forstrategy – Telegram
forstrategy
933 subscribers
3 photos
110 links
Центр стратегических и внешнеполитических исследований (Беларусь). Репост чужого материала не означает поддержку. Обратная связь через forstrategy@forstrategy.org
Download Telegram
Пока в белорусском медийном и экспертном сообществе разгорается спор, а были ли те самые четыре российских "зеленых человечков" / ГРУшников или нет, напомним, что Беларусь находится на радаре Г(Р)У ГШ ВС РФ как минимум с 2014 года, и задачи поставлены такие же, что и в отношении Украины. А это значит, что их будет гораздо больше, чем четверо...
В связи с очередными обвинениями в адрес "Белгазпромбанка" и "российских кукловодов" в участии в отмывании денег рекомендуем к прочтению доклад Центра "Досье" под названием "Лубянская Федерация", который описывает то, как организована и как контролируется сфера отмывания и вывода за рубеж денег со стороны спецслужб РФ.

В частности, этой теме посвящена глава про Управление "К" и финансовый сектор.

Кстати, по слухам, сведения об участии банка в схемах "российского ландромата" поступили от ФБР и Финразведки США еще в конце прошлого года.
А тем временем Госдума РФ ратифицировала законопроект о денонсации соглашения между Россией и Казахстаном об использовании узла "Балхаш-9" (49 орту, в/ч 16601, РЛС «Днепр») 21 июля.

Со слов командующего космическими войсками РФ генерал-полковника Александра Головко, в настоящее время узел Балхаш является избыточным в составе Российской системе предупреждения о ракетном нападении. Учитывая, что срок действия соглашения истекает 15 декабря 2020 года, дальнейшее продление его является нецелесообразным, президентом РФ принято решение о денонсации соглашения.

Аналогичная ситуация с еще двумя военно-техническими объектами за пределами России в Беларуси - узел Клецк-2 (474 орту, в/ч 03522, РЛС «Волга») и 43-й узел связи ВМФ России «Вилейка» (в/ч 49390, радиостанция «Антей», RJH69), хотя публично пока что российская сторона этого не признает. Оба они избыточны для Москвы, так как они давно были замещены аналогичными объектами на территории РФ, а также дополнены более современными и совершенными космическими системами в рамках Единой космической системы обнаружения и боевого управления, развёртывание группировок спутников которых завершится в ближайшие 2-4 года.

Поэтому не исключено, что уже совсем скоро Минск сделает еще один шаг на пути к нейтралитету, тем более, что дедлайн для уведомления по пролонгации соглашений по объектам прошел еще 6 июня.
А вот ЧВК и ССО восточного условно стратегического союзника начали заходить, будут еще...
К сожалению, все развивается по наиболее пессимистичному сценарию аналогичному тому, который был реализован Россией в Украине с 2014 года. Даже исполнители идентичные в обоих случаях...

UPD: как минимум трое из списка Белты проходят по базам сотрудников ЧВК Вагнер.
На фоне недружественного акта тайной войны Кремля против своего формального стратегического союзника белорусское руководство собирается провести ревизию своих обязательств в альянсах и интеграционных образованиях с участием России.

Хотя речи о выходе из таких постсоветских проектов, как СНГ, Союзное государство, ЕАЭС и ОДКБ не идет (они сохранятся как рамочный условия), Минск предпримет ряд дополнительных шагов, направленных на усиление своей стратегической автономии. Теперь Беларусь будет выполнять свои обязательства только при условии выполнения обязательств со стороны России, если они не противоречат национальным интересам Беларуси.

Соответственно, невыполнение со стороны Москвы своей части сделки - будет являться аргументом для отказа Минска от своей части. На самом деле, в таком подходе нет ничего удивительного - Кремль ведет себя аналогичным образом.

Ближайшими шагами могут стать:

1) Официальный отказ от продолжения переговоров по "углубленной интеграции", которые президент Лукашенко и так назвал попыткой "инкорпорации и поглощения" (Кремль так и не выполнил свои пакетные обязательства, предусмотренные белорусско-российскими соглашением и договорами конца 1990х - начала 2000х);

2) Возврат в собственность государства двух военно-технических объектов, арендуемых Россией, после 2021 г. (Москва не уведомила Минск в срок о своём решении до 6 июля 2020 г., эта неопределённость создаёт дополнительные внутри- и внешнеполитические издержки для Минска).
Дорогие друзья – граждане Беларуси, по имеющейся информации, из опубликованных сегодня заявлений А.Лукашенко о возможном обращении к России за «помощью в отражении агрессии» (то есть, протестов) не следует делать далеко идущие выводы. Запрос на такую «помощь» не направлялся и не планируется. Кроме того, даже в случае такого запроса России по ряду причин на данном этапе нет никакого смысла втягиваться в подобную авантюру в Беларуси. Однако это можно будет спокойно обсудить позже, а сейчас важно другое.

Многочисленные факты саботажа изнутри системы (с начального периода пандемии COVID-19 в Беларуси и по настоящее время) свидетельствуют о том, что часть окружения А.Лукашенко систематически работает против него. Имена некоторых из этих людей за последние дни стали известными. А это в нынешний критический момент подталкивает их к действиям в логике «чем хуже, тем лучше», чтобы любой ценой обеспечить скорейшее свержение А.Лукашенко и/или дестабилизацию обстановки. Проведение одновременно мирного марша протестующих и административно организованного провластного мероприятия 16 августа в Минске создаёт идеальные условия для подобных действий: в виде конфликта между «двумя сторонами», и/или конфликта между протестующими и силовиками, и/или конфликта среди «пролукашенковских» демонстрантов, часть из которых будет переходить на сторону протестующих и так далее.

