натуральном выражении и 92% в денежном.
В ЕАЭС обсуждают возможность совместного таможенного контроля
Предложение поступило от Киргизии - таможенный контроль на границах ЕАЭС одновременно службами всех членов союза. Не понятны параметры соглашения:
Где - на пунктах пропуска или в местах совершения таможенных операций (декларирование и выпуск товаров),
Кто - обязательно ли одномоментное участие представителей всех стран,
Что - качество таможенных досмотров, контроль самих товаров.
Внутри ЕАЭС давно существует масса взаимных претензий по таможенному контролю, например, у России с Белоруссией и Казахстаном, а у последнего с Киргизией. Сама идея была озвучена еще два года назад тогдашним первым вице-премьером Шуваловым. Предлагалось обеспечить взаимный доступ к пунктам пропуска для наблюдения, без вмешательства в процесс таможенного оформления. А в мае 2019 г. подписали соглашение об отслеживании движения товаров на основе обмена информацией, но оно было необязательным.
Москва, пожалуй, больше остальных заинтересована в улучшении транзита грузов. Вполне может быть, что инициатива Киргизии - очередная наша попытка навести порядок в этом вопросе.
Предложение поступило от Киргизии - таможенный контроль на границах ЕАЭС одновременно службами всех членов союза. Не понятны параметры соглашения:
Где - на пунктах пропуска или в местах совершения таможенных операций (декларирование и выпуск товаров),
Кто - обязательно ли одномоментное участие представителей всех стран,
Что - качество таможенных досмотров, контроль самих товаров.
Внутри ЕАЭС давно существует масса взаимных претензий по таможенному контролю, например, у России с Белоруссией и Казахстаном, а у последнего с Киргизией. Сама идея была озвучена еще два года назад тогдашним первым вице-премьером Шуваловым. Предлагалось обеспечить взаимный доступ к пунктам пропуска для наблюдения, без вмешательства в процесс таможенного оформления. А в мае 2019 г. подписали соглашение об отслеживании движения товаров на основе обмена информацией, но оно было необязательным.
Москва, пожалуй, больше остальных заинтересована в улучшении транзита грузов. Вполне может быть, что инициатива Киргизии - очередная наша попытка навести порядок в этом вопросе.
Производители электроники просят дополнительных преференций при госзакупках
Преференция означает, что российские товары на конкурсах рассматриваются на 15% дешевле, чем указано в заявке (по факту договор, в случае победы, заключается по цене заявки).
Сейчас преференция на все товары действует только при закупках госкомпаний, а в случае с органами власти распространяется лишь на перечень Минэкономразвития, куда не входят радиоэлектронные изделия. Тогда как при закупках госкомпаниями оборудования из Единого реестра российской радиоэлектронной продукции преференция составляет 30%. Именно такой размер просят установить на все закупки госорганов.
По нашей информации, с предложениями производителей в Правительстве, в принципе, согласны и это понятно - без протекции тягаться с иностранными поставщиками бессмысленно - разные весовые категории.
Однако ценовых преференций здесь недостаточно. Необходимы другие меры, в частности, приоритетный порядок закупок из отечественных реестров. С ним ФАС не смогла бы пару недель назад отменить конкурс РЖД на закупку компьютеров на "Эльбрусах" (1 млрд руб.), сославшись на то, что заказчик неправомерно определил характеристики товар, указывающие на конкретного производителя.
Точные данные о доле российского электронного оборудования в госзакупках отсутствуют. Производители говорят о 20% в целом и о 5%, если брать только продукцию, внесенную в Единый реестр. Сторонние аналитики приводят еще более скромные цифры - от 1-2 до 5%. Нет пока достоверной статистики и у курирующих ведомств.
Преференция означает, что российские товары на конкурсах рассматриваются на 15% дешевле, чем указано в заявке (по факту договор, в случае победы, заключается по цене заявки).
Сейчас преференция на все товары действует только при закупках госкомпаний, а в случае с органами власти распространяется лишь на перечень Минэкономразвития, куда не входят радиоэлектронные изделия. Тогда как при закупках госкомпаниями оборудования из Единого реестра российской радиоэлектронной продукции преференция составляет 30%. Именно такой размер просят установить на все закупки госорганов.
По нашей информации, с предложениями производителей в Правительстве, в принципе, согласны и это понятно - без протекции тягаться с иностранными поставщиками бессмысленно - разные весовые категории.
Однако ценовых преференций здесь недостаточно. Необходимы другие меры, в частности, приоритетный порядок закупок из отечественных реестров. С ним ФАС не смогла бы пару недель назад отменить конкурс РЖД на закупку компьютеров на "Эльбрусах" (1 млрд руб.), сославшись на то, что заказчик неправомерно определил характеристики товар, указывающие на конкретного производителя.
