#от_лица_психолога
Мне постоянно требуется одобрение, это плохо
Я прокрастинирую вместо работы, это плохо
Я сама делаю свою жизнь тяжелее, это плохо
Часто помимо основных, первоначальных сложностей клиент приносит с собой еще и их оценку, добивая себя окончательно. И пока эта негативная оценка себя не освободит место принятию и поддержке, сделать что-то будет очень проблематично, потому что на эту непрекращающуюся критику тратится огромная гора энергии. Просто представьте, что кто-то другой ходит за вами по пятам и непрестанно говорит о том, какой вы неправильный. Как вы будете себя чувствовать? А если этот кто-то — вы сами?
Поэтому значительная часть работы психолога направлена на то, чтобы клиент, наконец, перестал себя постоянно одергивать и угнетать. И это, кстати, можно начать делать и без психолога.
Мне постоянно требуется одобрение, это плохо
Я прокрастинирую вместо работы, это плохо
Я сама делаю свою жизнь тяжелее, это плохо
Часто помимо основных, первоначальных сложностей клиент приносит с собой еще и их оценку, добивая себя окончательно. И пока эта негативная оценка себя не освободит место принятию и поддержке, сделать что-то будет очень проблематично, потому что на эту непрекращающуюся критику тратится огромная гора энергии. Просто представьте, что кто-то другой ходит за вами по пятам и непрестанно говорит о том, какой вы неправильный. Как вы будете себя чувствовать? А если этот кто-то — вы сами?
Поэтому значительная часть работы психолога направлена на то, чтобы клиент, наконец, перестал себя постоянно одергивать и угнетать. И это, кстати, можно начать делать и без психолога.
👍1
А еще, а еще
Я с этого года наконец-то оформила себе самозанятость и стала отстегивать государству налог на благо Петербурга (или того, кому эти деньги попадут).
Поэтому если вдруг вы всегда мечтали получить от психолога чек, он у меня есть :)
Я с этого года наконец-то оформила себе самозанятость и стала отстегивать государству налог на благо Петербурга (или того, кому эти деньги попадут).
Поэтому если вдруг вы всегда мечтали получить от психолога чек, он у меня есть :)
Ну что, навыки хорошей жизни для людей с пограничным расстройством (на самом деле, конечно, не только для них). Вы хотели более подробного описания — вот оно сейчас будет.
На самом деле, все это так или иначе используется практически в любой психотерапии, только здесь на этом делается акцент. Если человек без ПРЛ может худо бедно справляться и без направленного тренинга, то при наличии ПРЛ эмоции вас просто разрывают, и лучше бы начать поскорее что-то с этим делать.
Всего есть 4 группы навыков, и начнем мы с психической вовлеченности.
Для удобства навигации ввожу тег #дбт во имя диалектико-поведенческой терапии.
На самом деле, все это так или иначе используется практически в любой психотерапии, только здесь на этом делается акцент. Если человек без ПРЛ может худо бедно справляться и без направленного тренинга, то при наличии ПРЛ эмоции вас просто разрывают, и лучше бы начать поскорее что-то с этим делать.
Всего есть 4 группы навыков, и начнем мы с психической вовлеченности.
Для удобства навигации ввожу тег #дбт во имя диалектико-поведенческой терапии.
Часть 1. Навыки психической вовлеченности
#дбт
Навыки психической вовлеченности лежат в основе всех следующих навыков, поэтому в тренинге этому разделу уделяется наибольшее внимание.
Навыки «что» (то есть, что именно делать). В один момент времени можно практиковать только что-то одно:
1) Наблюдение — способность отстраняться от своих эмоций, мыслей и других реакций, сохраняя внимание к ним.
Допустим, меня захлестнули эмоции. Наблюдение позволит мне не реагировать сразу, не избегать их (попытки избежать или прекратить переживание в подавляющем количестве случаев не приведут ни к чему хорошему), а заметить, что именно со мной происходит. Как я это переживаю? Какие ощущения в теле это сопровождают?
«Наблюдение за своими мыслями отличается от мышления, наблюдение за своим сердцебиением отличается от сердцебиения» (с).
Примеры упражнений:
– сосредоточьтесь на мыщцах шеи и спины, попробуйте их ощутить;
– наблюдайте за первой мыслью, которая у вас появится.
2) Вербальное описание событий и личных реакций — передача наблюдаемого с помощью слов (голые факты, никакой оценки).
Описывать происходящее внутри и вне себя важно, так как это позволит разделить реакцию и событие, ее вызвавшее. То, что меня перекрывает паникой, не означает, что сейчас что-то угрожает моей жизни. Если мне кажется, что я никому не нужна, это не означает, что я действительно не представляю из себя никакой ценности. Разделение реакции и события, факта реальности – основной навык для сверки восприятия и реальности. Многие наши реакции адекватны прошлому опыту, однако неадекватны настоящему моменту.
Примеры упражнений:
— попробуйте проследить за вашим сознанием и описывать мысли, приходящие вам в голову, и чувства, которые вы замечаете за собой;
— приведите примеры разделения реакций и фактов реальности («мне страшно, но мне ничего не угрожает», «я думаю, что у меня ничего не получается, но получилось уже многое»).