Сообщения о возможных провокациях уже распространяются в социальных сетях с указанием на подготовку их со стороны властей. Действительно, подобное провоцирование конфликта 16 августа может быть санкционировано и самим А.Лукашенко, если его убедят, что это «хорошая идея» для того, чтобы вернуться к репрессиям против протестующих, ввести чрезвычайное положение и иными подобными мерами сохранить власть (хотя на деле конфликтной динамикой он управлять явно не сможет). Но следует принимать во внимание, что провоцирующей стороной могут быть не только власти.

Просим вас учитывать изложенное и быть предельно осторожными и бдительными 16 и 17 августа. Как минимум, не берите на массовые мероприятия своих детей, пожилых родственников, тех, кто не может передвигаться быстро и быстро покинуть место событий. По возможности выявляйте и изолируйте провокаторов, для этого постарайтесь в самом начале акции наладить взаимодействие с милицией.

ПС: если всё пройдёт мирно, мы будем очень рады ошибиться.
Согласимся с коллегой @shraibman, что на данном этапе развития кризиса в Беларуси, у Кремля нет необходимости вмешиваться прямым военным путём. Это не значит, что такого плана нет. К нему готовятся как минимум с середины середины мая: Западный военный округ с тех пор интенсифицировал мероприятия боевой и оперативной подготовки, в том числе на белорусском направлении, важнейшими элементами которых стали:

• проведение двусторонних тактических учений;
• особый акцент на боевой психологической подготовке с созданием условий, максимально приближенным к боевым;
• развёртывание новых военных медицинских госпиталей;
• развёртывание полевой инфраструктуры, включая в системы водоснабжения;
• развёртывание линий коммуникации.

14 августа командующий войсками ЗВО Александр Журавлев проинспектировал эти приготовления.

В этих условиях переброс 103-й воздушно-десантной дивизии в Гродно, когда еще несколько недель назад Госсекретарь Совбеза Андрей Равков рапортовал о подготовке в Псковской области новых НВФ и ДРГ для переброски в Беларусь, выглядит, мягко говоря, неадекватным ситуации, и имеет все признаки внутреннего саботажа.

Перед тем, как использовать военную опцию, Кремлем сначала будет предпринята попытка политико-дипломатического вмешательства.

Традиционно это вмешательство происходит с целью управления/ модерирования конфликтом между властью и обществом/ оппозицией, то есть, формальная роль Кремля сводится к посредничеству. Так было, например, во время "Революции достоинства" в Киеве в 2014 г.

Также согласимся с коллегами из @iSANS_Belarus, что на данном этапе важно отслеживать, кто войдет с российской стороны в группу переговорщиков, которая в скором времени может направиться в Беларусь.

Так, 20-21 февраля 2014 г. В самый разгар кризиса в Украине в Киев прилетела межведомственная группа Кремля в составе около 30 человек, в которую вошли сотрудники АП РФ, ФСБ, Г(Р)У ГШ ВС РФ, СВР. Возглавляли группу помощник президента РФ Владислав Сурков и Глава 5-й Службы ФСБ генерал-полковник Сергей Беседа. Их задачей являлось влияние на решения Виктора Януковича.

По факту, эта группа сделала все возможное для того, чтобы усугубить кризис легитимности Януковича, а после отказа подписывать меморандум между Януковичем и оппозицией специальным представителем президента РФ Владимиром Лукиным - и вовсе спровоцировать вакуум власти (бегство Януковича).

Более того, появляются свидетельства того, что в Кремле сейчас активно работают над новым изданием плана заместителя АП РФ Дмитрия Козака по Молдове 2019 г., но уже для Беларуси.

Тогда Москва, Брюссель и Вашингтон создали антиолигархическую коалицию, поддержали отстранение от рычагов политического влияния фактически контролировавшего страну молдавского олигарха Владимира Плахотнюка. В результате к власти пришло коалиционное правительство во главе с ориентированной на ЕС Майей Санду. Конструкция продержалась недолго и завершилась заменой Санду на более лояльного формально пророссийскому президенту Додону премьера Иона Кику.

Польша уже послала сигнал о готовности вступить в консультации с Москвой, к процессу готов присоединиться Вашингтон. А все по той причине, что после кровавого разгона Лукашенко стал токсичным и для Кремля, и для западных столиц.

В Варшаве понимают, что решить этот кризис не удастся без признания ключевой роли и интересов России, рамочные условия антилукашенковского консенсуса России и Запада, озвученные западными представителями, на данный момент выглядят так:

• Совместное давление на Лукашенко с целью его ухода;
• Признание Западом особого формата отношений России с Беларусью за отказ Кремля от военной опции;
• Беларусь остаётся военным союзником России;
• Новый президент будет проводить скорее пророссийскую политику, чем прозападную;

Судя по всему, в ближайшее время различные "комитеты национального спасения" начнут заявлять о том, что они уважают стратегические интересы России в Беларуси и готовы вести переговоры с учетом данных рамочный условий.
Протестные акции солидарности во время выходных 15 и 16 августа и понедельника стали ключевыми маркерами "стабильности" позиции Александра Лукашенко, влияющих на дальнейшую позицию Москвы по "белорусскому кризису".

