В потоке работы L&D – Telegram
В потоке работы L&D
485 subscribers
116 photos
7 videos
5 files
66 links
Одно сплошное L&D 🌺 Канал про корпоративное обучение и работу в нём
~
Фирсова Екатерина, IT L&D партнёр
@CatherineHilllton

lifestyle канал @prmoodboard
Download Telegram
Когда обучение часть PR кампании

Была на одном hr мероприятии и перекусы (очень приятные) для гостей навели меня на мысль, которую ещё не озвучивала тут.

Если обучение является частью pr вашей компании/ее продукта/сервиса для внешней аудитории, то полезно:

■ Понимать продукт, его смысл, зачем это вообще (не всегда сразу известно и понятно L&D)
■ Много исследовать аудиторию, понимать ее ценности, приоритеты, профессиональные особенности, опыт, язык (быть понятными и понимающими)
■ Спрашивать: после каждого обучения или в процессе запрашивать ос, анализировать, наблюдать
■ Само обучение проектировать по всем правилам. Не фокусироваться на pr составляющей. Людям должно быть интересно и понятна польза. Хорошо, если зададите новые стандарты качества
■ Если есть бюджет, приглашайте мотивационных спикеров. Эксперты - авторитетные для аудитории
■ Очень важно в офлайн форматах: вкусный и качественный кейтеринг, достаточное количество. Люди запомнят то, что ели и, на чём спали. На эмоциональном уровне какая-нибудь учебная конференция будет восприниматься ещё лучше, обсуждаться больше. Поэтому продуманный и комфортный сервис, развлечения, если уместно. Изумление, восторг, красота. Главное соблюсти баланс, без излишеств. 

Написала изначально пунктов 20, на целый чек-лист, но сократила. Из моего опыта это основное.

@flowofwork
6
У меня есть "тайная страсть"😎 - помимо основного контента я люблю почитать комментарии. Сейчас вот, пока ехала в такси, нашла хороший:

"Конструктивного отношения к запросу [клиента, заказчика] на старте ох как мало".

Универсальная формулировка, как мне кажется, а сам текст про продажи был, подход к работе с клиентами.

@flowofwork 🚕
2
Минутка философии про маркетинг корп обучения

Эксперт по развитию талантов Челси Уильямс (CEO кадрового агентства) утверждает, что рассказывание историй – мощный инструмент привлечения и найма сотрудников-зумеров: “Один из лучших способов увидеть себя – это увидеть истории других”, – говорит Уильямс. Увидеть один день из жизни [в компании] очень важно для этого поколения. А HBR в очередной раз пишет, что сторителлинг – важный лидерский навык. Мы в 7 раз чаще запоминаем факт, обернутый историей. Руководители, желающие добиться успеха, должны освоить пять типов повествований:

︎моделирующий путь︎вдохновляющий на общее видение ︎бросающий вызов︎дающий возможность действовать︎вселяющий надежду/“вдохновляющий сердце команды”

Понятно же, для чего это нужно hr бренду и менеджерам – доверие, лояльность, интерес, продажи и продвижение, вдохновение и мотивация. И, видимо, компаниям стоит этому учить. Или учиться?

Ещё любопытно, насколько умеем мы, t&d, l&d, отвечающие за то самое обучение, рассказывать истории о своих продуктах, о том, про что они, про что мы, как команда, корп университет? Умеем ли и видим ли пользу в этом? По личному опыту в корп обучении и по опыту коллег, с которыми общалась – не очень-то умеем. Помню историю для welcome тренинга в одной из компаний, где работала – про благотворительность и помощь сотрудникам. Очень запало в сердце, до слёз. Еще в одном из проектов (не корп обучение) эксперт и владелец курса рассказывал личную историю, которая привела к его созданию. Впечатляет и окрыляет. Но мало. При этом аналитики по теме нет. Про всех, конечно, не известно. Возможно и не знакома с какими-то крутыми кейсами маркетинга в l&d.

И, да, речь не про бренд обучения – это очень комплексная, сложная задача на уровне компании в целом. С удовольствием занялась бы таким проектом, кстати. Но вот в той части коммуникации, которая в любом случае есть всегда – “у нас появился новый курс.., состоится тренинг, зачем, дата, время, картинка..” – системного, целенаправленного подхода в общении с ца не встречала. А вот тут и мотивация людей, и продвижение.

