Содержание канала
ИИ
● Практические обзоры LLM для разработки:
* ChatGPT o3-mini, 4.1, o3 + o4-mini
* Gemini 2.5 Pro Exp + в связке с Cursor, Gemini 2.5 Pro 05-06
* Claude 4
● AI 2027 - разбор сценария будущего с т.з. перспектив для разработчиков и советы по тому, как подготовиться к изменению профессии
● Гайд по разработке при помощи AI в начале 2025 (общие принципы сохраняются, но с тех пор обновились модели)
● MCP - серия постов про технологию и её место в экосистеме
● 🤖 Фоновые агенты - будущее разработки: что это такое, как использовать и что это меняет
Инструментарий для ИИ-кодинга
● Codex + GPT5
● 📺 воркшоп по работе кодовых агентов и Claude Code
● Claude Code - плюсы и минусы в сравнении с Cursor, что почитать
● Субагенты и кастомные агенты в Claude Code
● $100-200/мес - о росте расходов на ИИ-кодинг
● Cursor Ultra и проблемы ценообразования Cursor
Разработчики и ИИ
● Уровни внедрения ИИ в разработку
● Разработчики-староверы
● Страхи разработчиков перед ИИ
● Чёрный ящик
● Остаточная сложность
Вайб-кодинг до того, как этому дали имя 🦖
● Пишем приложение голосом
● AI-проект выходного дня: Deeper!, с процессом и выводами, которые становятся всё более актуальными
● "Пишем" игрушку при помощи AI 🎮
Разбор полётов ИИ
● Нечаянный prompt injection в Cursor
● Sonnet 3.5 "рисует" картинки через HTML и скриншоты
● Инициативность Sonnet 3.7 + в связке с MCP
Менеджмент
● Про хороших технических менеджеров
● Ползучий фичеризм
● Многомерный конструктор
● О сложностях коммуникации в работе
Мысли
● Новая эра интеллектуального неравенства
● 10 000 часов — миф?
● Креатив и нейронки
● Критика и защита роли текста как средства передачи информации
● Будущее образования и существующие не-классические его примеры
● Умные и глупые дни
● Хронобиология и совы
Спорт
● Спорт - это не инвестиция
● 300 недель
● Типы удовольствия
● Strava и KOM-хантинг
● Житие тогда у нас тяжкое было
● Garmin Body Battery
ИИ
● Практические обзоры LLM для разработки:
* ChatGPT o3-mini, 4.1, o3 + o4-mini
* Gemini 2.5 Pro Exp + в связке с Cursor, Gemini 2.5 Pro 05-06
* Claude 4
● AI 2027 - разбор сценария будущего с т.з. перспектив для разработчиков и советы по тому, как подготовиться к изменению профессии
● Гайд по разработке при помощи AI в начале 2025 (общие принципы сохраняются, но с тех пор обновились модели)
● MCP - серия постов про технологию и её место в экосистеме
● 🤖 Фоновые агенты - будущее разработки: что это такое, как использовать и что это меняет
Инструментарий для ИИ-кодинга
● Codex + GPT5
● 📺 воркшоп по работе кодовых агентов и Claude Code
● Claude Code - плюсы и минусы в сравнении с Cursor, что почитать
● Субагенты и кастомные агенты в Claude Code
● $100-200/мес - о росте расходов на ИИ-кодинг
● Cursor Ultra и проблемы ценообразования Cursor
Разработчики и ИИ
● Уровни внедрения ИИ в разработку
● Разработчики-староверы
● Страхи разработчиков перед ИИ
● Чёрный ящик
● Остаточная сложность
Вайб-кодинг до того, как этому дали имя 🦖
● Пишем приложение голосом
● AI-проект выходного дня: Deeper!, с процессом и выводами, которые становятся всё более актуальными
● "Пишем" игрушку при помощи AI 🎮
Разбор полётов ИИ
● Нечаянный prompt injection в Cursor
● Sonnet 3.5 "рисует" картинки через HTML и скриншоты
● Инициативность Sonnet 3.7 + в связке с MCP
Менеджмент
● Про хороших технических менеджеров
● Ползучий фичеризм
● Многомерный конструктор
● О сложностях коммуникации в работе
Мысли
● Новая эра интеллектуального неравенства
● 10 000 часов — миф?