Точные данные о доле российского электронного оборудования в госзакупках отсутствуют. Производители говорят о 20% в целом и о 5%, если брать только продукцию, внесенную в Единый реестр. Сторонние аналитики приводят еще более скромные цифры - от 1-2 до 5%. Нет пока достоверной статистики и у курирующих ведомств.
В ближайшие дни деловая пресса будет обсуждать, сколько российские госструктуры тратят денег на рабочие перелеты. Эта статья расходов настолько запутана, что рядовому антикоррупционеру и журналисту разобраться в лотах госзакупок по госкомандировкам решительно невозможно.
Все ведомства и госкорпорации за последние годы научились умело маскировать реальные траты на свои разъезды. Командировочные миллионы проводятся по "транспортным" лотам, разбить которые по конкретным сметам почти невозможно. Если расходы МИД и Минпромторга еще объяснимы (у них есть заграничный аппарат), то к другим – вопросы. На которые прямо сейчас вы не сможете найти ответ – сайт госзакупок на ночь глядя успешно лег.
Все ведомства и госкорпорации за последние годы научились умело маскировать реальные траты на свои разъезды. Командировочные миллионы проводятся по "транспортным" лотам, разбить которые по конкретным сметам почти невозможно. Если расходы МИД и Минпромторга еще объяснимы (у них есть заграничный аппарат), то к другим – вопросы. На которые прямо сейчас вы не сможете найти ответ – сайт госзакупок на ночь глядя успешно лег.
Россия наконец договорилась с Siemens
Закончилась полуторагодовая эпопея с Siemens по вопросу локализации производства газовых турбин большой мощности (170 МВт).
Стоило российским властям (в лице министра Мантурова) открыто заявить о жесткой позиции - либо передача интеллектуальной собственности и локализация, либо ноль заказов - как немецкая компания дозрела и подала заявку на включение соответствующих технологий в перечень для новых специнвестконтрактов (СПИК 2.0).
Всё к этому и двигалось. Программа модернизации старых российских ТЭС - слишком заманчивый приз. Инвестиции в обновление оборудования оценивают в 1,9 трлн рублей за 10 лет, а использоваться в первую очередь должно оборудование, произведенное в России. Пролететь мимо такого рынка - провал. Поэтому Россия получает совместное предприятие с полностью локализованным производством, а Siemens свой кусок огромного пирога.
Кстати, та же логика действует и в вопросе обязательной предустановки российского ПО на смартфоны. Samsung и китайцы согласились, т.к. для первых Россия - важный рынок, они здесь лидеры, а вторые агрессивно осваивают всё, что можно.
Закончилась полуторагодовая эпопея с Siemens по вопросу локализации производства газовых турбин большой мощности (170 МВт).
Стоило российским властям (в лице министра Мантурова) открыто заявить о жесткой позиции - либо передача интеллектуальной собственности и локализация, либо ноль заказов - как немецкая компания дозрела и подала заявку на включение соответствующих технологий в перечень для новых специнвестконтрактов (СПИК 2.0).
Всё к этому и двигалось. Программа модернизации старых российских ТЭС - слишком заманчивый приз. Инвестиции в обновление оборудования оценивают в 1,9 трлн рублей за 10 лет, а использоваться в первую очередь должно оборудование, произведенное в России. Пролететь мимо такого рынка - провал. Поэтому Россия получает совместное предприятие с полностью локализованным производством, а Siemens свой кусок огромного пирога.
Кстати, та же логика действует и в вопросе обязательной предустановки российского ПО на смартфоны. Samsung и китайцы согласились, т.к. для первых Россия - важный рынок, они здесь лидеры, а вторые агрессивно осваивают всё, что можно.
Системный кризис госуправления
Три недели назад мы писали об итогах проверки Счетной палаты работы ФОИВ, точнее о качестве планирования и, соответственно, исполнения своей работы министерствами и ведомствами. Если коротко: провал. И вот реакция Мишустина.
Правительство признало недопустимым низкий уровень использования бюджетных средств (за прошлый год неизрасходовано 1,1 трлн руб.) и поручило Минфину и Минстрою оптимизировать систему госзакупок - упростить процедуры и сократить сроки при проектировании и строительстве объектов. Сейчас от принятого решения до выхода на стройку может пройти 2 года и более.
Кроме того, Минфин намерен создать реестр функций и полномочий ведомств. Цель - запретить их передачу на "аутсорсинг". Эту задачу пытаются решить с 2016-го, при том, что каждый год потери исчисляются миллиардами рублей, которые бюджет платит дважды за одно и то же. Как общее правило, такой аутсорсинг запретят, но в отдельных случаях органам госвласти будет разрешено нанимать внешних исполнителей.
Три недели назад мы писали об итогах проверки Счетной палаты работы ФОИВ, точнее о качестве планирования и, соответственно, исполнения своей работы министерствами и ведомствами. Если коротко: провал. И вот реакция Мишустина.
