IPCodex — команда специалистов, которые отлично знают, как креативные индустрии устроены изнутри. Мы предлагаем классические и технологичные подходы к правовым задачам, профессионально решаем всё, что требует юридической точности и опыта в IP — от составления договоров до споров в судах.
В этом канале будем говорить о том, как защитить, оформить и эффективно использовать интеллектуальную собственность.
Что вы здесь найдёте:
🔷 Реальные кейсы из практики IPCodex и IP-рынка
🔷 Разборы нюансов IP-законодательства
🔷 Рекомендации по управлению интеллектуальной собственностью
🔷 Подборки полезных книг, материалов и решений для бизнеса
🔷 Новости на стыке права, креатива и технологий
🔷 Экспертные комментарии и ёмкие объяснения человеческим языком
Если интеллектуальная собственность — часть вашей работы, оставайтесь с нами. Мы в свою очередь будем делиться только тем, что действительно важно и интересно 🤝
В этом канале будем говорить о том, как защитить, оформить и эффективно использовать интеллектуальную собственность.
Что вы здесь найдёте:
Если интеллектуальная собственность — часть вашей работы, оставайтесь с нами. Мы в свою очередь будем делиться только тем, что действительно важно и интересно 🤝
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👏12❤10🔥10👍2🥰1😁1
Музыка в потоке: меморандум
В середине июня Авторский совет «Российского авторского общества» (РАО) утвердил меморандум об использовании музыкальных произведений в процессе потокового вещания в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в интернете. Согласно документу российские правообладатели будут получать вознаграждение за трансляцию своего контента в Сети — точно так же, как за трансляцию в теле- или радиоэфире.
Как отмечают авторы, такой способ использования произведений полностью укладывается в понятие «сообщение в эфир», изложенное в подпункте 7 пункта 2 статьи 1270 ГК РФ, — сообщение произведения, при котором оно становится доступно неограниченному кругу лиц вне зависимости от фактического восприятия. Соответственно, на такую трансляцию также распространяется государственная аккредитация РАО, поэтому осуществлять потоковое вещание без соответствующего договора с обществом нельзя по закону.
Одним из экспертов, работавших над меморандумом, была Наталья Полианчик — официальный представитель РАО по правовым вопросам и генеральный директор компании IPCodex:
⚫️ Меморандум представляет собой декларативный документ, в котором авторы, члены Авторского совета Российского Авторского Общества, заявляют о необходимости соблюдения лицами, использующими произведения (пользователями), действующего законодательства.
⚫️ Особое внимание в меморандуме уделяется пользователям, осуществляющим сообщение произведений для всеобщего сведения в сети Интернет. Дело в том, что одной из сфер деятельности РАО, в которой организацией была получена государственная аккредитация, является управление исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения (с текстом или без текста) и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции.
⚫️ Традиционно, такие способы использования относятся к радио и телекомпаниям, которые, в силу действующего законодательства, должны иметь лицензионные договоры с РАО. На практике, нередко возникает вопрос, распространяется ли такая обязанность на вещателей, работающих исключительно в сети Интернет.
⚫️ В меморандуме Авторский совет провозглашает принцип единообразного правового подхода ко всем вещательным организациям, независимо от среды вещания, в том числе и в сети Интернет.
⚫️ Следует отметить, что данный документ не носит характера нормативного акта, не пытается дополнить или заменить закон, но подчеркивает и обобщает имеющуюся практику. Так, например, понятие интернет-телевизионного вещания было дано еще в 2005 году в Национальном стандарте Российской Федерации «Телевидение вещательное цифровое», утвержденном Постановлением Госстандарта России от 22.01.2004 № 30-ст., которым была установлена следующая дефиниция: «интернет-телевизионное вещание — Цифровое телевизионное вещание, в котором используют глобальную телекоммуникационную сеть Интернет для доставки телевизионных и мультимедийных программ».
⚫️ Кроме того, необходимость соблюдения законодательства об авторском праве вещательными организациями в сети Интернет неоднократно признавалась судебной практикой.
