Новые требования для автостоянок электромобилей: ТЕПЛОВИЗОРЫ
В Москве с 2025 года 5% всех парковочных мест на объектах нового строительства должны быть оснащены зарядками для электромобилей. В 2026 году город планирует поднять это минимальное значение до 10%, в 2027 году – до 15%.
Требования есть, а нормативов … нет. Весь рынок с жгучим нетерпением ждет, когда же увидит свет Свод правил «Системы противопожарной защиты. Стоянки автомобилей. Требования пожарной безопасности».
Без него проектирование стоянок выполняется только на основании Специальных технических условий (СТУ), разрабатываемых для каждого объекта.
В этом году в СТУ по нескольким объектам стал фигурировать новый пункт, который, как мы полагаем, станет широко распространен:
«Помещения хранения электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей:
- Оснастить камерами с встроенным тепловизором с выводом сигнала в пожарный пост/диспетчерскую;
- На въезде (выезде) в автостоянку для пожарных подразделений оборудовать место, где будет расположен тепловизор».
Для чего нужны тепловизоры? Широкий круг специалистов, с кем мы разговаривали, не смогли дать уверенный ответ. Но мы продолжали искать информацию и кое-чего нашли.
Сделайте свои предположения, для чего же нужны тепловизоры на стоянке электромобилей? А в следующем посту мы поделимся своими изысканиями.
В Москве с 2025 года 5% всех парковочных мест на объектах нового строительства должны быть оснащены зарядками для электромобилей. В 2026 году город планирует поднять это минимальное значение до 10%, в 2027 году – до 15%.
Требования есть, а нормативов … нет. Весь рынок с жгучим нетерпением ждет, когда же увидит свет Свод правил «Системы противопожарной защиты. Стоянки автомобилей. Требования пожарной безопасности».
Без него проектирование стоянок выполняется только на основании Специальных технических условий (СТУ), разрабатываемых для каждого объекта.
В этом году в СТУ по нескольким объектам стал фигурировать новый пункт, который, как мы полагаем, станет широко распространен:
«Помещения хранения электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей:
- Оснастить камерами с встроенным тепловизором с выводом сигнала в пожарный пост/диспетчерскую;
- На въезде (выезде) в автостоянку для пожарных подразделений оборудовать место, где будет расположен тепловизор».
Для чего нужны тепловизоры? Широкий круг специалистов, с кем мы разговаривали, не смогли дать уверенный ответ. Но мы продолжали искать информацию и кое-чего нашли.
Сделайте свои предположения, для чего же нужны тепловизоры на стоянке электромобилей? А в следующем посту мы поделимся своими изысканиями.
👍22
Тепловизоры на стоянках электромобилей. Часть 1. Тушение пожара
В специальных технических условиях (СТУ) по пожарной безопасности, на которые мы ссылаемся, указываются только мероприятия «для тушения пожара подразделениями пожарной охраны». Ничего не говорится о будничном использовании видеокамер с тепловизорами, скажем для выявления потенциальных угроз и для профилактики возгораний. Об этом – чуть позже. А пока узнаем, как используются тепловизоры при тушении?
Что и где горит?
В заполненном дыму подземном паркинге непросто ответить даже на простой вопрос: какая машина охвачена огнем? С двигателем внутреннего сгорания? Электромобиль? Или гибрид? А какая модель конкретно? С каким расположением высоковольтного аккумулятора?
В некоторых моделях электромобилей батареи могут находиться в поддоне под полом, в других – на полу внутри салона. У гибридов могут быть и другие варианты – под задним сидением, за ним или непосредственно в багажном отделении. Все их тушат по-своему.
Тяговый аккумулятор может являться источником мощного пламени длительного действия, он продолжает и продолжает гореть, никак не унимаясь. Стационарная видеокамера с тепловизором позволяет диспетчеру/командиру пожарного расчета обнаружить источник огня (раскаленный аккумулятор) даже в условиях плохой видимости и по рации точно сориентировать пожарную команду, действующей в непроницаемом дыму.
Точное знание расположения аккумулятора в машине – это еще и вопрос личной безопасности пожарного. Ведь используя гидравлические ножницы, электропилы, резаки можно по ошибке вспороть или раздавить тяговый аккумулятор и получить фатальный удар током.
