forstrategy – Telegram
forstrategy
933 subscribers
3 photos
110 links
Центр стратегических и внешнеполитических исследований (Беларусь). Репост чужого материала не означает поддержку. Обратная связь через forstrategy@forstrategy.org
Download Telegram
В Кремле уже окончательно определились с позицией: Александр Лукашенко должен уйти с политической сцены Беларуси, он - главный источник проблем в отношениях между Россией и Беларусью. Никакие документы по стабилизации ситуации в Республике Беларусь, подготовленные спешно людьми, которые сами во многом спровоцировали этот кризис (своим непрофессионализмом) и до сих пор не осознали взаимосвязь между рабочими местами, которые "занимают и не освобождают протестующие белорусы", и их зарплатами и будущими пенсиями, никого уже не убедят - ни белорусское общество, ни российское руководство.

На данный момент в Кремле разработаны два сценария: мягкий и жёсткий. В ближайшее время в Минск прилетит высокопоставленный российский переговорщик, конфидент Владимира Путина, чтобы лично их огласить.

"Мягкий" сценарий предполагает принуждение Лукашенко к переговорам с белорусской оппозицией/ обществом об условиях и гарантиях своего ухода, освобождение всех политических заключенных, досрочные новые президентские выборы без участия Лукашенко, конституционный реформу. В скором времени к альтернативному правительству/ объединённому Координационному совету (инициативы Светланы Тихановской, Валерия Цепкало и Дмитрия Мазепина) присоединится группа бывших и действующих высокопоставленных белорусских чиновников. Именно с ними Лукашенко будет вести переговоры. Гарантами достигнутых соглашений выступят Россия, Германия и Франция с привлечением ОБСЕ и США. К финансированию деятельности альтернативного правительства помимо прокремлевских олигархов и Газпрома подключилась и Роснефть.

"Жёсткий" сценарий будет активирован в случае, если Лукашенко не согласится на диалог с белорусским обществом/ альтернативным правительством. Он предполагает организацию переворота с участием российских сил специальных операций, которые будут действовать в интересах альтернативного правительства.

Перед его реализацией специальная российская межведомственная группа, прибывшая в Минск, руками белорусских властей должна создать необходимые декорации посредством поляризации белорусского общества и создания ситуации, близкой к "гражданской войне" (с элементами “геноцида”). После соответствующих признаний военного руководства Беларуси полдела сделано. Сейчас российские советники и их агенты влияния активно пытаются убедить белорусское руководство в необходимости жестко и силовым образом "закатать в асфальт" протест. Как только и если это произойдёт, мировое сообщество и альтернативное правительство обратится с запросом к Владимиру Путину о гуманитарной интервенции для прекращения кровопролития. Кстати, на прошлой неделе на границе с Беларусью в Западном военном округе РФ прошли примечательные учения военной полиции "Страж-2020", включающие миротворческий компонент. Именно для их проведения пригнали специальную и военную технику военной полиции и Росгвардии к границе Беларуси.

Помимо антимайданных методичек, по которым работали российские политтехнологи с украинским президентом Виктором Януковичем, в дело пустили "суданские" методички. Пока одна группа российских советников подталкивала суданского правителя Хасана Аль-Башира к жёсткому подавлению протестов, другая - всячески эти протестные настроения стимулировала и готовила военный переворот. То же самое сейчас происходит и в Беларуси. Чтобы победить, в любом случае нужно играть за обе стороны одновременно.

Дедлайном выступают два события: инаугурация Лукашенко, которая должна состояться до 10 октября, и 5 ноября, когда заканчиваются официальные президентские полномочия в соответствии с предыдущим президентским сроком. С учетом того, что Запад выборы не признал, а Россия их назвала "неидеальными", начиная с 10 октября начнут закладываться основания для делегитимизации Лукашенко и создаваться условия для двоевластия по венесуэльской модели. Ключевую роль в этом процессе будет играть Кремль, который признает альтернативное правительство легитимным участником диалога с Лукашенко после того, как вскроются теневые номенклатурные лидеры и они присоединятся к альтернативному правительству/ объединенному Координационному совету.
Пока Минск в режиме каждодневного общения с Кремлём пытается безрезультатно добиться очередного кредита, Москва тем временем готовит мировое сообщество к практически неизбежной смене власти в Беларуси, задействовав для доставки этого сообщения ведущие западные медиа. Cоответствующий месседж был направлен через Financial Times и Bloomberg.

Если отбросить в сторону формальные философские рассуждения российских официальных лиц о том, что политический кризис в Беларуси нужно рассматривать в контексте геополитической конкуренции на постсоветском пространстве с Западом, что внешнее (т.е. западное) вмешательство “неприемлемо” (что не исключает вмешательство России) и что якобы Кремль не имеет никакого отношения к созданию новой оппозиции в Беларуси (Светлана Тихановская, Виктор Бабарико, Валерий Цепкало), то месседж сводится к следующему:

• Кремль готовится к управляемой смене власти (то есть к уходу Александра Лукашенко), чтобы защитить свое влияние в Беларуси;
• Главная цель России - сохранить дружественные отношения с белорусским народом, в основе которого - пророссийское большинство;
• Кремль открыт для переговоров с оппозицией (более того, он ее для этого и создавал, чтобы потом вступить с ней в переговоры). С точки зрения Кремля, главная задача альтернативного правительства/ Координационного совета оппозиции - продемонстрировать России свою пророссийскую ориентацию не только на словах, но и на деле, включив в свой состав опытных пророссийский номенклатурных лидеров и других чиновников и силовиков;
• Тактика невмешательства, то есть отказа от безусловной поддержки Александра Лукашенко, сейчас является наиболее рациональным подходом к белорусскому кризису. Но на самом деле, невмешательство - это тоже форма вмешательства, особенно в тех случаях, когда Кремль отказывает Минску в необходимых формах поддержки уже практически в каждодневном режиме;
• Если Лукашенко сможет справиться с протестами и восстановить контроль, Москва, возможно, изменит свое отношение, но это неточно. Так как в свете растущих вглубь и вширь протестных настроений и приближающегося экономического кризиса удержать ситуацию под контролем не удастся, для Кремля лучшая опция - возглавить и направить процесс в нужное для себя русло, то есть всячески способствовать уходу Лукашенко с политической сцены;
• Взамен на свои услуги по "принудительной демократизации" Беларуси Кремль потребует гарантий от нового демократического руководства, обеспечивающих сохранение Беларуси в российской геополитической орбите согласно армянской модели. При этом, после смены режима в Минске Москва даже может отсрочить планы по углубленной интеграции в рамках Союзного государства. На данном этапе будет достаточно "армянизации" сектора национальной безопасности Беларуси, то есть развёртывания объединённой российской военной базы (как в Кыргызстане) и переподчнинение белорусской армии и силовых структур командованию в Москве.
Ультиматум Владимира Путина по поводу невмешательства в политический кризис Беларуси ("силовой резерв") со стороны стран Запада сработал. Это видно по реакции ряда европейских столиц, которым в качестве решения Кремль предложил выбрать между российской военной интервенцией и политико-дипломатическим вмешательством под чутким монопольным руководством России. 

