Этногенез армян
Часть вторая (Часть первая)
Человечество по сути своей всегда в поиске истины, ищет истоки. Истоки армянского народа являются не только предметом обсуждения в академической науке, этот вопрос имел и политическую сторону, и потому и появлялись и продолжают появляться новые статьи, книги и издания о происхождении армян.
Но в науке общеприняты два подхода к вопросу этногенеза или генеалогии народов - примордиалистский и конструктивистский.
Первый подход предполагает, что народы - это явление, идущее из древности, второй же утверждает, что национальное самосознание - это явление, которое появилось в 19 веке, в частности, после Французской революции, окончанием которой историки считают 9 ноября 1799 г.
Большинство учёных придерживаются второго подхода, и это не удивительно, так как очевидно, что начиная с 19 века народы преобразовались, в некоторым смысле модернизировались, появилось другое самосознание, которое в частности отражается в трудах философов того времени.
В философии появляются такие направления как утилитаризм, экзистенциализм, позитивизм, марксизм, прагматизм, трансцендентализм и отдельные великие мыслители – Шопенгауэр, Ницше, Кьеркегор и тд.
„Убогий человек, не имеющий ничего, чем бы он мог гордиться, хватается за единственно возможное и гордится нацией, к которой он принадлежит“ — Артур Шопенгауэр.
"Когда нечем гордиться в настоящем, хвастаются вчерашними заслугами“ — Марк Туллий Цицерон.
"Ибо хотя мы и небольшая грядка, и числом очень ограничены и обделены могуществом, и многократно бывали покорены другими государствами. Но ведь и в нашей стране совершено много подвигов мужества, достойных быть письменно увековеченными" – Мовсес Хоренаци, «История Армении».
Все три высказывания и похожи и отличаются, как и отражают то самосознание, которое имели их авторы. Но анализ философии является отдельной темой обсуждения, нас же интересует генеалогия.
Начнём с упоминания различных летописных преданий и возможных научных подходов, лишь для общего понимания того, в чём заключается суть проблемы.
Если говорить о генетической наследственности и расовой принадлежности, то очевидно, что современные армяне - это потомки жителей Армянского нагорья ещё с эпохи неолита, эта же версия подтверждается результатами недавних ДНК-анализов, о которых в частности рассказывал генетик Левон Епископосян.
Культурная наследственность также не вызывает сомнения, хоть и была реформация самосознания после принятия христианства, но многие традиции сохранились и христианизировались.
Так что же мы пытаемся найти, говоря о генеалогии Армянского народа?
С начала V века и до XIX века на вопросы этногенеза армян ответ был безоговорочно дан по версии армянской истории, которая была сформирована в «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци. На протяжении многих веков данное произведение считалось для армян абсолютным учебником и доказательством своего генеалогического происхождения.
В XIX веке была разработана концепция сравнительного анализа языков, которая утверждала, что армянский язык, как и другие языки, принадлежит к индоевропейской лингвистической группе. Согласно этой теории, армяне в давние времена, вместе с другими племенами, составляли единое этнокультурное сообщество и населяли одну территорию, условно называемую "индоевропейской родиной".
Однако вопрос о происхождении этих народов в рамках данной теории был связан с поиском местонахождения индоевропейской родины, различные версии которой были предложены в разное время научными исследователями (в том числе в Юго-Восточной Европе, северных равнинах в Южной России, на северо-востоке Передней Азии и т.д.).
Ареал обитания армян и формирования армянского народа – это Армянское нагорье, но для того, чтобы прийти к этому выводу, несмотря на уже отмеченные выше многие факты, учёные выдвинут ряд различных версий. Равнодушными не останутся и турецкие фальсификаторы, которые кроме своих попыток заменить изначальное название обитания армян - Армянское нагорье на Анатолию - также попытаются переписать и происхождение.
Продолжение следует...
📱 T.me/GitaDaran
Часть вторая (Часть первая)
Человечество по сути своей всегда в поиске истины, ищет истоки. Истоки армянского народа являются не только предметом обсуждения в академической науке, этот вопрос имел и политическую сторону, и потому и появлялись и продолжают появляться новые статьи, книги и издания о происхождении армян.
Но в науке общеприняты два подхода к вопросу этногенеза или генеалогии народов - примордиалистский и конструктивистский.
