Forwarded from فكردشلك | Единомыслие (عبد الكريم عين الله)
https://news.1rj.ru/str/taswkut/1609
Кафи, шарх Вафи, шарх на Канз ад-Дакаик
Огромное собрание фетв Абу Бараката ан-Насафи, рахимахуЛлаху Тааля, выдающего ханафитского юриста из Маварааннахара (Средней Азии). По этой книге выдавали фетвы в Булгарском вилаяте (Казанском ханстве) и Хажитарханском вилаяте (Астраханское ханство). Вероятно, это и было там юридической базой.
Как сказано в Зафер-наме-и вилает-и Казан (1550 г.), одном из немногих татарских документов, дошедших до нас:
Это как раз "аль-Кафз", который комментарий на "Эл-Вафи", который комментарий на "Эль-Кенз".
Издан первый раз, в 2024 году.
Кафи, шарх Вафи, шарх на Канз ад-Дакаик
Огромное собрание фетв Абу Бараката ан-Насафи, рахимахуЛлаху Тааля, выдающего ханафитского юриста из Маварааннахара (Средней Азии). По этой книге выдавали фетвы в Булгарском вилаяте (Казанском ханстве) и Хажитарханском вилаяте (Астраханское ханство). Вероятно, это и было там юридической базой.
Как сказано в Зафер-наме-и вилает-и Казан (1550 г.), одном из немногих татарских документов, дошедших до нас:
Так же, как указано в книгах "Эл-Кенз", "Эл-Вафи" и "Эл-Кафи", чуть раньше перед ее [зари] исчезновением в это указанное время настает время утреннего намаза, то есть истинного утра.
Это как раз "аль-Кафз", который комментарий на "Эл-Вафи", который комментарий на "Эль-Кенз".
Издан первый раз, в 2024 году.
Telegram
سلم "تصوير الكتب"
الكتاب: الكافي في شرح الوافي
المؤلف: حافظ الدين أبو البركات عبد الله بن أحمد بن محمود النسفي (٧١٠ه)
تحقيق: سراج الدين عمر قباوة
الناشر: #دار_المنهاج_القويم
سنة الطباعة: 2024 الطبعة الأولى
الموضوع: #الفقه_الحنفي
المؤلف: حافظ الدين أبو البركات عبد الله بن أحمد بن محمود النسفي (٧١٠ه)
تحقيق: سراج الدين عمر قباوة
الناشر: #دار_المنهاج_القويم
سنة الطباعة: 2024 الطبعة الأولى
الموضوع: #الفقه_الحنفي
Forwarded from Dr. Bormotucher
Небольшой трактат, посвященный рассмотрению вопроса о дозволенности совершения намаза в одежде [и обуви], выделанной немусульманами в Булгарском вилайете (هل یجوز الصلوة فی قول الذی دبغه الکفار فی ولایة البلغار). 1830-е гг.
Из таких небольших трактатов и правовых заключений можно выделить элементы, отличавшие условия жизни мусульман Волго-Уралья (например, вопрос чтения намаза 'иша в короткие летние ночи, принадлежности Булгарского вилайета к Дар ал-ислам после русского завоевания), способствовавшие (наряду с местными этнографическими особенностями) осознанию себя как особой общности в исламском мире. Представляет интерес и ещё одно упоминание официального исламского обозначения Волго-Уральского региона - Булгарский вилайет.
Из таких небольших трактатов и правовых заключений можно выделить элементы, отличавшие условия жизни мусульман Волго-Уралья (например, вопрос чтения намаза 'иша в короткие летние ночи, принадлежности Булгарского вилайета к Дар ал-ислам после русского завоевания), способствовавшие (наряду с местными этнографическими особенностями) осознанию себя как особой общности в исламском мире. Представляет интерес и ещё одно упоминание официального исламского обозначения Волго-Уральского региона - Булгарский вилайет.
Forwarded from Туркестан и Поволжье
Политические отношения между Ногайской Ордой и Казанским ханством
Вообще отношение властей Ногайской Орды к Казанскому юрту было, кажется, не слишком почтительным. Отсутствие постоянной династии, многолетний московский протекторат, относительно малочисленная армия, земледельческий образ жизни — всё это вызывало у ногаев, эталонных скотоводов и степных воинов, саркастическое отношение к казанцам. Одним из показателей может служить язвительная реплика в их адрес Шора-батыра, главного героя одноимённого ногайского эпоса.
