Меморыч: почти всё о политике памяти – Telegram
Меморыч: почти всё о политике памяти
299 subscribers
751 photos
95 videos
49 files
403 links
Про Кавказ пишу здесь: @sektorgor
Тут пишу про конфликты и войны прошлого. Амнезия. Национальная память. Авторский канал Евгении Горюшиной. НИУ ВШЭ. ИКСА РАН.
Download Telegram
Вспоминая исследовательское поле (часть 1)
〰️〰️
Завтра напишу содержательный пост, а сегодня так сложилось, что публикую фотографии из моего исследовательского поля -- Чеченской Республики.

Понемногу отовсюду: из обычного двора микрорайона, где я жила, вид из окна отеля "Грозный-Сити" (этаж 16), из ресторана, который выглядит так, будто украли весь интерьер из Эрмитажа, из магазина у дома (ящик для лепешек на кефире, которые у чеченцев называются хьокхам), с бульвара Эсамбаева (самое сердце города), из музея Чеченской Республики (который я еще застала на грани сноса -- там про магическую крышку), про кривое зеркало во Дворце культуры имени Дагуна Омаева, где у меня спросил важный человек, нравится ли мне интерьер (вы поняли, что я думаю об этом нохчи-стайл), а я ответила, что мне больше нравится чеченский актер Дагун Омаев (его фото я прикрепила). Важный человек удивился, что я знаю такого актера.

Из президиума одного из мероприятий в Грозном, когда я написала Аббазу: "Спаси меня". Он в ответ: "Терпи".

Ничего не редактировала, не изменяла, ни стирала. Все фотографии как есть. Прямо с полей весны 2023 года, когда мы только приступили к реализации нашего проекта по памяти в современной Чечне.

#простокрасивыефотографии
#чеченскаяреспублика
#кавказ
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Вспоминая исследовательское поле (часть 2)
〰️〰️

#простокрасивыефотографии
#чеченскаяреспублика
#кавказ
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Мемориальный календарь: день памяти жертв хатынской трагедии
〰️〰️
В мемориальном комплексе «Хатынь» 22 марта проходят мероприятия, посвященные 82-й годовщине со дня трагедии одноименной деревни, уничтоженной фашистами вместе с жителями.

⚫️1969 г. В середине 1960-х было решено создать архитектурно-скульптурный ансамбль под открытым небом в память о сотнях белорусских деревень, уничтоженных нацистами в годы войны. Мемориал открыли в 5 июля 1969 г. Его авторы — архитекторы Юрий Градов, Валентин Занкович, Леонид Левин и скульптор Сергей Селиханов.

Комплекс повторяет планировку уничтоженной деревни. Он включает установленный над братской могилой мемориальный знак «Венец Памяти» с наказом мертвых живым и ответом вторых к погибшим, мемориальную крышу-плиту на месте сожженного с людьми сарая. На месте их домов — символические первые венцы сруба и возвышающиеся обелиски в виде печных труб с колоколами. Возле каждого увековечены имена живших здесь до трагедии.

Вторая часть мемориального комплекса — «Кладбище невозрожденных деревень». Здесь в 185 символических могилах покоится земля из белорусских селений, которых постигла участь Хатыни. Она — 186-я. О таком их количестве было известно ранее. Уже в ходе расследования уголовного дела о геноциде установили еще 102 населенных пункта, уничтоженных с жителями и не возродившихся после войны.

Рядом находятся монументальная композиция «Стена памяти концлагерей», напротив — «Площадь Памяти» с тремя березами в центре, на месте четвертой — Вечный огонь. Поблизости установлен мемориальный знак «Древо жизни» с перечнем сожженных фашистами деревень, но возрожденных в мирное время.

⚫️2022-2023 гг. К 80-й годовщине трагедии комплекс «Хатынь» был реконструирован: восстановлен храм, возведено здание музея с шестью экспозиционными залами.

⚫️2024 г. Приговорами Верховного Суда Республики Беларусь виновными в геноциде признаны палачи Хатыни (и не только ее) Владимир Катрюк и Константин Смовский. Приговоры постановлены без назначения наказания, поскольку они оба к тому времени умерли за границей.

⚫️Март 2025 г. Власти уделяют большое внимание этой трагедии. Почтить память погибших жителей этой и других белорусских деревень, разделивших судьбу Хатыни, можно в субботу, 22 марта. В этот день минчане могут приехать в мемориальный комплекс на автобусах специального маршрута № 659, который запустят между столицей (от ст. м. «Восток») и мемориальным комплексом. 22 марта в Хатынь ожидается приезд нескольких тысяч гостей из Беларуси, России и других стран.

