Продолжаем публиковать концептуальные статьи современного мыслителя, известного кинорежиссера Олега Павловича Тепцова, написанные специально для "Помним всех поимённо".
Ранее были опубликованы статьи: Communis или содружество цивилизаций и Fundamentum (про современное "искусство").
Сегодня публикуется фрагмент киносценария "Собор".
Ранее были опубликованы статьи: Communis или содружество цивилизаций и Fundamentum (про современное "искусство").
Сегодня публикуется фрагмент киносценария "Собор".
👍13❤2🤮1
Собор (фрагмент киносценария, 2017).
Москва. 1376 год. В одной из великокняжеских палат готовится презентация проекта строительства нового каменного собора*. В центре стол с макетом — подражание классической греческой храмовой архитектуре со сферическим шлемовидным куполом, рядом подставки для листов с планами фундамента, эскизами внутренних помещений, деталями интерьеров. Сыновья великого князя бегают в догонялки - пятилетний Даниил и четырехлетний Василий. Входят: Димитрий с Евдокией, Алексий митрополит, посольский дьяк, бояре, грек архитектор, его помощник. Рассаживаются. Молодые княжичи около матери. Архитектор встает к макету.
— Господин великий князь Владимирский и Московский, Димитрий Иванович, его великолепнейшая супруга Евдокия Димитриевна, Ваше Преосвященство митрополит Московский Алексий, дорогие гости, разрешите мне… — грек кашляет, ему подают воды.
— Разрешаем, разрешаем, рассказывай Зефирос, не смущайся, — подбадривает его Димитрий.
— Ваше Величество, я только хотел... — снова кашляет, пьет воду, старается сдержаться, краснеет, напрягается. Присутствующие улыбаются.
— Владыко, может, ты свое мнение нам откроешь, а потом и автор прокашляется?
Все смотрят на Алексия, наступает полная тишина.
— Скажу, княже, что картинки красивые, а толку мало… Не нужны нам более образцы иноплеменные. Да простит меня уважаемый автор. Что-то в последнее время свою старину забывать стали. Многое пожгли, многое утеряно, вот и надо восстанавливать. Что осталось? Церковь Покрова на Нерли в Боголюбово, Успенский собор во Владимире, Новгородская София? Не Византия, еще большая древность. Откуда эти купола-маковки, простые и крестчатые бочки-закомары, откуда многоглавие, соборность? Эта-то соборность, согласие нам сегодня нужны, как никогда. Враг старается поссорить власть с народом, церковь с властью, соблазняет людей ученых, книжных, а они, в свою, очередь простой люд баламутят. Да, вера христианская к нам от иноземцев пришла, но принята нами сердцем, всей нашей историей; не слепо вторим, на свой лад перекладываем. Прости, княже, может быть, долго и мудрено говорю, слова мои воздушные, не прочные, но если в камне скажем, в веках устоим. Негоже нам более заимствовать без разбора. Другой собор нам нужен. Свой. Богородицу славим!
После небольшой паузы Димитрий обращается к архитектору:
— Что же, Зефирос, возразишь, аль согласен?
— Мы, Ваше Величество, можем выполнить любое задание, — опустив глаза отвечает грек.
— Знаю, знаю, лишь бы платили, — Димитрий весело переглядывается с Евдокией, оглядывает бояр. Молчат бояре. Молчит и грек.
— Ну, а коли согласен, так давай, друже, переделывай. Посмотрим, что получится. У нас ведь тоже мастера имеются. — Димитрий встает и вместе с Евдокией уходит из палаты.
*Историческая справка
Самый старый сохранившийся каменный храм Москвы – церковь Рождества Богородицы на Сенях, построенный по велению вдовы Димитрия Ивановича (Донского) Евдокии Димитриевны в 1394 году, по мнению ряда историков в честь победы великого князя на Куликовом поле.
