ТЕОРИЯ ДВОЙНОГО КОДИРОВАНИЯ И ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ
ℹ️ В 1970-х годах Аллан Пайвио предположил, что люди обрабатывают вербальную и визуальную информацию по отдельности и одновременно, что и легло в основу его теории двойного кодирования. Согласно теории обучающиеся могут изучать новые материалы с помощью словесных ассоциаций или визуальных образов, но их комбинация более успешна в обучении.
🔹 Чем может быть полезна теория двойного кодирования в онлайн-обучении?
Например, в асинхронном обучении, когда у преподавателя нет возможности наблюдать за обучающимися и их учебной нагрузкой в течение занятия, а обучающиеся, в свою очередь, пытаются слушать и считывать информацию на слайде одновременно. Но когда они совершают данные действия, то чаще всего перегружаются.
Теория двойного кодирования в данном случае полезна тем, что советует относиться к написанным словам на слайде и устным словам преподавателя как к одному и тому же, так как мозг обучающихся воспринимает их (слова на слайде) как словесное общение. Поэтому в учебных презентациях не рекомендуется использовать письменный текст в качестве визуального представления, если информация уже устно транслируется преподавателем занятия.
🔹 Как можно использовать двойное кодирование в онлайн-обучении?
Например, в синхронном обучении можно давать сперва обучающимся время для обработки визуальной информации, прежде чем поступит вербальная. Простыми словами говоря, преподаватель должен сперва доходчиво объяснить тему слайда, а затем, задавая вопросы, убедиться в том, что обучающиеся правильно поняли все элементы на слайде. Кстати, таким способом преподаватель заодно и поймёт насколько эффективно визуальный контент выполняет свою роль для достижения образовательных целей и сможет дать обратную связь методисту, ответственному за составление материалов.
🔹 Какие типы визуального контента можно использовать в онлайн-обучении для апробации теории двойного кодирования?
Визуальных материалов в онлайн-обучении достаточно много, но для апробации теории двойного кодирования на практике можно использовать следующие типы:
• Картинки
• Диаграммы
• Графические органайзеры
• Хронологии
• Графики
• Таблицы
• Инфографика
• Образовательные плакаты
• Скетчноутинг
🔸 Заключительные мысли о теории двойного кодирования
Теория двойного кодирования не является новой, но может оказать существенное влияние на эффективность онлайн-обучения. Например, при правильном использовании теории можно улучшить запоминание обучающимися информации и снизить когнитивную нагрузку при изучении новых понятий.
📖 Источники
- Paivio A., «Imagery and Verbal Processes»
- Ресурсы: prowritingaid. сom
ℹ️ В 1970-х годах Аллан Пайвио предположил, что люди обрабатывают вербальную и визуальную информацию по отдельности и одновременно, что и легло в основу его теории двойного кодирования. Согласно теории обучающиеся могут изучать новые материалы с помощью словесных ассоциаций или визуальных образов, но их комбинация более успешна в обучении.
🔹 Чем может быть полезна теория двойного кодирования в онлайн-обучении?
Например, в асинхронном обучении, когда у преподавателя нет возможности наблюдать за обучающимися и их учебной нагрузкой в течение занятия, а обучающиеся, в свою очередь, пытаются слушать и считывать информацию на слайде одновременно. Но когда они совершают данные действия, то чаще всего перегружаются.
Теория двойного кодирования в данном случае полезна тем, что советует относиться к написанным словам на слайде и устным словам преподавателя как к одному и тому же, так как мозг обучающихся воспринимает их (слова на слайде) как словесное общение. Поэтому в учебных презентациях не рекомендуется использовать письменный текст в качестве визуального представления, если информация уже устно транслируется преподавателем занятия.
🔹 Как можно использовать двойное кодирование в онлайн-обучении?
Например, в синхронном обучении можно давать сперва обучающимся время для обработки визуальной информации, прежде чем поступит вербальная. Простыми словами говоря, преподаватель должен сперва доходчиво объяснить тему слайда, а затем, задавая вопросы, убедиться в том, что обучающиеся правильно поняли все элементы на слайде. Кстати, таким способом преподаватель заодно и поймёт насколько эффективно визуальный контент выполняет свою роль для достижения образовательных целей и сможет дать обратную связь методисту, ответственному за составление материалов.
🔹 Какие типы визуального контента можно использовать в онлайн-обучении для апробации теории двойного кодирования?
Визуальных материалов в онлайн-обучении достаточно много, но для апробации теории двойного кодирования на практике можно использовать следующие типы:
• Картинки
• Диаграммы
• Графические органайзеры
• Хронологии
• Графики
• Таблицы
• Инфографика
• Образовательные плакаты
• Скетчноутинг
🔸 Заключительные мысли о теории двойного кодирования
Теория двойного кодирования не является новой, но может оказать существенное влияние на эффективность онлайн-обучения. Например, при правильном использовании теории можно улучшить запоминание обучающимися информации и снизить когнитивную нагрузку при изучении новых понятий.
📖 Источники
- Paivio A., «Imagery and Verbal Processes»
- Ресурсы: prowritingaid. сom
👍13
ℹ️ Дорогие коллеги, ранее мной уже были проведены консультации на основе научного подхода для преподавателя ВУЗа Ирины и онлайн-методиста Марины. И я решил продолжить добрую традицию, выделив для этого своё время.
📖 На сегодняшний день на канале мной часто поднимается тема, посвященная теории когнитивной нагрузки.
Поэтому я приглашаю трёх первых откликнувшихся подписчиков на бесплатную консультацию по улучшению вашей учебной презентации с точки зрения снижения когнитивной нагрузки. Мне кажется, что это лучший способ показать как работает публикуемая мной теория на практике.
🔹 На примере одной вашей действующей учебной презентации курса или занятия я расскажу о совершаемых ошибках, которые нагружают память ваших обучающихся, а также познакомлю вас со своим практическим опытом по использованию цифрового контента на слайдах в соответствии с теорией.
🔸 Интересующие вас вопросы можно задавать в комментариях к посту.
🔸 Откликаться по бесплатной консультации можно ко мне в личные сообщения.
📍Ваши отклики принимаются до 07 марта включительно.
📖 На сегодняшний день на канале мной часто поднимается тема, посвященная теории когнитивной нагрузки.
Поэтому я приглашаю трёх первых откликнувшихся подписчиков на бесплатную консультацию по улучшению вашей учебной презентации с точки зрения снижения когнитивной нагрузки. Мне кажется, что это лучший способ показать как работает публикуемая мной теория на практике.
🔹 На примере одной вашей действующей учебной презентации курса или занятия я расскажу о совершаемых ошибках, которые нагружают память ваших обучающихся, а также познакомлю вас со своим практическим опытом по использованию цифрового контента на слайдах в соответствии с теорией.
🔸 Интересующие вас вопросы можно задавать в комментариях к посту.
🔸 Откликаться по бесплатной консультации можно ко мне в личные сообщения.
📍Ваши отклики принимаются до 07 марта включительно.
👍4❤2
ЦИКЛ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА «ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ». КОГНИТИВНАЯ ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ.
ℹ️ Теория обучения – это определенная концепция, помогающая выявить закономерности, которым подчиняется обучающий процесс. Глубокое знание теорий обучения, на мой взгляд, даёт возможность анализировать процесс обучения с разных сторон, что позволяет принимать эффективные методические решения в онлайн-среде. Поэтому мне кажется, что необходимо создать цикл кратких публикаций канала, который будет посвящён именно теориям обучения. И сегодня мы рассмотрим первую из них - когнитивную теорию обучения.
📝 Когнитивная теория обучения была разработана в Женевской школе генетической психологии Жаном Пиаже и развита в дальнейшем его последователями. Когнитивная теория обучения используется в обучении для объяснения психических процессов обучающихся и того, как на них влияют внутренние и внешние факторы во время процесса обучения. Когнитивное обучение сосредоточено на умственных процессах, с помощью которых обучающийся усваивает, интерпретирует, сохраняет и извлекает информацию. Теория разделена на две дополнительные когнитивные теории обучения: когнитивно-поведенческую теорию (CBT) и социально-когнитивную теорию (SCT).
🔹 Что такое когнитивные стратегии обучения и чем они могут быть полезны?
Стратегии когнитивного обучения направлены на улучшение способности обучающихся более глубоко обрабатывать информацию. Чем глубже понимание, тем качественнее обучающиеся могут применять информацию в новых условиях. Помимо поверхностного обучения, при котором хранение информации часто ограничивается только кратковременной памятью, стратегии когнитивного обучения приводят к сохранению учебной информации в долговременной памяти обучающихся.
