Государственная библиотека СССР имени Ленина. 1938-й или 1939 год. Чёрно-белый кадр интересен прежде всего тем, что у парадной лестницы библиотеки виден наземный временный вестибюль двух станций: «Улица Коминтерна» (ныне «Александровский сад» и собственно «Библиотека имени Ленина». Вот что об этом рассказывает канал «Мир метро».
С открытием встроенного в корпус библиотеки вестибюля в сентябре 1946 года временный был разобран. На этом месте сейчас подземный переход между двумя станциями.
Работы по строительству комплекса библиотеки (по проекту Владимира Алексеевича Щуко и Владимира Георгиевича Гельфрейха) началось в 1928 году, то есть почти 100 лет назад. В 1950-х годах библиотека была завершена.
Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей 86 или 87 лет.
Москва. Было — стало
Также посмотрите, какой была Сокольническая больница в 1913 году
Первоначально прямой пересадки между станциями «Улица Коминтерна» и «Библиотека имени Ленина» не было. Для этого требовалось подняться в совмещённый вестибюль. Первый пересадочный узел Московского метрополитена появился здесь в 1938 году. Этот вестибюль расположился на углу современных улиц Моховая и Воздвиженка. Оформление получилось очень созвучным со зданием расположенной рядом библиотеки. Здание было вписано в гранитные лестницы, ведущие ко входу в библиотеку.
С открытием встроенного в корпус библиотеки вестибюля в сентябре 1946 года временный был разобран. На этом месте сейчас подземный переход между двумя станциями.
Работы по строительству комплекса библиотеки (по проекту Владимира Алексеевича Щуко и Владимира Георгиевича Гельфрейха) началось в 1928 году, то есть почти 100 лет назад. В 1950-х годах библиотека была завершена.
Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей 86 или 87 лет.
Москва. Было — стало
Также посмотрите, какой была Сокольническая больница в 1913 году
1❤57👍49❤🔥8😱3🔥2
Дом купца Котова у подмосковной станции Никольское Горьковского направления МЖД в 1950-х и в 2025 г.
Фотоснимок из канала наших друзей «Салтыковка дачная» - история некогда знаменитого подмосковного стародачного поселка в фотографиях и воспоминаниях. Присоединяйтесь → Салтыковка дачная.
Фотоснимок из канала наших друзей «Салтыковка дачная» - история некогда знаменитого подмосковного стародачного поселка в фотографиях и воспоминаниях. Присоединяйтесь → Салтыковка дачная.
1😢71👍39💔17🤯9❤8
Николаевский вокзал в 1910 году. Колоризированная открытка интересна своими деталями. Например, с левой стороны виден трамвай с бортовым номером 109. Благодаря номеру известно, что это моторный трамвайный вагон типа Ф (то есть «Фонарный») с укороченной базой на тележках Нюрнбергского завода (MAN). Сегодня бренд MAN больше известен как производитель грузовиков. Вагоны такого типа поставлялись в Москву в 1906−1907 годах. Известно, что трамвай с бортовым номером 109 был списан в 1925 году, то есть ровно 100 лет назад.
Трамвайные пути на Каланчёвской площади появились в 1899 году. На старинной открытке видно, что вагон поворачивает. В то время у вокзалов был разворотный круг. Он был демонтирован в 1935 году.
Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей более 110 лет. Современный кадр повторил наш фотограф Владимир Иваний
Москва. Было — стало
Также прочитайте про историю Николаевского (ныне Ленинградского) вокзала
Трамвайные пути на Каланчёвской площади появились в 1899 году. На старинной открытке видно, что вагон поворачивает. В то время у вокзалов был разворотный круг. Он был демонтирован в 1935 году.
Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей более 110 лет. Современный кадр повторил наш фотограф Владимир Иваний
Москва. Было — стало
Также прочитайте про историю Николаевского (ныне Ленинградского) вокзала
👍104❤47❤🔥9🔥8
Село Карачарово и Троицкий храм после известного московского урагана 29 июня (16 июня по старому стилю) 1904 года. Чёрно-белый кадр был опубликован в газете «Московскiй листокъ». Тогда и сейчас здесь проходит Рязанский проспект. Храм сильно пострадал. Со звонницы сбит крест, над главным куполом крест накренился.
В то страшное лето на Московскую губернию обрушился настоящий смерч. Владимир Гиляровский описывал происходящее:
В 1938 году Карачарово стало частью Перово, а в 1960-м вместе с ним вошло в состав Москвы. Храм был закрыт в первые годы советской власти, колокольня разрушена. Внутри расположился цех локомотиворемонтного завода, в более позднее время — скульптурная мастерская. Храм возвращён церкви в начале 1990-х. Колокольня была воссоздана. Геометка
Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей более 120 лет. Современный кадр повторил наш фотограф Владимир Иваний
Москва. Было — стало
Также посмотрите, каким был храм Святых апостолов Петра и Павла в Ясеневе
В то страшное лето на Московскую губернию обрушился настоящий смерч. Владимир Гиляровский описывал происходящее:
Неслись крыши, доски, звонили колокола; срывало кресты и купола, вырывало с корнем деревья; огромная Анненгофская роща была сбрита; столетние деревья или расщеплены, или выворочены с корнем... По улицам — горы сорванных железных крыш, свёрнутых в трубочку, как бумага. Кое-где трупы. Много убитых и раненых... Кругом был ужас: здания с зияющими окнами, без рам и стёкол, с чёрными прогалами меж оголённых стропил. Церкви без крестов и куполов...Количество погибших исчислялось десятками, раненых — сотнями. Село Карачарово (названное когда-то по фамилии бывших владельцев) располагалось за Покровской заставой, рядом другое село — Хохловка. После урагана на протяжении почти двух вёрст по шоссе стояли скелеты домов несчастных обитателей Хохловки и Карачарова, сообщал «Московскiй листокъ».