В середине июня Авторский совет «Российского авторского общества» (РАО) утвердил меморандум об использовании музыкальных произведений в процессе потокового вещания в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в интернете. Согласно документу российские правообладатели будут получать вознаграждение за трансляцию своего контента в Сети — точно так же, как за трансляцию в теле- или радиоэфире.
Как отмечают авторы, такой способ использования произведений полностью укладывается в понятие «сообщение в эфир», изложенное в подпункте 7 пункта 2 статьи 1270 ГК РФ, — сообщение произведения, при котором оно становится доступно неограниченному кругу лиц вне зависимости от фактического восприятия. Соответственно, на такую трансляцию также распространяется государственная аккредитация РАО, поэтому осуществлять потоковое вещание без соответствующего договора с обществом нельзя по закону.
Одним из экспертов, работавших над меморандумом, была Наталья Полианчик — официальный представитель РАО по правовым вопросам и генеральный директор компании IPCodex:
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍28🔥20👏17🤔4😁1
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍13🔥9❤7⚡2🤔2👀2
Договор с продюсером: главное
Эксперты нашей компании часто принимают участие в профильных мероприятиях для юристов. Так, на прошлой неделе заместитель генерального директора IPCodex Виталий Илларионов посетил факультет права НИУ ВШЭ. Он был спикером на заседании научного клуба «Интеллектуальная собственность: моя или чужая?».
💡 Тема встречи — «Продюсерский договор: ограничение или защита прав исполнителей?»
Юристы обсуждали правовую природу продюсерских договоров. В частности, они указывали на дисбаланс в положении сторон: позиция продюсеров более устойчива с точки зрения закона. Эксперты также уделили внимание роли государства в кинопроизводстве, так как именно государство зачастую регулирует добросовестное исполнение обязательств.
«Продюсерский договор призван обеспечить гармоничное взаимодействие продюсера с артистом в их общем стремлении создавать и монетизировать результаты интеллектуальной деятельности», — отметил Виталий Илларионов.
❗️ Главный вывод заседания: необходимо внимательно читать договор при заключении.
Эксперты нашей компании часто принимают участие в профильных мероприятиях для юристов. Так, на прошлой неделе заместитель генерального директора IPCodex Виталий Илларионов посетил факультет права НИУ ВШЭ. Он был спикером на заседании научного клуба «Интеллектуальная собственность: моя или чужая?».
Юристы обсуждали правовую природу продюсерских договоров. В частности, они указывали на дисбаланс в положении сторон: позиция продюсеров более устойчива с точки зрения закона. Эксперты также уделили внимание роли государства в кинопроизводстве, так как именно государство зачастую регулирует добросовестное исполнение обязательств.
«Продюсерский договор призван обеспечить гармоничное взаимодействие продюсера с артистом в их общем стремлении создавать и монетизировать результаты интеллектуальной деятельности», — отметил Виталий Илларионов.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥15👍11❤8👏4
На днях Госдума приняла ряд поправок, касающихся размера компенсаций за нарушение интеллектуальных прав:
⚫️ увеличен максимальный размер выплат — с 5 млн рублей до 10 млн рублей;
⚫️ поднят нижний порог для промышленной собственности — с 10 тыс. рублей до 50 тыс. рублей;
⚫️ определён порядок расчёта «гибкой» компенсации — она должна быть кратна стоимости контрафакта или использования интеллектуального права на момент нарушения.
Как полагает композитор и вице-президент Авторского совета Российского авторского общества (РАО) Владимир Матецкий, принятые изменения в механизме образования компенсаций очень важны для правообладателей:
💭 Сегодня суды чаще всего присуждают выплату вблизи нижнего порога — несколько десятков тысяч рублей. Между тем объективный ущерб от деятельности пиратов может исчисляться десятками миллионов. Новый закон позволяет взыскивать как „твёрдую“ компенсацию от 10 тысяч до 10 миллионов, так и „гибкую“, кратную стоимости контрафактной продукции или использования интеллектуального права на момент правонарушения.
