Всем привет
Идея создания канала банальна: у меня появился пул материалов, который не влезает по тематике в мой основной канал @hranalitycs, поэтому сюда буду постить "неформатное". И еще не очень известное.
Писать планирую не очень часто.
Тематика ясна из названия: HRtech и ИИ в HR. Надеюсь быть оригинальным.
Если я вас пригласил по ошибке, или вам неинтересно, надеюсь, не будете воспринимать как спам, а просто выйдете. Спасибо
Идея создания канала банальна: у меня появился пул материалов, который не влезает по тематике в мой основной канал @hranalitycs, поэтому сюда буду постить "неформатное". И еще не очень известное.
Писать планирую не очень часто.
Тематика ясна из названия: HRtech и ИИ в HR. Надеюсь быть оригинальным.
Если я вас пригласил по ошибке, или вам неинтересно, надеюсь, не будете воспринимать как спам, а просто выйдете. Спасибо
👍6❤3
HRtech&AI
Channel photo updated
Так HRtech и AI видит Кандинский. Пошловато, на мой взгляд, и банально. Но своего визуального образа у меня нет, остановимся пока на этом
Начало.
Поделюсь своим опытом в теме. Точнее тем, как я вошел в тему. В Москве я начинал работу в банке на позиции спеца по оценке персонала в 2005 году. И первым внедрением у меня было ПО «Большие Банковские Тесты» (ББТ). Есть (или была уже?) контора в Екатеринбурге, создающая тесты профессиональных знаний и заворачивающая их в оболочку. Мы внедрили дистанционное тестирование и обучение сотрудников. Система обучения там была никакая, поэтому стали искать СДО (систему дистанционного обучения).
На рынке тогда (2006 год) были только Вебсофт, ГиперМетод и Мираполис. Еще открытое ПО Moodle – кстати, HRtech в России (как впрочем и во всем Мире) начался с СДО. Тогда же я открыл статьи Джоша Берзина – он в то время писал про СДО (или LMS - Learning Management System).
Рынок автоматизации рекрутинга в России начинался с Естафф, чуть позже появился Экспериум. Рынок ERP систем (или HRIS) был пошире: 1С, Галактика, Парус, Босс-Кадровик, Компас и западные SAP и Oracle
Могу в деталях ошибаться, но примерно так начинал рынок HRtech в России. Сейчас список всех систем и ПО по объему будет больше, чем весь мой этот текст.
У меня в активе внедрение СДО, системы оценки эффективности (оценка по целям + KPI), корпоративного портала, системы управления знаниями – хотя я себя позиционирую HR-аналитиком, я немного в теме HRtech.
Ну вот как-то так.
Поделюсь своим опытом в теме. Точнее тем, как я вошел в тему. В Москве я начинал работу в банке на позиции спеца по оценке персонала в 2005 году. И первым внедрением у меня было ПО «Большие Банковские Тесты» (ББТ). Есть (или была уже?) контора в Екатеринбурге, создающая тесты профессиональных знаний и заворачивающая их в оболочку. Мы внедрили дистанционное тестирование и обучение сотрудников. Система обучения там была никакая, поэтому стали искать СДО (систему дистанционного обучения).
На рынке тогда (2006 год) были только Вебсофт, ГиперМетод и Мираполис. Еще открытое ПО Moodle – кстати, HRtech в России (как впрочем и во всем Мире) начался с СДО. Тогда же я открыл статьи Джоша Берзина – он в то время писал про СДО (или LMS - Learning Management System).
Рынок автоматизации рекрутинга в России начинался с Естафф, чуть позже появился Экспериум. Рынок ERP систем (или HRIS) был пошире: 1С, Галактика, Парус, Босс-Кадровик, Компас и западные SAP и Oracle
Могу в деталях ошибаться, но примерно так начинал рынок HRtech в России. Сейчас список всех систем и ПО по объему будет больше, чем весь мой этот текст.
У меня в активе внедрение СДО, системы оценки эффективности (оценка по целям + KPI), корпоративного портала, системы управления знаниями – хотя я себя позиционирую HR-аналитиком, я немного в теме HRtech.
Ну вот как-то так.
👍4🔥3
Ландшафт решений в области учебных технологий.
Не наших, извините. Просто показать поляну.