Первый подход предполагает, что народы - это явление, идущее из древности, второй же утверждает, что национальное самосознание - это явление, которое появилось в 19 веке, в частности, после Французской революции, окончанием которой историки считают 9 ноября 1799 г.
Большинство учёных придерживаются второго подхода, и это не удивительно, так как очевидно, что начиная с 19 века народы преобразовались, в некоторым смысле модернизировались, появилось другое самосознание, которое в частности отражается в трудах философов того времени.
В философии появляются такие направления как утилитаризм, экзистенциализм, позитивизм, марксизм, прагматизм, трансцендентализм и отдельные великие мыслители – Шопенгауэр, Ницше, Кьеркегор и тд.
„Убогий человек, не имеющий ничего, чем бы он мог гордиться, хватается за единственно возможное и гордится нацией, к которой он принадлежит“ — Артур Шопенгауэр.
"Когда нечем гордиться в настоящем, хвастаются вчерашними заслугами“ — Марк Туллий Цицерон.
"Ибо хотя мы и небольшая грядка, и числом очень ограничены и обделены могуществом, и многократно бывали покорены другими государствами. Но ведь и в нашей стране совершено много подвигов мужества, достойных быть письменно увековеченными" – Мовсес Хоренаци, «История Армении».
Все три высказывания и похожи и отличаются, как и отражают то самосознание, которое имели их авторы. Но анализ философии является отдельной темой обсуждения, нас же интересует генеалогия.
Начнём с упоминания различных летописных преданий и возможных научных подходов, лишь для общего понимания того, в чём заключается суть проблемы.
Если говорить о генетической наследственности и расовой принадлежности, то очевидно, что современные армяне - это потомки жителей Армянского нагорья ещё с эпохи неолита, эта же версия подтверждается результатами недавних ДНК-анализов, о которых в частности рассказывал генетик Левон Епископосян.
Культурная наследственность также не вызывает сомнения, хоть и была реформация самосознания после принятия христианства, но многие традиции сохранились и христианизировались.
Так что же мы пытаемся найти, говоря о генеалогии Армянского народа?
С начала V века и до XIX века на вопросы этногенеза армян ответ был безоговорочно дан по версии армянской истории, которая была сформирована в «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци. На протяжении многих веков данное произведение считалось для армян абсолютным учебником и доказательством своего генеалогического происхождения.
В XIX веке была разработана концепция сравнительного анализа языков, которая утверждала, что армянский язык, как и другие языки, принадлежит к индоевропейской лингвистической группе. Согласно этой теории, армяне в давние времена, вместе с другими племенами, составляли единое этнокультурное сообщество и населяли одну территорию, условно называемую "индоевропейской родиной".
Однако вопрос о происхождении этих народов в рамках данной теории был связан с поиском местонахождения индоевропейской родины, различные версии которой были предложены в разное время научными исследователями (в том числе в Юго-Восточной Европе, северных равнинах в Южной России, на северо-востоке Передней Азии и т.д.).
Ареал обитания армян и формирования армянского народа – это Армянское нагорье, но для того, чтобы прийти к этому выводу, несмотря на уже отмеченные выше многие факты, учёные выдвинут ряд различных версий. Равнодушными не останутся и турецкие фальсификаторы, которые кроме своих попыток заменить изначальное название обитания армян - Армянское нагорье на Анатолию - также попытаются переписать и происхождение.
Продолжение следует...
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍12❤5🥰2🔥1👏1
Forwarded from GITADARAN
Настойчивость и воля армянки наполняют огнём сердца армянских войнов
В 1921 году в письме, которое было адресовано Нжде , членом военного совета 11-й Красной армии, с иронией был задан вопрос о том, на кого надеются сюникцы и что им по силам.
Нжде в ответном письме рассказал о героическом поступке одной женщины, жительницы Сюника, которая сражалась.
"Она испытывала жажду три дня, но при этом приносила армянским солдатам воду из Аракса. Она дважды попадала под обстрел красных. Сначала у неё разбился кувшин, а во второй раз она была ранена.
Но после этого, когда все были уверены, что раненая женщина больше не вернётся, она появлялась снова, держа в руках кувшин. Настойчивость и воля раненой армянки наполнили огнём и местью наши души, и через тридцать минут ваши ползком убежали с наших гор. Вот моя сила!" – закончил Нжде.