● Креатив и нейронки
● Критика и защита роли текста как средства передачи информации
● Будущее образования и существующие не-классические его примеры
● Умные и глупые дни
● Хронобиология и совы
Спорт
● Спорт - это не инвестиция
● 300 недель
● Типы удовольствия
● Strava и KOM-хантинг
● Житие тогда у нас тяжкое было
● Garmin Body Battery
🔥1
Пишу про то, что интересно мне как техлиду и человеку, вот примерный срез:
* AI: ну просто невозможно это игнорировать в наше время, особенно будучи в айтишной среде.
Сам пользуюсь каждый день AI-инструментами и делаю проекты, которые с этим связаны (про них тоже буду писать).
Когда-то давно активно участвовал в соревах по ML/DS, а как-то даже внезапно стал первым на курсе ODS от Yorko (респект Юрию за курс).
* настоящее и будущее IT в целом и программирования в частности: это моя основная профессия, в которой я уже лет 20; перепробовал, кажется, почти всё на разных уровнях, и мне есть что сказать.
Надежды, страхи и прочие душевные метания будут в комплекте с этими постами в свете AI :)
* околофилософские размышления на разные темы.
Накатывает временами, знаете ли :)
* разного рода околонаучные новости, которые по каким-то причинам показались интересными.
Где-то в прошлом были всероссийские олимпиады, биологическое и медицинское образования, участие в контестах по биоинформатике, так что может быть закос в ту сторону.
* спорт: сейчас это шоссейный велоспорт, в котором я иду от первого разряда к КМС, и надеюсь успеть дойти, пока куда-нить ещё не утащит :) Для тех, кто в теме:A-cat Zwift Vet / Cat2 / KOM-хантер / FTP ~325w / 71kg / VO2max 70 .
Ну и по мелочи: аштанга-виньяса, тренажёрка, в анамнезе - спортивные танцы :)
* AI: ну просто невозможно это игнорировать в наше время, особенно будучи в айтишной среде.
Сам пользуюсь каждый день AI-инструментами и делаю проекты, которые с этим связаны (про них тоже буду писать).
Когда-то давно активно участвовал в соревах по ML/DS, а как-то даже внезапно стал первым на курсе ODS от Yorko (респект Юрию за курс).
* настоящее и будущее IT в целом и программирования в частности: это моя основная профессия, в которой я уже лет 20; перепробовал, кажется, почти всё на разных уровнях, и мне есть что сказать.
Надежды, страхи и прочие душевные метания будут в комплекте с этими постами в свете AI :)
* околофилософские размышления на разные темы.
Накатывает временами, знаете ли :)
* разного рода околонаучные новости, которые по каким-то причинам показались интересными.
Где-то в прошлом были всероссийские олимпиады, биологическое и медицинское образования, участие в контестах по биоинформатике, так что может быть закос в ту сторону.
* спорт: сейчас это шоссейный велоспорт, в котором я иду от первого разряда к КМС, и надеюсь успеть дойти, пока куда-нить ещё не утащит :) Для тех, кто в теме:
Ну и по мелочи: аштанга-виньяса, тренажёрка, в анамнезе - спортивные танцы :)
🔥7⚡3
Новая эра интеллектуального неравенства
Когда только стали широко доступны ChatGPT и аналоги, многие начали высказывать беспокойство по поводу того, что вот теперь человечество думать вообще перестанет - дескать, мы теперь всё переложим на нейронки и окончательно деградируем.
Однако думается, что на наших глазах происходит новый виток спирали усиливающегося интеллектуального неравенства.
За последние лет 30, от до-Интернетного времени до современных AI-чатов, получать доступ к знаниям становилось всё проще и проще, и в наше время это как никогда легко.
