В потоке работы L&D – Telegram
В потоке работы L&D
485 subscribers
116 photos
7 videos
5 files
66 links
Одно сплошное L&D 🌺 Канал про корпоративное обучение и работу в нём
~
Фирсова Екатерина, IT L&D партнёр
@CatherineHilllton

lifestyle канал @prmoodboard
Download Telegram
Про адаптацию масса материала, сильно повторяться не хочется. Однозначно, что процесс адаптации всегда стресс для каждого человека. Три базовые реакции на стресс – “бей-беги-замри” – тоже знакомы. Проявляются эти реакции у всех по-разному.

Как с проявлениями работать руководителю? Самое важное, отслеживать поведение и эмоциональное состояние новичка. Разговаривать, рассказывать, задавать вопросы, давать достаточно информации и помогать ее осваивать, предоставлять обратную связь.
О чем еще можно напомнить или рассказать руководителю? Если новенький сотрудник проявляет негативные эмоции, их можно попытаться нейтрализовать с помощью метода рефрейминга. Тут мы словно помогаем новому сотруднику его текущий опыт перенести в другую рамку 🖼, расширить контекст, посмотреть на ситуацию с другой стороны, обнаружить в проблеме возможности и плюсы.
Помните известную картинку, оптическую иллюзию, где изображение то ли девушки, то ли пожилой дамы? Вот тот самый пример смены фокуса внимания на один и тот же объект.

Пример (лично у меня такое было): промедлили с заказом техники, человек уже вышел, а компьютер еще нет)) Пользуешься собственным но ограничен в возможностях. Зато можешь больше пообщаться с коллегами, поработать над задачами, которые решаются личными разговорами, прислушаться и присмотреться к корп. культуре

@flowofwork
6
Про деловой этикет

Готовила материал по “цифровому этикету” и наткнулась на видео школы коммуникаций ВШЭ. Простые истины о том, как с помощью речи и внешнего вида мы производим (или можем производить) впечатление.

Когда мы, например, прекрасно владеем навыками тайм-менеджмента или чудно формулируем цели по smart – с первого взгляда это не говорит о нас ничего. Во-первых, это и не считывается с первого взгляда.
Но вот когда мы открываем рот (и параллельно сигналим невербаликой) - вот тут многое сразу ясно. Что именно: семья, дом, воспитание, образование, окружение, где работаешь, сколько зарабатываешь и т.п.

Как выбирают СЕО компаний людей на руководящие роли, соотношение навыков:
1) грамотная речь
2) внешний вид
3) харизма
4) опыт
5) образование Потому что руководитель влияет (словами, харизмой), а линейный персонал - исполняет. Руками, головой. Как только линейный менеджер овладевает навыком впечатляюще говорить - он двигается в сторону более высоких должностей. Это, конечно, примитивный пример, но факт остается фактом. Словарный запас, структура и стилистика речи, тембр голоса, невербалика (еще важнее слов), внешний вид - все это говорит о том, что мы знаем, понимаем, принимаем “правила игры” и нюансы на определенном уровне коммуникаций. В цифровом общении тоже.

Чем выше статус человека, тем выше требование (и ожидания) к чистоте его речи.
Одна фраза из этого видео - “человека из хорошей колыбельной видно сразу”. Кажется, сначала звучит высокомерно. Но, если развить её, то это про дом (или компанию?) не с какими-то особенными возможностями, а с внимательным отношением к правилам этикета. 

И два важных, на мой взгляд, дополнения:
- даже при идеальном знании этикета, стоит придерживаться здравого смысла (адекватности), целей и задач в конкретной ситуации общения

- этикет это не про “хочу-не хочу, знаю не знаю”, а про уважение, прежде всего к себе

@flowofwork
6👍2
Если в выходные вы не полностью отключаетесь от рабочего и перезагружаетесь – рекомендую книжку “Сильнейшие. Бизнес по правилам нетфликс”, Патти МакКорд, 2017.

Вдруг вы как и я еще не читали. Легкая и небольшая, у меня аудиоверсия, 4,5 часа. Тем, кто сейчас работает и размышляет над подходом к управлению людьми в целом и, в частности о компетенциях “внедрение изменений, решение проблем, ответственность за результат и понимание бизнеса”, про менеджерские курсы и тренинги – будет интересно и полезно. Не учебник, не “делай 1-2-3..”, но отлично для того, чтобы найти или сформулировать какие-то свои идеи через опыт других. Я уже взяла из книги кое-что для актуальных задач, напишу в ближайшее время.