При этом на данном этапе проработаны оба варианта реагирования на белорусский политический кризис: если план управляемого трансфера власти через диалог между Александром Лукашенко и белорусским обществом/ оппозицией провалится, будет задействована силовая опция, к ней идет подготовка как минимум с середины мая. Но при этом если до этого дойдёт, то проекция военной силы будет происходить на условиях Москвы, а не Минска.

Согласно действующей нормативно-правовой базе Союзного государства, все разворачивающиеся на территории Беларуси российские силовые формирования формально подчиняются белорусской стороне (постоянным командующим региональной группировки войск является начальник ГШ ВС РБ). Но для запуска планов развёртывания РГВ нужно консенсусное решение Высшего государственного совета Союзного государства, который состоит из президентов, премьеров, председателей нижних и верхних палат парламентов двух государств. Понятно, что на таких условиях Москва войска вводить на территорию Беларуси не будет. А вот на собственных - с перехватом всех механизмов контроля и управления силовым и политическим блоком, как это произошло в Сирии после начала операции ВКС РФ, развёртывания объединённой базы и создания интегрированной группировки войск, вполне возможно. Но такой сценарий предполагает лишение субъектности Беларуси и подрыв монополии на применение силы и на власть Лукашенко.

Кремль окончательно определится со стороной, за которую он будет играть в этом кризисе, в зависимости от дальнейшей динамики событий в ближайшие несколько недель. Ключевыми факторами станут масштабность протестного движения против Лукашенко и глубина приближающегося экономического кризиса.

Но уже очевидно, что в Кремле воспринимают данный политический кризис как определённую точку невозврата к предыдущему статус-кво, который обеспечивала система власти, выстроенная Лукашенко. Москва будет считать Лукашенко легитимным до тех пор, пока он сохраняет контроль над ситуацией. Но парадокс заключается в том, что как только Минск полностью восстановит контроль и стабилизирует ситуацию, Москва опять потеряет рычаги влияния на Лукашенко и он вновь станет более устойчивым по отношению к требованиям Кремля. Поэтому Москва заинтересована не только в сохранении хрупкого политического равновесия, при котором она играет за две стороны противостояния одновременно, но и в его смещении в пользу оппонентов Лукашенко.

Красной линией, пересечение которой активирует военную опцию Кремля, является попытка внешних акторов сломать игру России по контролируемому трансферу власти в Беларуси (внешнее вмешательство) и/ или трансформация протестов из мирных в насильственные (дестабилизация). Если протесты сохранят свой мирный характер и не обрастут геополитическим измерением, трансформировавшись в антироссийские, то кастинг на новую политическую силу будет пройден, что создаст условия для практической реализации "армянской модели". Если же протесты приобретут антироссийский окрас, то военное вмешательство РФ в кризис на фоне искусственной поляризации общества, становится неизбежным.
Выступление Светланы Тихановской в Совете безопасности ООН 4 сентября является совместной российско-американской инициативой, направленной на легитимизацию новой белорусской оппозиции. Договоренность была достигнута в ходе визита заместителя Госсекретаря США Стивена Бигана в Москву 25-26 августа на переговорах с Министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым. Идею также уже поддержали Франция и Великобритания (кроме Китая).

Накануне Биган приезжал в Литву для встречи с Тихановской. 

Сама идея вынести обсуждение "белорусского политического кризиса" на площадку ООН принадлежит российской стороне и является практическим воплощением инициативы российского президента Владимира Путина о превращении Совбеза ООН в коллективный инструмент решения международных проблем. В начале года, выступая на форуме памяти жертв Холокоста в Иерусалиме, он предложил в 2020 году провести саммит "пятерки" - государств-основателей ООН и совместительству постоянных членов Совбеза ООН, во время которого можно было бы принять резолюцию по урегулированию ливийского кризиса. После такой международной легитимизации нельзя исключать даже встречи Тихановской если не с самим Путиным, то с его дочерью Катериной Тихановой.

Запрос на посредничество России в принуждении Александром Лукашенко к диалогу/ переговорам о трансфере власти с новой белорусской оппозицией (Светлана Тихановская, Виктор Бабарико и Валерий Цепкало) очень велик со стороны последней. И конечно же Россия готова взвалить на свои плечи эту почётную миссию, тем более, если свое негласное согласие дадут члены Совбеза ООН (Китай вряд ли спрашивать будут, так как это и антикитайскую игра тоже). 

Кремль подтверждает свое видение событий в Беларуси как политического кризиса, требующий диалога между Лукашенко и гражданским обществом об условиях трансфера власти через конституционную реформу. Процесс конфигурации политического поля и гражданского общества под эти цели уже запущен. Партия "Вместе" - лишь один из проектов.

Пока белорусские власти сами захлопывают ловушку рефлексивного управления и пытаются нас убедить в том, что белорусский Бело-красно-белый флаг и российский "триколор" являются нацистской символикой, а к белорусским границам подползает "натовская гидра империализма", Кремль спокойно завершает подготовку к проведению собственной цветной революции в Беларуси и экспорту так называемой "управляемой демократии". Возврат к подобию Конституции Беларуси 1994 года, то есть парламентской республике, представляет собой идеальные условия для такого экспорта. Никакой белорусский национальный капитал никогда не сможет конкурировать с российским, поэтому возникновение новых белорусских оппозиционных партий на деньги российских корпораций и опорой на средний класс и поколение 1980х, готовое уважать стратегические интересы России, просто неизбежно, особенно если Кремль сейчас поможет отстранить Лукашенко от власти. За такие услуги Москва конечно же попросит разрешение на развёртывание военной базы в Беларуси, но кто-то же должен охранять белорусскую демократию от реванша диктатуры?!