Олег Тепцов для Помним всех поименно
Москва. 1376 год. В одной из великокняжеских палат готовится презентация проекта строительства нового каменного собора*. В центре стол с макетом — подражание классической греческой храмовой архитектуре со сферическим шлемовидным куполом, рядом подставки для листов с планами фундамента, эскизами внутренних помещений, деталями интерьеров. Сыновья великого князя бегают в догонялки - пятилетний Даниил и четырехлетний Василий. Входят: Димитрий с Евдокией, Алексий митрополит, посольский дьяк, бояре, грек архитектор, его помощник. Рассаживаются. Молодые княжичи около матери. Архитектор встает к макету.
— Господин великий князь Владимирский и Московский, Димитрий Иванович, его великолепнейшая супруга Евдокия Димитриевна, Ваше Преосвященство митрополит Московский Алексий, дорогие гости, разрешите мне… — грек кашляет, ему подают воды.
— Разрешаем, разрешаем, рассказывай Зефирос, не смущайся, — подбадривает его Димитрий.
— Ваше Величество, я только хотел... — снова кашляет, пьет воду, старается сдержаться, краснеет, напрягается. Присутствующие улыбаются.
— Владыко, может, ты свое мнение нам откроешь, а потом и автор прокашляется?
Все смотрят на Алексия, наступает полная тишина.
— Скажу, княже, что картинки красивые, а толку мало… Не нужны нам более образцы иноплеменные. Да простит меня уважаемый автор. Что-то в последнее время свою старину забывать стали. Многое пожгли, многое утеряно, вот и надо восстанавливать. Что осталось? Церковь Покрова на Нерли в Боголюбово, Успенский собор во Владимире, Новгородская София? Не Византия, еще большая древность. Откуда эти купола-маковки, простые и крестчатые бочки-закомары, откуда многоглавие, соборность? Эта-то соборность, согласие нам сегодня нужны, как никогда. Враг старается поссорить власть с народом, церковь с властью, соблазняет людей ученых, книжных, а они, в свою, очередь простой люд баламутят. Да, вера христианская к нам от иноземцев пришла, но принята нами сердцем, всей нашей историей; не слепо вторим, на свой лад перекладываем. Прости, княже, может быть, долго и мудрено говорю, слова мои воздушные, не прочные, но если в камне скажем, в веках устоим. Негоже нам более заимствовать без разбора. Другой собор нам нужен. Свой. Богородицу славим!
После небольшой паузы Димитрий обращается к архитектору:
— Что же, Зефирос, возразишь, аль согласен?
— Мы, Ваше Величество, можем выполнить любое задание, — опустив глаза отвечает грек.
— Знаю, знаю, лишь бы платили, — Димитрий весело переглядывается с Евдокией, оглядывает бояр. Молчат бояре. Молчит и грек.
— Ну, а коли согласен, так давай, друже, переделывай. Посмотрим, что получится. У нас ведь тоже мастера имеются. — Димитрий встает и вместе с Евдокией уходит из палаты.
*Историческая справка
Самый старый сохранившийся каменный храм Москвы – церковь Рождества Богородицы на Сенях, построенный по велению вдовы Димитрия Ивановича (Донского) Евдокии Димитриевны в 1394 году, по мнению ряда историков в честь победы великого князя на Куликовом поле.
Олег Тепцов для Помним всех поименно
👍19❤3🙏1🕊1
Помним всех поимённо pinned «Собор (фрагмент киносценария, 2017). Москва. 1376 год. В одной из великокняжеских палат готовится презентация проекта строительства нового каменного собора*. В центре стол с макетом — подражание классической греческой храмовой архитектуре со сферическим…»
Forwarded from Русские Мемориалы
С Днём Победы!
8 мая, Фэрбанкс, Аляска.
В честь 79-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне от имени Посольства России в США соотечественники торжественно возложили венок к монументу Героев АлСиба.
⭐️ На нашей карте
#ВечнаяПамять #НиктоНезабыт
8 мая, Фэрбанкс, Аляска.