#хатынь
#политикапамяти
#мемориальныйкалендарь
#мемориальныйландшафт
#великаяотечественнаявойна
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Мемориальный календарь: годовщина теракта в "Крокус Сити Холл"
〰️〰️
Сегодня мемориальный календарь открывает еще одно трагическое событие. Сложно изучать и фиксировать то, что произошло недавно -- так работают закономерности памяти.

В Красногорске открыли мемориал в память о жертвах трагедии. В церемонии приняли участие, как и полагается, губернатор Московской области Андрей Воробьев и президент Agalarov Development Эмин Агаларов.

⚫️Как выглядит мемориальная стела?

Мемориал выполнен из черного гранита по проекту президента Crocus Group Араза Агаларова. На нем изобразили белых журавлей, которые стали символом трагедии. Также на стелу нанесли надпись: «В память жертвам бесчеловечного террористического акта 22 марта 2024 года». Семья Агаларовых почтила память погибших.

⚫️Ритуализация

Памятная церемония состоялась в 12:00. У здания также провели панихиду, что ритуализирует память о трагедии.

Фото: РИА "Новости", mk.ru,

#политикапамяти
#мемориальныйкалендарь
#мемориальныйландшафт
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Milosevic Remembering the present.pdf
282.3 KB
Вспоминая настоящее: работа с памятью о терроризме на примере терактов в Брюсселе 2016 г.

Вчера было некорректным добавлять академическую статью о том, как взаимодействуют коллективная память и терроризм. В научном сообществе важно изучать закономерности того, как теракты в прямом смысле фиксируются не только в индивидуальной (очевидцы, родственники), но в коллективной памяти.

В профильном журнале Journal of Terorrism Research в 2017 г. была опубликована статья, где прослеживается развитие мемориализации «снизу вверх» сразу после терактов в Брюсселе (март-июль 2016 г.). В ней также ставится вопрос о том, как эти террористические акты могут быть запечатлены в коллективной памяти.

Автор изучает незапрограммированную мемориализацию жертв брюссельских терактов, анализирует социальные смыслы и роли, приписываемые спонтанной мемориализации, возникающей через несколько часов и дней после этих травматических событий.

Исследование основано на данных, собранных с помощью методов этнографического наблюдения, эксплоративных интервью с посетителями и документального анализа памятных вещей в трех местах спонтанной мемориализации (площадь де ла Биржа, Маэльбек и аэропорт Завентем).

Утверждая, что спонтанная мемориализация - это не просто средство примирения с травмой и предварительный этап «официальной» работы с памятью, статья обращает внимание на стоящую перед политиками задачу превращения этих эфемерных мест памяти в «официальный» памятник без искажения смыслов, придаваемых им их же создателями. Это очень важно в контексте мест памяти о терактах на территории России.

Статья содержит обширную "историографию вопроса" -- хорошие ссылки на другие исследования.

Рекомендую статью (она прикреплена).

#политикапамяти
#местапамяти
#терроризм
Политика памяти и здесь звучит: в Институте Востоковедения РАН состоялся круглый стол по российскому кавказоведению

С утра работаю на круглом столе «Актуальные проблемы современного российского кавказоведения». Интересно видеть в зале преимущественно историков, в том числе региональных. Цель -- перезапустить повестку по Кавказу, обозначить проблемы (о которых не любят говорить открыто нигде).