📱 T.me/GitaDaran
В 1921 году в письме, которое было адресовано Нжде , членом военного совета 11-й Красной армии, с иронией был задан вопрос о том, на кого надеются сюникцы и что им по силам.
Нжде в ответном письме рассказал о героическом поступке одной женщины, жительницы Сюника, которая сражалась.
"Она испытывала жажду три дня, но при этом приносила армянским солдатам воду из Аракса. Она дважды попадала под обстрел красных. Сначала у неё разбился кувшин, а во второй раз она была ранена.
Но после этого, когда все были уверены, что раненая женщина больше не вернётся, она появлялась снова, держа в руках кувшин. Настойчивость и воля раненой армянки наполнили огнём и местью наши души, и через тридцать минут ваши ползком убежали с наших гор. Вот моя сила!" – закончил Нжде.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤14👍6🔥4👏2
История - это не просто скучный набор фактов. Она является важной частью нашей сущности, нашего бытия и идентичности. И только полное понимание прошлого может дать нам возможность справедливо оценить настоящее и определить направление наших будущих действий.
📱 T.me/GitaDaran
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤12👍8👏4🥰2🔥1
Этногенез армян
Часть 3 - история (Часть 1 и Часть 2)
В XIX веке теория о нахождении индоевропейской родины в Юго-Восточной Европе получила широкое распространение в научном сообществе. С другой стороны, по данным греческих источников, армяне могли происходить из восточной части Балканского полуострова. Как результат, возникла гипотеза о том, что армяне могут быть потомками народов, которые мигрировали из Балканского региона в древности.
Однако эта теория, не подкреплённая наличием достаточных доказательств и фактов, не может считаться достоверной и продолжает оставаться объектом контроверзы, а также политических манипуляций, в том числе со стороны турецких фальсификаторов истории.
Еще одним теоретическим направлением в исследовании генезиса армянского народа является абесткая, или асиникская, теория, которая предполагает, что армянский язык имеет своё особое генеалогическое происхождение, не связанное с индоевропейской лингвистической группой. Согласно этой концепции, армяне могли образоваться путём миграции и смешения разных азиатских народов. Однако данная теория не может выдержать серьёзной научной критики и остаётся отвергнутой, так как смешение двух разноязычных народов не может привести к возникновению абсолютно уникального языка.
В начале 1980-х годов традиционная точка зрения о местонахождении индоевропейской родины была пересмотрена, и американский лингвист Калинджян предложил свою интерпретацию, указывающую на то, что эта родина находилась в древней Армении, на территории, где сформировался армянский народ. В свете последующих исследований по данной проблеме его теория нашла подтверждение у значительной части ученых. В результате, вопрос происхождения армян получил новое объяснение, а тезис о потомках народов, мигрировавших из Балканского региона, был отвергнут, так как армянский народ сформировался именно на той территории, где находилась индоевропейская родина.
На данный момент ученые придерживаются мнения, что в 5-4 тысячелетиях до нашей эры армяны были частью индоевропейской общности, а в конце 4 тысячелетия до нашей эры отделились от неё. Именно с этого времени началось формирование армянского народа, проходившее в два этапа.
Первый этап - это период формирования родовых объединений и начальных государственных структур, который приходится на 3-2 тысячелетия до нашей эры.
Второй этап произошел в V-VI веках до нашей эры и связан с формированием единой государственности. В результате, на текущий момент можно констатировать, что армянский народ и его язык отделились от индоевропейской общности в 4-3 тысячелетиях до нашей эры, сложив свой уникальный этнокультурный облик на территории Армянского нагорья.
Максимиллиан Де Лафайет писал, что цивилизация началась с Армении.
Учёные, которые придерживаются примордиалистского подхода в вопросе формирования народов, считают армян одним из древних народов мира.
Этапы формирования армянского самосознания
Дохристианский период
К сожалению, сведений об этом периоде, касаемо мыслителей того времени у нас мало. Один из первых, кто описывает жизнь армян на Армянском нагорье, это греческий историк Страбон. И хотя его работа содержит больше бытовой истории, но и это дает представление о развитых для того времени культуре и навыках. Немаловажным является факт гостеприимства, которое и сейчас является частью армянского менталитета.
В ассирийских, хеттских, шумерских и вавилонских надписях, где рассказано о протоармянских племенах и племенных государствах, мы узнаем о храбрых воинах и о борьбе за свободу.
