Армения и Грузия.
Третья часть - Дохристианская культура: Вишапы в верованиях армян и грузин.
Часть 1 , 2
Вишапы — это древние мифологические существа, которые распространены в мифологиях стран Армянского нагорья и Передней Азии. Обычно их изображали в виде высоких каменных изваяний.
Широко распространено среди грузин и армян представление о «вишапах» или в грузинской версии – «вешапи», больших каменных стеллах в Армении и на юге Грузии, имеющих форму рыбы или с изображениями рыб, или животных.
Первоначально Вишапы являлись божествами или духами воды. Их вытесывали из камня и ставили у подземных источников воды. Позже мифологический образ Вишапов заменился на злых духов.
То, что представление о вишапах (вешапи) у грузин и армян связывается с водой, подтверждается также тем, что это название еще с древнейших времен связывается у них с самым большим существом, жившим в воде – с китом. Уже в древних грузинских и армянских переводах Библии греческое «кетос» (кит) передано «вишап» или «вешап»-ом.
Статуи Вишапов достигали пяти метров в высоту, как правило, они имели форму рыб, реже - форму растянутой на кольях шкуры быка. Вишап по армянски означает дракон. Согласно мифам, большой Вишап поглощает солнце, поэтому происходит затмение.
Сами Вишапы живут в высоких горах, в больших озерах, на небе , в облаках. Когда Вишапы поднимаются на небо или спускаются вниз, они производят страшный грохот и сметают все на своем пути. Вишап, который дожил до тысячи лет, может поглотить весь мир.
Грузинский и армянский фольклор рисует вишапов злыми, огромными звероподобными существами: эти божества эпохи язычества после принятия христианства в представлении народа превратились в злых существ. Любопытно, что у хурритов существовало божество, носящее схожее с вишапами название – «вишаишап» (или «вишашаи»).
Во время грозы, постаревшие Вишапы с гор и озер поднимаются на небо, а небесные Вишапы спускаются на землю. Согласно древней армянской мифологии, с Вишапами тесно связан культ любимого языческого бога армян Ваагна.
Согласно легенде, Ваагн сражается с драконами, олицетворяющими темные и злые силы.
Голодный Вишап может проглотить солнце, и наступит затмение.
Некоторые Вишапы живут в тучах и вызывают грозы. Другие — в подводных дворцах. Но в любом случае, водная стихия подвластна Вишапам и используют они свою власть не на пользу людям.
В грузинском фольклоре вешапи фигурирует в эпосе «Амираниани» о богоборце Амирани, где упоминаются несколько видов вешапи: белый, красный и черный. При этом последний черный вешапи был огнедышащим.
В армянских мифах также различают белых, красных и чёрных ви(е)шапов, которые часто бывают многоглавыми. Самыми сильными обычно бывают черные вишапы.
В армянском фольклоре борьба богов против вишапов отражена, например, в старинном эпосе «Випасанк», где армянский бог грозы, Ваагн, сразу после рождения начал бороться с драконами тьмы. Битвами вишапов с Вахагном в древней Армении объяснялись штормы, возникающие на озере Ван.
Изображения вишапов содержатся не только на древних каменных стеллах, но и на коврах и других предметах материальной культуры.
В армянской мифологии вишапы являются первобытными существами.
Им присущ как отрицательный образ, так и положительный. Например, согласно одной армянской легенде, бык-гора Таврос своими рогами убивает вишап-гору Заб, а вода, вытекающая из его ран образует реку Заг. Здесь Загрос представлен в роли носителя добра и зла одновременно. (Такой подход чем-то напоминает китайскую и японскую мифологию, но это уже тема отдельной дискуссии).
В армянских легендах и преданиях, впрочем, как и всех индоевропейских языков в целом, характерной чертой оценки является именной дуалистический подход.
Все эти факты являются одним из свидетельств уникальных взаимосвязей между народами Армении и Грузии.
T.me/GitaDaran
Третья часть - Дохристианская культура: Вишапы в верованиях армян и грузин.