🔹 Перечислим некоторые рекомендации, которые помогут вам создать когнитивную стратегию в онлайн-обучении:
🔸 Используйте вопросы для проверки знаний обучающихся не только в конце обучения, но и во время обучения. Когда обучающимся задают вопросы, это дает им возможность глубже погрузиться в смысл учебной информации. Также вопросы, основанные на ответах обучающихся, могут помочь им проанализировать свое обучение, углубляясь в собственный мыслительный процесс.
🔸 Создавайте практические задачи, позволяющие обучающимся совершать ошибки. Моделирование подобных задач помогает обучающимся понять, где в их мыслительном процессе они ошиблись, что позволяет им моментально перенаправить мышление в целях нахождения правильного ответа.
🔸 Предоставляйте возможности для саморефлексии, так как это помогает обучающимся в понимании их мыслительного процесса. Например, запись личных заметок в рабочей тетради, устное обоснование своих ответов во время обучения или самоанализ полученных знаний в начале, в середине и в конце обучения могут стать отличными способами побудить обучающихся задуматься о своем мышлении и, соответственно, о прогрессе в обучении.
🔸 Давайте обучающимся наблюдать друг за другом во время обучения. Подражание является эффективным средством обучения, особенно у детей. Тем не менее, взрослые также могут подражать другим, чтобы научиться желаемым навыкам.
Надеюсь, что информация была для вас полезна. В следующей публикации мы рассмотрим бихевиористскую теорию обучения.
📖 Источники
- Piaget J. «Theory of cognitive development»
- edapp. com, wgu. edu, explorable. com, indeed. com
ℹ️ Теория обучения – это определенная концепция, помогающая выявить закономерности, которым подчиняется обучающий процесс. Глубокое знание теорий обучения, на мой взгляд, даёт возможность анализировать процесс обучения с разных сторон, что позволяет принимать эффективные методические решения в онлайн-среде. Поэтому мне кажется, что необходимо создать цикл кратких публикаций канала, который будет посвящён именно теориям обучения. И сегодня мы рассмотрим первую из них - когнитивную теорию обучения.
📝 Когнитивная теория обучения была разработана в Женевской школе генетической психологии Жаном Пиаже и развита в дальнейшем его последователями. Когнитивная теория обучения используется в обучении для объяснения психических процессов обучающихся и того, как на них влияют внутренние и внешние факторы во время процесса обучения. Когнитивное обучение сосредоточено на умственных процессах, с помощью которых обучающийся усваивает, интерпретирует, сохраняет и извлекает информацию. Теория разделена на две дополнительные когнитивные теории обучения: когнитивно-поведенческую теорию (CBT) и социально-когнитивную теорию (SCT).
🔹 Что такое когнитивные стратегии обучения и чем они могут быть полезны?
Стратегии когнитивного обучения направлены на улучшение способности обучающихся более глубоко обрабатывать информацию. Чем глубже понимание, тем качественнее обучающиеся могут применять информацию в новых условиях. Помимо поверхностного обучения, при котором хранение информации часто ограничивается только кратковременной памятью, стратегии когнитивного обучения приводят к сохранению учебной информации в долговременной памяти обучающихся.
🔹 Перечислим некоторые рекомендации, которые помогут вам создать когнитивную стратегию в онлайн-обучении:
🔸 Используйте вопросы для проверки знаний обучающихся не только в конце обучения, но и во время обучения. Когда обучающимся задают вопросы, это дает им возможность глубже погрузиться в смысл учебной информации. Также вопросы, основанные на ответах обучающихся, могут помочь им проанализировать свое обучение, углубляясь в собственный мыслительный процесс.
🔸 Создавайте практические задачи, позволяющие обучающимся совершать ошибки. Моделирование подобных задач помогает обучающимся понять, где в их мыслительном процессе они ошиблись, что позволяет им моментально перенаправить мышление в целях нахождения правильного ответа.
🔸 Предоставляйте возможности для саморефлексии, так как это помогает обучающимся в понимании их мыслительного процесса. Например, запись личных заметок в рабочей тетради, устное обоснование своих ответов во время обучения или самоанализ полученных знаний в начале, в середине и в конце обучения могут стать отличными способами побудить обучающихся задуматься о своем мышлении и, соответственно, о прогрессе в обучении.
🔸 Давайте обучающимся наблюдать друг за другом во время обучения. Подражание является эффективным средством обучения, особенно у детей. Тем не менее, взрослые также могут подражать другим, чтобы научиться желаемым навыкам.
Надеюсь, что информация была для вас полезна. В следующей публикации мы рассмотрим бихевиористскую теорию обучения.
📖 Источники
- Piaget J. «Theory of cognitive development»
- edapp. com, wgu. edu, explorable. com, indeed. com
❤23
СОВЕТ ПО САМОРАЗВИТИЮ № 1 «ИЗУЧАЙТЕ СЛОЖНУЮ ИНФОРМАЦИЮ»
📖 Воскресными вечерами мне нравится просматривать видео на различные нейронаучные тематики, связанные с обучением. Перелистывая Youtube, я наткнулся на небольшое интервью учёного в области нейронауки и психолингвистики Татьяны Васильевной Черниговской, в котором она заявила о следующем: «…нейронную сеть нужно развивать, читая «сложные» книги, смотря «сложные» фильмы, слушая «сложную» музыку!». Причём это далеко не первый случай, когда Черниговская рассуждает о позитивном влиянии информации, заставляющей думать, на развитие нейронной сети мозга.
💭 Я тут же вспомнил об одном из комментариев к первому опубликованному посту, в котором отмечалось о сложности подаваемой информации на канале. Тогда я всерьёз задумался над тем, а как бы упростить учебную информацию, как разбавить её разговорным стилем, как сделать так, чтобы информацию понимал каждый вне зависимости от профессионального опыта.
🔹 Сегодня я перестал задаваться подобными вопросами. Ведь когда ты как автор изучаешь сложную информацию, то даёшь развиваться своим читателям!
📖 Воскресными вечерами мне нравится просматривать видео на различные нейронаучные тематики, связанные с обучением. Перелистывая Youtube, я наткнулся на небольшое интервью учёного в области нейронауки и психолингвистики Татьяны Васильевной Черниговской, в котором она заявила о следующем: «…нейронную сеть нужно развивать, читая «сложные» книги, смотря «сложные» фильмы, слушая «сложную» музыку!». Причём это далеко не первый случай, когда Черниговская рассуждает о позитивном влиянии информации, заставляющей думать, на развитие нейронной сети мозга.
💭 Я тут же вспомнил об одном из комментариев к первому опубликованному посту, в котором отмечалось о сложности подаваемой информации на канале. Тогда я всерьёз задумался над тем, а как бы упростить учебную информацию, как разбавить её разговорным стилем, как сделать так, чтобы информацию понимал каждый вне зависимости от профессионального опыта.
🔹 Сегодня я перестал задаваться подобными вопросами. Ведь когда ты как автор изучаешь сложную информацию, то даёшь развиваться своим читателям!
❤18👍13🔥1
ЦИКЛ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА «ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ». БИХЕВИОРИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ.
ℹ️ В предыдущем посте цикла публикаций мы рассмотрели когнитивную теорию обучения, а также несколько рекомендаций для создания когнитивной стратегии в онлайн-обучении. Теперь поговорим о бихевиористской теории обучения.
📝 Первым, кто начал внедрять бихевиористский подход в обучение стал американский психолог Беррес Фредерик Скиннер. Бихевиористские теории в обучении (от англ. behavior – поведение) характеризуются тем, что при анализе процесса обучения учитываются только внешние факторы воздействия на обучаемого и его ответные реакции на эти воздействия (всеми известная формула «стимул-реакция»). Психический процесс, который ведёт к реакции у бихевиористов является недоступным научному анализу, именно поэтому, пожалуй, стоило бы рассмотреть бихевиористов перед когнитивистами, так как последние обозначили влияние психических процессов обучающихся на эффективность обучения, а не только поведенческих. Но тем не менее бихевиористская теория имеет место для существования, так как в поведении обучающихся скрываются немаловажные особенности, без выявления которых невозможно было и открытие когнитивной теории обучения.
🔹 Что такое бихевиористские стратегии обучения и чем они могут быть полезны?
Стратегии бихевиористского обучения направлены на понимание того, как мотивировать обучающихся к достижению образовательных целей. Главная задача в данных стратегиях – показать обучающимся, как они должны правильно реагировать на создаваемые для них внешние факторы. Это необходимо делать повторяющимся образом, чтобы регулярно напоминать обучающимся, какое именно поведение от них требуется для успешного обучения. Положительное подкрепление в этом отношении является ключевым элементом. Без положительного подкрепления обучающиеся быстро отказываются от достижения образовательных целей.
