Опасно ли тушить электромобиль водой?
Находится ли под угрозой пожарный, который тушит электромобиль? Хоть батарея и надежно защищена от воды, она может быть механически повреждена (вскрыта) или прогореть, а 800 В – не шутка.
Начнем с фактов
По статистике в США и Европе с 2018 года не было зарегистрировано ни одного случая поражения током пожарных во время тушения электромобилей.
Крупные производители электрокаров такие, как Tesla, Volkswagen, General Motors, Hyundai разрешают тушить электромобили обычной водой без всяких ограничений.
Так почему это безопасно?
Расстояние между каплями
Пожарные расчеты должны тушить огонь с большого расстояния, поэтому тугая у основания струя (на протяжении первых нескольких метров) постепенно распадается на капли. Более того, для тушения электромобилей рекомендуется использовать специальные распылители (работающие по технологии тонкораспыленной воды), которые создают туман из мелких капель, между которыми есть воздушное пространство, и электрический ток просто не может его преодолеть.
Электромобиль считается заземленным
Удар током можно получить только, если корпус автомобиля каким-то образом окажется под высоким напряжением. Однако, электромобиль оснащен автоматическими выключателями, которые при аварийных ситуациях мгновенно отсоединяют батарею от всех кабельных линий машины (из-за которых ее корпус может оказаться под напряжением).
Тем не менее не исключается ситуация, когда сама батарея будет повреждена, и ток попадет на корпус машины не по кабелям, а, скажем, по металлическим обломкам.
Но в этом случае приходит на помощь другой фактор: автомобиль стоит на мокрых колесах на мокром асфальте/армированном бетоне, а значит электрический ток уходит «в землю» и пожарный, который находится на должном удалении, в этой цепи не задействован.
Экипировка пожарного
Резиновые сапоги, боевая одежда, перчатки не пропускают ток. Вся экипировка имеет высокое электрическое сопротивление, дополнительно защищая пожарного. Даже если всё мокрое.
Основная инструкция для пожарных при тушении электромобилей такова – тушить можно и нужно большим количеством воды, и это безопасно, если находится на удалении.
Еще о заземлении
Перед началом тушения на объектах энергетической инфраструктуры, чтобы обезопасить пожарных при попадании водяной струи на электроустановки под напряжением, все противопожарное оснащение (в т.ч. пожарные стволы и рукава), оборудование и автомобили заземляют специальными устройствами. Это отводит угрозу от пожарных. В землю.
Находится ли под угрозой пожарный, который тушит электромобиль? Хоть батарея и надежно защищена от воды, она может быть механически повреждена (вскрыта) или прогореть, а 800 В – не шутка.
Начнем с фактов
По статистике в США и Европе с 2018 года не было зарегистрировано ни одного случая поражения током пожарных во время тушения электромобилей.
Крупные производители электрокаров такие, как Tesla, Volkswagen, General Motors, Hyundai разрешают тушить электромобили обычной водой без всяких ограничений.
Так почему это безопасно?
Важный комментарий. Приведенное далее описание – это лично мое, Александра Иванова, мнение, которое вступило в противоречие со взглядом сотрудников профильного отдела компании. Они видят причину безопасности пожарных в других факторах, разобраться в которых можно только, глубоко разбираясь в основах электроснабжения. Я не решился свести пост к попыткам об этом рассказать. Поэтому, возможно, я ошибаюсь в своих доводах. Если вы можете меня поправить – напишите в комментариях. Надеюсь, что выдержу нападки.
Расстояние между каплями
Пожарные расчеты должны тушить огонь с большого расстояния, поэтому тугая у основания струя (на протяжении первых нескольких метров) постепенно распадается на капли. Более того, для тушения электромобилей рекомендуется использовать специальные распылители (работающие по технологии тонкораспыленной воды), которые создают туман из мелких капель, между которыми есть воздушное пространство, и электрический ток просто не может его преодолеть.
Электромобиль считается заземленным
Удар током можно получить только, если корпус автомобиля каким-то образом окажется под высоким напряжением. Однако, электромобиль оснащен автоматическими выключателями, которые при аварийных ситуациях мгновенно отсоединяют батарею от всех кабельных линий машины (из-за которых ее корпус может оказаться под напряжением).
Тем не менее не исключается ситуация, когда сама батарея будет повреждена, и ток попадет на корпус машины не по кабелям, а, скажем, по металлическим обломкам.
