GITADARAN – Telegram
GITADARAN
2.46K subscribers
3.77K photos
252 videos
24 files
2.04K links
GITADARAN - Авторский канал про историю, культуру и Науку

О самых важных и интересных событиях 🌍

Обратная связь @Gitadaran_bot
Download Telegram
Карин ( Эрзрум ) - армянский город без армян.

Эрзрум, Карин - город и гавар в одноименном вилайете на территории Западной Армении, в районе верхнего течения Западного Евфрата.

Соответствует части гавара Карин Высокой Армении в пределах Великой Армении.

Центр гавара — г.Эрзрум. Во 2-й половине ХV в. Эрзрумом овладели турки-османы и образовали здесь центральный санджак одноименного эялета. С древнейших времен Эрзрум являлся одним из самых густонаселенных армянами гаваров Армении. В начале ХIХ в. здесь проживало 68 тыс. армян, из них 41 тыс.—в 128 селах. В течение ХIХ и в начале ХХ вв.. вследствие погромов, насильственного обращения в магометанство, вынужденной эмиграции, землетрясения 1859г., армянское население гавара уменьшилось до 40 тыс., г.Эрзрума — до 15 тыс., а число армянских сел сократилось до 48 (около 25 тыс. человек).

Карин ( Эрзрум ) привлекает особый интерес по нескольким аспектам. В первую очередь тем, что как уже было отмечено в Европе 17-19 веках этот город упоминался как армянский. ( Атлас 1710 года )

Сейчас же город частично в руинах, а остальная часть заселена турками и курдами. По сообщению Роулинсона, в районе Эрзрума проживает 350 000 курдов.

Еще в Эрзруме есть неизменный домик Ататюрка. Интересное дело - нет в Турции города и поселка, где бы не существовал домик Ататюрка.

Еще интересна данная цитата :

«Самый эффективный способ тюркизировать курдов — это обучать турок и курдов в одних и тех же школах. Диярбакыр достаточно созрел, чтобы без труда оперировать нашими мерами, чтобы стать сильным турецким центром. 
С созданием провинции Дерсим должна быть создана военная администрация и реформа Дерсима должна быть связана с программой. Необходимо сделать Эрзрум сильным турецким центром против курдизма внутри, а также необходимо предотвратить переселение курдов в эвакуированные армянские села
».

Подпись: Исмет Инёню, Kurdish Report

Сказали, сделали. Сейчас же, по свидетельствам различных СМИ Эрзрум известен своим турецким национализмом. Но об этом пусть расскажут специалисты.

В принципе как и везде в Турции, в Эрзруме также сносятся армянские кварталы и церкви, в связи с тотальным отрицанием своей истории 20 века, что отражается не только в Эрзруме.

Чуть дальше Эрзрума, в Сарыкамыше, есть монумент памятника погибшим турецким войнам при сражении в Сарыкамыше, но там не указано с кем они воевали и что за битва была, только информация, что славно воевали и погибли ради родины.

Также стоит отдельно отметить Эрзрумскую резню (1895) — массовые убийства христианского населения, в частности армян, происходившие в городе Эрзрум (Османская империя). Осуществлялись турецкими военнослужащими и местным турецким населением. Сопровождались грабежами и мародёрством.

«Более 60000 армян было убито. В Трабзуне, Эрзруме, Эрзинджане, Хасанкалэ и многих других местах xристиане были задавлены как виноград…».

Роберт Андерсон

30 октября 1895 г. британскому консулу попались в руки два письма, направленные одним турецким солдатом своему брату и родителям:

«Мой брат, если вы хотите знать новости, мы убили 1200 армян[…]. Ранено 511 армян… Если вам интересно, то ни один солдат или башибозук не был даже ранен…».

В итоге в Эрзрум не осталось армян и город сейчас стал центром турецкого национализма.

Примечателен тот факт, что в 1878г. Эрзрум был одним из центров освободительной борьбы армянского народа против турецкого ига.

История армянского Эрзрума весьма интересна. У наших коллег, кстати, вышел интересный пост про демографию Эрзрума и Вана.

Сейчас в Эрзруме есть интересная гравюра, посвященная "героям" турецких войск. Весьма любопытная пропагандисткая иллюстрация.

В целом о турецкой пропаганде можно говорить долго, так как она везде - в фильмах, сериалах, простых гравюрах, книгах по истории и так далее.