Создатель картинка – Стася Шерман Гарр - Stacia Sherman Garr, она когда-то работала у Джоша Берзина, потом ушла и создала свой проект, который может поспорить по популярности с самим Джошом (во всех списках инфлюенсеров HRtech они оба присутствуют).
Всего же более 426 провайдеров в learning tech (но на картинке провайдер может появляться в разных областях), 35 функциональных направлений и .... обожемой в среднем на одну компанию приходится 11 learning tech систем. Когда они все там успевают?
В файле PDF выше эта же схема, там есть еще ссылки, где можно типа получить более подробный отчет, но имейте ввиду, что все, что больше этой картинки – платно.
Не наших, извините. Просто показать поляну.
Создатель картинка – Стася Шерман Гарр - Stacia Sherman Garr, она когда-то работала у Джоша Берзина, потом ушла и создала свой проект, который может поспорить по популярности с самим Джошом (во всех списках инфлюенсеров HRtech они оба присутствуют).
Всего же более 426 провайдеров в learning tech (но на картинке провайдер может появляться в разных областях), 35 функциональных направлений и .... обожемой в среднем на одну компанию приходится 11 learning tech систем. Когда они все там успевают?
В файле PDF выше эта же схема, там есть еще ссылки, где можно типа получить более подробный отчет, но имейте ввиду, что все, что больше этой картинки – платно.
👍3
Влияние ИИ на инновации
Чуваки из МИТ (массачусетский тра тра та) провели шикарное исследование на более чем 1 000 ученых их R&D отдела американской компании, которая создает новые материалы.
Результаты такие:
Верхняя диаграмма показывает рост производительности - результатов. Т.е. больше новых материалов, больше патентов и в целом инновации лучше.
На нижней диаграмме - удовлетворенность работой спецов.
Левая нижняя диаграмма показывает динамику удовлетворенности в разных разрезах:
голубой бар - удовлетворенность ростом производительности. И вы видите, что в 4 кварталу она сильно выросла.
Зеленый бар - удовлетворенность сменой характера работы - смена содержанием тасков / заданий.
Проблема в том, что эта неудовлетворенность фактически на одном уровне находится.
И фиолетовый бар - общая удовлетворенность. К 4 кварталу все-таки чуть в позитив уходит. Бабло победило креатив.
И нижняя правая диаграмма - драйверы неудовлетворенности.
почти 73 % неудовлеторенны, что их навыки не были задействованы полностью
55 % недовольны, что работа нифига не креативна стала, а рутинна, надо тупо повторять действия.
Источник
https://conference.nber.org/conf_papers/f210475.pdf
Чуваки из МИТ (массачусетский тра тра та) провели шикарное исследование на более чем 1 000 ученых их R&D отдела американской компании, которая создает новые материалы.
Результаты такие:
Верхняя диаграмма показывает рост производительности - результатов. Т.е. больше новых материалов, больше патентов и в целом инновации лучше.
На нижней диаграмме - удовлетворенность работой спецов.
Левая нижняя диаграмма показывает динамику удовлетворенности в разных разрезах:
голубой бар - удовлетворенность ростом производительности. И вы видите, что в 4 кварталу она сильно выросла.
Зеленый бар - удовлетворенность сменой характера работы - смена содержанием тасков / заданий.
Проблема в том, что эта неудовлетворенность фактически на одном уровне находится.
И фиолетовый бар - общая удовлетворенность. К 4 кварталу все-таки чуть в позитив уходит. Бабло победило креатив.
И нижняя правая диаграмма - драйверы неудовлетворенности.
почти 73 % неудовлеторенны, что их навыки не были задействованы полностью
55 % недовольны, что работа нифига не креативна стала, а рутинна, надо тупо повторять действия.
Источник
https://conference.nber.org/conf_papers/f210475.pdf
🔥5
Чат-боты в подборе
В нашей группе ВК задали вопрос:
Используете ли вы чат-боты для подбора? Какие? На сколько ускорился процесс найма? Ваши впечатления?
