Этихлид – Telegram
Этихлид
4.77K subscribers
152 photos
23 videos
129 links
Канал техлида с мыслями об AI, IT и спорте.

https://news.1rj.ru/str/etechlead/6 - содержание

https://news.1rj.ru/str/etechlead/8 - о канале

https://news.1rj.ru/str/+NgQZbosvypEyYWQ6 - чат канала, там отвечаю(т) быстрее :)

(без рекламы)
Download Telegram
Strava и KOM-хантинг

Люблю такие штуки, когда поверх реальности существует ещё какая-то виртуальная среда, которую мы не наблюдаем непосредственно.

Вот взять, к примеру, QR/AR-метки в городе, за которыми кроется рассказ о конкретном месте, фотки его 50 лет назад или его художественное представление в виртуальной реальности.
Или геокэшинг, когда реальный мир дополняется "кладами", которые можно искать по GPS, но они невидны для тех, кто о них не знает.

А ещё почти все дороги в мире, по которым мы ходим или ездим, покрыты сетью сегментов Strava.

Strava - это такая соц. сеть для спортсменов, куда народ выкладывает свои тренировки с треками, которые потом отображаются на карте.

А сегменты - это участки дорог, которые пользователи могут проезжать или пробегать и устанавливать на них рекорды.
Эти сегменты создаются самими пользователями и отображаются на общей карте.
Когда ты проходишь сегмент, Strava фиксирует твое время и сравнивает с другими, создавая таблицу лидеров и всех, кто когда-то был на этом сегменте. Так возникает "виртуальный слой" соревнований поверх реальных дорог, где каждый может попытаться стать самым быстрым на данном участке, ну или показать свой лучший результат.

В отличие от массовых соревнований, "брать" сегменты можно в любое время, и они рассчитаны на индивидуальное прохождение.
Можно считать это формой оффлайн-соревнований, когда рядом обычные не проводятся или до них сложно добраться, а сегменты - вот они, создавай и проходи в любом удобном месте :)

Сегменты для многих - это неслабый буст к тому, чтобы готовиться, улучшать персональные результаты и/или пытаться попасть в топ-10 лидеров на сегменте.
Есть даже такие специальные люди - КОМ-хантеры (KOM - king of the mountain), для которых сбор сегментов - отдельное спортивное хобби.

Так что если видите бегуна с языком на плече, хотя по виду он вроде ни с кем не соревнуется, или велосипедиста, который стоя на педалях несётся в гору - это может быть как раз такой человек :)

А к чему я это всё? Да вот взял сегодня очередной KOM, отобрал у себя же трехлетней давности, правда, но всё равно рад :)
Вообще хороший в этом году сезон получился - улучшил почти все свои показатели за все лет 5 занятий велом.
На этой ноте у нас окончательно наступает осень с холодом и дождями, и пора перебираться домой, в Zwift, тренить дальше :)



На картинках:
1. карта сегментов в Лондоне (если увеличивать зум, их там раз в десятки раз больше, и так по всему миру)
2. таблица лидеров на одном из сегментов Tour de France этого года
3. информация о сегменте оттуда же
4. рабочая трасса моих летних тренировок
5. :)

#sport
🔥5😱54🤩1
Про хороших технических менеджеров

Возникло тут обсуждение с вопросом насчет того, а что же это за зверь такой - хороший технический менеджер?
Чаще всего ответ технарей сводится к тому, чтобы "просто не мешал работать", на что всегда хочется ответить - "да у вас просто нормального менеджера не было", но мы тут не за этим :)
Такая точка зрения обычно основывается на том, что, дескать, менеджер, не прошедший через код, гит и литкод, не способен адекватно управлять разработчиками.

Попробую рассказать, какими, с т.з. разработчика, качествами должен обладать технический менеджер (который при этом не обязан быть технарём):

* отлично знать предметную область, обладать как знанием продукта, так и насмотренностью по рынку;

* осознавать границы применимости технологий;

* не принимать импульсивных решений и не быть их проводником - как тут не вспомнить "медленное мышление" по Канеману и нестареющую классику из "Фитиля";

* защищать команду от внешних потрясений и не быть самому белкой-истеричкой, попугаем-микроменеджером, чайка-менеджером и прочими нервными животными :)

* максимизировать полезное общение на единицу времени - ёмкие нечастые звонки, понятный и структурированный текст, полнота передаваемого контекста, внимательность к деталям;

* не навязывать технических решений - этим часто грешат бывшие технари, у каждого из которых свой уникальный набор бабаек-динозавров из его технической молодости. Куда лучше итеративно промптить людей на поиск подходящего решения;