Именно поэтому будущая встреча Лукашенко и Путина в Москве через две недели (если она состоится) будет посвящена не подписанию "дорожных карт" по углублению интеграции, а принуждению Лукашенко к запуску конституционной реформы и уходу его из белорусской политики взамен на персональные гарантии (и это даже не казахстанский вариант транзита власти). Никакие белорусско-российские соглашения сейчас уже не могут быть подписаны с Лукашенко (даже тотально капитуляционного характера), они будут считаться токсичными и белорусским обществом, и международным сообществом, только создадут дополнительные проблемы для России, трансформировав белорусский общенациональный протест в антироссийский.
А вот и американское издание Foreign Policy устами редактора Odessa Review Владислава Давидзона (Vladislav Davidzon) приходит к выводу о том, что ключи от белорусского политического кризиса находятся в Москве:

• Ресурсы Москвы были истощены в разгар пандемии COVID-19, что в сочетании с катастрофическим падением мировых цен на газ и нефть, а также последним раундом европейских санкций и неопределенностью президентских выборов в США, делает возникновение политического кризиса в Беларуси проблемным и несвоевременным для Кремля.Тратить ресурсы на непопулярного Лукашенко и понести репутационные издержки, связанные с этим, определенно не является первоочередной задачей для России.

• Поэтому обеспечение контролируемого трансфера власти в Минске к прагматичной и приемлемой фигуре из оппозиции, которая не станет радикально менять существующие договоренности с Россией, было бы наилучшим возможным результатом для Москвы. Белорусская экономика начала разваливаться, белорусский рубль неумолимо падает на валютных рынках, а технологические компании объявляют о своем неизбежном уходе из Минска, премьер-министры России и Беларуси объявили в конце прошлой недели о начале переговоров по рефинансированию долга Минска.

• Дисциплинированные ненасильственные акции белорусских протестующих свидетельствует об их понимании того, что такая тактика необходима для успокоения Кремля. Рабочие со дня на день перейдут на их сторону и режим быстро рухнет.

• В любом случае становится все очевиднее, что время явно не на стороне белорусских протестующих. Меры, направленные на ограничение протестов во времени, - главный аргумент Лукашенко. Чем дольше будет продолжаться противостояние между Лукашенко и оппозицией, которая удерживает контроль над улицей во всех городах и малых населённых пунктах Беларуси, тем больше вероятность того, что будущее нации будет решаться в Москве, а не в Минске.
Пока белорусские власти безрезультатно пытаются разжечь гибридную войну сами против себя и уничтожают последние основания собственной легитимности, институционализированную монополию на насилие, позволяя анонимным незаконным вооружённым формированиям беспрепятственно творить силовой беспредел против белорусских граждан, в Москве завершается подготовка к запуску операции под кодовым названием "БНР" со своим альтернативным правительством в изгнании и даже армией народных мстителей-партизан и народных дружин самообороны. Это такой новый проект - "народные республики" с человеческим лицом, с демократией и ай-ти, с многовекторностью, обусловленной уважением стратегических интересов России, но без Александра Лукашенко и всего того трэша, который был на Донбассе.

Все необходимые консультации проведены, круг участников для формирования альтернативного правительства определён, план операции был доложен Владимиру Путину на совещании Совета безопасности РФ по белорусскому вопросу.

В известном интервью В.Путина, когда он подтвердил создание "силового резерва для Беларуси", он также заявил о том, что условие его применения зависит от применения насилия, причём имелось в виду применение насилия как со стороны протестующих в отношении властей, так и со стороны властей по отношению к протестующим. То есть, этот силовой резерв может быть задействован против тех, кто первым перейдёт данную красную черту. Судя по комментариям пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, оценка событиям 6 сентября дана соответствующая: красная черта уже пересечена. При этом, существует риск того, что Беларусь может превратиться в failed state или серую зону, требующую не только военно-дипломатического вмешательства, но и даже гуманитарной интервенции (по запросу белорусского общества).

В Кремле продолжают видеть источник нынешнего белорусского политического кризиса в Александре Лукашенко. Новая белорусская оппозиция прошла кастинг на роль политической силы, с которой Москва собирается не только выстраивать практические отношения, но и помочь ей прийти к власти. А вот белорусские власти подтвердили свой токсичный статус. Соответственно, решение кризиса видится в смене режима через контролируемый транзит власти от Лукашенко новой оппозиции.

Пока белорусские власти насильно высылают из страны членов Координационного совета, пытаясь убедить всех (включая самих себя) в том, что протесты - это заговор Литвы, Польши и Украины, новая оппозиция на различных западных площадках доводит следующие сигналы:

• революция в Беларуси – не антироссийская, а анти-лукашенковская, оппозиция стремится к евроатлантическим ценностям для Беларуси только в вопросах перехода к демократии, а не в плане институциональной переориентации на ЕС и НАТО;

• Россия может выступить посредником в переговорах между Лукашенко и обществом, «гарантом мирной передачи власти», демократических преобразований и помочь организовать новые честные выборы в Беларуси;

• Новая власть не собирается пересматривать отношения с Россией, Беларусь останется в экономических и военных альянсах с Россией, хотя и будет проводить многовекторную внешнюю политику, но с оглядкой на обязательства в рамках союзов с Россией.

P.S.: к посту ниже прикреплено изображения шеврона "белорусского добровольческого корпуса", который может быть задействован в "гуманитарной интервенции" для разделения сторон и защиты местного белорусского населения от НВФ, а также поддержки "местных отрядов народного ополчения и самообороны". 
Повестка переговоров Александра Лукашенко и Владимира Путина в Сочи 14 сентября: 

• Рефинансирование долга ($600 млн).
• Погашение задолженности за российский газ ($330 млн).
• Дорожная карта выхода из политического кризиса (Лукашенко везет свою, Кремль разработал собственную).
• Освобождение политических заключённых (прежде всего Виктора Бабарико и членов его штаба, Марии Колесниковой, политтехнолога Виталия Шклярова и др.).