Правительство признало недопустимым низкий уровень использования бюджетных средств (за прошлый год неизрасходовано 1,1 трлн руб.) и поручило Минфину и Минстрою оптимизировать систему госзакупок - упростить процедуры и сократить сроки при проектировании и строительстве объектов. Сейчас от принятого решения до выхода на стройку может пройти 2 года и более.
Кроме того, Минфин намерен создать реестр функций и полномочий ведомств. Цель - запретить их передачу на "аутсорсинг". Эту задачу пытаются решить с 2016-го, при том, что каждый год потери исчисляются миллиардами рублей, которые бюджет платит дважды за одно и то же. Как общее правило, такой аутсорсинг запретят, но в отдельных случаях органам госвласти будет разрешено нанимать внешних исполнителей.
ЕБИТДА
Системный кризис госуправления Три недели назад мы писали об итогах проверки Счетной палаты работы ФОИВ, точнее о качестве планирования и, соответственно, исполнения своей работы министерствами и ведомствами. Если коротко: провал. И вот реакция Мишустина.…
1,1 триллиона рублей неиспользованных денег. Фантастическая сумма.
Вообще, раз есть такие объемы неиспользованных средств, то, может, в таком случае самое время налоги сократить?
Кстати, тему уже поднял Михаил Мишустин. Сейчас ситуация в этом отношении предельно тяжелая - работодатель должен платить за работника страховые взносы по ставке не менее 30% от размера з/п (и это помимо 13% НДФЛ, то есть совокупная налоговая нагрузка на оплату труда составляет космические 43 процента). Новое правительство рассматривает вариант снижения страховых взносов на 5-7%, до 23-25%. Хотя и это не решит проблему - для экономического рывка необходима ставка в 12%.
Понятно, чтобаба-яга Минфин будет опять против, но после последнего повышения НДС снижение ставки взносов можно считать разумной компенсацией загибающемуся под нынешней налоговой нагрузкой "обелённому" частному бизнесу.
А главное - эти "недополученные" бюджетом деньги будут работать в экономике, а не лежать балансовым мертвым грузом на счетах казначейства.
Вообще, раз есть такие объемы неиспользованных средств, то, может, в таком случае самое время налоги сократить?
Кстати, тему уже поднял Михаил Мишустин. Сейчас ситуация в этом отношении предельно тяжелая - работодатель должен платить за работника страховые взносы по ставке не менее 30% от размера з/п (и это помимо 13% НДФЛ, то есть совокупная налоговая нагрузка на оплату труда составляет космические 43 процента). Новое правительство рассматривает вариант снижения страховых взносов на 5-7%, до 23-25%. Хотя и это не решит проблему - для экономического рывка необходима ставка в 12%.
Понятно, что
А главное - эти "недополученные" бюджетом деньги будут работать в экономике, а не лежать балансовым мертвым грузом на счетах казначейства.
ФАС проверила цены на медицинские маски в регионах. Цены не выросли и обошлось без дефицита только в 17 регионах. Рост цен в рознице - 104%, в опте - 173%. Т.е. сами аптеки рост цен сдерживают (оно и понятно, если что - они первые под ударом).
Чем ближе к очагу эпидемии, тем ниже рост цен (в Хабаровске - 31%). Т.е. причины не в реальной эпидемиологической обстановке, а в медиа-шумихе и желании кого-то заработать сверхприбыли.
В случае выявления необоснованных нарушений ценовой политики обещано применение санкций. Конечно, есть рыночные отношения и свободное ценообразование, но иногда эта свобода перерастает во вседозволенность, рикошетя по сотням тысяч людей. И в таком случае без регулятора, который может мягко ударить по рукам, не обойтись.
Чем ближе к очагу эпидемии, тем ниже рост цен (в Хабаровске - 31%). Т.е. причины не в реальной эпидемиологической обстановке, а в медиа-шумихе и желании кого-то заработать сверхприбыли.
В случае выявления необоснованных нарушений ценовой политики обещано применение санкций. Конечно, есть рыночные отношения и свободное ценообразование, но иногда эта свобода перерастает во вседозволенность, рикошетя по сотням тысяч людей. И в таком случае без регулятора, который может мягко ударить по рукам, не обойтись.
Вроде бы, не такая и драматичная статистика - сколько стран впереди России. Только это, по большей части, страны с высокоразвитым, а значит энергоэффективным производством.
Мы все понимаем, что энергоэффективность российских предприятий находится сегодня на совсем ином уровне, а значит, чтобы конкурировать на мировых рынках, стоимость электроэнергии должна быть ниже, чем в странах ЕС или США.