В группе состоят самые простые HR / рекрутеры, не лучше и не хуже других компаний. Ответов очень мало, это уже говорит само за себя. Далее только ответы
пользуюсь чат ботом, который предлагает нн, ни один кандидат не пришёл с чат бота
там особенный бот (бот от ХХ – прим. Э.Б.), когда вопросы ещё мини анкету кандидату настаиваешь, он может по кругу раза 4 спросить. Прямо с грустью вижу как потеряла кандидата из-за этого, когда он три раза ответил "да" а на четвертый "удалился из чата"
У себя в Horeca пришла к выводу что слишком много нерелеванта и есть определённые требования которые невозможно выкатить вот так в лоб, поэтому отказались от использования бота.
покупала hr мессенджер, не зашло ни кандидатам ни мне)) Дорого, эффекта мало. Недавно купила просто сервис рассылок в мессенджеры и делаю рассылки по базе со своего номера и о чудо, отклик от кандидатов гораздо больше. А уборщицы так вообще спустя три месяца все отвечают и отвечают. Разница в цене: 40к hr бот и 2к рассылки. Да больше работаем «руками», но результат не заставил себя ждать
Совсем не претендую на репрезентативность выборки, всего 4 ответа, но все не про то, как жить стало легче и веселей. Поделитесь своим опытом приучения чат-ботов в рекрутинге?
В нашей группе ВК задали вопрос:
Используете ли вы чат-боты для подбора? Какие? На сколько ускорился процесс найма? Ваши впечатления?
В группе состоят самые простые HR / рекрутеры, не лучше и не хуже других компаний. Ответов очень мало, это уже говорит само за себя. Далее только ответы
пользуюсь чат ботом, который предлагает нн, ни один кандидат не пришёл с чат бота
там особенный бот (бот от ХХ – прим. Э.Б.), когда вопросы ещё мини анкету кандидату настаиваешь, он может по кругу раза 4 спросить. Прямо с грустью вижу как потеряла кандидата из-за этого, когда он три раза ответил "да" а на четвертый "удалился из чата"
У себя в Horeca пришла к выводу что слишком много нерелеванта и есть определённые требования которые невозможно выкатить вот так в лоб, поэтому отказались от использования бота.
покупала hr мессенджер, не зашло ни кандидатам ни мне)) Дорого, эффекта мало. Недавно купила просто сервис рассылок в мессенджеры и делаю рассылки по базе со своего номера и о чудо, отклик от кандидатов гораздо больше. А уборщицы так вообще спустя три месяца все отвечают и отвечают. Разница в цене: 40к hr бот и 2к рассылки. Да больше работаем «руками», но результат не заставил себя ждать
Совсем не претендую на репрезентативность выборки, всего 4 ответа, но все не про то, как жить стало легче и веселей. Поделитесь своим опытом приучения чат-ботов в рекрутинге?
Что мне не так с HRtech
Пост – короткая ремарка. Помню, как на конференции одного желтого банка выступали коллеги из зеленого банка, рассказывали про приложение для руководителей, в котором оценивалась команда этого руководителя. Красивая лепестковая диаграмма показывала соответствие каких-то показателей членов команды норме. Быстрота обновления цифр практически онлайн: руководитель дает утром «волшебного пенделя» подчиненному, условно говоря, и к обеду графики меняются, показывая актуальное состояние команды.
Зрители офлайн были в приятном культурном шоке – будущее вот оно – уже рядом с нами.
И никто (!) не спросил (а я был онлайн), а что, собственно, под капотом этой диаграммы. Ну даже совсем простого «тупого» вопроса: как считается этот показатель – а это, действительно, очень простой вопрос, потому что можно же было и глубже копнуть, а почему именно этот показатель, какие другие показатели рассматривались, как пришли к выбору именно этого показателя. И уж совсем хардовый вопрос: как использование данного показателя стало менять команду / бизнес-показатели.
Я не пытаюсь обесценить достижение зеленого банка, я лишь показываю, что ни спикер, который уделил 0 % своего времени этим вопросам, ни аудитория, которая не задалась выше озвученными вопросами, не считают это важным.
Главный вопрос, который интересовал аудиторию – как заказчик все это принял (т.е. те самые руководители). И спикер с явным удовольствием рассказывал, как кто-то из пользователей давал обратную связь, как он по пути на работу смотрит в приложении показатели своей команды.
Я позже обсуждал этот вопрос с коллегами, мне оппонировали: да не может же быть такого, чтобы под капот запихали всякое г... А почему, собственно говоря, такого не может быть? Очень даже может быть. Идея проверяется обратной связью от заказчика, а у нас среди заказчиков и карты таро вполне себе приемлемы, поэтому главный предохранитель должен быть в голове HR – и мы должны развивать эту культуру работы под капотом....