Часть 1 , 2
Вишапы — это древние мифологические существа, которые распространены в мифологиях стран Армянского нагорья и Передней Азии. Обычно их изображали в виде высоких каменных изваяний.
Широко распространено среди грузин и армян представление о «вишапах» или в грузинской версии – «вешапи», больших каменных стеллах в Армении и на юге Грузии, имеющих форму рыбы или с изображениями рыб, или животных.
Первоначально Вишапы являлись божествами или духами воды. Их вытесывали из камня и ставили у подземных источников воды. Позже мифологический образ Вишапов заменился на злых духов.
То, что представление о вишапах (вешапи) у грузин и армян связывается с водой, подтверждается также тем, что это название еще с древнейших времен связывается у них с самым большим существом, жившим в воде – с китом. Уже в древних грузинских и армянских переводах Библии греческое «кетос» (кит) передано «вишап» или «вешап»-ом.
Статуи Вишапов достигали пяти метров в высоту, как правило, они имели форму рыб, реже - форму растянутой на кольях шкуры быка. Вишап по армянски означает дракон. Согласно мифам, большой Вишап поглощает солнце, поэтому происходит затмение.
Сами Вишапы живут в высоких горах, в больших озерах, на небе , в облаках. Когда Вишапы поднимаются на небо или спускаются вниз, они производят страшный грохот и сметают все на своем пути. Вишап, который дожил до тысячи лет, может поглотить весь мир.
Грузинский и армянский фольклор рисует вишапов злыми, огромными звероподобными существами: эти божества эпохи язычества после принятия христианства в представлении народа превратились в злых существ. Любопытно, что у хурритов существовало божество, носящее схожее с вишапами название – «вишаишап» (или «вишашаи»).
Во время грозы, постаревшие Вишапы с гор и озер поднимаются на небо, а небесные Вишапы спускаются на землю. Согласно древней армянской мифологии, с Вишапами тесно связан культ любимого языческого бога армян Ваагна.
Согласно легенде, Ваагн сражается с драконами, олицетворяющими темные и злые силы.
Голодный Вишап может проглотить солнце, и наступит затмение.
Некоторые Вишапы живут в тучах и вызывают грозы. Другие — в подводных дворцах. Но в любом случае, водная стихия подвластна Вишапам и используют они свою власть не на пользу людям.
В грузинском фольклоре вешапи фигурирует в эпосе «Амираниани» о богоборце Амирани, где упоминаются несколько видов вешапи: белый, красный и черный. При этом последний черный вешапи был огнедышащим.
В армянских мифах также различают белых, красных и чёрных ви(е)шапов, которые часто бывают многоглавыми. Самыми сильными обычно бывают черные вишапы.
В армянском фольклоре борьба богов против вишапов отражена, например, в старинном эпосе «Випасанк», где армянский бог грозы, Ваагн, сразу после рождения начал бороться с драконами тьмы. Битвами вишапов с Вахагном в древней Армении объяснялись штормы, возникающие на озере Ван.
Изображения вишапов содержатся не только на древних каменных стеллах, но и на коврах и других предметах материальной культуры.
В армянской мифологии вишапы являются первобытными существами.
Им присущ как отрицательный образ, так и положительный. Например, согласно одной армянской легенде, бык-гора Таврос своими рогами убивает вишап-гору Заб, а вода, вытекающая из его ран образует реку Заг. Здесь Загрос представлен в роли носителя добра и зла одновременно. (Такой подход чем-то напоминает китайскую и японскую мифологию, но это уже тема отдельной дискуссии).
В армянских легендах и преданиях, впрочем, как и всех индоевропейских языков в целом, характерной чертой оценки является именной дуалистический подход.
Все эти факты являются одним из свидетельств уникальных взаимосвязей между народами Армении и Грузии.