Всё это к стоящей сейчас перед правительством задаче изменения перекрестного субсидирования в электроэнергетике, о чем мы уже писали. Вешать всё снова на промышленность - подрывать ее конкурентоспособность.
Мы все понимаем, что энергоэффективность российских предприятий находится сегодня на совсем ином уровне, а значит, чтобы конкурировать на мировых рынках, стоимость электроэнергии должна быть ниже, чем в странах ЕС или США.
Всё это к стоящей сейчас перед правительством задаче изменения перекрестного субсидирования в электроэнергетике, о чем мы уже писали. Вешать всё снова на промышленность - подрывать ее конкурентоспособность.
Смена форматов в продуктовом ритейле
У гипермаркетов трудные времена - "большой формат" теряет популярность, уступая небольшим торговым точкам шаговой доступности.
Совсем недавно с рынка ушла сеть SPAR. И проблемы наблюдаются у всех крупных игроков: Х5 в разы сокращает "Карусель", "Ашан" и "Лента" закрывают магазины, включая даже те, что в столицах.
На уход покупателей влияет как падение доходов, так и смена поведенческих моделей. Всё меньше желания тратить время на посещение гигантских торговых центров. Выигрывает ритейл небольших площадей, направленный на эксклюзив и не связанный с образом массового потребления: собственные фермерские уголки, колбасные цеха, пекарни и т.д. Для наглядности несколько цифр, итоги 2019 года:
• "Лента" - выручка выросла на 1%. EBITDA - 34 млрд руб. (-6,2%), рентабельность – 8,1% (в 2018 - 8,8%). Чистый убыток на фоне неденежных расходов - 2,1 млрд руб. с отрицательной рентабельностью на уровне 0,5% (в 2018 - чистая прибыль 11,7 млрд руб. и рентабельность 2,9%).
• "ВкусВилл" - выручка выросла в 1,5 раза (за четыре года - в 4 раза). EBITDA - около 7 млрд руб. (в 2018 - 2,8 млрд руб.). Рентабельность EBITDA = около 8% (в 2018 - 5,2%).
А тут еще Минсельхоз заявляет, что собирается поддерживать фермеров развитием их собственных магазинов и линий продаж, обещая финансирование со стороны Россельхозбанка.
Смутные времена для больших сетей, смутные.
У гипермаркетов трудные времена - "большой формат" теряет популярность, уступая небольшим торговым точкам шаговой доступности.
Совсем недавно с рынка ушла сеть SPAR. И проблемы наблюдаются у всех крупных игроков: Х5 в разы сокращает "Карусель", "Ашан" и "Лента" закрывают магазины, включая даже те, что в столицах.
На уход покупателей влияет как падение доходов, так и смена поведенческих моделей. Всё меньше желания тратить время на посещение гигантских торговых центров. Выигрывает ритейл небольших площадей, направленный на эксклюзив и не связанный с образом массового потребления: собственные фермерские уголки, колбасные цеха, пекарни и т.д. Для наглядности несколько цифр, итоги 2019 года:
• "Лента" - выручка выросла на 1%. EBITDA - 34 млрд руб. (-6,2%), рентабельность – 8,1% (в 2018 - 8,8%). Чистый убыток на фоне неденежных расходов - 2,1 млрд руб. с отрицательной рентабельностью на уровне 0,5% (в 2018 - чистая прибыль 11,7 млрд руб. и рентабельность 2,9%).
• "ВкусВилл" - выручка выросла в 1,5 раза (за четыре года - в 4 раза). EBITDA - около 7 млрд руб. (в 2018 - 2,8 млрд руб.). Рентабельность EBITDA = около 8% (в 2018 - 5,2%).
А тут еще Минсельхоз заявляет, что собирается поддерживать фермеров развитием их собственных магазинов и линий продаж, обещая финансирование со стороны Россельхозбанка.
Смутные времена для больших сетей, смутные.
Внешнеэкономическую политику стоит оценивать по работе торгпредств.
Сегодня, впервые с 2012 года, был назначен постоянный торговый представитель на Украине. При этом приостановлена работа представительств в США, Прибалтике ("чтобы не было имитации бурной деятельности" - Мантуров), но одновременно готовится их открытие в Саудовской Аравии и Мексике.
С саудитами - логично: последние пару лет отношения с ними на подъеме. С Мексикой - интересно, но перспективы не понятны: тамошний рынок полностью ориентирован на США.
На рынках вдоль западной границы очевидно происходит переоценка. С балтийскими странами возможность развития торговли больше не рассматривается. С Украиной же торговый оборот, даже несмотря на события в Донбассе, последние годы рос. Скоро год, как избрали Зеленского - пришлось зафиксировать очевидное.
Сегодня, впервые с 2012 года, был назначен постоянный торговый представитель на Украине. При этом приостановлена работа представительств в США, Прибалтике ("чтобы не было имитации бурной деятельности" - Мантуров), но одновременно готовится их открытие в Саудовской Аравии и Мексике.