Резюмируя вышесказанное, можно сказать следующее.
Армяне - народ свободолюбивый, усердный, храбрый, гостеприимный и любящий веселье. Армяне ценят семейные узы и преданы своей семье.
Христианский период
Уже в V веке в летописи Мовсеса Хоренаци мы читаем про борьбу Айка и Бела, про стремление быть свободными, про храбрые подвиги и тд. Христианское самосознание адаптировало уже имеющийся характер храбрости к умению прийти к самопожертвованию ради высшей цели. Одним из таких примеров была битва за веру в 451 году.
Продолжение следует...
📱 T.me/GitaDaran
Часть 3 - история (Часть 1 и Часть 2)
В XIX веке теория о нахождении индоевропейской родины в Юго-Восточной Европе получила широкое распространение в научном сообществе. С другой стороны, по данным греческих источников, армяне могли происходить из восточной части Балканского полуострова. Как результат, возникла гипотеза о том, что армяне могут быть потомками народов, которые мигрировали из Балканского региона в древности.
Однако эта теория, не подкреплённая наличием достаточных доказательств и фактов, не может считаться достоверной и продолжает оставаться объектом контроверзы, а также политических манипуляций, в том числе со стороны турецких фальсификаторов истории.
Еще одним теоретическим направлением в исследовании генезиса армянского народа является абесткая, или асиникская, теория, которая предполагает, что армянский язык имеет своё особое генеалогическое происхождение, не связанное с индоевропейской лингвистической группой. Согласно этой концепции, армяне могли образоваться путём миграции и смешения разных азиатских народов. Однако данная теория не может выдержать серьёзной научной критики и остаётся отвергнутой, так как смешение двух разноязычных народов не может привести к возникновению абсолютно уникального языка.
В начале 1980-х годов традиционная точка зрения о местонахождении индоевропейской родины была пересмотрена, и американский лингвист Калинджян предложил свою интерпретацию, указывающую на то, что эта родина находилась в древней Армении, на территории, где сформировался армянский народ. В свете последующих исследований по данной проблеме его теория нашла подтверждение у значительной части ученых. В результате, вопрос происхождения армян получил новое объяснение, а тезис о потомках народов, мигрировавших из Балканского региона, был отвергнут, так как армянский народ сформировался именно на той территории, где находилась индоевропейская родина.
На данный момент ученые придерживаются мнения, что в 5-4 тысячелетиях до нашей эры армяны были частью индоевропейской общности, а в конце 4 тысячелетия до нашей эры отделились от неё. Именно с этого времени началось формирование армянского народа, проходившее в два этапа.
Первый этап - это период формирования родовых объединений и начальных государственных структур, который приходится на 3-2 тысячелетия до нашей эры.
Второй этап произошел в V-VI веках до нашей эры и связан с формированием единой государственности. В результате, на текущий момент можно констатировать, что армянский народ и его язык отделились от индоевропейской общности в 4-3 тысячелетиях до нашей эры, сложив свой уникальный этнокультурный облик на территории Армянского нагорья.
Максимиллиан Де Лафайет писал, что цивилизация началась с Армении.
Учёные, которые придерживаются примордиалистского подхода в вопросе формирования народов, считают армян одним из древних народов мира.
Этапы формирования армянского самосознания
Дохристианский период
К сожалению, сведений об этом периоде, касаемо мыслителей того времени у нас мало. Один из первых, кто описывает жизнь армян на Армянском нагорье, это греческий историк Страбон. И хотя его работа содержит больше бытовой истории, но и это дает представление о развитых для того времени культуре и навыках. Немаловажным является факт гостеприимства, которое и сейчас является частью армянского менталитета.
В ассирийских, хеттских, шумерских и вавилонских надписях, где рассказано о протоармянских племенах и племенных государствах, мы узнаем о храбрых воинах и о борьбе за свободу.
Резюмируя вышесказанное, можно сказать следующее.
Армяне - народ свободолюбивый, усердный, храбрый, гостеприимный и любящий веселье. Армяне ценят семейные узы и преданы своей семье.
Христианский период
Уже в V веке в летописи Мовсеса Хоренаци мы читаем про борьбу Айка и Бела, про стремление быть свободными, про храбрые подвиги и тд. Христианское самосознание адаптировало уже имеющийся характер храбрости к умению прийти к самопожертвованию ради высшей цели. Одним из таких примеров была битва за веру в 451 году.