Но в этом случае приходит на помощь другой фактор: автомобиль стоит на мокрых колесах на мокром асфальте/армированном бетоне, а значит электрический ток уходит «в землю» и пожарный, который находится на должном удалении, в этой цепи не задействован.
Экипировка пожарного
Резиновые сапоги, боевая одежда, перчатки не пропускают ток. Вся экипировка имеет высокое электрическое сопротивление, дополнительно защищая пожарного. Даже если всё мокрое.
Основная инструкция для пожарных при тушении электромобилей такова – тушить можно и нужно большим количеством воды, и это безопасно, если находится на удалении.
Еще о заземлении
Перед началом тушения на объектах энергетической инфраструктуры, чтобы обезопасить пожарных при попадании водяной струи на электроустановки под напряжением, все противопожарное оснащение (в т.ч. пожарные стволы и рукава), оборудование и автомобили заземляют специальными устройствами. Это отводит угрозу от пожарных. В землю.
👍15❤5
Незадымляемые лестницы?!
Вы могли слышать про некие лестницы типа Н2, Н3 и даже про таинственную Н2+Н3. Что это? Сейчас быстро разберемся.
Сегодня поговорим об эвакуационных лестничных клетках, которые могут быть обычного и незадымляемого типов.
Кстати говоря, а вы знаете разницу между эвакуацией и спасением людей при пожаре? Это совсем разные вещи, и они подразумевают различные мероприятия.
Итак, обычные лестничные клетки (типы Л1 и Л2) могут заполняться дымом, даже несмотря на то, что называются эвакуационными и оснащены окнами/фонарями. Эти световые проемы выполняют функцию, прежде всего, естественного освещения. Удаление дыма выполняется лишь частично.
Есть два типа таких ЛК:
Л1 – лестничная клетка с естественным освещением через остекленные или открытые проемы в наружных стенах на каждом этаже.
В общем, это ЛК с открывающимся окошком на этаже.
Л2 - лестничная клетка с естественным освещением через остекленные или открытые проемы в покрытии.
Это лестничная клетка со световым фонарем на потолке. Красивая, но редкая в наше время вещь.
Ни лестничная клетка типа Л1, ни типа Л2 противодымными системами не оснащаются.
А вот незадымляемые лестницы (Н1-Н3) по своей сути должны быть свободны от дыма, и в зависимости от способа, как решается эта задача, делятся на следующие типы:
H1 - лестничные клетки с входом с этажа через незадымляемую наружную воздушную зону по открытым переходам.
Проще говоря, в лестничные клетки Н1 невозможно попасть напрямую из коридора или лифтового холла здания, а только «через улицу» - с открытого перехода (балкона или лоджии). Поскольку прямой связи этажа пожара с ЛК нет, поэтому и дым в нее проникнуть не может, а значит лестничные клетки Н1 нет смысла оснащать системой противодымной вентиляцией.
Н2 – лестничные клетки с подпором воздуха на лестничную клетку.
Задача подпора – создать в лестничной клетке такое избыточное давление, чтобы при открытии двери на этаже (где вспыхнул пожар), дым в лестничную клетку проникнуть не смог.
Отметим, что воздух в ЛК может подаваться двумя способами. Сосредоточенно, в этом случае вентилятор подает воздух через одну приточную решетку. Или рассредоточенно, тогда вентилятор подключается к вертикальной шахте, по которой воздух подается в ЛК через решетки на нескольких уровнях.
Н3 – лестничная клетка с входом через тамбур-шлюз, в котором обеспечивается подпор воздуха.
Замысел тот же: вентилятор подпора должен создать в тамбур-шлюзе избыточное давление, чтобы при эвакуации с этажа пожара дым не смог проникнуть в лестничную клетку. В саму лестничную клетку подпор не выполняется.
На этом нормативный список лестничных клеток заканчивается.
Но в специальных технических условиях (СТУ) по пожарной безопасности прописывается еще более защищенный вариант лестничных клеток: Н2+Н3, когда подпор выполняется и в тамбур-шлюз перед входом на площадку, и в саму лестничную клетку. При этом, должны соблюдаться два условия: в лестничной клетке должно быть создано избыточное давление по отношению к давлению в тамбур-шлюзе, а в тамбур-шлюзе – избыточное давление по отношению к коридору с дымом.
Такие сверх защищенные лестничные клетки стали встречаться повсеместно. По крайней мере в зданиях, с которыми работаем мы.
