Привет, ребята! Вам домашнее задание от Кирилла Валентиновича Сорвина! 📚
Дорогие друзья! Добрый день!
Поздравляю вас с первым занятием в стенах нашего Научного клуба! Первое занятие всегда самое сложное, тем более по таким проблемам, и вы его с честью выдержали.
Итак, мы с вами выяснили один очень важный момент: философия возникает не как наука по "обобщению результатов достижений других наук" - по началу и обобщать-то было особо нечего. Она не случайно формируется практически одновременно с геометрией и даже теми же самыми людьми, которые ее создавали (Фалес, Пифагор): как и геометрия, философия изначально имеет вполне определенный объект исследования. В геометрии таковым были идеальные линии и образуемые ими столь же идеальные фигуры, в философии - абстрактные, предельно абстрактные понятия - категории. И подобно тому, как в выструганной доске человек не сразу смог увидеть своеобразное воплощение "идеала" - идеальной прямой линии, потому что культура еще не имела даже такого понятия, точно также и философы не сразу смогли четко сформулировать предельную категорию, с которой она начала - бытие. Вода Фалеса, воздух Анаксимена и даже таинственный апейрон Анаксимандра - все это вехи человеческого разума в направлении к тому понятию, которое охватывает собою все и вся - к бытию.
И еще очень важно: когда прямая линия или же категория выделены в чистом виде, сформулированы, они появляются уже вместе со своими свойствами, которые частично фиксируются в виде постулатов - аксиом, частично в виде выводов - теорем.
Мы также увидели, что первые философы, опираясь на выявленные свойства исследуемых категорий, делали фундаментальные выводы о мире и его структуре, о человеке и его душе, а чуть позже даже о государстве.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ
Чтобы закрепить пройденное, а главное самим увидеть то, о чем я рассказал, рекомендую вам посмотреть два теста.
1) Фрагмент из моей книги "Очерки из истории классической философии", Очерк 1 "Философия природы". Здесь как раз можно выборочно почитать первые 3-4 параграфа, особенно если используемые мною имена (Фалес, Анаксимен, Парменид, Зенон...) не очень знакомы. Вы в нем увидите фактуру, правда я его писал для обычных школьников, поэтому на ту глубину, на какую мы вчера нырнули с вами, я там не погружаюсь. Вообще я бы посоветовал его раздобыть и к олимпиаде прочитать ровно половину - до философии Канта и его непосредственных предшественниках - рационалистах и эмпириках.
Книга выглядит так:
https://www.labirint.ru/reviews/goods/436015/
2) Второй текс - это самый знаменитый диалог Платона "Парменид", где описывается встреча нескольких величайших философов: уже совсем старого Парменида, его ученика Зенона и совсем молодого Сократа. Примечательно, что там есть и юноша Аристотель. Он не имеет отношения к философу Аристотелю, и все же примечательно, что Платон именно этим именем назвал самого молодого участника диалога. Один великий философ сказал, что он мечтал всю историю мировой философии представить в виде продолжающегося через века диалога "Парменид", просто к спорящим подсаживаются все новые и новые участники.
Диалог сложный, поэтому я рекомендую его именно посмотреть, чтобы увидеть: да, именно категории, их свойства и связи исследуются тут собеседниками. Помните, мы сказали, что из тезиса "Бытие есть, небытия нет" Парменид делал вывод, что "множественности" (многого) не существует, а есть только ЕДИНОЕ? Вот про "многое" и идет речь у Парменида и Зенона. Читать можно начать прямо со стр 2 и далее прочесть пару страниц. Для появления понимания объекта исследования вполне достаточно
3) Ну а к следующему разу я бы посоветовал прочитать фрагмент Канта. Это фрагмент главы из "Критики чистого разума" "О пространстве". Я вам даю всего две страницы (параграф 2, пар 3 -если захотите), но в них Кант обосновывает фундаментальный тезис всей своей философии - тезис об априорности пространства.
Продолжение ниже:
Дорогие друзья! Добрый день!
Поздравляю вас с первым занятием в стенах нашего Научного клуба! Первое занятие всегда самое сложное, тем более по таким проблемам, и вы его с честью выдержали.