То есть моя мысль про: позиционирование t&d, l&d себя, как владельца продукта, рассказ, про что мы и наше обучение, почему мы понимаем, что вам (аудитории) это важно, выстраивание нужных ассоциаций, передачу смыслов и ценностей нашего продукта сотрудникам. И когда все логично связано –  и цели, и креатив, и аналитика.
 
Вобщем. Маркетинг в целом и сторителлинг, как прием коммуникации, как инструмент маркетинга в частности – классное направление развития l&d. Как по мне – это и важно и невероятно интересно. Крутейшая слеш роль для l&d. И параллельно добавятся еще многие нужные навыки. Из сложного я тут вижу большой ресурс времени, которое нужно найти и уделить. Из плюсов, кроме очевидных, – может оказаться так, что когда мы задумаемся, а о чем рассказать про продукт, про себя, вдруг не обнаружим смыслы. И это тоже потрясающая возможность проанализировать работу, подходы, переосмыслить и пересоздать, выстроить новые партнерства внутри компании в т.ч.

@flowofwork
9
❓️короткий опрос по теме предыдущего поста:
если вы L&D/T&D, проходили ли вы какое-то обучение а-ля "маркетинг для немаркетологов"?
Anonymous Poll
12%
да, прохожу (уже пройдено) такое обучение ✅️
69%
нет, ничего такого не прохожу ❌️
19%
пока нет, но компания задумывается об этом, ждём 🤓
🔥2
В эти выходные у меня было большое исследование темы культуры, искусства, креативности и прочей насмотренности. Много посмотрела, послушала, и это только начало. Вот полезную цитату нашла:

"Но со временем мы поняли, что наша задача не в том, чтобы научить клиентов креативности. Мы должны помочь им заново открыть в себе креативную уверенность – врожденную способность придумывать новые идеи и смело их воплощать. Каким образом? Предложить способы избавиться от четырех страхов, которые мешают нам двигаться вперед: страх перед неизвестностью и неопределенностью, страх осуждения, страх сделать первый шаг и страх утратить контроль"

это из сборника HBR "10 лучших статей. Креативность"

@flowofwork
3🔥2🐳2
Продолжу про “маркетинг для немаркетологов”, а именно для L&D в самом широком смысле) Пока не все из нас учатся на таких курсах, судя по опросу , вот несколько книжек, которые кажутся мне в любом случае полезными. Для расширения кругозора, для той же насмотренности, для ответов на проф вопросы, для новых идей. Составила для себя список. Книжки разной свежести, но это не уменьшает их пользы для тех, кому актуально но еще руки не дошли.

Драматургия дизайна. Как, используя приемы сторителлинга, удивлять графикой, продуктами, услугами и дарить впечатления, Эллен Луптон
О дизайне в маркетинге, о психологии восприятия, для творческого мышления. В названии все сказано. Красивая книжка с картинками, перевод 2021 года.

Культурный код. Как мы живем, что покупаем и почему, Клотер Рапай
Совершенно старая книжка, может даже устаревшая. Но я для общего кругозора, так сказать, планирую изучить.

и Создавая эмоции: уроки креативности и дизайна впечатлений от экс-директора по маркетингу Nike, Грег Хоффман
Хочу прочитать про “способность создавать истории, образы и опыт, которые заставляют людей поверить в то, что даже их самые дерзкие мечты осуществимы”. Здесь у меня еще ассоциация с любимым фильмом “Чего хотят женщины”. Там Nike ищут агентство, которое возьмется за рекламу их женских спортивных товаров и в итоге заключают контракт с компанией, в которой работают герои Мела Гибсона и Хелен Хант. Книга будет “документальным” вариантом этой истории (наверное)). А в фильме хороший фрагмент презентации рекламной концепции, кстати.

@flowofwork
🔥6
Просто в восторге от “Создавая эмоции…” (пост выше), насколько вообще можно быть в восторге от бизнес книжки.

– вопреки мнению (и часто факту), что в таких книгах много “воды” – тут не так. На мой вкус вообще все по сути, все интересно, некоторые места перечитываю повторно, чтобы примерить на свой контекст
– конечно история развивается вокруг спорта, в т.ч. футбола. Футбол – очень многогранная метафора и крайне хороша для корп обучения
– книжка вообще-то про команду, как работать с командой и внутри нее – много пользы лежит на поверхности, если захочется увидеть
– поможет на примерах понять про иммерсивную среду и создание уникального эмоционального опыта, сторителлинг, коммуникации с аудиторией
– очень визуальная (без картинок, просто яркие описания) и вдохновляющая, стимулирует к размышлению и идеям
– конечно же полезна не только в продажах или маркетинге, а для T&D, L&D (процесс обучения в компании таже продажа). И порекомендуйте ее менеджерам. 

