Москва. Было — стало – Telegram
Москва. Было — стало
20.1K subscribers
2.38K photos
26 videos
2.08K links
🇷🇺 Канал о Москве: история и архитектура

Канал зарегистрирован РКН
https://golnk.ru/p1vzn

По вопросам сотрудничества @gordyian

Соавтор и фотограф Владимир Иваний @vova20052

Купить рекламу: https://telega.in/c/ecoyase
Download Telegram
Ещё в сентябре мы рассказывали вам про фоточеллендж «Помощь кругОм» — совместный проект Яндекс Карты и благотворительного фонда Яндекса «Помощь рядом». Условие было простое — найти и сфотографировать в городе форму круга в архитектуре. Почему круг? Он символизирует жизнь и движение — как помощь, эффект от которой расходится, как круги на воде.

Победители фотоконкурса уже определены — они нашли и показали, как по-разному может выглядеть простая геометрическая форма, а также внесли значительный вклад в благотворительность. В Москве ожидаемо вошли в список победителей: круглый дом на Нежинской и цирк Никулина на Цветном. Среди неочевидных: арка Пушкинского моста. Её сфотографировала Марина Лавинская.

Пушкинский мост — бывший Сергиевский, построен в начале XX века у Нескучного сада по проекту инженера Лавра Дмитриевича Проскурякова и архитектора Александра Никаноровича Померанцева. У моста был близнец — Мост императора Николая II (он же Краснолужский), которыйсоединял Бережковскую и Новодевичью набережные.


В начале 2000-х оба моста подверглись кардинальной перестройке. Части старого моста имени Николая II перенесли к Киевскому вокзалу — там появился пешеходный мост Богдана Хмельницкого. Сергиевский мост также перенесён на новое место и стал пешеходным Пушкинским.

Москва. Было — стало

Также посмотрите, каким был Пушкинский мост.
22👍7🏆2
Усадьба Быково в Подмосковье. На фотографиях Воронцовский дворец. С петровских времён село Быково принадлежало семье Воронцовых. При Екатерине Великой семья попала в опалу, их земля была передана во владение московскому губернатору Михаилу Михайловичу Измайлову.

При новом хозяине усадьба стала капитально отстраиваться. Например, были вырыты три пруда, а полученная при копке земля сформировала холм для главного дома. Склон этого холма виден на двух фотографиях. Первый главный дом был построен по проекту Василия Ивановича Баженова, хотя подтверждений сему нет, но историки предполагают, что Баженов мог принимать участие в обустройстве усадьбы. Тем более что Измайлов был его начальником, как руководитель экспедиции кремлёвских дворцовых строений.

После кончины Михаила Михайловича усадьба перешла во владение его племяннице Ирине Ивановне. Она была замужем за Илларионом Ивановичем Воронцовым. Их сын Иван Илларионович занимался переустройством Быково. Он пригласил архитектора Бернара Симона для строительства главного дома, каковой дом был построен на фундаменте прежнего. Последним частным владельцем усадьбы стал инженер-полковник, управляющий Московско-Рязанской железной дорогой Николай Иванович Ильин.

После революции Быково было национализировано. Одно время здесь располагалась школа подготовки специальных разведывательно-диверсионных отрядов управления НКВД по Москве и Московской области (88-й истребительный батальон НКВД СССР), знаменитая школа подрывников. После Великой Отечественной усадьба отошла на баланс Минздраву. Долгие годы здесь был туберкулёзный санаторий. Сегодня за усадьбой следят волонтёры. Есть отдельный проект, посвящённый сохранению и возрождению Быково.

Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей более 120 лет. Современный кадр повторил наш фотограф Владимир Иваний

Москва. Было — стало

Также посмотрите, каким был дом-коммуна для рабочих ватной фабрики в Ростокине
60👍39❤‍🔥6😁2🔥1🙏1
1 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года второе ополчение — отряды князя Димитрия Трубецкого — взяли Китай-город; польский гарнизон отступил в Кремль.

Сегодня мы у Китайгородской стены: от Варварских ворот до Многогранной башни. Ворота, башня и вся Китайгородская стена были возведены менее чем за 100 лет до Смутного времени, в 1534−1538 годах, под руководством итальянца Петра Франческо Анибале (русское прозвище — Петрок Малой).