🔹 Перечислим некоторые рекомендации, которые помогут вам создать бихевиористскую стратегию в онлайн-обучении:
🔸 Практикуйте положительное подкрепление. Когда вы подкрепляете положительные действия обучающихся, то непременно побуждаете их совершать данные действия снова и снова. Поэтому обязательно внедряйте в процессы обучения словесное подкрепление (например, похвалу), систему поощрений, дополнительных привилегий, статусов и т.д.
🔸 Создавайте чёткие инструкции при работе с учебными материалами. Когда вы создаёте чёткие алгоритмы по тому, как работать с учебными материалами, то обучающиеся начинают стремиться к выработке правильных «моделей поведения» во время процесса обучения, а порой и вовсе формируют «культуру обучения». Поэтому обязательно создавайте к различным типам контента инструкции по их правильному изучению.
🔸 Внедряйте в обучение демонстрацию экспертных навыков преподавателем. Когда вы даёте возможность обучающимся наблюдать за «эталонным» поведением, то помогаете им самостоятельно анализировать и выполнять необходимые действия, способствующие обучению. Поэтому создавайте в обучении отдельно занятия, которые будут посвящены именно наблюдению обучающихся за отработкой на практике преподавателем желаемых навыков.
🔸 Обеспечивайте обратную связь в обучении. Когда вы помогаете обучающимся решать проблемные вопросы в обучении, то даёте им положительное подкрепление. Поэтому старайтесь обеспечивать высокое качество обратной связи «до», «во время» и «после» обучения.
Надеюсь, что информация была для вас полезна. В следующей публикации мы рассмотрим конструктивистскую теорию обучения.
📖 Источники
- Drew C. «Behaviorism – Skinner's Education Learning Theory»
- McLeod S. A. «Behaviorist approach. Simply Psychology»
- Bryant L. C., Vincent R., Shaqlaih A., Moss G. «Behaviorism and behavioral learning theory»
- Ресурсы: edtechreview. in, wgu. edu, psycnet. apa. org
ℹ️ В предыдущем посте цикла публикаций мы рассмотрели когнитивную теорию обучения, а также несколько рекомендаций для создания когнитивной стратегии в онлайн-обучении. Теперь поговорим о бихевиористской теории обучения.
📝 Первым, кто начал внедрять бихевиористский подход в обучение стал американский психолог Беррес Фредерик Скиннер. Бихевиористские теории в обучении (от англ. behavior – поведение) характеризуются тем, что при анализе процесса обучения учитываются только внешние факторы воздействия на обучаемого и его ответные реакции на эти воздействия (всеми известная формула «стимул-реакция»). Психический процесс, который ведёт к реакции у бихевиористов является недоступным научному анализу, именно поэтому, пожалуй, стоило бы рассмотреть бихевиористов перед когнитивистами, так как последние обозначили влияние психических процессов обучающихся на эффективность обучения, а не только поведенческих. Но тем не менее бихевиористская теория имеет место для существования, так как в поведении обучающихся скрываются немаловажные особенности, без выявления которых невозможно было и открытие когнитивной теории обучения.
🔹 Что такое бихевиористские стратегии обучения и чем они могут быть полезны?
Стратегии бихевиористского обучения направлены на понимание того, как мотивировать обучающихся к достижению образовательных целей. Главная задача в данных стратегиях – показать обучающимся, как они должны правильно реагировать на создаваемые для них внешние факторы. Это необходимо делать повторяющимся образом, чтобы регулярно напоминать обучающимся, какое именно поведение от них требуется для успешного обучения. Положительное подкрепление в этом отношении является ключевым элементом. Без положительного подкрепления обучающиеся быстро отказываются от достижения образовательных целей.
🔹 Перечислим некоторые рекомендации, которые помогут вам создать бихевиористскую стратегию в онлайн-обучении:
🔸 Практикуйте положительное подкрепление. Когда вы подкрепляете положительные действия обучающихся, то непременно побуждаете их совершать данные действия снова и снова. Поэтому обязательно внедряйте в процессы обучения словесное подкрепление (например, похвалу), систему поощрений, дополнительных привилегий, статусов и т.д.
🔸 Создавайте чёткие инструкции при работе с учебными материалами. Когда вы создаёте чёткие алгоритмы по тому, как работать с учебными материалами, то обучающиеся начинают стремиться к выработке правильных «моделей поведения» во время процесса обучения, а порой и вовсе формируют «культуру обучения». Поэтому обязательно создавайте к различным типам контента инструкции по их правильному изучению.
🔸 Внедряйте в обучение демонстрацию экспертных навыков преподавателем. Когда вы даёте возможность обучающимся наблюдать за «эталонным» поведением, то помогаете им самостоятельно анализировать и выполнять необходимые действия, способствующие обучению. Поэтому создавайте в обучении отдельно занятия, которые будут посвящены именно наблюдению обучающихся за отработкой на практике преподавателем желаемых навыков.
🔸 Обеспечивайте обратную связь в обучении. Когда вы помогаете обучающимся решать проблемные вопросы в обучении, то даёте им положительное подкрепление. Поэтому старайтесь обеспечивать высокое качество обратной связи «до», «во время» и «после» обучения.
Надеюсь, что информация была для вас полезна. В следующей публикации мы рассмотрим конструктивистскую теорию обучения.
📖 Источники
- Drew C. «Behaviorism – Skinner's Education Learning Theory»
- McLeod S. A. «Behaviorist approach. Simply Psychology»
- Bryant L. C., Vincent R., Shaqlaih A., Moss G. «Behaviorism and behavioral learning theory»
- Ресурсы: edtechreview. in, wgu. edu, psycnet. apa. org
👍12❤6
СОВЕТ ПО САМОРАЗВИТИЮ № 2 «НИКОГДА НЕ ДУМАЙТЕ О ТОМ, ЧТО ВСЁ ЗНАЕТЕ И УМЕЕТЕ»
📖 Великий древнегреческий философ Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю. Но люди воображают, будто они что-то знают, а оказывается, что они не знают ничего. Вот и получается, что, зная о своем незнании, я знаю больше, чем все остальные».
💭 Каждый раз, когда я изучаю какую-либо книгу, статью, прохожу обучение в виде курсов, дополнительного высшего образования, или изучаю любую другую информацию, то стараюсь не думать о том, что мне теперь доступно то знание, которым не может обладать кто-нибудь другой. Таким образом моей целью получения знаний является не отделение от общества своей уникальность, а наоборот – сближение с ним, путём помощи полученными знаниями. Что позволяет не останавливаться в саморазвитии.
🔹 Именно поэтому канал – это для меня своеобразное "зеркало" сократовской мысли.
📖 Великий древнегреческий философ Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю. Но люди воображают, будто они что-то знают, а оказывается, что они не знают ничего. Вот и получается, что, зная о своем незнании, я знаю больше, чем все остальные».
💭 Каждый раз, когда я изучаю какую-либо книгу, статью, прохожу обучение в виде курсов, дополнительного высшего образования, или изучаю любую другую информацию, то стараюсь не думать о том, что мне теперь доступно то знание, которым не может обладать кто-нибудь другой. Таким образом моей целью получения знаний является не отделение от общества своей уникальность, а наоборот – сближение с ним, путём помощи полученными знаниями. Что позволяет не останавливаться в саморазвитии.
🔹 Именно поэтому канал – это для меня своеобразное "зеркало" сократовской мысли.
❤15👍4
ЦИКЛ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА «ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ».
КОНСТРУКТИВИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ.
ℹ️ В предыдущем посте цикла публикаций мы рассмотрели бихевиористскую теорию обучения, а также несколько рекомендаций для создания бихевиористских стратегий в онлайн-обучении. Теперь поговорим о конструктивистской теории обучения.
📝 Конструктивистская теория обучения получила значительное развитие благодаря работам Д. Дьюи, Ж. Пиаже, Л. Выготскому, Роберту М. Ганье и Д. Брунеру. Данная теория основана на том, что обучающиеся являются активными участниками своего обучения, то есть их знания строятся на основе опыта. По мере того как обучающиеся учатся, они размышляют о своём опыте и включают новые идеи в предыдущие знания. Так ими и достигается прогресс в обучении.
🔹 Что такое конструктивистские стратегии обучения и чем они могут быть полезны?
Стратегии конструктивистского обучения направлены на то, как стимулировать познавательную активность обучающихся, чтобы они самостоятельно приобретали образовательный опыт.