Кстати говоря, сохраненный на сервере видеоряд начала пожара позволяет диспетчеру определить точную модель аварийного автомобиля и передать ценнейшую информацию пожарному расчету, который еще находится в пути.
Цель – конкретный модуль аккумулятора
При тушении и охлаждении аккумулятора почти бесполезно «поливать» всю его поверхность целиком – она слишком большая для 1-2 пожарных рукавов. Необходимо обнаружить самую горячую точку батареи (конкретный модуль) и направить струю воды строго на нее. Беспрерывный поток должен быть сконцентрирован в этом месте на протяжении длительного времени, десяток минут – обычное значение.
В таком точном прицеливании тепловизор абсолютно незаменим.
Защита от повторного возгорания
Аккумуляторы любят самовозгораться и после завершения тушения. Чтобы не начинать всё заново, необходим длительный контроль температуры батареи. Тепловизор должен показать, что хотя бы в течение 45 минут аккумулятор имеет такую же температуру, что и окружающая среда. Только после этого останки электрокара можно отвозить «на карантин» – в безопасное место, где они должны храниться не менее, чем в 15 метрах от любых огнеопасных материалов.
Уже этих трех пунктов достаточно, чтобы стационарные видеокамеры с тепловизором, а также переносные тепловизоры стали обязательным элементом оснащения подземных стоянок с местами для электромобилей и подзаряжаемых гибридов.
Обратим внимание, что на одном из фото видно, что пожарный расчет с помощью специальных опор приподнял край автомобиля, чтобы получить удобный доступ к аккумулятору под днищем – и для тушения, и для контроля температуры батареи.
Поэтому установка стационарных видеокамер с тепловизором должна выполняться с учетом такой конструктивной особенности размещения батарей, вплоть до расстановки камер у пола стоянки (пример в следующем посту).
Продолжение следует.
В специальных технических условиях (СТУ) по пожарной безопасности, на которые мы ссылаемся, указываются только мероприятия «для тушения пожара подразделениями пожарной охраны». Ничего не говорится о будничном использовании видеокамер с тепловизорами, скажем для выявления потенциальных угроз и для профилактики возгораний. Об этом – чуть позже. А пока узнаем, как используются тепловизоры при тушении?
Что и где горит?
В заполненном дыму подземном паркинге непросто ответить даже на простой вопрос: какая машина охвачена огнем? С двигателем внутреннего сгорания? Электромобиль? Или гибрид? А какая модель конкретно? С каким расположением высоковольтного аккумулятора?
В некоторых моделях электромобилей батареи могут находиться в поддоне под полом, в других – на полу внутри салона. У гибридов могут быть и другие варианты – под задним сидением, за ним или непосредственно в багажном отделении. Все их тушат по-своему.
Тяговый аккумулятор может являться источником мощного пламени длительного действия, он продолжает и продолжает гореть, никак не унимаясь. Стационарная видеокамера с тепловизором позволяет диспетчеру/командиру пожарного расчета обнаружить источник огня (раскаленный аккумулятор) даже в условиях плохой видимости и по рации точно сориентировать пожарную команду, действующей в непроницаемом дыму.
Точное знание расположения аккумулятора в машине – это еще и вопрос личной безопасности пожарного. Ведь используя гидравлические ножницы, электропилы, резаки можно по ошибке вспороть или раздавить тяговый аккумулятор и получить фатальный удар током.
Кстати говоря, сохраненный на сервере видеоряд начала пожара позволяет диспетчеру определить точную модель аварийного автомобиля и передать ценнейшую информацию пожарному расчету, который еще находится в пути.
Цель – конкретный модуль аккумулятора
При тушении и охлаждении аккумулятора почти бесполезно «поливать» всю его поверхность целиком – она слишком большая для 1-2 пожарных рукавов. Необходимо обнаружить самую горячую точку батареи (конкретный модуль) и направить струю воды строго на нее. Беспрерывный поток должен быть сконцентрирован в этом месте на протяжении длительного времени, десяток минут – обычное значение.
В таком точном прицеливании тепловизор абсолютно незаменим.