Китайгородская стена тянулась от Арсенальной до Беклемишевской башни Кремля, вдоль берегов Москва-реки и Неглинки. При Александре II стены и башни были отреставрированы. В 1925 году была уже советская реставрация — под руководством Николая Дмитриевича Виноградова, архитектора по ремонту исторических памятников в отделе благоустройства Москоммунхоза. На чёрно-белом кадре стена сразу после реставрации.

К сожалению, в начале 1930-х годов президиум ВЦИК принял решение снести стену как малоценный архитектурный хлам. В конце 1934 года трест «Мосразбор» приступил к работам. Старинные кирпичи разбивались и использовались как строительный материал для нужд Метростроя. Разборка завершилась в 1935 году. До нашего времени дошли лишь малые фрагменты (за гостиницей «Метрополь») и новодел по Китайскому проезду (сейчас он называется Китайгородским).

Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей около 100 лет.

Москва. Было — стало

Также посмотрите, какой была Абельмановская улица в 1920-х годах
😢8920👍11❤‍🔥5💔4🔥2🤬2
Моховая. Дом Пашкова. Начало 1900-х годов. Обратите внимание на правый край чёрно-белого кадра: там, где сейчас вход в вестибюль станции метро «Боровицкая», более века назад стояли проездные каменные ворота, украшенные национальным триколором. Ворота вели во двор бывшего дома семьи Татищевых (он в кадр не попал). В том доме в 1860-х жил композитор Николай Григорьевич Рубинштейн и размещались классы Московского отделения Русского музыкального общества. В 1930-е дом и ворота были разобраны в связи со строительством метрополитена.

Также обратите внимание на красивую ограду сада дома Пашкова. Она тоже попала под снос в 1930-е из-за расширения проезжей части Моховой улицы. Храм Николая Чудотворца Стрелецкого — на дальнем плане — был снесён в 1932-м. Мы на него ещё посмотрим.

Если увеличить старинный кадр, можно заметить, что часть Моховой не замощена, а заасфальтирована. Довольно редкое покрытие для Москвы тех лет...

Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей около 120 лет.

Москва. Было — стало

Также посмотрите, каким был
дом на Знаменке, где жили Чайковский и Рубинштейн
👍9543😢27🔥3💔1
Здание на углу Маросейки и Лубянского проезда (в советские годы Богдана Хмельницкого и проезд Серова) вошло в историю Москвы как дом Птицеводсоюза (был такой Центральный яично-птичный союз сельскохозяйственной кооперации). Стилизованный под конструктивизм корпус возведён в 1928−1929 годах на основе зданий подворья Николо-Угрешского монастыря. Архитектор Владимир Дмитриевич Цветаев.

Почти сразу же Птицесоюзу пришлось потесниться. В дом въехали несколько советских организаций. Например, «Станкотрест», «Льноцентр», «Мосхимэнергострой» (вывеска отчётливо читается на фасаде слева), «Свиноводсоюз» и т.д. Второе название — дом трестов.

С 1935 года здесь заседал Народный комиссариат финансов СССР. В то время наркомфином был Влас Яковлевич Чубарь. Всего через три года наркомат из здания съехал, а Чубарь был освобождён от должности народного комиссара, спустя некоторое время арестован и расстрелян. С 1938 года и до конца советской власти дом Птицесоюза полностью занимала бюрократия ЦК ВЛКСМ. Он неплохо сохранился за минувшие почти 100 лет. Теперь тут Российский союз молодёжи, офисы и кафе. Геометка

Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей более 90 лет.

Москва. Было — стало

Также посмотрите, каким был храм Спаса на Глинищах, что стоял в Лубянском проезде
68👍36🔥15😁4🤔2
«Больше НЕТСТЕН»: изучаем стрит-арт Москвы на «Зодчестве 2025»

С 4 по 6 ноября в Гостином дворе проходит уже 13-й фестиваль «Зодчество», посвященный градостроительству и архитектуре. Его тема в этом году звучит как «НА ГРАНИ»: организаторы предлагают исследовать все, что находится на стыке разных дисциплин, понятий или сегментов архитектуры, градостроительства, городской жизни.

Москомархитектура и ЦСИ «Винзавод» в рамках темы представили стенд «Больше НЕТСТЕН»: исследование стрит-арта в городской среде, искусства, которое говорит на современном языке и живет моментом. На экспозиции, созданной бюро KRNV, представляют фотографии и эскизы ярких проектов, знакомых жителям Москвы. Это галерея НЕТСТЕН на Курском вокзале, мурал Гессе, Агата, Ангел и другие. Проект курирует главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. Сокуратор – пресс-секретарь главного архитектора Москвы Мария Ульянова: сегодня в 18:45 на площадке фестиваля (зал «Творчество») пройдет дискуссия с участием эксперта о паблик-арте. «Urban Voice: искусство и горожане» будет интересна всем, кто неравнодушен к арту в столице.