🔹 Перечислим некоторые рекомендации, которые помогут вам создать конструктивистскую стратегию в онлайн-обучении:
🔸 Извлекайте первичные знания обучающихся. Согласно теории понимание новых знаний строится на уже существующих знаниях, поэтому перед началом обучения их нужно извлечь. Инструментами могут быть как дискуссии с обучающимися, так и проведение для них тестирования.
🔸 Используйте социальные подходы к обучению. Конструктивисты считают, что обучение особо эффективно, когда оно протекает в социальном контексте, а не изолировано. Но, как правило, в онлайн-среде этого бывает сложно достичь. Именно поэтому для создания социального взаимодействия рекомендуется использовать синхронное обучение вместо асинхронного. В этом отношении можно проводить следующие учебные мероприятия: «живые» семинары, прямые трансляции с ответами на вопросы обучающихся, мастер-классы и т.д.
🔸 Стимулируйте самообучение. Согласно теории, например, вместо простого изучения баз знаний в обучении полезно создавать к ним дискуссионные площадки, которые помогали бы обучающимся обмениваться опытом и учиться друг у друга.
Также стоит отметить, что курсы в онлайн-среде чаще всего имеют структурированность и четкий путь обучения. Это, конечно, помогает обучающимся ориентироваться в учебном опыте. Но чтобы стимулировать самообучение и в данном случае можно использовать следующие способы: включение внешних информационных ссылок, создание внутренней базы знаний, создание методических рекомендаций к курсу, добавление функции поиска ключевых слов по курсу и т.д.
🔸 Внедряйте элементы фасилитации процесса обучения. В традиционном обучении преподаватель выступает главным источником знаний для обучающихся, что даёт ему авторитарную роль. В конструктивистском подходе преподаватель - фасилитатор, который создаёт условия для обучения, стимулируя познавательную активность. Такими приёмами стимуляции познавательной активности преподавателями может быть: проблемное обучение, творческие задания, самостоятельный анализ обучающимися учебной литературы, решение практических задач и т.д.
Надеюсь, что информация была для вас полезна. В следующей публикации мы рассмотрим гуманистическую теорию обучения.
📖 Источники
- Woolfolk A. «Educational psychology»
- Ресурсы: edgeeducation. com, educationaltechnology. net
КОНСТРУКТИВИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ.
ℹ️ В предыдущем посте цикла публикаций мы рассмотрели бихевиористскую теорию обучения, а также несколько рекомендаций для создания бихевиористских стратегий в онлайн-обучении. Теперь поговорим о конструктивистской теории обучения.
📝 Конструктивистская теория обучения получила значительное развитие благодаря работам Д. Дьюи, Ж. Пиаже, Л. Выготскому, Роберту М. Ганье и Д. Брунеру. Данная теория основана на том, что обучающиеся являются активными участниками своего обучения, то есть их знания строятся на основе опыта. По мере того как обучающиеся учатся, они размышляют о своём опыте и включают новые идеи в предыдущие знания. Так ими и достигается прогресс в обучении.
🔹 Что такое конструктивистские стратегии обучения и чем они могут быть полезны?
Стратегии конструктивистского обучения направлены на то, как стимулировать познавательную активность обучающихся, чтобы они самостоятельно приобретали образовательный опыт.
🔹 Перечислим некоторые рекомендации, которые помогут вам создать конструктивистскую стратегию в онлайн-обучении:
🔸 Извлекайте первичные знания обучающихся. Согласно теории понимание новых знаний строится на уже существующих знаниях, поэтому перед началом обучения их нужно извлечь. Инструментами могут быть как дискуссии с обучающимися, так и проведение для них тестирования.
🔸 Используйте социальные подходы к обучению. Конструктивисты считают, что обучение особо эффективно, когда оно протекает в социальном контексте, а не изолировано. Но, как правило, в онлайн-среде этого бывает сложно достичь. Именно поэтому для создания социального взаимодействия рекомендуется использовать синхронное обучение вместо асинхронного. В этом отношении можно проводить следующие учебные мероприятия: «живые» семинары, прямые трансляции с ответами на вопросы обучающихся, мастер-классы и т.д.
🔸 Стимулируйте самообучение. Согласно теории, например, вместо простого изучения баз знаний в обучении полезно создавать к ним дискуссионные площадки, которые помогали бы обучающимся обмениваться опытом и учиться друг у друга.
Также стоит отметить, что курсы в онлайн-среде чаще всего имеют структурированность и четкий путь обучения. Это, конечно, помогает обучающимся ориентироваться в учебном опыте. Но чтобы стимулировать самообучение и в данном случае можно использовать следующие способы: включение внешних информационных ссылок, создание внутренней базы знаний, создание методических рекомендаций к курсу, добавление функции поиска ключевых слов по курсу и т.д.
🔸 Внедряйте элементы фасилитации процесса обучения. В традиционном обучении преподаватель выступает главным источником знаний для обучающихся, что даёт ему авторитарную роль. В конструктивистском подходе преподаватель - фасилитатор, который создаёт условия для обучения, стимулируя познавательную активность. Такими приёмами стимуляции познавательной активности преподавателями может быть: проблемное обучение, творческие задания, самостоятельный анализ обучающимися учебной литературы, решение практических задач и т.д.
Надеюсь, что информация была для вас полезна. В следующей публикации мы рассмотрим гуманистическую теорию обучения.
📖 Источники
- Woolfolk A. «Educational psychology»
- Ресурсы: edgeeducation. com, educationaltechnology. net
👍16❤5
ℹ️ Коллеги, у канала отличная новость!
К нам в качестве помощника-администратора присоединилась Варвара Егорова.
Для знакомства предлагаю вашему вниманию ТОП 5 фактов о Варваре:
1️⃣ Стаж работы в сфере образования - 10 лет
2️⃣ Кандидат педагогических наук
3️⃣ Преподаватель методологии обучения в НИУ ВШЭ
4️⃣ Обучает и развивает методистов и методологов на собственном курсе
5️⃣ Выступает за научный подход в создании инфопродуктов
Я как автор искренне рад, что к развитию канала присоединяются новые люди, а с ними появляются и новые идеи. Поэтому в ближайшем будущем планируется увеличение активностей на канале.
📍Обо всём сообщим вам позднее
К нам в качестве помощника-администратора присоединилась Варвара Егорова.
Для знакомства предлагаю вашему вниманию ТОП 5 фактов о Варваре:
1️⃣ Стаж работы в сфере образования - 10 лет
2️⃣ Кандидат педагогических наук
3️⃣ Преподаватель методологии обучения в НИУ ВШЭ
4️⃣ Обучает и развивает методистов и методологов на собственном курсе
5️⃣ Выступает за научный подход в создании инфопродуктов
Я как автор искренне рад, что к развитию канала присоединяются новые люди, а с ними появляются и новые идеи. Поэтому в ближайшем будущем планируется увеличение активностей на канале.
📍Обо всём сообщим вам позднее
👍22❤15
СОВЕТ ПО САМОРАЗВИТИЮ № 3 «ОТСЕИВАЙТЕ НЕКАЧЕСТВЕННУЮ ИНФОРМАЦИЮ»
📖 Все мы сегодня черпаем большую часть информации из интернета. И редко кто-либо из нас задумывается над тем, как отличить качественную информацию от некачественной.
🔹 Например, если я ищу в интернете для чтения образовательную статью, то перед чтением проверяю количество и качество источников, если обнаруживаю, что качественных источников, по которым написана статья меньше 3-4, то я её даже не начинаю читать. Это лишь один из критериев, а у меня их порядка пяти. Я считаю, что человек никогда не сможет развиваться, если будет верить первой попавшейся информации из поисковика, пусть даже и "авторитетных" сайтов. У каждого должны быть свои фильтры отсева информации, только в таком случае возможно саморазвитие.
💭 Верно, кстати, в этом отношении подмечал специалист по сетевому маркетингу Зиг Зиглар: «Измените то, что поступает в ваш мозг, и тогда сможете изменить то, что в нём рождается».
📖 Все мы сегодня черпаем большую часть информации из интернета. И редко кто-либо из нас задумывается над тем, как отличить качественную информацию от некачественной.
🔹 Например, если я ищу в интернете для чтения образовательную статью, то перед чтением проверяю количество и качество источников, если обнаруживаю, что качественных источников, по которым написана статья меньше 3-4, то я её даже не начинаю читать. Это лишь один из критериев, а у меня их порядка пяти. Я считаю, что человек никогда не сможет развиваться, если будет верить первой попавшейся информации из поисковика, пусть даже и "авторитетных" сайтов. У каждого должны быть свои фильтры отсева информации, только в таком случае возможно саморазвитие.