Защита от повторного возгорания
Аккумуляторы любят самовозгораться и после завершения тушения. Чтобы не начинать всё заново, необходим длительный контроль температуры батареи. Тепловизор должен показать, что хотя бы в течение 45 минут аккумулятор имеет такую же температуру, что и окружающая среда. Только после этого останки электрокара можно отвозить «на карантин» – в безопасное место, где они должны храниться не менее, чем в 15 метрах от любых огнеопасных материалов.
Уже этих трех пунктов достаточно, чтобы стационарные видеокамеры с тепловизором, а также переносные тепловизоры стали обязательным элементом оснащения подземных стоянок с местами для электромобилей и подзаряжаемых гибридов.
Обратим внимание, что на одном из фото видно, что пожарный расчет с помощью специальных опор приподнял край автомобиля, чтобы получить удобный доступ к аккумулятору под днищем – и для тушения, и для контроля температуры батареи.
Поэтому установка стационарных видеокамер с тепловизором должна выполняться с учетом такой конструктивной особенности размещения батарей, вплоть до расстановки камер у пола стоянки (пример в следующем посту).
Продолжение следует.
👍24🔥6❤2🤔1
Тепловизоры на стоянках электромобилей. Часть 2. Профилактика
пожаров
Про ежедневное использование видеокамер с тепловизорами в СТУ ничего не говорится. Но это не значит, что владелец объекта не может воспользоваться преимуществами, которые дает это оборудование (им в любом случае здание придется оснастить) для снижения рисков пожаров.
Программное обеспечение, устанавливаемое на серверах современных систем видеонаблюдения, имеет функцию видеоаналитики, которая решает уже привычные задачи по безопасности – распознавание лиц и номеров автомобилей, выявление оставленных без присмотра вещей, определение необычного поведения людей и так далее.
Добавить к этому дополнительный аналитический модуль по обработке изображений от тепловизоров – несложная задача, которая превращает «пассивное наблюдение» в «активную профилактику пожаров». И без участия человека.
Контроль температуры электрооборудования
80% возгораний электромобилей происходит в процессе зарядки, поэтому «тепловой» надзор за самой зарядной инфраструктурой стоит на первом месте. Он выявляет первые признаки тепловых аномалий (перегрева) кабелей, коммутационного оборудования, соединений и корпусов зарядных станций.
На основании этого у службы эксплуатации может внезапно появиться работа по профилактическому ремонту оборудования, находящегося в зоне риска. Но это намного более благодарная деятельность, чем восстановление стоянки после пожара.
Контроль температуры аккумуляторов
Вторая функция ежедневного использования камер с тепловизорами еще более очевидная – выявлять подозрительное тепловое поведение аккумуляторов электромобилей.
В обоих случаях, когда температура контролируемого объекта превышает допустимые значения, автоматика подает тревожный сигнал диспетчеру.
Обычно одна видеокамера с тепловизором контролирует 2-3 машино-места и зарядных станций. Для контроля состояния батарей рекомендуется устанавливать тепловизионные камеры ближе к полу (обычно со стороны зарядной станции), направив объектив на дно электромобиля. Настройка системы может быть такой: 100 градусов поверхности аккумулятора – привлечение внимания, 120 градусов – порог срабатывания аварийной сигнализации.
Цена камер
Камеры с тепловизорами могут определять температуру объекта размером от 20х20 см на расстоянии:
- недорогие модели (около 100 000 руб. за шт.) – до 3-7 метров,
- дорогие модели (около 350 000 руб. за шт.) – до 35 метров.
Максимальный порог определения температуры – 550 градусов.
Цены и характеристики приведены для камер Hikvision (Китай).
Вряд ли эти функции будут четко описаны в Своде правил, но бережливый заказчик, потратив совсем небольшую сумму на ПО, может повысить пожарную безопасность объекта и, кроме всего прочего, получить дополнительный козырь в переговорах о скидках на страховку здания.
В следующий раз ответим на вопрос – насколько опасно тушить аккумуляторы электромобиля водой?
пожаров
Про ежедневное использование видеокамер с тепловизорами в СТУ ничего не говорится. Но это не значит, что владелец объекта не может воспользоваться преимуществами, которые дает это оборудование (им в любом случае здание придется оснастить) для снижения рисков пожаров.