Вот несколько моих тезисов из доклада:
⚫️исследователи и эксперты по Кавказу заняты (гео)политикой: Грузия, Армения и Азербайджан. В связке идут Иран, Турция и отчасти Китай, которому все равно мало уделяется внимания по разным причинам, в т.ч. политическим. Геополитика кормит эксперта, специалиста и исследователя по Кавказу кормят гранты (например, Российский научный фонд);
⚫️доминируют аутсорсинговые исследования (=когда проще из центра отдать куда-то в регион, но уже неважно, как регион реализует это исследование, главное, чтобы отчитались)
⚫️сегодняшнее кавказоведение -- это преимущественно этнография/археология Северного Кавказа: захоронения, могильники и др.;
⚫️этнополитика (опять же -- направление отдано на аутсорс местным представителям, особенно – кабинетным исследователям, без знания «поля»);
⚫️тема Великой Отечественной войны и вписывания имен жителей Кавказа в общенациональный нарратив о Победе. Здесь же соседствует другой инструмент политики памяти, который выражен, наоборот, в неупоминании отдельных имен, связанных с обвинениями в коллаборационизме, либо, напротив, оказании помощи советским войскам;
⚫️историческая память и национализация республиканского нарратива с последующей его этнизацией. На примере Чеченской Республики: любые публикации авторов-нечеченцев активно критикуются внутри локального общества. На фоне этого историческая память воспринимается в буквальном смысле. Большинство воспринимают историческую память редуцированно, именуя ее знаниями о прошлом, ограничиваясь только событиями;
⚫️(контр)террористическая деятельность как часть регионального прошлого и современности Северного Кавказа, которая вызывает непонимание у центра (не находит запроса у центра), но находит активный отклик в Ростове-на-Дону (на примере студентов Южного Федерального университета);
⚫️монополия в кавказоведении: есть медийные лица, которых приглашают на профильные мероприятия, а есть те, кто занимаются исследованиями без огласки и стремления к медийности. Кавказоведение в России воспринимают по медийным лицам;
⚫️отсутствуют школы кавказоведения. Монополисты заняты поддержанием медийности и отчетностью. Нет учеников и поколений на смену;
⚫️историческая память на Кавказе стала модной отраслью, которой решили заниматься почти все. При этом без глубокого понимания этой темы, но с поверхностным упоминанием ключевых работ.


#кавказ
#кавказоведение
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Национальная память: США перед Второй мировой войной

Завершаю статью о национальной памяти США. Есть статьи, которые даются легко, а есть те, которые в буквальном смысле даются вместе со страданиями и сопротивлением вот уже как полгода.

Читаю для нее сейчас "Черный ход к войне. Внешняя политика Рузвельта, 1933-1941" ("Back Door to War. The Roosevelt Foreign Policy 1933-1941") (1952) Чарльза Танзилла, американского историка и автора четырнадцати книг по истории. Вики монотонно излагает, что он был профессором истории в Американском университете, университете Фордхэм и Джорджтаунском университете. До Второй мировой войны отличался изоляционисткими взглядами, а после войны его обвинили в ревизионизме. Родился он в конце 19 века (1890 г.), а умер уже в разгар холодной войны (1964) в возрасте 74 лет.

На 690 страницах его книги много интересного из того, что проясняет логику конструирования национальной памяти США и того, что до сих пор происходит в Европе. Приведу несколько названий его глав:

⚫️"Отношения Америки с Веймарской республикой"
⚫️"Госсекретарь Стимсон создает модель войны"
⚫️"Британия и Франция опасаются, что война может начаться в любой момент"
⚫️"Муссолини выставляет коллективную безопасность на посмешище"
⚫️"Тень диктатуры начинает омрачать американский ландшафт"
⚫️"Британия блокирует усилия Рузвельта по поиску пути к миру"
⚫️"Сталин поджигает фитиль Второй мировой войны"
⚫️"Рузвельт проводит более позитивную политику по отношению к войне в Европе"
⚫️"Рузвельт ищет предлог для войны с Германией"

И буквально в самом введении (на первых страницах) автор погружает читателя в реалии возникновения англо-американской дружбы, где пишет:

Главной целью американской внешней политики с 1900 г. было сохранение Британской империи. Близкие связи между Великобританией и США впервые завязались в 1898 г., когда Британия осознала, что политика изоляции лишила ее верных союзников, на которых она могла бы положиться в случае войны. Пушки, принесшие победу адмиралу Дьюи в Манильской бухте, прозвучали новой нотой авторитета на Дальнем Востоке и заставили британское правительство осознать, что Америку можно превратить в полезного охранителя жизненно важных функций империи.

<...>Теодора Рузвельта, очевидно, впечатлило это растущее англо-американское взаимодействие, и когда некоторые европейские державы пригрозили вмешаться в войну, которую Великобритания вела против буров в Южной Африке, он произнес фразу, ставшую знаменитой в период, предшествовавший началу Второй мировой войны: "Настоящая свобода и настоящий прогресс связаны с процветанием англоязычных народов. . . . Я был бы очень рад, если бы эта страна взялась за дело... если бы европейский континент использовал эту возможность, чтобы попытаться сокрушить Британскую империю".

Нужно ли что-то еще добавлять?

#сша
#политикапамяти
#национальнаяпамять
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM