Исторический музей в Туле. Музейный квартал – Telegram
Исторический музей в Туле. Музейный квартал
1.87K subscribers
6.1K photos
374 videos
1.19K links
Канал тульского филиала главного музея национальной истории страны — Государственного исторического музея @state_historical_museum

Для связи 💌 prgimtula@shm.ru 📱

Стикеры: https://news.1rj.ru/str/addstickers/ArsBotanica
Download Telegram
🌙 «Ночь искусств» уже завтра!

3 и 4 ноября в филиале Исторического музея в Туле состоится ежегодная Всероссийская акция «Ночь искусств».

3 ноября филиал Исторического музея в Туле продлевает режим работы 2025 года до 23:00. Кассы открыты до 22:30.

Посетить мероприятия можно по стоимости входного билета на временные экспозиции.


Программа 🎟️

#ГИМТула @gimtula
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
11🙏1🤝1
Внимание! Правильный ответ — кувшин-тоби

Кувшин для эля, неотъемлемый атрибут трапезы простого англичанина, получил имя «Тоби». Версий происхождения имени множество — от шекспировского героя до персонажа песни Френсиса Фаукса «Коричневая кружка» весельчака и любителя эля Тоби Филпота. Фаянсовых тоби начали изготавливать мастера Стаффордшира — ординарный тип тоби вышел из мастерской Ральфа Вуда в первой половине XVIII века.

Тоби были не только представители мужских профессий, но и дамы. Например, кувшин с фигурой в широкополой шляпе, ярком платье, с кружкой или ситом в руках — Марта Ганн, историческая личность, названная английскими газетчиками «многоуважаемой жрицей купания». Она, в соответствии с духом времени, ввозила в воду кабинки с купальщиками в Брайтоне.

Тоби были невысоки — до 30 см. Их назначение не только утилитарно, кувшины украшали окна английских пабов. К середине XIX века кувшины-тоби превратились в сувениры, спрос на них был приличным. В это же время тоби принялись путешествовать: их начали создавать в странах Европы и России. Российские керамисты выпускали кувшины-тоби по английским моделям. В России, где насчитывалось немало англоманов, кувшины-тоби были скорее украшением, нежели посудой для завтрака.

Одна из знаменитых фаянсовых фигур — кувшин «Джордж Уайтфилд», имеющий портретное сходство с прототипом — английским проповедником, представителем протестантской церкви.

Кувшин-тоби «Джордж Уайтфилд» или «Ночной сторож». Западная Европа, Великобритания, Англия, Стаффордшир. 1820-е гг.
Кувшин-тоби «Марта Ганн». Российская империя, д. Речицы. Завод Тереховых и Киселева. 1830-е гг.


#ГИМТула #КоллекцияГИМ @gimtula
152🔥1
С Днём народного единства!

В честь праздника обратимся к публикациям Исторического музея в Дзене — там собраны материалы о первом монументе народным героям, истории его создания и реставрации, а также о личных вещах князя Дмитрия Пожарского из коллекции музея.


🏛Память о народных героях: предметы Дмитрия Пожарского в собрании ГИМ

🏛Из истории создания и реставрации первого московского памятника

🏛10 фактов о памятнике Минину и Пожарскому

Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!

@gimtula
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
123🔥2
Вплоть до XX века коренные народы Сибири жили в относительной изоляции, что способствовало сохранению их древнейших верований и обрядов. Центральное место в этой уникальной духовной культуре занимает шаманизм.

Фарфоровая фигура «Тунгусский шаман» поступила в коллекцию Исторического музея в 1917 году. Скульптура была изготовлена в 1910 году на Императорском фарфоровом заводе вместе с другими предметами из серии «Народы России».

Герой скульптуры одет в традиционный для шамана костюм, имеет при себе традиционные аксессуары, один из которых — бубен.

Мировоззрение сибирских народов было основано на идее гармоничного единства человека и природы. Человек не противопоставлялся окружающему миру, а считался его неотъемлемой частью. Эта тесная связь породила веру в одушевленность всех природных сил, в духов животных и растений, а также в возможность общения с душами предков.

Считалось, что некоторые люди обладают даром взаимодействовать с этими духами и влиять на силы природы, их называли шаманами — посредниками между миром людей и миром духов. Часто шаман становился не только духовным лидером, но и вождем рода или племени, хранителем мудрости и традиций.

Главным ритуалом шамана было камлание — погружение в состояние транса для путешествия в мир духов. Достичь этого состояния шаману помогали ритмичные пляски, удары в бубен и пение.

Увидеть фарфоровые скульптуры представителей народности, выполненные на крупнейших предприятиях Российской империи, можно на выставке «Народы России. Русская фарфоровая скульптура» в филиале Исторического музея в Туле до 16 марта.

Скульптура «Тунгусский шаман». П. П. Каменский
. Императорский фарфоровый завод. 1910 г.