Обязательно напишу резюме, когда дочитаю. Пока несколько цитат, которые понравились сейчас.

︎“Не играйте осторожно. Играйте, чтобы выиграть. Такой вещи, как осторожный креатив не существует”
︎“Новые идеи требуют смелости и готовности рисковать”. Но не риск ради риска и не в ущерб стратегии, а риск ради инноваций, вовлеченности и коммуникаций. Важна культура принятия риска.
︎“Любопытство – катализатор креативности и идей”. И эту “мышцу” тоже можно качать
︎“Фантазирование должно стать повседневной привычкой команды”
︎“Не рассуждайте о своих идеях до бесконечности – визуализируйте и создавайте киноафиши, рассказывайте истории”
︎“Дефицит времени и денег стимулируют воображение и креативность”. Большие бюджеты не равно креативные продукты, о да

@flowofwork
5
К теме креатива - нашла у сберуниверситета классную картинку с форматами практических заданий. Есть как очень распространенные так и нестандартные

@flowofwork
🔥7
Сейчас много курсов для тех, кто хочет профессионально овладеть писательским мастерством. А есть наоборот – для тех, кому приходится писать тексты, вести паблики, так сказать, “в нагрузку” к основной работе. И эти люди не smm-щики, не копирайтеры. И вообще, в обычной жизни не так уж часто создают контент. С какими проблемами они сталкиваются? Кризис идей и тем, “страх чистого листа”, у кого-то плюс перфекционизм, стереотипы (“придумывать и писать могут только какие-то сверх креативные личности, у меня нет вкуса, воображения, способностей..”) и пр.

Что стоит попробовать тем, кому “никак не пишется и не придумывается”? Вот несколько техник, про них можно узнать подробнее:

︎ фрирайтинг (free writing) – поможет расслабиться и запустить процесс творческого мышления. Записываем все приходящие в голову мысли или в рамках определенной темы

︎ письмо в свободном падении (freefall writing), “письмо без парашюта” – также пишем все, что идет на ум, а затем ищем сильные места и идеи. Кажется, суть та же, что и у фрирайтинга

︎ раскадровка, сториборд (storyboard) – визуализируем историю, наш будущий текст, развиваем и усиливаем идею. “Доска” всегда позволяет получить лучший обзор элементов сюжета и сочетать их, дополнять и расставлять в нужной последовательности

@flowofwork
1🔥1
Находка человека, который честно не смотрел "Игру престолов"😏 Лет 5 назад, наверное, картинка была бы норм, а мне все равно нравится. Это к обучению "обратная связь сотрудникам".

"ты молодец, но эта твоя работа - полное 💩"

Не нужно обязательно увязывать и хорошее и критику. Не путать замечание с обратной связью. Все зависит от твоих целей - хочешь сделать замечание, сделай. Не выдумывай что-то хорошее. А, если хочешь похвалить, то тоже просто хвали. Без всяких "Но".
"Все, что стоит до слова "но" - 💩"
Отличный кейс нашла от эксперта одной хорошей компании

@flowofwork
🔥4
Как работать с запросом на обучение из новой незнакомой отрасли, когда нет никаких базовых знаний материала?

контекст: обучение продукту, e-comm, интервью с продакт оунером + несколько экспертов

︎погрузиться в тему в любом случае нужно, это основа для вопросов к интервью
︎исследовать эксперта (все, что может пригодиться для вопросов по теме, в моем случае нужно было частично про кейсы и навыки)
︎подготовить и структурировать вопросы; конечно, интервью записывать (аудио/видео)

Теперь про вопросы:

︎те, которые нужны в вашем конкретном случае, при этом разнообразные:
– про характеристики, особенности, практику, метрики, доступ, стоимость, примеры, конкурентов, пользователей, ценности и т.д.
– зачем обучение, цели заказчика, аудитория, платформа - это стандартно
︎все странные, неожиданные, глупые и наивные вопросы, которые возникают у вас в ходе разговора задавать - спонтанные вопросы рождают самые классные и ценные ответы, истории, они идут в работу
︎адаптировать под интервью вопросы из "Квадрата Декарта" (что будет, если..) - с помощью этого рассмотрим тему и само обучение с разных сторон, могут появиться еще вопросы, о которых не подумали
︎адаптировать "метод Диснея", попросить ответить на вопрос или рассказать с точки зрения "мечтателя, реалиста и критика"; если есть время и возможность, помечтаем: а что про это обучение скажут прошедшие его?, а, если реально - что на самом деле в этом важно? - благодаря этому увидим риски, придумаем оригинальное, предусмотрим возражения
︎ну и как ни банально - проявить любопытство к теме, очень помогает. И, да, хоть и редко, но это бывает сложно.