3) Способность участия без самосознания — полное и активное погружение в процесс, временное слияние с какой-либо деятельностью.
Здесь нет рефлексии, но внимание и осознанность сохраняются (вождение машины, занятия спортом, танцы — здесь может быть любая деятельность)
Пример упражнения:
— попробуйте отдаться какому-то процессу полностью, не рефлексируя о том, как вы выглядите и что о вас подумают окружающие.
#дбт
Навыки психической вовлеченности лежат в основе всех следующих навыков, поэтому в тренинге этому разделу уделяется наибольшее внимание.
Навыки «что» (то есть, что именно делать). В один момент времени можно практиковать только что-то одно:
1) Наблюдение — способность отстраняться от своих эмоций, мыслей и других реакций, сохраняя внимание к ним.
Допустим, меня захлестнули эмоции. Наблюдение позволит мне не реагировать сразу, не избегать их (попытки избежать или прекратить переживание в подавляющем количестве случаев не приведут ни к чему хорошему), а заметить, что именно со мной происходит. Как я это переживаю? Какие ощущения в теле это сопровождают?
«Наблюдение за своими мыслями отличается от мышления, наблюдение за своим сердцебиением отличается от сердцебиения» (с).
Примеры упражнений:
– сосредоточьтесь на мыщцах шеи и спины, попробуйте их ощутить;
– наблюдайте за первой мыслью, которая у вас появится.
2) Вербальное описание событий и личных реакций — передача наблюдаемого с помощью слов (голые факты, никакой оценки).
Описывать происходящее внутри и вне себя важно, так как это позволит разделить реакцию и событие, ее вызвавшее. То, что меня перекрывает паникой, не означает, что сейчас что-то угрожает моей жизни. Если мне кажется, что я никому не нужна, это не означает, что я действительно не представляю из себя никакой ценности. Разделение реакции и события, факта реальности – основной навык для сверки восприятия и реальности. Многие наши реакции адекватны прошлому опыту, однако неадекватны настоящему моменту.
Примеры упражнений:
— попробуйте проследить за вашим сознанием и описывать мысли, приходящие вам в голову, и чувства, которые вы замечаете за собой;
— приведите примеры разделения реакций и фактов реальности («мне страшно, но мне ничего не угрожает», «я думаю, что у меня ничего не получается, но получилось уже многое»).
3) Способность участия без самосознания — полное и активное погружение в процесс, временное слияние с какой-либо деятельностью.
Здесь нет рефлексии, но внимание и осознанность сохраняются (вождение машины, занятия спортом, танцы — здесь может быть любая деятельность)
Пример упражнения:
— попробуйте отдаться какому-то процессу полностью, не рефлексируя о том, как вы выглядите и что о вас подумают окружающие.
❤1
Очень мне любопытно размышлять о границах самодостаточности человека. Сейчас хочу написать о разрешении.
#от_лица_психолога
В детстве приходилось просить родителей отпустить в лагерь, сходить к подруге с ночевкой или покрасить волосы, однако сейчас я вроде как уже взрослый человек, и просить у кого-то разрешения негоже. Из-за своего негативного отношения к подобному проявлению несамостоятельности многие даже не замечают свой внутренний вопрос кому-то авторитетному: а можно уволиться с работы? А можно поехать заграницу? А можно купить мороженое, когда хочется? Психотерапевт часто является такой авторитетной фигурой, на него очень легко прилетает родительская проекция клиента, что закономерно вызывает ожидание советов, инструкций и правил.
И здесь специалист может пойти двумя путями. Во-первых, он может фрустрировать клиентское ожидание простого и понятного ответа, мол я не знаю, что можно, а что нельзя, как ты сам думаешь? Во-вторых, он может поддержать клиента и дать ему желаемое разрешение (да, с родителями можно вообще не общаться; да, детей заводить не обязательно). Способы работают по-разному и оба имеют место в терапевтической практике, но лично я чаще занимаю поддерживающую позицию, направленную на принятие и разрешение, и пока не поняла, почему.
Прошлой весной я пришла на супервизионную группу с запросом: «у меня канал, я там пишу очень личные вещи, это нормально для психолога? Так можно?». Моя группа помогла мне осознать все связанные с этим риски и последствия, а супервизор привела известные ей примеры похожего ведения соцсетей. Да, оказывается, так можно. Недавно еще Ирвин Ялом своей книжкой поддержал открытость и искренность, и теперь я в себе уверена.
Так что вот. Простого «так можно» иногда бывает достаточно для желаемых жизненных изменений.
#от_лица_психолога
В детстве приходилось просить родителей отпустить в лагерь, сходить к подруге с ночевкой или покрасить волосы, однако сейчас я вроде как уже взрослый человек, и просить у кого-то разрешения негоже. Из-за своего негативного отношения к подобному проявлению несамостоятельности многие даже не замечают свой внутренний вопрос кому-то авторитетному: а можно уволиться с работы? А можно поехать заграницу? А можно купить мороженое, когда хочется? Психотерапевт часто является такой авторитетной фигурой, на него очень легко прилетает родительская проекция клиента, что закономерно вызывает ожидание советов, инструкций и правил.