Программное обеспечение, устанавливаемое на серверах современных систем видеонаблюдения, имеет функцию видеоаналитики, которая решает уже привычные задачи по безопасности – распознавание лиц и номеров автомобилей, выявление оставленных без присмотра вещей, определение необычного поведения людей и так далее.
Добавить к этому дополнительный аналитический модуль по обработке изображений от тепловизоров – несложная задача, которая превращает «пассивное наблюдение» в «активную профилактику пожаров». И без участия человека.
Контроль температуры электрооборудования
80% возгораний электромобилей происходит в процессе зарядки, поэтому «тепловой» надзор за самой зарядной инфраструктурой стоит на первом месте. Он выявляет первые признаки тепловых аномалий (перегрева) кабелей, коммутационного оборудования, соединений и корпусов зарядных станций.
На основании этого у службы эксплуатации может внезапно появиться работа по профилактическому ремонту оборудования, находящегося в зоне риска. Но это намного более благодарная деятельность, чем восстановление стоянки после пожара.
Контроль температуры аккумуляторов
Вторая функция ежедневного использования камер с тепловизорами еще более очевидная – выявлять подозрительное тепловое поведение аккумуляторов электромобилей.
В обоих случаях, когда температура контролируемого объекта превышает допустимые значения, автоматика подает тревожный сигнал диспетчеру.
Обычно одна видеокамера с тепловизором контролирует 2-3 машино-места и зарядных станций. Для контроля состояния батарей рекомендуется устанавливать тепловизионные камеры ближе к полу (обычно со стороны зарядной станции), направив объектив на дно электромобиля. Настройка системы может быть такой: 100 градусов поверхности аккумулятора – привлечение внимания, 120 градусов – порог срабатывания аварийной сигнализации.
Цена камер
Камеры с тепловизорами могут определять температуру объекта размером от 20х20 см на расстоянии:
- недорогие модели (около 100 000 руб. за шт.) – до 3-7 метров,
- дорогие модели (около 350 000 руб. за шт.) – до 35 метров.
Максимальный порог определения температуры – 550 градусов.
Цены и характеристики приведены для камер Hikvision (Китай).
Вряд ли эти функции будут четко описаны в Своде правил, но бережливый заказчик, потратив совсем небольшую сумму на ПО, может повысить пожарную безопасность объекта и, кроме всего прочего, получить дополнительный козырь в переговорах о скидках на страховку здания.
В следующий раз ответим на вопрос – насколько опасно тушить аккумуляторы электромобиля водой?
❤16👍15🔥2
Опасно ли тушить электромобиль водой?
Находится ли под угрозой пожарный, который тушит электромобиль? Хоть батарея и надежно защищена от воды, она может быть механически повреждена (вскрыта) или прогореть, а 800 В – не шутка.
Начнем с фактов
По статистике в США и Европе с 2018 года не было зарегистрировано ни одного случая поражения током пожарных во время тушения электромобилей.
Крупные производители электрокаров такие, как Tesla, Volkswagen, General Motors, Hyundai разрешают тушить электромобили обычной водой без всяких ограничений.
Так почему это безопасно?
Расстояние между каплями
Пожарные расчеты должны тушить огонь с большого расстояния, поэтому тугая у основания струя (на протяжении первых нескольких метров) постепенно распадается на капли. Более того, для тушения электромобилей рекомендуется использовать специальные распылители (работающие по технологии тонкораспыленной воды), которые создают туман из мелких капель, между которыми есть воздушное пространство, и электрический ток просто не может его преодолеть.
Электромобиль считается заземленным
Удар током можно получить только, если корпус автомобиля каким-то образом окажется под высоким напряжением. Однако, электромобиль оснащен автоматическими выключателями, которые при аварийных ситуациях мгновенно отсоединяют батарею от всех кабельных линий машины (из-за которых ее корпус может оказаться под напряжением).
Тем не менее не исключается ситуация, когда сама батарея будет повреждена, и ток попадет на корпус машины не по кабелям, а, скажем, по металлическим обломкам.