Продолжение следует...
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👏9❤2👍1🥰1🤩1
«Снится мне сладкий Гюмри…»
Ованес Шираз
Гюмри – древний армянский город с драматичной и славной историей. Он расположился на крайнем западе страны, у границы с Турцией, на Ширакском плато.
Эта часть горной страны окружена Ширакским и Памбакским хребтами и отрогами горного массива Арагац, самого высокого на территории современной Армении.
Город Гюмри, по своим размерам уступающий только столице Еревану, является административным центром Ширакской области.
📱 T.me/GitaDaran
Ованес Шираз
Гюмри – древний армянский город с драматичной и славной историей. Он расположился на крайнем западе страны, у границы с Турцией, на Ширакском плато.
Эта часть горной страны окружена Ширакским и Памбакским хребтами и отрогами горного массива Арагац, самого высокого на территории современной Армении.
Город Гюмри, по своим размерам уступающий только столице Еревану, является административным центром Ширакской области.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤6👍5🔥2
Во времена гражданских неурядиц даже один человек может сделать многое, если он дерзок и решителен.
Корнелий Тацит
📱 T.me/GitaDaran
Корнелий Тацит
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍8👏4❤1🔥1
Перед тем, как продолжить рассуждение о генеалогии Армянского народа , я хотел бы пояснить важность обладания этой информацией.
История - это составная часть политических процессов, а для понимания этих процессов необходимо хорошо знать исторические факты.
Наши знания - это наше оружие в борьбе с фальсификацией и пропагандой.
В частности, если говорить о вопросе этногенеза армян, существует множество различных теорий, которые активно распространяются нашими врагами и используются ими для своей пропаганды. Но зная все эти теории, а также их историю возникновения и опровержения, мы можем спокойно доказывать свою позицию и доносить истину тем, кто невольно попал на пропагандистский "крючок".
К сожалению, повседневные новости, которые в срочных эфирах вызывают бурные эмоции, часто теряют свой смысл и интерес уже через несколько месяцев или даже дней, в то время как знания истории всегда будут актуальны, даже спустя годы.
Изучайте историю❗️
📱 T.me/GitaDaran
История - это составная часть политических процессов, а для понимания этих процессов необходимо хорошо знать исторические факты.
Наши знания - это наше оружие в борьбе с фальсификацией и пропагандой.
В частности, если говорить о вопросе этногенеза армян, существует множество различных теорий, которые активно распространяются нашими врагами и используются ими для своей пропаганды. Но зная все эти теории, а также их историю возникновения и опровержения, мы можем спокойно доказывать свою позицию и доносить истину тем, кто невольно попал на пропагандистский "крючок".
К сожалению, повседневные новости, которые в срочных эфирах вызывают бурные эмоции, часто теряют свой смысл и интерес уже через несколько месяцев или даже дней, в то время как знания истории всегда будут актуальны, даже спустя годы.
Изучайте историю
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍5❤2😁2👏1
Тёмные времена
Армения за свою многовековую историю пережила много разных эпох, но одна из них ещё свежа в памяти сегодняшнего поклонения. Несмотря на недолгий по меркам истории период, всего-то 3-4 года, она впечаталась в памяти сразу нескольких поколений так сильно, что невольная память об этом времени уже вызывает мурашки.
Эти года называют по-разному, так как за этот короткий период народ Армении успел пережить и голод, и холод, и войну...
Началось всё с лета 1991 года, тогда в Армению перестал поступать природный газ, но это оказалось лишь началом испытаний, которые предстояло пройти всей нации. Вместе с развалившимся Советским Союзом развалились экономические и транспортные связи. Единая электрическая сеть практически перестала работать.
Ко всему этому прибавилась и война в Арцахе, в итоге Армения оказалась в состоянии полной блокады.
Со стороны Азербайджана в страну была перекрыта транзитная поставка газа, замерли железные дороги — грузы, следовавшие через азербайджанскую территорию, в Армению просто не доходили.
Турция с запада официально заявила о блокаде Армении, закрыв границу и перекрыв всякое сухопутное и воздушное сообщение.
В Абхазии и Осетии тоже начались конфликты, что сделало невозможным связь Армении с Россией через Грузию.