«Больше НЕТСТЕН» - это приглашение увидеть уличное искусство как полноценную часть городской среды. Сделать это на «Зодчестве» можно сегодня: вход свободный.

📸 Вячеслав Замыслов
👍146👎4😐2
Станция «Дзержинская» (теперь «Лубянка») кажется ныне самой скромной из станций первой очереди, открытых 15 мая 1935 года. А ведь это было не так. Перед вами чёрно-белый снимок, опубликованный в журнале «Строительство Москвы» (№ 2−3 за 1935 год). Хорошо видно раскрашенный в технике сграффито плафон. Тема росписи — популярнейшая в то время авиация.

Автор эскизов — художник-монументалист Иван Васильевич Максимов. Сграффито выполнила бригада художников: Леонид Захарович Танклевский, Файтель Лазаревич Мулляр, Борис Петрович Чернышев. Был ещё художник Белов, но его данные пока не удалось найти. К сожалению, ничего не сохранилось.

Как рассказывает автор канала «Мир метро», самая авангардная станция столичного метрополитена была практически полностью перестроена в 1970-е годы при строительстве перехода на «Кузнецкий Мост». Очень жаль! Сграффито можно восстановить. Тем более что эскизы остались.

Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей 90 лет. Современный кадр повторил наш фотограф и соавтор Владимир Иваний

Москва. Было — стало

Москва. Было — стало в Max
😢73👍27💔2116👏3❤‍🔥1
4 ноября исполнилось 70 лет знаменитому постановлению ЦК КПСС и Совета министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Приведу небольшую цитату из этого обширного документа:
...получила широкое распространение внешне-показная сторона архитектуры, изобилующая большими излишествами, что не соответствует линии Партии и Правительства в архитектурно-строительном деле. Увлекаясь показной стороной, многие архитекторы занимаются главным образом украшением фасадов зданий, не работают над улучшением внутренней планировки и оборудования жилых домов и квартир, пренебрегают необходимостью создания удобств для населения, требованиями экономики и нормальной эксплуатации зданий. Ничем не оправданные башенные надстройки, многочисленные декоративные колоннады и портики и другие архитектурные излишества, заимствованные из прошлого, стали массовым явлением при строительстве жилых и общественных зданий, в результате чего за последние годы на жилищное строительство перерасходовано много государственных средств, на которые можно было бы построить не один миллион квадратных метров жилой площади для трудящихся.

4 ноября 1955 года считается концом сталинского неоклассицизма и началом эпохи радикального унитаризма в архитектуре, которая породила советский модернизм, или совмод. В качестве примера внешне-показной архитектуры, изобилующей большими излишествами можно привести обычный жилой дом во 2-м Щемиловском переулке, завершённый строительством в 1948 году, за семь лет до знаменитого постановления. Это не типовое, не панельное здание было возведено по индивидуальному проекту двух замечательных архитекторов Виктора Петровича Сергеева и Владимира Владимировича Беккера. Сергеев — разработчик типовых проектов красивых жилых домов, очень похожих на тот, что на фото.

После ноября 1955 года было позволено завершить строительство уже начатых зданий, но без украшательств и излишеств. С новых фасадов нещадно удалялся и обдирался декор, порой запрещалось даже штукатурить дома внешне-показной архитектуры. Такие дома в народе прозвали обдирными. Спустя семь десятилетий советская архитектура с излишествами стала историческим достоянием Москвы и множества других городов бывшего Союза ССР.

Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей 75 лет. Современный кадр повторил наш фотограф Владимир Иваний

Москва. Было — стало

Также посмотрите, какими были
1-я Мещанская улица в 1905 году и корпус Набилковского коммерческого училища
58😢24👍12💯8💔7🤔5❤‍🔥3😁2
Вдогонку прошедшему дню 7 ноября — «красному дню календаря». Мы на станции метро «Киевская» Кольцевой линии. Она была открыта 14 марта 1954 года. Пилоны главного зала украшены 18 мозаичными панно, в основном на тему украинской истории (в год открытия станции праздновалась 300-летняя годовщина воссоединения Украины и России).