Ну а фотография не просто весеннее красивое и свежее, а тизер к завтрашнему посту🥬

@flowofwork
5👍1
Тут обычно не пишу из серии "контент выходного дня", но захотелось поделиться красивым. Я дошла до выставки "Цветы, плоды, музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко" – итальянский натюрморт в Пушкинском музее. Есть в т.ч. 1 картина Дж. Арчимбольдо; многое, как пишут на сайте, зритель никогда не видел. Что мне понравилось (кроме самих произведений) – очень хочется обсуждать увиденное)) Разговор, начавшись у одного полотна, может затянуться на час.

Это канал про корп. обучение, при чём тут живопись 👀? Вообще, ни при чём, просто красиво, хочу чтобы тут было 🥬🍇 Ну, а если по работе, то: отлично для нахождения идей и метафор для учебных событий, для корп. культурных проектов. Наша любимая насмотренность туда же. Каждый найдет для себя что-то 🥨

@flowofwork
5👍1
Channel name was changed to «В потоке работы L&D»
Чего хотят новенькие сотрудники

По моим наблюдениям, для новичков в первые пару недель очень важна такая информация:

Ключевые контакты [к кому обратиться по базовым вопросам, hr, бухгалтерия, тех.поддержка и т.п.]
Доступы к рабочим системам и сервисам [что, как, в какое время получить]
Структура команды [кто есть кто, за что отвечает, контакты]
Продукт [что мы делаем, как это выглядит внутри, а как для клиента]
Словарик [специфические термины компании, используемые сокращения и пр.]
Краткий путеводитель [по офису и его локации: кафе, аптеки, магазины, транспорт, юр/мед услуги и т.п.]
Playbook/"правила игры" [этот термин мне попался уже в процессе сбора нужного материала и очень понравился – тут могут быть правила коммуникации, принципы работы, как проводим встречи, рекомендации и т.п., можно включить, что вам нужно]

Так это же стандарт для онбординга! Да, и вместе с тем проверьте, насколько все в актуальном состоянии, доступно, достаточно и, просто существует. Потому что не всегда это так

@flowofwork
👍92
Пока занимаюсь делами, пролистала новый журнал EduTech СберУниверситета. И это весьма познавательно! Тема выпуска "Игры и симуляции: где грань между развлечением и обучением?". Внимательно еще не читала, но - впечатлил небольшой раздел с историческим обзором. Во-первых, мне сейчас очень нравится такой формат, таймлайн развития чего-либо, о чем обучение, например. Во-вторых, тут в журнале довольно интересные факты, особенно, если вы как и я не знали что-то про игры

@flowofwork
👍5
В потоке работы L&D
Если в выходные вы не полностью отключаетесь от рабочего и перезагружаетесь – рекомендую книжку “Сильнейшие. Бизнес по правилам нетфликс”, Патти МакКорд, 2017. Вдруг вы как и я еще не читали. Легкая и небольшая, у меня аудиоверсия, 4,5 часа. Тем, кто сейчас…
Книжка прочитана, по-прежнему рекомендую всем, кто работает с персоналом. Что взяла себе? В целом всё, как "накопительный эффект". Вот, например, актуальная сейчас для меня рабочая тема: выясняется, что у сотрудников есть потребность больше знать про сферу и продукт, с которым они работают. Они хотели бы шире понимать картину бизнеса и задач, посмотреть на это не локально, а с более высокой точки. Для начала – просто знать/понимать. И это важно, и радует, и на мой взгляд недостаточно внимания этому уделяется в корп. обучении.

“Если бы мне пришлось выбирать один курс, чтобы обучить всех в компании – это были бы основы того, как работает бизнес и, как нужно обслуживать покупателей” (“Сильнейшие. Бизнес по правилам нетфликс”, Патти МакКорд, 2017 г.)


