Бессмертный барак – Telegram
Бессмертный барак
5.19K subscribers
1.55K photos
28 videos
3 files
1.63K links
Наш проект это попытка назвать всех поимённо, вспомнить о каждом. Сохранить воспоминания и документы, и рассказать об этих страницах истории нашей страны остальным.

https://bessmertnybarak.ru/pamyatnik/
Download Telegram
10 декабря — День прав человека. Нет, это не «Чёрный квадрат» Малевича, хотя сам Казимир Северинович тоже успел трижды посидеть при советской власти. Это — скорбь по защитникам прав человека. Даже назвать некого из организаций — вот до чего мы дожили. Остаётся только ждать подрастающее поколение, которое возьмётся всё это разгребать. Тяга к власти, непотизм, передача по наследству и игры с людоедами оставили нас беззащитными. Умные урок сделают — надеемся только на себя.

Помянем, в общем.
👍41😢25🔥6👏5💯2
#этонашародина
Сегодня — Георгий БУРКОВ о сталинизме и стадности.
💯61👍52
МИР, ПРОГРЕСС, ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

50 лет назад — 10 декабря 1975 года — Андрею Дмитриевичу Сахарову была вручена Нобелевская премия мира. Текст его нобелевской речи в Европу передали сотрудники норвежского посольства в СССР: дипломат Вигго Ланге и посол Петтер Гравер. Это стало известно совсем недавно — из рассекреченных документов. По правилам Нобелевской премии мира процесс выдвижения кандидатур сохраняется в тайне на протяжении 50 лет.

В служебной записке в МИД Норвегии, составленной Ланге, дипломат сообщил, что в начале декабря 1975 года Сахаров позвонил ему и попросил встретить его у входа в посольство — на случай, если ему не дадут войти внутрь. Ланге встретил Сахарова на тротуаре и забрал у него машинопись нобелевской лекции и речи на церемонии вручения премии. Позже, в библиотеке посольства, Сахаров попросил посла Гравера передать эти тексты его жене Елене Боннэр, которая тогда находилась в Европе. Самого Сахарова советские власти за границу не выпустили. В итоге 10 декабря Боннэр произнесла речь и приняла награду за мужа.

Нобелевская премия была присуждена Сахарову в октябре 1975 года «за бесстрашную поддержку фундаментальных принципов мира между народами и за мужественную борьбу со злоупотреблениями властью и любыми формами подавления человеческого достоинства».

Речь Сахарова начинается словами: «Мир, прогресс, права человека».
За какое из этих слов сегодня можно не получить срок и преследования?

А если хотите поддержать действительно нужные дела и человека, для которого эти слова тоже не просто звук, — купите чётки к Рождеству у отца Григория. Всем, кто в заказе укажет, что является подписчиком нашего проекта, будет вложен в подарок фирменный календарь от Бессмертного барака на 2026 год. Количество ограничено, спешите делать добрые дела.

Помощь идёт в первую очередь на неотложные задачи: посылки в «места не столь отдалённые»; адвокаты — с той же целью; регулярная матпомощь семьям, которые не справляются. Тяжелые случаи. На очереди — новые эвакуации из самых горячих регионов войны. И куча того, что только шёпотом и в сигнале.

Не прогадаете — это лучшее вложение в права человека:
https://chetki-otca-grigoriya.ru/
33👍9💔9🤨3🤷1
Что может поддерживать людей в этом отчаянном пути? Та надежда, которую приносит не вера, а ненависть: «Скоро им конец! В этом году будет война, и осенью обратно поедем».

Никому благополучному ни в западном, ни в восточном мире не понять, не разделить, может быть и не простить этого тогдашнего настроения за решётками. Я писал уже, что и мы так верили, и мы так жаждали в те годы — в 49-м, в 50-м. В те годы всхлестнулась неправедность этого строя, этих двадцатипятилетних сроков, этих повторных возвратов на Архипелаг — до некоей высшей взрывной, уже до явности нетерпимой, уже охранниками незащитимой точки.

Да скажем общо: если режим безнравственен — свободен подданный от всяких обязательств перед ним. Какую же искалеченную жизнь надо устроить, чтобы тысячи тысяч в камерах, в воронках и в вагонах взмолились об истребительной атомной войне как о единственном выходе?!..

И одна только реальность ото всего прошлого осталась – справка . Небольшой листок, сантиметров 12 на 18. Живому – о реабилитации. Мёртвому – о смерти. Дата смерти – её не проверишь. Место смерти – крупный большой Зет. Диагноз – сто штук пролистай, у всех один, дежурный. Иногда – фамилии свидетелей выдуманных.