Но в этом случае приходит на помощь другой фактор: автомобиль стоит на мокрых колесах на мокром асфальте/армированном бетоне, а значит электрический ток уходит «в землю» и пожарный, который находится на должном удалении, в этой цепи не задействован.
Экипировка пожарного
Резиновые сапоги, боевая одежда, перчатки не пропускают ток. Вся экипировка имеет высокое электрическое сопротивление, дополнительно защищая пожарного. Даже если всё мокрое.
Основная инструкция для пожарных при тушении электромобилей такова – тушить можно и нужно большим количеством воды, и это безопасно, если находится на удалении.
Еще о заземлении
Перед началом тушения на объектах энергетической инфраструктуры, чтобы обезопасить пожарных при попадании водяной струи на электроустановки под напряжением, все противопожарное оснащение (в т.ч. пожарные стволы и рукава), оборудование и автомобили заземляют специальными устройствами. Это отводит угрозу от пожарных. В землю.
Находится ли под угрозой пожарный, который тушит электромобиль? Хоть батарея и надежно защищена от воды, она может быть механически повреждена (вскрыта) или прогореть, а 800 В – не шутка.
Начнем с фактов
По статистике в США и Европе с 2018 года не было зарегистрировано ни одного случая поражения током пожарных во время тушения электромобилей.
Крупные производители электрокаров такие, как Tesla, Volkswagen, General Motors, Hyundai разрешают тушить электромобили обычной водой без всяких ограничений.
Так почему это безопасно?
Важный комментарий. Приведенное далее описание – это лично мое, Александра Иванова, мнение, которое вступило в противоречие со взглядом сотрудников профильного отдела компании. Они видят причину безопасности пожарных в других факторах, разобраться в которых можно только, глубоко разбираясь в основах электроснабжения. Я не решился свести пост к попыткам об этом рассказать. Поэтому, возможно, я ошибаюсь в своих доводах. Если вы можете меня поправить – напишите в комментариях. Надеюсь, что выдержу нападки.
Расстояние между каплями
Пожарные расчеты должны тушить огонь с большого расстояния, поэтому тугая у основания струя (на протяжении первых нескольких метров) постепенно распадается на капли. Более того, для тушения электромобилей рекомендуется использовать специальные распылители (работающие по технологии тонкораспыленной воды), которые создают туман из мелких капель, между которыми есть воздушное пространство, и электрический ток просто не может его преодолеть.
Электромобиль считается заземленным
Удар током можно получить только, если корпус автомобиля каким-то образом окажется под высоким напряжением. Однако, электромобиль оснащен автоматическими выключателями, которые при аварийных ситуациях мгновенно отсоединяют батарею от всех кабельных линий машины (из-за которых ее корпус может оказаться под напряжением).
Тем не менее не исключается ситуация, когда сама батарея будет повреждена, и ток попадет на корпус машины не по кабелям, а, скажем, по металлическим обломкам.
Но в этом случае приходит на помощь другой фактор: автомобиль стоит на мокрых колесах на мокром асфальте/армированном бетоне, а значит электрический ток уходит «в землю» и пожарный, который находится на должном удалении, в этой цепи не задействован.
Экипировка пожарного
Резиновые сапоги, боевая одежда, перчатки не пропускают ток. Вся экипировка имеет высокое электрическое сопротивление, дополнительно защищая пожарного. Даже если всё мокрое.
Основная инструкция для пожарных при тушении электромобилей такова – тушить можно и нужно большим количеством воды, и это безопасно, если находится на удалении.
Еще о заземлении
Перед началом тушения на объектах энергетической инфраструктуры, чтобы обезопасить пожарных при попадании водяной струи на электроустановки под напряжением, все противопожарное оснащение (в т.ч. пожарные стволы и рукава), оборудование и автомобили заземляют специальными устройствами. Это отводит угрозу от пожарных. В землю.
👍15❤5
Незадымляемые лестницы?!
Вы могли слышать про некие лестницы типа Н2, Н3 и даже про таинственную Н2+Н3. Что это? Сейчас быстро разберемся.
Сегодня поговорим об эвакуационных лестничных клетках, которые могут быть обычного и незадымляемого типов.
Кстати говоря, а вы знаете разницу между эвакуацией и спасением людей при пожаре? Это совсем разные вещи, и они подразумевают различные мероприятия.