💭 Верно, кстати, в этом отношении подмечал специалист по сетевому маркетингу Зиг Зиглар: «Измените то, что поступает в ваш мозг, и тогда сможете изменить то, что в нём рождается».
❤7👍4
ЦИКЛ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА «ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ». ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ.
ℹ️ В предыдущем посте цикла публикаций мы рассмотрели конструктивистскую теорию обучения, а также несколько рекомендаций для создания конструктивистской стратегии в онлайн-обучении. Теперь поговорим о гуманистической теории обучения.
📝 Гуманистическая теория обучения получила развитие благодаря трудам Абрахама Маслоу, Карла Роджерса и Джеймса Бьюдженталя. Гуманистический подход говорит о том, что люди действуют согласно их потребностям, которые начинаются с физиологических и достигают кульминации при самоактуализации. Стоит отметить, что гуманистическая теория обучения тесно связана с конструктивизмом, так как утверждает, что обучение — это естественная нужда, конечной целью которой является достижение самореализации, поэтому данная теория делает упор на поощрение обучающихся к развитию интереса к самообразованию.
🔹 Что такое гуманистические стратегии обучения и чем они могут быть полезны?
Стратегии гуманистического обучения направлены на понимание того, как максимально эффективно стимулировать интерес обучающихся к самообучению, как сделать так, чтобы обучающийся стал главным заинтересованным лицом в своём обучении и достигал поставленных целей.
🔹 Перечислим некоторые рекомендации, которые помогут вам создать гуманистическую стратегию в онлайн-обучении:
🔸 Давайте обучающимся самостоятельно определяться с выбором тем обучения. Согласно теории студенты должны иметь возможность выбирать, что они хотят изучать. Поэтому старайтесь создавать модульное обучение с возможностью самостоятельно выбирать необходимые для студентов знания. Стоит отметить, что данная рекомендация будет успешно работать только для взрослого обучения, но не для детского, т.к. для последних необходимо соблюдать принцип «контроля образовательного процесса».
🔸 Делайте обучение практикоориентированным. Гуманистическая теория обучения рекомендует использовать все полученные знания на практике, так как обучающийся приходит обучаться с заранее подготовленными целями. Поэтому если у вас много теоретической информации, то обязательно внедряйте практику во время и после завершения обучения. Во время обучения можно использовать наглядные примеры в виде изображений, коротких видео, или проведения «живых» мастер-классов. После завершения обучения можно использовать различные проекты, стажировки, наставничество по изученному материалу и т.д.
🔸 Уделяйте внимание эмоциональному состоянию обучающихся. Согласно теории обучающиеся добиваются высоких результатов в обучении, если сам процесс не вызывает для них эмоционального дискомфорта. Поэтому для фиксации эмоционального климата обязательно собирайте обратную связь «до», «во время» и «после» обучения. Результаты обратной связи, кстати, помогут вам составить рекомендации для улучшения эмоционального климата.
🔸 Стимулируйте инициативу обучающихся. Чем чаще обучающиеся будут улучшать обучение, тем точнее обучение будет отвечать их потребностям. Поэтому давайте студентам вносить коррективы в само обучение, например, дополнять базы знаний, делиться друг с другом опытом, формулировать улучшения по структуре и методам обучения, рекомендовать удобные для них технические средства, приложения, сервисы и т.д.
Надеюсь, что информация была для вас полезна. В следующей публикации мы рассмотрим коннективистскую теорию обучения.
📖 Источники
- Susan R. Madsen, Ian K. Wilson «Humanistic Theory of Learning: Maslow»
- Khalil M.K., Elkhider I.A. «Applying learning theories and instructional design models for effective instruction»
- Ресурсы: educationsummary. com, medium. com
ℹ️ В предыдущем посте цикла публикаций мы рассмотрели конструктивистскую теорию обучения, а также несколько рекомендаций для создания конструктивистской стратегии в онлайн-обучении. Теперь поговорим о гуманистической теории обучения.
📝 Гуманистическая теория обучения получила развитие благодаря трудам Абрахама Маслоу, Карла Роджерса и Джеймса Бьюдженталя. Гуманистический подход говорит о том, что люди действуют согласно их потребностям, которые начинаются с физиологических и достигают кульминации при самоактуализации. Стоит отметить, что гуманистическая теория обучения тесно связана с конструктивизмом, так как утверждает, что обучение — это естественная нужда, конечной целью которой является достижение самореализации, поэтому данная теория делает упор на поощрение обучающихся к развитию интереса к самообразованию.
🔹 Что такое гуманистические стратегии обучения и чем они могут быть полезны?
Стратегии гуманистического обучения направлены на понимание того, как максимально эффективно стимулировать интерес обучающихся к самообучению, как сделать так, чтобы обучающийся стал главным заинтересованным лицом в своём обучении и достигал поставленных целей.
🔹 Перечислим некоторые рекомендации, которые помогут вам создать гуманистическую стратегию в онлайн-обучении:
🔸 Давайте обучающимся самостоятельно определяться с выбором тем обучения. Согласно теории студенты должны иметь возможность выбирать, что они хотят изучать. Поэтому старайтесь создавать модульное обучение с возможностью самостоятельно выбирать необходимые для студентов знания. Стоит отметить, что данная рекомендация будет успешно работать только для взрослого обучения, но не для детского, т.к. для последних необходимо соблюдать принцип «контроля образовательного процесса».
🔸 Делайте обучение практикоориентированным. Гуманистическая теория обучения рекомендует использовать все полученные знания на практике, так как обучающийся приходит обучаться с заранее подготовленными целями. Поэтому если у вас много теоретической информации, то обязательно внедряйте практику во время и после завершения обучения. Во время обучения можно использовать наглядные примеры в виде изображений, коротких видео, или проведения «живых» мастер-классов. После завершения обучения можно использовать различные проекты, стажировки, наставничество по изученному материалу и т.д.
🔸 Уделяйте внимание эмоциональному состоянию обучающихся. Согласно теории обучающиеся добиваются высоких результатов в обучении, если сам процесс не вызывает для них эмоционального дискомфорта. Поэтому для фиксации эмоционального климата обязательно собирайте обратную связь «до», «во время» и «после» обучения. Результаты обратной связи, кстати, помогут вам составить рекомендации для улучшения эмоционального климата.
🔸 Стимулируйте инициативу обучающихся. Чем чаще обучающиеся будут улучшать обучение, тем точнее обучение будет отвечать их потребностям. Поэтому давайте студентам вносить коррективы в само обучение, например, дополнять базы знаний, делиться друг с другом опытом, формулировать улучшения по структуре и методам обучения, рекомендовать удобные для них технические средства, приложения, сервисы и т.д.
Надеюсь, что информация была для вас полезна. В следующей публикации мы рассмотрим коннективистскую теорию обучения.
📖 Источники
- Susan R. Madsen, Ian K. Wilson «Humanistic Theory of Learning: Maslow»
- Khalil M.K., Elkhider I.A. «Applying learning theories and instructional design models for effective instruction»
- Ресурсы: educationsummary. com, medium. com
❤8👍5
ℹ️ Дорогие коллеги, как и было обещано ранее, мы начинаем расширять активности канала.
🔹 Поэтому 03 апреля в 19.00 пройдёт первый прямой-эфир канала «Лаборатория онлайн-обучения».
📝 Программа прямого эфира:
1. Знакомство с автором канала, методистом и преподавателем Осиповым Михаилом;
2. Обсуждение пользы научного подхода при проектировании онлайн-обучения;
3. Рубрика "мнение автора": Что такое методическое решение? Как его правильно принимать в обучении? Почему сегодня не существует алгоритма принятия методических решений?
4. Открытая дискуссия автора канала с участием слушателей и подписчиков канала.
🎓 Ведущая эфира: кандидат педагогических наук, преподаватель методологии обучения в НИУ ВШЭ Варвара Егорова.
🙌🏼 Ждём всех поклонников обучения! До встречи!
🔹 Поэтому 03 апреля в 19.00 пройдёт первый прямой-эфир канала «Лаборатория онлайн-обучения».
📝 Программа прямого эфира:
1. Знакомство с автором канала, методистом и преподавателем Осиповым Михаилом;
2. Обсуждение пользы научного подхода при проектировании онлайн-обучения;
3. Рубрика "мнение автора": Что такое методическое решение? Как его правильно принимать в обучении? Почему сегодня не существует алгоритма принятия методических решений?
