GITADARAN – Telegram
GITADARAN
2.46K subscribers
3.77K photos
252 videos
24 files
2.04K links
GITADARAN - Авторский канал про историю, культуру и Науку

О самых важных и интересных событиях 🌍

Обратная связь @Gitadaran_bot
Download Telegram
Этногенез армян

Говоря об этногенезе народов и наций, необходимо для начала сформулировать, что мы под это понимаем. В науке есть два принятых подхода. В целом, многие нюансы можно отметить и при анализе этимологии самих слов "нация", "народ" и тд., но чтобы не загружать текст научной терминологией, попробуем разобраться коротко и по сути.

Этногенез армян, летописные версии

Кроме традиционной армянской версии, которая написана историком Мовсесом Хоренаци, существуют и другие подобные сказания про армян и армянский народ.

Греческое предание

Легенда гласит, что Арменос Тесальский был одним из аргонавтов, участвовавших в поиске Золотого Руна. После путешествия он обосновался в Армении, назвав её своим именем. Однако, этот миф был связан с аргонавтами в период походов Македонского и не мог считаться достоверным. Некоторые авторы ссылаются на западное (фригийское) происхождение армян, но это также не объясняет настоящее происхождение народа – армяне и фригийцы имеют общее индоевропейское происхождение, тем самым объясняется наличие однокоренных слов в армянском и фригийском языках, но не происхождение одного народа от другого.

Об этом предании более подробно рассказывает гречский биограф Страбон в 1 веке до нашей эры.

Грузинское предание.

В IX-XI веках грузинские авторы (Безымянный историк, Леонтий Мровели и др.) описали грузинское предание, которое вдохновлялось тем временем. По этому преданию, от восьми сыновей Таргамоса (Торгома) произошли разные народы, включая армян, грузин и многие другие народы Кавказа. Это предание, по имени сыновей, может быть связано с грузинским источником, который не сохранился до нашего времени. Также, оно отражает политическую ситуацию той эпохи, когда Багратиды были сильны на всем Кавказе. Это и объясняет, почему родоначальник армян Айос был старшим из всех братьев.

Еврейское предание

Исторические сводки повествуют о начале армянского рода в контексте распространенного убеждения о происхождении наций от сыновей Ноя, оставшихся после всемирного потопа. В XII-XIII веках в трудах арабских библиографов Якути и Димашки было засвидетельствовано данное предание. Согласно ему, предки армян – сыновья Яфиса (Иафета) – проследили свое происхождение по линии Авмара, Лантана (Торгома) и Армини. Легенда включала также в свое поле зрения другие племена, такие как кавказские албанцы и грузины, а также греков, славян, франков и иранских племен. Эта мифология сохраняет память о временах единения индоевропейских племён.

Древнееврейское предание

Иосиф Флафий писал о том, что Урос основал Армению. Однако, в армяноведении существуют различные взгляды по поводу первоисточника этой информации и ее достоверности.

Одна из версий утверждает, что Урос является сыном Ара Прекрасного, родоначальника Арама. Некоторые источники соединяют имя Уроса не только с Арменией, но и с Ассирией, Мидией, Аджаксартесом (Хосров Парвиз).

Кроме того, есть и другие мнения, согласно которым Урос мог быть царем Русом Эримены, упоминаемым в клинописях Ванского царства. В некоторых ассирийских письменных источниках имя «Руса» упоминается также как «Урса». Имя «Эримены» может интерпретироваться как антропоним, так и в качестве названия рода.

Армянское предание

Согласно армянскому преданию, истоки армянского народа уходят в древнюю историю. Предание было создано с незапамятных времен и дошло до нас в записи Мовсеса Хоренаци. В нем утверждается, что первоначальный родоначальник армян, Айк, был богоподобным титаном. В христианские времена предание было видоизменено под влиянием Библейских представлений. Согласно новой христианской версии, Айк является потомком Иафета, одного из трех сыновей Ноя.

Предание также рассказывает историю борьбы Айка с тираном Междуречья Белом и победу в этой борьбе. По имени родоначальника Айка, армянский народ называется "Ай", а страна - "Аястан".

Есть и другие сказания, которые повторяют уже упомянутые и не представляют большого интереса для исследователей.

Продолжение следует...

📱 T.me/GitaDaran
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍63🔥3👏3
28 мая 2023 года отмечается 105-летие провозглашения Первой Республики Армения.

Эта дата объявлена общенациональным праздником с 1990 года.

Сегодняшняя Республика Армения считается правопреемницей как Первой Республики (1918-1920 гг.), так и Армянской Советской Социалистической Республики, созданной в 1920 году.

Обычно 28 мая торжественные мероприятия проходят в мемориальном комплексе "Сардарапат" и у мемориала в Апаране, где вспоминают героев великих майских сражений. Именно здесь в 1918 году армянские солдаты смогли остановить османские полчища, направляющиеся на Ереван с целью ликвидировать последний оплот армянского народа. В сражениях при Сардарапате и Баш-Апаране 22-29 мая было пресечено завершение программы младотурков по Геноциду армян.

