Этихлид – Telegram
Этихлид
4.77K subscribers
152 photos
23 videos
129 links
Канал техлида с мыслями об AI, IT и спорте.

https://news.1rj.ru/str/etechlead/6 - содержание

https://news.1rj.ru/str/etechlead/8 - о канале

https://news.1rj.ru/str/+NgQZbosvypEyYWQ6 - чат канала, там отвечаю(т) быстрее :)

(без рекламы)
Download Telegram
Channel created
initial commit
1🔥1
сообщение 2 (ох уж эти творческие муки)
для закрепов 1
для закрепов 2
Содержание канала

ИИ
● Практические обзоры LLM для разработки:
* ChatGPT o3-mini, 4.1, o3 + o4-mini
* Gemini 2.5 Pro Exp + в связке с Cursor, Gemini 2.5 Pro 05-06
* Claude 4

● AI 2027 - разбор сценария будущего с т.з. перспектив для разработчиков и советы по тому, как подготовиться к изменению профессии

Гайд по разработке при помощи AI в начале 2025 (общие принципы сохраняются, но с тех пор обновились модели)

MCP - серия постов про технологию и её место в экосистеме

🤖 Фоновые агенты - будущее разработки: что это такое, как использовать и что это меняет

Инструментарий для ИИ-кодинга
Codex + GPT5
📺 воркшоп по работе кодовых агентов и Claude Code
● Claude Code - плюсы и минусы в сравнении с Cursor, что почитать
Субагенты и кастомные агенты в Claude Code
$100-200/мес - о росте расходов на ИИ-кодинг
Cursor Ultra и проблемы ценообразования Cursor

Разработчики и ИИ
Уровни внедрения ИИ в разработку
Разработчики-староверы
Страхи разработчиков перед ИИ
Чёрный ящик
Остаточная сложность

Вайб-кодинг до того, как этому дали имя 🦖
Пишем приложение голосом
AI-проект выходного дня: Deeper!, с процессом и выводами, которые становятся всё более актуальными
"Пишем" игрушку при помощи AI 🎮

Разбор полётов ИИ

Нечаянный prompt injection в Cursor
Sonnet 3.5 "рисует" картинки через HTML и скриншоты
Инициативность Sonnet 3.7 + в связке с MCP

Менеджмент
Про хороших технических менеджеров
Ползучий фичеризм
Многомерный конструктор
О сложностях коммуникации в работе

Мысли
Новая эра интеллектуального неравенства
10 000 часов — миф?
Креатив и нейронки
Критика и защита роли текста как средства передачи информации
Будущее образования и существующие не-классические его примеры
Умные и глупые дни
Хронобиология и совы

Спорт
Спорт - это не инвестиция
300 недель
Типы удовольствия
Strava и KOM-хантинг
Житие тогда у нас тяжкое было
Garmin Body Battery
🔥1
Пишу про то, что интересно мне как техлиду и человеку, вот примерный срез:

* AI: ну просто невозможно это игнорировать в наше время, особенно будучи в айтишной среде.
Сам пользуюсь каждый день AI-инструментами и делаю проекты, которые с этим связаны (про них тоже буду писать).
Когда-то давно активно участвовал в соревах по ML/DS, а как-то даже внезапно стал первым на курсе ODS от Yorko (респект Юрию за курс).

* настоящее и будущее IT в целом и программирования в частности: это моя основная профессия, в которой я уже лет 20; перепробовал, кажется, почти всё на разных уровнях, и мне есть что сказать.
Надежды, страхи и прочие душевные метания будут в комплекте с этими постами в свете AI :)

* околофилософские размышления на разные темы.
Накатывает временами, знаете ли :)

* разного рода околонаучные новости, которые по каким-то причинам показались интересными.
Где-то в прошлом были всероссийские олимпиады, биологическое и медицинское образования, участие в контестах по биоинформатике, так что может быть закос в ту сторону.