Единственной транспортной связью оказался грузинский порт Поти, но этого было недостаточно, чтобы обеспечить Армению всем необходимым.
Иран оказался единственным доброжелательным соседом Армении. Республика Армения в 1992 году 9 февраля установила с Исламской республикой дипломатические отношения. А с 9 декабря 1992 года в Тегеране действует посольство Армении.
С 1991 года границы Армении и Ирана были открыты, кто-то начал привозить в Армению сахар и муку из Ирана, но этого было мало. Одним из таких предпринимателей являлся Реза Нафези, который и сейчас занимается импортом товаров из Ирана в Армению. С его помощью в Армению привозят оборудование для производителей, он также оказывает помощь в развитии культурных связей между армянами и иранцами. Но тогда, в 1990-х, этого не хватало и как назло беда пришла не одна...
Тьма
Разрушительное землетрясение 1988 года.
В 1990 году остановилась работа АЭС.
Тепловые энергостанции лишились газа и мазута.
В итоге перестали работать и котельни.
Энергетической катастрофы было не избежать. То, во что бы никто не поверил, если бы ему это сказали до 1991 года, в 1992 году уже стало явью.
С января 1992 года начались отключения электричества. Сначала электричество давали на 12 часов, потом эта цифра превратилась в 1 час. Давали по очереди каждому микрорайону, поэтому многие начали из соседних районов проводить себе левые линии.
Практически все за считанные дни превратились в электриков; те, у кого были машины, начали использовать аккумуляторы, с помощью которых освещали самые важные части квартиры. В домашних условиях изготавливали различные приборы, чтобы за тот час, пока есть электричество, зарядить аккумулятор. С этой нормой армяне прожили больше двух лет… Но даже этот час не был гарантирован — из-за многочисленных аварий в электросети, работающей с запредельной нагрузкой, во многих районах электроэнергия неделями не подавалась вообще.
Исключение делалось только на Новый год — целых два дня в домах горели лампочки, работали телевизоры и электронагреватели.
И еще одно исключение — когда умирали люди. В этот день этому зданию свет не отключали...
Ереванский анекдот 1993-го: «Нам завтра свет нужен, не одолжите вашего покойника на день?»
Сложно представить, что живя в таких условиях, народ не только не впал в отчаяние, но и придумывал анекдоты. Люди собирались вместе в квартирах соседей, у кого был аккумулятор, подключённый к телевизору, чтобы посмотреть очередную серию "Санта-Барбары" или же узнать новости.
Интересный факт ✔️
❗️ Так как телефоны не работали, некоторые соседи протягивали между собой спичечные коробки, которые были присоединены тонкой ниткой, они работали как рации, через которые можно было разговаривать, позвать соседа поиграть в нарды или на кофе.
Продолжение следует
📱 T.me/GitaDaran
Армения за свою многовековую историю пережила много разных эпох, но одна из них ещё свежа в памяти сегодняшнего поклонения. Несмотря на недолгий по меркам истории период, всего-то 3-4 года, она впечаталась в памяти сразу нескольких поколений так сильно, что невольная память об этом времени уже вызывает мурашки.
Эти года называют по-разному, так как за этот короткий период народ Армении успел пережить и голод, и холод, и войну...
Началось всё с лета 1991 года, тогда в Армению перестал поступать природный газ, но это оказалось лишь началом испытаний, которые предстояло пройти всей нации. Вместе с развалившимся Советским Союзом развалились экономические и транспортные связи. Единая электрическая сеть практически перестала работать.
Ко всему этому прибавилась и война в Арцахе, в итоге Армения оказалась в состоянии полной блокады.
Со стороны Азербайджана в страну была перекрыта транзитная поставка газа, замерли железные дороги — грузы, следовавшие через азербайджанскую территорию, в Армению просто не доходили.
Турция с запада официально заявила о блокаде Армении, закрыв границу и перекрыв всякое сухопутное и воздушное сообщение.
В Абхазии и Осетии тоже начались конфликты, что сделало невозможным связь Армении с Россией через Грузию.
Единственной транспортной связью оказался грузинский порт Поти, но этого было недостаточно, чтобы обеспечить Армению всем необходимым.
Иран оказался единственным доброжелательным соседом Армении. Республика Армения в 1992 году 9 февраля установила с Исламской республикой дипломатические отношения. А с 9 декабря 1992 года в Тегеране действует посольство Армении.