Генеральный директор IPCodex Наталья Полианчик указывает на предусмотренные законом обстоятельства, сокращающие размер компенсации:
💭 К таковым отнесено добросовестное заблуждение, когда нарушитель не знал и не должен был знать, что совершает нарушение. Кроме того, нарушением вообще не будет считаться способ использования, объективно необходимый для другого способа использования, если он сам по себе не имеет экономического значения.
❗️ Эксперт также отметила, что теперь за обход технических средств защиты можно будет взыскать компенсацию только в твёрдой форме: «Аналогично за удаление или изменение информации об авторском праве теперь предусматривается компенсация в размере от одной тысячи до ста тысяч рублей».
Как полагает композитор и вице-президент Авторского совета Российского авторского общества (РАО) Владимир Матецкий, принятые изменения в механизме образования компенсаций очень важны для правообладателей:
Генеральный директор IPCodex Наталья Полианчик указывает на предусмотренные законом обстоятельства, сокращающие размер компенсации:
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍11🔥8👏8⚡3❤1😁1
Хиты, среди которых «American Boy», «Russian Girls» и «Вишнёвая девятка», создавались Шишининым в соавторстве с композитором Виталием Окороковым. Их имена всегда стояли рядом.
Но недавно Окороков и его исключительный лицензиат — компания «Джем» — начали распоряжаться правами на слова песен. Характерно, что в течение 30 лет композитор не оспаривал авторство Шишинина, а потом вдруг стал незаконно выдавать телекомпаниям лицензии на использование текстов в обход наследницы продюсера.
Сейчас представители Олейниковой готовятся к рассмотрению иска в Арбитражном суде города Москвы о признании за Викторией права на произведения отца. Это должно поставить точку на незаконных посягательствах на творческое наследие продюсера, чья жизнь трагически оборвалась в марте 1993 года.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍22👏16❤12🔥3🤔2
Выплаты за иностранную музыку: мнение IPCodex
На днях в СМИ появилась новость, что бизнес в Крыму, ДНР, ЛНР и других воссоединенных регионах активно поддерживает иностранных музыкантов из недружественных стран. Творчество Элтона Джона, Эда Ширана, Ланы Дель Рей, Рианны — тех, кто публично высказывается в пользу антироссийских санкций, — регулярно звучит в ресторанах, кафе и других заведениях местных предпринимателей. Об этом заявил на заседании Совета Федерации сенатор Запорожской области Дмитрий Ворона. Он выразил поддержку местному бизнесу и призвал сделать контент иностранных авторов полностью бесплатным.
Насколько тезис сенатора соотносится с правовой реальностью, мы решили узнать у генерального директора IPCodex Натальи Полианчик:
⚫️ Предложение о запрете РАО собирать с бизнеса отчисления за использование песен иностранных авторов можно понять с обывательской, эмоциональной точки зрения. Вместе с тем юридически данное предложение видится неисполнимым и противоречащим закону.
⚫️ РАО является аккредитованной Министерством культуры Российской Федерации организацией, осуществляющей управление исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения (с текстом или без текста) и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю. Это означает, что на РАО государством возложена функция выдавать лицензии пользователям от имени неопределённого круга правообладателей, который включает как российских, так и иностранных авторов. Исполнение данной функции обеспечивается возможностью защиты прав. В том числе в судебном порядке.
⚫️ Необходимо отметить, что Россия является участницей Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, согласно которой в России иностранным авторам предоставляется тот же уровень защиты, что и российским авторам. Аналогично российские авторы обладают правом на защиту за рубежом.
⚫️ Таким образом, ограничение функции РАО в отношении иностранных правообладателей — фактически ведёт к нарушению доктринальных основ авторского права. Кроме того, возникает вопрос, относительно всех ли авторов следует применить данную инициативу. Ведь существует большое количество авторов из дружественных нашей стране государств, но придерживающихся враждебных нам взглядов. И напротив, в лагере наших оппонентов есть авторы лояльные или нейтральные по отношению к России. Таким образом, следуя логике предложения, санкции должны быть адресные в отношении недружественных авторов. Но применение таких санкций точно не может быть в компетенции РАО.