Перед вами панно «Провозглашение Советской власти Владимиром Ильичом Лениным в 1917 году». Обратите внимание на чёрно-белый кадр. За спиной Ленина стоят Сталин, Свердлов и Дзержинский. Спустя два года после открытия станции началась хрущёвская кампания развенчания культа личности. Сталин стал неудобен, а после 1961 года образ вождя народов стали удалять отовсюду. Панно пришлось частично пересобирать. На современном кадре за спиной Ленина пустота.

Впрочем, то была не самая сложная работа. Например, панно «XIX съезд КПСС», где художник изобразил Сталина, Маленкова, Молотова, Кагановича и Булганина, было вовсе снято и заменено на другое.
Автором мозаик считается Александр Васильевич Мизин, в то время директор Института монументальной живописи и скульптуры при Академии Украинской ССР. Детально разрабатывал эскизы художник-монументалист Александр Титович Иванов. Каждое панно собирала бригада художников из мозаичной мастерской Академии художеств СССР.
Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей 70 лет. Современный кадр повторил наш фотограф Владимир Иваний

Москва. Было — стало

Также посмотрите, каким был дом Зинаиды Григорьевны Морозовой на Спиридоновке
👍63😢3023😁11👏2💔2🤗2❤‍🔥1
В конце ноября мы будем отмечать (по старому стилю) 145-летие со дня рождения выдающегося русского архитектора Леонида Александровича Веснина. Сегодня перед вами один из типовых его проектов: клуб Московской тонкосуконной фабрики имени Петра Алексеева. Улица Михалковская.

Здание было заложено летом 1927-го, к 10-й годовщине Октября; завершено через год; сдано в эксплуатацию после внутренней отделки в 1929-м. В то же время в Ростокино был возведён по этому же проекту Дом культуры имени Луначарского Ростокинской камвольно-отделочной фабрики.

В клубе были актовый зал со сценой и кинобудкой, библиотека с читальным залом, буфет, который летом можно было выводить на открытую террасу. Кроме того, по моде тех лет часть кровли была обитаемой. Подвал предназначался для организации тира.
На чёрно-белом снимке отчётливо читается транспарант, вывешенный на балконе: Да здравствуют Советы — органы пролетарской диктатуры.

Леонид Александрович в строительстве участия не принимал. Но получил порцию критики. Зал на 450 зрителей — мал. Нет спортивного зала. Мало комнат для кружковых занятий. Оказалось, что начальство фабрики отдало несколько клубных помещений под жильё.

В начале 1980-х клуб был сильно перестроен, что хорошо заметно при сравнении фотографий. Совсем скоро зданию исполнится 100 лет. Было бы здорово вернуть исторический облик. Тем более что недавно здание снова перешло в собственность государства. Геометка

Оба снимка сделаны почти с одной точки с разницей около 92 лет. Современный кадр повторил наш фотограф Владимир Иваний

Москва. Было — стало

Москва. Было — стало в Max
38👍26😢6👎4👏3❤‍🔥2
Советская Москва. Площадь Маяковского (ныне Триумфальная). Перед установкой статуи пролетарского поэта в 1958 году на площади были выставлены деревянные макеты для примерки. Их переносили с места на место; архитектор Дмитрий Николаевич Чечулин (он проектировал памятник) искал оптимальную точку.

На втором плане чёрно-белого снимка, перед гостиницей «Пекин», виден примечательный дом Алексея Гладышева 1860-х годов постройки. Его можно назвать самым театральным домом Москвы. Он стоял на исчезнувшем ныне углу с 1-й Брестской улицей.

В доме Гладышева в 1910 году открылся первый театр-варьете «Альказар». Причём хозяин дома был директором. После революции здесь поочерёдно работали Малый театр и Пресненский районный театр. Затем 1-я студия Московского художественного театра. Потом эстрадный театр, взявший по старой памяти имя «Альказар». В 1927-м сюда переехал Театр сатиры. В 1954-м он перебрался в новое здание, и здесь до 1961 года обосновался Театр эстрады. Последним обитателем дома была студия, ставшая затем известным театром «Современник».

К сожалению, дом Гладышева был снесён в 1974-м. Говорят, когда разбирали дом, москвичи уносили кирпичики домой — на память. На этом месте уже половину века парковка.

Обе фотографии сделаны почти с одной точки с разницей 67 лет.

Москва. Было — стало

Также посмотрите, каким был Городской родильный дом имени Абрикосовой
😢6343👍22❤‍🔥3🎄2🔥1🤔1
Дом Натальи Васильевны Урусовой на Кузнецкой улице (ныне Новокузнецкая). Чёрно-белый кадр сделан вскоре после завершения строительства в 1912 году. Архитектор дома Иван Иванович Рерберг (автор Киевского вокзала и телеграфа на Тверской).