4. Открытая дискуссия автора канала с участием слушателей и подписчиков канала.
🎓 Ведущая эфира: кандидат педагогических наук, преподаватель методологии обучения в НИУ ВШЭ Варвара Егорова.
🙌🏼 Ждём всех поклонников обучения! До встречи!
👍12❤5
СОВЕТ ПО САМОРАЗВИТИЮ № 4 «ДЕЛИТЕСЬ СВОИМИ ЗНАНИЯМИ»
📖 Просматривая лекцию психолога Валерия Викторовича Петухова о когнитивной психологии, я наткнулся на информацию о том, что согласно работам одного из основателей современной когнитивной психологии Ф.Ч. Бартлетта запоминаемый материал преобразуется при работе с ним. Именно поэтому я так часто делюсь с людьми своими знаниями, чтобы эти знания у меня и формировались, а сам я не останавливался в развитии.
🔹Отсюда вывод: одним из эффективных способов саморазвития является частое использование знаний на практике.
📍Кстати, уже завтра в 19.00 мы начнём вживую делиться друг с другом своими знаниями на первом прямом эфире канала.
📆 Надеюсь, что вы успели поставить напоминание в свой календарь.
📖 Просматривая лекцию психолога Валерия Викторовича Петухова о когнитивной психологии, я наткнулся на информацию о том, что согласно работам одного из основателей современной когнитивной психологии Ф.Ч. Бартлетта запоминаемый материал преобразуется при работе с ним. Именно поэтому я так часто делюсь с людьми своими знаниями, чтобы эти знания у меня и формировались, а сам я не останавливался в развитии.
🔹Отсюда вывод: одним из эффективных способов саморазвития является частое использование знаний на практике.
📍Кстати, уже завтра в 19.00 мы начнём вживую делиться друг с другом своими знаниями на первом прямом эфире канала.
📆 Надеюсь, что вы успели поставить напоминание в свой календарь.
❤6👍4
ℹ️ Дорогие коллеги, напоминаем вам о том, что уже сегодня в 19.00 по МСК мы проведём первый прямой эфир канала.
Программа эфира:
1. Знакомство с автором канала, методистом и преподавателем Осиповым Михаилом;
2. Обсуждение пользы научного подхода при проектировании онлайн-обучения: Что такое научный подход? Как он помогает проектировать обучение? Почему научный подход - это будущее в создании обучения?;
3. Открытая дискуссия автора канала с участием слушателей и подписчиков канала.
🎓 Ведущая эфира: кандидат педагогических наук, преподаватель методологии обучения в НИУ ВШЭ Варвара Егорова.
🙌🏼 Ждём всех поклонников обучения! До встречи!
Программа эфира:
1. Знакомство с автором канала, методистом и преподавателем Осиповым Михаилом;
2. Обсуждение пользы научного подхода при проектировании онлайн-обучения: Что такое научный подход? Как он помогает проектировать обучение? Почему научный подход - это будущее в создании обучения?;
3. Открытая дискуссия автора канала с участием слушателей и подписчиков канала.
🎓 Ведущая эфира: кандидат педагогических наук, преподаватель методологии обучения в НИУ ВШЭ Варвара Егорова.
🙌🏼 Ждём всех поклонников обучения! До встречи!
👍12
ЦИКЛ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА «ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ». КОННЕКТИВИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ.
ℹ️ В предыдущем посте цикла публикаций мы рассмотрели гуманистическую теорию обучения, а также несколько рекомендаций для создания гуманистической стратегии в онлайн-обучении. Теперь поговорим о коннективистской теории обучения.
📝 Коннективистская теория (теория обучения в цифровую эпоху) была разработана Джорджем Сименсом и Стивеном Даунсом. Теория гласит о том, что технологии являются важной частью процесса обучения и что наше постоянное взаимодействие друг с другом даёт возможность делать выбор в отношении обучения. Коннективизм способствует обучению, которое происходит вне человека, например, через социальные сети, блоги или информационные базы данных. Согласно теории, технологии меняют то, что мы учим, как мы обучаемся и где мы учимся.
🔹 В своём исследовании Сименс и Даунс определили восемь принципов коннективизма:
• Обучение и знания основываются на разнообразии мнений
• Обучение — это процесс подключения специализированных узлов или источников информации
• Обучение может полностью находиться на технических устройствах
• Обучение важнее чем знание
• Поддержание связей необходимо для постоянного обучения
• Способность видеть связи между областями, идеями и концепциями является ключевым навыком обучающегося
• Точное и актуальное знание является целью любого коннективистского обучения
• Принятие решений — это процесс обучения. То, что мы знаем сегодня, может измениться завтра из-за постоянно меняющегося информационного климата.
🔹 Что такое коннективистские стратегии обучения и чем они могут быть полезны?
Стратегии коннективистского обучения направлены на то, как как обучающийся должен создавать собственный учебный опыт, участвовать в принятии решений и расширять свои обучающие сети.
🔹 Перечислим некоторые рекомендации, которые помогут вам создать коннективистскую стратегию в онлайн-обучении:
🔸 Используйте социальные сети и мессенджеры для обучения. Согласно теории, это может повысить вовлеченность обучающихся и открыть возможность диалога для обсуждения учебного материала между студентами и экспертами-преподавателями. Например, можно использовать группу в телеграмм для текстового обсуждения и онлайн-трансляций, а Вконтакте для публикаций литературы по обучению, полезных инструментов или важных объявлений. Отдельное внимание стоит уделить анализу социальных сетей обучающихся. Так коннективисты считают, что преподаватели могут выстраивать более эффективное взаимодействие, учитывая интересы обучающихся.
🔸 Помогайте обучающимся в создании их портфолио во время обучения. С коннективистской точки зрения, студенты во время обучения активно преследуют достижение своих жизненных целей. Создание портфолио при помощи совместной работы студентов и преподавателей в онлайн поможет индивидуализировать обучение для каждого, а также увеличить взаимодействие в обучении.
🔸 Следите за актуальностью информационных источников для учебной информации. Согласно теории, информация в мире обновляется с неимоверной скоростью. Всё, что было актуально сегодня может потерять смысл уже завтра. Поэтому в обучении важно следить за актуальностью источников, по которым проходит обучение, чтобы студенты не поглощали «лишней информации», так как это может перегружать их память.
🔸 Создавайте симуляции в обучении. Теория гласит о том, что симуляции вовлекают обучающихся в глубокое обучение, которое расширяет их возможности понимания, в отличие от поверхностного обучения, которое требует только запоминания. Поэтому полезно моделировать реальные ситуации, помогающие не только наблюдать, но и развивать навыки обучающихся в виртуальной среде.
На этом цикл публикаций «Теории обучения» завершён.
✍🏼 Напишите, пожалуйста, в комментариях к посту насколько была полезна для вас подача информации именно в формате цикла публикаций, посвящённой одной определенной теме.
📖 Источники
- Siemens G. «Knowing knowledge»
- Downes S. «An Introduction to Connective Knowledge»
- Ресурсы: wgu. edu, hmong. press
ℹ️ В предыдущем посте цикла публикаций мы рассмотрели гуманистическую теорию обучения, а также несколько рекомендаций для создания гуманистической стратегии в онлайн-обучении. Теперь поговорим о коннективистской теории обучения.
📝 Коннективистская теория (теория обучения в цифровую эпоху) была разработана Джорджем Сименсом и Стивеном Даунсом. Теория гласит о том, что технологии являются важной частью процесса обучения и что наше постоянное взаимодействие друг с другом даёт возможность делать выбор в отношении обучения. Коннективизм способствует обучению, которое происходит вне человека, например, через социальные сети, блоги или информационные базы данных. Согласно теории, технологии меняют то, что мы учим, как мы обучаемся и где мы учимся.
🔹 В своём исследовании Сименс и Даунс определили восемь принципов коннективизма:
• Обучение и знания основываются на разнообразии мнений
• Обучение — это процесс подключения специализированных узлов или источников информации
• Обучение может полностью находиться на технических устройствах
• Обучение важнее чем знание
• Поддержание связей необходимо для постоянного обучения
• Способность видеть связи между областями, идеями и концепциями является ключевым навыком обучающегося
• Точное и актуальное знание является целью любого коннективистского обучения
• Принятие решений — это процесс обучения. То, что мы знаем сегодня, может измениться завтра из-за постоянно меняющегося информационного климата.
🔹 Что такое коннективистские стратегии обучения и чем они могут быть полезны?
Стратегии коннективистского обучения направлены на то, как как обучающийся должен создавать собственный учебный опыт, участвовать в принятии решений и расширять свои обучающие сети.