Итак, обычные лестничные клетки (типы Л1 и Л2) могут заполняться дымом, даже несмотря на то, что называются эвакуационными и оснащены окнами/фонарями. Эти световые проемы выполняют функцию, прежде всего, естественного освещения. Удаление дыма выполняется лишь частично.
Есть два типа таких ЛК:
Л1 – лестничная клетка с естественным освещением через остекленные или открытые проемы в наружных стенах на каждом этаже.
В общем, это ЛК с открывающимся окошком на этаже.
Л2 - лестничная клетка с естественным освещением через остекленные или открытые проемы в покрытии.
Это лестничная клетка со световым фонарем на потолке. Красивая, но редкая в наше время вещь.
Ни лестничная клетка типа Л1, ни типа Л2 противодымными системами не оснащаются.
А вот незадымляемые лестницы (Н1-Н3) по своей сути должны быть свободны от дыма, и в зависимости от способа, как решается эта задача, делятся на следующие типы:
H1 - лестничные клетки с входом с этажа через незадымляемую наружную воздушную зону по открытым переходам.
Проще говоря, в лестничные клетки Н1 невозможно попасть напрямую из коридора или лифтового холла здания, а только «через улицу» - с открытого перехода (балкона или лоджии). Поскольку прямой связи этажа пожара с ЛК нет, поэтому и дым в нее проникнуть не может, а значит лестничные клетки Н1 нет смысла оснащать системой противодымной вентиляцией.
Н2 – лестничные клетки с подпором воздуха на лестничную клетку.
Задача подпора – создать в лестничной клетке такое избыточное давление, чтобы при открытии двери на этаже (где вспыхнул пожар), дым в лестничную клетку проникнуть не смог.
Отметим, что воздух в ЛК может подаваться двумя способами. Сосредоточенно, в этом случае вентилятор подает воздух через одну приточную решетку. Или рассредоточенно, тогда вентилятор подключается к вертикальной шахте, по которой воздух подается в ЛК через решетки на нескольких уровнях.
Н3 – лестничная клетка с входом через тамбур-шлюз, в котором обеспечивается подпор воздуха.
Замысел тот же: вентилятор подпора должен создать в тамбур-шлюзе избыточное давление, чтобы при эвакуации с этажа пожара дым не смог проникнуть в лестничную клетку. В саму лестничную клетку подпор не выполняется.
На этом нормативный список лестничных клеток заканчивается.
Но в специальных технических условиях (СТУ) по пожарной безопасности прописывается еще более защищенный вариант лестничных клеток: Н2+Н3, когда подпор выполняется и в тамбур-шлюз перед входом на площадку, и в саму лестничную клетку. При этом, должны соблюдаться два условия: в лестничной клетке должно быть создано избыточное давление по отношению к давлению в тамбур-шлюзе, а в тамбур-шлюзе – избыточное давление по отношению к коридору с дымом.
Такие сверх защищенные лестничные клетки стали встречаться повсеместно. По крайней мере в зданиях, с которыми работаем мы.
Вот так все просто.
Вы могли слышать про некие лестницы типа Н2, Н3 и даже про таинственную Н2+Н3. Что это? Сейчас быстро разберемся.
Внимательный читатель уже уличил нас в безграмотности терминологии - и правильно сделал. Лестница – это лишь «элемент … в виде ряда ступеней, служащий для подъема или спуска», а вот лестничная клетка – «пространство, отведенное для размещения лестницы и ограниченное поверхностями стен».
Поэтому, незадымляемых лестниц не бывает. Бывают незадымляемые лестничные клетки.
Сегодня поговорим об эвакуационных лестничных клетках, которые могут быть обычного и незадымляемого типов.
Кстати говоря, а вы знаете разницу между эвакуацией и спасением людей при пожаре? Это совсем разные вещи, и они подразумевают различные мероприятия.
Итак, обычные лестничные клетки (типы Л1 и Л2) могут заполняться дымом, даже несмотря на то, что называются эвакуационными и оснащены окнами/фонарями. Эти световые проемы выполняют функцию, прежде всего, естественного освещения. Удаление дыма выполняется лишь частично.