T.me/GitaDaran
🔥4👍1
Forwarded from Romary (Mary Gri)
«Скажу откровенно: меня прежде всего интересует, как к моим сочинениям относится широкая аудитория подлинных любителей музыки. В ее рядах есть и знатоки, и не знатоки, сторонники модерна… и его противники. Но мне ближе не тот слушатель, который умеет все услышанное разложить по полочкам, а тот, кто слушает непосредственно и может сказать, радует ли его услышанная музыка или огорчает…»
С Днём Рождения «Mr Танец с Саблями»
С Днём Рождения «Mr Танец с Саблями»
👍9❤3🔥2
Дореволюционная армянская карикатура
Первые печатные издания на армянском языке появились в XVI веке.
К середине XIX века в одном только Тифлисе печаталось 170 периодических изданий. Армянские издательства были также в Москве, Петербурге, Одессе, Лондоне. Самыми крупными центрами в тот период были Бейрут и Стамбул.
Не все газеты публиковали карикатуры, как и иллюстрации вообще.
Но, например, газета «Аптак» («Пощечина») уделяла большое внимание карикатуре. "Аптак" впервые был напечатан в Афинах, затем газета стала издаваться в Лондоне.
На первой полосе "Аптака" публиковались реквизиты в помощь газете. Карикатуры были, как правило, посвящены положению армян в Турции.
T.me/GitaDaran
Первые печатные издания на армянском языке появились в XVI веке.
К середине XIX века в одном только Тифлисе печаталось 170 периодических изданий. Армянские издательства были также в Москве, Петербурге, Одессе, Лондоне. Самыми крупными центрами в тот период были Бейрут и Стамбул.
Не все газеты публиковали карикатуры, как и иллюстрации вообще.
Но, например, газета «Аптак» («Пощечина») уделяла большое внимание карикатуре. "Аптак" впервые был напечатан в Афинах, затем газета стала издаваться в Лондоне.
На первой полосе "Аптака" публиковались реквизиты в помощь газете. Карикатуры были, как правило, посвящены положению армян в Турции.
T.me/GitaDaran
👍5❤2
Касаемо данного документа и цитаты " Кто сегодня помнит об уничтожении армян ? "
Полный текст на русском языке
«Кто же сегодня говорит об уничтожении армян?»
[22 августа 1939 г.]
Мое решение напасть на Польшу было принято прошлой весной. Первоначально я опасался, что политическая констелляция заставит меня нанести удар одновременно по Англии, России, Франции и Польше. Даже на этот риск пришлось бы пойти.
Еще с осени 1938 года и поскольку я понял, что Япония не присоединится к нам безоговорочно и что Муссолини угрожает этот придурок короля и предательский негодяй наследного принца, я решил пойти со Сталиным.
В конце концов, в мире есть только три великих государственных деятеля: Сталин, я и Муссолини. Муссолини самый слабый, ибо ему не удалось сломить власть ни короны, ни церкви. Мы со Сталиным единственные, кто видит будущее и ничего, кроме будущего. Соответственно, через несколько недель я протяну руку Сталину на общей немецко-русской границе и предприму с ним передел мира.
Наша сила заключается в нашей скорости и в нашей жестокости. Чингисхан повел на бойню миллионы женщин и детей — с преднамеренностью и счастливым сердцем. История видит в нем исключительно основателя государства. Мне безразлично, что скажет обо мне слабая западноевропейская цивилизация.
Я отдал приказ — и я прикажу расстрелять любого, кто произнесет хотя бы одно слово критики, — что наша военная цель состоит не в выходе на определенные рубежи, а в физическом уничтожении врага. Соответственно, я привел в готовность свои смертоносные формирования - пока только на Востоке - с приказом им безжалостно и безжалостно посылать на смерть мужчин, женщин и детей польского происхождения и языка. Только так мы обретем то жизненное пространство (Lebensraum) , которое нам нужно. Кто же сегодня говорит об уничтожении армян?
Кеворк Б. Бардакджян, Гитлер и Геноцид армян (Кембридж, Массачусетс: Институт Зоряна, 1985).