🔹 Перечислим некоторые рекомендации, которые помогут вам создать коннективистскую стратегию в онлайн-обучении:
🔸 Используйте социальные сети и мессенджеры для обучения. Согласно теории, это может повысить вовлеченность обучающихся и открыть возможность диалога для обсуждения учебного материала между студентами и экспертами-преподавателями. Например, можно использовать группу в телеграмм для текстового обсуждения и онлайн-трансляций, а Вконтакте для публикаций литературы по обучению, полезных инструментов или важных объявлений. Отдельное внимание стоит уделить анализу социальных сетей обучающихся. Так коннективисты считают, что преподаватели могут выстраивать более эффективное взаимодействие, учитывая интересы обучающихся.
🔸 Помогайте обучающимся в создании их портфолио во время обучения. С коннективистской точки зрения, студенты во время обучения активно преследуют достижение своих жизненных целей. Создание портфолио при помощи совместной работы студентов и преподавателей в онлайн поможет индивидуализировать обучение для каждого, а также увеличить взаимодействие в обучении.
🔸 Следите за актуальностью информационных источников для учебной информации. Согласно теории, информация в мире обновляется с неимоверной скоростью. Всё, что было актуально сегодня может потерять смысл уже завтра. Поэтому в обучении важно следить за актуальностью источников, по которым проходит обучение, чтобы студенты не поглощали «лишней информации», так как это может перегружать их память.
🔸 Создавайте симуляции в обучении. Теория гласит о том, что симуляции вовлекают обучающихся в глубокое обучение, которое расширяет их возможности понимания, в отличие от поверхностного обучения, которое требует только запоминания. Поэтому полезно моделировать реальные ситуации, помогающие не только наблюдать, но и развивать навыки обучающихся в виртуальной среде.
На этом цикл публикаций «Теории обучения» завершён.
✍🏼 Напишите, пожалуйста, в комментариях к посту насколько была полезна для вас подача информации именно в формате цикла публикаций, посвящённой одной определенной теме.
📖 Источники
- Siemens G. «Knowing knowledge»
- Downes S. «An Introduction to Connective Knowledge»
- Ресурсы: wgu. edu, hmong. press
👍14❤2
Дорогие коллеги!
📍 Я верю в то, что мифы в обучении будут развеиваться и им на замену придёт обоснованная научная теория. Ведь без знания теории невозможно считаться полноценным практиком, и наоборот.
🔹 Чтобы соблюсти порядок теории и практики мы с Варварой решили перенести канал в практическую плоскость и создать закрытую группу, где бы объединились специалисты из обучения, желающие развиваться в научном подходе, который при этом совмещался бы с продуктовым.
❓На сегодняшний день нам важно понять, какие из активностей вы бы хотели видеть в закрытой группе
📍 Я верю в то, что мифы в обучении будут развеиваться и им на замену придёт обоснованная научная теория. Ведь без знания теории невозможно считаться полноценным практиком, и наоборот.
🔹 Чтобы соблюсти порядок теории и практики мы с Варварой решили перенести канал в практическую плоскость и создать закрытую группу, где бы объединились специалисты из обучения, желающие развиваться в научном подходе, который при этом совмещался бы с продуктовым.
❓На сегодняшний день нам важно понять, какие из активностей вы бы хотели видеть в закрытой группе
❤4
Будьте добры, отметьте, пожалуйста, один или несколько вариантов ответа 👇🏼
Anonymous Poll
29%
Консультационная поддержка в чате по вопросам обучения
41%
Запись коротких видеороликов об обучении
31%
Запись подкастов про обучение
50%
Создание авторской библиотеки по обучению
44%
Проведение «живых обсуждений» по методическим вопросам
59%
Проведение «мастер-классов» по востребованным темам обучения
43%
Проведение «мастермайндов» по вашим текущим продуктовым и методическим задачам
1%
Свой вариант укажу в комментарии
👍9❤7
ℹ️ Дорогие коллеги, 14 апреля в 13.00 пройдёт второй прямой-эфир канала «Лаборатория онлайн-обучения».
📝 Программа прямого эфира:
1. Почему диалоги с «псевдоэкспертами» из обучения помогают правильно мыслить?;
2. Что такое методическое решение? Как научный подход помогает принимать методические решения в онлайн-обучении? Почему на сегодняшний день не существует алгоритма принятия методического решения?;
3. Разбор кейса в детской нише обучения по использованию научного подхода в принятии методических решений;
4. Открытая дискуссия автора канала с участием слушателей и подписчиков канала.
🎓 Ведущая эфира: кандидат педагогических наук, преподаватель методологии обучения в НИУ ВШЭ Варвара Егорова.
📍Ссылка на встречу будет опубликована на канале за 5 минут до начала трансляции.
🙌🏼 Ждём всех поклонников обучения! До встречи!
📝 Программа прямого эфира:
1. Почему диалоги с «псевдоэкспертами» из обучения помогают правильно мыслить?;
2. Что такое методическое решение? Как научный подход помогает принимать методические решения в онлайн-обучении? Почему на сегодняшний день не существует алгоритма принятия методического решения?;
3. Разбор кейса в детской нише обучения по использованию научного подхода в принятии методических решений;
4. Открытая дискуссия автора канала с участием слушателей и подписчиков канала.
🎓 Ведущая эфира: кандидат педагогических наук, преподаватель методологии обучения в НИУ ВШЭ Варвара Егорова.
📍Ссылка на встречу будет опубликована на канале за 5 минут до начала трансляции.
🙌🏼 Ждём всех поклонников обучения! До встречи!
❤10👍5
6 ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ ПО НОУЛЗУ В ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИИ
ℹ️ Андрагогика – раздел педагогики, который изучает особенности обучения взрослых людей. Одна из значимых фигур в андрагогике – это Малколм Шепард Ноулз, американский педагог, который занимался проблемами обучения взрослых. Именно Ноулз разработал основные принципы андрагогики и популяризировал их на весь мир.
🔹 Андрагогическая модель направлена на определение стратегий обучения, повышающих эффективность обучения взрослых. В своих работах Ноулз выделил 6 главных принципов обучения взрослых. Сформулируем некоторые общие рекомендации для онлайн-обучения, опираясь на данные принципы:
1️⃣ Взрослым важно знать, для чего они учатся
Перед тем как согласиться на обучение каждый взрослый заранее составляет цели. Поэтому важно ответственно подходить к правильности формулировки тех знаний, умений и навыков (или компетенций), которые студент получит после обучения. Только таким образом взрослый обучающийся поймёт соотносится ли обучение с его текущими целями.
2️⃣ Взрослые внутренне мотивированы и самостоятельны
Взрослым нравится ощущать чувство собственного контроля над обучением. Поэтому в онлайн-обучении важно давать им возможность самостоятельно выбирать обучение и учиться в удобное время. Если мы говорим о выборе обучения, то решением может стать свободная навигация по курсу, если мы говорим об обучении в удобное время, то решением может стать асинхронный формат обучения.
3️⃣ Жизненный опыт взрослых напрямую влияет на их обучение
Каждый из взрослых обучающихся обладает приобретенным спектром знаний и опыта. Постарайтесь использовать этот опыт в ходе курса. Когда мы разрабатываем обучение, важно опираться на существующий опыт обучающихся. Опыт можно замерять в виде таких инструментов как: тестирование, сбор обратной связи, предварительные собеседования с обучающимися и т.д.
4️⃣ Взрослые проявляют готовность учиться
Взрослые предпочитают изучать то, что они действительно могут использовать. Поэтому необходимо использовать «инструменты-проводники», которые учащиеся смогут использовать в контексте своей повседневной жизни или работы. Такими инструментами могут быть: чек-листы, рабочие тетради, контрольные списки, рабочие листы и т.д.
5️⃣ Ориентация взрослых обучающихся на текущую жизнь
Данный принцип согласуется с четвёртым принципом. Как только у взрослых появляются новые обязанности: работа, дети, бытовые проблемы и т. д., то у большинства из них остаётся не так много времени для обучения. Получается, что взрослым не нужна информация, полученная в процессе обучения. То, что они хотят, это понять главную суть. Это, кстати, одна из причин, по которой метод кейс-стади (case-study) так популярен в таких, например, бизнес-школах как Гарвардская. Поэтому старайтесь давать обучающимся тематические исследования или вовлекайте их в проектную деятельность. Подобные подходы помогут им перейти от содержания к применению обучения на практике.