А свидетели истинные – все молчат.

Мы – молчим.

И откуда же следующим поколениям что узнать? Закрыто, забито, зачищено.

Даже и молодёжь смотрит на реабилитированных с подозрением и презрением». Ну, молодёжь-то не вся. Большей части молодёжи просто наплевать – реабилитировали нас или не реабилитировали, сидят сейчас миллионы или уже не сидят, они тут связи не видят. Лишь бы сами они были на свободе с магнитофонами и лохмокудрыми девушками.

Рыба ведь не борется против рыболовства, она только старается проскочить в ячею.

Александр Солженицын (11 декабря 1918 — 3 августа 2008)
👍4213👏8
«…Природа дышала примирительной красотой и силой.
Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звёздным небом? Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения и страсти истребления себе подобных? Всё недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой — этим непосредственнейшим выражением красоты и добра.

Война? Какое непонятное явление! Когда рассудок задаёт себе вопрос: справедливо ли, необходимо ли оно? — внутренний голос всегда отвечает: нет. Одно постоянство этого неестественного явления делает его естественным, а чувство самосохранения — справедливым.

Кто станет сомневаться, что в войне русских с горцами справедливость, вытекающая из чувства самосохранения, — на нашей стороне? Если бы не было этой войны, что бы обеспечивало все смежные богатые и просвещённые русские владения от грабежей, убийств и набегов народов диких и воинственных? Но возьмём два частных лица.

На чьей стороне чувство самосохранения и, следовательно, справедливость: на стороне ли того оборванца, какого-нибудь Джеми, который, услыхав о приближении русских, с проклятием снимет со стены старую винтовку и с тремя-четырьмя зарядами в заправах, которые он выпустит не даром, побежит навстречу гяурам и, увидав, что русские всё-таки идут вперёд, подвигаются к его засеянному полю, которое они вытопчут, к его сакле, которую сожгут, и к тому оврагу, в котором, дрожа от испуга, спрятались его мать, жена и дети, — подумает, что всё, что только может составить его счастье, всё отнимут у него, — в бессильной злобе, с криком отчаяния сорвёт с себя оборванный зипунишко, бросит винтовку на землю и, надвинув на глаза папаху, запоёт предсмертную песню и с одним кинжалом в руках очертя голову бросится на штыки русских?

На его ли стороне справедливость или на стороне того офицера, состоящего в свите генерала, который так хорошо напевает французские песенки именно в то время, как проезжает мимо нас? Он имеет в России семью, родных, друзей, крестьян и обязанности в отношении их, не имеет никакого повода и желания враждовать с горцами, а приехал на Кавказ… так, чтобы показать свою храбрость.

Или на стороне моего знакомого адъютанта, который желает только получить поскорее чин капитана и тёпленькое местечко и по этому случаю сделался врагом горцев?»

1852 год, 24-летний русский боевой офицер, граф Лев Николаевич Толстой.

Читая Толстого, трудно отделаться от чувства, что в каждом времени есть свои охотно поющие «французские песенки» — люди, для которых чужая война стала способом устроиться. И в каждом времени есть те, кто платит настоящую цену. История напоминает: чтобы выйти из круга, нужно прежде увидеть его — и тех, кто его рисует.

#тольколюстрация #бессмертныйбарак #доднесьтяготеет #памятькричи
👍3824💯7🤔2🔥1
Иногда проект вырастает настолько, что ему становится тесно внутри другого проекта.

«Бессмертный Барак» — это память. Документы. Истории людей, которые уже не могут говорить сами.

Но есть вещи, которые не могут и не должны смотреть только назад.
Вопросы права, ответственности, взросления, учёбы, будущего требуют другого языка и другой интонации. Иногда кажется, что мы действительно просрали страну. Но если остановиться и подумать, становится ясно: у нас есть уникальный шанс подготовиться к переменам. И я не могу этого не проговаривать — даже если кому-то это покажется неуместным.

По ссылке — аналитический дневник.
Размышления о праве и люстрации. Записки об учёбе, книгах, ошибках и поиске формы. Разговор о том, как общество вообще становится взрослым. Там будет весь путь к высшему образованию в области международного права. А по выходным — прыжки с парашютом и байки из прошлой жизни.

«Бессмертный Барак» остаётся тем, чем он был и есть: проектом памяти и достоинства.
Новое направление — про будущее и ответственность. Про то, что давно известно, но так и не проработано. Закон о жертвах репрессий не работает без закона о люстрации. И точка.