Чем мне понравился такой подход в плане вопросов? Помимо непосредственно материала для теории и кейсов нащупала нужный тон и стиль курса, юмор (!), аутентичные примеры и образы 

@flowofwork
🔥6👏1
Ну что ж, еще немного пройдемся по теме маркетинга в T&D. Сегодня про любопытство, насмотренность и креативность.
Любопытство – катализатор креативности. Именно оно вдохновляет вас на то, чтобы видеть возможности и использовать их, задействуя свое воображение...Любопытство подобно мышце, которую можно натренировать

– пишет Г. Хоффман в книге “Создавая эмоции..” (еще читаю, пост выше).

Проявляя к чему-то или кому-то интерес, мы не можем не задавать вопросы. Даже, если они остаются только в нашей голове. Размышляя (а не просто “насматриваясь”), мы получаем тот самый новый визуальный опыт. Любопытство – желание узнать “про что это”. И еще это эмпатия – “про что это для других”.

Вот идеи для стимулирования креативности команд дизайнеров, о которых пишет автор. Они могут быть полезны всем. Главное – выходить за рамки своего привычного и достаточного, исследовать новое. Не ждать, что идеи придут сразу (могут вообще не прийти или проявятся внезапно).

Как/через что прокачивать навык:

︎тимбилдинг с простыми и при этом абсурдными, авантюрными заданиями
︎написать и иллюстрировать детскую книгу
︎написать сценарий и снять рекламный ролик 
︎создать проект города
︎устроить поход в ресторан, где повар будет готовить при вас
︎японская чайная церемония, оригами, природа, ландшафты, искусство наведения порядка в доме – понаблюдать, вникнуть в тонкости, понять значение

Пара советов: организуйте небольшие команды – пусть каждый “носит несколько шляп”+создавайте библиотеку визуального опыта.

А вот мои топ-5 источников вдохновения:
🔥реклама: на стыке маркетинга и кино, это про передачу смыслов и идей
•индустрия моды: много всего, особенно интересны PR и рекламные кампании, коллаборации брендов, поп-апы
•мультфильмы: тоже про смыслы и ценности, как их раскрыть для аудитории
•кино и отдельно трейлеры
•комиксы, красивая инфографика, плакаты, постеры, обложки журналов, афиши 

кстати, в начале года уже писала   про “Действенный климат” и уроки игры на гитаре, как фокус для работников T&D/L&D, гляньте. цели мероприятий разные, но идея общая)

@flowofwork
🔥3
И еще добавлю к вчерашнему посту. Следить за лучшими (чужими) практиками и отлавливать тренды – хорошо. Еще лучше, когда к этим практикам есть вопросы. Насмотренность сама по себе не имеет смысла без рефлексии.
Я как-то писала текст про работу с мудбордом и вот несколько примерных вопросов из него, чтобы анализировать с пользой:

︎Что именно в этой работе зацепило меня, что привлекает внимание?
︎Что классно сделано? Что не очень?
︎Какие первые эмоции, ассоциации, мысли появились при виде этой работы?
︎Какие приемы, техники замечаю? Почему это работает (или нет)?
︎Что можно изменить, добавить или убрать, почему?
︎Что и как можно использовать в моем проекте? ну и тому подобные вопросы

@flowofwork
4
Зашла посмотреть, о чём пишут профессиональные медиа. В общем-то, ничего сверх нового, но мне понравился материал 3 вопроса, которые помогут разработать микрообучение. Точнее одна его часть.

“Поможет ли использование методов микрообучения улучшить ваши программы L&D?... полезно использовать следующие 3 вопроса для руководства проектированием и разработкой. Эти вопросы также помогут определить, подходит ли микрообучение вашей организации или вам лучше подойдёт другой метод обучения”


Итак, вопросы:

Можете ли вы определить и разбить целевой показатель производительности на более мелкие единицы?