ℹ️ Андрагогика – раздел педагогики, который изучает особенности обучения взрослых людей. Одна из значимых фигур в андрагогике – это Малколм Шепард Ноулз, американский педагог, который занимался проблемами обучения взрослых. Именно Ноулз разработал основные принципы андрагогики и популяризировал их на весь мир.
🔹 Андрагогическая модель направлена на определение стратегий обучения, повышающих эффективность обучения взрослых. В своих работах Ноулз выделил 6 главных принципов обучения взрослых. Сформулируем некоторые общие рекомендации для онлайн-обучения, опираясь на данные принципы:
1️⃣ Взрослым важно знать, для чего они учатся
Перед тем как согласиться на обучение каждый взрослый заранее составляет цели. Поэтому важно ответственно подходить к правильности формулировки тех знаний, умений и навыков (или компетенций), которые студент получит после обучения. Только таким образом взрослый обучающийся поймёт соотносится ли обучение с его текущими целями.
2️⃣ Взрослые внутренне мотивированы и самостоятельны
Взрослым нравится ощущать чувство собственного контроля над обучением. Поэтому в онлайн-обучении важно давать им возможность самостоятельно выбирать обучение и учиться в удобное время. Если мы говорим о выборе обучения, то решением может стать свободная навигация по курсу, если мы говорим об обучении в удобное время, то решением может стать асинхронный формат обучения.
3️⃣ Жизненный опыт взрослых напрямую влияет на их обучение
Каждый из взрослых обучающихся обладает приобретенным спектром знаний и опыта. Постарайтесь использовать этот опыт в ходе курса. Когда мы разрабатываем обучение, важно опираться на существующий опыт обучающихся. Опыт можно замерять в виде таких инструментов как: тестирование, сбор обратной связи, предварительные собеседования с обучающимися и т.д.
4️⃣ Взрослые проявляют готовность учиться
Взрослые предпочитают изучать то, что они действительно могут использовать. Поэтому необходимо использовать «инструменты-проводники», которые учащиеся смогут использовать в контексте своей повседневной жизни или работы. Такими инструментами могут быть: чек-листы, рабочие тетради, контрольные списки, рабочие листы и т.д.
5️⃣ Ориентация взрослых обучающихся на текущую жизнь
Данный принцип согласуется с четвёртым принципом. Как только у взрослых появляются новые обязанности: работа, дети, бытовые проблемы и т. д., то у большинства из них остаётся не так много времени для обучения. Получается, что взрослым не нужна информация, полученная в процессе обучения. То, что они хотят, это понять главную суть. Это, кстати, одна из причин, по которой метод кейс-стади (case-study) так популярен в таких, например, бизнес-школах как Гарвардская. Поэтому старайтесь давать обучающимся тематические исследования или вовлекайте их в проектную деятельность. Подобные подходы помогут им перейти от содержания к применению обучения на практике.
👍27❤9💯3🔥1🤯1
6️⃣ Внутренняя мотивация взрослых более эффективна в обучении
«Взрослые реагируют на некоторые внешние мотиваторы (смена работы, продвижение по карьерной лестнице, более высокая заработная плата и т. п.), — пишет Ноулз, — но наиболее сильными мотиваторами являются внутренние факторы (повышение удовлетворенности работой, самооценка, качество жизни и т.д.)." Американский психолог Эдвард Деси, например, говорит о том, что мотивация пересекается с обучением в трех точках (которые, как правило, двигаются одна за другой): 1. Когда принято решение участвовать в обучении (например, решение купить курс, зарегистрироваться на конференцию или посвятить время самостоятельному обучению). Здесь мотивация может повлиять на то, захочет ли человек учиться, что он решит узнать и какой из предложенных вариантов он для себя выберет. 2. Во время самого обучения. Здесь мотивация определяет, сколько внимания обучающийся уделяет своему образовательному опыту, насколько активно он вкладывается в само обучение. 3. Применение обучения. Здесь мотивация влияет на то, насколько эффективно изученное будет применяться обучающимся в реальной жизни (и будет ли это обучение применяться вообще). Деси говорит о том, что чем больше вариаций и решений для каждого из этих трех пунктов, тем выше внутренняя мотивации взрослого обучающегося, и, соответственно, эффективнее само обучение.
💬 Вот и вся информация, которой я хотел с вами поделиться. Надеюсь, что вы извлекли для себя определённую пользу. В закрытой группе канала мы уже более точечно будем разбирать популярные ошибки при проектировании онлайн-обучения для взрослых.
📖 Источники
- Knowles M.S., Holton E.F., Swanson R.A. «The Adult Learner. The definitive classic in adult education and human resource development»
- Knowles M.S. «The Adult Learner. The Classic Guide to Adult Learning and Staff Development Knowles»
- Ресурсы: bonlinelearning. com, leadinglearning. com
«Взрослые реагируют на некоторые внешние мотиваторы (смена работы, продвижение по карьерной лестнице, более высокая заработная плата и т. п.), — пишет Ноулз, — но наиболее сильными мотиваторами являются внутренние факторы (повышение удовлетворенности работой, самооценка, качество жизни и т.д.)." Американский психолог Эдвард Деси, например, говорит о том, что мотивация пересекается с обучением в трех точках (которые, как правило, двигаются одна за другой): 1. Когда принято решение участвовать в обучении (например, решение купить курс, зарегистрироваться на конференцию или посвятить время самостоятельному обучению). Здесь мотивация может повлиять на то, захочет ли человек учиться, что он решит узнать и какой из предложенных вариантов он для себя выберет. 2. Во время самого обучения. Здесь мотивация определяет, сколько внимания обучающийся уделяет своему образовательному опыту, насколько активно он вкладывается в само обучение. 3. Применение обучения. Здесь мотивация влияет на то, насколько эффективно изученное будет применяться обучающимся в реальной жизни (и будет ли это обучение применяться вообще). Деси говорит о том, что чем больше вариаций и решений для каждого из этих трех пунктов, тем выше внутренняя мотивации взрослого обучающегося, и, соответственно, эффективнее само обучение.
💬 Вот и вся информация, которой я хотел с вами поделиться. Надеюсь, что вы извлекли для себя определённую пользу. В закрытой группе канала мы уже более точечно будем разбирать популярные ошибки при проектировании онлайн-обучения для взрослых.
📖 Источники
- Knowles M.S., Holton E.F., Swanson R.A. «The Adult Learner. The definitive classic in adult education and human resource development»
- Knowles M.S. «The Adult Learner. The Classic Guide to Adult Learning and Staff Development Knowles»
- Ресурсы: bonlinelearning. com, leadinglearning. com
👍30❤7
ℹ️ Дорогие коллеги, СЕГОДНЯ в 13.00 по МСК пройдёт второй прямой-эфир канала «Лаборатория онлайн-обучения».
📝 Программа прямого эфира "Методическое решение и научный подход":
1. Почему диалоги с «псевдоэкспертами» из обучения помогают правильно мыслить?;
2. Что такое методическое решение? Как научный подход помогает принимать методические решения в онлайн-обучении? Почему на сегодняшний день не существует алгоритма принятия методического решения?;
3. Разбор кейса в детской и взрослой нише обучения по использованию научного подхода в принятии методических решений;
4. Открытая дискуссия автора канала с участием слушателей и подписчиков канала.
🎓 Спикер: образовательный методист, эксперт по обучению, автор научно-популярного канала "Лаборатория онлайн-обучения" Осипов Михаил
🎓 Ведущая эфира: кандидат педагогических наук, преподаватель методологии обучения в НИУ ВШЭ Варвара Егорова
👉🏼 ССЫЛКА ДЛЯ ПОДКЛЮЧЕНИЯ
🙌🏼 Ждём всех поклонников обучения! До встречи!
📝 Программа прямого эфира "Методическое решение и научный подход":
1. Почему диалоги с «псевдоэкспертами» из обучения помогают правильно мыслить?;
2. Что такое методическое решение? Как научный подход помогает принимать методические решения в онлайн-обучении? Почему на сегодняшний день не существует алгоритма принятия методического решения?;
3. Разбор кейса в детской и взрослой нише обучения по использованию научного подхода в принятии методических решений;
4. Открытая дискуссия автора канала с участием слушателей и подписчиков канала.
🎓 Спикер: образовательный методист, эксперт по обучению, автор научно-популярного канала "Лаборатория онлайн-обучения" Осипов Михаил
🎓 Ведущая эфира: кандидат педагогических наук, преподаватель методологии обучения в НИУ ВШЭ Варвара Егорова
👉🏼 ССЫЛКА ДЛЯ ПОДКЛЮЧЕНИЯ
🙌🏼 Ждём всех поклонников обучения! До встречи!
👍12