Как мы и прогнозировали, никакого подписания документов по углублению интеграции не будет. Это связано с тем, что Лукашенко по-прежнему отказывается от этой сделки, а в Москве решили перейти к другому сценарию удержания Беларуси в своей сфере влияния (об этом как-нибудь отдельно).

Главный пункт повестки переговоров - дорожная карта решения белорусского кризиса. Лукашенко везёт в Сочи свой план, предполагающий выход из кризиса через общенациональный диалог с подконтрольной оппозицией и проведение конституционной реформы в течение 3-5 лет. Его уже направили и в ОБСЕ, и в Москву. Сразу отметим, что Кремль этот план категорически не устраивает, поэтому российские стратеги разработали свой.

Основные пункты плана Лукашенко:
Проведение конституционной реформы до 2022 года, ослабление власти президента в пользу правительства и парламента и повторные выборы президента и парламента после принятия поправок в Конституцию;
• Конституционная реформа предполагает, что процесс будет проходить в формате национального диалога, будет обеспечена либерализация политической системы, часть полномочий президента передана парламенту, будет изменена и партийная система — роль партий повысится, будут внесены изменения в избирательное законодательство, а все изменения будут приняты на референдуме. 
• Конституционные изменения могут затронуть избирательную систему. Возможно (но не точно), в ней появится возможность избрания депутатов по партийным спискам;
• Незначительная часть полномочий президента будет перераспределена в пользу региональной вертикали, а также правительства и парламента. Сверхполномочия президента остаются, в том числе координация всех ветвей власти, вопросы обороны и безопасности. Уходить Лукашенко в ближайшие годы никуда не собирается;
Ни о каких переговорах с реальной оппозицией и реальным гражданским обществом речи пока не идет. Обсуждение изменений в Конституцию будет проходить с трудовыми коллективами и региональным активом, в который входят представители властной вертикали и GONGO (ветеранские, женские, профсоюзные организации);
• Будет созвано Всебелорусское народное собрание, предположительно в декабре 2020 года (крайний срок январь 2021). На нем будут утверждены даты референдума по изменению Конституции и даты выборов депутатов местных советов, Палаты представителей и досрочные президентские выборы. При этом досрочные президентские выборы могут состояться только после принятия новой Конституции, но до окончания полномочий депутатов действующей Палаты представителей;
• До принятия новой Конституции будет изменен закон о партиях и в стране будут созданы партийные структуры, которые власть будет готова допустить к выборам по партийным спискам.

Основные пункты плана Кремля:
• Смена режима через трансфер власти от Лукашенко к новой оппозиции в течение года; 
• Лукашенко предлагается добровольная отставка и переезд в Россию с персональными гарантиями и почестями как бывшему президенту (то есть это даже не вариант, который Кремль предлагал в 2014-2015 с созданием должности генсека Евразийского экономического союза);
• Белорусские власти должны отказаться от преследований и репрессий в адрес новой оппозиции и освободить всех связанных с ней "политических заключённых" и предоставить возможность зарегистрироваться в качестве политических партий;
• Возвращение к слегка модифицированной конституции 1994 года, то есть переход к парламентской республике;
• Проект конституции будет представлен коалицией из партий новой оппозиции (Бабарико, Тихановской и Цепкало) во время общенационального диалога;
• После референдума проводятся парламентские выборы и выборы президента.
Как видно, планы Минска и Кремля диаметрально противоположные. Лукашенко добровольно уходить никуда не собирается, а у Кремля нет времени, желания и доверия ждать реализации плана официального Минска в течении 3-5 лет, в результате которого Лукашенко опять всех в Кремле обведет вокруг пальца. Поэтому здесь вырисовывается новая конфликтная ситуация, последующие недели стоит ожидать эскалации напряжённости и серьёзного разворота Минска в отношениях с Кремлем назад к курсу и риторике, существовавшими до президентских выборов 2020 года. 

Здесь ловушка рефлексивного управления схлопнется, так как ни белорусы, ни мировое сообщество уже не поверят заявлениям об угрозе со стороны России. Это, правда, совсем не исключает того, что Кремль перейдёт к силовому сценарию смены режима в Минске наподобие штурма дворца Амина/ Бакиева. Но всем в Беларуси и в мире уже будет все равно, да еще и приветствовать будут эти "усилия по силовой демократизации" со стороны Кремля после того беспредела и grey zone, которые устроили белорусские власти своими собственными руками в центре Европы...
Главная проблема с назначением американского посла Джулии Фишер в Беларусь заключается в том, что после завершения процедуры и приезда в Беларусь ей придётся вручать верительные грамоты человеку, которого США отказываются считать легитимным руководителем Беларуси, а вручение верительных грамот является формой признания. Её нахождение без вручения верительных грамот на территории Беларусь не имеет смысла для белорусской стороны. Поэтому "срочная инаугурация" является серьёзным геймченджером.

Гипотетически можно было бы отсрочить инаугурацию Александра Лукашенко до первой декады октября, дав возможность американцам завершить процедуру назначения. И тогда Фишер могла бы приехать в Беларусь и даже вручить верительные грамоты до 5 ноября, то есть перед завершением полномочий Лукашенко по предыдущему президентскому сроку.

Наконец, до инаугурации был шанс в нормальном спокойном режиме обсудить форматы и каналы коммуникаций с ЕС и другими западными странами, лидеры которых безрезультатно пытались дозвониться до Лукашенко последние недели. После инаугурации такие звонки теперь становятся проблематичными, так как новые полномочия западные страны не признают, а предыдущий президентский срок, который истекает 5 ноября, был обнулен самой инаугурации.

Это ещё раз ставит много вопросов по поводу адекватности политического планирования и окружения Лукашенко, которые делают все возможное, чтобы окончательно подорвать его легитимность как в глазах белорусского общества, так и международного сообщества...


Что означает непризнание Лукашенко в мире? Послов отзовут? Визиты «заморозят?»
https://news.1rj.ru/str/tutby_official/15782
@tutby_official
Заявление французского президента Эммануэля Макрона о том, что Александр Лукашенко должен уйти с поста президента Беларуси, а также его встреча со Светланой Тихановской в Вильнюсе - не только одно из последствий нежелания официального Минска вступать в коммуникацию с западными столицами, но и позиция, которую Макрон согласовал в разговоре с российским президентом Владимиром Путиным. Она отражает настроения в Кремле.