Уже сейчас можно получить персонального чат-ассистента, который адаптируется под конкретную задачу и уровень понимания, в любой области знаний, и возможности для тех, кто стремится к развитию, видятся поистине сказочными.
Однако, в параллель с этим, развились и технологии затягивания людей в потребление бесполезного контента. Ну знаете, все эти нейромаркетинги, алгоритмические ленты в соц. сетях, бесконечные уведомления, ворующие активное внимание, так нужное для эффективного обучения…
Получается, что с развитием технологий можно видеть восходящий и нисходящий тренды в плане обретения людьми новых знаний, и расхождение становится всё больше.
Но скорее всего, люди, которые склонны докапываться до сути вещей, никуда не денутся. Это, видимо, особенность нас как биологического вида - в каждом поколении рождать определенный процент потомков с шилом в известном месте :)
#философизм #ai
Когда только стали широко доступны ChatGPT и аналоги, многие начали высказывать беспокойство по поводу того, что вот теперь человечество думать вообще перестанет - дескать, мы теперь всё переложим на нейронки и окончательно деградируем.
Однако думается, что на наших глазах происходит новый виток спирали усиливающегося интеллектуального неравенства.
За последние лет 30, от до-Интернетного времени до современных AI-чатов, получать доступ к знаниям становилось всё проще и проще, и в наше время это как никогда легко.
Уже сейчас можно получить персонального чат-ассистента, который адаптируется под конкретную задачу и уровень понимания, в любой области знаний, и возможности для тех, кто стремится к развитию, видятся поистине сказочными.
Однако, в параллель с этим, развились и технологии затягивания людей в потребление бесполезного контента. Ну знаете, все эти нейромаркетинги, алгоритмические ленты в соц. сетях, бесконечные уведомления, ворующие активное внимание, так нужное для эффективного обучения…
Получается, что с развитием технологий можно видеть восходящий и нисходящий тренды в плане обретения людьми новых знаний, и расхождение становится всё больше.
Но скорее всего, люди, которые склонны докапываться до сути вещей, никуда не денутся. Это, видимо, особенность нас как биологического вида - в каждом поколении рождать определенный процент потомков с шилом в известном месте :)
#философизм #ai
👍8❤🔥4❤2
Этихлид
Новая эра интеллектуального неравенства Когда только стали широко доступны ChatGPT и аналоги, многие начали высказывать беспокойство по поводу того, что вот теперь человечество думать вообще перестанет - дескать, мы теперь всё переложим на нейронки и окончательно…
А помните, как оно было до Интернета?
К примеру, в 90-е там, где я рос, чтобы узнать что-то, выходящее за рамки школьной программы, нужно было ходить в библиотеку. Пешком. 5 километров. В гору. В обе стороны. Зимой. Мимо Гитлера!
В библиотеке был свой процесс:
* найти книгу в каталоге;
* выписать её данные на листочке;
* отстояв в очереди, дать листочек библиотекарю;
* дождаться, пока книгу найдут в хранилище (не факт, что в тот же день);
* и выдадут её с занесением в читательский билет со сроком, в который ее нужно вернуть.
А могли и не выдать, ограничив её чтение читальным залом, где под строгим надзором и в полной тишине можно было жадно поглощать какой-нить священный фолиант :)
И знаете, несмотря на всё это, было довольно много тех, кто успешно проходил эти квесты - в библиотеке всегда был народ и кто-то обязательно сидел часами в читальном зале, несмотря на то, что за гаражами во дворе, на заброшенных стройках или на ледяной горке было совсем нескучно.
Любознательность неистребима!
#дедпримитаблетки
К примеру, в 90-е там, где я рос, чтобы узнать что-то, выходящее за рамки школьной программы, нужно было ходить в библиотеку. Пешком. 5 километров. В гору. В обе стороны. Зимой. Мимо Гитлера!
