Исторический музей в Туле. Музейный квартал – Telegram
Исторический музей в Туле. Музейный квартал
1.87K subscribers
6.1K photos
374 videos
1.19K links
Канал тульского филиала главного музея национальной истории страны — Государственного исторического музея @state_historical_museum

Для связи 💌 prgimtula@shm.ru 📱

Стикеры: https://news.1rj.ru/str/addstickers/ArsBotanica
Download Telegram
Нож охотничий в ножнах. Тула, середина XVIII в. Дамаскированная сталь, дерево, ковка, литье, травление, обронная техника, позолота

#ГИМТула #КоллекцияГИМ @gimtula
👍108🔥2
#ВопросГИМ

В этом небольшом — длиной всего 7, 5 см — приборе совместились сразу два функциональных предмета, весьма необходимых в XIX столетии при посещении публичных мероприятий. Флакон из ребристо-граненого прозрачного стекла, золоченый корпус трубки складывался в четыре колена. На горлышке — крышечка с фестончатым краем.

👀 Что это за аксессуар и каким могло быть его двойное назначение? Ответы, как и всегда, ждем в комментариях под постом на странице филиала Исторического музея в Туле ВКонтакте. Правильный ответ — в понедельник.

Франция, 1830-е гг.

#ГИМТула #КоллекцияГИМ @gimtula
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
10👍6🔥3
Лопари или саамы — древний финно-угорский народ, предки которого были коренным населением Северной Европы. Сейчас в России на Кольском полуострове их осталось около 2 тысяч, в основном в селе Ловозеро, а за рубежом в Норвегии, Швеции, Финляндии — около 80 тысяч.

На Руси саамов считали шаманами из-за их поклонения природе. До сих пор некоторые рыбаки бросают в воду монетки, чтобы духи реки дали богатый улов. По легенде тот, кто однажды выловит все эти монетки, станет самым богатым человеком.

Основные промыслы народа — рыболовство, охота и оленеводство. Олени были основой жизни: их использовали как пищу, транспорт, благодаря оленьим упряжкам, а из шкур шили одежду и строили жилища — чумы. Яркая национальная одежда украшалась тесьмой и бисером.

Увидеть представителей народности, выполненные на крупнейших фарфоровых предприятиях Российской империи, можно на выставке «Народы России. Русская фарфоровая скульптура» в филиале Исторического музея в Туле.

Скульптура «Лопарь». Завод Товарищества М. С. Кузнецова. Конец XIX — начало XX вв.
Скульптура «Лопарь». Императорский фарфоровый завод. Конец 1900-х гг.

@gimtula #ГИМТула #КоллекцияГИМ
13🥰3👍2
Правильный ответ!

Способностью создавать предметы, сочетающие два вида
механических искусств — например, оптического и часового, отличались английские мастера, делавшие акцент не на синтезе форм, а на сочетании функций. В данном случае зрительная трубка соединена со стеклянным флаконом для духов спиральной формы.

Такие «визуальные игры» были неотъемлемой частью светского времяпрепровождения. Взгляд, акцентированный оптическим прибором, как будто приобретал особое смысловое и ценностное наполнение, он уничтожал, одаривал милостью. Приглашал к флирту, что не преминули отразить сатирические издания.
«Некоторые, подняв кверху головы, и приложа к глазу лорнет, смотрели на сидящих в ложах женщин, и как скоро сей лорнет устремлялся на какую женщину, то она тихонько отворачивалась, приятно усмехалась и потрогивала искусно или ленточкою на шее, или опахалом; такое жеманство продолжалось непрестанно до самого того времени, как смотритель в лорнет оборачивался к другой женщине», — писал И. А. Крылов.

Увлечение зрительными трубками сохранялось наряду с популярностью другого оптического прибора — лорнета. Аксессуары делали из панциря черепахи, металла, перламутра, слоновой кости и украшали драгоценными камнями. Но главная ценность состояла в высоком качестве оптики.

О зрительных трубках мы рассказывали в одном из Клипов, а некоторые образцы из собрания Исторического музея были представлены на выставке «Красавец мужчина» 🔍

#ГИМТула #КоллекцияГИМ @gimtula
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
12👏9🤝2
Таким представал Новодевичий монастырь перед путешественниками в 1830-х гг. 🌙

Узнать о ключевых вехах истории Новодевичьего монастыря можно на выставке «Новодевичий монастырь. История и легенды» в филиале Исторического музея в Туле до 12 января.