Пост – короткая ремарка. Помню, как на конференции одного желтого банка выступали коллеги из зеленого банка, рассказывали про приложение для руководителей, в котором оценивалась команда этого руководителя. Красивая лепестковая диаграмма показывала соответствие каких-то показателей членов команды норме. Быстрота обновления цифр практически онлайн: руководитель дает утром «волшебного пенделя» подчиненному, условно говоря, и к обеду графики меняются, показывая актуальное состояние команды.
Зрители офлайн были в приятном культурном шоке – будущее вот оно – уже рядом с нами.
И никто (!) не спросил (а я был онлайн), а что, собственно, под капотом этой диаграммы. Ну даже совсем простого «тупого» вопроса: как считается этот показатель – а это, действительно, очень простой вопрос, потому что можно же было и глубже копнуть, а почему именно этот показатель, какие другие показатели рассматривались, как пришли к выбору именно этого показателя. И уж совсем хардовый вопрос: как использование данного показателя стало менять команду / бизнес-показатели.
Я не пытаюсь обесценить достижение зеленого банка, я лишь показываю, что ни спикер, который уделил 0 % своего времени этим вопросам, ни аудитория, которая не задалась выше озвученными вопросами, не считают это важным.
Главный вопрос, который интересовал аудиторию – как заказчик все это принял (т.е. те самые руководители). И спикер с явным удовольствием рассказывал, как кто-то из пользователей давал обратную связь, как он по пути на работу смотрит в приложении показатели своей команды.
Я позже обсуждал этот вопрос с коллегами, мне оппонировали: да не может же быть такого, чтобы под капот запихали всякое г... А почему, собственно говоря, такого не может быть? Очень даже может быть. Идея проверяется обратной связью от заказчика, а у нас среди заказчиков и карты таро вполне себе приемлемы, поэтому главный предохранитель должен быть в голове HR – и мы должны развивать эту культуру работы под капотом....
👏6🔥3
Тренды HRtech
Пост – результат коллективного труда тусовки HR-аналитиков. Задал коллегам такой вопрос:
*Какие направления hrtech вы видите самыми перспективными на горизонте 1-3 года?*
Ниже ответы. Не совсем я соглашусь, но таково мнение коллег. Я даю тренд и дальше свой коммент.
1. Развитие систем Performance management. Автоматизация, прогноз, корректный учет и анализ, рекомендации.
2. Развитие систем управления рабочей силой (WFM - Workforce management - планирование, учет и оптимизация рабочего времени сотрудников) - первые два тренда это глобальные задачи, которые актуальны были и 10 лет назад, и я пока не понимаю, за счет чего здесь возможны прорывы
3. Есть запрос на комплексную замену SAP SF и Workday, чего пока не произошло, т.е. для России есть запрос на собственную систему Управления талантами (Talent management system) – хотя в России есть такие системы (или, по крайней мере, системы, которые претендуют на такое название), но, видимо, по мнению респондента не тянут пока.
4. Переход на собственные системы управления рекрутинга - ATS (applicant tracking system) – это удивительно (казалось бы, как свои разрабы могут конкурировать со специализированными командами разработчиков, тем более, что в России рынок ATS развит), но это имеет место быть.
5. Развитие систем внутреннего найма - маркетплейсы талантов, инструменты ротации, проектные работы, сервис рекомендаций талантов – это, безусловно, больше, чем просто доска объявлений с вакансиями и мне самому кажется это одним из самых перспективных направлений HRtech – в свете Удержания как первого приоритета HR – кстати, скоро будем новый опрос проводить.
6. Развитие систем поиска а-ля Amazing hiring – да, понятный тренд на автоматизацию операций поиска. Но я бы еще добавил сюда систему рекомендаций – реферальный рекрутинг часто проигрывает только потому, что не автоматизирован.
7. Требуется новый подход к описанию грейдов, оценки должностей – это, скорее, все-таки общий тренд HR, и он следствие серьезных организационных изменений – усложнение и/или уплощение структур (с развитием по горизонтали), появление новых профессий и т.п.