В библиотеке был свой процесс:
* найти книгу в каталоге;
* выписать её данные на листочке;
* отстояв в очереди, дать листочек библиотекарю;
* дождаться, пока книгу найдут в хранилище (не факт, что в тот же день);
* и выдадут её с занесением в читательский билет со сроком, в который ее нужно вернуть.
А могли и не выдать, ограничив её чтение читальным залом, где под строгим надзором и в полной тишине можно было жадно поглощать какой-нить священный фолиант :)
И знаете, несмотря на всё это, было довольно много тех, кто успешно проходил эти квесты - в библиотеке всегда был народ и кто-то обязательно сидел часами в читальном зале, несмотря на то, что за гаражами во дворе, на заброшенных стройках или на ледяной горке было совсем нескучно.
Любознательность неистребима!
#дедпримитаблетки
❤4❤🔥3😁1
"Пишем" игрушку при помощи AI 🎮
По мотивам поста Саши Басова решил попробовать сделать прототип такой игрушки с использованием современных AI-инструментов.
Получилось вот что: https://clever.pro/driver/ (работает только на десктопе).
⚠️ Конечно, это далеко не готовая игрушка, код там так себе, да и тестировалась только в Chrome.
❗️Но! На этот прототип ушло примерно 2 часа, за которые я своими руками написал хорошо если несколько строк кода и пофиксил пару багов. Все остальное - результат общения с нейронкой Claude Sonnet 3.5 в IDE Cursor.
Игровой код не писал уж лет 7 (был как-то опыт с libGDX и Unity), так что на текущий момент я как собака: всё понимаю,сказать написать не могу :)
Как это было
1️⃣ Сформулировал начальную идею как "I have an idea of the browser game: car is riding on a highway against the traffic and need to avoid other cars. Scoring is based on how many cars you avoided"
Получил код с прямоугольниками на HTML Canvas, управление какое-то кривоватое, код страшный 😱 Но в целом работает, даже с первого раза :)
2️⃣ Всплыл в памяти Phaser для браузерных игрушек, попросил переписать на нем. Код стал чище и понятнее, и в довесок нейронка сгенерила SVGшки для игровых объектов, которые были прям в виде XML в строках в коде самой игры.
3️⃣ Но такие вот динамически создаваемые SVG почему-то не рендерились. Очевидное решение - вынести их в отдельные файлы, но это было бы слишком просто :)
Тут включился яжпрограммист и следующие 40 минут я пытался скормить Phaser'у динамически генерируемые SVG то data-URLами в base64/urlencode, то просто строками, то через предзагрузку, то на ходу.
Пока не нашел issue на GitHub, где создатели фреймворка явно говорили, что сценарий генерируемых динамически SVG - это фу и вообще не тру.
Ладно, я с вами не согласен, но уговорили, вынес в отдельные файлы.
4️⃣ Попросил нейронку добавить эффект "пьяного водителя" (с обязательным ворчанием насчет того, что это небезопасно и вообще не повторяйте дома): заторможенная реакция на события управления и периодический увод машины в сторону. Был еще эксперимент с добавлением инерции, но управление оказалось крайне неудобным.
5️⃣ Дальше пошли мелкие итерации с разными новыми фичами:
* добавить функционал рестарта (сначала - html-кнопкой, потом - по нажатию на пробел)
* добавить уровни с постепенным ускорением игры
* сделать машины разных размеров (с перегенерацией SVGшек, это тоже сама нейронка сделала)
* добавить поведение к едущим навстречу машинам, чтобы они тоже рулили
* сделать разное количество очков в зависимости от размеров машин на встречке
* добавить степень опьянения в виде прогресс-бара
* добавить сбор бутылок и кофе на трассе, которые влияют на степень опьянения
* убрать бутылки, т.к. не придумал, зачем бы их кто-то стал собирать, усложняя себе игру :)
* сделать так, чтобы степень опьянения сама постоянно росла
6️⃣ Попросил в конце причесать код.