Если сравнивать образ турка до 20 века с образом, который есть у людей сейчас, то можно заметить, какая большая работа была проделана только для того, чтобы поменять этот образ восприятия.

А вообще пропаганда и турецкий национализм - это тема для отдельного поста.

T.me/GitaDaran
👍7🔥1👏1😁1
Карин ( Эрзрум )

В 1919-1920 годах Эрзурум становится значимым центром турецкого национального движения. В политических кругах неоднократно говорили о том, что он должен стать новой столицей Турции ( интересно, что в французском атласе 1710 года Эрзрум упоминается как столица Армении ).

Про турецкий национализм есть интересная статья 2009 года :

Турция бережет нацистские традиции

Советую прочитать данную статью, она написана в контексте популярности книги Гитлера " Моя Борьба " в Турции.

Отрывок из статьи выше:

Идеи о господстве так называемой высшей нации находили благодатную почву у местных пантюркистов, проповедовавших создание Турана - единого мифического государства этнических турок, которое будет процветать в веках.

Очевидно, по этой же причине книга нашла почитателей на территории других, дружественных тюркоязычных стран. Например, в конце 90-х перевод с турецкого издания был сделан в Азербайджане.

Книга вышла тиражом в триста тысяч экземпляров.

Говорит журналист, историк Айше Кулаклык:

- "Майн Кампф" всегда оставалась в Турции среди наиболее читаемых книг. Ее популярность возрастала во времена горячих идеологических дебатов.

Проповедники пантюркизма повторяли слова Гитлера: "Чем полнее будет победа наших идей, тем большую внутреннюю свободу сможем мы предоставить каждому".

На заре создания турецкого государства люди стыдились своего турецкого происхождения. Вот почему пантюркизм получил такую популярность в обществе.

Фактически, для турок пантюркизм стал выражением безысходности и бегством от комплекса неполноценности. Но это был ящик Пандоры. Его открыли и не смогли удержать.

Долгие годы, процветающий издательский центр "Бильге карынжа", распространял научно-популярную и детскую литературу.

Впрочем, это не приносило столько прибыли, как издание "Майн Кампф".

Книга расходилась по двадцать - тридцать тысяч экземпляров в год.

В 2005 году Министерство культуры запретило издание и распространение этого труда Гитлера. В издательство нагрянули приставы. Были уничтожены все тиражи, из компьютера изъяты все копии.

В отношении издательства открыли уголовное дело за нарушение авторских прав. Выяснилось, что турки нарушили международный закон об авторских правах на книгу, которые, как выяснилось, принадлежали южно-германской земле Бавария. В столице Баварии Мюнхене находилось главное издательство национал-социалистической партии, которому принадлежало право на издание книги в "Третьем рейхе".

Однако, начиная с 1946 года, министерство финансов Баварии, которое занималось всеми вопросами этой книги, ни разу не разрешило переиздание "Майн кампф". По просьбе правительства Баварии немецкие власти подали жалобу на турецких издателей.

В Турции, однако, не стали заводить уголовное дело. После того, как был заплачен штраф в размере около 100 тысяч евро, дело закрыли.

Но вот, что сказал представитель издательства Огуз Текташ в интервью одному из телеканалов:

" Мы выглядим антисемитами в глазах публики, но это законы рынка ".

T.me/GitaDaran
👍4🔥1👏1
Немного про то как воспринимался образ турка раньше

В русском или украинском языках синонимом слова «турок» является обозначение, мягко выражаясь, «недалекого» (не в географическом смысле), буйного, вздорного человека. Вспомним Козьму Пруткова: «Ревнивый муж подобен турку».

И это не только в русском или украинском языке

Аналогичные выражения имеются во многих европейских языках.

К примеру, в английском есть идиоматическое выражение «young turk». Это говорится о человеке буйного, вздорного характера, которому трудно ужиться с другими.

В том же английском «little turk» - непослушный ребёнок.

В большинстве же языков, включая русский, украинский и французский, - слово "турок" синонимично "непонимающему тупице".

Французское "mais tu es turc, quoi?!" (буквально: «Да ты что, турок, что ли?»)

обозначает: "Ты что, совсем уже болван непонятливый?

По-английски существовало аналогичное выражение, - теперь "отменённое", как неполиткорректное.

По-итальянски же и сейчас 
«турок = болван».