Есть два типа таких ЛК:
Л1 – лестничная клетка с естественным освещением через остекленные или открытые проемы в наружных стенах на каждом этаже.
В общем, это ЛК с открывающимся окошком на этаже.
Л2 - лестничная клетка с естественным освещением через остекленные или открытые проемы в покрытии.
Это лестничная клетка со световым фонарем на потолке. Красивая, но редкая в наше время вещь.
Ни лестничная клетка типа Л1, ни типа Л2 противодымными системами не оснащаются.
А вот незадымляемые лестницы (Н1-Н3) по своей сути должны быть свободны от дыма, и в зависимости от способа, как решается эта задача, делятся на следующие типы:
H1 - лестничные клетки с входом с этажа через незадымляемую наружную воздушную зону по открытым переходам.
Проще говоря, в лестничные клетки Н1 невозможно попасть напрямую из коридора или лифтового холла здания, а только «через улицу» - с открытого перехода (балкона или лоджии). Поскольку прямой связи этажа пожара с ЛК нет, поэтому и дым в нее проникнуть не может, а значит лестничные клетки Н1 нет смысла оснащать системой противодымной вентиляцией.
Н2 – лестничные клетки с подпором воздуха на лестничную клетку.
Задача подпора – создать в лестничной клетке такое избыточное давление, чтобы при открытии двери на этаже (где вспыхнул пожар), дым в лестничную клетку проникнуть не смог.
Отметим, что воздух в ЛК может подаваться двумя способами. Сосредоточенно, в этом случае вентилятор подает воздух через одну приточную решетку. Или рассредоточенно, тогда вентилятор подключается к вертикальной шахте, по которой воздух подается в ЛК через решетки на нескольких уровнях.
Н3 – лестничная клетка с входом через тамбур-шлюз, в котором обеспечивается подпор воздуха.
Замысел тот же: вентилятор подпора должен создать в тамбур-шлюзе избыточное давление, чтобы при эвакуации с этажа пожара дым не смог проникнуть в лестничную клетку. В саму лестничную клетку подпор не выполняется.
На этом нормативный список лестничных клеток заканчивается.
Но в специальных технических условиях (СТУ) по пожарной безопасности прописывается еще более защищенный вариант лестничных клеток: Н2+Н3, когда подпор выполняется и в тамбур-шлюз перед входом на площадку, и в саму лестничную клетку. При этом, должны соблюдаться два условия: в лестничной клетке должно быть создано избыточное давление по отношению к давлению в тамбур-шлюзе, а в тамбур-шлюзе – избыточное давление по отношению к коридору с дымом.
Такие сверх защищенные лестничные клетки стали встречаться повсеместно. По крайней мере в зданиях, с которыми работаем мы.
Вот так все просто.
👍23❤12
Если хотите, чтобы мы продолжили тему инженерного оснащения лестничных клеток, можете выбрать или предложить свою тему в опросе:
Anonymous Poll
37%
Как избежать рассечек в лестничных клетках?
44%
Варианты размещения вентиляторов подпора и решеток в лестничных клетках
66%
Прохождение инженерных коммуникаций через лестничные клетки
37%
Кондиционирование лестничных клеток (совсем не простая тема)
26%
Отопление лестничных клеток
1%
Что-то еще?
❤3
В продолжение поста про лестничные клетки.
Нам не раз задавали вопрос, в каких зданиях применяют лестничные клетки Н2+Н3? Этот вопрос не совсем "по погонам", его лучше перенаправить архитекторам и специалистам по пожарной безопасности, но все же скажем пару слов.
Те лестничные клетки, которые мы непринужденно называем Н2+Н3, в СП называются внушительней: «Лестничная клетка типа Н2 с входом на каждом этаже через тамбур-шлюз 1-го типа с подпором воздуха при пожаре».
Если следовать (а иначе мы поступать не будем) СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», такие лестничные клетки могут использоваться нормативно, скажем в этих случаях:
В любых зданиях свыше 28 метров, в которых в лестничных клетках нет окон:
4.4.12 Допускается … предусматривать лестничные клетки без естественного освещения, при этом … в зданиях высотой более 28 м типа Н2 с входом на каждом этаже через тамбур-шлюз 1-го типа с подпором воздуха при пожаре.
