#ВопросГИМ ❓
Стальное основание этого «прибора» декорировано чередующимися поясами стальных ложек и «алмазов», а в нижней части — выполненными высокой насечкой цветочными гирляндами. Между стойками на основании помещено возвышение в виде полусферы вороненой стали, подчеркнутое золоченым бордюром с мелкими «алмазами». На вершине — золоченая розетка со стальной ограненной шишкой. Размер изделия: 19,5×7,5×14,5 см
✨ Что это за изделие? Пишите ответы в комментариях под постом на странице филиала Исторического музея в Туле ВКонтакте. Правильный ответ — после выходных!
Российская империя, Тула, 1780-е гг. Сталь, бронза, олово, полировка, огранка, золочение, воронение
#ГИМТула #КоллекцияГИМ @gimtula
Стальное основание этого «прибора» декорировано чередующимися поясами стальных ложек и «алмазов», а в нижней части — выполненными высокой насечкой цветочными гирляндами. Между стойками на основании помещено возвышение в виде полусферы вороненой стали, подчеркнутое золоченым бордюром с мелкими «алмазами». На вершине — золоченая розетка со стальной ограненной шишкой. Размер изделия: 19,5×7,5×14,5 см
Российская империя, Тула, 1780-е гг. Сталь, бронза, олово, полировка, огранка, золочение, воронение
#ГИМТула #КоллекцияГИМ @gimtula
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Forwarded from Исторический музей. Официально
«...В галопе выскакиваю на простор заснеженной Красной площади. Принимаю рапорт командующего парадом генерал-лейтенанта П. Артемьева. Объезжаю с ним выстроенные войска. В колоннах стояли рядовые воины. Но в те минуты они мне казались чудо-богатырями. Красноармейцы дружно отвечали на приветствия. „Ура“ катилось по Красной площади, громкое, воинственное, клятвенное...» — так маршал С. М. Буденный, принимавший парад 7 ноября 1941 года, описывал этот день в воспоминаниях.
Осень 1941 года — один из самых драматичных периодов Великой Отечественной войны. Враг находился в 70–100 км от центра Москвы, шла эвакуация промышленных предприятий, минировались мосты и заводы, город находился на осадном положении. Именно в такой обстановке, в строжайшей секретности готовился военный парад на Красной площади к 24-й годовщине Октябрьской революции.
Целью этой важнейшей военной операции была демонстрация боевого духа армии, решительности в борьбе с захватчиками. Вплоть до поздней ночи 6 ноября командиры и личный состав отобранных частей не знали о том, что им предстоит участвовать в параде войск Красной Армии. Командирам частей, участвующих в параде, секретная информация была передана в 23 часа, а приглашенным на Красную площадь гражданским участникам сообщали о проведении торжества с 5 часов утра 7 ноября. В ночь накануне парада по указанию И. В. Сталина кремлевские звезды были расчехлены и зажжены, от маскировки освобожден мавзолей Ленина.
В день парада в городе выпал снег. В 7:50 Сталин и члены советского правительства, остававшиеся в Москве, появились на трибуне Мавзолея. На построение войск отводилось не более 20 минут. Участие в церемонии приняли почти 29 тысяч человек.
Парад, который стал символом несгибаемой воли и веры советского народа в победу над фашизмом, потряс весь мир.
Благодарим Российский государственный архив кинофотофонодокументов за предоставленные материалы.
При поддержке ПСБ
Генеральный информационный партнер РИА Новости
Информационный партнер «Звезда»
Пригласительный билет № 1149 на Красную площадь в день празднования 24 годовщины Великой Октябрьской Социалистической Революции 7 ноября 1941 г. на имя А. А. Серова. Ноябрь 1941 г.
Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года. В. В. Богаткин. Вторая половина 1940-х гг.
Подписаться на Исторический музей #80летПобеде
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍14❤10 3
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Скульптурная группа «Крестьянки Рязанской губернии», представленная на выставке «Народы России. Русская фарфоровая скульптура», имеет интересную историю создания.
Кто был прототипом этих фигур и как они создавались? Рассказывает Надежда Иорданская, научный сотрудник отдела керамики и стекла Исторического музея.
#ГИМТула #КоллекцияГИМ @gimtula
Кто был прототипом этих фигур и как они создавались? Рассказывает Надежда Иорданская, научный сотрудник отдела керамики и стекла Исторического музея.