Микрообучение наиболее полезно, когда вы можете связать желаемые [учебные] результаты с целями организации [бизнес целями]. Это можно сделать, посмотрев на бизнес процесс сотрудников по шагам, которые им нужно осуществить для выполнения задачи или достижения цели.
Вот этот вопрос мне очень понравился, так как он напоминает про основное – работу с запросом. Как выглядит бизнес процесс, в каком шаге мы видим проблему, что хотим улучшить, что и как делают успешные сотрудники? А потом уже принимаем решение о методах и форматах.
 
Можете ли вы сделать обучение доступным в тот момент, когда это необходимо?

Это про доставку обучения – есть ли у нас технические возможности, умеем ли мы сделать так, чтобы всё работало, загружалось, нажималось. “Всегда учитывайте несколько вариантов использования при проектировании и доставке”.

Можете ли вы разработать полноценный опыт, используя лучшие практики с качественными медиафайлами? 

Если коротко, это про хороший UX для учащихся. У нас есть готовые инструменты для разработки и проведения микрообучения? Можем ли мы включать визуальные эффекты и интерактивную анимацию для демонстрации процессов. А качественное  видео? В общем, речь о том, что такой формат обучения должен соответствовать уровню маркетинга компании в целом, а это требует квалифицированных специалистов, в т.ч. дизайнеров. Опять же, ресурсы. 

источник: eLearning Industry, 3 questions to guide microlearning development

@flowofwork
3
Так, ровно месяц, как я ничего не публиковала в канале)) И дело не в том, что не находишь времени или идей, а в том, что очень сложно переключиться. Рабочие задачи, контекст, когда они новые, захватывают мысли и ресурсов писать уже почти не остается. Еще давно не пополнялась рубрика про “вовлекающе-развивающие” T&D форматы. ■ Напомню - тут есть посты про Fuckup nights, про Ask Me Anything и про подкасты

А сегодня о "кинопоказе". На самом деле много тут нет смысла и говорить - нужно смотреть. И текст этот я прежде всего захотела написать из-за двух рекомендаций фильмов, которые будут по ссылке в конце.
Но прежде пара слов про формат. Специально зашла в HR чат и собрала несколько запросов на тему "ищу фильмы для тренинга":

– порекомендуйте фильмы про доверие в команде;
– какие фильмы о командах можно использовать?;
– где можно найти подборку фрагментов из фильмов, где герой демонстрирует управленческие навыки (дает ос, ставит задачи, лидерство..)?


Люблю кино, но когда нужно под определенную цель подобрать фрагменты - всегда с трудом что-то вспоминается.

▪️︎Как мы используем фильмы в обучении понятно. Буквально несколько примеров: анализ ситуации, наблюдение, сравнение, демонстрация поведения. Для включенности участников в онлайне. Для создания квизов. Дискуссия - разбор фильма в корпоративном киноклубе. Есть целые кино-тренинги и даже кино-коучинг. Но это отдельный разговор. А я хочу порекомендовать 2 фильма, которыми точно нужно пополнить тренерскую видеотеку.

@flowofwork 🎬
🔥5
🎄Решила написать финальный в этом году текст про одну рабочую ситуацию, которая запомнилась. Не в плане “итогов года”, конечно же, а просто давно собиралась и вот, чтобы не переносить на потом. Профессионально мне эта тема интересна. С точки зрения личного опыта тоже любопытно. А, возможно, и для кого-то из вас актуально прямо сейчас - тогда мои выводы могут стать некоторой поддержкой)
В общем, с наступающим!🍍🍾 Всем нам здоровья, успехов и, как минимум, ясного понимания себя и своих потребностей)
5
Никуда не годится, как нерегулярно ведется этот канал 🙈 А все из-за того, что админ с головой погрузилась в работу с новыми задачами и ролью партнера по адаптации и обучению. Не оправдываю но прошу отнестись с пониманием, надеюсь вы не отпишитесь) Сама такое не люблю. Однако, время и силы на несколько важных сфер находятся постепенно.
За 10 лет в HR и T&D сейчас первый раз глобально занимаюсь адаптацией, а не только обучением. А у меня, между прочим, диплом по проф. адаптации персонала) Плюс новая аудитория it специалистов, соответственно, техническое обучение.