Ранее, белорусский кризис обсуждался во время визита российской межведомственной делегации в Париж 9 сентября. Российская делегация в составе 15 человек во главе со спецпредставителем президента Владимира Путина по вопросам международного сотрудничества в области информационной безопасности Андреем Крутских встретилась с послом Франции по цифровым вопросам Анри Вердье. На встрече также присутствовали Гийом Пупо, генеральный директор французского агентства компьютерной безопасности ANSSI (Agence Nationale de la Sécurité des Systèmes d'Information), и его контрагенты из ФСБ. 

Хотя официальная повестка предполагала обсуждение вопросов кибербезопасности, встреча прежде всего использовалась российской стороной для того, чтобы представить Парижу свои объяснения и видение инцидента, касающегося отравления Алексея Навального. Значительная часть времени была посвящена и обсуждению белорусского политического кризиса, но это обсуждение только подтвердило наши прежние оценки - Париж не собирается оспаривать влияние России и вмешиваться в политический кризис в Беларуси, а также готов предоставить карт-бланш на активные действия России на белорусском направлении по смене режима в Минске. 

Как и в случае с подготовкой Минских соглашений по российско-украинскому конфликту , Париж готов полностью положиться на дорожную карту разрешения белорусского кризиса, разработанную в Кремле. Ее обязывающий характер может быть закреплен новым саммитом в Нормандском формате и специальной контактной группой ОБСЕ по белорусскому кризису .

Тем временем, Светлана Тихановская активно продвигает план Козака 2.0 по разрешению кризиса в Беларуси, который предлагает потенциальное участие США, ЕС и России в организации диалога о проведении новых выборов. Этот вопрос она обсуждала, в частности, во время переговоров с заместителем помощника госсекретаря США Джорджем Кентом.
В сентябре американо-израильская компания Wikistrat, специализирующаяся на оценках рисков с помощью проведения симуляционных игр, провела симуляцию на тему "Россия правит Беларусью". Ознакомиться с ее результатами можно здесь

Всего было три команды: Россия, НАТО и ЕС. @forstrategy был приглашен играть за "красную команду", то есть Россию, и в наши задачи входило консультирование российского руководства по поводу вариантов реагирования на белорусский политический кризис.

Сразу отметим, что главный результат игры - это консенсус-прогноз, согласно которому к началу 2021 года власть в Беларуси сменится в результате вмешательства России во внутренние дела в том или ином виде - посредством военного вторжения или политико-дипломатического влияния. При этом по условиям симуляции не рассматривались сценарии, при которых вмешательство России не состоится. 
США/ НАТО и ЕС вряд ли серьёзно отреагируют на такое вмешательство, какая-то реакция с их стороны возможна только в случае военного вторжения России в Беларусь, и то - ограничится лишь незначительными санкциями и увеличением военного присутствия НАТО на "восточном фланге".
А вот с другими выводами не согласимся: Кремль уже отказался от проекта "глубокой интеграции", а также не намерен увеличивать субсидии белорусской экономике. Тренд последних и ближайших 5 лет говорит о том, что эти субсидии исчерпаются практически полностью к 2024 г.

В ходе симуляционной игры мы воспроизводили те шаги, которые Кремль уже предпринял для вмешательства во внутренние дела Беларуси, а также собирается предпринять в ближайшие месяцы, исходя из нашего понимания российской стратегической культуры, анализа открытых и закрытых источников информации и развития ситуации внутри Беларуси. Некоторые из них мы уже описывали в нашем телеграм-канале.

Общий замысел вмешательства "красной команды" (России) связан с рефлексивным управлением конфликтной динамикой для организации смены режима на выгодных для Кремля условиях как способа разрешения политического кризиса в Беларуси.

В этой связи стратегия "красной команды" (России) может быть описана следующими шагами: 

Заставить страны Запада выбирать между "хорошим" (политическое вмешательство) и "плохим" (военное вторжение) сценариями, принудить западные столицы отказаться от вмешательства в белорусский кризис в любой форме с помощью угрозы силового вторжения, принудить западные столицы принять план Кремля по политико-дипломатическому урегулированию кризиса;

Взять под рефлексивный и/ или прямой контроль решения, принимаемые официальным Минском, с помощью собственных агентов влияния в бюрократическом аппарате и спецслужбах, дезинформации по ведомственным официальным каналам,  отвлечь внимание от собственных активных мероприятий;

Способствовать внешнеполитической изоляции официального Минска на международной арене, подрыву формальных и неформальных каналов коммуникаций с западными странами;

Усиливать конфликтную динамику и поляризацию по линии "общество - власть";

Использовать нестабильность как предлог для навязывания посреднических услуг для разрешения белорусского кризиса как белорусским властям, так и новой оппозиции;

Навязать белорусскому руководству антикризисный план и организовать контролируемый транзит власти: освобождение политзаключённых и возвращение своих политических активов назад в Беларусь; организация с ними общенационального диалога; конституционная реформа; новые парламентские и президентские выборы; уход Лукашенко в отставку;

Установить непубличные каналы взаимодействия с новой оппозицией, обменять у нее давление на Лукашенко с целью принуждения его к уходу на уважение и закрепление российских стратегических интересов в Беларуси после смены режима (в том числе - одобрение в будущем российского военного присутствия по "армянской модели").

С окончательным решением по "белорусскому вопросу" Кремль должен определиться к концу этого года-началу 2021го. К этому времени Беларусь столкнётся с серьёзным экономическим кризисом, который ещё больше дестабилизирует социально-политическую обстановку.
С другой стороны, Лукашенко показывает, что играть по кремлёвский правилами он не собирается. А значит Кремль должен будет отреагировать на отказ Лукашенко принимать план "Патрушева-Путина".

На первый вариант недавно намекнул сюжет НТВ, где Александра Лукашенко сравнили с беглым кыргызстанским президентом Курманбеком Бакиева. Последний в свое время взял у Кремля $1,5 млрд за обещание закрыть американскую военную авиабазу "Манас", но не выполнил его и был свергнут в результате операции российских ССО по штурму дворца в столице на фоне массовых протестов, то есть своеобразного ремейка советской операции "Шторм-333" по штурму дворца Амина в Афганистане в 1979 г.