Или в ЖК при отсутствии аварийных выходов из квартир:
6.1.1. … Допускается не предусматривать в квартирах аварийные выходы при … выполнении следующих мероприятий: …
оборудование здания (секции) системой противодымной вентиляции, лестничная клетка должна быть незадымляемой типа … Н2 с входом на каждом этаже через тамбур-шлюз 1-го типа с подпором воздуха на этаже пожара;
А вот при отступлении от нормативных требований такие ЛК могут применяться, как компенсирующее мероприятие.
Например, в ЖК высотой до 75 м с площадью квартир на этаже 550-900 кв.м., если на этаже предусмотрен только один эвакуационный выход (а не два, как по СП):
Выполнение лестничной клетки незадымляемой типа … Н2 с входом на каждом этаже через тамбур-шлюз 1-го типа … с подпором воздуха на этаже пожара, шириной не менее 1,2 м.
Или в том случае, когда лестничную клетку Н1 (вход через уличный переход) необходимо заменить на Н2.
В общем, вариантов применения таких продвинутых лестничных клеток достаточно.
Нам не раз задавали вопрос, в каких зданиях применяют лестничные клетки Н2+Н3? Этот вопрос не совсем "по погонам", его лучше перенаправить архитекторам и специалистам по пожарной безопасности, но все же скажем пару слов.
Те лестничные клетки, которые мы непринужденно называем Н2+Н3, в СП называются внушительней: «Лестничная клетка типа Н2 с входом на каждом этаже через тамбур-шлюз 1-го типа с подпором воздуха при пожаре».
Если следовать (а иначе мы поступать не будем) СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», такие лестничные клетки могут использоваться нормативно, скажем в этих случаях:
В любых зданиях свыше 28 метров, в которых в лестничных клетках нет окон:
4.4.12 Допускается … предусматривать лестничные клетки без естественного освещения, при этом … в зданиях высотой более 28 м типа Н2 с входом на каждом этаже через тамбур-шлюз 1-го типа с подпором воздуха при пожаре.
Или в ЖК при отсутствии аварийных выходов из квартир:
6.1.1. … Допускается не предусматривать в квартирах аварийные выходы при … выполнении следующих мероприятий: …
оборудование здания (секции) системой противодымной вентиляции, лестничная клетка должна быть незадымляемой типа … Н2 с входом на каждом этаже через тамбур-шлюз 1-го типа с подпором воздуха на этаже пожара;
А вот при отступлении от нормативных требований такие ЛК могут применяться, как компенсирующее мероприятие.
Например, в ЖК высотой до 75 м с площадью квартир на этаже 550-900 кв.м., если на этаже предусмотрен только один эвакуационный выход (а не два, как по СП):
Выполнение лестничной клетки незадымляемой типа … Н2 с входом на каждом этаже через тамбур-шлюз 1-го типа … с подпором воздуха на этаже пожара, шириной не менее 1,2 м.
Или в том случае, когда лестничную клетку Н1 (вход через уличный переход) необходимо заменить на Н2.
В общем, вариантов применения таких продвинутых лестничных клеток достаточно.
Telegram
Инженерная улица
Незадымляемые лестницы?!
Вы могли слышать про некие лестницы типа Н2, Н3 и даже про таинственную Н2+Н3. Что это? Сейчас быстро разберемся.
Внимательный читатель уже уличил нас в безграмотности терминологии - и правильно сделал. Лестница – это лишь «элемент…
Вы могли слышать про некие лестницы типа Н2, Н3 и даже про таинственную Н2+Н3. Что это? Сейчас быстро разберемся.
Внимательный читатель уже уличил нас в безграмотности терминологии - и правильно сделал. Лестница – это лишь «элемент…
👍18❤5
Хотим внести живость в, казалось бы, скучную тему. Может и вам полюбится электрика… Вы много раз встречали обозначения 380В и 0,4 кВ. Как вы думаете:
Anonymous Poll
16%
Это одно и тоже, разница лишь в округлении и удобном сокращении?
30%
Профессионалы привыкли к термину «0,4 кВ», а обыватели используют «380В»?
53%
Или в эти цифры заложен серьезный технический смысл?
👍8🔥5❤3