И здесь специалист может пойти двумя путями. Во-первых, он может фрустрировать клиентское ожидание простого и понятного ответа, мол я не знаю, что можно, а что нельзя, как ты сам думаешь? Во-вторых, он может поддержать клиента и дать ему желаемое разрешение (да, с родителями можно вообще не общаться; да, детей заводить не обязательно). Способы работают по-разному и оба имеют место в терапевтической практике, но лично я чаще занимаю поддерживающую позицию, направленную на принятие и разрешение
Прошлой весной я пришла на супервизионную группу с запросом: «у меня канал, я там пишу очень личные вещи, это нормально для психолога? Так можно?». Моя группа помогла мне осознать все связанные с этим риски и последствия, а супервизор привела известные ей примеры похожего ведения соцсетей. Да, оказывается, так можно. Недавно еще Ирвин Ялом своей книжкой поддержал открытость и искренность, и теперь я в себе уверена.
Так что вот. Простого «так можно» иногда бывает достаточно для желаемых жизненных изменений.
Работа психологом учит доверию. В то время, как у клиента есть какие-то пусть даже формальные рычаги влияния в вопросах сохранения конфиденциальности (можно пожаловаться в этический комитет, можно всем рассказывать, какой психолог плохой), сам психолог никак не защищен от разглашения информации о себе. При этом на сессиях я все равно рассказываю очень личные вещи, если мне кажется, что это важно.
Работа психологом учит уважению. Я могу быть сколько угодно уверена в том, что тот или иной выбор клиента неверен, но по итогам он всегда оказывается наиболее подходящим. Любой человек лучше всех других знает, как ему жить. Это его ответственность и его привилегия, мы не вправе ими распоряжаться.
Работа психологом учит обнаружению и отстаиванию своих границ. Сливаться с переживаниями клиентов, работать больше, чем комфортно, сдвигать график, чтобы было удобно всем, кроме тебя, не замечать своих слабых сторон — прямой и быстрый путь к выгоранию.
Работа психологом учит принятию себя. Если я замечаю, что какая-то мысль или деталь поведения клиента вызывает во мне отторжение, я понимаю, что это про меня, а не про него. Это я не принимаю какие-то свои черты — желание понравиться, страх конфликтов, зависимость. Через работу с клиентами я вижу свои белые пятна и могу что-то с этим сделать. И, конечно, у меня сильно подросла толерантность к тому, что не касается лично меня — взглядам, предпочтениям, решениям и ценностям.
#от_лица_психолога
Работа психологом учит уважению. Я могу быть сколько угодно уверена в том, что тот или иной выбор клиента неверен, но по итогам он всегда оказывается наиболее подходящим. Любой человек лучше всех других знает, как ему жить. Это его ответственность и его привилегия, мы не вправе ими распоряжаться.
Работа психологом учит обнаружению и отстаиванию своих границ. Сливаться с переживаниями клиентов, работать больше, чем комфортно, сдвигать график, чтобы было удобно всем, кроме тебя, не замечать своих слабых сторон — прямой и быстрый путь к выгоранию.
Работа психологом учит принятию себя. Если я замечаю, что какая-то мысль или деталь поведения клиента вызывает во мне отторжение, я понимаю, что это про меня, а не про него. Это я не принимаю какие-то свои черты — желание понравиться, страх конфликтов, зависимость. Через работу с клиентами я вижу свои белые пятна и могу что-то с этим сделать. И, конечно, у меня сильно подросла толерантность к тому, что не касается лично меня — взглядам, предпочтениям, решениям и ценностям.
#от_лица_психолога
Часть 2. Навыки психической вовлеченности
#дбт
В прошлый раз я рассказала о трех навыках «что», сейчас будут три навыка «как», их можно использовать совместно.
1) Первый из них — наиболее важный, и это некритическое отношение. Та самая безоценочность, которую так неистово тренируют психологи и ненавязчиво обучают этому своих клиентов. В ситуации пограничного расстройства некритическое отношение критически важно. Что есть некритическое отношение? Это отсутствие какой-либо оценки, восприятие происходящего фактически, а не через призму хорошо-плохо.
Про это вообще можно писать отдельный текст.
Многие удивляются, что для изменений важно принять ситуацию такой, какая она есть сейчас. Я прокрастинирую — и это ок. Я сверхэмоциональна — и это ок. Я боюсь ответственности — и это ок. Осуждение себя и своих частей очень сильно тормозит работу по изменению, потому что, во-первых, на самоуничижение уходит уйма энергии (которую можно было направить в работу), а во-вторых, в этом случае будет сложно отыскать и удовлетворить основную потребность.
Вот я боюсь переезда. Вот я начинаю себя гнобить за это, приговаривая, что в 25 лет уже пора бы быть самостоятельной и не бояться всего этого. Вот я отвергаю реальную себя и закрываю глаза на потребность в безопасности. Вот у меня нервный срыв, прокрастинация, психосоматика. Доигралась. А ведь можно было просто принять свой страх, позаботиться о себе в этом месте и идти дальше.
Данный навык направлен на то, чтобы перейти от оценивающей позиции к наблюдению за последствиями. Сорваться на близком — не плохо, но это имеет определенные последствия, с которыми мне, вероятно, не хотелось бы сталкиваться.