* иметь цельное видение и уметь его передавать - куда приятнее работать над функционалом, когда понимаешь, какое место он занимает в системе, насколько важен и как связан с бизнесом и пользователями, и гораздо проще воспринимаются какие-то изменения в проекте;

* уметь принимать информированные решения с учетом того, что какие-то вещи могут выпасть из головы, не попасть в документацию, пропасть вместе с носителем знаний из проекта - и нужно собирать информацию из сильно разных источников;

* уметь принимать взвешенные решения - учитывая как внешние хотелки, так и мнения и возможности команды;

* осознавать свои ограничения и слушать и слышать людей - команда запросто может быть как опытнее, так и умнее, так и богаче;

* уметь действовать на нескольких уровнях абстракции - от обсуждения стратегических планов развития продукта до участия в отлове бага на проде;

* выстраивать процессы, создавать структуры, уметь их поддерживать и ломать адаптировать под ситуацию;

* иметь высокий эмоциональный интеллект и софт-скиллы;

* быть умным. В принципе, всё остальное можно было бы и не писать :)

* в любой непонятной ситуации - думать!

Фуф, эти, пожалуй, самые важные :)

Сразу всеми перечисленными качествами ни один из менеджеров, с кем довелось работать, увы, не обладал, но некоторые были весьма близки (и при этом лучший из них всё ещё не был технарём).

Но даже обладающий хотя бы 2/3 из этого списка уже будет настолько хорош, чтобы стать технарям другом, товарищем и sibling'ом :)
И уж точно никто не скажет, что менеджер мешает или вообще не нужен. Наоборот, без него будет сложно обойтись.
👍5🙈31👏1
Не-не, не то, чтобы я прям хотел, или это принятая практика, просто в бизнесе случается всякое, ну и уж очень попросили, в силу исключительности ситуации.

НЕ ПОВТОРЯТЬ! НЕЛЬЗЯ! ФУ!

Внезапно в пятницу прилетели правки по проекту, который полгода спокойно себе работал и никаких изменений не требовал.
Ребята, которые его делали, сейчас вообще в других командах трудятся, выдёргивать их оттуда - непродуктивно, на одно только переключение контекста и синхронизации уйдёт куча времени, да к тому же в пятницу.
Подумав, решил, что и сам справлюсь, яжпрограммист :)

Ооо, это была глубокая кроличья нора, но было весело :)
* перетрогал кучу всего: TypeScript/Angular/SASS, PHP/Laravel, Jenkins, Helm Charts, k8s/EKS, Cursor / Claude Sonnet;
* пришлось нарушить все установленные процессы и протоколы в силу лимитов по времени;
* поработал разработчиком, devops, тестировщиком, техписом;
* обошёл разломанный k8s-кластер для pre-prod окружений, который сам же и разрешил перестроить, т.к. проект давно уж не в активной фазе разработки;
* развернул систему на домашнем k3s, чтоб перестраховаться при тестировании.

По ходу радовался тому, что:
* код ребята пишут хороший :)
* всё по проекту можно найти в Slack/Git/Jira/Confluence - нет какого-то тайного знания, которое существует лишь в головах;
* все пайплайны для деплоя стабильны, нет ручных шагов;
* инфраструктура тоже вся в виде кода, и можно быстро её поднять при необходимости;
* как же хорош k8s, это прям инженерная вкуснота.

Потрачено:
* литр Pepsi;
* 3 мороженки;
* часов 5 времени.

А где мораль?
Придумаю, но пока что - просто так вот прошла пятница :)

#technical #work
👍4🔥2👏1👨‍💻1
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Житие тогда у нас тяжкое было

Наблюдая за последними исследованиями и предсказаниями в таких областях, как геномная терапия, фармацевтика и геронтология, думается, что в пределах следующих нескольких десятков лет получится если не остановить, то значительно отсрочить эффекты старения, что приведет к росту продолжительности жизни и позволит жить её качественнее.

Однако полная обратимость таких эффектов выглядит менее оптимистично. Ключевой компонент здесь — глубокая индивидуальная генная терапия, которая даже в теории кажется более отдалённой из-за:
* пробелов в наших знаниях: многие механизмы старения до сих пор не полностью изучены;
* вычислительной сложности: персонализированная терапия требует обработки огромных объёмов данных и сложных биоинформатических моделей.

Конечно, даже и без генной терапии на этом пути много препятствий, включая регуляторные, но, тем не менее, если учесть экспоненциальную компоненту в развитии технологий (усиливающуюся благодаря ИИ), то такие достижения выглядят вполне вероятными.

❗️Т.е. может так получиться, что через несколько десятилетий мы сможем себя "зафиксировать" в том состоянии, в котором будем находиться на тот момент, и, если повезёт, немного "улучшить".

В этом свете цели, собственно, две:
* в принципе дожить :)
* сохранить себя в адекватном физическом, умственном и психическом состоянии.