⚫️ Вообще, данная проблема уже решена президентом России, который своим указом от 27.05.2022 № 322 установил, что финансовые обязательства организаций, в том числе организаций по коллективному управлению правами, перед иностранными правообладателями из недружественных стран исполняются путём выплаты денег на специальный счёт типа «О». Дальнейшая судьба этих денег решается правительственной комиссией.
⚫️ Решение действительно мудрое: таким образом не нарушаются принципы авторского права, соблюдаются права и интересы как правообладателей, так и пользователей, а денежные средства, собранные в пользу действительно враждебно настроенных субъектов, остаются в бюджете страны.
⚫️ В завершение нужно отметить, что лицам, обеспокоенным платежами в пользу иностранцев, можно пожелать слушать исключительно российскую качественную музыку. В этом случае всё собранное РАО вознаграждение будет распределяться российским авторам.
На днях в СМИ появилась новость, что бизнес в Крыму, ДНР, ЛНР и других воссоединенных регионах активно поддерживает иностранных музыкантов из недружественных стран. Творчество Элтона Джона, Эда Ширана, Ланы Дель Рей, Рианны — тех, кто публично высказывается в пользу антироссийских санкций, — регулярно звучит в ресторанах, кафе и других заведениях местных предпринимателей. Об этом заявил на заседании Совета Федерации сенатор Запорожской области Дмитрий Ворона. Он выразил поддержку местному бизнесу и призвал сделать контент иностранных авторов полностью бесплатным.
Насколько тезис сенатора соотносится с правовой реальностью, мы решили узнать у генерального директора IPCodex Натальи Полианчик:
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Почему зарубежные хиты заглушают отечественные на новых территориях - ИА REGNUM
Почему зарубежные хиты заглушают отечественные на новых территориях
Бизнес в Крыму, Севастополе, Донецкой Народной Республике (ДНР), Луганской Народной Республике (ЛНР), Запорожской и Херсонской областях...
👍12🔥10👏7😁1🤔1
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍13🔥11❤10👏1👌1
IPCODEX. Юридические услуги
Недавно мы рассказывали об истории Виктории Олейниковой — наследницы Александра Шишинина, продюсера и соавтора хитов группы «Комбинация», которая борется с незаконным распоряжением авторскими правами на тексты своего отца.
📺 Сейчас дело находится в активной стадии. На днях в эфир вышел сюжет программы «Вести. Дежурная часть», посвящённый этой истории. В нём также приняла участие генеральный директор IPCodex Наталья Полианчик.
⚡️ После выхода передачи председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин поручил возобновить уголовное дело об убийстве Шишинина, приостановленное в 2001 году. Также дано распоряжение провести процессуальную проверку по факту нарушений авторских прав на тексты легендарных песен.
IPCodex продолжает представлять интересы Виктории Олейниковой в суде. Оставайтесь с нами — будем держать вас в курсе.
IPCodex продолжает представлять интересы Виктории Олейниковой в суде. Оставайтесь с нами — будем держать вас в курсе.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
smotrim.ru
Вести. Дежурная часть. Битву за хиты 90-х ведут в суде
Дочь убитого продюсера группы "Комбинация" Александра Шишинина вынуждена судиться за авторские права на популярные песни. "American Boy", "Russian Girls" , "Два кусочека колбаски" и "Вишневая девятка". Эти композиции из 90-х и сейчас известны многим. Так…
🔥13👏7🤝5🤯4
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍12🔥9❤7👀1
Топ-3 замысловатых профессиональных термина
В документах и рабочих разговорах часто встречаются юридические термины, которые на слух знакомы, но на деле не всегда понятны. Запускаем рубрику, где будем объяснять их просто и точно, чтобы вы чувствовали себя увереннее в правовых вопросах.
🔷 Автор и правообладатель
Автор — это физическое лицо, которое создало произведение. По закону (ст. 1228 ГК РФ) именно автору изначально принадлежат исключительное имущественное право и личные неимущественные права на результат. Он решает, как и кем будет использоваться его работа, будь то логотип, песня или сценарий.