Вот так все просто.
Вы могли слышать про некие лестницы типа Н2, Н3 и даже про таинственную Н2+Н3. Что это? Сейчас быстро разберемся.
Внимательный читатель уже уличил нас в безграмотности терминологии - и правильно сделал. Лестница – это лишь «элемент … в виде ряда ступеней, служащий для подъема или спуска», а вот лестничная клетка – «пространство, отведенное для размещения лестницы и ограниченное поверхностями стен».
Поэтому, незадымляемых лестниц не бывает. Бывают незадымляемые лестничные клетки.
Сегодня поговорим об эвакуационных лестничных клетках, которые могут быть обычного и незадымляемого типов.
Кстати говоря, а вы знаете разницу между эвакуацией и спасением людей при пожаре? Это совсем разные вещи, и они подразумевают различные мероприятия.
Итак, обычные лестничные клетки (типы Л1 и Л2) могут заполняться дымом, даже несмотря на то, что называются эвакуационными и оснащены окнами/фонарями. Эти световые проемы выполняют функцию, прежде всего, естественного освещения. Удаление дыма выполняется лишь частично.
Есть два типа таких ЛК:
Л1 – лестничная клетка с естественным освещением через остекленные или открытые проемы в наружных стенах на каждом этаже.
В общем, это ЛК с открывающимся окошком на этаже.
Л2 - лестничная клетка с естественным освещением через остекленные или открытые проемы в покрытии.
Это лестничная клетка со световым фонарем на потолке. Красивая, но редкая в наше время вещь.
Ни лестничная клетка типа Л1, ни типа Л2 противодымными системами не оснащаются.
А вот незадымляемые лестницы (Н1-Н3) по своей сути должны быть свободны от дыма, и в зависимости от способа, как решается эта задача, делятся на следующие типы:
H1 - лестничные клетки с входом с этажа через незадымляемую наружную воздушную зону по открытым переходам.
Проще говоря, в лестничные клетки Н1 невозможно попасть напрямую из коридора или лифтового холла здания, а только «через улицу» - с открытого перехода (балкона или лоджии). Поскольку прямой связи этажа пожара с ЛК нет, поэтому и дым в нее проникнуть не может, а значит лестничные клетки Н1 нет смысла оснащать системой противодымной вентиляцией.
Н2 – лестничные клетки с подпором воздуха на лестничную клетку.
Задача подпора – создать в лестничной клетке такое избыточное давление, чтобы при открытии двери на этаже (где вспыхнул пожар), дым в лестничную клетку проникнуть не смог.
Отметим, что воздух в ЛК может подаваться двумя способами. Сосредоточенно, в этом случае вентилятор подает воздух через одну приточную решетку. Или рассредоточенно, тогда вентилятор подключается к вертикальной шахте, по которой воздух подается в ЛК через решетки на нескольких уровнях.
Н3 – лестничная клетка с входом через тамбур-шлюз, в котором обеспечивается подпор воздуха.
Замысел тот же: вентилятор подпора должен создать в тамбур-шлюзе избыточное давление, чтобы при эвакуации с этажа пожара дым не смог проникнуть в лестничную клетку. В саму лестничную клетку подпор не выполняется.
На этом нормативный список лестничных клеток заканчивается.
Но в специальных технических условиях (СТУ) по пожарной безопасности прописывается еще более защищенный вариант лестничных клеток: Н2+Н3, когда подпор выполняется и в тамбур-шлюз перед входом на площадку, и в саму лестничную клетку. При этом, должны соблюдаться два условия: в лестничной клетке должно быть создано избыточное давление по отношению к давлению в тамбур-шлюзе, а в тамбур-шлюзе – избыточное давление по отношению к коридору с дымом.
Такие сверх защищенные лестничные клетки стали встречаться повсеместно. По крайней мере в зданиях, с которыми работаем мы.
Вот так все просто.
👍23❤12
Если хотите, чтобы мы продолжили тему инженерного оснащения лестничных клеток, можете выбрать или предложить свою тему в опросе:
Anonymous Poll
37%
Как избежать рассечек в лестничных клетках?
44%
Варианты размещения вентиляторов подпора и решеток в лестничных клетках
66%
Прохождение инженерных коммуникаций через лестничные клетки
37%
Кондиционирование лестничных клеток (совсем не простая тема)
26%
Отопление лестничных клеток
1%
Что-то еще?