Новодевичий монастырь. Общий вид от пруда ночью. Дюран Андре. Durand Andre. 1848 г.

#ГИМТула #КоллекцияГИМ @gimtula
18👍5🔥4
Якуты — тюркский народ, чьи предки, согласно некоторым исследователям, переселились из районов Прибайкалья на земли современной Якутии.

Считается, что формирование этого народа началось еще в эпоху ранних кочевников, а истоки его этногенеза уходят во II тысячелетие до н. э. Хотя в русских источниках за ними закрепилось название «якуты», их исконным самоназванием является «саха», а во множественном числе — «сахалар». Это слово в переводе на русский язык означает «белый». Отсюда следует особое место образа этого цвета в культуре народа. В частности, он представлен белым кругом на флаге Республики Саха.

Основу традиционного уклада жизни якутов составляли рыбная ловля, охота и животноводство, включавшее содержание крупного рогатого скота и оленей. Особое отношение в якутской кочевой культуре сложилось к лошадям — эти животные использовались для транспорта, в хозяйственных работах и на охоте, а белая лошадь считается одним из важных символов региона.

Формирование якутского национального костюма было обусловлено суровым климатом Крайнего Севера — его основная функция была сугубо утилитарной. Поскольку якуты традиционно занимались разведением скота и охотой на крупных животных для пошива одежды использовались преимущественно кожа, замша и мех. Одежда должна была эффективно сохранять тепло, защищать от осадков, не ограничивать движений и быть комфортной для верховой езды. С расширением торговых связей покрой усложнялся, а костюм пополнялся новыми деталями.

Широко известно и традиционное искусство якутов — резьба по кости. Мастера создают сложные художественные композиции из бивней мамонта и моржовых клыков. Сюжетами для их работ служат сцены из народного эпоса, повседневной жизни и уникальная природа Севера.

📍Увидеть фарфоровую скульптуру якута из легендарной серии «Народности России» можно на выставке «Народы России. Русская фарфоровая скульптура» до 16 марта.

📍А также предлагаем вспомнить сюжет о ноже «Слышу белого шамана», выполненном мастером из Якутии, Александром Ючюгяевым. В работе, подаренной Историческому музею, переплелись история и мотивы, характерные для якутской культуры.

Скульптура «Якут». Каменский П.П. Императорский фарфоровый завод. 1910 г.

#ГИМТула #КоллекцияГИМ @gimtula
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
15👍42
Друзья, внимание!

1 января 2026 года изменится банк-оператор Пушкинской карты. Подробности — на карточке и в видео. Не забудьте подать заявление на выпуск новой карты, чтобы сохранить доступ в мир искусства.

Напоминаем, что каждую последнюю субботу месяца в Историческом музее проходит акция «День Пушкинской карты».

В этот день гости могут посетить экскурсии из цикла «Молодежные маршруты», а также кураторские и тематические экскурсии.

Ждём вас!

#ПушкинскаяКарта
8👍1
#ВопросГИМ

Внешне этот деревянный артефакт напоминает нам привычную линейку, однако его форма более объёмна — он имеет четыре грани. Служил он тоже для измерения, но им мерили не расстояние и не размер. Об этой функции красноречиво напоминают многочисленные засечки на его корпусе.

Как вы думаете, что именно отсчитывали с помощью этого предмета? Оставляйте свои варианты ответа под постом на странице филиала Исторического музея в Туле ВКонтакте.

Россия. Начало XVIII в.

#ГИМТула #КоллекцияГИМ @gimtula
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
10😇3
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Серия «Волшебный фонарь» считается одной из ключевых в истории русской фарфоровой скульптуры. Ее история началась с одноименного печатного издания, представленного на выставке «Народы России. Русская фарфоровая скульптура» 🕯️

Об истории создания скульптур, вдохновленных жизнью народов России — научный сотрудник керамики и стекла ГИМ, Надежда Иорданская.

А также предлагаем вспомнить сюжет о ноже «Слышу белого шамана», выполненном мастером из Якутии, Александром Ючюгяевым. В работе, подаренной Историческому музею, переплелись история и мотивы, характерные для якутской культуры. Смотрите, если пропустили!