...Анненгофская роща — этот вековой лес, после урагана представлявший собой горы вырванных с корнем и расщеплённых сосен и елей-великанов. Среди обломков ныряли босяки: роща была их летней дачей. Немало их там погибло в урагане.
В 1938 году Карачарово стало частью Перово, а в 1960-м вместе с ним вошло в состав Москвы. Храм был закрыт в первые годы советской власти, колокольня разрушена. Внутри расположился цех локомотиворемонтного завода, в более позднее время — скульптурная мастерская. Храм возвращён церкви в начале 1990-х. Колокольня была воссоздана. Геометка
Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей более 120 лет. Современный кадр повторил наш фотограф Владимир Иваний
Москва. Было — стало
Также посмотрите, каким был храм Святых апостолов Петра и Павла в Ясеневе
❤84👍39❤🔥11😢7🔥2
Довольно редкий снимок Фанагорийских казарм на Немецкой улице (ныне Бауманская). Если приглядеться, то за оградой можно увидеть изящный бюст генералиссимуса Суворова, а на фронтоне здания отчётливо читается:
Гренадерскiй Фанагорийскiй
Генералиссимуса Князя Суворова
ЕИВ (Его Императорского Высочества) Великого Князя Дмитрия Павловича полк
Великий князь Дмитрий Павлович, двоюродный брат императора Николая II, с 1891 года был шефом полка. 11-й гренадерский Фанагорийский полк был расквартирован на Немецкой улице с 1911-го по 1914 год. Имя генералиссимуса Суворова было присвоено полку в 1806 году. Бюст Александра Васильевича, предположительно работы Михаила Ивановича Козловского, принадлежал полковому музею. После революции был демонтирован. Дальнейшая судьба неизвестна.
С 1830-х дом находился на балансе Военного ведомства. Сначала здесь располагалось «малолетнее отделение» 1-го кадетского корпуса, затем учительская семинария. С 1880-х тут уже казармы для Троице-Сергиевского резервного батальона, потом Фанагорийского полка, в революцию — для частей самокатного батальона.
С 1930-х здесь Военно-химическая академия РККА имени Ворошилова. В 2023 году бывшие казармы переданы МГТУ имени Баумана. Геометка
Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей около 122 или 123 лет. Современный кадр повторил наш фотограф Владимир Иваний
Москва. Было — стало
Также посмотрите, какой была Крымская площадь в октябре 1941 года
Гренадерскiй Фанагорийскiй
Генералиссимуса Князя Суворова
ЕИВ (Его Императорского Высочества) Великого Князя Дмитрия Павловича полк
Великий князь Дмитрий Павлович, двоюродный брат императора Николая II, с 1891 года был шефом полка. 11-й гренадерский Фанагорийский полк был расквартирован на Немецкой улице с 1911-го по 1914 год. Имя генералиссимуса Суворова было присвоено полку в 1806 году. Бюст Александра Васильевича, предположительно работы Михаила Ивановича Козловского, принадлежал полковому музею. После революции был демонтирован. Дальнейшая судьба неизвестна.
В основе Фанагорийских казарм старинный дом Иоганна Германа Лестока, придворного медика времён императрицы Елизаветы Петровны. В 1750-х дом был перестроен по проекту князя Дмитрия Васильевича Ухтомского и предназначался для размещения московских столоначальников Правительствующего Сената. Сенатский дом долго служил пристанищем для всякого рода чиновников, но сгорел в Великом московском пожаре 1812 года. Много лет спустя Осип Иванович Бове восстановил его и несколько перестроил.
С 1830-х дом находился на балансе Военного ведомства. Сначала здесь располагалось «малолетнее отделение» 1-го кадетского корпуса, затем учительская семинария. С 1880-х тут уже казармы для Троице-Сергиевского резервного батальона, потом Фанагорийского полка, в революцию — для частей самокатного батальона.
С 1930-х здесь Военно-химическая академия РККА имени Ворошилова. В 2023 году бывшие казармы переданы МГТУ имени Баумана. Геометка
Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей около 122 или 123 лет. Современный кадр повторил наш фотограф Владимир Иваний
Москва. Было — стало
Также посмотрите, какой была Крымская площадь в октябре 1941 года
1❤74👍47❤🔥7🔥3😢2
Чёрно-белый кадр был сделан в декабре 1936 года для журнала «Строительство Москвы». Современный снимок повторён нашим фотографом Владимиром в декабре 2024 года, то есть 88 лет спустя. Тогда журнал писал, что на 20-й год после революции к услугам трудящихся предоставлены первоклассные театры, клубы, больницы и так далее. Фотография 1-го кинотеатра на улице Воровского (ныне снова Поварская) была в фотоподборке.