7️⃣ Возникла проблема с кешированием файлов игры на хостинге, решили добавлением версии к путям css- и js-файлов.
—
Процесс был итеративным - т.е. добавил фичу, запустил, поиграл, попросил что-то поменять.
Иногда вылазили какие-то баги и почти все я "исправлял", копируя стек ошибки из консоли браузера в чат Cursor'а и он уже сам их фиксил или добавлял логгинг для расширенной диагностики в код.
Да, можно было бы это всё руками написать, но пришлось бы изучать Phaser, копаться в его доках и на StackOverflow, и цена как первого решения, так и последующих итераций возросла бы в разы.
А так, спустя несколько часов у меня было что-то более-менее работающее в плане механики и готовое к переносу на более серьёзные языки и фреймворки.
Для быстрой проверки идей игровых механик - отличный вариант, я считаю.
Если у вас нет программиста под рукой, то может не получиться пройти этот путь полностью (хотя мы к этому близко).
Но вот для самих программистов применение подобного подхода для прототипирования может как полностью избавить от проблемы "чистого листа", так и ускорить процесс проверки идей на ранних этапах разработки.
В общем, рекомендую :)
#ai #games #technical
По мотивам поста Саши Басова решил попробовать сделать прототип такой игрушки с использованием современных AI-инструментов.
Получилось вот что: https://clever.pro/driver/ (работает только на десктопе).
⚠️ Конечно, это далеко не готовая игрушка, код там так себе, да и тестировалась только в Chrome.
❗️Но! На этот прототип ушло примерно 2 часа, за которые я своими руками написал хорошо если несколько строк кода и пофиксил пару багов. Все остальное - результат общения с нейронкой Claude Sonnet 3.5 в IDE Cursor.
Игровой код не писал уж лет 7 (был как-то опыт с libGDX и Unity), так что на текущий момент я как собака: всё понимаю,
Как это было
1️⃣ Сформулировал начальную идею как "I have an idea of the browser game: car is riding on a highway against the traffic and need to avoid other cars. Scoring is based on how many cars you avoided"
Получил код с прямоугольниками на HTML Canvas, управление какое-то кривоватое, код страшный 😱 Но в целом работает, даже с первого раза :)
2️⃣ Всплыл в памяти Phaser для браузерных игрушек, попросил переписать на нем. Код стал чище и понятнее, и в довесок нейронка сгенерила SVGшки для игровых объектов, которые были прям в виде XML в строках в коде самой игры.
3️⃣ Но такие вот динамически создаваемые SVG почему-то не рендерились. Очевидное решение - вынести их в отдельные файлы, но это было бы слишком просто :)
Тут включился яжпрограммист и следующие 40 минут я пытался скормить Phaser'у динамически генерируемые SVG то data-URLами в base64/urlencode, то просто строками, то через предзагрузку, то на ходу.
Пока не нашел issue на GitHub, где создатели фреймворка явно говорили, что сценарий генерируемых динамически SVG - это фу и вообще не тру.
Ладно, я с вами не согласен, но уговорили, вынес в отдельные файлы.
4️⃣ Попросил нейронку добавить эффект "пьяного водителя" (с обязательным ворчанием насчет того, что это небезопасно и вообще не повторяйте дома): заторможенная реакция на события управления и периодический увод машины в сторону. Был еще эксперимент с добавлением инерции, но управление оказалось крайне неудобным.
5️⃣ Дальше пошли мелкие итерации с разными новыми фичами:
* добавить функционал рестарта (сначала - html-кнопкой, потом - по нажатию на пробел)
* добавить уровни с постепенным ускорением игры
* сделать машины разных размеров (с перегенерацией SVGшек, это тоже сама нейронка сделала)
* добавить поведение к едущим навстречу машинам, чтобы они тоже рулили
* сделать разное количество очков в зависимости от размеров машин на встречке
* добавить степень опьянения в виде прогресс-бара
* добавить сбор бутылок и кофе на трассе, которые влияют на степень опьянения
* убрать бутылки, т.к. не придумал, зачем бы их кто-то стал собирать, усложняя себе игру :)
* сделать так, чтобы степень опьянения сама постоянно росла
6️⃣ Попросил в конце причесать код.