* спорт: сейчас это шоссейный велоспорт, в котором я иду от первого разряда к КМС, и надеюсь успеть дойти, пока куда-нить ещё не утащит :) Для тех, кто в теме: A-cat Zwift Vet / Cat2 / KOM-хантер / FTP ~325w / 71kg / VO2max 70.
Ну и по мелочи: аштанга-виньяса, тренажёрка, в анамнезе - спортивные танцы :)
🔥73
Новая эра интеллектуального неравенства

Когда только стали широко доступны ChatGPT и аналоги, многие начали высказывать беспокойство по поводу того, что вот теперь человечество думать вообще перестанет - дескать, мы теперь всё переложим на нейронки и окончательно деградируем.

Однако думается, что на наших глазах происходит новый виток спирали усиливающегося интеллектуального неравенства.

За последние лет 30, от до-Интернетного времени до современных AI-чатов, получать доступ к знаниям становилось всё проще и проще, и в наше время это как никогда легко.
Уже сейчас можно получить персонального чат-ассистента, который адаптируется под конкретную задачу и уровень понимания, в любой области знаний, и возможности для тех, кто стремится к развитию, видятся поистине сказочными.

Однако, в параллель с этим, развились и технологии затягивания людей в потребление бесполезного контента. Ну знаете, все эти нейромаркетинги, алгоритмические ленты в соц. сетях, бесконечные уведомления, ворующие активное внимание, так нужное для эффективного обучения…

Получается, что с развитием технологий можно видеть восходящий и нисходящий тренды в плане обретения людьми новых знаний, и расхождение становится всё больше.

Но скорее всего, люди, которые склонны докапываться до сути вещей, никуда не денутся. Это, видимо, особенность нас как биологического вида - в каждом поколении рождать определенный процент потомков с шилом в известном месте :)

#философизм #ai
👍8❤‍🔥42
Этихлид
Новая эра интеллектуального неравенства Когда только стали широко доступны ChatGPT и аналоги, многие начали высказывать беспокойство по поводу того, что вот теперь человечество думать вообще перестанет - дескать, мы теперь всё переложим на нейронки и окончательно…
А помните, как оно было до Интернета?

К примеру, в 90-е там, где я рос, чтобы узнать что-то, выходящее за рамки школьной программы, нужно было ходить в библиотеку. Пешком. 5 километров. В гору. В обе стороны. Зимой. Мимо Гитлера!

В библиотеке был свой процесс:
* найти книгу в каталоге;
* выписать её данные на листочке;
* отстояв в очереди, дать листочек библиотекарю;
* дождаться, пока книгу найдут в хранилище (не факт, что в тот же день);
* и выдадут её с занесением в читательский билет со сроком, в который ее нужно вернуть.
А могли и не выдать, ограничив её чтение читальным залом, где под строгим надзором и в полной тишине можно было жадно поглощать какой-нить священный фолиант :)

И знаете, несмотря на всё это, было довольно много тех, кто успешно проходил эти квесты - в библиотеке всегда был народ и кто-то обязательно сидел часами в читальном зале, несмотря на то, что за гаражами во дворе, на заброшенных стройках или на ледяной горке было совсем нескучно.

Любознательность неистребима!

#дедпримитаблетки
4❤‍🔥3😁1
"Пишем" игрушку при помощи AI 🎮

По мотивам поста Саши Басова решил попробовать сделать прототип такой игрушки с использованием современных AI-инструментов.

Получилось вот что: https://clever.pro/driver/ (работает только на десктопе).
⚠️ Конечно, это далеко не готовая игрушка, код там так себе, да и тестировалась только в Chrome.

❗️Но! На этот прототип ушло примерно 2 часа, за которые я своими руками написал хорошо если несколько строк кода и пофиксил пару багов. Все остальное - результат общения с нейронкой Claude Sonnet 3.5 в IDE Cursor.

Игровой код не писал уж лет 7 (был как-то опыт с libGDX и Unity), так что на текущий момент я как собака: всё понимаю, сказать написать не могу :)

Как это было

1️⃣ Сформулировал начальную идею как "I have an idea of the browser game: car is riding on a highway against the traffic and need to avoid other cars. Scoring is based on how many cars you avoided"
Получил код с прямоугольниками на HTML Canvas, управление какое-то кривоватое, код страшный 😱 Но в целом работает, даже с первого раза :)

2️⃣ Всплыл в памяти Phaser для браузерных игрушек, попросил переписать на нем. Код стал чище и понятнее, и в довесок нейронка сгенерила SVGшки для игровых объектов, которые были прям в виде XML в строках в коде самой игры.