#ГИМТула #КоллекцияГИМ @gimtula
❤14🔥4🤝1
Намотка выполнена в виде двух стоек, декорированных вертикально расположенными рамками со стальными «бриллиантами». К стойкам круглыми воронеными шариками-винтами прикреплены две катушки с подвижными дисками. Стойки укреплены на многоярусном прямоугольном основании на четырех ножках в виде завитков. Особенную привлекательность намотке придает контрастное сочетание полированной и темно-вороненой стали, подчеркнутой тонкими вставками золоченой бронзы и пышных насеченных гирлянд.
На катушки наматывали нити разных цветов, крючок в верхней части, через который нити перекидывались, не давал возможности перепутать их. Подвижные диски играли роль разделителей, позволяющих использовать разноцветные нити. При необходимости, когда нить определённого цвета заканчивалась или нужно было ввести нить другого цвета или оттенка, могла быть заменена вся катушка.
Подобные предметы играли особую роль в интерьере последней четверти XVIII века. Парадный характер намотки предполагал её использование в демонстрационных целях. Предмет представлял его владелицу как искусную вышивальщицу, а значит, и разумную, рачительную, хозяйку. Работу тульских мастеров высоко ценили даже венценосные особы. Так, в приложении к камер-фурьерскому журналу за 1796 год отмечалось, что при посещении Софийской ярмарки императрица Екатерина II приобрела в числе прочих предметов четыре «мотовки за 100 рублей», которые затем были разыграны в лотерее.
Намотка для ниток. Российская империя, Тула, 1780-е гг.
#ГИМТула #КоллекцияГИМ @gimtula
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍13❤7 5
Forwarded from Исторический музей. Официально
Исторический музей с глубочайшим прискорбием сообщает о кончине после продолжительной болезни старейшего сотрудника отдела изобразительных материалов Государственного исторического музея, искусствоведа, специалиста по истории портретной живописи и русского искусства ХХ века Натальи Андреевны Перевезенцевой (04.04.1955-7.11.2025).
В Историческом музее Наталья Андреевна проработала более 39 лет. После окончания Отделения истории и теории искусства Исторического факультета МГУ в 1980 году она пришла в отдел изобразительных материалов ГИМ, в 1983-1995 гг. была его заведующим, до 2019 года — ведущим научным сотрудником отдела.
Наталья Андреевна — автор многих выставок музея, секретарь Проблемного совета отдела изобразительных материалов, постоянный участник Реставрационных советов ОНР ГИМ, ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря, Госнии Реставрации, МГАХУ памяти 1905 года, Свято-Тихоновского Православного Богословского института.
За вклад в дело сохранения музейных коллекций и создание выставок награждена знаком Государственного исторического музея «За заслуги» и почетным званием «Заслуженный работник культуры РФ».
Наталья Андреевна была человеком редкой доброжелательности и отзывчивости. Широко образованная, одаренная многими талантами, Наталья Андреевна Перевезенцева обладала способностью находить нетривиальные решения в работе. Все, кто общался с ней, испытали на себе обаяние её личности, запомнили её тонкий юмор. Музей был для Натальи Андреевны вторым домом — она бескорыстно отдавала коллегам не только профессиональные, но и человеческие способности. Уход от нас Натальи Андреевны — невосполнимая потеря.
Выражаем самые сердечные соболезнования родным и близким.
Светлая память!
Презентация выставки «Купеческий портрет XVIII — начала XX века» с Натальей Андреевной на Медиапортале музея.
В Историческом музее Наталья Андреевна проработала более 39 лет. После окончания Отделения истории и теории искусства Исторического факультета МГУ в 1980 году она пришла в отдел изобразительных материалов ГИМ, в 1983-1995 гг. была его заведующим, до 2019 года — ведущим научным сотрудником отдела.
Наталья Андреевна — автор многих выставок музея, секретарь Проблемного совета отдела изобразительных материалов, постоянный участник Реставрационных советов ОНР ГИМ, ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря, Госнии Реставрации, МГАХУ памяти 1905 года, Свято-Тихоновского Православного Богословского института.
За вклад в дело сохранения музейных коллекций и создание выставок награждена знаком Государственного исторического музея «За заслуги» и почетным званием «Заслуженный работник культуры РФ».