Недавно, перечитав «Вторую чеченскую» Анны Политковской, я, кажется, понял, что именно с нами не так:

Иса живёт в Сельментаузене. В начале февраля он попал в концлагерь на окраине Хоттуни. Об его тело тушили сигареты, ему рвали ногти, били по почкам бутылками из-под пепси, наполненными водой. Потом его сбросили в яму, называемую «ванной». Она была заполнена водой — зима, между прочим. Вслед за людьми туда кидали дымовые шашки.

Их было шестеро. Не все выжили.

Офицеры в младших чинах во время «коллективных допросов» говорили чеченцам, что у них красивые попки, и насиловали их, добавляя, что это потому, что «ваши бабы с нами не хотят». Выжившие говорят, что мстить за «красивые попки» — дело всей оставшейся жизни. Иса так и не оправился от шока. Это заметно.

Как и Розиту, его отпустили за выкуп, который собирал весь Сельментаузен. Перед этим вдоволь поиздевались и над родственниками, собравшимися у КПП полка в надежде узнать судьбу своих — тех, кого уже скинули в яму.

Конвейер мародёрства и рэкета под вывеской «выявления бандитов» в Чечне был бесперебойным. И пора провести черту: вторая война лишь сменила исполнителей. Всё то, против чего объявляли «антитеррористическую операцию» — заложничество, рабство, выкупы за живой товар — теперь делали новые хозяева положения. Военные. С оружием, пытками и насилием.

Мы сидим в единственной крохотной комнате Исы — нары и печка, семья очень бедная. Его четырёхлетняя дочь, не отрываясь, смотрит на меня с ужасом. Жена Исы объясняет:
— Она видит, что вы не наши. Той же масти, как те, которые при ней били отца. И увели его.


Вот поэтому без ответственности нет будущего.
А без люстрации нет ответственности.

Кто со мной — прошу на @lexforpax.
48👍11💯11🔥4😁1
Название придумаем попозже
Иногда проект вырастает настолько, что ему становится тесно внутри другого проекта. «Бессмертный Барак» — это память. Документы. Истории людей, которые уже не могут говорить сами. Но есть вещи, которые не могут и не должны смотреть только назад. Вопросы…
Все эти бесконечные склоки, делёжка, посмотрите на них.
В кого вы превратились после белых ленточек и шариков, после «вы нас даже не представляете» и «нас надули»?
Никто не вырос. Никто не сделал выводов. Никто не проделал работу над ошибками.

Это всё та же масса людей, которые когда-то променяли разовые выгоды и временную лояльность на свободу.
Мы все устали от того, как умело нами манипулируют.
И от того, что мы — как дураки — каждый раз доверяемся чёрт знает кому.

Я не зову никого на баррикады. Пока — нет.
Я предлагаю другое: заняться образованием.

Читать. Думать. Учиться.
Изучать чужой опыт и, наконец, перестать на кого-то надеяться.

Никто за нас не сделает грязную работу.
Ни лидер, ни партия, ни «хороший царь».

Давайте учиться вместе.
Давайте вместе расти.
Давайте собирать и разбирать опыт других стран — хладнокровно, внимательно, без иллюзий. Я устал от этого, но полон сил делать действительно важное. Кто-то же писал законы, находились люди способные описать это законодательно. Стоит только начать делать…

https://news.1rj.ru/str/lexforpax
👍439💯9
🫶
187👏14👍13
36 лет назад, 14 декабря 1989 года в своей квартире неожиданно на 69-м году жизни умер Андрей Дмитриевич Сахаров.

Несколько цитат из "Воспоминаний":

— С водой у меня были сложные отношения, я так и не научился толком плавать…

— Я надеюсь, что, преодолев опасности, достигнув великого развития во всех областях жизни, человечество сумеет сохранить человеческое в человеке.

— Сильные, истинные чувства людей — ненависть к войне и гордость за то, что совершено на войне, — ныне часто эксплуатируются официальной пропагандой — просто потому, что больше нечего эксплуатировать.

— Что можно сделать и к чему нужно стремиться — это разные вопросы.

— Когда Берия впервые подал мне руку. Она была пухлая, чуть влажная и мертвенно-холодная. Только в этот момент я, кажется, осознал, что говорю с глазу на глаз со страшным человеком. И он говорил твердо «турма» вместо «тюрьма». Это звучало жутковато.

— Наряду с массовостью и жестокостью репрессий, ужас вселяла их иррациональность, вот эта повседневность, когда невозможно понять, кого сажают и за что.
58💔33🔥14👍3💯1