Строительство кинотеатра было закончено в 1930 году, но поначалу в здании размещался Клуб общества политкаторжан и ссыльнопереселенцев. В июне 1935-го, то есть ровно 90 лет назад, общество было ликвидировано. В 1936-м в бывшем клубе разместился 1-й кинотеатр.
Клуб проектировали братья Веснины. На чёрно-белом кадре можно увидеть анонс фильма «Вратарь». Его премьера состоялась в январе 1937 года. В 1946-м в 1-м кинотеатре поселился Государственный театр киноактёра. В 1957 году здание было передано в ведение Всесоюзного дома кино. Чуть позже здесь был открыт Театр-студия киноактёра. Геометка
Москва. Было — стало
Также посмотрите, каким было подворье Иосифо-Волоцкого монастыря на Биржевой площади
Строительство кинотеатра было закончено в 1930 году, но поначалу в здании размещался Клуб общества политкаторжан и ссыльнопереселенцев. В июне 1935-го, то есть ровно 90 лет назад, общество было ликвидировано. В 1936-м в бывшем клубе разместился 1-й кинотеатр.
Клуб проектировали братья Веснины. На чёрно-белом кадре можно увидеть анонс фильма «Вратарь». Его премьера состоялась в январе 1937 года. В 1946-м в 1-м кинотеатре поселился Государственный театр киноактёра. В 1957 году здание было передано в ведение Всесоюзного дома кино. Чуть позже здесь был открыт Театр-студия киноактёра. Геометка
Москва. Было — стало
Также посмотрите, каким было подворье Иосифо-Волоцкого монастыря на Биржевой площади
❤57👍40😱5❤🔥4😢1🤗1
Храм Благовещения Пресвятой Богородицы на Тверской стоял на углу с Благовещенским переулком. В ноябре 1892 года здесь была крещена дочь действительного статского советника Ивана Владимировича Цветаева и его жены Марии Александровны — Марина Цветаева, будущая великая поэтесса.
В основе храма был четверик 1666−1680 годов постройки; барочный восьмерик с большим куполом и маковкой был поставлен к 1732 году; в 1750-х возведена трёхъярусная колокольня.
В июле 1929 года президиум ВЦИК постановил храм снести. Тогда же была разобрана звонница. Чуть позже было снесено остальное. На освободившемся месте встал жилой дом Народного комиссариата лесного хозяйства СССР по проекту архитектора Андрея Константиновича Бурова. Фасад был украшен сграффито художника Владимира Андреевича Фаворского. Первая очередь строительства проходила с 1935-го по 1936 год. Вторая очередь (она на современный снимок не попала) была закончена уже после войны, в 1951 году. Геометка
Справа на чёрно-белом кадре двухэтажный дом со скошенным углом, с вывеской «Продукты». Дом сохранился, но после Великой Отечественной был встроен в новое здание по проекту Ивана Николаевича Соболева.
Чёрно-белый кадр сделал Николай Николаевич Лебедев в 1926 году. Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей почти 100 лет.
Москва. Было — стало
Также посмотрите, какой была Иверская община сестёр милосердия на Малой Якиманке
В основе храма был четверик 1666−1680 годов постройки; барочный восьмерик с большим куполом и маковкой был поставлен к 1732 году; в 1750-х возведена трёхъярусная колокольня.
В июле 1929 года президиум ВЦИК постановил храм снести. Тогда же была разобрана звонница. Чуть позже было снесено остальное. На освободившемся месте встал жилой дом Народного комиссариата лесного хозяйства СССР по проекту архитектора Андрея Константиновича Бурова. Фасад был украшен сграффито художника Владимира Андреевича Фаворского. Первая очередь строительства проходила с 1935-го по 1936 год. Вторая очередь (она на современный снимок не попала) была закончена уже после войны, в 1951 году. Геометка
Справа на чёрно-белом кадре двухэтажный дом со скошенным углом, с вывеской «Продукты». Дом сохранился, но после Великой Отечественной был встроен в новое здание по проекту Ивана Николаевича Соболева.
Чёрно-белый кадр сделал Николай Николаевич Лебедев в 1926 году. Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей почти 100 лет.
Москва. Было — стало
Также посмотрите, какой была Иверская община сестёр милосердия на Малой Якиманке
1😢93❤42👍24💔7🔥5🙏5🤬1
Мы на Арбате. Архитектором дома, что на чёрно-белой фотографии, называют Александра Степановича Каминского. Он построил, точнее, перестроил его в 1873 году из старого дома генерал-лейтенанта Николая Александровича Бутурлина. Заказчиком строительства был Василий Никитич Сабашников, чаеторговец, вложивший капиталы в золотые прииски. После его кончины в 1879 году дом перешёл в руки сыновей: Михаила Васильевича и Сергея Васильевича.