В Кремле в эти дни внимательно рассматривали и сравнивали видео с двух митингов - в поддержку Лукашенко и с акций солидарности по всей Беларуси. При этом решающими для выработки позиции на данном этапе стали видео с митинга и встречи Лукашенко с работниками МЗКТ:

После сравнения были сделаны следующие выводы и шаги:

• Лукашенко стремительно теряет поддержку своего базового электората - бюджетников и рабочих крупных государственных предприятий, дальнейшая целесообразность поддержки Лукашенко снижается;

• Хотя акции солидарности и проходят под Бело-красно-белым флагом и гербом "Погоня", это протесты против Лукашенко, а не против России;

• Интерес России заключается в том, чтобы белорусский общенациональный протест не стал антироссийским, поэтому Кремль будет воздерживаться от каких-либо форм военной, политической и дипломатической поддержки Лукашенко, чтобы не потерять белорусский народ;

• Признание выборов может быть отозвано, для этого есть ряд возможностей (моментальное признание выборов со стороны В.Путина связано с условиями сделки по "вагнеровцам", об этом как-нибудь отдельно);

• Разговор А.Лукашенко и В.Путина по вопросу оказания Беларуси военной помощи со стороны России в случае внешней агрессии намеренно подаётся международным игрокам как призыв Лукашенко к Кремлю прислать российские войска для подавления мирных протестов и забастовок, дискредитируя в глазах западных стран имидж Лукашенко как гаранта безопасности стран ЕС и НАТО от России, основанном на запрете на использование российскими войсками территории Беларуси для военных целей против них;

• Кремль даёт гарантии западным столицам, что ни при каких обстоятельствах Москва не введёт свои войска по запросу Лукашенко для участия в подавлении протестов белорусских граждан и готовит почву для розыгрыша в Беларуси плана Козака 2.0, аналогичного молдовскому кейсу 2019 г.

• Кремль в своих действиях и риторике будет руководствоваться сейчас принципом "чем токсичнее Лукашенко для белорусского общества и международного сообщества, тем лучше";

• Кремль будет способствовать процессу формирования обьединенного альтернативного правительства оппозиции, обеспечив переход на его сторону ряда бывших и действующих белорусских топ-чиновников и силовиков, ряд из них находится Москве;

• Кремль рассматривает возможность в критический момент оказать давление на Лукашенко и принудить его к уходу;

• В случае новых актов кровопролития со стороны белорусских властей против белорусских граждан Кремль готов рассмотреть вариант "гуманитарной интервенции" для защиты белорусов (по запросу альтернативного правительства) и поддержки требований общенационального протеста, то есть отставки Лукашенко силовым способом (по такой же схеме планируется списать Башара Асада в 2021, если сам не откажется от участия в выборах президента в Сирии и не запустит переходный политический процесс).
Развитие событий последних дней подтвердило наш прогноз: Россия получила карт-бланш от Запада на демократизацию Беларуси, то есть на удаление Александра Лукашенко с политической сцены Беларуси. 

Из заявлений российских официальных лиц следует следующее:
• В Беларуси начался политический кризис, вызванный расколом между режимом Лукашенко и белорусским обществом;
• Для решения этого кризиса необходимо инициировать общенациональный диалог, Россия готова не только способствовать его организации, но и принудить Лукашенко к этому диалогу;
• Кремль готов признать субъектность и легитимность параллельного правительства как полноценного участника общенационального диалога с Лукашенко;
К процессу должна также подключиться ОБСЕ, вместе с Россией она выступит гарантом заключенных соглашений между Лукашенко и оппозицией. Речь идет о принуждении Лукашенко к переговорному формату ОБСЕ - Лукашенко - Координационный комитет/ Альтернативное правительство - Россия;
• Россия выступает одновременно и гарантом, и посредником, и принуждающей силой этого общенационального диалога.

Кремль предложил Берлину, Парижу, Варшаве и евробюрократам модель решения белорусского кризиса, которую можно условно назвать молдавско-армянской. Сейчас Кремль пытается убедить в ее необходимости Администрацию Трампа. Эта модель предполагает:

• Совместное давление России, Запада и альтернативного правительства на Лукашенко с целью добиться его ухода с политической сцены;
• Признание особого формата отношений между Россией и Беларусью со стороны Запада, особенно в рамках оборонных пактов (для этого нужно участие ОБСЕ);
• Проведение новых выборов без участия Лукашенко;
• Если Лукашенко не соглашается добровольно на этот сценарий, у Кремля есть карт-бланш на его силовое смещение, европейские столицы не будут вводить санкции за подобное вмешательство;
• Беларусь останется членом интеграционных образований на постсоветском пространстве во главе с Россией, произойдёт "армянизация" сектора национальной безопасности Беларуси (то есть переподчинение белорусского силового блока Москве, организация военного присутствия России в Беларуси в виде военной базы). 
• При этом Беларусь сможет и дальше проводить диверсификацию внешних и экономических связей в отношениях с западными странами, но с учетом обязательств перед Кремлем;
• Китай лишится своих преференций, экономическое и военно-техническое сотрудничество будет свернуто полностью.

На российско-западный консенсус серьёзно повлияла неспособность официального Минска наладить эффективную коммуникацию с западными столицами по поводу событий после выборов 9 августа. В результате Лукашенко теперь воспринимается Западом как недоговороспособная и токсичная фигура, все консультации теперь будут вестись только с Москвой без участия в них Минска. 

Интересный сюжет разворачивается с межведомственной группой российских и иностранных советников и политтехнологов, которая прилетела на борту ФСБ 18 августа и появление которой мы предсказали за несколько дней до того. Могло показаться, что их задача заключается в стабилизации ситуации, но их истинные цели следующие:
• Взятие под рефлексивный контроль процесса принятия решений, принимаемых Лукашенко (через пропагандистский блок АП);
• Изоляция Лукашенко от внешнего мира (по этой причине Меркель “не смогла дозвониться” до Лукашенко");
• Поляризация белорусского общества с помощью применения "антимайданных" методичек как подготовка условий для внутригражданского конфликта, отсюда рекрутирование групп, которые могут выступить в роли “радикальных белорусских националистов”, а с другой стороны - белорусских “титушек”;
• Окончательное превращение Лукашенко в токсичную фигуру для белорусского общества, международного сообщества и белорусских элит;
• Для этого в окружении А.Лукашенко идёт обоснование необходимости применения силовиков и военной силы против протестующих.
Таким образом, задача группы заключается в том, чтобы руками самого Лукашенко развязать гражданский конфликт и убедить даже самых ярых скептиков на Западе в необходимости гуманитарной интервенции России с целью отстранения Лукашенко от власти. Параллельно группа работает над подкупом и/или вербовкой чиновников и силовиков, они должны присоединиться к Координационному совету/ альтернативному правительству.