В испанском выражение "козел отпущения" имеется в двух вариантах. Собственно, chivo expiatorio (дословно "искупительный козел") и второе – «cabeza de turco» (дословно "голова турка").

Похожее выражение и во французском языке: «tête de Turc» — спортивная груша, мишень, аттракцион для испытания силы. 

«Servir de tête de Turc» — быть предметом насмешек, травли; быть козлом отпущения.

Немецкий.

türken: «fingieren, fälschen: ein Interview t.; getürkte Autounfälle...»

«Отуречивать»: означает вымышлять, подделывать: отуречивать интервью; отуреченные аварии...

Таким образом, сравнение с турком в европейских языках используется как ругательство, в данном контексте - не в качестве названия конкретного этноса, а как негативная характеристика личности, как определение ее умственных, психологических особенностей.

Используемые на бытовом уровне выражения "Ты что, турок?", "Ну ты и турок!» имеют глубокие корни и отражают историческую память народов.

Отчего так веками сложилосьтема для специального исследования.

Хотя и ныне русскоязычные туристы, побывавшие в Турции, сложили новую пословицу: "Если турок не придурок, значит он не турок".

Несколько пословиц и поговорок о турках, найденные на просторах рунета:

Скорее курица взлетит, чем турок научится любить. (Арабская поговорка)

Имеешь дело с турком - не выпускай палку из рук. (Армянская поговорка)

Хочешь чтобы турок тебя послушался - ударь его палкой. (Армянская поговорка)

Дьявол имеет много обличий, главное из которых тюркское. (Ассирийская поговорка)

Там где ступала нога турка трава не растет. (Болгарская поговорка)

Если турок говорит о мире, значит будет война. (Греческая поговорка)

Плохая жизнь, что соседство с тюрком. (Курдская пословица)

Строят люди, рушат турки. (Сербская поговорка)

Петух не снесет яйца, а турок не станет человеком. (Румынская пословица)

Ревнивый муж подобен турку. (Козьма Прутков)

Тюрок - предвестник Антихриста. (Убейд Закани)

Троим не верь: бабе не верь, турку не верь, непьющему не верь. (Петр I Великий)
 
📱 T.me/GitaDaran
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍9🔥2👏1😁1
У нас в голосовом чате пройдёт вторая лекция.

Курс по истории Армении

Темы : Царство Ервандидов (VII-III вв до н.э.): Паруйр, Сатрапия, Тигран, Македонский, Оронт, Селевкиды.
Дата : 21 Мая
Время : 21 : 00 по мск
Спикер : Мартин Хуршудян администратор канала Պատմահայր

Ссылка на голосовой чат: https://news.1rj.ru/str/gitadaran?livestream

Все материалы по курсу будут отмечаны хештегом #историяАрменииGit

T.me/GitaDaran
👍3🔥2👏1
GITADARAN pinned a photo
Live stream started
История 2
GITADARAN
У нас в голосовом чате прошла вторая лекция.

Курс по истории Армении

Первая лекция

Тема : Царство Ервандидов (VII-III вв до н.э.): Паруйр, Сатрапия, Тигран, Македонский, Оронт, Селевкиды.

Свидетельство Ксенофонта

Бехистунская надпись

Спикер : Мартин Хуршудян администратор канала Պատմահայր

#историяАрменииGit

T.me/GitaDaran
👍42👏2
Сегодня, 22 мая, свой день рождения отмечает Аркадий Иванович Тер-Тадевосян (Командос)военный деятель, один из командиров в период войны в Арцахе, генерал-майор армии Республики Армения (1992).

Почетный гражданин Еревана (1998 г.). 8 мая 2009 г. Тер-Тадевосян был удостоен высшего звания НКР – Герой Арцаха, ему вручен орден «Золотой орел». Награжден также орденами «Боевой крест» I ст. Республики Армения и Нагорно-Карабахской Республики.

31 марта 2021 года на 82-м году жизни скончался командующий операцией по освобождению Шуши, герой Арцаха, генерал-майор Аркадий Тер-Тадевосян - легендарный Командос

Предлагаем вам посмотреть короткий документальный фильм про великого сына нашего народа.

T.me/GitaDaran
9👍2🔥1
У нас в голосовом чате пройдёт двенадцатая лекция.

Цикл лекций, посвящённый армянскому культурному наследию и истории.