Братья учредили ставшее знаменитым Издательство М. и С. Сабашниковыхъ. Разместилось оно в доме на Арбате. В начале XX века дом перешёл в собственность Василия Павловича Берга. Его отец Павел Васильевич Берг был некогда компаньоном Сабашникова-старшего по золотодобыче. Говорят, что братья отдали здание Бергу в зачёт долга. Впрочем, Берг владел им недолго. В первые годы Советской власти дом был национализирован.
В ноябре 1921 года 3-я студия МХАТа, которой руководил Евгений Багратионович Вахтангов, провела здесь спектакль «Чудо святого Антония». В начале 1920-х дом Берга был перестроен в модном конструктивистском стиле. Ночью 24 июля 1941 года в здание театра попала немецкая авиабомба, погибли люди, театр был фактически уничтожен. Труппа эвакуирована в Омск, где находилась почти всю Великую Отечественную. В 1946–1947 годах на прежнем месте был фактически отстроен новый театр по проекту архитектора Павла Васильевича Абросимова.
Обратите внимание на трамвайные рельсы. Трамвай появился на Арбате в 1904 году, движение прекратилось в 1935-м, с открытием метрополитена.
Чёрно-белый кадр сделан в 1926 году. Современный снимок повторён с той же точки век спустя.
Москва. Было — стало
Также посмотрите, каким был дом Симоно на Шаболовке
Братья учредили ставшее знаменитым Издательство М. и С. Сабашниковыхъ. Разместилось оно в доме на Арбате. В начале XX века дом перешёл в собственность Василия Павловича Берга. Его отец Павел Васильевич Берг был некогда компаньоном Сабашникова-старшего по золотодобыче. Говорят, что братья отдали здание Бергу в зачёт долга. Впрочем, Берг владел им недолго. В первые годы Советской власти дом был национализирован.
В ноябре 1921 года 3-я студия МХАТа, которой руководил Евгений Багратионович Вахтангов, провела здесь спектакль «Чудо святого Антония». В начале 1920-х дом Берга был перестроен в модном конструктивистском стиле. Ночью 24 июля 1941 года в здание театра попала немецкая авиабомба, погибли люди, театр был фактически уничтожен. Труппа эвакуирована в Омск, где находилась почти всю Великую Отечественную. В 1946–1947 годах на прежнем месте был фактически отстроен новый театр по проекту архитектора Павла Васильевича Абросимова.
Обратите внимание на трамвайные рельсы. Трамвай появился на Арбате в 1904 году, движение прекратилось в 1935-м, с открытием метрополитена.
Чёрно-белый кадр сделан в 1926 году. Современный снимок повторён с той же точки век спустя.
Москва. Было — стало
Также посмотрите, каким был дом Симоно на Шаболовке
❤71👍20❤🔥12🤔2💔2🔥1😡1
Газетный переулок со стороны Тверской. Начало 1900-х годов. Изменения фатальные, но на дальнем плане двух снимков виден храм Успения Богоматери на Вражке. Он выступает как свидетель навсегда ушедшей эпохи.
Особенно привлекают внимание вывески и обилие нерусских фамилий на них:
Зубной врачъ Б. Барсъ
Дентистъ Крамеръ
Портной М.Е. Альтманъ
Слева, на красивом доме-ротонде: Товарищество А. Арабажи и К°
Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей более 120 лет.
Москва. Было — стало
Также посмотрите, каким был Зубовский бульвар
Особенно привлекают внимание вывески и обилие нерусских фамилий на них:
Зубной врачъ Б. Барсъ
Дентистъ Крамеръ
Портной М.Е. Альтманъ
Слева, на красивом доме-ротонде: Товарищество А. Арабажи и К°
Александр Иванович Арабаджи — этнический грек. В Москве учредил товарищество торговли русскими и иностранными винами.Справа огромная вывеска: ОБЩЕСТВО БЕКМАНЪ.
Компания была учреждена в Петербурге в 1870-х бароном Константином Николаевичем Корфом. Он объединил водочный завод Генриха Бекмана и Литейный водочный завод. Один из крупнейших в России производителей алкоголя.Дом-ротонда был снесён в 1920-х, чтобы освободить место для строительства Центрального телеграфа. Здание справа было разобрано в 1930-е при расширении Тверской (в те годы она называлась улицей Горького). На этом месте уже после Великой Отечественной встал помпезный дом по проекту Анатолия Фёдоровича Жукова. Архитектор намеревался продолжить здания далее по переулку (в советские годы Газетный был переименован в улицу Огарёва). Но планы не были реализовны. В 1990-е здесь встала стекляшка — офисный центр с рестораном «Макдоналдс» (вторым в Москве) на первом этаже.
Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей более 120 лет.
Москва. Было — стало
Также посмотрите, каким был Зубовский бульвар
😢67❤52👍18💔4🤯3❤🔥2
Ещё в сентябре мы рассказывали вам про фоточеллендж «Помощь кругОм» — совместный проект Яндекс Карты и благотворительного фонда Яндекса «Помощь рядом». Условие было простое — найти и сфотографировать в городе форму круга в архитектуре. Почему круг? Он символизирует жизнь и движение — как помощь, эффект от которой расходится, как круги на воде.