Подтверждаются слухи о том, что Кремль ведет переговоры с несколькими бывшими и действующими белорусскими высокопоставленными чиновниками, чтобы кто-то из них возглавил альтернативное правительство для участия в переговорах с Лукашенко в рамках общенационального диалога.

После получения согласия этих политиков, будет объявлено об учреждении альтернативного правительства путём слияния нескольких инициатив в одну (комитетов Светланы Тихановской, Валерия Цепкало и Дмитрия Мазепина).
После этого альтернативное правительство получит легитимность в глазах Москвы, оно также сможет обращаться к России с просьбой о помощи.

При этом Кремль по различным каналам не только активно способствует дискредитации имиджа Беларуси как донора региональной безопасности, но и умело искажает суть обращения Лукашенко за военной помощью, выставляя его "психопатом, который готов развязать 3-ю мировую войну ради сохранения власти". В версии, которая сейчас активно доводится до западных партнёров, Кремль настаивает на том, что Лукашенко, получив отказ Москвы отправлять российские войска для подавления мирных белорусских протестов, теперь шантажирует российское руководство готовностью развязать военный конфликт с НАТО, после чего Россия будет вынуждена отправить свои войска в Беларусь в соответствии с обязательствами в рамках Союзного государства и ОДКБ.

В итоге складываю ситуация, когда белорусов и международное сообщество ставят перед выбором между “абсолютным злом” (Александр Лукашенко) и “меньшим злом” (Владимир Путин).

Поскольку выбор в данной ситуации становится всё более очевиден, теперь актуальной аналитической задачей становится прогнозирование развития ситуации в Беларуси и вокруг неё уже после неизбежной смены власти в Минске... Или все-таки заговор против Лукашенко будет раскрыт?!
В Кремле уже окончательно определились с позицией: Александр Лукашенко должен уйти с политической сцены Беларуси, он - главный источник проблем в отношениях между Россией и Беларусью. Никакие документы по стабилизации ситуации в Республике Беларусь, подготовленные спешно людьми, которые сами во многом спровоцировали этот кризис (своим непрофессионализмом) и до сих пор не осознали взаимосвязь между рабочими местами, которые "занимают и не освобождают протестующие белорусы", и их зарплатами и будущими пенсиями, никого уже не убедят - ни белорусское общество, ни российское руководство.

На данный момент в Кремле разработаны два сценария: мягкий и жёсткий. В ближайшее время в Минск прилетит высокопоставленный российский переговорщик, конфидент Владимира Путина, чтобы лично их огласить.

"Мягкий" сценарий предполагает принуждение Лукашенко к переговорам с белорусской оппозицией/ обществом об условиях и гарантиях своего ухода, освобождение всех политических заключенных, досрочные новые президентские выборы без участия Лукашенко, конституционный реформу. В скором времени к альтернативному правительству/ объединённому Координационному совету (инициативы Светланы Тихановской, Валерия Цепкало и Дмитрия Мазепина) присоединится группа бывших и действующих высокопоставленных белорусских чиновников. Именно с ними Лукашенко будет вести переговоры. Гарантами достигнутых соглашений выступят Россия, Германия и Франция с привлечением ОБСЕ и США. К финансированию деятельности альтернативного правительства помимо прокремлевских олигархов и Газпрома подключилась и Роснефть.

"Жёсткий" сценарий будет активирован в случае, если Лукашенко не согласится на диалог с белорусским обществом/ альтернативным правительством. Он предполагает организацию переворота с участием российских сил специальных операций, которые будут действовать в интересах альтернативного правительства.

Перед его реализацией специальная российская межведомственная группа, прибывшая в Минск, руками белорусских властей должна создать необходимые декорации посредством поляризации белорусского общества и создания ситуации, близкой к "гражданской войне" (с элементами “геноцида”). После соответствующих признаний военного руководства Беларуси полдела сделано. Сейчас российские советники и их агенты влияния активно пытаются убедить белорусское руководство в необходимости жестко и силовым образом "закатать в асфальт" протест. Как только и если это произойдёт, мировое сообщество и альтернативное правительство обратится с запросом к Владимиру Путину о гуманитарной интервенции для прекращения кровопролития. Кстати, на прошлой неделе на границе с Беларусью в Западном военном округе РФ прошли примечательные учения военной полиции "Страж-2020", включающие миротворческий компонент. Именно для их проведения пригнали специальную и военную технику военной полиции и Росгвардии к границе Беларуси.

Помимо антимайданных методичек, по которым работали российские политтехнологи с украинским президентом Виктором Януковичем, в дело пустили "суданские" методички. Пока одна группа российских советников подталкивала суданского правителя Хасана Аль-Башира к жёсткому подавлению протестов, другая - всячески эти протестные настроения стимулировала и готовила военный переворот. То же самое сейчас происходит и в Беларуси. Чтобы победить, в любом случае нужно играть за обе стороны одновременно.

Дедлайном выступают два события: инаугурация Лукашенко, которая должна состояться до 10 октября, и 5 ноября, когда заканчиваются официальные президентские полномочия в соответствии с предыдущим президентским сроком. С учетом того, что Запад выборы не признал, а Россия их назвала "неидеальными", начиная с 10 октября начнут закладываться основания для делегитимизации Лукашенко и создаваться условия для двоевластия по венесуэльской модели. Ключевую роль в этом процессе будет играть Кремль, который признает альтернативное правительство легитимным участником диалога с Лукашенко после того, как вскроются теневые номенклатурные лидеры и они присоединятся к альтернативному правительству/ объединенному Координационному совету.
Пока Минск в режиме каждодневного общения с Кремлём пытается безрезультатно добиться очередного кредита, Москва тем временем готовит мировое сообщество к практически неизбежной смене власти в Беларуси, задействовав для доставки этого сообщения ведущие западные медиа. Cоответствующий месседж был направлен через Financial Times и Bloomberg.