7️⃣ Возникла проблема с кешированием файлов игры на хостинге, решили добавлением версии к путям css- и js-файлов.
—
Процесс был итеративным - т.е. добавил фичу, запустил, поиграл, попросил что-то поменять.
Иногда вылазили какие-то баги и почти все я "исправлял", копируя стек ошибки из консоли браузера в чат Cursor'а и он уже сам их фиксил или добавлял логгинг для расширенной диагностики в код.
Да, можно было бы это всё руками написать, но пришлось бы изучать Phaser, копаться в его доках и на StackOverflow, и цена как первого решения, так и последующих итераций возросла бы в разы.
А так, спустя несколько часов у меня было что-то более-менее работающее в плане механики и готовое к переносу на более серьёзные языки и фреймворки.
Для быстрой проверки идей игровых механик - отличный вариант, я считаю.
Если у вас нет программиста под рукой, то может не получиться пройти этот путь полностью (хотя мы к этому близко).
Но вот для самих программистов применение подобного подхода для прототипирования может как полностью избавить от проблемы "чистого листа", так и ускорить процесс проверки идей на ранних этапах разработки.
В общем, рекомендую :)
#ai #games #technical
❤5🔥4👏1
Пятница! Музыка для мурашек 🥁
Ну не писать же что-то серьёзное в пятницу, в самом деле.
У каждого ведь есть такая музыка, от которой начинают бегать мурашки и шерсть встаёт дыбом?
Мой вариант, знакомьтесь, Heilung - Alfadhirhaiti:
* https://www.youtube.com/watch?v=2wy-W-pYlds
* https://vk.com/video-69616364_456241923
Это, конечно, нужно не только слушать, но и смотреть, и завязка там довольно долгая.
Каждый раз что-то древнее, дикое и косматое просыпается внутри от этого действа.
Для справки
Творчество Heilung в целом основано на реконструкции духовных и культурных аспектов древних североевропейских племен, таких как германцы и скандинавы.
Название Alfadhirhaiti можно перевести как "Тот, кого зовут Всеотцом", что относится к Одину, а текст песни - это перечисление его имён, связанных с разными его качествами, на древнескандинавском языке.
А у вас есть музыка для мурашек? Поделитесь :)
#friday #offtop #music
Ну не писать же что-то серьёзное в пятницу, в самом деле.
У каждого ведь есть такая музыка, от которой начинают бегать мурашки и шерсть встаёт дыбом?
Мой вариант, знакомьтесь, Heilung - Alfadhirhaiti:
* https://www.youtube.com/watch?v=2wy-W-pYlds
* https://vk.com/video-69616364_456241923
Это, конечно, нужно не только слушать, но и смотреть, и завязка там довольно долгая.
Каждый раз что-то древнее, дикое и косматое просыпается внутри от этого действа.
Для справки
Творчество Heilung в целом основано на реконструкции духовных и культурных аспектов древних североевропейских племен, таких как германцы и скандинавы.
Название Alfadhirhaiti можно перевести как "Тот, кого зовут Всеотцом", что относится к Одину, а текст песни - это перечисление его имён, связанных с разными его качествами, на древнескандинавском языке.
А у вас есть музыка для мурашек? Поделитесь :)
#friday #offtop #music
YouTube
Heilung | LIFA - Alfadhirhaiti LIVE
LIFA is recorded live at Castlefest 2017.
www.facebook.com/amplifiedhistory
Remember, that we all are brothers
All people, beasts, trees and stone and wind
We all descend from the one great being
That was always there
Before people lived and named it
Before…
www.facebook.com/amplifiedhistory
Remember, that we all are brothers
All people, beasts, trees and stone and wind
We all descend from the one great being
That was always there
Before people lived and named it
Before…
🔥4❤2