Итак, мы с вами выяснили один очень важный момент: философия возникает не как наука по "обобщению результатов достижений других наук" - по началу и обобщать-то было особо нечего. Она не случайно формируется практически одновременно с геометрией и даже теми же самыми людьми, которые ее создавали (Фалес, Пифагор): как и геометрия, философия изначально имеет вполне определенный объект исследования. В геометрии таковым были идеальные линии и образуемые ими столь же идеальные фигуры, в философии - абстрактные, предельно абстрактные понятия - категории. И подобно тому, как в выструганной доске человек не сразу смог увидеть своеобразное воплощение "идеала" - идеальной прямой линии, потому что культура еще не имела даже такого понятия, точно также и философы не сразу смогли четко сформулировать предельную категорию, с которой она начала - бытие. Вода Фалеса, воздух Анаксимена и даже таинственный апейрон Анаксимандра - все это вехи человеческого разума в направлении к тому понятию, которое охватывает собою все и вся - к бытию.
И еще очень важно: когда прямая линия или же категория выделены в чистом виде, сформулированы, они появляются уже вместе со своими свойствами, которые частично фиксируются в виде постулатов - аксиом, частично в виде выводов - теорем.
Мы также увидели, что первые философы, опираясь на выявленные свойства исследуемых категорий, делали фундаментальные выводы о мире и его структуре, о человеке и его душе, а чуть позже даже о государстве.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ
Чтобы закрепить пройденное, а главное самим увидеть то, о чем я рассказал, рекомендую вам посмотреть два теста.
1) Фрагмент из моей книги "Очерки из истории классической философии", Очерк 1 "Философия природы". Здесь как раз можно выборочно почитать первые 3-4 параграфа, особенно если используемые мною имена (Фалес, Анаксимен, Парменид, Зенон...) не очень знакомы. Вы в нем увидите фактуру, правда я его писал для обычных школьников, поэтому на ту глубину, на какую мы вчера нырнули с вами, я там не погружаюсь. Вообще я бы посоветовал его раздобыть и к олимпиаде прочитать ровно половину - до философии Канта и его непосредственных предшественниках - рационалистах и эмпириках.
Книга выглядит так:
https://www.labirint.ru/reviews/goods/436015/
2) Второй текс - это самый знаменитый диалог Платона "Парменид", где описывается встреча нескольких величайших философов: уже совсем старого Парменида, его ученика Зенона и совсем молодого Сократа. Примечательно, что там есть и юноша Аристотель. Он не имеет отношения к философу Аристотелю, и все же примечательно, что Платон именно этим именем назвал самого молодого участника диалога. Один великий философ сказал, что он мечтал всю историю мировой философии представить в виде продолжающегося через века диалога "Парменид", просто к спорящим подсаживаются все новые и новые участники.
Диалог сложный, поэтому я рекомендую его именно посмотреть, чтобы увидеть: да, именно категории, их свойства и связи исследуются тут собеседниками. Помните, мы сказали, что из тезиса "Бытие есть, небытия нет" Парменид делал вывод, что "множественности" (многого) не существует, а есть только ЕДИНОЕ? Вот про "многое" и идет речь у Парменида и Зенона. Читать можно начать прямо со стр 2 и далее прочесть пару страниц. Для появления понимания объекта исследования вполне достаточно
3) Ну а к следующему разу я бы посоветовал прочитать фрагмент Канта. Это фрагмент главы из "Критики чистого разума" "О пространстве". Я вам даю всего две страницы (параграф 2, пар 3 -если захотите), но в них Кант обосновывает фундаментальный тезис всей своей философии - тезис об априорности пространства.
Продолжение ниже:
❤13❤🔥3
Мы очень кратко его обсудим и посмотрим, каким образом отталкиваясь от него, Кант выстраивает одну из самых великих энциклопедических систем в философии, как он спасает СВОБОДУ человека в мире, где царит НЕОБХОДИМОСТЬ, как он включает туда даже "возвышенное и прекрасное". И все это уже заключено в тезисе о том, что пространство не есть свойство внешнего мира.
Зовите друзей и всех, кому интересно познание!
Ну и еще маленькая напоминалка:
https://www.wildberries.ru/catalog/10562898/detail.aspx
До скорой встречи!