Если отбросить в сторону формальные философские рассуждения российских официальных лиц о том, что политический кризис в Беларуси нужно рассматривать в контексте геополитической конкуренции на постсоветском пространстве с Западом, что внешнее (т.е. западное) вмешательство “неприемлемо” (что не исключает вмешательство России) и что якобы Кремль не имеет никакого отношения к созданию новой оппозиции в Беларуси (Светлана Тихановская, Виктор Бабарико, Валерий Цепкало), то месседж сводится к следующему:

• Кремль готовится к управляемой смене власти (то есть к уходу Александра Лукашенко), чтобы защитить свое влияние в Беларуси;
• Главная цель России - сохранить дружественные отношения с белорусским народом, в основе которого - пророссийское большинство;
• Кремль открыт для переговоров с оппозицией (более того, он ее для этого и создавал, чтобы потом вступить с ней в переговоры). С точки зрения Кремля, главная задача альтернативного правительства/ Координационного совета оппозиции - продемонстрировать России свою пророссийскую ориентацию не только на словах, но и на деле, включив в свой состав опытных пророссийский номенклатурных лидеров и других чиновников и силовиков;
• Тактика невмешательства, то есть отказа от безусловной поддержки Александра Лукашенко, сейчас является наиболее рациональным подходом к белорусскому кризису. Но на самом деле, невмешательство - это тоже форма вмешательства, особенно в тех случаях, когда Кремль отказывает Минску в необходимых формах поддержки уже практически в каждодневном режиме;
• Если Лукашенко сможет справиться с протестами и восстановить контроль, Москва, возможно, изменит свое отношение, но это неточно. Так как в свете растущих вглубь и вширь протестных настроений и приближающегося экономического кризиса удержать ситуацию под контролем не удастся, для Кремля лучшая опция - возглавить и направить процесс в нужное для себя русло, то есть всячески способствовать уходу Лукашенко с политической сцены;
• Взамен на свои услуги по "принудительной демократизации" Беларуси Кремль потребует гарантий от нового демократического руководства, обеспечивающих сохранение Беларуси в российской геополитической орбите согласно армянской модели. При этом, после смены режима в Минске Москва даже может отсрочить планы по углубленной интеграции в рамках Союзного государства. На данном этапе будет достаточно "армянизации" сектора национальной безопасности Беларуси, то есть развёртывания объединённой российской военной базы (как в Кыргызстане) и переподчнинение белорусской армии и силовых структур командованию в Москве.
Ультиматум Владимира Путина по поводу невмешательства в политический кризис Беларуси ("силовой резерв") со стороны стран Запада сработал. Это видно по реакции ряда европейских столиц, которым в качестве решения Кремль предложил выбрать между российской военной интервенцией и политико-дипломатическим вмешательством под чутким монопольным руководством России. 

При этом на данном этапе проработаны оба варианта реагирования на белорусский политический кризис: если план управляемого трансфера власти через диалог между Александром Лукашенко и белорусским обществом/ оппозицией провалится, будет задействована силовая опция, к ней идет подготовка как минимум с середины мая. Но при этом если до этого дойдёт, то проекция военной силы будет происходить на условиях Москвы, а не Минска.

Согласно действующей нормативно-правовой базе Союзного государства, все разворачивающиеся на территории Беларуси российские силовые формирования формально подчиняются белорусской стороне (постоянным командующим региональной группировки войск является начальник ГШ ВС РБ). Но для запуска планов развёртывания РГВ нужно консенсусное решение Высшего государственного совета Союзного государства, который состоит из президентов, премьеров, председателей нижних и верхних палат парламентов двух государств. Понятно, что на таких условиях Москва войска вводить на территорию Беларуси не будет. А вот на собственных - с перехватом всех механизмов контроля и управления силовым и политическим блоком, как это произошло в Сирии после начала операции ВКС РФ, развёртывания объединённой базы и создания интегрированной группировки войск, вполне возможно. Но такой сценарий предполагает лишение субъектности Беларуси и подрыв монополии на применение силы и на власть Лукашенко.

Кремль окончательно определится со стороной, за которую он будет играть в этом кризисе, в зависимости от дальнейшей динамики событий в ближайшие несколько недель. Ключевыми факторами станут масштабность протестного движения против Лукашенко и глубина приближающегося экономического кризиса.

Но уже очевидно, что в Кремле воспринимают данный политический кризис как определённую точку невозврата к предыдущему статус-кво, который обеспечивала система власти, выстроенная Лукашенко. Москва будет считать Лукашенко легитимным до тех пор, пока он сохраняет контроль над ситуацией. Но парадокс заключается в том, что как только Минск полностью восстановит контроль и стабилизирует ситуацию, Москва опять потеряет рычаги влияния на Лукашенко и он вновь станет более устойчивым по отношению к требованиям Кремля. Поэтому Москва заинтересована не только в сохранении хрупкого политического равновесия, при котором она играет за две стороны противостояния одновременно, но и в его смещении в пользу оппонентов Лукашенко.