8. Требуется новый подход к определению зарплатных «вилок» - опять же это тренд, скорее, обще HRвский, но важный. Традиционные зарплатные обзоры не успевают за изменениями: с одной стороны – разнообразие профессий и работ, с другой – давление рынка и инфляция (и непонятно, когда и как реагировать – пересматривать зарплаты), ждем новых решений.
9. Автоматизация рутины, использование ИИ. С одной стороны, это борьба с тем же выгоранием, с другой, что может быть важнее – повышение производительности – и компании будут реализовывать корпоративные решения.
10. Цифровой помощник HR. В некотором смысле повтор предыдущего тренда, но выделю. Я надеюсь, что очень скоро у HR появится свой голосовой помощник, который будет назначать встречи (выбирая удобное время для всех участников), создавать и заполнять задачи в системах типа Jira, создавать простые документы, за рекрутеров будет заполнять события воронки в ATS (а мы, HR-аналитики, наконец, сможем получить нормальные данные по аналитике рекрутеинга) и т.п...
Пост – результат коллективного труда тусовки HR-аналитиков. Задал коллегам такой вопрос:
*Какие направления hrtech вы видите самыми перспективными на горизонте 1-3 года?*
Ниже ответы. Не совсем я соглашусь, но таково мнение коллег. Я даю тренд и дальше свой коммент.
1. Развитие систем Performance management. Автоматизация, прогноз, корректный учет и анализ, рекомендации.
2. Развитие систем управления рабочей силой (WFM - Workforce management - планирование, учет и оптимизация рабочего времени сотрудников) - первые два тренда это глобальные задачи, которые актуальны были и 10 лет назад, и я пока не понимаю, за счет чего здесь возможны прорывы
3. Есть запрос на комплексную замену SAP SF и Workday, чего пока не произошло, т.е. для России есть запрос на собственную систему Управления талантами (Talent management system) – хотя в России есть такие системы (или, по крайней мере, системы, которые претендуют на такое название), но, видимо, по мнению респондента не тянут пока.
4. Переход на собственные системы управления рекрутинга - ATS (applicant tracking system) – это удивительно (казалось бы, как свои разрабы могут конкурировать со специализированными командами разработчиков, тем более, что в России рынок ATS развит), но это имеет место быть.
5. Развитие систем внутреннего найма - маркетплейсы талантов, инструменты ротации, проектные работы, сервис рекомендаций талантов – это, безусловно, больше, чем просто доска объявлений с вакансиями и мне самому кажется это одним из самых перспективных направлений HRtech – в свете Удержания как первого приоритета HR – кстати, скоро будем новый опрос проводить.
6. Развитие систем поиска а-ля Amazing hiring – да, понятный тренд на автоматизацию операций поиска. Но я бы еще добавил сюда систему рекомендаций – реферальный рекрутинг часто проигрывает только потому, что не автоматизирован.
7. Требуется новый подход к описанию грейдов, оценки должностей – это, скорее, все-таки общий тренд HR, и он следствие серьезных организационных изменений – усложнение и/или уплощение структур (с развитием по горизонтали), появление новых профессий и т.п.
8. Требуется новый подход к определению зарплатных «вилок» - опять же это тренд, скорее, обще HRвский, но важный. Традиционные зарплатные обзоры не успевают за изменениями: с одной стороны – разнообразие профессий и работ, с другой – давление рынка и инфляция (и непонятно, когда и как реагировать – пересматривать зарплаты), ждем новых решений.
9. Автоматизация рутины, использование ИИ. С одной стороны, это борьба с тем же выгоранием, с другой, что может быть важнее – повышение производительности – и компании будут реализовывать корпоративные решения.
10. Цифровой помощник HR. В некотором смысле повтор предыдущего тренда, но выделю. Я надеюсь, что очень скоро у HR появится свой голосовой помощник, который будет назначать встречи (выбирая удобное время для всех участников), создавать и заполнять задачи в системах типа Jira, создавать простые документы, за рекрутеров будет заполнять события воронки в ATS (а мы, HR-аналитики, наконец, сможем получить нормальные данные по аналитике рекрутеинга) и т.п...
👍4
ИИ на рабочем месте: ответы на 3 важных вопроса
Гэлап провел глобальный опрос об использовании ИИ.
Результаты интересные.
67 % не используют вообще (верхняя диаграмма), только 4 % ежедневно. Но это в целом, а для "белых" воротничков картина немного другая - 54 % не используют.