Зовите друзей и всех, кому интересно познание!
Ну и еще маленькая напоминалка:
https://www.wildberries.ru/catalog/10562898/detail.aspx
До скорой встречи!
❤11❤🔥3
Forwarded from Школа социальных и экономических наук НИУ ВШЭ
Дорогие друзья, чтобы как можно раньше погрузиться в атмосферу Школы, прокачать свои знания в экономике и получить дополнительные баллы к отбору на ШСЭН, мы придумали онлайн состязание - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ БОИ!
Стартуем 21 октября! У вас будет неделя на решение задания от наших семинаристов!
Для поездки на Школу необходимо успешно пройти 3 этапа тестирования.
Экономические бои не заменяют отбор, но становятся приятной "плюшкой" 🫶🏼
Скорее регистрируйтесь
P.S. Участники Экономических боев раньше всех познакомятся друг с другом, ведь у вас будет общий чат болталка!
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤1
Forwarded from Школа социальных и экономических наук НИУ ВШЭ
ПЕРВЫЙ ЭТАП ОТБОРА
Дорогие ребята, мы рады сообщить вам время проведения первого этапа отбора на Школу социальных и экономических наук НИУ ВШЭ!
Итак, отмечайте в календарях:
🗓26 октября
⏰14:00 по Мск
✏️В первом этапе отбора Вам будет предложено решить тестовые задания по социологии, политологии и экономике. Уверены, у вас все получится!
Формат отбора: ОНЛАЙН.
Скорее регистрируйтесь на ШСЭН по ссылке
Приём заявок до 23:59 по Мск 25 октября ❤️
Дорогие ребята, мы рады сообщить вам время проведения первого этапа отбора на Школу социальных и экономических наук НИУ ВШЭ!
Итак, отмечайте в календарях:
🗓26 октября
⏰14:00 по Мск
✏️В первом этапе отбора Вам будет предложено решить тестовые задания по социологии, политологии и экономике. Уверены, у вас все получится!
Формат отбора: ОНЛАЙН.
Скорее регистрируйтесь на ШСЭН по ссылке
Приём заявок до 23:59 по Мск 25 октября ❤️
❤🔥4
Вторая встреча Научного Клуба "Новая касталия" состоится уже 16 октября!
Адрес: Мясницкая д.13 к.4 аудитория 320.
Время: 17:00-19:00.
Регистрация обязательна
Также для прохода в здание не забудьте паспорт.
Обращаем внимание, что в клубе принят необязательный, но рекомендуемый дресс-код: галстук-бабочка💗
Задание ко второму занятию можно найти по ссылке
Адрес: Мясницкая д.13 к.4 аудитория 320.
Время: 17:00-19:00.
Регистрация обязательна
Также для прохода в здание не забудьте паспорт.
Обращаем внимание, что в клубе принят необязательный, но рекомендуемый дресс-код: галстук-бабочка
Задание ко второму занятию можно найти по ссылке
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤10👍1
Обращение к студентам:
Нужна организационная помощь по Научному клубу в эту среду с 16:00
По Лицейской среде с 15:30
Если вы можете
Пишите @leruff 🙏
Нужна организационная помощь по Научному клубу в эту среду с 16:00
По Лицейской среде с 15:30
Если вы можете
Пишите @leruff 🙏
❤5
Научный клуб Лицея НИУ ВШЭ
Вторая встреча Научного Клуба "Новая касталия" состоится уже 16 октября! Адрес: Мясницкая д.13 к.4 аудитория 320. Время: 17:00-19:00. Регистрация обязательна Также для прохода в здание не забудьте паспорт. Обращаем внимание, что в клубе принят необязательный…
Друзья, не забывайте регистрироваться на встречу Научного Клуба!
И помните правило студента:
Одно занятие пропустишь, дальше догонять придётся 😎
И помните правило студента:
Одно занятие пропустишь, дальше догонять придётся 😎
😭8❤1
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Доброе утро.
Напоминаем о НК в 17:00. И высылаем видео "как дойти от м. Лубянка❤️
Напоминаем о НК в 17:00. И высылаем видео "как дойти от м. Лубянка❤️
👍8❤3
Лакатос методология.pdf
274.9 KB
Письмо от К.В. Сорвина
Дорогие друзья! Добрый день!