Сначала сама, потом вместе с коллегой взяли довольно высокий темп (при активном найме) и запустили несколько важных для сотрудников продуктов и процессов. И это только на уровне mvp. Сейчас начинается еще более сложная работа, связанная с обучением. Ищешь информацию, собираешь и анализируешь обратную связь, всякие данные, создаешь, дорабатываешь, поддерживаешь в актуальном состоянии и т.д. и т.д. Пока много ручной работы. Параллельно думаю, как прекрасно, когда работаешь давно и продолжаешь получать удовольствие от того, что делаешь. Тут подтверждается моя мысль, что в нашей сфере управления персоналом обязательно нужно пробовать разное, переходить, совмещать, участвовать в кросс проектах. Иначе даже не представляю – закостеневание, эмоциональное истощение и прочее) В общем, название канала не меняю. С одной стороны, оно кажется не для всех говорящее. С другой – объемное, отражает то, что я думаю о корп. обучении и развитии в целом, и о роли специалистов этого направления. Набор тем хочется расширить, потому что адаптация. Ну и не только) Следом коротенький пост уже в контексте размышлений над ключевым вопросом

stay tuned @flowofwork
6👍1
Про адаптацию масса материала, сильно повторяться не хочется. Однозначно, что процесс адаптации всегда стресс для каждого человека. Три базовые реакции на стресс – “бей-беги-замри” – тоже знакомы. Проявляются эти реакции у всех по-разному.

Как с проявлениями работать руководителю? Самое важное, отслеживать поведение и эмоциональное состояние новичка. Разговаривать, рассказывать, задавать вопросы, давать достаточно информации и помогать ее осваивать, предоставлять обратную связь.
О чем еще можно напомнить или рассказать руководителю? Если новенький сотрудник проявляет негативные эмоции, их можно попытаться нейтрализовать с помощью метода рефрейминга. Тут мы словно помогаем новому сотруднику его текущий опыт перенести в другую рамку 🖼, расширить контекст, посмотреть на ситуацию с другой стороны, обнаружить в проблеме возможности и плюсы.
Помните известную картинку, оптическую иллюзию, где изображение то ли девушки, то ли пожилой дамы? Вот тот самый пример смены фокуса внимания на один и тот же объект.

Пример (лично у меня такое было): промедлили с заказом техники, человек уже вышел, а компьютер еще нет)) Пользуешься собственным но ограничен в возможностях. Зато можешь больше пообщаться с коллегами, поработать над задачами, которые решаются личными разговорами, прислушаться и присмотреться к корп. культуре

@flowofwork
6
Про деловой этикет

Готовила материал по “цифровому этикету” и наткнулась на видео школы коммуникаций ВШЭ. Простые истины о том, как с помощью речи и внешнего вида мы производим (или можем производить) впечатление.

Когда мы, например, прекрасно владеем навыками тайм-менеджмента или чудно формулируем цели по smart – с первого взгляда это не говорит о нас ничего. Во-первых, это и не считывается с первого взгляда.
Но вот когда мы открываем рот (и параллельно сигналим невербаликой) - вот тут многое сразу ясно. Что именно: семья, дом, воспитание, образование, окружение, где работаешь, сколько зарабатываешь и т.п.

Как выбирают СЕО компаний людей на руководящие роли, соотношение навыков:
1) грамотная речь
2) внешний вид
3) харизма
4) опыт
5) образование Потому что руководитель влияет (словами, харизмой), а линейный персонал - исполняет. Руками, головой. Как только линейный менеджер овладевает навыком впечатляюще говорить - он двигается в сторону более высоких должностей. Это, конечно, примитивный пример, но факт остается фактом. Словарный запас, структура и стилистика речи, тембр голоса, невербалика (еще важнее слов), внешний вид - все это говорит о том, что мы знаем, понимаем, принимаем “правила игры” и нюансы на определенном уровне коммуникаций. В цифровом общении тоже.

Чем выше статус человека, тем выше требование (и ожидания) к чистоте его речи.
Одна фраза из этого видео - “человека из хорошей колыбельной видно сразу”. Кажется, сначала звучит высокомерно. Но, если развить её, то это про дом (или компанию?) не с какими-то особенными возможностями, а с внимательным отношением к правилам этикета. 

И два важных, на мой взгляд, дополнения:
- даже при идеальном знании этикета, стоит придерживаться здравого смысла (адекватности), целей и задач в конкретной ситуации общения

- этикет это не про “хочу-не хочу, знаю не знаю”, а про уважение, прежде всего к себе

@flowofwork
6👍2