Имущественное право можно передать другому лицу — заказчику, издательству или студии — только по письменному договору. Новый правообладатель получает право распоряжаться произведением в пределах, указанных в договоре, включая возможность передавать права дальше.
При этом личные неимущественные права всегда остаются за автором. Он сохраняет право называться автором, решать, обнародовать ли произведение, а также запрещать искажение своей работы.
Например, если дизайнер нарисовал вам логотип, но договор о передаче исключительного права не заключен, вы не становитесь правообладателем, даже если полностью оплатили работу. Без передачи исключительного права вы не можете свободно использовать результат, в том числе передавать его другим.
🔷 Переработка произведения
Если вы адаптировали чужой сценарий, сделали ремикс песни или создали иллюстрацию на основе чужого рисунка — это может считаться переработкой.
По закону переработка — это одна из форм использования произведения, когда создается новое произведение, основанное на оригинале. Это может быть адаптация сценария, перевод, ремикс, коллаж и другие формы творческой переработки. Даже если узнаваем только мотив, образ или отдельная фраза, использование требует согласия правообладателя, иначе переработка приравнивается к нарушению исключительного права.
🔷 Лицензирование
Лицензия — это договор, по которому правообладатель предоставляет другому лицу право использовать объект интеллектуальной собственности на определенных условиях (ст. 1235 ГК РФ). Это может быть товарный знак, произведение, программа, база данных и многое другое. Лицензия не равна передаче права — это временное разрешение на определенных условиях (срок, способ использования, территория и так далее).
Это не отчуждение права, а разрешение на использование — например, на определенный срок, в определенных странах и строго в указанных формах (публикация, продажа, воспроизведение). Лицензия может быть как исключительной (когда правообладатель предоставляет использование только одному лицу), так и неисключительной (когда разрешение могут получить и другие пользователи). Но если вы используете объект без договора или выходите за пределы лицензии, это считается нарушением исключительного права, даже если автор не возражал.
Понимание базовых понятий дает не просто юридическую грамотность, а уверенность в своих решениях и возможность говорить с юристами на одном языке — в переговорах, договорах и других важных точках. Оставайтесь с нами — продолжим разбираться вместе.
В документах и рабочих разговорах часто встречаются юридические термины, которые на слух знакомы, но на деле не всегда понятны. Запускаем рубрику, где будем объяснять их просто и точно, чтобы вы чувствовали себя увереннее в правовых вопросах.
Автор — это физическое лицо, которое создало произведение. По закону (ст. 1228 ГК РФ) именно автору изначально принадлежат исключительное имущественное право и личные неимущественные права на результат. Он решает, как и кем будет использоваться его работа, будь то логотип, песня или сценарий.
Имущественное право можно передать другому лицу — заказчику, издательству или студии — только по письменному договору. Новый правообладатель получает право распоряжаться произведением в пределах, указанных в договоре, включая возможность передавать права дальше.
При этом личные неимущественные права всегда остаются за автором. Он сохраняет право называться автором, решать, обнародовать ли произведение, а также запрещать искажение своей работы.
Например, если дизайнер нарисовал вам логотип, но договор о передаче исключительного права не заключен, вы не становитесь правообладателем, даже если полностью оплатили работу. Без передачи исключительного права вы не можете свободно использовать результат, в том числе передавать его другим.
Если вы адаптировали чужой сценарий, сделали ремикс песни или создали иллюстрацию на основе чужого рисунка — это может считаться переработкой.
По закону переработка — это одна из форм использования произведения, когда создается новое произведение, основанное на оригинале. Это может быть адаптация сценария, перевод, ремикс, коллаж и другие формы творческой переработки. Даже если узнаваем только мотив, образ или отдельная фраза, использование требует согласия правообладателя, иначе переработка приравнивается к нарушению исключительного права.