Предлагаем читателям 5 интересных исторических фактов о событиях тех лет.

Конечно интересных фактов больше, например то что
первая в мире женщина–посол была армянка не смотря на отсутствии Конституции. ( Диана Ованес Абгар и Инга Налбандян )

Это еще один исторический пример того , что лишь армянская армия является гарантом безопасности и независимости Армении

📱 T.me/GitaDaran
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
8👍4👏4
Этногенез армян

Часть вторая (Часть первая)

Человечество по сути своей всегда в поиске истины, ищет истоки. Истоки армянского народа являются не только предметом обсуждения в академической науке, этот вопрос имел и политическую сторону, и потому и появлялись и продолжают появляться новые статьи, книги и издания о происхождении армян.

Но в науке общеприняты два подхода к вопросу этногенеза или генеалогии народов - примордиалистский и конструктивистский.

Первый подход предполагает, что народы - это явление, идущее из древности, второй же утверждает, что национальное самосознание - это явление, которое появилось в 19 веке, в частности, после Французской революции, окончанием которой историки считают 9 ноября 1799 г.

Большинство учёных придерживаются второго подхода, и это не удивительно, так как очевидно, что начиная с 19 века народы преобразовались, в некоторым смысле модернизировались, появилось другое самосознание, которое в частности отражается в трудах философов того времени.

В философии появляются такие направления как утилитаризм, экзистенциализм, позитивизм, марксизм, прагматизм, трансцендентализм и отдельные великие мыслители – Шопенгауэр, Ницше, Кьеркегор и тд.

Убогий человек, не имеющий ничего, чем бы он мог гордиться, хватается за единственно возможное и гордится нацией, к которой он принадлежит“ — Артур Шопенгауэр.

"Когда нечем гордиться в настоящем, хвастаются вчерашними заслугами“ — Марк Туллий Цицерон.

"Ибо хотя мы и небольшая грядка, и чис­лом очень ограничены и обделены могуществом, и многократно бывали покорены другими государствами. Но ведь и в нашей стра­не совершено много подвигов мужества, достойных быть письменно увековеченными" – Мовсес Хоренаци, «История Армении».

Все три высказывания и похожи и отличаются, как и отражают то самосознание, которое имели их авторы. Но анализ философии является отдельной темой обсуждения, нас же интересует генеалогия.

Начнём с упоминания различных летописных преданий и возможных научных подходов, лишь для общего понимания того, в чём заключается суть проблемы.

Если говорить о генетической наследственности и расовой принадлежности, то очевидно, что современные армяне - это потомки жителей Армянского нагорья ещё с эпохи неолита, эта же версия подтверждается результатами недавних ДНК-анализов, о которых в частности рассказывал генетик Левон Епископосян.

Культурная наследственность также не вызывает сомнения, хоть и была реформация самосознания после принятия христианства, но многие традиции сохранились и христианизировались.

Так что же мы пытаемся найти, говоря о генеалогии Армянского народа?

С начала V века и до XIX века на вопросы этногенеза армян ответ был безоговорочно дан по версии армянской истории, которая была сформирована в «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци. На протяжении многих веков данное произведение считалось для армян абсолютным учебником и доказательством своего генеалогического происхождения.

В XIX веке была разработана концепция сравнительного анализа языков, которая утверждала, что армянский язык, как и другие языки, принадлежит к индоевропейской лингвистической группе. Согласно этой теории, армяне в давние времена, вместе с другими племенами, составляли единое этнокультурное сообщество и населяли одну территорию, условно называемую "индоевропейской родиной".

Однако вопрос о происхождении этих народов в рамках данной теории был связан с поиском местонахождения индоевропейской родины, различные версии которой были предложены в разное время научными исследователями (в том числе в Юго-Восточной Европе, северных равнинах в Южной России, на северо-востоке Передней Азии и т.д.).

Ареал обитания армян и формирования армянского народа – это Армянское нагорье, но для того, чтобы прийти к этому выводу, несмотря на уже отмеченные выше многие факты, учёные выдвинут ряд различных версий. Равнодушными не останутся и турецкие фальсификаторы, которые кроме своих попыток заменить изначальное название обитания армян - Армянское нагорье на Анатолию - также попытаются переписать и происхождение.

Продолжение следует...

📱 T.me/GitaDaran
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍125🥰2🔥1👏1
Forwarded from GITADARAN
Настойчивость и воля армянки наполняют огнём сердца армянских войнов

В 1921 году в письме, которое было адресовано Нжде , членом военного совета 11-й Красной армии, с иронией был задан вопрос о том, на кого надеются сюникцы и что им по силам.

Нжде в ответном письме рассказал о героическом поступке одной женщины, жительницы Сюника, которая сражалась.

"Она испытывала жажду три дня, но при этом приносила армянским солдатам воду из Аракса. Она дважды попадала под обстрел красных. Сначала у неё разбился кувшин, а во второй раз она была ранена.

Но после этого, когда все были уверены, что раненая женщина больше не вернётся, она появлялась снова, держа в руках кувшин. Настойчивость и воля раненой армянки наполнили огнём и местью наши души, и через тридцать минут ваши ползком убежали с наших гор. Вот моя сила!
" – закончил Нжде.