@gimtula #ГИМТула #КоллекцияГИМ
12🔥6🤝1
Завела официальный канал в национальном мессенджере МАX

Теперь и там буду делиться актуальными новостями, ключевыми событиями и проектами в сфере культуры.

Приглашаю подписаться, чтобы всегда быть в курсе самых значимых инициатив и достижений нашей отрасли.
7🔥2😁2
#ВопросГИМ

Стальное основание этого «прибора» декорировано чередующимися поясами стальных ложек и «алмазов», а в нижней части — выполненными высокой насечкой цветочными гирляндами. Между стойками на основании помещено возвышение в виде полусферы вороненой стали, подчеркнутое золоченым бордюром с мелкими «алмазами». На вершине — золоченая розетка со стальной ограненной шишкой. Размер изделия: 19,5×7,5×14,5 см

Что это за изделие? Пишите ответы в комментариях под постом на странице филиала Исторического музея в Туле ВКонтакте. Правильный ответ — после выходных!

Российская империя, Тула, 1780-е гг. Сталь, бронза, олово, полировка, огранка, золочение, воронение

#ГИМТула #КоллекцияГИМ @gimtula
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
9🤩53
«...В галопе выскакиваю на простор заснеженной Красной площади. Принимаю рапорт командующего парадом генерал-лейтенанта П. Артемьева. Объезжаю с ним выстроенные войска. В колоннах стояли рядовые воины. Но в те минуты они мне казались чудо-богатырями. Красноармейцы дружно отвечали на приветствия. „Ура“ катилось по Красной площади, громкое, воинственное, клятвенное...» — так маршал С. М. Буденный, принимавший парад 7 ноября 1941 года, описывал этот день в воспоминаниях.

Осень 1941 года — один из самых драматичных периодов Великой Отечественной войны. Враг находился в 70–100 км от центра Москвы, шла эвакуация промышленных предприятий, минировались мосты и заводы, город находился на осадном положении. Именно в такой обстановке, в строжайшей секретности готовился военный парад на Красной площади к 24-й годовщине Октябрьской революции.

Целью этой важнейшей военной операции была демонстрация боевого духа армии, решительности в борьбе с захватчиками. Вплоть до поздней ночи 6 ноября командиры и личный состав отобранных частей не знали о том, что им предстоит участвовать в параде войск Красной Армии. Командирам частей, участвующих в параде, секретная информация была передана в 23 часа, а приглашенным на Красную площадь гражданским участникам сообщали о проведении торжества с 5 часов утра 7 ноября. В ночь накануне парада по указанию И. В. Сталина кремлевские звезды были расчехлены и зажжены, от маскировки освобожден мавзолей Ленина.

В день парада в городе выпал снег. В 7:50 Сталин и члены советского правительства, остававшиеся в Москве, появились на трибуне Мавзолея. На построение войск отводилось не более 20 минут. Участие в церемонии приняли почти 29 тысяч человек.

Парад, который стал символом несгибаемой воли и веры советского народа в победу над фашизмом, потряс весь мир.

🏛 К 80-летию Парада Победы на Красной площади Исторический музей подготовил онлайн-ресурс «Два парада». Сайт рассказывает историю двух легендарных военных парадов на Красной площади — 1941 и 1945 годов.

Благодарим Российский государственный архив кинофотофонодокументов за предоставленные материалы.

При поддержке ПСБ
Генеральный информационный партнер РИА Новости
Информационный партнер «Звезда»

Пригласительный билет № 1149 на Красную площадь в день празднования 24 годовщины Великой Октябрьской Социалистической Революции 7 ноября 1941 г. на имя А. А. Серова. Ноябрь 1941 г.
Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года. В. В. Богаткин. Вторая половина 1940-х гг.


Подписаться на Исторический музей #80летПобеде
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍14103
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Скульптурная группа «Крестьянки Рязанской губернии», представленная на выставке «Народы России. Русская фарфоровая скульптура», имеет интересную историю создания.

Кто был прототипом этих фигур и как они создавались? Рассказывает Надежда Иорданская, научный сотрудник отдела керамики и стекла Исторического музея.

#ГИМТула #КоллекцияГИМ @gimtula
14🔥4🤝1
🪡Правильный ответ — намотка для ниток!

Намотка выполнена в виде двух стоек, декорированных вертикально расположенными рамками со стальными «бриллиантами». К стойкам круглыми воронеными шариками-винтами прикреплены две катушки с подвижными дисками. Стойки укреплены на многоярусном прямоугольном основании на четырех ножках в виде завитков. Особенную привлекательность намотке придает контрастное сочетание полированной и темно-вороненой стали, подчеркнутой тонкими вставками золоченой бронзы и пышных насеченных гирлянд.