С саудитами - логично: последние пару лет отношения с ними на подъеме. С Мексикой - интересно, но перспективы не понятны: тамошний рынок полностью ориентирован на США.
На рынках вдоль западной границы очевидно происходит переоценка. С балтийскими странами возможность развития торговли больше не рассматривается. С Украиной же торговый оборот, даже несмотря на события в Донбассе, последние годы рос. Скоро год, как избрали Зеленского - пришлось зафиксировать очевидное.
На самом деле идея сосредоточить в одних ведомственных руках весь перечень лесных вопросов витала в воздухе уже давно. Но решение всё как-то откладывалось.
Наконец, судя по всему, пришло понимание того, что лес – это не абстрактное "богатство природы", а ценный экономический ресурс. Понятно, что его следует постоянно рекультивировать, но у него есть вполне утилитарное значение.
Сейчас этим утилитарным назначением в виде обработки и экспорта древесины занимается Минпромторг, что в целом вписывается в функционал ведомства. В ведении Рослесхоза, грубо говоря, грибы да ягоды. Так что логичным выглядит шаг, при котором Минпромторг сохранит за собой уже отлаженную лесозаготовку с обработкой, добавив к ним спектр вопросов, которыми сейчас занимается Рослесхоз. Сделать наоборот - может засбоить (особенно на первом этапе) история с экспортом древесины, которая, хотя и не нефть с газом, но тоже немаловажный для бюджета природный ресурс.
https://news.1rj.ru/str/greenserpent/7180
Наконец, судя по всему, пришло понимание того, что лес – это не абстрактное "богатство природы", а ценный экономический ресурс. Понятно, что его следует постоянно рекультивировать, но у него есть вполне утилитарное значение.
Сейчас этим утилитарным назначением в виде обработки и экспорта древесины занимается Минпромторг, что в целом вписывается в функционал ведомства. В ведении Рослесхоза, грубо говоря, грибы да ягоды. Так что логичным выглядит шаг, при котором Минпромторг сохранит за собой уже отлаженную лесозаготовку с обработкой, добавив к ним спектр вопросов, которыми сейчас занимается Рослесхоз. Сделать наоборот - может засбоить (особенно на первом этапе) история с экспортом древесины, которая, хотя и не нефть с газом, но тоже немаловажный для бюджета природный ресурс.
https://news.1rj.ru/str/greenserpent/7180
Telegram
«Зелёный» змий
🌲Весьма неожиданным оказалось поручение главы Правительства Михаила Мишустина рассмотреть вопрос о консолидации в одном органе власти всех полномочий по выработке политики государства в сфере лесного хозяйства, воспроизводства, предоставления прав пользования…
Тема с ограничением размера прилегающих территорий ("зон отчуждения"), в пределах которых запрещена торговля алкоголем, развивается уже несколько лет. Если коротко - то, сейчас действуют нормы, при которых всё отдаётся на откуп муниципалитетам, которые сами опредеяют сколько метров от школ/больниц и т.д. сделать "чистыми" от продажи алкоголя.
И вот продолжение. В Минпромторге решили, что раз нельзя ограничить зону отчуждения и каждая метла (муниципалитет) продолжает мести по-своему, то надо сделать хоть что-то, чтобы система стало более прозрачной и рабочей. Главное - включить в процесс обсуждения все заинтересованные стороны, в том числе уполномоченных по правам предпринимателей.
Итак, Минпромторг предлагает ограничить инициативу муниципалов по двум направлениям:
- решения об увеличении территорий с ограничениями на продажу алкоголя должны приниматься при условии их обоснования
- должна быть создана специальная комиссия с включением в нее не менее 50% представителей торгового бизнеса, без одобрения которой (2/3 голосов) решение муниципалов не может быть принято.
И это, кстати, поможет решить еще одну задачу - выбьет почву из-под ног муниципалитетов в их стремлении "кошмарить" неугодный малый бизнес, что в регионах происходит с завидной регулярностью.
И вот продолжение. В Минпромторге решили, что раз нельзя ограничить зону отчуждения и каждая метла (муниципалитет) продолжает мести по-своему, то надо сделать хоть что-то, чтобы система стало более прозрачной и рабочей. Главное - включить в процесс обсуждения все заинтересованные стороны, в том числе уполномоченных по правам предпринимателей.
Итак, Минпромторг предлагает ограничить инициативу муниципалов по двум направлениям:
- решения об увеличении территорий с ограничениями на продажу алкоголя должны приниматься при условии их обоснования
- должна быть создана специальная комиссия с включением в нее не менее 50% представителей торгового бизнеса, без одобрения которой (2/3 голосов) решение муниципалов не может быть принято.