📱 T.me/GitaDaran
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
14👍6🔥4👏2
История - это не просто скучный набор фактов. Она является важной частью нашей сущности, нашего бытия и идентичности. И только полное понимание прошлого может дать нам возможность справедливо оценить настоящее и определить направление наших будущих действий.

📱 T.me/GitaDaran
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
12👍8👏4🥰2🔥1
Forwarded from Hay Mitq | Հ | Armenia
Что скрывает армянский алфавит? Тайны, о которых не говорят!

https://youtu.be/nt2F373Q0Cc
👍10🔥3👏2
Этногенез армян

Часть 3 - история (Часть 1 и Часть 2)

В XIX веке теория о нахождении индоевропейской родины в Юго-Восточной Европе получила широкое распространение в научном сообществе. С другой стороны, по данным греческих источников, армяне могли происходить из восточной части Балканского полуострова. Как результат, возникла гипотеза о том, что армяне могут быть потомками народов, которые мигрировали из Балканского региона в древности.

Однако эта теория, не подкреплённая наличием достаточных доказательств и фактов, не может считаться достоверной и продолжает оставаться объектом контроверзы, а также политических манипуляций, в том числе со стороны турецких фальсификаторов истории.

Еще одним теоретическим направлением в исследовании генезиса армянского народа является абесткая, или асиникская, теория, которая предполагает, что армянский язык имеет своё особое генеалогическое происхождение, не связанное с индоевропейской лингвистической группой. Согласно этой концепции, армяне могли образоваться путём миграции и смешения разных азиатских народов. Однако данная теория не может выдержать серьёзной научной критики и остаётся отвергнутой, так как смешение двух разноязычных народов не может привести к возникновению абсолютно уникального языка.

В начале 1980-х годов традиционная точка зрения о местонахождении индоевропейской родины была пересмотрена, и американский лингвист Калинджян предложил свою интерпретацию, указывающую на то, что эта родина находилась в древней Армении, на территории, где сформировался армянский народ. В свете последующих исследований по данной проблеме его теория нашла подтверждение у значительной части ученых. В результате, вопрос происхождения армян получил новое объяснение, а тезис о потомках народов, мигрировавших из Балканского региона, был отвергнут, так как армянский народ сформировался именно на той территории, где находилась индоевропейская родина.

На данный момент ученые придерживаются мнения, что в 5-4 тысячелетиях до нашей эры армяны были частью индоевропейской общности, а в конце 4 тысячелетия до нашей эры отделились от неё. Именно с этого времени началось формирование армянского народа, проходившее в два этапа.

Первый этап - это период формирования родовых объединений и начальных государственных структур, который приходится на 3-2 тысячелетия до нашей эры.

Второй этап произошел в V-VI веках до нашей эры и связан с формированием единой государственности. В результате, на текущий момент можно констатировать, что армянский народ и его язык отделились от индоевропейской общности в 4-3 тысячелетиях до нашей эры, сложив свой уникальный этнокультурный облик на территории Армянского нагорья.

Максимиллиан Де Лафайет писал, что цивилизация началась с Армении.

Учёные, которые придерживаются примордиалистского подхода в вопросе формирования народов, считают армян одним из древних народов мира.

Этапы формирования армянского самосознания

Дохристианский период

К сожалению, сведений об этом периоде, касаемо мыслителей того времени у нас мало. Один из первых, кто описывает жизнь армян на Армянском нагорье, это греческий историк Страбон. И хотя его работа содержит больше бытовой истории, но и это дает представление о развитых для того времени культуре и навыках. Немаловажным является факт гостеприимства, которое и сейчас является частью армянского менталитета.

В ассирийских, хеттских, шумерских и вавилонских надписях, где рассказано о протоармянских племенах и племенных государствах, мы узнаем о храбрых воинах и о борьбе за свободу.

Резюмируя вышесказанное, можно сказать следующее.

Армяне - народ свободолюбивый, усердный, храбрый, гостеприимный и любящий веселье. Армяне ценят семейные узы и преданы своей семье.

Христианский период

Уже в V веке в летописи Мовсеса Хоренаци мы читаем про борьбу Айка и Бела, про стремление быть свободными, про храбрые подвиги и тд. Христианское самосознание адаптировало уже имеющийся характер храбрости к умению прийти к самопожертвованию ради высшей цели. Одним из таких примеров была битва за веру в 451 году.

Продолжение следует...

📱 T.me/GitaDaran
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👏92👍1🥰1🤩1
«Снится мне сладкий Гюмри…»

Ованес Шираз

Гюмри – древний армянский город с драматичной и славной историей. Он расположился на крайнем западе страны, у границы с Турцией, на Ширакском плато.

Эта часть горной страны окружена Ширакским и Памбакским хребтами и отрогами горного массива Арагац, самого высокого на территории современной Армении.

Город Гюмри, по своим размерам уступающий только столице Еревану, является административным центром Ширакской области.

📱 T.me/GitaDaran
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
6👍5🔥2