Вышеприведенный текст представляет собой русскую версию немецкого документа, переданного Луи П. Лохнеру в Берлине. Впервые он появился в книге Лохнера « Что насчет Германии? ». (Нью-Йорк: Додд, Мид и Ко., 1942), стр. 1-4. Позже Нюрнбергский трибунал определил документ как L-3 или экземпляр USA-28. Две другие версии того же документа представлены в Приложениях II и III. Немецкий оригинал см. Akten zur Deutschen Auswartigen Politik 1918–1945, Серия D, Группа VII (Баден-Баден, 1956), стр. 171–172.
T.me/GitaDaran
Полный текст на русском языке
«Кто же сегодня говорит об уничтожении армян?»
[22 августа 1939 г.]
Мое решение напасть на Польшу было принято прошлой весной. Первоначально я опасался, что политическая констелляция заставит меня нанести удар одновременно по Англии, России, Франции и Польше. Даже на этот риск пришлось бы пойти.
Еще с осени 1938 года и поскольку я понял, что Япония не присоединится к нам безоговорочно и что Муссолини угрожает этот придурок короля и предательский негодяй наследного принца, я решил пойти со Сталиным.
В конце концов, в мире есть только три великих государственных деятеля: Сталин, я и Муссолини. Муссолини самый слабый, ибо ему не удалось сломить власть ни короны, ни церкви. Мы со Сталиным единственные, кто видит будущее и ничего, кроме будущего. Соответственно, через несколько недель я протяну руку Сталину на общей немецко-русской границе и предприму с ним передел мира.
Наша сила заключается в нашей скорости и в нашей жестокости. Чингисхан повел на бойню миллионы женщин и детей — с преднамеренностью и счастливым сердцем. История видит в нем исключительно основателя государства. Мне безразлично, что скажет обо мне слабая западноевропейская цивилизация.
Я отдал приказ — и я прикажу расстрелять любого, кто произнесет хотя бы одно слово критики, — что наша военная цель состоит не в выходе на определенные рубежи, а в физическом уничтожении врага. Соответственно, я привел в готовность свои смертоносные формирования - пока только на Востоке - с приказом им безжалостно и безжалостно посылать на смерть мужчин, женщин и детей польского происхождения и языка. Только так мы обретем то жизненное пространство (Lebensraum) , которое нам нужно. Кто же сегодня говорит об уничтожении армян?
Кеворк Б. Бардакджян, Гитлер и Геноцид армян (Кембридж, Массачусетс: Институт Зоряна, 1985).
Вышеприведенный текст представляет собой русскую версию немецкого документа, переданного Луи П. Лохнеру в Берлине. Впервые он появился в книге Лохнера « Что насчет Германии? ». (Нью-Йорк: Додд, Мид и Ко., 1942), стр. 1-4. Позже Нюрнбергский трибунал определил документ как L-3 или экземпляр USA-28. Две другие версии того же документа представлены в Приложениях II и III. Немецкий оригинал см. Akten zur Deutschen Auswartigen Politik 1918–1945, Серия D, Группа VII (Баден-Баден, 1956), стр. 171–172.
T.me/GitaDaran
Telegram
GITADARAN
Историк и политический аналитик из Нью-Йорка доктор Роберт Джон нашел документальные подтверждения высказывания Адольфа Гитлера " Кто сегодня помнит об уничтожении армян ? ".
Доктор Джон обнаружил оригинал документа в военном отделении Национального Архива…
Доктор Джон обнаружил оригинал документа в военном отделении Национального Архива…
👍2🤬1
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤10👍4🔥3
Картины армянского живописца Геворга Башинджагяна, расцвет творчества которого пришёлся на рубеж XIX–XX веков, представляют собой панораму пейзажей родного края.
С именем этого художника связано становление и развитие реалистической пейзажной живописи в армянском искусстве.