С 1991 года границы Армении и Ирана были открыты, кто-то начал привозить в Армению сахар и муку из Ирана, но этого было мало. Одним из таких предпринимателей являлся Реза Нафези, который и сейчас занимается импортом товаров из Ирана в Армению. С его помощью в Армению привозят оборудование для производителей, он также оказывает помощь в развитии культурных связей между армянами и иранцами. Но тогда, в 1990-х, этого не хватало и как назло беда пришла не одна...
Тьма
Разрушительное землетрясение 1988 года.
В 1990 году остановилась работа АЭС.
Тепловые энергостанции лишились газа и мазута.
В итоге перестали работать и котельни.
Энергетической катастрофы было не избежать. То, во что бы никто не поверил, если бы ему это сказали до 1991 года, в 1992 году уже стало явью.
С января 1992 года начались отключения электричества. Сначала электричество давали на 12 часов, потом эта цифра превратилась в 1 час. Давали по очереди каждому микрорайону, поэтому многие начали из соседних районов проводить себе левые линии.
Практически все за считанные дни превратились в электриков; те, у кого были машины, начали использовать аккумуляторы, с помощью которых освещали самые важные части квартиры. В домашних условиях изготавливали различные приборы, чтобы за тот час, пока есть электричество, зарядить аккумулятор. С этой нормой армяне прожили больше двух лет… Но даже этот час не был гарантирован — из-за многочисленных аварий в электросети, работающей с запредельной нагрузкой, во многих районах электроэнергия неделями не подавалась вообще.
Исключение делалось только на Новый год — целых два дня в домах горели лампочки, работали телевизоры и электронагреватели.
И еще одно исключение — когда умирали люди. В этот день этому зданию свет не отключали...
Ереванский анекдот 1993-го: «Нам завтра свет нужен, не одолжите вашего покойника на день?»
Сложно представить, что живя в таких условиях, народ не только не впал в отчаяние, но и придумывал анекдоты. Люди собирались вместе в квартирах соседей, у кого был аккумулятор, подключённый к телевизору, чтобы посмотреть очередную серию "Санта-Барбары" или же узнать новости.
Интересный факт ✔️
❗️ Так как телефоны не работали, некоторые соседи протягивали между собой спичечные коробки, которые были присоединены тонкой ниткой, они работали как рации, через которые можно было разговаривать, позвать соседа поиграть в нарды или на кофе.
Продолжение следует
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤9😢5👏3👍1
GITADARAN
Тёмные времена Армения за свою многовековую историю пережила много разных эпох, но одна из них ещё свежа в памяти сегодняшнего поклонения. Несмотря на недолгий по меркам истории период, всего-то 3-4 года, она впечаталась в памяти сразу нескольких поколений…
Урок в школе в Армении, 1992 год.
Свет знаний давал надежду, что мы сможем избавиться от тьмы.
📱 T.me/GitaDaran
Свет знаний давал надежду, что мы сможем избавиться от тьмы.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤12👍3😁2👏1
На скринах ярко отражается тот бардак, который существует в наших социальных сетях , в медиа, и в СМИ, это большая трагедия.
Так вот, трагичность данной ситуации не только в том, что мы невольно теряем своё доверие среди грамотных людей, понимающих всю абсурдность подобного рода фальши. К этому еще можно добавить то, что мы сами унижаем себя. Ведь человек видя такое, уже не сможет поверить, что у нас реально есть свое богатое культурное наследие.
Следующий момент, к которому хотел бы обратить внимание, это наивность. Ведь такие посты быстро распространяются по всему интернету и это тоже большая проблема.
Пожалуйста проверяйте информацию...
📱 T.me/GitaDaran
Так вот, трагичность данной ситуации не только в том, что мы невольно теряем своё доверие среди грамотных людей, понимающих всю абсурдность подобного рода фальши. К этому еще можно добавить то, что мы сами унижаем себя. Ведь человек видя такое, уже не сможет поверить, что у нас реально есть свое богатое культурное наследие.
Следующий момент, к которому хотел бы обратить внимание, это наивность. Ведь такие посты быстро распространяются по всему интернету и это тоже большая проблема.
Пожалуйста проверяйте информацию...
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍8😁3👏2❤1