Красной линией, пересечение которой активирует военную опцию Кремля, является попытка внешних акторов сломать игру России по контролируемому трансферу власти в Беларуси (внешнее вмешательство) и/ или трансформация протестов из мирных в насильственные (дестабилизация). Если протесты сохранят свой мирный характер и не обрастут геополитическим измерением, трансформировавшись в антироссийские, то кастинг на новую политическую силу будет пройден, что создаст условия для практической реализации "армянской модели". Если же протесты приобретут антироссийский окрас, то военное вмешательство РФ в кризис на фоне искусственной поляризации общества, становится неизбежным.
Выступление Светланы Тихановской в Совете безопасности ООН 4 сентября является совместной российско-американской инициативой, направленной на легитимизацию новой белорусской оппозиции. Договоренность была достигнута в ходе визита заместителя Госсекретаря США Стивена Бигана в Москву 25-26 августа на переговорах с Министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым. Идею также уже поддержали Франция и Великобритания (кроме Китая).

Накануне Биган приезжал в Литву для встречи с Тихановской. 

Сама идея вынести обсуждение "белорусского политического кризиса" на площадку ООН принадлежит российской стороне и является практическим воплощением инициативы российского президента Владимира Путина о превращении Совбеза ООН в коллективный инструмент решения международных проблем. В начале года, выступая на форуме памяти жертв Холокоста в Иерусалиме, он предложил в 2020 году провести саммит "пятерки" - государств-основателей ООН и совместительству постоянных членов Совбеза ООН, во время которого можно было бы принять резолюцию по урегулированию ливийского кризиса. После такой международной легитимизации нельзя исключать даже встречи Тихановской если не с самим Путиным, то с его дочерью Катериной Тихановой.

Запрос на посредничество России в принуждении Александром Лукашенко к диалогу/ переговорам о трансфере власти с новой белорусской оппозицией (Светлана Тихановская, Виктор Бабарико и Валерий Цепкало) очень велик со стороны последней. И конечно же Россия готова взвалить на свои плечи эту почётную миссию, тем более, если свое негласное согласие дадут члены Совбеза ООН (Китай вряд ли спрашивать будут, так как это и антикитайскую игра тоже). 

Кремль подтверждает свое видение событий в Беларуси как политического кризиса, требующий диалога между Лукашенко и гражданским обществом об условиях трансфера власти через конституционную реформу. Процесс конфигурации политического поля и гражданского общества под эти цели уже запущен. Партия "Вместе" - лишь один из проектов.

Пока белорусские власти сами захлопывают ловушку рефлексивного управления и пытаются нас убедить в том, что белорусский Бело-красно-белый флаг и российский "триколор" являются нацистской символикой, а к белорусским границам подползает "натовская гидра империализма", Кремль спокойно завершает подготовку к проведению собственной цветной революции в Беларуси и экспорту так называемой "управляемой демократии". Возврат к подобию Конституции Беларуси 1994 года, то есть парламентской республике, представляет собой идеальные условия для такого экспорта. Никакой белорусский национальный капитал никогда не сможет конкурировать с российским, поэтому возникновение новых белорусских оппозиционных партий на деньги российских корпораций и опорой на средний класс и поколение 1980х, готовое уважать стратегические интересы России, просто неизбежно, особенно если Кремль сейчас поможет отстранить Лукашенко от власти. За такие услуги Москва конечно же попросит разрешение на развёртывание военной базы в Беларуси, но кто-то же должен охранять белорусскую демократию от реванша диктатуры?!

Именно поэтому будущая встреча Лукашенко и Путина в Москве через две недели (если она состоится) будет посвящена не подписанию "дорожных карт" по углублению интеграции, а принуждению Лукашенко к запуску конституционной реформы и уходу его из белорусской политики взамен на персональные гарантии (и это даже не казахстанский вариант транзита власти). Никакие белорусско-российские соглашения сейчас уже не могут быть подписаны с Лукашенко (даже тотально капитуляционного характера), они будут считаться токсичными и белорусским обществом, и международным сообществом, только создадут дополнительные проблемы для России, трансформировав белорусский общенациональный протест в антироссийский.
А вот и американское издание Foreign Policy устами редактора Odessa Review Владислава Давидзона (Vladislav Davidzon) приходит к выводу о том, что ключи от белорусского политического кризиса находятся в Москве:

• Ресурсы Москвы были истощены в разгар пандемии COVID-19, что в сочетании с катастрофическим падением мировых цен на газ и нефть, а также последним раундом европейских санкций и неопределенностью президентских выборов в США, делает возникновение политического кризиса в Беларуси проблемным и несвоевременным для Кремля.Тратить ресурсы на непопулярного Лукашенко и понести репутационные издержки, связанные с этим, определенно не является первоочередной задачей для России.

• Поэтому обеспечение контролируемого трансфера власти в Минске к прагматичной и приемлемой фигуре из оппозиции, которая не станет радикально менять существующие договоренности с Россией, было бы наилучшим возможным результатом для Москвы. Белорусская экономика начала разваливаться, белорусский рубль неумолимо падает на валютных рынках, а технологические компании объявляют о своем неизбежном уходе из Минска, премьер-министры России и Беларуси объявили в конце прошлой недели о начале переговоров по рефинансированию долга Минска.

• Дисциплинированные ненасильственные акции белорусских протестующих свидетельствует об их понимании того, что такая тактика необходима для успокоения Кремля. Рабочие со дня на день перейдут на их сторону и режим быстро рухнет.

• В любом случае становится все очевиднее, что время явно не на стороне белорусских протестующих. Меры, направленные на ограничение протестов во времени, - главный аргумент Лукашенко. Чем дольше будет продолжаться противостояние между Лукашенко и оппозицией, которая удерживает контроль над улицей во всех городах и малых населённых пунктах Беларуси, тем больше вероятность того, что будущее нации будет решаться в Москве, а не в Минске.
Пока белорусские власти безрезультатно пытаются разжечь гибридную войну сами против себя и уничтожают последние основания собственной легитимности, институционализированную монополию на насилие, позволяя анонимным незаконным вооружённым формированиям беспрепятственно творить силовой беспредел против белорусских граждан, в Москве завершается подготовка к запуску операции под кодовым названием "БНР" со своим альтернативным правительством в изгнании и даже армией народных мстителей-партизан и народных дружин самообороны. Это такой новый проект - "народные республики" с человеческим лицом, с демократией и ай-ти, с многовекторностью, обусловленной уважением стратегических интересов России, но без Александра Лукашенко и всего того трэша, который был на Донбассе.