Тема : Караундж продолжение
Дата : 22 Мая
Время : 20:00 по мск
Длительность : 30 минут

Ссылка на голосовой чат: https://news.1rj.ru/str/gitadaran?livestream

T.me/GitaDaran
👍5👏1
GITADARAN pinned a photo
Вторая лекция по Политологии: Политика и мораль.

Часть первая.

Первая лекция.

Во времена гражданских неурядиц даже один человек может сделать многое, если он дерзок и решителен.

Корнелий Тацит

Корнелий Тацит (ок. 55 — ок. 120) — один из самых известных историков эпохи Античности. В своих сочинениях «Анналах» и «Истории», он описал события, происходившие в Древнем Риме в период с 14 по 96 год н.э., и рассказал о правлении Тиберия, Калигулы, Клавдия, Нерона и других знаменитых правителей.

К сожалению, его труды сохранились не полностью. До наших дней не дошли многие главы, в том числе и посвященные династии Флавиев (Веспасиан, Тит и Домициан). Но несмотря на это, книги Тацита признаны не только ценнейшим историческим источником, но и знаковым литературным памятником эпохи (прежде всего, благодаря незаурядному дару рассказчика).

Кстати его цитата: "Удачи подвергают наш дух еще более суровым испытаниям, ибо в несчастьях мы закаляемся, а счастье нас расслабляет". Думаю, покажется многим знакомым по смысловому содержанию.

Возвращаясь к началу нашего диалога, я хочу подчеркнуть, что разговор наш будет не о революции, как наверное многие решили, прочитав лишь начало текста, а о политике и морали.

Начал я конечно с далека, так как хочу рассказать для начала об Античной мысли, философии и политике.

"Когда нечем гордиться в настоящем, хвастаются вчерашними заслугами." —  Марк Туллий Цицерон.

Современная политическая наука весьма многогранна и разветвлена. Местами она аморальна и лжива, а где-то нам кажется она суровой и прямолинейной, но и то и другое, по сути, не правдивые утверждения.

Цицерон своим высказванием раскрывает целый пласт секретов правителей, ведь если посмотреть, то вся политическая философия о патриотизме основывается на истории величия в прошлом. Но как замечает сам Цицерон, лишь для тех у кого нет заслуг в настоящем, могут позволить себе хвастаться прошлым.

Тацит раскрывает другую логичскую цепочку, говоря о том, что удачи в прошлом нас расслабили, потому и сейчас мы имеем неудачи, которые нас закаляют.

Мы же хотим развернуть нашу мысль немного в другую сторону? В частности, добавим к этому и понятие морали.

Мораль (от лат. Moralis — нравственный) — особая форма общественного сознания или вид общественных отношений, в основе которых лежат такие гуманистические идеалы, как добро, справедливость, честность, нравственность, духовность и др. Мораль призвана удерживать человека от неблаговидных поступков.

В первобытных племенах мораль являлась одним из основных институтов в системе уравнения небольшими социальными сообществами. С возникновением государства и политических институтов в управлении обществом возникает проблема соотношения политики и морали.

Первая теоретическая попытка разделения политики и морали была предпринята Н. Макиавелли.

Он считал, что люди по своей природе коварны. Поэтому для того, чтобы правителю удерживать свою власть, он в случае необходимости может использовать любые средства, в том числе и аморальные.

Аморальная, безнравственная политика широко применялась различными тоталитарными режимами власти (фашистскими, коммунистическими, националистическими и др.).

Для оправдания аморальной политики в рамках тех или иных идеологий создавались соответствующие теоретические концепции.

Например, В. И. Ленин, чтобы оправдать безнравственную политику большевиков, пытался обосновать идею новой «классовой» морали. По его мнению, моральным считается все, что способствует достижению идеалов коммунизма. Для фашистов моральным считалось все, что служит идеалам фашизма. Религиозные радикалы оправдывают свою антигуманную политику служением Богу.

Аморальная политика может прикрываться (оправдываться) не только тоталитарными идеологиями, но и либерально-демократическими идеями и принципами.

Например, реформирование России с начала 90-х гг. XX в. проводилось под лозунгами свободы и демократии, однако используемые при этом методы и средства были не только аморальными с нравственной точки зрения, но и преступными с точки зрения правовой.

#политологияGit

T.me/GitaDaran
👍4🔥1👏1