3️⃣ Но такие вот динамически создаваемые SVG почему-то не рендерились. Очевидное решение - вынести их в отдельные файлы, но это было бы слишком просто :)
Тут включился яжпрограммист и следующие 40 минут я пытался скормить Phaser'у динамически генерируемые SVG то data-URLами в base64/urlencode, то просто строками, то через предзагрузку, то на ходу.
Пока не нашел issue на GitHub, где создатели фреймворка явно говорили, что сценарий генерируемых динамически SVG - это фу и вообще не тру.
Ладно, я с вами не согласен, но уговорили, вынес в отдельные файлы.

4️⃣ Попросил нейронку добавить эффект "пьяного водителя" (с обязательным ворчанием насчет того, что это небезопасно и вообще не повторяйте дома): заторможенная реакция на события управления и периодический увод машины в сторону. Был еще эксперимент с добавлением инерции, но управление оказалось крайне неудобным.

5️⃣ Дальше пошли мелкие итерации с разными новыми фичами:
* добавить функционал рестарта (сначала - html-кнопкой, потом - по нажатию на пробел)
* добавить уровни с постепенным ускорением игры
* сделать машины разных размеров (с перегенерацией SVGшек, это тоже сама нейронка сделала)
* добавить поведение к едущим навстречу машинам, чтобы они тоже рулили
* сделать разное количество очков в зависимости от размеров машин на встречке
* добавить степень опьянения в виде прогресс-бара
* добавить сбор бутылок и кофе на трассе, которые влияют на степень опьянения
* убрать бутылки, т.к. не придумал, зачем бы их кто-то стал собирать, усложняя себе игру :)
* сделать так, чтобы степень опьянения сама постоянно росла

6️⃣ Попросил в конце причесать код.

7️⃣ Возникла проблема с кешированием файлов игры на хостинге, решили добавлением версии к путям css- и js-файлов.



Процесс был итеративным - т.е. добавил фичу, запустил, поиграл, попросил что-то поменять.
Иногда вылазили какие-то баги и почти все я "исправлял", копируя стек ошибки из консоли браузера в чат Cursor'а и он уже сам их фиксил или добавлял логгинг для расширенной диагностики в код.

Да, можно было бы это всё руками написать, но пришлось бы изучать Phaser, копаться в его доках и на StackOverflow, и цена как первого решения, так и последующих итераций возросла бы в разы.

А так, спустя несколько часов у меня было что-то более-менее работающее в плане механики и готовое к переносу на более серьёзные языки и фреймворки.
Для быстрой проверки идей игровых механик - отличный вариант, я считаю.

Если у вас нет программиста под рукой, то может не получиться пройти этот путь полностью (хотя мы к этому близко).
Но вот для самих программистов применение подобного подхода для прототипирования может как полностью избавить от проблемы "чистого листа", так и ускорить процесс проверки идей на ранних этапах разработки.

В общем, рекомендую :)

#ai #games #technical
5🔥4👏1
Пятница! Музыка для мурашек 🥁

Ну не писать же что-то серьёзное в пятницу, в самом деле.

У каждого ведь есть такая музыка, от которой начинают бегать мурашки и шерсть встаёт дыбом?

Мой вариант, знакомьтесь, Heilung - Alfadhirhaiti:
* https://www.youtube.com/watch?v=2wy-W-pYlds
* https://vk.com/video-69616364_456241923

Это, конечно, нужно не только слушать, но и смотреть, и завязка там довольно долгая.
Каждый раз что-то древнее, дикое и косматое просыпается внутри от этого действа.

Для справки
Творчество Heilung в целом основано на реконструкции духовных и культурных аспектов древних североевропейских племен, таких как германцы и скандинавы.
Название Alfadhirhaiti можно перевести как "Тот, кого зовут Всеотцом", что относится к Одину, а текст песни - это перечисление его имён, связанных с разными его качествами, на древнескандинавском языке.

А у вас есть музыка для мурашек? Поделитесь :)

#friday #offtop #music
🔥42