Итак, в среду 6 ноября мы встретимся с вами вновь на наше третье занятие!
Как я и обещал, мы должны будем временно отойти от философии и, доработав немного теорию познания Канта и его этику, приступим к разговору о новом предмете – о науке. Да, наука, очевидно, тоже занимается познанием, однако ни в коем случае нельзя отождествлять научное познание и познание вообще, что являлось одной из ошибок классической философии. У науки есть свои специфические особенности, их-то нам и предстоит выяснить. И, кстати, знание как раз этих особенностей оказывается наиболее востребованным на олимпиадах. А нам оно пригодится еще и для Круглых столов.
Итак.
1) Еще раз повторите учение Канта о пространстве. В качестве дополнения посмотрите Предисловие Канта ко второму изданию «Критики чистого разума». Какое универсальное методологическое открытие лежало, согласно Канту, в фундаменте геометрии? Как оно же проявилось в физике? Как этот же принцип Кант планирует использовать в своей Критике? Это очень важный материал для дальнейшего понимания сути науки.
Ну и прежний вопрос по Канту: как новый взгляд на природу познания позволил философу "спасти" свободу человека?
2) Далее прочтите по "Человек в обществе" гл. 17, прежде всего 17.3.2 «Метод как критерий научности». Здесь надо обратить внимание на то, как менялось представление о задачах и смысле научного метода. Как Вы поняли принцип фальсификации Поппера?
3) Ну а далее мы возьмем работу главного критика Поппера – Т. Куна и его знаменитую книгу «Структура научных революций»
Про нее немного написано в п. 17.33.5. «Социальная структура науки»
Посмотрите его Предисловие и на третьей странице определение ПАРАДИГМЫ (дальше можно не смотреть). Как это понятие и определение помогают провести грань между соц-гум и естественными науками?
Посмотрите Введение. Роль истории. Здесь главное понять, за что Кун критикует наиболее распространенные работы по истории науки (первые 6 стр)?
Прочтите первые 4 стр из гл. 2 «На пути к нормальной науке». Какую науку Кун называет нормальной? Можно ли сказать, что «нормальная наука» - это правильная наука?
Почему Кун много и часто упоминает учебники и обсуждает их роль в развитии науки, а Кант – нет.
https://kargopolov.spb.ru/assets/books/kuhn.pdf
4) Фрагмент из книги И. Лакатоса «Фальсификация и методология научно-исследовательских программ». Гл. 3 «Методология научно-исследовательских программ». Тут интересны два параграфа: а) «…твердое ядро программы и б) «конструирование защитного пояса…». Последний параграф самый интересный!
И еще маленькая напоминалка: https://www.wildberries.ru/catalog/10562898/detail.aspx
До скорой встречи!
Дорогие друзья! Добрый день!
Итак, в среду 6 ноября мы встретимся с вами вновь на наше третье занятие!
Как я и обещал, мы должны будем временно отойти от философии и, доработав немного теорию познания Канта и его этику, приступим к разговору о новом предмете – о науке. Да, наука, очевидно, тоже занимается познанием, однако ни в коем случае нельзя отождествлять научное познание и познание вообще, что являлось одной из ошибок классической философии. У науки есть свои специфические особенности, их-то нам и предстоит выяснить. И, кстати, знание как раз этих особенностей оказывается наиболее востребованным на олимпиадах. А нам оно пригодится еще и для Круглых столов.
Итак.
1) Еще раз повторите учение Канта о пространстве. В качестве дополнения посмотрите Предисловие Канта ко второму изданию «Критики чистого разума». Какое универсальное методологическое открытие лежало, согласно Канту, в фундаменте геометрии? Как оно же проявилось в физике? Как этот же принцип Кант планирует использовать в своей Критике? Это очень важный материал для дальнейшего понимания сути науки.
Ну и прежний вопрос по Канту: как новый взгляд на природу познания позволил философу "спасти" свободу человека?