В первые годы XVI века Муса и — менее охотно — Ямгурчи признавали гегемонию русских великих князей в соседнем ханстве. В 1503 году Ямгурчи-бий клялся считать друзьями друзей Ивана III и казанского хана Мухаммед-Амина, а врагами — их врагов. Однако с нарастанием Смуты в Ногайской Орде мирзы раскололись, в том числе и по этому вопросу.
Летом 1505 года Мухаммед-Амин решил избавиться от московского влияния вооружённым путём и выступил против русских. Оказавшиеся в ту пору в его столице российские купцы были ограблены, пленены и отправлены «в Нагаи». Этот факт, а также прибытие из степи двадцатитысячного войска, свидетельствуют, если не о прямой инициативе ногаев в перевороте, то о их заинтересованности в нём. Казанско-ногайская армия в течение трёх дней безуспешно осаждала Нижний Новгород. Во время перестрелки нижегородцы убили «шурина царева — нагаиского мурзу, приведшего нагаиския вои своя ко царю в помощь».
Через два года, опасаясь карательного похода из Москвы, хан решил заключить мир. Жертвы, понесённые ногаями в этих боях, оказались напрасными.
Источник: В. В. Трепавлов «История Ногайской Орды»
Вообще отношение властей Ногайской Орды к Казанскому юрту было, кажется, не слишком почтительным. Отсутствие постоянной династии, многолетний московский протекторат, относительно малочисленная армия, земледельческий образ жизни — всё это вызывало у ногаев, эталонных скотоводов и степных воинов, саркастическое отношение к казанцам. Одним из показателей может служить язвительная реплика в их адрес Шора-батыра, главного героя одноимённого ногайского эпоса.
В первые годы XVI века Муса и — менее охотно — Ямгурчи признавали гегемонию русских великих князей в соседнем ханстве. В 1503 году Ямгурчи-бий клялся считать друзьями друзей Ивана III и казанского хана Мухаммед-Амина, а врагами — их врагов. Однако с нарастанием Смуты в Ногайской Орде мирзы раскололись, в том числе и по этому вопросу.
Летом 1505 года Мухаммед-Амин решил избавиться от московского влияния вооружённым путём и выступил против русских. Оказавшиеся в ту пору в его столице российские купцы были ограблены, пленены и отправлены «в Нагаи». Этот факт, а также прибытие из степи двадцатитысячного войска, свидетельствуют, если не о прямой инициативе ногаев в перевороте, то о их заинтересованности в нём. Казанско-ногайская армия в течение трёх дней безуспешно осаждала Нижний Новгород. Во время перестрелки нижегородцы убили «шурина царева — нагаиского мурзу, приведшего нагаиския вои своя ко царю в помощь».
Через два года, опасаясь карательного похода из Москвы, хан решил заключить мир. Жертвы, понесённые ногаями в этих боях, оказались напрасными.
Источник: В. В. Трепавлов «История Ногайской Орды»
👍10
Forwarded from Dr. Bormotucher
Воззвания_и_переписка_вожаков_пугачевского_движения_Казань,_1988.pdf
1.6 GB
Воззвания и переписка вожаков пугачевского движения в Поволжье и Приуралье. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1988.
Халкыбыз һәм телебез тарихы өчен мөһим чыганакларны эченә алган бу китап төрки текстларны [тиеш булганча -] иске имлада чыгарырга теләүчеләр өчен үрнәк басмаларның берсе булып тора (мәрхүм Рәшит абый Кадыйровның әгъля нәсех хатты аеруча сокландыра).
Халкыбыз һәм телебез тарихы өчен мөһим чыганакларны эченә алган бу китап төрки текстларны [тиеш булганча -] иске имлада чыгарырга теләүчеләр өчен үрнәк басмаларның берсе булып тора (мәрхүм Рәшит абый Кадыйровның әгъля нәсех хатты аеруча сокландыра).
👍4
Forwarded from джучидский летописец
Берке-хан был мюридом тариката Кубравийя.
Узбек-хан как известно следовал за яссавийскими шейхами.
Тохтамыш-хан был последователем тариката Ишкия.
Беклербек Едыге происходил от Баба-Тукласа, который видимо принадлежал к тарикату Мевлевия.
Касым-хан был мюридом шейхов тариката Джуйбария.
У Шейбани-хана три основных духовных наставника были из тариката Яссавия.
Тауекель-хан и его родственники - мюриды тариката Накшбандия.
Есим-хан был близок к кашгарским суфиям белогорцам и черногорцам накшбандийцам.
Узбек-хан как известно следовал за яссавийскими шейхами.
Тохтамыш-хан был последователем тариката Ишкия.