Но есть и ещё один сценарий. Так как берорусские власти своими действиями и бездействиями, а также заявлениями продолжают делать все возможное, чтобы Беларусь превратилась в серую зону во всех смыслах, вместо решения политического кризиса и предотвращения надвигающегося экономического коллапса, то сценарий гуманитарной интервенции становится вполне возможным. При этом со всей очевидностью это будут российские "голубые каски" под одобрение мирового сообщества и белорусского общества, так как никто другой по объективным и субъективным причинам к вмешательству в белорусский кризис не готов.
Россия уже имеет серьёзный опыт экспорта "конституционных реформ" в другие страны на собственных условиях. Украина и Сирия - одни из последних таких успешных кейсов. В обоих случаях Кремль навязывает конституционную реформу, предполагающую децентрализацию власти: в случае Украины по географическому (Киев-Донбасс), а Сирии - по политическому принципу (перераспределение полномочий от президента в пользу парламента).

В обоих кейсах российское принуждение к конституционной реформе опирается на давление международного сообщества: Трехстороняя контактная группа ОБСЕ и "Нормандский формат" по Украине, "Астанинский процесс" и региональные форматы по Сирии. Но везде это давление призвано содействовать реализация тех планов урегулирования конфликтов, которые разработаны Кремлем.

Анализ экспорта "конституционных преобразований" в Украину и Сирию позволяет понять конечные цели, навязываемой Минску Москвой конституционной реформы.

Хотя Кремль и поздравил Александра Лукашенко несколько раз с победой на президентских выборах, высшее руководство России воспринимает происходящие процессы в Беларуси после 9 августа как глубокий политический кризис, решение которого возможно через организацию общенационального диалога между белорусскими властями и гражданским обществом и проведение конституционной реформы.

Эта реформа предполагает существенные трансформации политической системы и ландшафта Беларуси. По замыслу Кремля, конечная цель принуждения к конституционной реформе – демонополизация (децентрализация) власти Александра Лукашенко, который несмотря на свою пророссийскую риторику воспринимается Москвой как главное препятствие на пути продвижения Россией своих стратегических интересов как в Беларуси, так и на западном стратегическом направлении.

Экспорт «управляемой демократизации» через принуждение к политической реформе, при которых Беларусь превращается из суперпрезидентской в парламентско-президентскую или даже парламентскую республику, в перспективе сделает политическую систему более открытой к российскому вмешательству и уязвимой перед влиянием на внутриполитические процессы внутри Беларуси, где сегодня Кремль вынужден иметь дело с единственным сувереном и монополистом на принятие как тактических, так и стратегических решений – Александром Лукашенко.

Будучи реализованной на российских условиях, конституционная реформа по своей форме будет способствовать политической либерализации, а по содержанию – смене режима и исключению Александра Лукашенко и его семьи из белорусской политической жизни. С точки зрения российской геостратегии, речь идет о смене подхода к обеспечению интересов России на постсоветском пространстве и других регионах мира и переходе от «модели экспорта военной силы» к «экспорту политического влияния».
Про развязку карабахской войны и следствиях для Беларуси
 
Ещё в конце сентября, комментируя эскалацию напряженности вокруг Карабаха, мы подчеркивали, что последние два года Россия предпринимает очень серьезные усилия, чтобы принудить Армению к выполнению договоренностей по урегулированию конфликта, которые были достигнуты под эгидой Минской группы ОБСЕ. 
 
Они, в частности, предполагали переход 5 из 7 районов Нагорного Карабаха под юрисдикцию Азербайджана. Но при этом рассматривался вопрос о введении на эту территорию российских миротворцев. 

А в одном из наших закрытых продуктов в середине октября мы писали о том, что  Кремль не может игнорировать турецкий фактор на Южном Кавказе и будет вынужден вступить в переговоры с турецкой стороной по поводу разрешения армяно-азербайджанского конфликта. При этом в качестве модели взаимодействия России и Турции может использоваться опыт взаимодействия в Сирии. На фоне войны в Карабахе для отработки "идлибского механизма" для Карабаха 9 октября в зоне деэскалации Идлиб (северо-запад Сирии) даже прошла совместная тренировка российских и турецких военнослужащих по патрулированию трассы М4 с применением беспилотников и бронетехники. В ходе тренировки стороны также отработали взаимодействие при помощи средств связи, координацию подключения комплексов радиоэлектронной борьбы, эвакуацию поврежденной техники и личного состава. 

Однако речь не про карабахский кризис, а про Беларусь. Тогда мы утверждали, что эскалация напряженности на Южном Кавказе не отвлечет внимания Кремля от проведения операции по контролируемому транзиту власти/ смены режима в Беларуси.

Само "Карабахское перемирие" является ярким примером формирующейся новой российской геостратегии в посткрымский период, в которой проекции военной силы отводится меньшее значение в сравнении с проекцией политико-дипломатического влияния, чем в период между 2014 и 2020 гг.

Это также пример того, как Москва идя на тактические уступки, сбрасывая "токсичные активы", тем не менее, приобретает стратегические преимущества и влияние. Принудив Армению к возвращению части территории Карабаха в юрисдикцию Азербайджана, Россия обзаводится своим военным присутствием на его территории в виде миротворческого контингента. Таким образом, теперь геополитический контроль над Арменией и Азербайджаном со стороны Кремля осуществляется не за счёт вовлеченности сторон в нагорно-карабахский конфликт, а за счёт военного присутствия на их территориях.

Отсюда два вывода для Беларуси: 1) если потребуется сбросить Александра Лукашенко, которого в Кремле воспринимают как "токсичный актив", Москва пойдет на этот шаг не раздумывая, когда сформируется соответствующая внутрибелорусская и внешнеполитическая конъюнктура, и никакие ссылки на обязательства ОДКБ и звонки Владимиру Путину не помогут,  как и не помогли Николу Пашиняну;
2) сама смена режима будет происходить в результате заключения сделок с внутренними (новая оппозиция, номенклатура) и внешними акторами (ЕС, США). Поэтому свое вмешательство во внутренние дела Беларуси Кремль попытается продать как экспорт принудительной демократизации Беларуси, чтобы добиться дивидендов как от новой власти (российское военное присутствие), так и от Запада (невмешательство, непротиводействие и координация действий).
Если при администрации Дональда Трампа Россия и Китай "соревновались" за статус главной угрозы для США, то при администрации Байдена основная борьба развернётся за статус основного партнёра по "перезагрузке", что косвенно подтверждается практически одновременными выходами со стороны китайцев и россиян на Хантера Байдена как backchannel.