2) Второй навык «как» — сосредоточение на чем-то одном в определенный момент времени. В пограничных состояниях людей зачастую наполняют неприятные мысли и воспоминания, затапливают болезненные эмоции, через которые просто невозможно взяться за работу или необходимые дела. Конечно, это приносит значительный вред самочувствию и адаптации в целом. Звучит этот навык очень просто, на деле же оказывается, что тренировать его достаточно проблематично. Медитации, релаксации — все это отлично помогает.
3) Третий навык — эффективность — выбор действенных методов и средств. Предполагается, что этот навык позволяет совершать выборы и принимать решения исходя из их эффективности, а не из условных «правильности» и «неправильности». Если лично для вас эффективно и полезно вставать не раньше 9 утра, то необязательно через силу вставать на работу в 6.
Неспособность учитывать этот критерий характерен для людей, воспитывающихся в дисфункциональных семьях. Следование жестким правилам становится здесь важнее, чем то, насколько они подходят лично мне. Так же низкая развитость этого навыка приводит к постоянным сомнениям в правильности своих действий и необходимости проверять у других, насколько те или иные решения адекватны.
#дбт
В прошлый раз я рассказала о трех навыках «что», сейчас будут три навыка «как», их можно использовать совместно.
1) Первый из них — наиболее важный, и это некритическое отношение. Та самая безоценочность, которую так неистово тренируют психологи и ненавязчиво обучают этому своих клиентов. В ситуации пограничного расстройства некритическое отношение критически важно. Что есть некритическое отношение? Это отсутствие какой-либо оценки, восприятие происходящего фактически, а не через призму хорошо-плохо.
Про это вообще можно писать отдельный текст.
Многие удивляются, что для изменений важно принять ситуацию такой, какая она есть сейчас. Я прокрастинирую — и это ок. Я сверхэмоциональна — и это ок. Я боюсь ответственности — и это ок. Осуждение себя и своих частей очень сильно тормозит работу по изменению, потому что, во-первых, на самоуничижение уходит уйма энергии (которую можно было направить в работу), а во-вторых, в этом случае будет сложно отыскать и удовлетворить основную потребность.
Вот я боюсь переезда. Вот я начинаю себя гнобить за это, приговаривая, что в 25 лет уже пора бы быть самостоятельной и не бояться всего этого. Вот я отвергаю реальную себя и закрываю глаза на потребность в безопасности. Вот у меня нервный срыв, прокрастинация, психосоматика. Доигралась. А ведь можно было просто принять свой страх, позаботиться о себе в этом месте и идти дальше.
Данный навык направлен на то, чтобы перейти от оценивающей позиции к наблюдению за последствиями. Сорваться на близком — не плохо, но это имеет определенные последствия, с которыми мне, вероятно, не хотелось бы сталкиваться.
2) Второй навык «как» — сосредоточение на чем-то одном в определенный момент времени. В пограничных состояниях людей зачастую наполняют неприятные мысли и воспоминания, затапливают болезненные эмоции, через которые просто невозможно взяться за работу или необходимые дела. Конечно, это приносит значительный вред самочувствию и адаптации в целом. Звучит этот навык очень просто, на деле же оказывается, что тренировать его достаточно проблематично. Медитации, релаксации — все это отлично помогает.
3) Третий навык — эффективность — выбор действенных методов и средств. Предполагается, что этот навык позволяет совершать выборы и принимать решения исходя из их эффективности, а не из условных «правильности» и «неправильности». Если лично для вас эффективно и полезно вставать не раньше 9 утра, то необязательно через силу вставать на работу в 6.
Неспособность учитывать этот критерий характерен для людей, воспитывающихся в дисфункциональных семьях. Следование жестким правилам становится здесь важнее, чем то, насколько они подходят лично мне. Так же низкая развитость этого навыка приводит к постоянным сомнениям в правильности своих действий и необходимости проверять у других, насколько те или иные решения адекватны.
Доехала до Петербурга, буду здесь до конца марта. Меньше чем через месяц случится сертификация меня как гештальт-терапевта, и это отличная возможность подготовить все необходимое.
Недавно поймала себя на мысли, что работать во фрилансе — это очень тревожно. Кажется, будто в любой момент все может рухнуть. Потом поняла, что я так работаю уже почти год, и все в порядке. Даже объявлений о наборе клиентов делать пока не приходится, наконец-то заработало сарафанное радио.
В общем, жду новую банковскую карту с Риком и Морти и собираюсь идти смотреть на воду.
Недавно поймала себя на мысли, что работать во фрилансе — это очень тревожно. Кажется, будто в любой момент все может рухнуть. Потом поняла, что я так работаю уже почти год, и все в порядке. Даже объявлений о наборе клиентов делать пока не приходится, наконец-то заработало сарафанное радио.
В общем, жду новую банковскую карту с Риком и Морти и собираюсь идти смотреть на воду.
Кстати, я тут нашла подкаст на тему ментальных расстройств. Ребята с диагнозами (прл, птср, тревожка, окр, шизофрения и проч.) очень интересно рассказывают про свою жизнь и динамику заболеваний.
Подкаст называется «Одно расстройство», послушать его можно на Яндекс музыке, ссылку прикрепляю.