Победители фотоконкурса уже определены — они нашли и показали, как по-разному может выглядеть простая геометрическая форма, а также внесли значительный вклад в благотворительность. В Москве ожидаемо вошли в список победителей: круглый дом на Нежинской и цирк Никулина на Цветном. Среди неочевидных: арка Пушкинского моста. Её сфотографировала Марина Лавинская.
В начале 2000-х оба моста подверглись кардинальной перестройке. Части старого моста имени Николая II перенесли к Киевскому вокзалу — там появился пешеходный мост Богдана Хмельницкого. Сергиевский мост также перенесён на новое место и стал пешеходным Пушкинским.
Москва. Было — стало
Также посмотрите, каким был Пушкинский мост.
Победители фотоконкурса уже определены — они нашли и показали, как по-разному может выглядеть простая геометрическая форма, а также внесли значительный вклад в благотворительность. В Москве ожидаемо вошли в список победителей: круглый дом на Нежинской и цирк Никулина на Цветном. Среди неочевидных: арка Пушкинского моста. Её сфотографировала Марина Лавинская.
Пушкинский мост — бывший Сергиевский, построен в начале XX века у Нескучного сада по проекту инженера Лавра Дмитриевича Проскурякова и архитектора Александра Никаноровича Померанцева. У моста был близнец — Мост императора Николая II (он же Краснолужский), которыйсоединял Бережковскую и Новодевичью набережные.
В начале 2000-х оба моста подверглись кардинальной перестройке. Части старого моста имени Николая II перенесли к Киевскому вокзалу — там появился пешеходный мост Богдана Хмельницкого. Сергиевский мост также перенесён на новое место и стал пешеходным Пушкинским.
Москва. Было — стало
Также посмотрите, каким был Пушкинский мост.
❤22👍7🏆2
Усадьба Быково в Подмосковье. На фотографиях Воронцовский дворец. С петровских времён село Быково принадлежало семье Воронцовых. При Екатерине Великой семья попала в опалу, их земля была передана во владение московскому губернатору Михаилу Михайловичу Измайлову.
При новом хозяине усадьба стала капитально отстраиваться. Например, были вырыты три пруда, а полученная при копке земля сформировала холм для главного дома. Склон этого холма виден на двух фотографиях. Первый главный дом был построен по проекту Василия Ивановича Баженова, хотя подтверждений сему нет, но историки предполагают, что Баженов мог принимать участие в обустройстве усадьбы. Тем более что Измайлов был его начальником, как руководитель экспедиции кремлёвских дворцовых строений.
После кончины Михаила Михайловича усадьба перешла во владение его племяннице Ирине Ивановне. Она была замужем за Илларионом Ивановичем Воронцовым. Их сын Иван Илларионович занимался переустройством Быково. Он пригласил архитектора Бернара Симона для строительства главного дома, каковой дом был построен на фундаменте прежнего. Последним частным владельцем усадьбы стал инженер-полковник, управляющий Московско-Рязанской железной дорогой Николай Иванович Ильин.
После революции Быково было национализировано. Одно время здесь располагалась школа подготовки специальных разведывательно-диверсионных отрядов управления НКВД по Москве и Московской области (88-й истребительный батальон НКВД СССР), знаменитая школа подрывников. После Великой Отечественной усадьба отошла на баланс Минздраву. Долгие годы здесь был туберкулёзный санаторий. Сегодня за усадьбой следят волонтёры. Есть отдельный проект, посвящённый сохранению и возрождению Быково.
Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей более 120 лет. Современный кадр повторил наш фотограф Владимир Иваний
Москва. Было — стало
Также посмотрите, каким был дом-коммуна для рабочих ватной фабрики в Ростокине
При новом хозяине усадьба стала капитально отстраиваться. Например, были вырыты три пруда, а полученная при копке земля сформировала холм для главного дома. Склон этого холма виден на двух фотографиях. Первый главный дом был построен по проекту Василия Ивановича Баженова, хотя подтверждений сему нет, но историки предполагают, что Баженов мог принимать участие в обустройстве усадьбы. Тем более что Измайлов был его начальником, как руководитель экспедиции кремлёвских дворцовых строений.
После кончины Михаила Михайловича усадьба перешла во владение его племяннице Ирине Ивановне. Она была замужем за Илларионом Ивановичем Воронцовым. Их сын Иван Илларионович занимался переустройством Быково. Он пригласил архитектора Бернара Симона для строительства главного дома, каковой дом был построен на фундаменте прежнего. Последним частным владельцем усадьбы стал инженер-полковник, управляющий Московско-Рязанской железной дорогой Николай Иванович Ильин.
После революции Быково было национализировано. Одно время здесь располагалась школа подготовки специальных разведывательно-диверсионных отрядов управления НКВД по Москве и Московской области (88-й истребительный батальон НКВД СССР), знаменитая школа подрывников. После Великой Отечественной усадьба отошла на баланс Минздраву. Долгие годы здесь был туберкулёзный санаторий. Сегодня за усадьбой следят волонтёры. Есть отдельный проект, посвящённый сохранению и возрождению Быково.
Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей более 120 лет. Современный кадр повторил наш фотограф Владимир Иваний
Москва. Было — стало
Также посмотрите, каким был дом-коммуна для рабочих ватной фабрики в Ростокине
❤60👍39❤🔥6😁2🔥1🙏1
1 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года второе ополчение — отряды князя Димитрия Трубецкого — взяли Китай-город; польский гарнизон отступил в Кремль.
Сегодня мы у Китайгородской стены: от Варварских ворот до Многогранной башни. Ворота, башня и вся Китайгородская стена были возведены менее чем за 100 лет до Смутного времени, в 1534−1538 годах, под руководством итальянца Петра Франческо Анибале (русское прозвище — Петрок Малой).
Китайгородская стена тянулась от Арсенальной до Беклемишевской башни Кремля, вдоль берегов Москва-реки и Неглинки. При Александре II стены и башни были отреставрированы. В 1925 году была уже советская реставрация — под руководством Николая Дмитриевича Виноградова, архитектора по ремонту исторических памятников в отделе благоустройства Москоммунхоза. На чёрно-белом кадре стена сразу после реставрации.
К сожалению, в начале 1930-х годов президиум ВЦИК принял решение снести стену как малоценный архитектурный хлам. В конце 1934 года трест «Мосразбор» приступил к работам. Старинные кирпичи разбивались и использовались как строительный материал для нужд Метростроя. Разборка завершилась в 1935 году. До нашего времени дошли лишь малые фрагменты (за гостиницей «Метрополь») и новодел по Китайскому проезду (сейчас он называется Китайгородским).
Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей около 100 лет.
Москва. Было — стало
Также посмотрите, какой была Абельмановская улица в 1920-х годах
Сегодня мы у Китайгородской стены: от Варварских ворот до Многогранной башни. Ворота, башня и вся Китайгородская стена были возведены менее чем за 100 лет до Смутного времени, в 1534−1538 годах, под руководством итальянца Петра Франческо Анибале (русское прозвище — Петрок Малой).
Китайгородская стена тянулась от Арсенальной до Беклемишевской башни Кремля, вдоль берегов Москва-реки и Неглинки. При Александре II стены и башни были отреставрированы. В 1925 году была уже советская реставрация — под руководством Николая Дмитриевича Виноградова, архитектора по ремонту исторических памятников в отделе благоустройства Москоммунхоза. На чёрно-белом кадре стена сразу после реставрации.
К сожалению, в начале 1930-х годов президиум ВЦИК принял решение снести стену как малоценный архитектурный хлам. В конце 1934 года трест «Мосразбор» приступил к работам. Старинные кирпичи разбивались и использовались как строительный материал для нужд Метростроя. Разборка завершилась в 1935 году. До нашего времени дошли лишь малые фрагменты (за гостиницей «Метрополь») и новодел по Китайскому проезду (сейчас он называется Китайгородским).
Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей около 100 лет.
Москва. Было — стало
Также посмотрите, какой была Абельмановская улица в 1920-х годах
😢89❤20👍11❤🔥5💔4🔥2🤬2
Моховая. Дом Пашкова. Начало 1900-х годов. Обратите внимание на правый край чёрно-белого кадра: там, где сейчас вход в вестибюль станции метро «Боровицкая», более века назад стояли проездные каменные ворота, украшенные национальным триколором. Ворота вели во двор бывшего дома семьи Татищевых (он в кадр не попал). В том доме в 1860-х жил композитор Николай Григорьевич Рубинштейн и размещались классы Московского отделения Русского музыкального общества. В 1930-е дом и ворота были разобраны в связи со строительством метрополитена.
Также обратите внимание на красивую ограду сада дома Пашкова. Она тоже попала под снос в 1930-е из-за расширения проезжей части Моховой улицы. Храм Николая Чудотворца Стрелецкого — на дальнем плане — был снесён в 1932-м. Мы на него ещё посмотрим.
Если увеличить старинный кадр, можно заметить, что часть Моховой не замощена, а заасфальтирована. Довольно редкое покрытие для Москвы тех лет...
Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей около 120 лет.
Москва. Было — стало
Также посмотрите, каким был дом на Знаменке, где жили Чайковский и Рубинштейн
Также обратите внимание на красивую ограду сада дома Пашкова. Она тоже попала под снос в 1930-е из-за расширения проезжей части Моховой улицы. Храм Николая Чудотворца Стрелецкого — на дальнем плане — был снесён в 1932-м. Мы на него ещё посмотрим.
Если увеличить старинный кадр, можно заметить, что часть Моховой не замощена, а заасфальтирована. Довольно редкое покрытие для Москвы тех лет...
Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей около 120 лет.
Москва. Было — стало
Также посмотрите, каким был дом на Знаменке, где жили Чайковский и Рубинштейн
👍95❤43😢27🔥3💔1
Здание на углу Маросейки и Лубянского проезда (в советские годы Богдана Хмельницкого и проезд Серова) вошло в историю Москвы как дом Птицеводсоюза (был такой Центральный яично-птичный союз сельскохозяйственной кооперации). Стилизованный под конструктивизм корпус возведён в 1928−1929 годах на основе зданий подворья Николо-Угрешского монастыря. Архитектор Владимир Дмитриевич Цветаев.