Наталья Андреевна была человеком редкой доброжелательности и отзывчивости. Широко образованная, одаренная многими талантами, Наталья Андреевна Перевезенцева обладала способностью находить нетривиальные решения в работе. Все, кто общался с ней, испытали на себе обаяние её личности, запомнили её тонкий юмор. Музей был для Натальи Андреевны вторым домом — она бескорыстно отдавала коллегам не только профессиональные, но и человеческие способности. Уход от нас Натальи Андреевны — невосполнимая потеря.
Выражаем самые сердечные соболезнования родным и близким.
Светлая память!
Презентация выставки «Купеческий портрет XVIII — начала XX века» с Натальей Андреевной на Медиапортале музея.
🙏21🕊10💔10
Forwarded from Исторический музей. Официально
Розыгрыш украшения «ПТИЦА-ОБЕРЕГ» от Государственного исторического музея и NANACODE!
В предверии праздничного сезона мы объеденились, чтобы подарить вам возможность выиграть украшение «ПТИЦА-ОБЕРЕГ», вдохновленное элементом росписи, который украшает стены 8 зала музея. Кроме того, победитель получит входной билет на два лица в Государственный исторический музей, чтобы увидеть оригинал орнамента своими глазами и познакомиться с другими уникальными памятниками.
Как участвовать:
- Подпишитесь на каналы Государственного исторического музея и NANACODE.
- Поставьте реакции на три последних поста.
- Нажмите кнопку «Участвовать» под этим постом.
🎉 Победитель будет выбран случайным образом 12 ноября!
Узнать подробнее об украшении «ПТИЦА-ОБЕРЕГ»
В предверии праздничного сезона мы объеденились, чтобы подарить вам возможность выиграть украшение «ПТИЦА-ОБЕРЕГ», вдохновленное элементом росписи, который украшает стены 8 зала музея. Кроме того, победитель получит входной билет на два лица в Государственный исторический музей, чтобы увидеть оригинал орнамента своими глазами и познакомиться с другими уникальными памятниками.
Как участвовать:
- Подпишитесь на каналы Государственного исторического музея и NANACODE.
- Поставьте реакции на три последних поста.
- Нажмите кнопку «Участвовать» под этим постом.
🎉 Победитель будет выбран случайным образом 12 ноября!
Узнать подробнее об украшении «ПТИЦА-ОБЕРЕГ»
❤18🔥1🙏1
Нож охотничий в ножнах. Тула, середина XVIII в. Дамаскированная сталь, дерево, ковка, литье, травление, обронная техника, позолота
#ГИМТула #КоллекцияГИМ @gimtula
#ГИМТула #КоллекцияГИМ @gimtula
👍10❤8🔥2
#ВопросГИМ ❓
В этом небольшом — длиной всего 7, 5 см — приборе совместились сразу два функциональных предмета, весьма необходимых в XIX столетии при посещении публичных мероприятий. Флакон из ребристо-граненого прозрачного стекла, золоченый корпус трубки складывался в четыре колена. На горлышке — крышечка с фестончатым краем.
👀 Что это за аксессуар и каким могло быть его двойное назначение? Ответы, как и всегда, ждем в комментариях под постом на странице филиала Исторического музея в Туле ВКонтакте. Правильный ответ — в понедельник.
Франция, 1830-е гг.
#ГИМТула #КоллекцияГИМ @gimtula
В этом небольшом — длиной всего 7, 5 см — приборе совместились сразу два функциональных предмета, весьма необходимых в XIX столетии при посещении публичных мероприятий. Флакон из ребристо-граненого прозрачного стекла, золоченый корпус трубки складывался в четыре колена. На горлышке — крышечка с фестончатым краем.
Франция, 1830-е гг.
#ГИМТула #КоллекцияГИМ @gimtula
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤10👍6🔥3
Лопари или саамы — древний финно-угорский народ, предки которого были коренным населением Северной Европы. Сейчас в России на Кольском полуострове их осталось около 2 тысяч, в основном в селе Ловозеро, а за рубежом в Норвегии, Швеции, Финляндии — около 80 тысяч.
На Руси саамов считали шаманами из-за их поклонения природе. До сих пор некоторые рыбаки бросают в воду монетки, чтобы духи реки дали богатый улов. По легенде тот, кто однажды выловит все эти монетки, станет самым богатым человеком.
Основные промыслы народа — рыболовство, охота и оленеводство. Олени были основой жизни: их использовали как пищу, транспорт, благодаря оленьим упряжкам, а из шкур шили одежду и строили жилища — чумы. Яркая национальная одежда украшалась тесьмой и бисером.