#зацепило
https://music.yandex.ru/album/9683396
Подкаст называется «Одно расстройство», послушать его можно на Яндекс музыке, ссылку прикрепляю.
#зацепило
https://music.yandex.ru/album/9683396
Yandex Music
Одно расстройство
«Одно расстройство» — подкаст студии Либо/Либо.
Как жить в большом городе с клаустрофобией? На ч... • Podcast • 122,751 subscribers
Как жить в большом городе с клаустрофобией? На ч... • Podcast • 122,751 subscribers
Шутка про то, что каждый психолог нет-нет да подумает однажды перейти в сферу эзотерики и астрологии.
Мне кажется, я бы смогла. И антураж меня привлекает — красивые карты, камешки, блестящий черный ворон.
На следующий хеллоуин буду кем-нибудь таким :)
Мне кажется, я бы смогла. И антураж меня привлекает — красивые карты, камешки, блестящий черный ворон.
На следующий хеллоуин буду кем-нибудь таким :)
Сделайте с ним что-нибудь!
#статьи_автора
Знаете, в детской психологии часто можно встретиться с такой ситуацией. Приходит родитель (чаще мама), приводит за руку своего ребенка и в течение долгого времени рассказывает, как он обленился, плохо себя ведет и вообще, все дети как дети, а мой — балбес. Сделайте с ним что-нибудь, чтобы учился хорошо, с одноклассниками не дрался и не пропускал музыкалку. Я искренне восхищаюсь теми специалистами, которые работают с подобными случаями и умудряются быть полезными и ребенку (потому что он — клиент), и родителям (потому что они оплачивают консультации и обеспечивают это взаимодействие). Единственное, что приходит на ум мне: просто отстаньте от ребенка и любите его безусловно, а дальше он все сделает сам. Поэтому я не работаю с детьми.
В моей работе приходится сталкиваться с похожей ситуацией, да только негодующий родитель и проблемный ребенок — две части одного и того же человека. Я уже писала, что абсолютно бесполезна в запросе «как мне себя задисциплинировать?», потому что для меня это равно насилию. Более глубокая идея, лежащая в основе этого запроса — я должен постоянно развиваться. Развитие ради развития. Если не развиваешься, то деградируешь. Деградировать плохо, развиваться хорошо. Вперед, к новым победам! Новый спортзал, новый язык, новые навыки. И я спокойна, когда все это делается из интереса, удовольствия и искреннего желания. Но когда мотиватороми на долгое время становится страх и давление, это не приводит ни к чему хорошему.
Человек сам будет хотеть развиваться, если с его психикой все ок (есть сомнения? добро пожаловать к психиатру), и его не тормозят страхи, неуверенность и другие факторы. Стремление к самоактуализации еще никто не отменял. Так не лучше ли поддержать себя и отнестись к себе с заботой, чтобы освободить свой исследовательский интерес, чем давить и заставлять,ведь это все равно плохо работает?
#статьи_автора
Знаете, в детской психологии часто можно встретиться с такой ситуацией. Приходит родитель (чаще мама), приводит за руку своего ребенка и в течение долгого времени рассказывает, как он обленился, плохо себя ведет и вообще, все дети как дети, а мой — балбес. Сделайте с ним что-нибудь, чтобы учился хорошо, с одноклассниками не дрался и не пропускал музыкалку. Я искренне восхищаюсь теми специалистами, которые работают с подобными случаями и умудряются быть полезными и ребенку (потому что он — клиент), и родителям (потому что они оплачивают консультации и обеспечивают это взаимодействие). Единственное, что приходит на ум мне: просто отстаньте от ребенка и любите его безусловно, а дальше он все сделает сам. Поэтому я не работаю с детьми.
В моей работе приходится сталкиваться с похожей ситуацией, да только негодующий родитель и проблемный ребенок — две части одного и того же человека. Я уже писала, что абсолютно бесполезна в запросе «как мне себя задисциплинировать?», потому что для меня это равно насилию. Более глубокая идея, лежащая в основе этого запроса — я должен постоянно развиваться. Развитие ради развития. Если не развиваешься, то деградируешь. Деградировать плохо, развиваться хорошо. Вперед, к новым победам! Новый спортзал, новый язык, новые навыки. И я спокойна, когда все это делается из интереса, удовольствия и искреннего желания. Но когда мотиватороми на долгое время становится страх и давление, это не приводит ни к чему хорошему.
Человек сам будет хотеть развиваться, если с его психикой все ок (есть сомнения? добро пожаловать к психиатру), и его не тормозят страхи, неуверенность и другие факторы. Стремление к самоактуализации еще никто не отменял. Так не лучше ли поддержать себя и отнестись к себе с заботой, чтобы освободить свой исследовательский интерес, чем давить и заставлять,
Я давно не писала глубоких разборов того, что происходит у меня как у клиента, потому что было желание закрыться в ракушечку. Сейчас вроде бы готова вылезти и рассказать, что я успела про себя выяснить и отрефлексировать (если вам это интересно).
Три истории про страх
#от_лица_клиента
На четвертом году личной терапии получается замечать в себе такие вещи, которые бы никогда без нее не вскрылись.
Обычно какие-то из чувств нам замечать проще, а какие-то сложнее (в зависимости от ситуации, настроения и прочего): кто-то отрицает в себе способность гневаться, кто-то в упор не замечает стыд, кто-то избегает зависти. Я долго не могла нащупать, с чем сложности у меня. Казалось, весь спектр переживаний мне открыт, и я близка к просветлению.
— Маша, ты и твоя клиентка выбежали работать в центр круга самыми первыми. Она много говорила тебе про свой страх, а сама ты его чувствовала?
— От того, что ты рассказываешь, Маша, меня пронзает ужасом. Ощущаешь ли ты его?
— Прямо сейчас ты как будто замираешь, тебе страшно?
— Нет.
История 1.
В гештальт-терапии принято (по крайней мере, так говорит мой терапевт — Витя), что за депрессивными переживаниями стоит подавление. И как я ни склоняла Витю к идее о том, что мой мозг «просто так» начал сбоить и недодавать мне серотонин, он все же остался верен своей парадигме и раз за разом пытался выяснить, что я там такое подавляю.
Оказалось, все довольно просто. Я, как человек с зависимой структурой личности, воспринимаю отношения невероятно ценными. Как только появляется сигнал, который я считываю как угрозу разрыва отношений, закономерным образом появляется страх. Если я по каким-то причинам не проясняю этот сигнал («Ты не отвечаешь на сообщения, потому что занят, или просто больше не хочешь со мной общаться?»), страх усиливается, и на автомате срабатывает такой защитный механизм как обесценивание.
Эти отношения не так уж и важны.
А так как этот страх у меня довольно силен, обесценивание молниеносно перелетает вообще на все значимые отношения в моей жизни.
Отношения в принципе не так уж и важны. Я никого не люблю. Мне никто не нужен.
Бамс! Настроение портится, желания пропадают, на несколько дней меня накрывает гнетущим чувством тоски и бессмысленности всего происходящего. Выходит, что мне остается либо замечать ценность людей и бояться их потерять, либо обесценивать все и вся, но при этом терять вкус к жизни. Пока что балансирую.
История 2.
Какое-то время назад я задумалась о предпосылках моей работы в онлайне. Убеждала себя, что просто не хочу тратить свое время и силы на передвижение по городу и договоренности об аренде кабинетов. Замечала странное напряжение при работе вживую, но не пыталась его анализировать. В тот момент, когда приняла решение работать исключительно по скайпу даже с клиентами из своего города, ощутила потрясающее чувство облегчения.
Стоило поближе рассмотреть этот феномен, и все стало очевидно: я постоянно испытываю чувство страха. Иногда мне удается рассмотреть его поближе, и тогда на обучающей группе, в торговом центре, во время общения с кем-то я оказываюсь скованной этим страхом. Это какое-то плохо различаемое чувство опасности, исходящее от других людей. Все это время я его ВООБЩЕ не замечала! И пусть мне теперь кто-нибудь скажет, что психологу не нужна многолетняя терапия.
Поэтому да, в онлайне мне работается максимально комфортно. Я не люблю чужие дни рождения с незнакомыми мне гостями, групповые танцевальные занятия и соседей в лифте. В такси я всегда сажусь на заднее сидение и надеваю наушники, чтобы не разговаривать с водителем. Можно было бы повесить на меня ярлык социофоба и успокоиться, но мне интереснее наблюдать за динамикой.
История 3.
Конечно, все это не могло не отразиться на моей работе с клиентами. Если кто-то из них говорит про страх, я скорее всего (понятно, неосознанно) начну его успокаивать и снижать интенсивность переживаний (что тоже неплохо, но закрывает все другие направления работы). Как будто бы я взрослый, а клиент — напуганный страшной тенью ребенок. Сейчас я уже отслеживаю этот процесс и приучаюсь себя тормозить, воспринимая клиента как взрослого, который, вообще-то, может с этим справиться и без моего гипертрофированного утешения.
Такая вот рефлексия.
#от_лица_клиента
На четвертом году личной терапии получается замечать в себе такие вещи, которые бы никогда без нее не вскрылись.
Обычно какие-то из чувств нам замечать проще, а какие-то сложнее (в зависимости от ситуации, настроения и прочего): кто-то отрицает в себе способность гневаться, кто-то в упор не замечает стыд, кто-то избегает зависти. Я долго не могла нащупать, с чем сложности у меня. Казалось, весь спектр переживаний мне открыт, и я близка к просветлению.
— Маша, ты и твоя клиентка выбежали работать в центр круга самыми первыми. Она много говорила тебе про свой страх, а сама ты его чувствовала?
— От того, что ты рассказываешь, Маша, меня пронзает ужасом. Ощущаешь ли ты его?
— Прямо сейчас ты как будто замираешь, тебе страшно?
— Нет.
История 1.
В гештальт-терапии принято (по крайней мере, так говорит мой терапевт — Витя), что за депрессивными переживаниями стоит подавление. И как я ни склоняла Витю к идее о том, что мой мозг «просто так» начал сбоить и недодавать мне серотонин, он все же остался верен своей парадигме и раз за разом пытался выяснить, что я там такое подавляю.
Оказалось, все довольно просто. Я, как человек с зависимой структурой личности, воспринимаю отношения невероятно ценными. Как только появляется сигнал, который я считываю как угрозу разрыва отношений, закономерным образом появляется страх. Если я по каким-то причинам не проясняю этот сигнал («Ты не отвечаешь на сообщения, потому что занят, или просто больше не хочешь со мной общаться?»), страх усиливается, и на автомате срабатывает такой защитный механизм как обесценивание.
Эти отношения не так уж и важны.
А так как этот страх у меня довольно силен, обесценивание молниеносно перелетает вообще на все значимые отношения в моей жизни.
Отношения в принципе не так уж и важны. Я никого не люблю. Мне никто не нужен.
Бамс! Настроение портится, желания пропадают, на несколько дней меня накрывает гнетущим чувством тоски и бессмысленности всего происходящего. Выходит, что мне остается либо замечать ценность людей и бояться их потерять, либо обесценивать все и вся, но при этом терять вкус к жизни. Пока что балансирую.
История 2.
Какое-то время назад я задумалась о предпосылках моей работы в онлайне. Убеждала себя, что просто не хочу тратить свое время и силы на передвижение по городу и договоренности об аренде кабинетов. Замечала странное напряжение при работе вживую, но не пыталась его анализировать. В тот момент, когда приняла решение работать исключительно по скайпу даже с клиентами из своего города, ощутила потрясающее чувство облегчения.
Стоило поближе рассмотреть этот феномен, и все стало очевидно: я постоянно испытываю чувство страха. Иногда мне удается рассмотреть его поближе, и тогда на обучающей группе, в торговом центре, во время общения с кем-то я оказываюсь скованной этим страхом. Это какое-то плохо различаемое чувство опасности, исходящее от других людей. Все это время я его ВООБЩЕ не замечала! И пусть мне теперь кто-нибудь скажет, что психологу не нужна многолетняя терапия.
Поэтому да, в онлайне мне работается максимально комфортно. Я не люблю чужие дни рождения с незнакомыми мне гостями, групповые танцевальные занятия и соседей в лифте. В такси я всегда сажусь на заднее сидение и надеваю наушники, чтобы не разговаривать с водителем. Можно было бы повесить на меня ярлык социофоба и успокоиться, но мне интереснее наблюдать за динамикой.
История 3.
Конечно, все это не могло не отразиться на моей работе с клиентами. Если кто-то из них говорит про страх, я скорее всего (понятно, неосознанно) начну его успокаивать и снижать интенсивность переживаний (что тоже неплохо, но закрывает все другие направления работы). Как будто бы я взрослый, а клиент — напуганный страшной тенью ребенок. Сейчас я уже отслеживаю этот процесс и приучаюсь себя тормозить, воспринимая клиента как взрослого, который, вообще-то, может с этим справиться и без моего гипертрофированного утешения.
Такая вот рефлексия.
Записалась я тут недавно на онлайн-курсы по методологии психологии, психолингвистике, расстройствам аутистическогно спектра и (внезапно) общим вопросам патологии и патанатомии.
И знаете что? Я реально их слушаю! И что важно, с большим интересом и без лишнего напряжения.
А знаете почему? Потому что когда мне хочется деградировать и смотреть сериальчики с утра до вечера, я так и делаю. Себя ничего-полезного-не-делающую я люблю ничуть не меньше, чем себя продуктивную. Ненасильственное общение с самим собой — прямой путь к естественному развитию.
Поэтому если вдруг вы запланировали на этот карантин кучу полезных дел, а делать их почему-то не получается — не обязательно себя грызть.
Расскажите в чате, с какими трудностями самоизоляции сталкиваетесь вы? Может, я придумаю и напишу какую-нибудь психологическую памятку современного выживальщика 🏡
И знаете что? Я реально их слушаю! И что важно, с большим интересом и без лишнего напряжения.
А знаете почему? Потому что когда мне хочется деградировать и смотреть сериальчики с утра до вечера, я так и делаю. Себя ничего-полезного-не-делающую я люблю ничуть не меньше, чем себя продуктивную. Ненасильственное общение с самим собой — прямой путь к естественному развитию.
Поэтому если вдруг вы запланировали на этот карантин кучу полезных дел, а делать их почему-то не получается — не обязательно себя грызть.
Расскажите в чате, с какими трудностями самоизоляции сталкиваетесь вы? Может, я придумаю и напишу какую-нибудь психологическую памятку современного выживальщика 🏡
Совсем скоро у канала день рождения. Думаю, чего бы нам с вами намутить по этому поводу? Пока что в голову приходят небольшие упражнения в мини-группах по 3 человека и стрим с ответами на ваши вопросы. Если что-то из этого вас привлекает, дайте мне знать.
Гештальт-терапия не про изменения
#статьи_автора
Какое-то время назад еще в начале своего обучения психотерапии у меня был плохо осознаваемый концепт «проработанности», «психологического здоровья» и «хорошей жизни». Я была готова любого к нему подводить, обтачивать выпирающие углы и направлять в верную сторону (мне кажется, этот период проходят почти все начинающие психологи). Вам нужно научиться близости, вам — адекватному выражению агрессии, вам — пофигизму. Держу пари, если бы у меня спросили «какой он — счастливый человек?» я бы описала все максимально конкретно. Пошла бы я учиться какой-нибудь когнитивной терапии, этот концепт бы только укреплялся, а через пару лет я бы выпустила методичку под названием «как стать счастливым».
Но я училась гештальту. И через 3 с лишним года обучения до меня начало доходить, что все несколько сложнее. Целью гештальт-терапии являются скорее не изменения в привычном смысле этого слова (как мне убрать созависимость? как стать более эффективным? как не бояться?), а исследование себя. Главный вопрос здесь: какой я и как мне — такому, какой я есть, — сделать себе хорошо?
Например, рождается у вас ребенок, а вы с ним знакомитесь (ну потому что многие особенности проявляются сразу после рождения) и стараетесь дать ему все, что нужно. Потому что дитеныш — любимый. Так и с собой.
Наверное, мне повезло. Мои родители почти не сравнивали меня с другими детьми, и у меня не сформировалось жгучей потребности стать лучше, чем кто-то. Во мне взращивали свободу выбора, и я не топлю себя принуждением. После всех лет терапии я только наблюдаю и всматриваюсь в то, какая я. А я все время меняюсь, и это невероятно захватывающий процесс.
Вчера во мне зародилось желание физической активности. Первый раз за долгие годы я с удовольсвтвием познакомилась с тем, что такое кардио-тренировка, сегодня к ней присоединилась растяжка. Хорошо ли у меня получается? Объективно — вряд ли (оно и не удивительно). Нравится ли мне? Да. И если завтра я снова сложу коврик в дальний угол и никогда больше об этом не вспомню — не страшно. Но пока что я восхищенно наблюдаю за своими реакциями на то, что раньше казалось мне смерти подобным. Так это все интересно, конечно.
Изменения — не цель гештальт-терапии, это всего лишь ее побочный эффект. И чем больше ты позволяешь себе быть собой — ленивым, боящимся, обесценивающим — тем скорее этот побочный эффект наступит.
#статьи_автора
Какое-то время назад еще в начале своего обучения психотерапии у меня был плохо осознаваемый концепт «проработанности», «психологического здоровья» и «хорошей жизни». Я была готова любого к нему подводить, обтачивать выпирающие углы и направлять в верную сторону (мне кажется, этот период проходят почти все начинающие психологи). Вам нужно научиться близости, вам — адекватному выражению агрессии, вам — пофигизму. Держу пари, если бы у меня спросили «какой он — счастливый человек?» я бы описала все максимально конкретно. Пошла бы я учиться какой-нибудь когнитивной терапии, этот концепт бы только укреплялся, а через пару лет я бы выпустила методичку под названием «как стать счастливым».
Но я училась гештальту. И через 3 с лишним года обучения до меня начало доходить, что все несколько сложнее. Целью гештальт-терапии являются скорее не изменения в привычном смысле этого слова (как мне убрать созависимость? как стать более эффективным? как не бояться?), а исследование себя. Главный вопрос здесь: какой я и как мне — такому, какой я есть, — сделать себе хорошо?
Например, рождается у вас ребенок, а вы с ним знакомитесь (ну потому что многие особенности проявляются сразу после рождения) и стараетесь дать ему все, что нужно. Потому что дитеныш — любимый. Так и с собой.
Наверное, мне повезло. Мои родители почти не сравнивали меня с другими детьми, и у меня не сформировалось жгучей потребности стать лучше, чем кто-то. Во мне взращивали свободу выбора, и я не топлю себя принуждением. После всех лет терапии я только наблюдаю и всматриваюсь в то, какая я. А я все время меняюсь, и это невероятно захватывающий процесс.
Вчера во мне зародилось желание физической активности. Первый раз за долгие годы я с удовольсвтвием познакомилась с тем, что такое кардио-тренировка, сегодня к ней присоединилась растяжка. Хорошо ли у меня получается? Объективно — вряд ли (оно и не удивительно). Нравится ли мне? Да. И если завтра я снова сложу коврик в дальний угол и никогда больше об этом не вспомню — не страшно. Но пока что я восхищенно наблюдаю за своими реакциями на то, что раньше казалось мне смерти подобным. Так это все интересно, конечно.
Изменения — не цель гештальт-терапии, это всего лишь ее побочный эффект. И чем больше ты позволяешь себе быть собой — ленивым, боящимся, обесценивающим — тем скорее этот побочный эффект наступит.
❤1
Реклама в контакте сочувствует, что мне приходится работать психологом, и предлагает перепрофилироваться на мастера маникюра. Я что-то прям опешила от удивления.
Меж тем каналу год (исполнился вчера), а завтра у меня как раз выходной. Если у вас есть вопросы про психологию/психотерапию и около того, жмите на кнопку и пишите их боту. Много вопросов сподвигнут меня на стрим, в противном случае отвечу каждому лично. А завтра расскажу про групповое упражнение, оставайтесь на связи!
Меж тем каналу год (исполнился вчера), а завтра у меня как раз выходной. Если у вас есть вопросы про психологию/психотерапию и около того, жмите на кнопку и пишите их боту. Много вопросов сподвигнут меня на стрим, в противном случае отвечу каждому лично. А завтра расскажу про групповое упражнение, оставайтесь на связи!