Беклербек Едыге происходил от Баба-Тукласа, который видимо принадлежал к тарикату Мевлевия.
Касым-хан был мюридом шейхов тариката Джуйбария.
У Шейбани-хана три основных духовных наставника были из тариката Яссавия.
Тауекель-хан и его родственники - мюриды тариката Накшбандия.
Есим-хан был близок к кашгарским суфиям белогорцам и черногорцам накшбандийцам.
👍11
Forwarded from فكردشلك | Единомыслие (عبد الكريم عين الله)
К сожалению сбор замедлился, на сегодня удалось собрать:
1 086 065 рублей на мою карту
494372 на карту жены.
29 числа уже нужно будет оплатить вторую часть суммы за лекарство генной терапии — 100 808 долларов. Очень важно успеть собрать максимум до этой даты.
Пожалуйста, помогите нам с этим. Распространяйте, добавляйте в статусы видео выше, а также, по мере возможности, присылайте пожертвования. И не забывайте нас в своих мольбах. Вместе мы можем справиться с болезнью.
Также сегодня был на переговорах, возможно, скоро порадую вас хорошей новостью по сборам. Ин ша Аллах.
1 086 065 рублей на мою карту
494372 на карту жены.
29 числа уже нужно будет оплатить вторую часть суммы за лекарство генной терапии — 100 808 долларов. Очень важно успеть собрать максимум до этой даты.
Пожалуйста, помогите нам с этим. Распространяйте, добавляйте в статусы видео выше, а также, по мере возможности, присылайте пожертвования. И не забывайте нас в своих мольбах. Вместе мы можем справиться с болезнью.
Также сегодня был на переговорах, возможно, скоро порадую вас хорошей новостью по сборам. Ин ша Аллах.
Сбербанк
2202208293110285
Гайнуллин Карим Булатович, папа Исмагила
Forwarded from Волго-сибирские записки | Атăл-Çĕпĕр çырăвĕсем
Надо сказать, я далеко не сразу (лишь спустя годы после первого знакомства с трудами обоих авторов) осознал, что Евфимий Александрович Малов и Сергей Ефимович Малов — это отец и сын.
Протоиерея Евфимия Малова (1835—1918), преподавателя "противомусульманских предметов" в Казанской духовной академии, я читал ещё в 2000-е, когда с появлением интернетов открылся доступ к первым оцифрованным книгам о чувашах. Запомнился он трудом "О влиянии еврейства на чуваш", в котором последовательно была возведена к иудейской терминологии практически вся лексика чувашской народной религии.
Сейчас читаю книгу-биографию Н.И. Ашмарина (авторы — Э.Е. Лебедев, В.Г. Родионов, И.П. Семёнова, Е.В. Касимов; серия "Чăвашсен чаплă çыннисем", 2020), и в ней освещён ещё один эпизод деятельности Малова-старшего, а именно попытки воспрепятствовать изданию первых чувашских фольклорных текстов из собрания И.Н. Юркина — с тем, чтобы не допустить создания светской письменной культуры на чувашском языке. Во внутренней рецензии на этот сборник Е. Малов писал следующее:
А И.Я. Яковлев вспоминал о Малове-старшем так:
Известно, что сына своего Сергея Малов-старший рано начал приобщать к тюркологии, мечтая, что тот когда-нибудь возглавит занимаемую им кафедру.
Сергей Ефимович Малов (1880—1957) стал одним из крупнейших отечественных тюркологов XX века и, в частности, издал важнейшие памятники древнетюркского рунического и древнеуйгурского письма, добрался с экспедициями до труднодоступных мест проживания тюркских народов в Китае и оставил очень ценные описания их языков, а также внёс серьёзный вклад в разработку алфавитов и внедрение письменности у ранее бесписьменных тюркских народов.
Протоиерея Евфимия Малова (1835—1918), преподавателя "противомусульманских предметов" в Казанской духовной академии, я читал ещё в 2000-е, когда с появлением интернетов открылся доступ к первым оцифрованным книгам о чувашах. Запомнился он трудом "О влиянии еврейства на чуваш", в котором последовательно была возведена к иудейской терминологии практически вся лексика чувашской народной религии.