2) Далее прочтите по "Человек в обществе" гл. 17, прежде всего 17.3.2 «Метод как критерий научности». Здесь надо обратить внимание на то, как менялось представление о задачах и смысле научного метода. Как Вы поняли принцип фальсификации Поппера?
3) Ну а далее мы возьмем работу главного критика Поппера – Т. Куна и его знаменитую книгу «Структура научных революций»
Про нее немного написано в п. 17.33.5. «Социальная структура науки»
Посмотрите его Предисловие и на третьей странице определение ПАРАДИГМЫ (дальше можно не смотреть). Как это понятие и определение помогают провести грань между соц-гум и естественными науками?
Посмотрите Введение. Роль истории. Здесь главное понять, за что Кун критикует наиболее распространенные работы по истории науки (первые 6 стр)?
Прочтите первые 4 стр из гл. 2 «На пути к нормальной науке». Какую науку Кун называет нормальной? Можно ли сказать, что «нормальная наука» - это правильная наука?
Почему Кун много и часто упоминает учебники и обсуждает их роль в развитии науки, а Кант – нет.
https://kargopolov.spb.ru/assets/books/kuhn.pdf
4) Фрагмент из книги И. Лакатоса «Фальсификация и методология научно-исследовательских программ». Гл. 3 «Методология научно-исследовательских программ». Тут интересны два параграфа: а) «…твердое ядро программы и б) «конструирование защитного пояса…». Последний параграф самый интересный!
И еще маленькая напоминалка: https://www.wildberries.ru/catalog/10562898/detail.aspx
До скорой встречи!
❤12
Приглашаем на третью встречу Научного клуба Лицея НИУ ВШЭ «Новая Касталия»!
Дата и время: 6 ноября 2024 г в 17 ч
Адрес: 3-й Колобовский переулок, д. 8, стр. 2, ауд. 311
Обращаем внимание, что в клубе принят необязательный, но рекомендуемый дресс-код: галстук-бабочка
Регистрация обязательна и доступна по ссылке
Дата и время: 6 ноября 2024 г в 17 ч
Адрес: 3-й Колобовский переулок, д. 8, стр. 2, ауд. 311
Обращаем внимание, что в клубе принят необязательный, но рекомендуемый дресс-код: галстук-бабочка
Регистрация обязательна и доступна по ссылке
❤7
Научный клуб Лицея НИУ ВШЭ
Приглашаем на третью встречу Научного клуба Лицея НИУ ВШЭ «Новая Касталия»! Дата и время: 6 ноября 2024 г в 17 ч Адрес: 3-й Колобовский переулок, д. 8, стр. 2, ауд. 311 Обращаем внимание, что в клубе принят необязательный, но рекомендуемый дресс-код: галстук…
Друзья, не забываем регистрироваться на Научный клуб!
❤9
Итоги собрания Клуба 🧬
Друзья, сегодня прошла очередная встреча Новой Касталии, посвященная познанию и науке!
Мы успели обсудить особенности процесса мышления, соотношение физики и геометрии, науки и знания, аспекты нашего познания и воображения — связали это с взглядами Канта и других мыслителей, не забыли про этику, причинность, и даже это еще не все! 😮
Надеемся, что, когда в наш багаж знаний привнеслись новые знания о процессе познания, мы сумеем разглядеть их во взглядах других авторов, сопоставить с изученными теориями и найти в них новые интересные моменты! Ведь теперь у нас есть с чем их сопоставить 😉
Друзья, сегодня прошла очередная встреча Новой Касталии, посвященная познанию и науке!
Мы успели обсудить особенности процесса мышления, соотношение физики и геометрии, науки и знания, аспекты нашего познания и воображения — связали это с взглядами Канта и других мыслителей, не забыли про этику, причинность, и даже это еще не все! 😮
Надеемся, что, когда в наш багаж знаний привнеслись новые знания о процессе познания, мы сумеем разглядеть их во взглядах других авторов, сопоставить с изученными теориями и найти в них новые интересные моменты! Ведь теперь у нас есть с чем их сопоставить 😉
❤15🦄2
Дорогие друзья! Хотим предупредить вас, что встретимся с вами мы через неделю (на следующей НК не будет)
С нетерпением ждём встречи 💟📚
*с днем социолога всех причастных!
С нетерпением ждём встречи 💟📚
*с днем социолога всех причастных!
❤🔥21❤4🦄3
Очерк Кант для факульт.docx
63.7 KB
ДЗ от Кирилла Валентиновича:
Дорогие друзья! Добрый день!
Итак, в среду 27 ноября мы встретимся с вами вновь на наше четвертое занятие!
В прошлый раз мы с вами отошли от чистой теории познания и обратились к наиболее известным сегодня теориям науки – теориям Куна и Лакатоса. Небольшое знакомство с этими авторами, равно как и с кантовской философией, должно нас подготовить к встрече с настоящими парадоксами современной науки, об одном из ярких проявлений которых у нас пойдет речь. Мы приступим к анализу книги "Биоцентризм. Как жизнь создает Вселенную?"
Но нам надо еще сделать маленький дополнительный шаг в понимании Канта, доработать совсем небольшое, но содержательно обсуждение Куна.
Материалы:
1 И.Канта мы затронем совсем слегка, только в самом начале, поэтому с интересующим нас аспектом познакомьтесь по моим «Очеркам из истории классической философии», Очерк 8, стр. 199 (в файле с.8) со слов «Великие соблазны человеческого разума!» и до 204 (в файле с.10) «кантовское учение об антиномиях чистого разума сыграло…»
У нас здесь будет две задачи:
1.1.Понять, чем расплачивается разум, если он наивно полагает, что видимый и познаваемый им мир действительно является таким, каким он нам видится и познается. Именно антиномии являются этой расплатой
1.2.Подготовиться к встрече с концепцией «Большого взрыва»: как она вытекает из Кантовской философии?
2. Т Кун «Структура научных революций». Напомню: здесь Кун нам рассказывает о «реальном устройстве науке», а не о фантазиях по ее поводу.
2.1. Посмотрите гл. 4 «Нормальная наука как решение головоломок» первые 5 стр.
2.2. Ориентирована ли «нормальная наука» на крупные открытия? Почему? Почему он ее работу определяет как «решение головоломок»? Что такое «головоломка»?
2.3. Что науке и ученому дает парадигма? Кто является носителем парадигмы?
2.4. Как методологические принципы излагает Декарт? Почему они могут рассматриваться как основа для формирования парадигмы?
https://kargopolov.spb.ru/assets/books/kuhn.pdf
3 НОВОЕ: Р. Ланца, Б Берман. Биоцентризм. Как жизнь создает Вселенную?
Читаем Введение; Г.1 Мутная Вселенная, Гл. 2 В начале было…что?
3.1. В начале первой главы автор говорит о «странном состоянии» современной фундаментальной науки о мироздании. Какую здесь можно провести параллель с Куном?
3.2. Какой фундаментальный, немыслимый парадокс элементарных частиц упоминает автор?
3.3. Какие вопросы шестиклассника перечисляет автор? Как они соотносятся с кантовской теорией антиномий? А какие даются на это сегодня ответы?
3.4. Какой выход предлагает автор? Какой вопрос современной науки он берет за основ: http://kyiv-heritage-guide.com/sites/default/files/ЛАНЦА%2C%20БЕРМАН%20-%20Биоцентризм.%20Как%20жизнь%20создает%20Вселенную.pdf
И еще маленькая напоминалка
До скорой встречи!
Дорогие друзья! Добрый день!
Итак, в среду 27 ноября мы встретимся с вами вновь на наше четвертое занятие!
В прошлый раз мы с вами отошли от чистой теории познания и обратились к наиболее известным сегодня теориям науки – теориям Куна и Лакатоса. Небольшое знакомство с этими авторами, равно как и с кантовской философией, должно нас подготовить к встрече с настоящими парадоксами современной науки, об одном из ярких проявлений которых у нас пойдет речь. Мы приступим к анализу книги "Биоцентризм. Как жизнь создает Вселенную?"
Но нам надо еще сделать маленький дополнительный шаг в понимании Канта, доработать совсем небольшое, но содержательно обсуждение Куна.
Материалы:
1 И.Канта мы затронем совсем слегка, только в самом начале, поэтому с интересующим нас аспектом познакомьтесь по моим «Очеркам из истории классической философии», Очерк 8, стр. 199 (в файле с.8) со слов «Великие соблазны человеческого разума!» и до 204 (в файле с.10) «кантовское учение об антиномиях чистого разума сыграло…»
У нас здесь будет две задачи:
1.1.Понять, чем расплачивается разум, если он наивно полагает, что видимый и познаваемый им мир действительно является таким, каким он нам видится и познается. Именно антиномии являются этой расплатой
1.2.Подготовиться к встрече с концепцией «Большого взрыва»: как она вытекает из Кантовской философии?
2. Т Кун «Структура научных революций». Напомню: здесь Кун нам рассказывает о «реальном устройстве науке», а не о фантазиях по ее поводу.
2.1. Посмотрите гл. 4 «Нормальная наука как решение головоломок» первые 5 стр.
2.2. Ориентирована ли «нормальная наука» на крупные открытия? Почему? Почему он ее работу определяет как «решение головоломок»? Что такое «головоломка»?
2.3. Что науке и ученому дает парадигма? Кто является носителем парадигмы?
2.4. Как методологические принципы излагает Декарт? Почему они могут рассматриваться как основа для формирования парадигмы?
https://kargopolov.spb.ru/assets/books/kuhn.pdf
3 НОВОЕ: Р. Ланца, Б Берман. Биоцентризм. Как жизнь создает Вселенную?
Читаем Введение; Г.1 Мутная Вселенная, Гл. 2 В начале было…что?
3.1. В начале первой главы автор говорит о «странном состоянии» современной фундаментальной науки о мироздании. Какую здесь можно провести параллель с Куном?
3.2. Какой фундаментальный, немыслимый парадокс элементарных частиц упоминает автор?
3.3. Какие вопросы шестиклассника перечисляет автор? Как они соотносятся с кантовской теорией антиномий? А какие даются на это сегодня ответы?
3.4. Какой выход предлагает автор? Какой вопрос современной науки он берет за основ: http://kyiv-heritage-guide.com/sites/default/files/ЛАНЦА%2C%20БЕРМАН%20-%20Биоцентризм.%20Как%20жизнь%20создает%20Вселенную.pdf
И еще маленькая напоминалка
До скорой встречи!
❤6
Дорогие друзья!
Четвертая встреча Научного клуба Лицея НИУ ВШЭ «Новая Касталия» состоится:
27 ноября 2024 г в 17 ч
Адрес: 3-й Колобовский переулок, д. 8, стр. 2, ауд. 311
Обращаем внимание, что в клубе принят необязательный, но рекомендуемый дресс-код: галстук-бабочка
Задание к встрече здесь
Регистрация обязательна и доступна по ссылке
Четвертая встреча Научного клуба Лицея НИУ ВШЭ «Новая Касталия» состоится:
27 ноября 2024 г в 17 ч
Адрес: 3-й Колобовский переулок, д. 8, стр. 2, ауд. 311
Обращаем внимание, что в клубе принят необязательный, но рекомендуемый дресс-код: галстук-бабочка
Задание к встрече здесь
Регистрация обязательна и доступна по ссылке
❤12
This media is not supported in the widget
VIEW IN TELEGRAM
❤🔥7
Дорогие друзья! Добрый день!
Итак, в среду 11 декабря мы встретимся с вами вновь на наше пятое занятие!
1. На последней встрече мы с вами двинулись дальше в понимании Канта и обсудили один из самых интересных его аспектов - "Антиномии чистого разума". Посмотрите еще раз их по моим "Очеркам из истории классической философии" (Очерк 8, кстати Очерк 7 про Рационализм и эмпиризм очень), в чем причина возникновения, механизм, как они связаны с современным естествознанием. Мы обсуждали только первую антиномию, ответить на вопрос: какое решение этой антиномии предлагает Кант? Что из него следует?
Факультативно высылаю микро фрагмент из Критики чистого разума про антиномии, а также свой очерк
2. Продолжаем обсуждать интереснейшую книгу "Как жизнь создает Вселенную". Обратите внимание: она написана двумя авторами, один из из них - знаменитый биолог, исследователь стволовых клеток, другой - самый цитируемый астроном в мире. Так что в названии объединены интересы обоих авторов.
Посмотрите еще раз первые две главы и постарайтесь насчитать как можно больше параллелей с Кантом, причем с самыми разными аспектами его теории. Кто больше найдет, тот и победил
Далее гл 3 "Звук от падающего дерева" - она короткая и философская. Давайте подумаем: что в ней роднит позицию авторов с позицией Канта, а что отличает? К какому философу близка здесь позиция авторов?
Далее гл 4 "Свет и действие" она очень интересная, личностная, там мало теории, зато рассказ одного из авторов о его... Школьном Исследовании (ИВР!), а также о том, как он, будучи школьником, познакомился и подружился с... нобелевским номинантом!
Далее гл 5 "Где находится Вселенная" - это наша ГЛАВНАЯ глава к следующей встрече. Здесь упоминаются и Декарт, и кант. Что их объединяет? а как вы думаете, что разъединяет? Что за интересное исследование 1976 г описывает автор? В чем его смысл, что оно доказывает? Какое заблуждение стремится преодолеть автор у читателя? Ну и главное: какой эксперимент относительно нашего мозга автор описывает? Вам нравится этот эксперимент? как бы отнесся к нему Кант?
Всем счастливо! До встречи! Не забудьте про дресс-код!
Итак, в среду 11 декабря мы встретимся с вами вновь на наше пятое занятие!
1. На последней встрече мы с вами двинулись дальше в понимании Канта и обсудили один из самых интересных его аспектов - "Антиномии чистого разума". Посмотрите еще раз их по моим "Очеркам из истории классической философии" (Очерк 8, кстати Очерк 7 про Рационализм и эмпиризм очень), в чем причина возникновения, механизм, как они связаны с современным естествознанием. Мы обсуждали только первую антиномию, ответить на вопрос: какое решение этой антиномии предлагает Кант? Что из него следует?
Факультативно высылаю микро фрагмент из Критики чистого разума про антиномии, а также свой очерк
2. Продолжаем обсуждать интереснейшую книгу "Как жизнь создает Вселенную". Обратите внимание: она написана двумя авторами, один из из них - знаменитый биолог, исследователь стволовых клеток, другой - самый цитируемый астроном в мире. Так что в названии объединены интересы обоих авторов.
Посмотрите еще раз первые две главы и постарайтесь насчитать как можно больше параллелей с Кантом, причем с самыми разными аспектами его теории. Кто больше найдет, тот и победил
Далее гл 3 "Звук от падающего дерева" - она короткая и философская. Давайте подумаем: что в ней роднит позицию авторов с позицией Канта, а что отличает? К какому философу близка здесь позиция авторов?
Далее гл 4 "Свет и действие" она очень интересная, личностная, там мало теории, зато рассказ одного из авторов о его... Школьном Исследовании (ИВР!), а также о том, как он, будучи школьником, познакомился и подружился с... нобелевским номинантом!
Далее гл 5 "Где находится Вселенная" - это наша ГЛАВНАЯ глава к следующей встрече. Здесь упоминаются и Декарт, и кант. Что их объединяет? а как вы думаете, что разъединяет? Что за интересное исследование 1976 г описывает автор? В чем его смысл, что оно доказывает? Какое заблуждение стремится преодолеть автор у читателя? Ну и главное: какой эксперимент относительно нашего мозга автор описывает? Вам нравится этот эксперимент? как бы отнесся к нему Кант?
Всем счастливо! До встречи! Не забудьте про дресс-код!
❤10
Встречаемся на Научном Клубе 11 декабря!
Пятая встреча состоится 11 декабря в 17:00
Адрес: 3-й Колобовский переулок, д. 8, стр. 2, ауд. 311
Обращаем внимание, что в клубе принят необязательный, но рекомендуемый дресс-код: галстук-бабочка
Задание к встрече здесь
Регистрация обязательна и доступна по ссылке
Пятая встреча состоится 11 декабря в 17:00
Адрес: 3-й Колобовский переулок, д. 8, стр. 2, ауд. 311
Обращаем внимание, что в клубе принят необязательный, но рекомендуемый дресс-код: галстук-бабочка
Задание к встрече здесь
Регистрация обязательна и доступна по ссылке
❤7