И это, кстати, поможет решить еще одну задачу - выбьет почву из-под ног муниципалитетов в их стремлении "кошмарить" неугодный малый бизнес, что в регионах происходит с завидной регулярностью.
Союз сахаропроизводителей России сообщил о закрытии нескольких заводов в связи с падением оптовых цен (сейчас они на минимуме за 7 лет). Это нормально для условий рынка.
Не очень нормально, когда регулятор (Минсельхоз) бездействует. Что делать? Нам как бы даже неловко советовать таким профессионалам. Просто сошлемся на статью в Bloomberg от 7 февраля:
«В Таиланде (один из крупнейших в мире экспортеров сахара) сильнейшая за 40 лет засуха. Производство может упасть на 30%. Из-за непогоды под угрозой урожаи в других странах-производителях, включая Мексику и Индию. Всё это может привести к дальнейшему росту мировых цен, которые за последние 5 месяцев уже взлетели на 35%»
Если на внутреннем рынке цены летят вниз, надо искать другие рынки сбыта. Но этого никто не делает.
Не очень нормально, когда регулятор (Минсельхоз) бездействует. Что делать? Нам как бы даже неловко советовать таким профессионалам. Просто сошлемся на статью в Bloomberg от 7 февраля:
«В Таиланде (один из крупнейших в мире экспортеров сахара) сильнейшая за 40 лет засуха. Производство может упасть на 30%. Из-за непогоды под угрозой урожаи в других странах-производителях, включая Мексику и Индию. Всё это может привести к дальнейшему росту мировых цен, которые за последние 5 месяцев уже взлетели на 35%»
Если на внутреннем рынке цены летят вниз, надо искать другие рынки сбыта. Но этого никто не делает.
Вероника Скворцова и Роспотребнадзор могут спровоцировать очередной дефицит медицинских масок
Только в России стала постепенно решаться проблема с медицинскими масками (в плане необоснованного роста цен, а не дефицита, который по-прежнему актуален), как ситуация может опять откатиться назад.
Дело в том, что Роспотреб и Федеральное медико-биологическое агентство, в которое перешла с министерского поста Вероника Скворцова, выдали ритейлу обширные рекомендации по работе в условиях распространения коронавируса. В числе основных - регулярная дезинфекция помещений и использование сотрудниками масок. Если первое никак не отразится на рынке, то второе требование может опять спровоцировать панику среди желающих приобрести маски. Ритейла у нас много, и, например, один только "Магнит" за неделю должен будет потратить свыше 250 млн рублей на закупку масок. Представляете, какие это объемы.
Ничего плохого в этом нет, но возникает вопрос - готовы ли аптечные сети удовлетворить такой спрос. Возможно, не лишним было бы создать временную спецкомиссию с участием заинтересованных сторон для обсуждения того, реалистично ли выполнить эти требования. В ином случае велика вероятность того, что рынок опять наклонят, а он ответит ценовым ралли, тему подхватят СМИ, и как итог - паника среди населения.
Только в России стала постепенно решаться проблема с медицинскими масками (в плане необоснованного роста цен, а не дефицита, который по-прежнему актуален), как ситуация может опять откатиться назад.
Дело в том, что Роспотреб и Федеральное медико-биологическое агентство, в которое перешла с министерского поста Вероника Скворцова, выдали ритейлу обширные рекомендации по работе в условиях распространения коронавируса. В числе основных - регулярная дезинфекция помещений и использование сотрудниками масок. Если первое никак не отразится на рынке, то второе требование может опять спровоцировать панику среди желающих приобрести маски. Ритейла у нас много, и, например, один только "Магнит" за неделю должен будет потратить свыше 250 млн рублей на закупку масок. Представляете, какие это объемы.
Ничего плохого в этом нет, но возникает вопрос - готовы ли аптечные сети удовлетворить такой спрос. Возможно, не лишним было бы создать временную спецкомиссию с участием заинтересованных сторон для обсуждения того, реалистично ли выполнить эти требования. В ином случае велика вероятность того, что рынок опять наклонят, а он ответит ценовым ралли, тему подхватят СМИ, и как итог - паника среди населения.
По кабинетам Правительства гуляет разработанная Минпромторгом (и активно лоббируемая небезызвестным замминистра Виктором Евтуховым) дорожная карта по стимулированию потребрынка. Из многостраничной простыни выделим самое любопытное:
1. Малоформатная торговля - рынки, ярмарки, несетевые магазины и мобильные торговые объекты. Всесторонняя поддержка этих форматов - одна из основных целей разрабатываемой стратегии развития торговли до 2025 года. Что кстати и неудивительно - это пожалуй сейчас самый инвестиционно емкий сегмент, Минпром оценивает потенциал инвестиций в 600-700 млрд рублей, в том числе примерно 400 млрд- в случае реализации собственных инициатив.