Выставка «Народы России. Русская фарфоровая скульптура» проходит в филиале Исторического музея в Туле до 16 марта.

#ГИМТула #КоллекцияГИМ @gimtula
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
14👍3🔥2
На неделе c 24 по 30 ноября ждём вас на экскурсиях и музейных программах в Детском центре!
 
Музей работает в следующие часы:

◈ 24, 26, 27, 30 ноября — с 10:00 до 19:00
◈ 28 и 29 ноября — с 10:00 до 21:00
◈ 25 ноября — санитарный день.
Касса закрывается за 30 минут до окончания работы музея. Доступна оплата Пушкинской картой.
 
Расписание экскурсий по выставке «Новодевичий монастырь. История и легенды», 12+
▷ 24 ноября в 12:30, 15:30
▷ 26 ноября в 12:30, 16:30
▷ 27 ноября в 12:30, 16:30
▷ 28 ноября в 10:30, 15:30, 16:30
▷ 29 ноября в 12:30, 16:30
▷ 30 ноября в 12:30, 16:30
Стоимость — 300 рублей с человека, плюс цена билета на выставку. Стоимость билета на выставку — 300 рублей, пенсионерам и студентам — 200 рублей, дети до 14 лет — бесплатно.
 
Расписание экскурсий по выставке «Народы России. Русская фарфоровая скульптура XIX — начала XX вв.», 12+
▷ 24 ноября в 14:30, 17:00
▷ 26 ноября в 10:30, 14:30, 17:00
▷ 27 ноября в 10:30, 14:30, 17:00, 18:00
▷ 28 ноября в 10:30, 14:30, 17:00, 19:00
▷ 29 ноября в 10:30, 14:30, 17:00, 19:00
▷ 30 ноября в 10:30, 14:30, 17:00
Стоимость — 200 рублей с человека, плюс цена билета на выставку. Стоимость билета на выставку — 250 рублей, пенсионерам и студентам — 150 рублей, дети до 14 лет — бесплатно.
 

Кураторская экскурсия по выставке «Новодевичий монастырь. Истории и легенды», 14+
29 ноября в 15:00
Экскурсию проводит научный сотрудник научно-экспозиционного отдела Исторического музея Горбачевский Евгений Александрович.
Стоимость — 500 рублей с человека, плюс цена билета на выставку.
 
Музейное занятие с мастер-классом «Писать красиво нелегко», 7+
29 ноября в 16:00
Стоимость — 250 рублей с человека.
 
Музейное занятие с мастер-классом «Секреты древней керамики», 7+
30 ноября в 16:00
Стоимость — 250 рублей с человека.
 

Количество участников музейных программ ограничено. Продажа билетов прекращается за час до начала мероприятия.
 
В программе возможны изменения. Дополнительная информация по телефону: +7(4872)77-31-65.

#ГИМТула @gimtula
12👍3
Возвращаемся с ответом на пятничную загадку! 📆

Деревянные резные календари были широко распространены в крестьянской среде со средних веков вплоть до конца XIX века. Календарный цикл в них был прочно привязан к началу и окончанию сельскохозяйственных работ. Зачастую новый год начинался по привычному для сельского населения издревле сложившемуся календарю — 1 сентября или 1 марта, несмотря на то, что с начала XVIII века наступление нового года в России стали отмечать 1 января.

Крестьянский календарь, представленный в экспозиции Исторического музея, имеет четыре грани — по количеству времён года. Зарубками на каждой его стороне отмечены дни, а загадочными знаками — православные и сельскохозяйственные праздники, ориентируясь на которые, крестьяне выстраивали свою жизнь. После каждых 30 зарубок на календаре имеется небольшое пространство, отделяющее один месяца от другого.

Над праздничными днями вырезаны фигуры, ассоциировавшиеся у крестьян с тем или иным православным праздником. Например, 6 мая (23 апреля) праздновался день Георгия Победоносца, одного из самых почитаемых на Руси святых, прозванного в народе Егорием Храбрым. В северных районах России в этот день выгоняли скот на пастбища. Неслучайно на календаре над этим днем видна вырезанная фигура коня.

Сейчас этот предмет можно увидеть в 24 зале постоянной экспозиции Исторического музея в Москве.

Народный земледельческий календарь «Святцы». Россия. Начало XVIII в.

#ГИМТула #КоллекцияГИМ @gimtula
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
15👍6🔥2