Все необходимые консультации проведены, круг участников для формирования альтернативного правительства определён, план операции был доложен Владимиру Путину на совещании Совета безопасности РФ по белорусскому вопросу.

В известном интервью В.Путина, когда он подтвердил создание "силового резерва для Беларуси", он также заявил о том, что условие его применения зависит от применения насилия, причём имелось в виду применение насилия как со стороны протестующих в отношении властей, так и со стороны властей по отношению к протестующим. То есть, этот силовой резерв может быть задействован против тех, кто первым перейдёт данную красную черту. Судя по комментариям пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, оценка событиям 6 сентября дана соответствующая: красная черта уже пересечена. При этом, существует риск того, что Беларусь может превратиться в failed state или серую зону, требующую не только военно-дипломатического вмешательства, но и даже гуманитарной интервенции (по запросу белорусского общества).

В Кремле продолжают видеть источник нынешнего белорусского политического кризиса в Александре Лукашенко. Новая белорусская оппозиция прошла кастинг на роль политической силы, с которой Москва собирается не только выстраивать практические отношения, но и помочь ей прийти к власти. А вот белорусские власти подтвердили свой токсичный статус. Соответственно, решение кризиса видится в смене режима через контролируемый транзит власти от Лукашенко новой оппозиции.

Пока белорусские власти насильно высылают из страны членов Координационного совета, пытаясь убедить всех (включая самих себя) в том, что протесты - это заговор Литвы, Польши и Украины, новая оппозиция на различных западных площадках доводит следующие сигналы:

• революция в Беларуси – не антироссийская, а анти-лукашенковская, оппозиция стремится к евроатлантическим ценностям для Беларуси только в вопросах перехода к демократии, а не в плане институциональной переориентации на ЕС и НАТО;

• Россия может выступить посредником в переговорах между Лукашенко и обществом, «гарантом мирной передачи власти», демократических преобразований и помочь организовать новые честные выборы в Беларуси;

• Новая власть не собирается пересматривать отношения с Россией, Беларусь останется в экономических и военных альянсах с Россией, хотя и будет проводить многовекторную внешнюю политику, но с оглядкой на обязательства в рамках союзов с Россией.

P.S.: к посту ниже прикреплено изображения шеврона "белорусского добровольческого корпуса", который может быть задействован в "гуманитарной интервенции" для разделения сторон и защиты местного белорусского населения от НВФ, а также поддержки "местных отрядов народного ополчения и самообороны". 
Повестка переговоров Александра Лукашенко и Владимира Путина в Сочи 14 сентября: 

• Рефинансирование долга ($600 млн).
• Погашение задолженности за российский газ ($330 млн).
• Дорожная карта выхода из политического кризиса (Лукашенко везет свою, Кремль разработал собственную).
• Освобождение политических заключённых (прежде всего Виктора Бабарико и членов его штаба, Марии Колесниковой, политтехнолога Виталия Шклярова и др.).

Как мы и прогнозировали, никакого подписания документов по углублению интеграции не будет. Это связано с тем, что Лукашенко по-прежнему отказывается от этой сделки, а в Москве решили перейти к другому сценарию удержания Беларуси в своей сфере влияния (об этом как-нибудь отдельно).

Главный пункт повестки переговоров - дорожная карта решения белорусского кризиса. Лукашенко везёт в Сочи свой план, предполагающий выход из кризиса через общенациональный диалог с подконтрольной оппозицией и проведение конституционной реформы в течение 3-5 лет. Его уже направили и в ОБСЕ, и в Москву. Сразу отметим, что Кремль этот план категорически не устраивает, поэтому российские стратеги разработали свой.

Основные пункты плана Лукашенко:
Проведение конституционной реформы до 2022 года, ослабление власти президента в пользу правительства и парламента и повторные выборы президента и парламента после принятия поправок в Конституцию;
• Конституционная реформа предполагает, что процесс будет проходить в формате национального диалога, будет обеспечена либерализация политической системы, часть полномочий президента передана парламенту, будет изменена и партийная система — роль партий повысится, будут внесены изменения в избирательное законодательство, а все изменения будут приняты на референдуме. 
• Конституционные изменения могут затронуть избирательную систему. Возможно (но не точно), в ней появится возможность избрания депутатов по партийным спискам;
• Незначительная часть полномочий президента будет перераспределена в пользу региональной вертикали, а также правительства и парламента. Сверхполномочия президента остаются, в том числе координация всех ветвей власти, вопросы обороны и безопасности. Уходить Лукашенко в ближайшие годы никуда не собирается;
Ни о каких переговорах с реальной оппозицией и реальным гражданским обществом речи пока не идет. Обсуждение изменений в Конституцию будет проходить с трудовыми коллективами и региональным активом, в который входят представители властной вертикали и GONGO (ветеранские, женские, профсоюзные организации);
• Будет созвано Всебелорусское народное собрание, предположительно в декабре 2020 года (крайний срок январь 2021). На нем будут утверждены даты референдума по изменению Конституции и даты выборов депутатов местных советов, Палаты представителей и досрочные президентские выборы. При этом досрочные президентские выборы могут состояться только после принятия новой Конституции, но до окончания полномочий депутатов действующей Палаты представителей;
• До принятия новой Конституции будет изменен закон о партиях и в стране будут созданы партийные структуры, которые власть будет готова допустить к выборам по партийным спискам.