Увидеть представителей народности, выполненные на крупнейших фарфоровых предприятиях Российской империи, можно на выставке «Народы России. Русская фарфоровая скульптура» в филиале Исторического музея в Туле.
Скульптура «Лопарь». Завод Товарищества М. С. Кузнецова. Конец XIX — начало XX вв.
Скульптура «Лопарь». Императорский фарфоровый завод. Конец 1900-х гг.
@gimtula #ГИМТула #КоллекцияГИМ
На Руси саамов считали шаманами из-за их поклонения природе. До сих пор некоторые рыбаки бросают в воду монетки, чтобы духи реки дали богатый улов. По легенде тот, кто однажды выловит все эти монетки, станет самым богатым человеком.
Основные промыслы народа — рыболовство, охота и оленеводство. Олени были основой жизни: их использовали как пищу, транспорт, благодаря оленьим упряжкам, а из шкур шили одежду и строили жилища — чумы. Яркая национальная одежда украшалась тесьмой и бисером.
Увидеть представителей народности, выполненные на крупнейших фарфоровых предприятиях Российской империи, можно на выставке «Народы России. Русская фарфоровая скульптура» в филиале Исторического музея в Туле.
Скульптура «Лопарь». Завод Товарищества М. С. Кузнецова. Конец XIX — начало XX вв.
Скульптура «Лопарь». Императорский фарфоровый завод. Конец 1900-х гг.
@gimtula #ГИМТула #КоллекцияГИМ
❤13🥰3👍2
Правильный ответ!
Способностью создавать предметы, сочетающие два вида
механических искусств — например, оптического и часового, отличались английские мастера, делавшие акцент не на синтезе форм, а на сочетании функций. В данном случае зрительная трубка соединена со стеклянным флаконом для духов спиральной формы.
Такие «визуальные игры» были неотъемлемой частью светского времяпрепровождения. Взгляд, акцентированный оптическим прибором, как будто приобретал особое смысловое и ценностное наполнение, он уничтожал, одаривал милостью. Приглашал к флирту, что не преминули отразить сатирические издания.
Увлечение зрительными трубками сохранялось наряду с популярностью другого оптического прибора — лорнета. Аксессуары делали из панциря черепахи, металла, перламутра, слоновой кости и украшали драгоценными камнями. Но главная ценность состояла в высоком качестве оптики.
О зрительных трубках мы рассказывали в одном из Клипов, а некоторые образцы из собрания Исторического музея были представлены на выставке «Красавец мужчина»🔍
#ГИМТула #КоллекцияГИМ @gimtula
Способностью создавать предметы, сочетающие два вида
механических искусств — например, оптического и часового, отличались английские мастера, делавшие акцент не на синтезе форм, а на сочетании функций. В данном случае зрительная трубка соединена со стеклянным флаконом для духов спиральной формы.
Такие «визуальные игры» были неотъемлемой частью светского времяпрепровождения. Взгляд, акцентированный оптическим прибором, как будто приобретал особое смысловое и ценностное наполнение, он уничтожал, одаривал милостью. Приглашал к флирту, что не преминули отразить сатирические издания.
«Некоторые, подняв кверху головы, и приложа к глазу лорнет, смотрели на сидящих в ложах женщин, и как скоро сей лорнет устремлялся на какую женщину, то она тихонько отворачивалась, приятно усмехалась и потрогивала искусно или ленточкою на шее, или опахалом; такое жеманство продолжалось непрестанно до самого того времени, как смотритель в лорнет оборачивался к другой женщине», — писал И. А. Крылов.
Увлечение зрительными трубками сохранялось наряду с популярностью другого оптического прибора — лорнета. Аксессуары делали из панциря черепахи, металла, перламутра, слоновой кости и украшали драгоценными камнями. Но главная ценность состояла в высоком качестве оптики.
О зрительных трубках мы рассказывали в одном из Клипов, а некоторые образцы из собрания Исторического музея были представлены на выставке «Красавец мужчина»
#ГИМТула #КоллекцияГИМ @gimtula
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤12👏9🤝2
Таким представал Новодевичий монастырь перед путешественниками в 1830-х гг. 🌙
Узнать о ключевых вехах истории Новодевичьего монастыря можно на выставке «Новодевичий монастырь. История и легенды» в филиале Исторического музея в Туле до 12 января.