Я тоже выбрала бы что-то подобное, как минимум близкое к пониманию бизнеса) Работаю над таким обзорным материалом. И вот неплохие примерные вопросы из книги, которые помогут нащупать направления для погружающего вводного курса:

︎попросите любого сотрудника назвать основные фокусы компании на следующие полгода, год, что он ответит?
︎знают ли люди, с какими проблемами сталкивается бизнес, как действует?
︎понимают ли смысл тех или иных решений?
︎насколько хорошо люди могут описать бизнес модель компании?
︎понимают ли, как компания выглядит на фоне конкурентов (и кого считает таковыми)?
︎о каких областях бизнеса люди знают мало или ничего?
︎как хорошо они понимают образ клиента? и т.п. в зависимости от вашего контекста

👍 – полезное
– возьму в работу

предыдущие книжки тут

@flowofwork
👍31
В чем разница между выбором платформы корпоративного обучения и кухонного комбайна

Увидела в некоторых тг каналах эмоциональное обсуждение какого-то “рейтинга lms платформ”. Одни его репостят, другие критикуют, третьи комментируют и делают на нем контент. Но больше всего меня удивило, как много коллег на такие публикации приходят прямо с горячим запросом – какую lms выбрать, как выбрать, что и как там работает. Нужны чек-листы, мнения, отзывы, опыт и пр.и пр. Восхитил не сам интерес к lms – это-то понятно, актуально, сама сейчас готовила анализ платформ по работе. А именно, что интересно
а) какую платформу выбрать
б) как – механизм поиска и выбора

Т.е. все сервисы для организации обучения персонала представлены в интернете, описан их функционал, много сравнений. Провайдеры всегда нас консультируют. И в чем смысл нам начинать с того, как кто-то из коллег выбрал платформу для своей конкретной компании, под ее конкретные задачи и особенности, что нам это дает? Мы придем к заказчику со списком платформ и их “+/-”? Не  открою секрет, что многие заказчики (менеджеры, руководители) любознательны и заинтересованы, и сами отлично знакомы с большинством систем обучения/тестирования сотрудников. И пока вы изучаете рейтинги и собираете отзывы, у них уже готов перечень платформ, которые “стоит рассмотреть?”.

Поэтому, на мой взгляд, гораздо ценнее и важнее в случае T&D:

- провести аудит ситуации (по необходимости) и принести внутреннему заказчику экспертизу: что и зачем/почему в плане lms нужно именно нам, именно сейчас и с учетом наших планов и контекста
- что и почему точно не для нас, не сейчас
- что мы можем себе позволить (все ресурсы – и деньги, и обученные люди и пр.)
- что нам логично позволить (с учетом всех наших процессов, рисков, особенностей)
- образ результата (вот у нас есть платформа, как мы теперь живем?)

И только потом, после окончательного согласования, переходить к процессу выбора какого-то сервиса. Да, сложнее и дороже, но на данном этапе уже очень похоже на то, как выбираем бытовую технику.

LMS = СДО = система управления обучением персонала, система дистанционного обучения

@flowofwork
👍6
Не всё, что мы делаем, основано на обратной связи наших конечных пользователей?

На митапе "БигТех по-человечески" понравилась беседа HRBP на тему продуктового подхода в HR. Выводы были довольно простыми, давними и очевидными: не нужно опираться на то, что нам кажется хотят сотрудники – с людьми, оказывается, нужно разговаривать)

Вообще, в T&D с продуктовым подходом у всех по-разному. Во-первых, мы не продакты, во-вторых, не у всех есть и будут продуктовые команды, кто-то не видит в нем смысла, необходимости, кто-то не умеет. Но прелесть в том, что жизнь, бизнес и логика всей нашей работы подводят к тому, что мы все равно действуем или нам приходится действовать по принципам продакт-менеджмента.

Какие уровни отношений с продуктовым подходом м.б. у среднестатистического T&D, (исключительно моё видение):

> вообще ничего не исследуем, нет философии улучшений, нет задачи попасть в потребность сотрудников и процессы от этого не зависят; разрабатываем обучение так, как нам кажется нужно, полезно, интересно

> исследуем, собираем обратную связь, но не очень умеем потом запустить эти выводы и результаты в работу; меняем что-то не сразу или вообще забрасываем; изменения не основаны на ОС сотрудников

> меняем но не тестируем, не замеряем "до и после", не сильно смотрим на метрики, не сверяемся – то и так мы учли и изменили или нет

> исследуем, меняем и анализируем результаты изменений, смотрим на метрики, мы молодцы. Но) не пиарим это) – не рассказываем о том, что и как мы придумываем, где ошибаемся, как приходим к сотрудникам с запросом обр.связи, как выстроена эта коммуникация, почему она важна и, на что влияет; какая роль самих пользователей и почему это ценно

>> Ну или мы всё из перечисленного делаем, мы крутые эксперты и делимся опытом с коллегами по цеху корп. обучения!

