Idel-Ural | ولايت بلغار – Telegram
Idel-Ural | ولايت بلغار
1.06K subscribers
192 photos
2 videos
5 files
58 links
Исторические, этнологические и этнополитические заметки Урало-Поволжья.

Учиться:
https://news.1rj.ru/str/matyridi/628
Download Telegram
Forwarded from فكردشلك | Единомыслие (عبد الكريم عين الله)
https://news.1rj.ru/str/taswkut/1609

Кафи, шарх Вафи, шарх на Канз ад-Дакаик

Огромное собрание фетв Абу Бараката ан-Насафи, рахимахуЛлаху Тааля, выдающего ханафитского юриста из Маварааннахара (Средней Азии). По этой книге выдавали фетвы в Булгарском вилаяте (Казанском ханстве) и Хажитарханском вилаяте (Астраханское ханство). Вероятно, это и было там юридической базой.

Как сказано в Зафер-наме-и вилает-и Казан (1550 г.), одном из немногих татарских документов, дошедших до нас:

Так же, как указано в книгах "Эл-Кенз", "Эл-Вафи" и "Эл-Кафи", чуть раньше перед ее [зари] исчезновением в это указанное время настает время утреннего намаза, то есть истинного утра.


Это как раз "аль-Кафз", который комментарий на "Эл-Вафи", который комментарий на "Эль-Кенз".

Издан первый раз, в 2024 году.
Forwarded from Dr. Bormotucher
Небольшой трактат, посвященный рассмотрению вопроса о дозволенности совершения намаза в одежде [и обуви], выделанной немусульманами в Булгарском вилайете (هل یجوز الصلوة فی قول الذی دبغه الکفار فی ولایة البلغار). 1830-е гг.

Из таких небольших трактатов и правовых заключений можно выделить элементы, отличавшие условия жизни мусульман Волго-Уралья (например, вопрос чтения намаза 'иша в короткие летние ночи, принадлежности Булгарского вилайета к Дар ал-ислам после русского завоевания), способствовавшие (наряду с местными этнографическими особенностями) осознанию себя как особой общности в исламском мире. Представляет интерес и ещё одно упоминание официального исламского обозначения Волго-Уральского региона - Булгарский вилайет.
Политические отношения между Ногайской Ордой и Казанским ханством

Вообще отношение властей Ногайской Орды к Казанскому юрту было, кажется, не слишком почтительным. Отсутствие постоянной династии, многолетний московский протекторат, относительно малочисленная армия, земледельческий образ жизни — всё это вызывало у ногаев, эталонных скотоводов и степных воинов, саркастическое отношение к казанцам. Одним из показателей может служить язвительная реплика в их адрес Шора-батыра, главного героя одноимённого ногайского эпоса.

В первые годы XVI века Муса и — менее охотно — Ямгурчи признавали гегемонию русских великих князей в соседнем ханстве. В 1503 году Ямгурчи-бий клялся считать друзьями друзей Ивана III и казанского хана Мухаммед-Амина, а врагами — их врагов. Однако с нарастанием Смуты в Ногайской Орде мирзы раскололись, в том числе и по этому вопросу.

Летом 1505 года Мухаммед-Амин решил избавиться от московского влияния вооружённым путём и выступил против русских. Оказавшиеся в ту пору в его столице российские купцы были ограблены, пленены и отправлены «в Нагаи». Этот факт, а также прибытие из степи двадцатитысячного войска, свидетельствуют, если не о прямой инициативе ногаев в перевороте, то о их заинтересованности в нём. Казанско-ногайская армия в течение трёх дней безуспешно осаждала Нижний Новгород. Во время перестрелки нижегородцы убили «шурина царева — нагаиского мурзу, приведшего нагаиския вои своя ко царю в помощь».

Через два года, опасаясь карательного похода из Москвы, хан решил заключить мир. Жертвы, понесённые ногаями в этих боях, оказались напрасными.

Источник: В. В. Трепавлов «История Ногайской Орды»
👍10
Forwarded from Dr. Bormotucher
Воззвания_и_переписка_вожаков_пугачевского_движения_Казань,_1988.pdf
1.6 GB
Воззвания и переписка вожаков пугачевского движения в Поволжье и Приуралье. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1988.

Халкыбыз һәм телебез тарихы өчен мөһим чыганакларны эченә алган бу китап төрки текстларны [тиеш булганча -] иске имлада чыгарырга теләүчеләр өчен үрнәк басмаларның берсе булып тора (мәрхүм Рәшит абый Кадыйровның әгъля нәсех хатты аеруча сокландыра).
👍4
Берке-хан был мюридом тариката Кубравийя.

Узбек-хан как известно следовал за яссавийскими шейхами.

Тохтамыш-хан был последователем тариката Ишкия.

Беклербек Едыге происходил от Баба-Тукласа, который видимо принадлежал к тарикату Мевлевия.

Касым-хан был мюридом шейхов тариката Джуйбария.

У Шейбани-хана три основных духовных наставника были из тариката Яссавия.

Тауекель-хан и его родственники - мюриды тариката Накшбандия.