Сейчас читаю книгу-биографию Н.И. Ашмарина (авторы — Э.Е. Лебедев, В.Г. Родионов, И.П. Семёнова, Е.В. Касимов; серия "Чăвашсен чаплă çыннисем", 2020), и в ней освещён ещё один эпизод деятельности Малова-старшего, а именно попытки воспрепятствовать изданию первых чувашских фольклорных текстов из собрания И.Н. Юркина — с тем, чтобы не допустить создания светской письменной культуры на чувашском языке. Во внутренней рецензии на этот сборник Е. Малов писал следующее:
Нам надо обрусить чуваш. Это вообще. А в частности, наша цель, миссионерская, в разрушении среди них языческих суеверий и проведении христианской морали и верований в связи с началами русского патриотизма. Нам поэзия Юркина не подходит. Жалко, что, видимо, даровитый чувашенин Юркин состоит на почве светских воззрений на инородческую словесность.
А И.Я. Яковлев вспоминал о Малове-старшем так:
Он ненавидел, презирал инородцев, конечно, скрывая это, по мере возможности, от тех, кто стоял за инородцев, и делая путем своей к ним ненависти карьеру с помощью тех, кто разделял его взгляды на инородческий вопрос.
Известно, что сына своего Сергея Малов-старший рано начал приобщать к тюркологии, мечтая, что тот когда-нибудь возглавит занимаемую им кафедру.
Сергей Ефимович Малов (1880—1957) стал одним из крупнейших отечественных тюркологов XX века и, в частности, издал важнейшие памятники древнетюркского рунического и древнеуйгурского письма, добрался с экспедициями до труднодоступных мест проживания тюркских народов в Китае и оставил очень ценные описания их языков, а также внёс серьёзный вклад в разработку алфавитов и внедрение письменности у ранее бесписьменных тюркских народов.
👍7
Forwarded from Negızdelgen jol | نگيزدلگن جول
«Идеология о том, что казахи только в XVIII веке стали мусульманами, — это всё враньё полностью»
Идеология о том, что казахи только в XVIII веке стали мусульманами, — это всё враньё полностью. То есть говорят, что Российская империя завезла мулл, но во-первых, Российская империя их не спонсировала. Этих всех татарских и среднеазиатских мулл спонсировали сами казахи. Они их выписывали фактически, те приезжали и проводили работу свою, и они интегрировались.
В Восточном Казахстане целый род появился — шала казах, это потомки татарских и среднеазиатских мулл, которые приезжали, женились на казашках, и через 3–4 поколения их уже не отличишь. То есть это как бы тоже такой отдельный род.
Поэтому казахи изначально были мусульманами, ещё в Золотой Орде был принят ислам. И тоже вот самый такой момент, который на самом деле нужно учитывать.
Вот мы говорим про мамлюков в Египте — это косвенный показатель того, как у тюрков ислам утвердился. То есть тюрки проиграли черкесам в Египте из-за того, что их стало мало. Стало их мало, потому что тюрков-немусульман стало мало — их не продавали в Египет.
И, соответственно, численно черкесы мамлюков победили, потому что их стало больше. Черкесы были не мусульманами на тот момент, и, соответственно, уже в середине XIV века среди тюрков ислам доминировал — ну, тюрков из Золотой Орды я имею в виду.
Поэтому в целом казахи, когда уже были, там уже всё было связано с исламом.
— Историк-медиевист Жаксылык Сабитов (отрывок из подкаста «Qogam dauysy»).
Идеология о том, что казахи только в XVIII веке стали мусульманами, — это всё враньё полностью. То есть говорят, что Российская империя завезла мулл, но во-первых, Российская империя их не спонсировала. Этих всех татарских и среднеазиатских мулл спонсировали сами казахи. Они их выписывали фактически, те приезжали и проводили работу свою, и они интегрировались.
В Восточном Казахстане целый род появился — шала казах, это потомки татарских и среднеазиатских мулл, которые приезжали, женились на казашках, и через 3–4 поколения их уже не отличишь. То есть это как бы тоже такой отдельный род.
Поэтому казахи изначально были мусульманами, ещё в Золотой Орде был принят ислам. И тоже вот самый такой момент, который на самом деле нужно учитывать.
Вот мы говорим про мамлюков в Египте — это косвенный показатель того, как у тюрков ислам утвердился. То есть тюрки проиграли черкесам в Египте из-за того, что их стало мало. Стало их мало, потому что тюрков-немусульман стало мало — их не продавали в Египет.
И, соответственно, численно черкесы мамлюков победили, потому что их стало больше. Черкесы были не мусульманами на тот момент, и, соответственно, уже в середине XIV века среди тюрков ислам доминировал — ну, тюрков из Золотой Орды я имею в виду.
Поэтому в целом казахи, когда уже были, там уже всё было связано с исламом.
— Историк-медиевист Жаксылык Сабитов (отрывок из подкаста «Qogam dauysy»).
👍13