Почти сразу же Птицесоюзу пришлось потесниться. В дом въехали несколько советских организаций. Например, «Станкотрест», «Льноцентр», «Мосхимэнергострой» (вывеска отчётливо читается на фасаде слева), «Свиноводсоюз» и т.д. Второе название — дом трестов.
С 1935 года здесь заседал Народный комиссариат финансов СССР. В то время наркомфином был Влас Яковлевич Чубарь. Всего через три года наркомат из здания съехал, а Чубарь был освобождён от должности народного комиссара, спустя некоторое время арестован и расстрелян. С 1938 года и до конца советской власти дом Птицесоюза полностью занимала бюрократия ЦК ВЛКСМ. Он неплохо сохранился за минувшие почти 100 лет. Теперь тут Российский союз молодёжи, офисы и кафе. Геометка
Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей более 90 лет.
Москва. Было — стало
Также посмотрите, каким был храм Спаса на Глинищах, что стоял в Лубянском проезде
Почти сразу же Птицесоюзу пришлось потесниться. В дом въехали несколько советских организаций. Например, «Станкотрест», «Льноцентр», «Мосхимэнергострой» (вывеска отчётливо читается на фасаде слева), «Свиноводсоюз» и т.д. Второе название — дом трестов.
С 1935 года здесь заседал Народный комиссариат финансов СССР. В то время наркомфином был Влас Яковлевич Чубарь. Всего через три года наркомат из здания съехал, а Чубарь был освобождён от должности народного комиссара, спустя некоторое время арестован и расстрелян. С 1938 года и до конца советской власти дом Птицесоюза полностью занимала бюрократия ЦК ВЛКСМ. Он неплохо сохранился за минувшие почти 100 лет. Теперь тут Российский союз молодёжи, офисы и кафе. Геометка
Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей более 90 лет.
Москва. Было — стало
Также посмотрите, каким был храм Спаса на Глинищах, что стоял в Лубянском проезде
❤68👍36🔥15😁4🤔2
«Больше НЕТСТЕН»: изучаем стрит-арт Москвы на «Зодчестве 2025»
С 4 по 6 ноября в Гостином дворе проходит уже 13-й фестиваль «Зодчество», посвященный градостроительству и архитектуре. Его тема в этом году звучит как «НА ГРАНИ»: организаторы предлагают исследовать все, что находится на стыке разных дисциплин, понятий или сегментов архитектуры, градостроительства, городской жизни.
Москомархитектура и ЦСИ «Винзавод» в рамках темы представили стенд «Больше НЕТСТЕН»: исследование стрит-арта в городской среде, искусства, которое говорит на современном языке и живет моментом. На экспозиции, созданной бюро KRNV, представляют фотографии и эскизы ярких проектов, знакомых жителям Москвы. Это галерея НЕТСТЕН на Курском вокзале, мурал Гессе, Агата, Ангел и другие. Проект курирует главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. Сокуратор – пресс-секретарь главного архитектора Москвы Мария Ульянова: сегодня в 18:45 на площадке фестиваля (зал «Творчество») пройдет дискуссия с участием эксперта о паблик-арте. «Urban Voice: искусство и горожане» будет интересна всем, кто неравнодушен к арту в столице.
«Больше НЕТСТЕН» - это приглашение увидеть уличное искусство как полноценную часть городской среды. Сделать это на «Зодчестве» можно сегодня: вход свободный.
📸 Вячеслав Замыслов
С 4 по 6 ноября в Гостином дворе проходит уже 13-й фестиваль «Зодчество», посвященный градостроительству и архитектуре. Его тема в этом году звучит как «НА ГРАНИ»: организаторы предлагают исследовать все, что находится на стыке разных дисциплин, понятий или сегментов архитектуры, градостроительства, городской жизни.
Москомархитектура и ЦСИ «Винзавод» в рамках темы представили стенд «Больше НЕТСТЕН»: исследование стрит-арта в городской среде, искусства, которое говорит на современном языке и живет моментом. На экспозиции, созданной бюро KRNV, представляют фотографии и эскизы ярких проектов, знакомых жителям Москвы. Это галерея НЕТСТЕН на Курском вокзале, мурал Гессе, Агата, Ангел и другие. Проект курирует главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. Сокуратор – пресс-секретарь главного архитектора Москвы Мария Ульянова: сегодня в 18:45 на площадке фестиваля (зал «Творчество») пройдет дискуссия с участием эксперта о паблик-арте. «Urban Voice: искусство и горожане» будет интересна всем, кто неравнодушен к арту в столице.
«Больше НЕТСТЕН» - это приглашение увидеть уличное искусство как полноценную часть городской среды. Сделать это на «Зодчестве» можно сегодня: вход свободный.
📸 Вячеслав Замыслов
👍14❤6👎4😐2
Станция «Дзержинская» (теперь «Лубянка») кажется ныне самой скромной из станций первой очереди, открытых 15 мая 1935 года. А ведь это было не так. Перед вами чёрно-белый снимок, опубликованный в журнале «Строительство Москвы» (№ 2−3 за 1935 год). Хорошо видно раскрашенный в технике сграффито плафон. Тема росписи — популярнейшая в то время авиация.