И главная тройка задач использования ИИ:
1. Генерация новых идей (реали?)
2. Консолидация информации / данных
3. Автоматизация рутины
И 45 % говорят, что благодаря ИИ их производительность увеличилась.
Вот даже не могу сказать, нет ориентира, можно ли эти результаты считать выдающимися, или, наоборот, слабыми. Что скажете?
Гэлап провел глобальный опрос об использовании ИИ.
Результаты интересные.
67 % не используют вообще (верхняя диаграмма), только 4 % ежедневно. Но это в целом, а для "белых" воротничков картина немного другая - 54 % не используют.
И главная тройка задач использования ИИ:
1. Генерация новых идей (реали?)
2. Консолидация информации / данных
3. Автоматизация рутины
И 45 % говорят, что благодаря ИИ их производительность увеличилась.
Вот даже не могу сказать, нет ориентира, можно ли эти результаты считать выдающимися, или, наоборот, слабыми. Что скажете?
👍3
От e-learning к we-learning – недавно заговорили про Джоша Берзина, и я вспомнил про эту статью.
Ей уже лет 15 (в 2009 вышла статья). И я ее привел, конечно, не ради новых, свежих, актуальных идей – идеи коллаборативного обучения уже реализованы давно, поэтому навряд ли вы найдете что-то интересное для себя.
Но. С этой статьи для меня начался Джош Берзин. И для всего рынка тоже, потому что я первый стал его переводить и транслировать.
И эта статья в концентрированном виде показывает отличия Берзина от большинства других инфлюенсеров. Он мыслит стратегически, на уровне глобальных идей. Он не просто фиксирует изменения в ландшафте HRtech, а еще очень емко, метафорично показывает горизонт и направление движения.
Ближе всех ему по уровни стратегичности мышления Дейв Ульрич – ну и иначе быть не может, поскольку Ульрича называют отцом современного HR.
У Берзина, к сожалению, титулы поменьше, и проблема не только в том, что его как-т меньше замечают. Джош, на мой взгляд, больше романтик, чем деловой человек, его иногда заносит в его прогнозах. Он слишком верил в «светлое будущее человечества». Как, например, с этой верой в we-learning – Берзин предсказывал, что коллаборативное обучение займет доминирующую роль в корпоративном обучении. Но он (как и я, впрочем) ошибся. К сожалению, к коллаборативному обучению оказались способны далеко не все сотрудники – этот тип обучения предполагает высокий уровень проактивности, а сколько у нас в компаниях таких проактивных? Поэтому многие идеи и прогнозы Джоша остались просто светлыми мечтами. Что ничуть не умоляет его заслуг в целом перед HRtech.
Ей уже лет 15 (в 2009 вышла статья). И я ее привел, конечно, не ради новых, свежих, актуальных идей – идеи коллаборативного обучения уже реализованы давно, поэтому навряд ли вы найдете что-то интересное для себя.
Но. С этой статьи для меня начался Джош Берзин. И для всего рынка тоже, потому что я первый стал его переводить и транслировать.
И эта статья в концентрированном виде показывает отличия Берзина от большинства других инфлюенсеров. Он мыслит стратегически, на уровне глобальных идей. Он не просто фиксирует изменения в ландшафте HRtech, а еще очень емко, метафорично показывает горизонт и направление движения.
Ближе всех ему по уровни стратегичности мышления Дейв Ульрич – ну и иначе быть не может, поскольку Ульрича называют отцом современного HR.
У Берзина, к сожалению, титулы поменьше, и проблема не только в том, что его как-т меньше замечают. Джош, на мой взгляд, больше романтик, чем деловой человек, его иногда заносит в его прогнозах. Он слишком верил в «светлое будущее человечества». Как, например, с этой верой в we-learning – Берзин предсказывал, что коллаборативное обучение займет доминирующую роль в корпоративном обучении. Но он (как и я, впрочем) ошибся. К сожалению, к коллаборативному обучению оказались способны далеко не все сотрудники – этот тип обучения предполагает высокий уровень проактивности, а сколько у нас в компаниях таких проактивных? Поэтому многие идеи и прогнозы Джоша остались просто светлыми мечтами. Что ничуть не умоляет его заслуг в целом перед HRtech.
👍4