2. Торговля продуктами убоя и мясной продукцией - к январю 2021-го должны быть разработаны меры поддержки малых форм хозяйств (Мираторгу и Ко привет, можно начинать нервничать).
3. Торговля алкогольной продукцией - государство собирается максимально ее легализовать (после того, как все возможные гайки сначала были закручены). Единственная ограничительная мера - в июне хотят ввести административку для несовершеннолетних (16-18 лет) за приобретение алкоголя. Всё остальное носит прямо противоположный характер:
• Поддержка российских вин в рознице
• Торговля алкоголем должна быть ограничена, по сути, только в детсадах, школах и местах массового скопления людей на время публичных мероприятий
• Упрощение и удешевление выдачи лицензий на розничную продажу алкоголя, включая бары-рестораны; отмена срочности таких лицензий; снятие запрета на реализацию алкоголя на рынках, в санатарно-курортных организациях
• Либерализация рекламы отечественных вин и пива (вернут на ТВ?).
4. Развитие экспорта в формате международной онлайн-торговли - на эту тему мы уже писали.
5. Питание и бытовые услуги - разработка СанПиН к январю 2021.
6. Уменьшение нагрузки на малый и средний бизнес: смягчение требований к франчайзинговым предприятиям и торговым сетям с оборотом до 2 млрд руб.; уменьшение вознаграждения, которое платят поставщики сетей.
1. Малоформатная торговля - рынки, ярмарки, несетевые магазины и мобильные торговые объекты. Всесторонняя поддержка этих форматов - одна из основных целей разрабатываемой стратегии развития торговли до 2025 года. Что кстати и неудивительно - это пожалуй сейчас самый инвестиционно емкий сегмент, Минпром оценивает потенциал инвестиций в 600-700 млрд рублей, в том числе примерно 400 млрд- в случае реализации собственных инициатив.
2. Торговля продуктами убоя и мясной продукцией - к январю 2021-го должны быть разработаны меры поддержки малых форм хозяйств (Мираторгу и Ко привет, можно начинать нервничать).
3. Торговля алкогольной продукцией - государство собирается максимально ее легализовать (после того, как все возможные гайки сначала были закручены). Единственная ограничительная мера - в июне хотят ввести административку для несовершеннолетних (16-18 лет) за приобретение алкоголя. Всё остальное носит прямо противоположный характер:
• Поддержка российских вин в рознице
• Торговля алкоголем должна быть ограничена, по сути, только в детсадах, школах и местах массового скопления людей на время публичных мероприятий
• Упрощение и удешевление выдачи лицензий на розничную продажу алкоголя, включая бары-рестораны; отмена срочности таких лицензий; снятие запрета на реализацию алкоголя на рынках, в санатарно-курортных организациях
• Либерализация рекламы отечественных вин и пива (вернут на ТВ?).
4. Развитие экспорта в формате международной онлайн-торговли - на эту тему мы уже писали.
5. Питание и бытовые услуги - разработка СанПиН к январю 2021.
6. Уменьшение нагрузки на малый и средний бизнес: смягчение требований к франчайзинговым предприятиям и торговым сетям с оборотом до 2 млрд руб.; уменьшение вознаграждения, которое платят поставщики сетей.
Союз российских пивоваров (СРП) просит у Минфина ужесточить требования к составу пива. Вступающий в силу со следующего года техрегламент ЕАЭС допускает возможность заменять зерном до 50% солода, пивовары просят остановиться хотя бы на 20%.
Солод замещают более дешевым сырьем (ячменем, рисом, кукурузой, патокой и др.), стоимость которого ниже более чем в 2 раза. Естественно, это приводит к нездоровой конкуренции и бьет по производителям более качественного пива и самого солода.
Крупные производители, которые недавно покинули СРП, ссылаются на то, что такая замена позволяет менять характеристики пива, снижая долю глютена и углеводов.
Другими словами, людям подсовывают продукт, который к первоначальному названию отношения имеет крайне мало. Пиво и "пивной напиток" - это все же разные вещи.
Проблема замены ингредиентов ради экономии в производстве хорошо у нас известна. Вспомнить хотя бы молоко и пальмовое масло, "творожные" и "сырные" продукты. Скоро в магазинах целые отделы будут из продуктов-заменителей. Как бы молоко. Как бы пиво. Как бы мясо.
Солод замещают более дешевым сырьем (ячменем, рисом, кукурузой, патокой и др.), стоимость которого ниже более чем в 2 раза. Естественно, это приводит к нездоровой конкуренции и бьет по производителям более качественного пива и самого солода.
Крупные производители, которые недавно покинули СРП, ссылаются на то, что такая замена позволяет менять характеристики пива, снижая долю глютена и углеводов.
Другими словами, людям подсовывают продукт, который к первоначальному названию отношения имеет крайне мало. Пиво и "пивной напиток" - это все же разные вещи.