@flowofwork
2👍2
Когда искала примеры по построению адаптации, нашла вот такую “модель 5С”. Она позиционируется как универсальная основа для создания системы онбординга, которая поможет обеспечить полноценный опыт сотрудников в компании. В ней, в общем-то, все довольно очевидно и логично. Выяснилось, что до 5С было 4С, а потом появилась 6С. А есть еще 5С с небольшим отличием. Я собрала их все и объединила – получилось 7 элементов адаптации (на картинке). И, да, если строите систему с нуля, эта модель хорошо структурирует и позволяет как по чек-листу пройтись по тому, на что нужно обратить внимание. Авторство модели приписывают профессору менеджмента Талии Бауэр (Talya Bauer) >>>
@flowofwork
👍7
Модель адаптации сотрудников 4/5/6С

Compliance (комплаенс, соблюдение требований)
– все что связано с формальной частью, подписанием документов, ТД, инструкций, корпоративных политик и процедур, внутренних и законодательных требований

Clarification (разъяснение, прояснение, уточнение)
– ясное понимание новым сотрудником своей роли в компании и команде, ожиданий от его работы и результатов, договоренности по этому вопросу. Тут важно отметить – не новенький ищет или додумывает эту информацию, а процесс адаптации устроен так, что все ясно
 
Connection (коммуникация, связь)
– выстраивание отношений с коллегами, знакомство с жизнью в компании, ее процессами. Как человек может найти ответы на свои вопросы по этим процессам, кто и как в этом помогает новенькому. Тимбилдинги. Особе внимание тут уделяется удаленным сотрудникам, так как понятно – для удаленки коммуникация слабое звено
 
Culture (культура)
– тут и про нормы, ценности, миссию компании, ее историю. И про культуру знакомства со стейкхолдерами (я бы добавила – культуру диалога), плюс сюда включают и культуру бадди/наставничества (да, именно в элемент Культура)

Confidence (уверенность, доверие)
– адаптация построена так, что новенький чувствует себя уверенно, ощущает свою ценность в команде, понимает, что тут он может прекрасно работать и решать амбициозные задачи (добавила бы – получает удовольствие от работы, понимает зачем он приходит на работу и все это влияет на его быстрый выход на ожидаемую продуктивность)

Check-in (регистрация, но тут скорее подойдет именно “проверка” (настроения, продвижения по задачам)
– постоянная поддержка и обратная связь, которая предоставляется сотруднику в процессе адаптации. Сюда входит и ОС по задачам, т.е. по ИПР на испытательный срок, и что-то типа регулярных пульс-опросов – “ты тут, как ты?, как подвигаешься по задачам, что ок, что можно улучшить и т.п.”

Checkback
– обратная связь, которую мы получаем от сотрудников по итогам адаптации, чтобы узнать их опыт в этом процессе, понять как в реальности работает наш план адаптации, что не работает, что можно и нужно улучшить и изменить

@flowofwork
👍14
У нас в T&D есть много крупных направлений работы: и разработка обучения, и само обучение, и работа с экспертами, заказчиками, и проведение обучений, мероприятий, управление проектами и пр. Как минимум одна вещь все это объединяет – техника задавания вопросов. Я тут уже писала про важность этого инструмента, очень его уважаю.
💬формулирование вопросов позволяет нам “организовать наше мышление вокруг того, чего мы не знаем”

(где-то прочла фразу, не помню точно)

Три базовые техники, знакомые всем, просто повторюсь:

1) Сначала спросить “Почему или зачем?” – это из концепции Саймона Синека “Золотой круг”, сначала спросить “Почему”, потом – “как и что”. Потому что значение имеет не сам продукт, а почему мы думаем, что он важен клиенту, почему нам самим важно его создавать

2) “5 почему” – техника поиска первопричины проблемы, изучения причинно-следственных связей. Если нужно – “почему” м.б. больше 5. Александр Соломатин, например, рекомендует “5 чтобы что”, и это супер рабочая история 

3) “Квадрат Декарта”, метод принятия решений, позволяющий рассмотреть вопрос с разных сторон – отлично для работы с запросом в т.ч.

Недавняя ситуация с вопросами, которая мне нравится
💬- почему тебе важно организовать это обучение?
- я хочу чтобы сотрудники перестали говорить, что они не знают как это делать…
- то есть, ты хочешь, чтобы они продолжали не делать то, что ты считаешь нужным, только молча?