Автор эскизов — художник-монументалист Иван Васильевич Максимов. Сграффито выполнила бригада художников: Леонид Захарович Танклевский, Файтель Лазаревич Мулляр, Борис Петрович Чернышев. Был ещё художник Белов, но его данные пока не удалось найти. К сожалению, ничего не сохранилось.
Как рассказывает автор канала «Мир метро», самая авангардная станция столичного метрополитена была практически полностью перестроена в 1970-е годы при строительстве перехода на «Кузнецкий Мост». Очень жаль! Сграффито можно восстановить. Тем более что эскизы остались.
Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей 90 лет. Современный кадр повторил наш фотограф и соавтор Владимир Иваний
Москва. Было — стало
Москва. Было — стало в Max
Автор эскизов — художник-монументалист Иван Васильевич Максимов. Сграффито выполнила бригада художников: Леонид Захарович Танклевский, Файтель Лазаревич Мулляр, Борис Петрович Чернышев. Был ещё художник Белов, но его данные пока не удалось найти. К сожалению, ничего не сохранилось.
Как рассказывает автор канала «Мир метро», самая авангардная станция столичного метрополитена была практически полностью перестроена в 1970-е годы при строительстве перехода на «Кузнецкий Мост». Очень жаль! Сграффито можно восстановить. Тем более что эскизы остались.
Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей 90 лет. Современный кадр повторил наш фотограф и соавтор Владимир Иваний
Москва. Было — стало
Москва. Было — стало в Max
😢73👍27💔21❤16👏3❤🔥1
4 ноября исполнилось 70 лет знаменитому постановлению ЦК КПСС и Совета министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Приведу небольшую цитату из этого обширного документа:
4 ноября 1955 года считается концом сталинского неоклассицизма и началом эпохи радикального унитаризма в архитектуре, которая породила советский модернизм, или совмод. В качестве примера внешне-показной архитектуры, изобилующей большими излишествами можно привести обычный жилой дом во 2-м Щемиловском переулке, завершённый строительством в 1948 году, за семь лет до знаменитого постановления. Это не типовое, не панельное здание было возведено по индивидуальному проекту двух замечательных архитекторов Виктора Петровича Сергеева и Владимира Владимировича Беккера. Сергеев — разработчик типовых проектов красивых жилых домов, очень похожих на тот, что на фото.
После ноября 1955 года было позволено завершить строительство уже начатых зданий, но без украшательств и излишеств. С новых фасадов нещадно удалялся и обдирался декор, порой запрещалось даже штукатурить дома внешне-показной архитектуры. Такие дома в народе прозвали обдирными. Спустя семь десятилетий советская архитектура с излишествами стала историческим достоянием Москвы и множества других городов бывшего Союза ССР.
Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей 75 лет. Современный кадр повторил наш фотограф Владимир Иваний
Москва. Было — стало
Также посмотрите, какими были 1-я Мещанская улица в 1905 году и корпус Набилковского коммерческого училища
...получила широкое распространение внешне-показная сторона архитектуры, изобилующая большими излишествами, что не соответствует линии Партии и Правительства в архитектурно-строительном деле. Увлекаясь показной стороной, многие архитекторы занимаются главным образом украшением фасадов зданий, не работают над улучшением внутренней планировки и оборудования жилых домов и квартир, пренебрегают необходимостью создания удобств для населения, требованиями экономики и нормальной эксплуатации зданий. Ничем не оправданные башенные надстройки, многочисленные декоративные колоннады и портики и другие архитектурные излишества, заимствованные из прошлого, стали массовым явлением при строительстве жилых и общественных зданий, в результате чего за последние годы на жилищное строительство перерасходовано много государственных средств, на которые можно было бы построить не один миллион квадратных метров жилой площади для трудящихся.
4 ноября 1955 года считается концом сталинского неоклассицизма и началом эпохи радикального унитаризма в архитектуре, которая породила советский модернизм, или совмод. В качестве примера внешне-показной архитектуры, изобилующей большими излишествами можно привести обычный жилой дом во 2-м Щемиловском переулке, завершённый строительством в 1948 году, за семь лет до знаменитого постановления. Это не типовое, не панельное здание было возведено по индивидуальному проекту двух замечательных архитекторов Виктора Петровича Сергеева и Владимира Владимировича Беккера. Сергеев — разработчик типовых проектов красивых жилых домов, очень похожих на тот, что на фото.
После ноября 1955 года было позволено завершить строительство уже начатых зданий, но без украшательств и излишеств. С новых фасадов нещадно удалялся и обдирался декор, порой запрещалось даже штукатурить дома внешне-показной архитектуры. Такие дома в народе прозвали обдирными. Спустя семь десятилетий советская архитектура с излишествами стала историческим достоянием Москвы и множества других городов бывшего Союза ССР.
Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей 75 лет. Современный кадр повторил наш фотограф Владимир Иваний
Москва. Было — стало
Также посмотрите, какими были 1-я Мещанская улица в 1905 году и корпус Набилковского коммерческого училища
❤58😢24👍12💯8💔7🤔5❤🔥3😁2