Новодевичий монастырь. Общий вид от пруда ночью. Дюран Андре. Durand Andre. 1848 г.
#ГИМТула #КоллекцияГИМ @gimtula
Узнать о ключевых вехах истории Новодевичьего монастыря можно на выставке «Новодевичий монастырь. История и легенды» в филиале Исторического музея в Туле до 12 января.
Новодевичий монастырь. Общий вид от пруда ночью. Дюран Андре. Durand Andre. 1848 г.
#ГИМТула #КоллекцияГИМ @gimtula
❤18👍5🔥4
Якуты — тюркский народ, чьи предки, согласно некоторым исследователям, переселились из районов Прибайкалья на земли современной Якутии.
Считается, что формирование этого народа началось еще в эпоху ранних кочевников, а истоки его этногенеза уходят во II тысячелетие до н. э. Хотя в русских источниках за ними закрепилось название «якуты», их исконным самоназванием является «саха», а во множественном числе — «сахалар». Это слово в переводе на русский язык означает «белый». Отсюда следует особое место образа этого цвета в культуре народа. В частности, он представлен белым кругом на флаге Республики Саха.
Основу традиционного уклада жизни якутов составляли рыбная ловля, охота и животноводство, включавшее содержание крупного рогатого скота и оленей. Особое отношение в якутской кочевой культуре сложилось к лошадям — эти животные использовались для транспорта, в хозяйственных работах и на охоте, а белая лошадь считается одним из важных символов региона.
Формирование якутского национального костюма было обусловлено суровым климатом Крайнего Севера — его основная функция была сугубо утилитарной. Поскольку якуты традиционно занимались разведением скота и охотой на крупных животных для пошива одежды использовались преимущественно кожа, замша и мех. Одежда должна была эффективно сохранять тепло, защищать от осадков, не ограничивать движений и быть комфортной для верховой езды. С расширением торговых связей покрой усложнялся, а костюм пополнялся новыми деталями.
Широко известно и традиционное искусство якутов — резьба по кости. Мастера создают сложные художественные композиции из бивней мамонта и моржовых клыков. Сюжетами для их работ служат сцены из народного эпоса, повседневной жизни и уникальная природа Севера.
📍 Увидеть фарфоровую скульптуру якута из легендарной серии «Народности России» можно на выставке «Народы России. Русская фарфоровая скульптура» до 16 марта.
📍 А также предлагаем вспомнить сюжет о ноже «Слышу белого шамана», выполненном мастером из Якутии, Александром Ючюгяевым. В работе, подаренной Историческому музею, переплелись история и мотивы, характерные для якутской культуры.
Скульптура «Якут». Каменский П.П. Императорский фарфоровый завод. 1910 г.
#ГИМТула #КоллекцияГИМ @gimtula
Считается, что формирование этого народа началось еще в эпоху ранних кочевников, а истоки его этногенеза уходят во II тысячелетие до н. э. Хотя в русских источниках за ними закрепилось название «якуты», их исконным самоназванием является «саха», а во множественном числе — «сахалар». Это слово в переводе на русский язык означает «белый». Отсюда следует особое место образа этого цвета в культуре народа. В частности, он представлен белым кругом на флаге Республики Саха.
Основу традиционного уклада жизни якутов составляли рыбная ловля, охота и животноводство, включавшее содержание крупного рогатого скота и оленей. Особое отношение в якутской кочевой культуре сложилось к лошадям — эти животные использовались для транспорта, в хозяйственных работах и на охоте, а белая лошадь считается одним из важных символов региона.
Формирование якутского национального костюма было обусловлено суровым климатом Крайнего Севера — его основная функция была сугубо утилитарной. Поскольку якуты традиционно занимались разведением скота и охотой на крупных животных для пошива одежды использовались преимущественно кожа, замша и мех. Одежда должна была эффективно сохранять тепло, защищать от осадков, не ограничивать движений и быть комфортной для верховой езды. С расширением торговых связей покрой усложнялся, а костюм пополнялся новыми деталями.
Широко известно и традиционное искусство якутов — резьба по кости. Мастера создают сложные художественные композиции из бивней мамонта и моржовых клыков. Сюжетами для их работ служат сцены из народного эпоса, повседневной жизни и уникальная природа Севера.
Скульптура «Якут». Каменский П.П. Императорский фарфоровый завод. 1910 г.
#ГИМТула #КоллекцияГИМ @gimtula
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤15👍4 2