пошли думать над целью)

Что помогает понять какие и сколько вопросов задавать в T&D (например, в работе с запросом)? Думаю так:

︎ готовность к тому, что на часть вопросов не получим ответов
︎готовность к тому, что обучения в итоге не будет (ну не решается проблема этим способом)
︎не фокусироваться сразу и только на озвученной причине запроса на обучение
︎логика, заинтересованность и любопытство
︎базовое знание технологии продаж (выявление потребности)
︎способность воспринять контекст – увидеть с разных сторон участников обучения, их рабочий процесс, мотивацию, ресурсы, опыт и пр. риски 

Поэтому, в качестве тренировки – а задали ли мы сегодня какой-нибудь хороший вопрос?

@flowofwork
👍7
Важная тема – публичные выступления T&D специалистов

Готовлюсь выступить на внутренней конференции с докладом про адаптацию и разработанные для этого продукты. Фокус на такую подготовку, на самом деле, требует больше внимания и времени, чем может показаться. И вот, когда нахожу время между другими задачами, что делаю:

▪️︎Подготовка темы. Я ее знаю, конечно, отлично, но тут важно другое – зачем, о чем, как все подать. Это работа со смыслами
▪️︎Подготовка презентации. Технически мне помогают, но опять же по наполнению, по смыслам – это моя часть работы
▪️︎Подготовка себя. Что сюда включаю (на данный момент):

■ Смотрю и слушаю выступления людей по темам онбординга, обучения, обратной связи, наставничества и т.п. – то, чем занимаюсь. Желательно, в IT и для IT
~ Почему не какой-нибудь произвольный TED? – потому что мне нужно не просто выступление, а по конкретным темам, определенный контекст и аудитория, и спикер-практик по этим темам. И акценты, интонации в подобном контексте.
■ Смотрю, как выступают внутри компании; это важно, темы разные
■ Наблюдаю за подачей, структурой выступления, смотрю, как и через что презентации поддерживают речь
■ Обязательно на внешний вид, одежду, мимику, голос (смотрю, что мне нравится и кажется уместным либо неуместным, какое впечатление остается)
■ Смотрю на юмор в выступлении
■ Слушаю специалистов про то, как настроить голос, как держаться и т.п. (какие-то очень короткие видео)
■ Репетирую, проговариваю вслух и обязательно с коллегами, которые дают обратную связь

часть 1 И у меня есть еще несколько размышлений на тему выступлений - напишу про это в ближайшее время

@flowofwork
👍8
Полезные книжки для профессиональной и потребительской рефлексии HR/T&D

1) "Сильнейшие. Бизнес по правилам Netflix", Патти МакКорд, 2017. Тут повторюсь, некоторые заметки из нее уже делала

Если коротко – очень рекомендую к прочтению всем, кто еще этого не сделал. Для HR, T&D, менеджеров у которых есть сотрудники в подчинении, или нет но они участвуют в найме.

В книжке про все важное – найм и увольнение, обратную связь и подход к мотивации, в целом, про корпоративную культуру и влияние всего этого на бизнес.

Но, пожалуй, я описала бы эту книгу двумя вопросами: "Расскажите, какая ваша HR философия?", "Какое ваше HR мышление?". Отличная книга, как минимум, для профессиональной рефлексии.


2) "Эстетический интеллект. Как его развивать и использовать в бизнесе и жизни", Полин Браун, 2019

Про то, как эстетические факторы влияют на поведение покупателя и формируют его отношение к нашим продуктам или услугам. При чем тут T&D? При всем:

︎во-первых, уверена, что лучшие идеи появляются, когда мы выходим за рамки своей проф. области
︎во-вторых, расширение кругозора, вдохновение нам нужно + задачи корп. T&D чаще решаются не педагогическим дизайном, а менеджментом, маркетингом, коммуникацией
︎ну и в-третьих, рекомендую эту книжку послушать (именно) и обратить внимание на 2 главы – "Искусство кураторства" и "Мастерство подачи информации". Подсказка – прослушивая или читая, пропускайте свои рабочие задачи через то, про что рассказывает автор. Например, продумываете траекторию обучения или план адаптации, организуете тренинги, создаете программы и курсы, делаете анонсы и т.п. Наверняка обнаружите интересные мысли и решения, применимые к работе

@flowofwork
🔥7👍1