Есим-хан был близок к кашгарским суфиям белогорцам и черногорцам накшбандийцам.
👍11
Forwarded from فكردشلك | Единомыслие (عبد الكريم عين الله)
К сожалению сбор замедлился, на сегодня удалось собрать:
1 086 065 рублей на мою карту
494372 на карту жены.

29 числа уже нужно будет оплатить вторую часть суммы за лекарство генной терапии — 100 808 долларов. Очень важно успеть собрать максимум до этой даты.

Пожалуйста, помогите нам с этим. Распространяйте, добавляйте в статусы видео выше, а также, по мере возможности, присылайте пожертвования. И не забывайте нас в своих мольбах. Вместе мы можем справиться с болезнью.

Также сегодня был на переговорах, возможно, скоро порадую вас хорошей новостью по сборам. Ин ша Аллах.

Сбербанк
2202208293110285
Гайнуллин Карим Булатович, папа Исмагила
Надо сказать, я далеко не сразу (лишь спустя годы после первого знакомства с трудами обоих авторов) осознал, что Евфимий Александрович Малов и Сергей Ефимович Малов — это отец и сын.

Протоиерея Евфимия Малова (1835—1918), преподавателя "противомусульманских предметов" в Казанской духовной академии, я читал ещё в 2000-е, когда с появлением интернетов открылся доступ к первым оцифрованным книгам о чувашах. Запомнился он трудом "О влиянии еврейства на чуваш", в котором последовательно была возведена к иудейской терминологии практически вся лексика чувашской народной религии.

Сейчас читаю книгу-биографию Н.И. Ашмарина (авторы — Э.Е. Лебедев, В.Г. Родионов, И.П. Семёнова, Е.В. Касимов; серия "Чăвашсен чаплă çыннисем", 2020), и в ней освещён ещё один эпизод деятельности Малова-старшего, а именно попытки воспрепятствовать изданию первых чувашских фольклорных текстов из собрания И.Н. Юркина — с тем, чтобы не допустить создания светской письменной культуры на чувашском языке. Во внутренней рецензии на этот сборник Е. Малов писал следующее:

Нам надо обрусить чуваш. Это вообще. А в частности, наша цель, миссионерская, в разрушении среди них языческих суеверий и проведении христианской морали и верований в связи с началами русского патриотизма. Нам поэзия Юркина не подходит. Жалко, что, видимо, даровитый чувашенин Юркин состоит на почве светских воззрений на инородческую словесность.


А И.Я. Яковлев вспоминал о Малове-старшем так:

Он ненавидел, презирал инородцев, конечно, скрывая это, по мере возможности, от тех, кто стоял за инородцев, и делая путем своей к ним ненависти карьеру с помощью тех, кто разделял его взгляды на инородческий вопрос.


Известно, что сына своего Сергея Малов-старший рано начал приобщать к тюркологии, мечтая, что тот когда-нибудь возглавит занимаемую им кафедру.

Сергей Ефимович Малов (1880—1957) стал одним из крупнейших отечественных тюркологов XX века и, в частности, издал важнейшие памятники древнетюркского рунического и древнеуйгурского письма, добрался с экспедициями до труднодоступных мест проживания тюркских народов в Китае и оставил очень ценные описания их языков, а также внёс серьёзный вклад в разработку алфавитов и внедрение письменности у ранее бесписьменных тюркских народов.
👍7
«Идеология о том, что казахи только в XVIII веке стали мусульманами, — это всё враньё полностью»

Идеология о том, что казахи только в XVIII веке стали мусульманами, — это всё враньё полностью. То есть говорят, что Российская империя завезла мулл, но во-первых, Российская империя их не спонсировала. Этих всех татарских и среднеазиатских мулл спонсировали сами казахи. Они их выписывали фактически, те приезжали и проводили работу свою, и они интегрировались.

В Восточном Казахстане целый род появился — шала казах, это потомки татарских и среднеазиатских мулл, которые приезжали, женились на казашках, и через 3–4 поколения их уже не отличишь. То есть это как бы тоже такой отдельный род.

Поэтому казахи изначально были мусульманами, ещё в Золотой Орде был принят ислам. И тоже вот самый такой момент, который на самом деле нужно учитывать.

Вот мы говорим про мамлюков в Египте — это косвенный показатель того, как у тюрков ислам утвердился. То есть тюрки проиграли черкесам в Египте из-за того, что их стало мало. Стало их мало, потому что тюрков-немусульман стало мало — их не продавали в Египет.

И, соответственно, численно черкесы мамлюков победили, потому что их стало больше. Черкесы были не мусульманами на тот момент, и, соответственно, уже в середине XIV века среди тюрков ислам доминировал — ну, тюрков из Золотой Орды я имею в виду.

Поэтому в целом казахи, когда уже были, там уже всё было связано с исламом.

— Историк-медиевист Жаксылык Сабитов (отрывок из подкаста «Qogam dauysy»).
👍13
Карта издания Ибрахима Мутафаррика 1145/1732-1733 года, указаны "Мамлакат-и Казан" и Булгар, а также нахр Итиль
👍8