Наталья Васильевна была дочерью Василия Алексеевича Бахрушина. Её муж Семён Никитич Урусов был потомственным почётным гражданином Москвы. Он значился попечителем Бахрушинской больницы и родильного приюта Бахрушиных в Сокольниках. Скончался незадолго до революции. Наталья Васильевна более чем на 20 лет пережила мужа. После 1917 года она эмигрировала во Францию, где жила до кончины в 1938-м. Дом был национализирован.

С 1954 года в бывшем доме Урусовых — посольство Индонезии. Геометка

Обе фотографии сделаны с одной точки. Современный кадр повторил наш фотограф Владимир Иваний

Москва. Было — стало

Также посмотрите, каким был Императорский Московский археологический институт имени Императора Николая ІІ
64👍50❤‍🔥9💔5🔥2🤔2👎1😐1
Лыткарино. Храм Петра и Павла в усадьбе Петровское. 1923 год. Он был завершен строительством за семь или восемь лет. Известно, что работы начались в 1798 году, а завершены в 1805-м. В июне того же года храм был освящен. Храм летний, то есть неотапливаемый. Заказчиком был Александр Григорьевич Демидов, представитель известнейшей русской промышленной династии. Демидовы тогда владели усадьбой Петровское. Принимал новопостроенный храм уже его сын — гофмаршал Григорий Александрович Демидов.

Строительство начинали новгородские мастера, храм был поставлен на белокаменном цоколе. Зодчие использовали легендарный московский строительный материал — мячковский известняк, благодаря которому Москва получила прозвище Белокаменная.

После Демидовых усадьбой владели Чернышевы. В 1875 году архитектор Вербицкий по заказу княгини Елизаветы Николаевны построил в подклете храма фамильную усыпальницу светлейших князей. Елизавета Николаевна перенесла туда прах своего мужа Александра Ивановича Чернышева, а после смерти была погребена рядом.

В 1937 году храм был закрыт. По традиции тех лет усыпальница была вскрыта. Здание использовалось как общежитие, столовая, мастерская. С 1990 года в храме вновь идут службы. Сегодня это памятник федерального значения. Геометка

Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей 101 год. Современный кадр повторил наш фотограф Владимир Иваний

Москва. Было — стало

Москва. Было — стало в Max
174👍39❤‍🔥7💔4🔥1😢1🙈1
Храм во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на Миусском кладбище. Построен в 1823 году по проекту Александра Филипповича Элькинского на деньги купца Ивана Петровича Кожевникова. Архитектор вошёл в историю как строитель Малого театра по проекту Осипа Ивановича Бове, чьим помощником Элькинский служил в Москве. В 1834-м к храму были пристроены приделы; ещё позже возведены две маленькие одноярусные колокольни, что было довольно необычно для Москвы.
Миусское кладбище было основано в 1771 году, во время эпидемии чумы. Первый, ещё деревянный храм на погосте был освящен в январе 1773 года. Он был разобран спустя полвека, с началом строительства каменной церкви.

Чёрно-белый кадр сделан в 1903 году. Меньше чем через 10 лет у храма была построена высокая четырёхъярусная звонница. При Советской власти, в 1934 году, храм был закрыт, кресты сбиты, колокольня сломана до первого яруса. Здесь разместился цех «Медучпособие» (комбинат медицинских учебных пособий) Минздрава РСФСР.

В цехах «Медучпособия» (в Москве работали два филиала этого предприятия) изготавливали влажные препараты (например, фрагменты тканей и органов в банках с формальдегидом), модели скелетов, чучела, тренажёры для оказания первой помощи и т.д. В общем, всё, что было нужно для учёбы студентов-медиков, и не только их.

В сентябре 1990 года в храме вновь начались службы. Сломанная звонница была воссоздана. Геометка

Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей 121 год. Современный кадр повторил наш фотограф Владимир Иваний

Москва. Было — стало

Также посмотрите, каким был дом Александра Вениаминовича Бари на углу Архангельского и Кривоколенного переулков
56👍39❤‍🔥5🔥2
Сквер и фонтан на Большой Семёновской улице. Июль 1951 года. На втором плане два дома РЖСКТ — общежития работников Электрозавода. РЖСКТ — это рабочее жилищно-строительное кооперативное товарищество. В следующем году зданиям исполнится 100 лет: они были построены в 1926 году. Архитектор Владимир Григорьевич Локшин проектировал так, чтобы своими фасадами они украсили соседнюю площадь Журавлёва (она же бывшая Введенская).