На катушки наматывали нити разных цветов, крючок в верхней части, через который нити перекидывались, не давал возможности перепутать их. Подвижные диски играли роль разделителей, позволяющих использовать разноцветные нити. При необходимости, когда нить определённого цвета заканчивалась или нужно было ввести нить другого цвета или оттенка, могла быть заменена вся катушка.

Подобные предметы играли особую роль в интерьере последней четверти XVIII века. Парадный характер намотки предполагал её использование в демонстрационных целях. Предмет представлял его владелицу как искусную вышивальщицу, а значит, и разумную, рачительную, хозяйку. Работу тульских мастеров высоко ценили даже венценосные особы. Так, в приложении к камер-фурьерскому журналу за 1796 год отмечалось, что при посещении Софийской ярмарки императрица Екатерина II приобрела в числе прочих предметов четыре «мотовки за 100 рублей», которые затем были разыграны в лотерее.

Увидеть этот памятник можно в Москве, на выставке «Магия блеска. Стразы и граненая сталь XVIII — начала XIX века из собрания Исторического музея» до 2 февраля 2026 года

Намотка для ниток. Российская империя, Тула, 1780-е гг.

#ГИМТула #КоллекцияГИМ @gimtula
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍1375
Исторический музей с глубочайшим прискорбием сообщает о кончине после продолжительной болезни старейшего сотрудника отдела изобразительных материалов Государственного исторического музея, искусствоведа, специалиста по истории портретной живописи и русского искусства ХХ века Натальи Андреевны Перевезенцевой (04.04.1955-7.11.2025).

В Историческом музее Наталья Андреевна проработала более 39 лет. После окончания Отделения истории и теории искусства Исторического факультета МГУ в 1980 году она пришла в отдел изобразительных материалов ГИМ, в 1983-1995 гг. была его заведующим, до 2019 года — ведущим научным сотрудником отдела.

Наталья Андреевна — автор многих выставок музея, секретарь Проблемного совета отдела изобразительных материалов, постоянный участник Реставрационных советов ОНР ГИМ, ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря, Госнии Реставрации, МГАХУ памяти 1905 года, Свято-Тихоновского Православного Богословского института.

За вклад в дело сохранения музейных коллекций и создание выставок награждена знаком Государственного исторического музея «За заслуги» и почетным званием «Заслуженный работник культуры РФ».

Наталья Андреевна была человеком редкой доброжелательности и отзывчивости. Широко образованная, одаренная многими талантами, Наталья Андреевна Перевезенцева обладала способностью находить нетривиальные решения в работе. Все, кто общался с ней, испытали на себе обаяние её личности, запомнили её тонкий юмор. Музей был для Натальи Андреевны вторым домом — она бескорыстно отдавала коллегам не только профессиональные, но и человеческие способности. Уход от нас Натальи Андреевны — невосполнимая потеря.

Выражаем самые сердечные соболезнования родным и близким.

Светлая память!


Презентация выставки «Купеческий портрет XVIII — начала XX века» с Натальей Андреевной на Медиапортале музея.
🙏21🕊10💔10
Итоги конкурса — уже завтра 😉
Розыгрыш украшения «ПТИЦА-ОБЕРЕГ» от Государственного исторического музея и NANACODE!

В предверии праздничного сезона мы объеденились, чтобы подарить вам возможность выиграть украшение «ПТИЦА-ОБЕРЕГ», вдохновленное элементом росписи, который украшает стены 8 зала музея. Кроме того, победитель получит входной билет на два лица в Государственный исторический музей, чтобы увидеть оригинал орнамента своими глазами и познакомиться с другими уникальными памятниками.

Как участвовать:
- Подпишитесь на каналы Государственного исторического музея и NANACODE.
- Поставьте реакции на три последних поста.
- Нажмите кнопку «Участвовать» под этим постом.

🎉 Победитель будет выбран случайным образом 12 ноября!

Узнать подробнее об украшении «ПТИЦА-ОБЕРЕГ»
18🔥1🙏1
Нож охотничий в ножнах. Тула, середина XVIII в. Дамаскированная сталь, дерево, ковка, литье, травление, обронная техника, позолота

#ГИМТула #КоллекцияГИМ @gimtula
👍108🔥2
#ВопросГИМ

В этом небольшом — длиной всего 7, 5 см — приборе совместились сразу два функциональных предмета, весьма необходимых в XIX столетии при посещении публичных мероприятий. Флакон из ребристо-граненого прозрачного стекла, золоченый корпус трубки складывался в четыре колена. На горлышке — крышечка с фестончатым краем.

👀 Что это за аксессуар и каким могло быть его двойное назначение? Ответы, как и всегда, ждем в комментариях под постом на странице филиала Исторического музея в Туле ВКонтакте. Правильный ответ — в понедельник.

Франция, 1830-е гг.

#ГИМТула #КоллекцияГИМ @gimtula
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
10👍6🔥3