Лицензия — это договор, по которому правообладатель предоставляет другому лицу право использовать объект интеллектуальной собственности на определенных условиях (ст. 1235 ГК РФ). Это может быть товарный знак, произведение, программа, база данных и многое другое. Лицензия не равна передаче права — это временное разрешение на определенных условиях (срок, способ использования, территория и так далее).
Это не отчуждение права, а разрешение на использование — например, на определенный срок, в определенных странах и строго в указанных формах (публикация, продажа, воспроизведение). Лицензия может быть как исключительной (когда правообладатель предоставляет использование только одному лицу), так и неисключительной (когда разрешение могут получить и другие пользователи). Но если вы используете объект без договора или выходите за пределы лицензии, это считается нарушением исключительного права, даже если автор не возражал.
Понимание базовых понятий дает не просто юридическую грамотность, а уверенность в своих решениях и возможность говорить с юристами на одном языке — в переговорах, договорах и других важных точках. Оставайтесь с нами — продолжим разбираться вместе.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥13❤9👍7🤔2
Клиент всегда прав — в российском мессенджере
⚡️ Государственные учреждения и некоторые компании в России теперь не могут использовать иностранные мессенджеры для коммуникации с гражданами. Запрет был введен 1 июня 2025 года в рамках закона о борьбе с кибермошенниками.
На днях возник первый прецедент: компания «Детский мир» сообщила, что не может вести общение с покупателями в иностранном мессенджере Telegram. Значит ли это, что бизнесу и госструктурам запрещено вести Telegram-каналы?
На вопрос подробно отвечает Наталья Полианчик, генеральный директор IPCodex и ассоциированный арбитр Арбитражного центра при РСПП:
⚫️ Федеральный закон от 01.04.2025 № 41-ФЗ «О создании государственной информационной системы противодействия правонарушениям, совершаемым с использованием информационных и коммуникационных технологий, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 41-ФЗ) вступил в силу с 01.06.2025 г. и ввел комплекс мер по противодействию кибермошенникам.
⚫️ Первые разъяснения дало Минцифры (Письмо от 10.06.2025 г. № П12-11425-ОГ). Так, Законом № 41-ФЗ устанавливается запрет на использование сервисов обмена мгновенными сообщениями, принадлежащих иностранным юридическим лицам и (или) иностранным гражданам, в целях взаимодействия с гражданами посредством направления электронных сообщений при осуществлении своих должностных полномочий. Таким образом, запрещается любое прямое взаимодействие с гражданами и юридическими лицами с использованием указанных сервисов обмена мгновенными сообщениями, в том числе по инициативе граждан и юридических лиц.
⚫️ При этом допускается ведение Telegram-каналов в целях размещения общедоступной информации без возможности прямого взаимодействия с гражданами и юридическими лицами посредством направления ответов на комментарии или реакции.
⚫️ Под «информированием» в понимании Закона № 41-ФЗ Минцифры предлагает понимать направление электронных сообщений, адресованных конкретному физическому или юридическому лицу. Таким образом, под запрет подпадает любая персональная коммуникация, т.е. индивидуальная переписка, рассылка уведомлений, подтверждений заказов, техподдержка и т. д.
⚫️ Практика правоприменения нововведенных положений еще не сформировалась, впрочем, как отсутствуют и другие официальные разъяснения. Вместе с тем некоторые правовые эксперты уже рекомендуют при ведении Telegram-каналов отказаться от возможностей комментирования постов. При этом использование безадресных способов коммуникации (например, тестов и опросов) представляется допустимым. Вместо иностранного софта возможно использование отечественных мессенджеров, в частности: VK Мессенджер, VK WorkSpace, eXpress, новый разработанный мессенджер Max и др.
На днях возник первый прецедент: компания «Детский мир» сообщила, что не может вести общение с покупателями в иностранном мессенджере Telegram. Значит ли это, что бизнесу и госструктурам запрещено вести Telegram-каналы?
На вопрос подробно отвечает Наталья Полианчик, генеральный директор IPCodex и ассоциированный арбитр Арбитражного центра при РСПП:
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Инк.