В пользу России играет то обстоятельство, что антикитайский консенсус между демократами и республиканцами достаточно силен и разбить его будет не так просто.

Поэтому не исключено, что уже в 2021 году Кремль предпримет ряд шагов, направленных на запуск "новой перезагрузки", в основе которой будет лежать новые соглашения по стратегической стабильности, совместное реагирование на международные кризисы и участие в реализации стратегии сдерживания Китая на постсоветском пространстве и других регионах мира.

Кремль начал готовиться к победе Байдена как к неизбежному исходу президентских выборов США с июня этого года, как минимум.

Если Кремль сможет предложить приемлемую сделку новой администрации, то готовящаяся большая кадровая ротация и возможный транзит власти в России в 2021-2022 году будет подчинен целям "новой перезагрузки" с США.

Для Беларуси это означает вероятность повторения "кыргызского сценария" 2010 года, когда Россия и США договорились о смене режима в Кыргызстане: Кремль избавился от "токсичного" Бакиева, а США сдержали экспансию Китая за счёт усиления российского влияния в Кыргызстане.
Действия белорусских властей стремительно превращают Беларусь в общеевропейскую проблему, решение которой предполагает скоординированные действия между Западом и Россией. Если западные страны отвечают за международную изоляцию и экономические санкции, то задача России - оказать политическое, а если нужно - и силовое давление на Александра Лукашенко.

При этом эта проблема приобретает такой масштаб, что даже формальный стратегический союзник (Кремль) вынужден комментировать белорусский вопрос в еженедельной режиме, напоминая Минску о недопустимости эскалации ситуации до "гражданской войны" и об обязательствах по запуску конституционной реформы
 
Официальный Минск ожидаемо отвечает на эти напоминания ещё большей эскалацией беспорядочного и непропорционального насилия, в том числе - с летальным исходами. 

В этих условиях Кремль вынужден начать переоценку геополитических рисков, связанных с поддержкой "токсичного" актива, так как дальнейшее расширение санкций ЕС и США приведёт к удару по российским экономическим интересам. В то время, когда Москва готовится к большой кадровой ротации, возможному транзиту власти и новой "перезагрузке" с США в 2021-2022 гг., попадание под "драконовские санкции" из-за Беларуси явно не входит в её планы.

В целом, и в Брюсселе, и в Вашингтоне, и в Москве сходятся в оценках того, что Лукашенко окончательно утратил статус договороспособного политика на международной арене, его легитимность внутри страны безвозвратно подорвана, а действия его администрации фактически ежедневно дают дополнительные основания для подтверждения данного "токсичного" статуса и введения новых санкций.

В этих условиях внешние игроки понимают невозможность кардинального изменения ситуации вокруг Беларуси к лучшему и склоняются к тому, чтобы использовать именно негативное её развитие для решения своих политических и прочих задач. Например, для американского истеблишмента белорусский кейс предоставляет блестящую возможность восстановить имидж США как защитника демократии и прав человека во всём мире. В связи с этим Палата представителей американского Конгресса быстро одобрила новую редакцию Акта о свободе, демократии и суверенитете Беларуси, направив его на рассмотрение в Сенат. Вполне вероятно, что подпишет данный документ и введёт его в действие уже новый Президент США Джозеф Байден. В аналогичном ключе действует и европейская дипломатия. Россия же получает возможность продемонстрировать всему миру, что она может выступать не только в роли trouble maker, но problem solver, особенно если об этом её попросят западные страны и белорусское общество/ новая оппозиция. Обменять свой вклад в смену режима в Минске на геополитические, политические и экономические дивиденды от Запада и новой власти в Беларуси - самая рациональная стратегия для Кремля в этой ситуации по той же модели, по какой Москва разыграла "карабахскую" карту.  

И США, и ЕС понимают и принимают то, что главным бенефициаром разрушения белорусской государственности является именно Москва. Однако в условиях недоговороспособности Минска и невозможности позитивно повлиять на развитие событий они делают выбор в пользу принятия новой реальности и своего позиционирования уже в новых условиях. 

Сепаратная сделка с Россией по Беларуси к тому же сулит Западу гораздо больше внешнеполитических и экономических дивидендов, чем какая-либо иная стратегия действий по белорусскому вопросу. Тем более, что именно такое коллективное решение продвигает новая оппозиция, возникшая в 2020 году на фоне предвыборной кампании и протестов после выборов (Виктор Бабарико, Валерий Цепкало и Сергей и Светлана Тихановские и др.).

Отказ Лукашенко выполнять "план Патрушева-Путина", его международная и внутриполитическая токсичность, резко повышает ставки в игре, а новый ультиматум Светланы Тихановской (народный трибунал), приравнивающий режим Лукашенко к террористической организации, создаёт идеальные условия для Кремля, чтобы решить белорусский вопрос по "кыргызстанскому сценарию" 2010 года. 
Ещё четыре месяца назад белорусские власти смогли бы мобилизировать значительную часть белорусского общества, в том числе тех, кто сегодня выходит на акции протестов, чтобы предотвратить реализацию описанного негативного сценария. Но в нынешних реалиях, когда само государство превращается в угрозу для жизней и здоровья собственных граждан, для многих именно такой сценарий видится залогом спасения страны от скатывания к состоянию концлагеря и/или серой зоны в центре Европы...
Судя по заявлениям Александра Лукашенко на саммите стран ОДКБ, белорусская сторона так и не усвоила уроки Карабахского гамбита Кремля и его последствия для Беларуси.

Несмотря на многократные призывы Еревана к Москве с просьбой о помощи во время "Второй Карабахской войны" как в рамках союзнических обязательств ОДКБ, так и по двустороннему треку (у РФ и Армении есть соглашение об Объединённой группировке войск, как у Беларуси и РФ - о Региональной группировке войск), они остались полностью проигнорированы Кремлем.

Спокойствие, с которым Кремль наблюдал за тем, как азербайджанские силы наступали и громили войска своего главного союзника на Южном Кавказе, объясняется несколькими причинами. 

Оно было обусловлено не только и не столько тем фактом, что формальные военно-политические обязательства перед Арменией заканчиваются на собственно международно признанной армянской территории, а Нагорный Карабах не признан Россией и не входит в зону ответственности ОДКБ. 

Главная причина, по которой Кремль не вмешался и даже оказал давление на Ереван, заключается в том, что разгром армянских войск в конфликте с Азербайджаном был единственным способом принудить Армению к выполнению так называемого плана Лаврова (возвращение оккупированных районов вокруг самопровозглашенной Нагорно-Карабахской республики в юрисдикцию Азербайджана и ввод на них российских миротворцев). Его выполнение Москва тщетно пыталась навязать Еревану как минимум с 2016 года, но всякий раз наталкивалась на жесткое сопротивление армянских элит, особенно «карабахского клана», как до бархатной революции 2018 года, так и после.

Хотя с первого взгляда может показаться, что Россия понесла значительные репутационные и геополитические потери, не оказав поддержки своему формальному военно-политическому союзнику, позволила усилить свое влияние в Азербаджане Турции и даже допустила развертывание там турецких военных-миротворцев, по факту Москва расширила свое влияние в регионе, развернув свой военный (миротворческий) контингент на территории НКР, территория которой де-юре является азербайджанской. Таким образом, имея военную базу в Армении, Москва спроецировала свое военное присутствие на де-юре территорию Азербайджана.

В тексте трехстороннего заявления вопрос статуса НКР проигнорирован, эта территория в ближайшие 5 лет останется под управлением российской военно-гражданской администрации. Уйдет ли российский миротворческий контингент оттуда после истечения срока своего пятилетнего мандата, остается открытым вопросом.

Не исключено, что Кремль попытается разыграть карту особого статуса Карабаха в юрисдикции Азербайджана, но де-факто под российским контролем с бессрочным военным присутствием как гарантия безопасности для местного населения.

Таким образом:

+ Перед нами новый геостратегический подход России - "стратегическая сдержанность". Он подразумевает сброс токсичных активов (таких как Карабах) в обмен на политико-экономические и военно-дипломатичеакие дивиденды от региональных и глобальных игроков. Кремль воспринимает Лукашенко как токсичный актив и поддерживать его любой ценой не собирается. Промедленнее чревато распространением новых западных санкций на Россию. В январе Москва перейдёт к активным действиям по принуждению Лукашенко к выполнению сочинских договоренностей.

+ Москва пошла на заключение сделок с стратегическими противниками своего формального союзника - с Баку и Анкарой, которая в течение всей «шестинедельной» войны оказывала активную дипломатическую и военно-техническую поддержку своему азербайджанскому союзнику. Такие же сделки Кремль заключит со странами Запада, конвертируя давление на Лукашенко с целью принуждения его к уходу в различные дивиденды.
https://forstrategy.org/ru/posts/20201119
+ Ряд комментаторов уже успели заявить, что вся эта авантюра Кремля с принуждением к «карабахскому миру» является наказанием Пашиняна за приход к власти с помощью цветной революции, а возникшая внутриполитическая турбулентность на руку Кремлю, так как она приведет к отставке армянского премьера Никола Пашиняна и возвращению в политику старой пророссийской оппозиции. На деле Москва не заинтересована в приходе своих старых клиентов к власти, многие из которых к тому же являются представителями «карабахского клана», так как они с большой вероятностью не будут соблюдать перемирие с Азербайджаном и попытаются вернуть отошедшие территории с помощью войны. Такое развитие событий очевидно нарушит баланс интересов и условия сделок, заключенных с Баку и Анкарой, и поэтому не входит в планы Кремля. А вот поддержав Пашиняна и дав ему карт-бланш на зачистку старой пророссийской оппозиции (за подготовку военного переворота и его убийства), Москва теперь в его лице получает нового клиента, обязанного своим политическим и физическим выживанием. На белорусском политическом поле Кремль будет придерживаться похожего подхода, стремясь превратить новую оппозицию в своих клиентов.

+ Развёртывание военного контингента Турции, государства-члена НАТО, на территориях Азербайджана, оккупированных когда-то союзником Кремля, приблизили военную инфраструктуру Североатлантического Альянса ближе к границам России, но Москва до сих пор стоит на месте и вряд ли это когда-нибудь изменится. Поэтому пугать Кремль натовскими танками под Смоленском - дело бесперспективное. Сам новый геостратегический подход России "стратегическая сдержанность" исходит из революционных изменений в военном деле и российской стратегической культуре, обесценивающий контроль пространств ради их самих.
https://forstrategy.org/ru/posts/20201119
Чем скорее приближается дедлайн (конец этого года) по выполнению "сочинских договоренностей", или так называемого плана Путина-Патрушева, с одной стороны, и чем сильнее Минск пытается уклониться от выполнения взятых на себя обязательств, выдумывая про натовские танки на подступах к Москве или новые конституционные органы (Всебелорусское народное собрание) с другой, тем больше сливов конфиденциальных разговоров с участием Александра Лукашенко будет происходить.

Тот факт, что для подобных сливов используются телеграм-каналы, редакторы которых находятся на территории Польши и других иностранных государств, не должен сбивать с толку. Перед нами классическая false flag operation (операция под чужим флагом), в которой такие телеграм-каналы задействованы российскими разведывательными структурами для контролируемых утечек информации и служат напоминанием о необходимости придерживаться договоренностей. 

Не исключено, что следующие сливы могут быть связаны непосредственно с тематикой "сочинских соглашений" и другими острыми темами. Стратегическая цель подобных сливов - десакрализация Лукашенко и белорусских властей в целом.

Тема и акценты слива разговора Лукашенко и Саргсяна на саммите ОДКБ 2016 года выбраны не случайно. Лукашенко там убеждает своего армянского коллегу пойти на стратегические уступки, которые со всей очевидностью являются политическим самоубийством, не видя в этом никаких проблем. Это аллюзия на "сочинские договоренности", выполнение которых приведёт к политическому самоубийству Лукашенко, но Кремль в этом не видит никаких проблем, тем более, что Минск не только взял на себя обязательства, но и частично получил деньги от Москвы за обещание их выполнить.

Нет сомнений, что как в случае со сдачей Арменией Азербайджану семи оккупированных райнов Карабаха, Москва будет усиливать давление на Лукашенко до тех пор, пока не достигнет конечного результата - ухода Лукашенко с политической сцены страны. Карабахский кейс примечателен тем, что для большего эффекта это давление Кремль будет координировать и сопрягать с санкциями со стороны Запада против Беларуси.