Внутри это было обычное рабочее жильё — коридорная система с общим туалетом в конце каждого этажа. В ту пору душевая или ванная в жилом фонде считалась невиданной роскошью, потому в общежитиях не было ни того, ни другого. Обитатели ходили мыться в бани.

Сквер был разбит и благоустроен уже после войны, в расцвет сталинского стиля с излишествами. Потому фонтан с маскаронами контрастирует с аскетичными формами пролетарского жилья первых лет советской власти. В 1970-х годах здания были расселены и некоторое время стояли заброшенными. Рассыпающиеся от ветхости балконы были срезаны. Сначала тут разместились заводские отделы. Ныне — офисы и магазины. Фонтан, к сожалению, не сохранился, он был разобран ещё в советские годы. Геометка правого дома здесь.

Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей 73 года. Современный кадр повторил наш фотограф Владимир Иваний

Москва. Было — стало

Также посмотрите, каким был главный корпус Московского электролампового завода
58👍29😢13🔥1
Мы на Большой Серпуховской улице, у Беклемишевского приюта, построенного Обществом попечения о неимущих и нуждающихся в защите детях. Сие место невероятно изменилось за последние 120 лет, но участок, где некогда приют стоял, вычислен с точностью.

На дальнем плане чёрно-белого кадра справа виден храм Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Он сохранился по сей день, пусть и в сильно изменённом виде, и стал для нас ориентиром.

Беклемишевский одноэтажный приют для мальчиков был возведён на Большой Серпуховской улице, на участке земли, подаренном в 1902 году крупной помещицей Верой Дмитриевной Беклемишевой. Приют стал называться по её имени. Мальчишек в приют набрали ещё до завершения строительства. Это время они жили в подмосковном имении князя Александра Борисовича Голицына.

Освящение новопостроенного дома состоялось 22 ноября 1902 года, то есть ровно 123 года назад. Вскоре после открытия, в апреле 1903 года, приют посетила Великая княгиня Елизавета Фёдоровна, сестра последней императрицы Александры Фёдоровны и супруга московского генерал-губеранатора Сергея Александровича. Елизавета Фёдоровна выделила деньги на посадку деревьев вокруг здания.

Также у приюта был разбит огород. 50 мальчишек содержались в приюте на деньги, получаемые от доходных домов, возведённых Обществом попечения о неимущих и нуждающихся в защите детях. После революции приют был закрыт. Здание разобрано в 1920-х годах. Теперь на этом месте парковка между домами №44 и №48. Геометка

Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей около 120 лет. Современный кадр повторил наш фотограф Владимир Иваний

Москва. Было — стало

Также посмотрите, каким был храм Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» при Ляпинском доме призрения для бедных вдов на Большой Серпуховской
😢4532👍13❤‍🔥1🤬1💔1
Усадьба Горенки. Владимирское шоссе (ныне шоссе Энтузиастов). Чёрно-белый кадр со стороны подъездной дороги сделан 7 июня 1925 года. Современный снимок наш фотограф Владимир Иваний повторил ровно 100 лет спустя.

Бывший усадебный дом был возведён в 1780–1790-х годах при графе Алексее Кирилловиче Разумовском. Архитектор (предполагаемый) Адам Адамович Менелас построил дом в классическом стиле с шестиколонным портиком ионического ордера и аркадой. Дом был соединён с флигелями изящными переходами с парными колоннами.

В течение столетия усадьба переходила из рук в руки. Последний частный хозяин — фабрикант Владимир Павлович Севрюгов — выкупил Горенки в 1910 году и затеял реставрацию. Работами заправлял Сергей Егорович Чернышёв, будущий главный архитектор Москвы. Реставрация закончилась в 1916-м, а спустя год грянула революция, затем национализация.

В первые годы Соввласти главный дом занимали исполком Разинской волости и детдом имени Степана Разина. В 1925 году усадьба была передана для организации туберкулёзного санатория «Красная роза». Он проработал много лет; в наше время стал Центром внелёгочного туберкулёза, но был закрыт весной 2020 года. После нескольких лет реставрации в главном доме открылся музей.

Обе фотографии сделаны с одной точки.

Москва. Было — стало

Также посмотрите, какой была Смоленская площадь в 1931 году
43👍39👏7😢1