❤3
В продолжение поста про лестничные клетки.
Нам не раз задавали вопрос, в каких зданиях применяют лестничные клетки Н2+Н3? Этот вопрос не совсем "по погонам", его лучше перенаправить архитекторам и специалистам по пожарной безопасности, но все же скажем пару слов.
Те лестничные клетки, которые мы непринужденно называем Н2+Н3, в СП называются внушительней: «Лестничная клетка типа Н2 с входом на каждом этаже через тамбур-шлюз 1-го типа с подпором воздуха при пожаре».
Если следовать (а иначе мы поступать не будем) СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», такие лестничные клетки могут использоваться нормативно, скажем в этих случаях:
В любых зданиях свыше 28 метров, в которых в лестничных клетках нет окон:
4.4.12 Допускается … предусматривать лестничные клетки без естественного освещения, при этом … в зданиях высотой более 28 м типа Н2 с входом на каждом этаже через тамбур-шлюз 1-го типа с подпором воздуха при пожаре.
Или в ЖК при отсутствии аварийных выходов из квартир:
6.1.1. … Допускается не предусматривать в квартирах аварийные выходы при … выполнении следующих мероприятий: …
оборудование здания (секции) системой противодымной вентиляции, лестничная клетка должна быть незадымляемой типа … Н2 с входом на каждом этаже через тамбур-шлюз 1-го типа с подпором воздуха на этаже пожара;
А вот при отступлении от нормативных требований такие ЛК могут применяться, как компенсирующее мероприятие.
Например, в ЖК высотой до 75 м с площадью квартир на этаже 550-900 кв.м., если на этаже предусмотрен только один эвакуационный выход (а не два, как по СП):
Выполнение лестничной клетки незадымляемой типа … Н2 с входом на каждом этаже через тамбур-шлюз 1-го типа … с подпором воздуха на этаже пожара, шириной не менее 1,2 м.
Или в том случае, когда лестничную клетку Н1 (вход через уличный переход) необходимо заменить на Н2.
В общем, вариантов применения таких продвинутых лестничных клеток достаточно.
Нам не раз задавали вопрос, в каких зданиях применяют лестничные клетки Н2+Н3? Этот вопрос не совсем "по погонам", его лучше перенаправить архитекторам и специалистам по пожарной безопасности, но все же скажем пару слов.
Те лестничные клетки, которые мы непринужденно называем Н2+Н3, в СП называются внушительней: «Лестничная клетка типа Н2 с входом на каждом этаже через тамбур-шлюз 1-го типа с подпором воздуха при пожаре».
Если следовать (а иначе мы поступать не будем) СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», такие лестничные клетки могут использоваться нормативно, скажем в этих случаях:
В любых зданиях свыше 28 метров, в которых в лестничных клетках нет окон:
4.4.12 Допускается … предусматривать лестничные клетки без естественного освещения, при этом … в зданиях высотой более 28 м типа Н2 с входом на каждом этаже через тамбур-шлюз 1-го типа с подпором воздуха при пожаре.
Или в ЖК при отсутствии аварийных выходов из квартир:
6.1.1. … Допускается не предусматривать в квартирах аварийные выходы при … выполнении следующих мероприятий: …
оборудование здания (секции) системой противодымной вентиляции, лестничная клетка должна быть незадымляемой типа … Н2 с входом на каждом этаже через тамбур-шлюз 1-го типа с подпором воздуха на этаже пожара;
А вот при отступлении от нормативных требований такие ЛК могут применяться, как компенсирующее мероприятие.
Например, в ЖК высотой до 75 м с площадью квартир на этаже 550-900 кв.м., если на этаже предусмотрен только один эвакуационный выход (а не два, как по СП):
Выполнение лестничной клетки незадымляемой типа … Н2 с входом на каждом этаже через тамбур-шлюз 1-го типа … с подпором воздуха на этаже пожара, шириной не менее 1,2 м.
Или в том случае, когда лестничную клетку Н1 (вход через уличный переход) необходимо заменить на Н2.
В общем, вариантов применения таких продвинутых лестничных клеток достаточно.
Telegram
Инженерная улица
Незадымляемые лестницы?!
Вы могли слышать про некие лестницы типа Н2, Н3 и даже про таинственную Н2+Н3. Что это? Сейчас быстро разберемся.