Основные пункты плана Кремля:
• Смена режима через трансфер власти от Лукашенко к новой оппозиции в течение года; 
• Лукашенко предлагается добровольная отставка и переезд в Россию с персональными гарантиями и почестями как бывшему президенту (то есть это даже не вариант, который Кремль предлагал в 2014-2015 с созданием должности генсека Евразийского экономического союза);
• Белорусские власти должны отказаться от преследований и репрессий в адрес новой оппозиции и освободить всех связанных с ней "политических заключённых" и предоставить возможность зарегистрироваться в качестве политических партий;
• Возвращение к слегка модифицированной конституции 1994 года, то есть переход к парламентской республике;
• Проект конституции будет представлен коалицией из партий новой оппозиции (Бабарико, Тихановской и Цепкало) во время общенационального диалога;
• После референдума проводятся парламентские выборы и выборы президента.
Как видно, планы Минска и Кремля диаметрально противоположные. Лукашенко добровольно уходить никуда не собирается, а у Кремля нет времени, желания и доверия ждать реализации плана официального Минска в течении 3-5 лет, в результате которого Лукашенко опять всех в Кремле обведет вокруг пальца. Поэтому здесь вырисовывается новая конфликтная ситуация, последующие недели стоит ожидать эскалации напряжённости и серьёзного разворота Минска в отношениях с Кремлем назад к курсу и риторике, существовавшими до президентских выборов 2020 года. 

Здесь ловушка рефлексивного управления схлопнется, так как ни белорусы, ни мировое сообщество уже не поверят заявлениям об угрозе со стороны России. Это, правда, совсем не исключает того, что Кремль перейдёт к силовому сценарию смены режима в Минске наподобие штурма дворца Амина/ Бакиева. Но всем в Беларуси и в мире уже будет все равно, да еще и приветствовать будут эти "усилия по силовой демократизации" со стороны Кремля после того беспредела и grey zone, которые устроили белорусские власти своими собственными руками в центре Европы...
Главная проблема с назначением американского посла Джулии Фишер в Беларусь заключается в том, что после завершения процедуры и приезда в Беларусь ей придётся вручать верительные грамоты человеку, которого США отказываются считать легитимным руководителем Беларуси, а вручение верительных грамот является формой признания. Её нахождение без вручения верительных грамот на территории Беларусь не имеет смысла для белорусской стороны. Поэтому "срочная инаугурация" является серьёзным геймченджером.

Гипотетически можно было бы отсрочить инаугурацию Александра Лукашенко до первой декады октября, дав возможность американцам завершить процедуру назначения. И тогда Фишер могла бы приехать в Беларусь и даже вручить верительные грамоты до 5 ноября, то есть перед завершением полномочий Лукашенко по предыдущему президентскому сроку.

Наконец, до инаугурации был шанс в нормальном спокойном режиме обсудить форматы и каналы коммуникаций с ЕС и другими западными странами, лидеры которых безрезультатно пытались дозвониться до Лукашенко последние недели. После инаугурации такие звонки теперь становятся проблематичными, так как новые полномочия западные страны не признают, а предыдущий президентский срок, который истекает 5 ноября, был обнулен самой инаугурации.

Это ещё раз ставит много вопросов по поводу адекватности политического планирования и окружения Лукашенко, которые делают все возможное, чтобы окончательно подорвать его легитимность как в глазах белорусского общества, так и международного сообщества...


Что означает непризнание Лукашенко в мире? Послов отзовут? Визиты «заморозят?»
https://news.1rj.ru/str/tutby_official/15782
@tutby_official
Заявление французского президента Эммануэля Макрона о том, что Александр Лукашенко должен уйти с поста президента Беларуси, а также его встреча со Светланой Тихановской в Вильнюсе - не только одно из последствий нежелания официального Минска вступать в коммуникацию с западными столицами, но и позиция, которую Макрон согласовал в разговоре с российским президентом Владимиром Путиным. Она отражает настроения в Кремле.

Ранее, белорусский кризис обсуждался во время визита российской межведомственной делегации в Париж 9 сентября. Российская делегация в составе 15 человек во главе со спецпредставителем президента Владимира Путина по вопросам международного сотрудничества в области информационной безопасности Андреем Крутских встретилась с послом Франции по цифровым вопросам Анри Вердье. На встрече также присутствовали Гийом Пупо, генеральный директор французского агентства компьютерной безопасности ANSSI (Agence Nationale de la Sécurité des Systèmes d'Information), и его контрагенты из ФСБ. 

Хотя официальная повестка предполагала обсуждение вопросов кибербезопасности, встреча прежде всего использовалась российской стороной для того, чтобы представить Парижу свои объяснения и видение инцидента, касающегося отравления Алексея Навального. Значительная часть времени была посвящена и обсуждению белорусского политического кризиса, но это обсуждение только подтвердило наши прежние оценки - Париж не собирается оспаривать влияние России и вмешиваться в политический кризис в Беларуси, а также готов предоставить карт-бланш на активные действия России на белорусском направлении по смене режима в Минске. 

Как и в случае с подготовкой Минских соглашений по российско-украинскому конфликту , Париж готов полностью положиться на дорожную карту разрешения белорусского кризиса, разработанную в Кремле. Ее обязывающий характер может быть закреплен новым саммитом в Нормандском формате и специальной контактной группой ОБСЕ по белорусскому кризису .

Тем временем, Светлана Тихановская активно продвигает план Козака 2.0 по разрешению кризиса в Беларуси, который предлагает потенциальное участие США, ЕС и России в организации диалога о проведении новых выборов. Этот вопрос она обсуждала, в частности, во время переговоров с заместителем помощника госсекретаря США Джорджем Кентом.