Простая база в виде "сон, еда, тренировки" актуальна как никогда :)

#futurism #sport #ai
👍8🙏2😁1
High tech, simple life.

Пара дней прошли в раздумьях над предсказаниями Дарио Амодея, CEO Anthropic (компания, выпустившая Claude, конкурента ChatGPT).
Выжимки можно почитать на каналах, которые на этом специализируются, но вкратце - мы находимся на пороге невообразимого будущего, которое, по предсказаниям Дарио, настанет в течение следующих 5-10 лет и будет представлять собой результат ускоренного прогресса практически во всём. Как он говорит, это будет как "сжатый [в 10 раз] 21й век".

Я сам не настолько оптимистичен в прогнозах, но все равно успел отметиться в срачах дискуссиях со скептиками и критиками мнения Дарио. Подобная полемика обогащает всех причастных временами :)

На фоне этого сегодня выдался цифровой детокс в виде земельных работ на участке под зиму.
Лопата вместо клавиатуры, вознесение молитв богу мотоблок-шайтан-машины вместо написания кода и медитативный процесс работы с землёй на свежем, почти морозном уже, воздухе.

Кажется, что куча человеческих проблем - она от отсутствия внятной цели и потери связи действий с результатом. В этом же сеттинге всё понятное, осязаемое, осознанное.

Сидишь, смакуя усталость, на ступеньках крыльца с горячим чаем и особенно явно ощущаешь вот это вот "будущее уже наступило, просто оно ещё неравномерно распределено".

Да и повсеместно ли нужно его распределять?
Тут такое небо на закате.

P.S.
А ещё в деревне новая кошка. Тоже событие, как ни крути :)

#futurism #ai #life
6🔥6🆒1
По мотивам вчерашнего поста, позволю себе дополнить то, о чём говорил Дарио, темой образования.
На мой взгляд, оно тоже неузнаваемо преобразится и скорее всего, с современной точки зрения, будет выглядеть как развлечение.

Дети учатся, играя.
С возрастом процесс получения новых знаний становится все менее игровым и более строгим, но однако наша способность воспринимать новое, изучая его в около-игровой форме, не исчезает:
* нам все еще нужны простые и четкие цели;
* мы любим обратную связь и вознаграждение;
* нам нравится решать какие-то головоломки;
* интерактивность в процессе обучения помогает быстрее ухватить суть какой-то неочевидной идеи;
* постепенное нарастание уровня сложности лучше, чем нарисовать сову в 2 шага;
* нарративность и сторителлинг, прости господи, лучше, чем обрывочные знания, т.к. наш мозг надежнее запоминает цепочки сведений, связанных общим контекстом.

Что можно ожидать в будущем образования? Представьте себе, что по каждой изучаемой теме у вас будет:
* возможность задавать вопросы бесконечно терпеливому, мотивирующему и всегда доступному преподавателю, который знает почти всё на свете, может углубиться в любую тему и задействовать знания из смежных областей;
* этот же преподаватель будет знать ваши сильные и слабые стороны и будет использовать оптимальный для вас способ донесения информации;
* он же вам будет подкидывать бесконечное количество каждый раз новых задачек, до тех пор, пока вы не поймете какую-то сложную концепцию;
* по ходу дела будут генерироваться текст/картинки/видео/аудио под конкретную изучаемую тему;
* будут существовать (а позже и генерироваться) интерактивные демки в 2d/3d, дополненной и виртуальной реальности, в которых можно будет посмотреть на визуализацию и подёргать за разные "ручки", чтобы понять принцип работы механизма, к примеру;
* обучение будет последовательным, с постепенным нарастанием сложности шагами, которые именно для вас будут как посильными, так при этом в достаточной степени развивающими, с задействованием ранее полученных знаний;
* в любой момент можно будет проверить свои знания, получить обратную связь и сведения с примерами для того, чтобы подтянуть проседающие области;
* ачивки/лидерборды/бейджики как само собой разумеющееся для тех, кому это помогает учиться.

А теперь представьте, что технологическая база для много из этого уже готова, а для остального - активно развивается :)
Для некоторых решений стоимость все еще высока (AR/VR к примеру, или генерация видео), но она кратно упала за прошлые пару лет и еще сильнее упадет в следующие 5-10.

"What a time to be alive" (с) TwoMinutePapers

#futurism #ai #education
6👏2
Дополню вчерашний пост существующими хорошими примерами того, как может выглядеть не-классическое образование, из того, с чем сам сталкивался.

Геймификация
* Duolingo - ну все и так знают эту адовую сову, которая эксплуатирует все ваши слабости через набор игровых механик и психологических уловок, чтобы мотивировать вас заниматься

Интерактивность и наглядность
* Brilliant - отличные интерактивные демки и возможность посмотреть на научные концепции под разными углами. Помогло, когда активно вкатывался в Data Science / Machine Learning - вспоминал и подтягивал там основы вышки и статистики
* 3Blue1Brown - наглядные визуализации математических и связанных с математикой концепций

Сторителлинг
* Бизнес-романы - это полухудожественные произведения, которые задают сеттинг и в нем раскрывают какие-то бизнес- и/или технические концепции в жизненных ситуациях:
* Deadline. Роман об управлении проектами - про создание софтварных проектов (+ конечно же, нужно читать "Человеческий фактор. Успешные проекты и команды");
* Проект "Феникс" - про внедрение DevOps в организациях;
* Цель. Процесс непрерывного совершенствования - классика от создателя теории ограничений.
* Книги Джеральда Даррелла - писателя и натуралиста, который с юмором, в деталях и увлекательно писал о представителях живого мира, с которыми встречался в своих экспедициях. Помимо того, что его просто интересно читать, я ему обязан склонностью к биологии в раннем возрасте :)

Виммельбухи
Это такие книги с насыщенными и детальными иллюстрациями и минимумом текста, обычно для детей, но для подростков-взрослых тоже есть интересные:
* Как все устроено сегодня
* Thing Explainer (+ What If с научными ответами на абсурдные вопросы от того же автора. Он еще и автор XKCD :))

Детское популяризаторское
* Книги Зарецких и Труханова для детей про компьютеры - возможно, в моем случае они повлияли на выбор будущей профессии, связанной с IT :)
* А я был в компьютерном городе (1990 г.)
* Энциклопедия профессора Фортрана (1991 г.)
* Ну, конечно же, Яков Перельман с его книгами, популяризирующими точные науки

Манга (внезапно)
* серия "Образовательная манга". Вообще я как-то купил книгу из этой серии по базам данных ради прикола на Амазоне, а она оказалась неплохой по фактическому материалу для начинающих. В серии, помимо айтишных, полно книг по совершенно разным дисциплинам

#education
5🔥2👍1
Ответ на пост о сложностях коммуникации в работе.

Ох, этих проблем тьма на самом деле, я одно время выписывал те, что касались онлайн-коммуникаций, штук 50 вышло :) Постепенно буду их во второй канал публиковать.

А потом был опыт проведения внутренних докладов, где про часть из этих проблем коллективу рассказал, и вроде бы ситуация стала получше.
Но в каждой компании и даже команде могут быть свои особенности, и набор правил лучше формировать тоже свой, и желательно явным образом.

Ниже будет список ресурсов по этой теме, но скажу несколько вещей заранее:

* если у человека нет структурного/логического мышления, то поверх такой базы адекватное общение все равно не выстроить, увы. Пытаться у человека сформировать такое мышление - точно не задача работодателя, да и поздно уже может быть;

* у некоторых людей могут быть огромные проблемы с письмом, но говорить они могут хорошо, а некоторые - наоборот (дислексии, дисграфии, дисорфографии и пр. не так редко встречаются, хотя и выражены в разной степени);

* человека с функциональной неграмотностью тоже будет очень сложно переучить (см. ниже статью про нее), но в некоторых профессиях он вполне может быть полезен;

* теория поколений работает, тут нужно читать про особенности (система мотивации, место работы в жизни, ценности) поколений людей, выросших в разное время в конкретной стране (ну т.е. чем наши зумеры отличаются от наших же миллениалов, к примеру). Я читал рандомные статьи на эту тему, но какой-то прям хорошей не могу порекомендовать. Может, кто-то скинет?

* есть сильные культурные различия, которые не только отличают одну культуру от другой (скажем, японца от русского), но проявляются часто даже между членами одной культуры, и тут важно как распознавать те черты, по которым люди отличаются, так и знать спектр их вариаций - книга "Карта культурных различий" как раз на эту тему;

* внутренний "пинг", ну т.е. скорость мышления, у людей тоже сильно разной может быть. Они и работают в этом случае по-разному, и вообще в разных по скорости временах живут. Это чаще всего физиология или уже сложившаяся психика, так что это данность, которую нужно учитывать при построении команды.

Список релевантных ресурсов:

* Ольга Лукинова - у неё чего только нет про цифровой этикет
* Функциональная неграмотность
* Саша Карепина, "Переписка 2.0, Как решать вопросы в чатах, соцсетях и письмах"
* Ильяхов Максим, "Новые правила деловой переписки"
* Ильяхов Максим, “Пиши, сокращай”
* Канеман Даниэль, “Думай медленно... решай быстро”
* Эрин Мейер, “Карта культурных различий” (серия постов с суммаризацией основных идей: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8)

#communication #work
🔥74