«Замечательный поэт Кавказа, певец Арарата, Казбека, Севана. Он чувствовал величие гор, ущелий, долин, создав ряд вдохновенных полотен», — писал о Башинджагяне Мартирос Сарьян. (Иллюстрации Мартироса Сарьяна к армянским сказкам)
⠀
1. Фанос Терлемезян. Портрет художника Г. Башинджагяна. Национальная галерея Армении
⠀
2. Геворг Башинджагян. «Арарат», 1912. Национальная галерея Армении
⠀
3. Геворг Башинджагян. «Дорога в Дилижан», 1895. Национальная галерея Армении
⠀
4. Геворг Башинджагян. «Севан», 1916. Национальная галерея Армении
⠀
5. Геворг Башинджагян. «Севан в лунную ночь», 1915. Национальная галерея Армении
⠀
6. Геворг Башинджагян. «Анийский кафедральный собор», 1900. Национальная галерея Армении ( Реконструкция )
📱 T.me/GitaDaran
С именем этого художника связано становление и развитие реалистической пейзажной живописи в армянском искусстве.
«Замечательный поэт Кавказа, певец Арарата, Казбека, Севана. Он чувствовал величие гор, ущелий, долин, создав ряд вдохновенных полотен», — писал о Башинджагяне Мартирос Сарьян. (Иллюстрации Мартироса Сарьяна к армянским сказкам)
⠀
1. Фанос Терлемезян. Портрет художника Г. Башинджагяна. Национальная галерея Армении
⠀
2. Геворг Башинджагян. «Арарат», 1912. Национальная галерея Армении
⠀
3. Геворг Башинджагян. «Дорога в Дилижан», 1895. Национальная галерея Армении
⠀
4. Геворг Башинджагян. «Севан», 1916. Национальная галерея Армении
⠀
5. Геворг Башинджагян. «Севан в лунную ночь», 1915. Национальная галерея Армении
⠀
6. Геворг Башинджагян. «Анийский кафедральный собор», 1900. Национальная галерея Армении ( Реконструкция )
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍11❤2🔥2
Макс Планк, получив Нобелевскую премию по физике, отправился в турне и всюду выступал с одним и тем же докладом.
Его шофер сидел в зале и запомнил текст наизусть. А затем предложил пошутить: пусть он, шофер, выступит с докладом, а Планк посидит в зале в шоферской фуражке. Идея рассмешила Планка, и он согласился.
И вот шофер выступает с докладом по квантовой механике. Один профессор физики задает вопрос. Шофер выслушивает и говорит: «Никогда бы не подумал, что в таком прогрессивном городе мне зададут такой простой вопрос. С вашего позволения, я попрошу ответить на него своего шофера».
Из книги «Искусство ясно мыслить». Рольф Добелли
T.me/GitaDaran
Его шофер сидел в зале и запомнил текст наизусть. А затем предложил пошутить: пусть он, шофер, выступит с докладом, а Планк посидит в зале в шоферской фуражке. Идея рассмешила Планка, и он согласился.
И вот шофер выступает с докладом по квантовой механике. Один профессор физики задает вопрос. Шофер выслушивает и говорит: «Никогда бы не подумал, что в таком прогрессивном городе мне зададут такой простой вопрос. С вашего позволения, я попрошу ответить на него своего шофера».
Из книги «Искусство ясно мыслить». Рольф Добелли
T.me/GitaDaran
😁16👍3🔥1
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
🦁 Львы
Это самые ленивые хищники в Африке.
Будучи сытыми, львы никогда не охотятся. Единственные две вещи, которые могут заставить сытого льва сдвинуться с места – палящее солнце и опасность.
T.me/GitaDaran
Это самые ленивые хищники в Африке.
Будучи сытыми, львы никогда не охотятся. Единственные две вещи, которые могут заставить сытого льва сдвинуться с места – палящее солнце и опасность.
T.me/GitaDaran
👍9🔥1
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤4👍1
🗓 8 июня 1912 года в Лос-Анджелесе учреждена киностудия "Universal".
Именно эта киностудия выпустила всеми любимые фильмы, такие как "Лицо со шрамом", "Гладиатор", "Список Шиндлера", "Игры разума", и другие.
А какой у вас любимый фильм?
T.me/GitaDaran
Именно эта киностудия выпустила всеми любимые фильмы, такие как "Лицо со шрамом", "Гладиатор", "Список Шиндлера", "Игры разума", и другие.
А какой у вас любимый фильм?
T.me/GitaDaran
👍5🔥2