Даже интерактивы под вопросом: что маркетплейсам и крупным сервисам нельзя писать в Telegram
С 1 июня в России для государственных учреждений и некоторых компаний действует запрет на использование иностранных мессенджеров для общения с гражданами и клиентами. 15 июля в телеграм-канале сети магазина игрушек «Детский мир» появилось сообщение, что компания…
👏10👍8❤7🔥4🤔1
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥13👍11❤8👀1
Недавно коммуникационный сервис «Контур.Толк» представил технологию, которая в реальном времени выявляет признаки подмены изображения во время видеозвонков, например неестественные тени, искажения мимики или наложения. Сейчас решение применяется для удаленной идентификации личности, а в дальнейшем планируется его использование и в групповых онлайн-встречах.
Разработка таких инструментов стала необходимостью: по данным АНО «Диалог регионы», с начала 2025 года число дипфейков в российском сегменте интернета увеличилось на треть по сравнению с показателями за весь 2024 год и достигло 7500 случаев.
💥 Почему это важно
Дипфейк — это поддельное видео или аудио, созданное с помощью нейросетевых алгоритмов, обученных на больших массивах данных, для имитации внешности, голоса и мимики человека.
Изначально такие технологии применялись для развлечений, например при создании пародий на знаменитостей или замены актеров в популярных сценах, но сегодня дипфейки все чаще используются в мошеннических схемах. Они стали настолько реалистичными, что обычный пользователь — и даже профессионал — не всегда может отличить подделку от реального видео. Мошенники уже используют их в фальшивых видеозвонках, чтобы выманивать деньги, получать доступ к конфиденциальным данным или дискредитировать человека.
Когда подделать можно не только слова, но и лицо, доверие к экрану становится риском. Именно поэтому технологии распознавания дипфейков выходят за пределы ИТ и становятся вопросом личной и правовой безопасности.
💥 Что говорит закон
На данный момент в российском законодательстве нет отдельной нормы, прямо регулирующей использование и распространение дипфейков. Но их создание и распространение может нарушать сразу несколько норм.
👉 Согласно ст. 152.1 ГК РФ, изображения человека — фото, видео или или иное визуальное воспроизведение, позволяющее его идентифицировать, — могут использоваться только с его согласия. Исключения допускаются, например, при съёмке на публичных мероприятиях или если человек позировал за плату.
👉 В отдельных случаях может наступать уголовная ответственность. Если, например, дипфейк содержит заведомо ложные сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию человека, такие действия могут быть квалифицированы как клевета (ст. 128.1 УК РФ).
👉 А если подделка затрагивает личную или интимную сферу и передаётся без согласия, может применяться ст. 137 УК РФ о нарушении неприкосновенности частной жизни.
💥 Как защитить свой образ
1. Фиксация нарушения
Если дипфейк уже опубликован, важно оперативно собрать доказательную базу:
• сделать скриншоты;
• сохранить ссылки;
• составить нотариальный протокол осмотра сайта или переписки при необходимости.
Это станет основой для обращения в суд.
2. Технические средства защиты
• использовать цифровую подпись и встроенные метки подлинности в фото/видео;
• применять биометрическую аутентификацию при работе с персональными данными;
• использовать квалифицированную электронную подпись при заключении договоров и сделок.
3. Цифровая гигиена
Если вы регулярно публикуете фото и видео, особенно в высоком качестве, учитывайте, что такие материалы могут быть использованы для создания дипфейков. Что можно сделать:
• добавлять водяные знаки;
• избегать публикации крупноплановых портретов без необходимости;
• использовать настройки приватности;
• периодически проверять, где и как используется ваш контент.
Разработка таких инструментов стала необходимостью: по данным АНО «Диалог регионы», с начала 2025 года число дипфейков в российском сегменте интернета увеличилось на треть по сравнению с показателями за весь 2024 год и достигло 7500 случаев.
Дипфейк — это поддельное видео или аудио, созданное с помощью нейросетевых алгоритмов, обученных на больших массивах данных, для имитации внешности, голоса и мимики человека.