Проблема замены ингредиентов ради экономии в производстве хорошо у нас известна. Вспомнить хотя бы молоко и пальмовое масло, "творожные" и "сырные" продукты. Скоро в магазинах целые отделы будут из продуктов-заменителей. Как бы молоко. Как бы пиво. Как бы мясо.
«Норникель» просит у бюджета поддержки.
Помимо субсидирования кредита при строительстве двух ледоколов и расширения портовой инфраструктуры на Севере, корпорация просит профинансировать из бюджетных денег половину расходов по реновации жилья в Норильске (вторую половину берут на себя). Предварительный объем программы - 85 млрд рублей.
Понятно, что половина жителей города работает в самом «Норникеле», но это всё равно что-то, уже напоминающее пресловутую социальную ответственность крупного бизнеса.
Путин еще месяц назад поручал Белоусову и Силуанову «рассмотреть и поддержать». В настоящее время идея одобрена Минвостокразвития и Минпромторгом. Минстрой требует перечни объектов с обоснованием по каждому из них. Позиция Минфина неизвестна, но предсказуема - для них это непредвиденные допрасходы, в бюджете этих средств не предусмотрено.
Впрочем, с учетом общей социальной направленности поручений президента, можно рассчитывать и на положительное решение.
«Норникель», кстати, на той неделе отличился и в контексте более современной истории. Компания получила одобрение ЦБ на работу токенизационной платформы. Норильчанам это будет выгодно: они смогут использовать актив для покупки авиабилетов Nordstar и ски-пассов на курорте «Роза хутор» в Сочи.
За 2019 год прибыль «Норникеля» выросла вдвое - до $6 млрд, ЕБИТДА - до $7,9 млрд (+27%).
Помимо субсидирования кредита при строительстве двух ледоколов и расширения портовой инфраструктуры на Севере, корпорация просит профинансировать из бюджетных денег половину расходов по реновации жилья в Норильске (вторую половину берут на себя). Предварительный объем программы - 85 млрд рублей.
Понятно, что половина жителей города работает в самом «Норникеле», но это всё равно что-то, уже напоминающее пресловутую социальную ответственность крупного бизнеса.
Путин еще месяц назад поручал Белоусову и Силуанову «рассмотреть и поддержать». В настоящее время идея одобрена Минвостокразвития и Минпромторгом. Минстрой требует перечни объектов с обоснованием по каждому из них. Позиция Минфина неизвестна, но предсказуема - для них это непредвиденные допрасходы, в бюджете этих средств не предусмотрено.
Впрочем, с учетом общей социальной направленности поручений президента, можно рассчитывать и на положительное решение.
«Норникель», кстати, на той неделе отличился и в контексте более современной истории. Компания получила одобрение ЦБ на работу токенизационной платформы. Норильчанам это будет выгодно: они смогут использовать актив для покупки авиабилетов Nordstar и ски-пассов на курорте «Роза хутор» в Сочи.
За 2019 год прибыль «Норникеля» выросла вдвое - до $6 млрд, ЕБИТДА - до $7,9 млрд (+27%).
Скандальная эпопея вокруг "Амурстали" близка к завершению
Павлу Бальскому, крупнейшему акционеру "Амурстали" (75%), удалось провести общее собрание акционеров и сменить генерального директора. Вместо Сергея Кузнецова им стал Григорий Фрейдин.
Этому сценарию, как мы писали, активно противодействовал второй совладелец завода - жена хабаровского губернатора Фургала, пытавшаяся через суд запретить проведение данного собрания.
Новое руководство уже пообещало не допустить просрочек по заработной плате и обеспечить поставки сырья, чтобы с 5 марта запустить производство.
Теперь главный вопрос на повестке - разобраться с долгами. Бальский планировал договориться с банками на новые кредиты под свое личное поручительство, параллельно обратившись в МВД с просьбой провести доследственную проверку. По оценкам, бывшее руководство может быть причастно к выводу со счетов 2 млрд рублей.
Павлу Бальскому, крупнейшему акционеру "Амурстали" (75%), удалось провести общее собрание акционеров и сменить генерального директора. Вместо Сергея Кузнецова им стал Григорий Фрейдин.
Этому сценарию, как мы писали, активно противодействовал второй совладелец завода - жена хабаровского губернатора Фургала, пытавшаяся через суд запретить проведение данного собрания.
Новое руководство уже пообещало не допустить просрочек по заработной плате и обеспечить поставки сырья, чтобы с 5 марта запустить производство.
Теперь главный вопрос на повестке - разобраться с долгами. Бальский планировал договориться с банками на новые кредиты под свое личное поручительство, параллельно обратившись в МВД с просьбой провести доследственную проверку. По оценкам, бывшее руководство может быть причастно к выводу со счетов 2 млрд рублей.