В честь 79-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне от имени Посольства России в США соотечественники торжественно возложили венок к монументу Героев АлСиба.
⭐️ На нашей карте
#ВечнаяПамять #НиктоНезабыт
👍18❤3
Первая церковь Св. Митрофана Воронежского в Петербурге.
В 1831 году в связи с эпидемией холеры на южной окраине Петербурга, близ деревни Тентелевка, было отведено специальное место для погребения умерших от заразы. В 1835 г. власти разрешили «учредить в смежности с холерным обыкновенное городское кладбище», на которое перенесли старую походную церковь Измайловского полка, вновь освященную во имя новопрославленного Святого Митрофана Воронежского. В 1859 г. ее основательно отремонтировали и освятили, на этот раз под именем Спасской.
Весной 1883 г. сильный пожар уничтожил эту деревянную постройку. Но за лето двусветный храм был восстановлен и освящен 13 октября 1883 г. во имя Спаса Всемилостивого. В церкви упокоились:
Комарская Феврония, мещанка села Павлова, бывшая крепостная графа Шереметьева, строительница каменного храма Св. Митрофания. Скончалась в 1845 году.
Титова, племянница Февронии Комарской.
В сентябре 1927 г. храм был закрыт, а после Великой Отечественной войны — разобран.
В 1831 году в связи с эпидемией холеры на южной окраине Петербурга, близ деревни Тентелевка, было отведено специальное место для погребения умерших от заразы. В 1835 г. власти разрешили «учредить в смежности с холерным обыкновенное городское кладбище», на которое перенесли старую походную церковь Измайловского полка, вновь освященную во имя новопрославленного Святого Митрофана Воронежского. В 1859 г. ее основательно отремонтировали и освятили, на этот раз под именем Спасской.
Весной 1883 г. сильный пожар уничтожил эту деревянную постройку. Но за лето двусветный храм был восстановлен и освящен 13 октября 1883 г. во имя Спаса Всемилостивого. В церкви упокоились:
Комарская Феврония, мещанка села Павлова, бывшая крепостная графа Шереметьева, строительница каменного храма Св. Митрофания. Скончалась в 1845 году.
Титова, племянница Февронии Комарской.
В сентябре 1927 г. храм был закрыт, а после Великой Отечественной войны — разобран.
👍12❤3🙏2
Утраченный храм Св. Митрофана Воронежского в Петербурге.
Церковь Св. Митрофана Воронежского по проекту архитектора Константина Тона была заложена 1 октября 1839 года. Храм, выстроенный в русско-византийском стиле, был копией проекта военного собора в Свеаборге.
Строительство завершилось в 1847 году. Отделочные работы продолжались еще три года, после чего 17 августа 1847 года епископ Ревельский Нафанаил (Савченко) освятил новый пятикупольный храм в честь Св. Митрофана Воронежского. В подвальном этаже храма находились захоронения выдающихся жителей города.
В 1929 году Митрофаниевский храм был закрыт и разрушен.
В 2012 году известным петербургским архитектором Р. М. Даяновым (1950—2021) был разработан проект воссоздания утраченной святыни.
Церковь Св. Митрофана Воронежского по проекту архитектора Константина Тона была заложена 1 октября 1839 года. Храм, выстроенный в русско-византийском стиле, был копией проекта военного собора в Свеаборге.
Строительство завершилось в 1847 году. Отделочные работы продолжались еще три года, после чего 17 августа 1847 года епископ Ревельский Нафанаил (Савченко) освятил новый пятикупольный храм в честь Св. Митрофана Воронежского. В подвальном этаже храма находились захоронения выдающихся жителей города.
В 1929 году Митрофаниевский храм был закрыт и разрушен.
В 2012 году известным петербургским архитектором Р. М. Даяновым (1950—2021) был разработан проект воссоздания утраченной святыни.
👍13❤7🙏2