Изначально такие технологии применялись для развлечений, например при создании пародий на знаменитостей или замены актеров в популярных сценах, но сегодня дипфейки все чаще используются в мошеннических схемах. Они стали настолько реалистичными, что обычный пользователь — и даже профессионал — не всегда может отличить подделку от реального видео. Мошенники уже используют их в фальшивых видеозвонках, чтобы выманивать деньги, получать доступ к конфиденциальным данным или дискредитировать человека.
Когда подделать можно не только слова, но и лицо, доверие к экрану становится риском. Именно поэтому технологии распознавания дипфейков выходят за пределы ИТ и становятся вопросом личной и правовой безопасности.
На данный момент в российском законодательстве нет отдельной нормы, прямо регулирующей использование и распространение дипфейков. Но их создание и распространение может нарушать сразу несколько норм.
1. Фиксация нарушения
Если дипфейк уже опубликован, важно оперативно собрать доказательную базу:
• сделать скриншоты;
• сохранить ссылки;
• составить нотариальный протокол осмотра сайта или переписки при необходимости.
Это станет основой для обращения в суд.
2. Технические средства защиты
• использовать цифровую подпись и встроенные метки подлинности в фото/видео;
• применять биометрическую аутентификацию при работе с персональными данными;
• использовать квалифицированную электронную подпись при заключении договоров и сделок.
3. Цифровая гигиена
Если вы регулярно публикуете фото и видео, особенно в высоком качестве, учитывайте, что такие материалы могут быть использованы для создания дипфейков. Что можно сделать:
• добавлять водяные знаки;
• избегать публикации крупноплановых портретов без необходимости;
• использовать настройки приватности;
• периодически проверять, где и как используется ваш контент.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍11🔥8❤7👀3👏1😁1
Anonymous Quiz
80%
Да, в ряде случаев (например, по ст. 152.1 ГК РФ)
20%
Нет, дипфейки пока не регулируются
Anonymous Quiz
3%
Да, дипфейк — это полностью новое произведение
97%
Нет, это всего лишь инструмент обработки (монтажа)
Anonymous Quiz
3%
Официальные фото из документов
7%
Персональные данные из паспортов
90%
Видео/аудио с открытых источников
Ответы в квизе показали: тема непростая, а риски вполне реальные. Мы уже писали, что в российском законодательстве пока нет отдельной нормы, которая напрямую регулировала бы дипфейк-контент. Но как на это смотрят суды?
📌 Ниже — комментарий эксперта IPCodex:
Действительно, на текущий момент в РФ отсутствует четкая нормативная база, которая регулировала бы особенности использования контента, созданного с помощью ИИ, а также определяла бы единообразный подход к принадлежности авторских прав на объекты интеллектуальной собственности, созданные с применением ИИ.
Подобные пробелы вносят неопределенность в понимание и толкование юридических фактов участниками судебного процесса.
Как отмечалось в решении Арбитражного суда г. Москвы по делу № А40-200471/23-27-1448, доводы ответчика о том, что созданный видеоролик не является объектом авторского права по причине использования технологии Deepfake, были отклонены судом. Суд пришел к выводу, что технология Deepfake — это дополнительный инструмент обработки (технического монтажа) видеоматериалов, а не самостоятельный способ их создания.
В профессиональном сообществе давно обсуждается необходимость введения обязательной маркировки контента, созданного с использованием ИИ. Подобные меры могли бы помочь выработать единообразный подход к идентификации дипфейков и обеспечить прозрачность при распространении и последующем использовании ИИ-контента.
Подробнее об этом отмечалось в статье информационного портала «Известия».
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥9❤8👏8👍4
Чтение — один из ключей не только к профессиональному развитию, но и к расширению кругозора, личностному росту и умению видеть шире. В этой рубрике мы будем делиться книгами, которые формируют мышление профессионала в сфере интеллектуальной собственности, технологий и креативных индустрий. Это могут быть как юридические тексты, так и другие важные и полезные материалы, которые помогают глубже понять профессию и развиваться вместе с ней.
Начинаем с трёх сильных и очень разных книг.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥8❤6👏5💘3🎉2