Внимательный читатель уже уличил нас в безграмотности терминологии - и правильно сделал. Лестница – это лишь «элемент…
Вы могли слышать про некие лестницы типа Н2, Н3 и даже про таинственную Н2+Н3. Что это? Сейчас быстро разберемся.
Внимательный читатель уже уличил нас в безграмотности терминологии - и правильно сделал. Лестница – это лишь «элемент…
👍18❤5
Хотим внести живость в, казалось бы, скучную тему. Может и вам полюбится электрика… Вы много раз встречали обозначения 380В и 0,4 кВ. Как вы думаете:
Anonymous Poll
16%
Это одно и тоже, разница лишь в округлении и удобном сокращении?
30%
Профессионалы привыкли к термину «0,4 кВ», а обыватели используют «380В»?
53%
Или в эти цифры заложен серьезный технический смысл?
👍8🔥5❤3
Тайна 0,4 кВ и 380В
Итак, 0,4 кВ это 400 В, а почему тогда оборудование, которое мы встречаем, работает на 380 В? Куда подевались 20 Вольт? Округлили?
Оказывается, из трансформатора (или от источника питания, скажем, дизель-генератора) исходит ток напряжением ровно в 400 В или, что тоже самое, 0,4 кВ. Далее он идет по проводам, кабелям и шинопроводам до конечных потребителей, при этом происходят потери, и когда ток доходит до потребителя (скажем, зарядной станции, вентилятора, лифта или насоса), напряжение опускается до 380 В.
ГОСТ 50571.5.52-2011 регламентирует, чтобы «Максимальное значение падения напряжения … <составило для> освещения 3%, для других потребителей – 5%» (см. фото). Обратите внимание – 5%.
А вот, что пишет СП 256 в примечании к п. 8.23: «в соответствии с ГОСТ 23366-78 номинальные напряжения принимаются: на выходах источников и преобразователей электроэнергии - … 400 В, а на нагрузке - … 380 В». (см. фото)
Вычитаем: 400 В - 5% = 380 В. Вот откуда мы видим 380 В!
И то же самое относится к сети меньшего напряжения. Вы часто слышите про 230 В – это напряжение исходит из источника питания, а до потребителя доходят привычные 220 В. Вычитаем 230 В - 5% = 218 В или 220 В.
Задача инженеров по электроснабжению – проектировать кабельные линии таким образом, чтобы потери в них никогда не превышали 5%. Если значение выше, то выбираются кабели большего сечения, ведь в них потери будут меньше. Какой бы длины кабели не были проложены в здании, потери напряжения в них не должны превышать 5%, чтобы в итоге получить 380 или 220 В.
Магия простоты.
Итак, 0,4 кВ это 400 В, а почему тогда оборудование, которое мы встречаем, работает на 380 В? Куда подевались 20 Вольт? Округлили?
Оказывается, из трансформатора (или от источника питания, скажем, дизель-генератора) исходит ток напряжением ровно в 400 В или, что тоже самое, 0,4 кВ. Далее он идет по проводам, кабелям и шинопроводам до конечных потребителей, при этом происходят потери, и когда ток доходит до потребителя (скажем, зарядной станции, вентилятора, лифта или насоса), напряжение опускается до 380 В.
ГОСТ 50571.5.52-2011 регламентирует, чтобы «Максимальное значение падения напряжения … <составило для> освещения 3%, для других потребителей – 5%» (см. фото). Обратите внимание – 5%.
А вот, что пишет СП 256 в примечании к п. 8.23: «в соответствии с ГОСТ 23366-78 номинальные напряжения принимаются: на выходах источников и преобразователей электроэнергии - … 400 В, а на нагрузке - … 380 В». (см. фото)
Вычитаем: 400 В - 5% = 380 В. Вот откуда мы видим 380 В!
И то же самое относится к сети меньшего напряжения. Вы часто слышите про 230 В – это напряжение исходит из источника питания, а до потребителя доходят привычные 220 В. Вычитаем 230 В - 5% = 218 В или 220 В.
Задача инженеров по электроснабжению – проектировать кабельные линии таким образом, чтобы потери в них никогда не превышали 5%. Если значение выше, то выбираются кабели большего сечения, ведь в них потери будут меньше. Какой бы длины кабели не были проложены в здании, потери напряжения в них не должны превышать 5%, чтобы в итоге получить 380 или 220 В.
Магия простоты.
👍15🔥7❤4✍3