2020_03_16_2020_03_23_Мониторинг_регуляторной_среды.docx
71.7 KB
Мониторинг регуляторных новостей и документов (транспорт, ТЭК, промышленность) за 16 — 23 марта 2020 года.
Несмотря на формально допустимую скидку на уровне 99%, проект приказа ФАС России ограничивает возможности ОАО «РЖД» сокращать стоимость перевозки уровнем переменных издержек (30-45% в зависимости от загрузки участков в пути), прокомментировал замгендиректора ИПЕМ Владимир Савчук агентству ТАСС проект расширения «тарифного коридора» для ж/д транспорта. По мнению эксперта, фактически у монополии почти не будет возможности снизить и так существующие скидки, что даёт весьма ограниченный инструментарий для привлечения новых грузов.
«Вместе с тем хочется надеяться, что громкие заявления о возможностях «скидок до 99%» не станут в последствии элементом политического давления на ОАО «РЖД» при оценке объемов погрузки по итогам года», – добавляет Владимир Савчук.
«Вместе с тем хочется надеяться, что громкие заявления о возможностях «скидок до 99%» не станут в последствии элементом политического давления на ОАО «РЖД» при оценке объемов погрузки по итогам года», – добавляет Владимир Савчук.
ТАСС
Эксперты: предложение ФАС увеличить допустимые скидки на ж/д перевозки будет в ущерб РЖД
Замгендиректора Института проблем естественных монополий Владимир Савчук считает, что такое предложение является попыткой поддержать грузоотправителей за счет средств холдинга
Forwarded from Техника железных дорог
О том, что производителям подвижного состава требуется своевременно реагировать не спад пассажиропотока на транспорте, говорит заместитель руководителя департамента исследований ж/д транспорт ИПЕМ (@ipem_research) Александр Поликарпов.
"Сохранение текущей ситуации негативно отразится на финансовом состоянии перевозчиков и может вызвать сокращение заказа на подвижной состав уже к концу этого года. Остановка производств в ЕС, США и Китае может усложнить выполнение заказов из-за дефицита комплектующих. Существует вероятность, что пандемия и, соответственно, строгие ограничения работы производств доберутся до России в течение 2-3-х недель.
Наличие долгосрочных договоров на пассажирский подвижной состав, конечно, послужит «подушкой безопасности». Однако сохранение карантинного режима в течение нескольких месяцев может остановить предприятия отрасли (в т.ч. градообразующие), а восстановление объемов производства и спроса займет, как минимум, год. Падение пассажиропотоков однозначно увеличивает риски для загрузки площадок ТМХ – ТВЗ, ДМЗ, «Метровагомаша» – и «Уральских локомотивов». Но ухудшение экономики отрасли коснется всех предприятий, а далее и комплектаторов.
В США городской транспорт уже обращается к властям за компенсацией убытков на уровне, равносильном нашим 2 трлн рублей. Российским производителям ж/д продукции совместно с перевозчиками и госорганами также целесообразно выработать системную антикризисную программу уже сейчас. При этом предлагаемые меры могут быть направлены не на «тушение пожаров», а на стратегическое обеспечение конкурентоспособности: перевооружение производства, импортозамещение ключевых комплектующих, НИОКР. За последние 30 лет мы накопили большой багаж антикризисного опыта, который может быть использован, однако действовать надо своевременно".
"Сохранение текущей ситуации негативно отразится на финансовом состоянии перевозчиков и может вызвать сокращение заказа на подвижной состав уже к концу этого года. Остановка производств в ЕС, США и Китае может усложнить выполнение заказов из-за дефицита комплектующих. Существует вероятность, что пандемия и, соответственно, строгие ограничения работы производств доберутся до России в течение 2-3-х недель.
Наличие долгосрочных договоров на пассажирский подвижной состав, конечно, послужит «подушкой безопасности». Однако сохранение карантинного режима в течение нескольких месяцев может остановить предприятия отрасли (в т.ч. градообразующие), а восстановление объемов производства и спроса займет, как минимум, год. Падение пассажиропотоков однозначно увеличивает риски для загрузки площадок ТМХ – ТВЗ, ДМЗ, «Метровагомаша» – и «Уральских локомотивов». Но ухудшение экономики отрасли коснется всех предприятий, а далее и комплектаторов.
В США городской транспорт уже обращается к властям за компенсацией убытков на уровне, равносильном нашим 2 трлн рублей. Российским производителям ж/д продукции совместно с перевозчиками и госорганами также целесообразно выработать системную антикризисную программу уже сейчас. При этом предлагаемые меры могут быть направлены не на «тушение пожаров», а на стратегическое обеспечение конкурентоспособности: перевооружение производства, импортозамещение ключевых комплектующих, НИОКР. За последние 30 лет мы накопили большой багаж антикризисного опыта, который может быть использован, однако действовать надо своевременно".
Накануне Правительство РФ рассмотрело проект Транспортной стратегии до 2035 года, включающую в себя, в том числе, три проекта ВСМ и железнодорожный мост на Сахалин. Как прокомментировал ТАСС замгендиректора ИПЕМ Владимир Савчук, заявленные проекты могут быть реализованы только за счет бюджетных средств, так как возврат инвестиций из тарифа для них невозможен. Приводим полный комментарий:
«При обсуждении проектов Транспортной стратегии важно определиться с «системой координат».
Абсолютно все проекты развития ВСМ в мире реализуются со значительной поддержкой государства. В большинстве стран мира не менее 2/3 капитальных затрат на инфраструктуру субсидируется на невозвратной основе. В Китае и Японии все линии финансируются на 100% из бюджета. Это позволяет перевозчикам устанавливать приемлемую для пассажиров цену, не содержащую (или почти не содержащую) возврат инвестиций в инфраструктуру, что обеспечивает востребованность населением этого вида сообщений.
Транспортное поведение россиян в этом смысле не уникально. Запуск ускоренного пригородного сообщения в московском регионе, а также электричек повышенной комфортности и стоимости показывает популярность скоростных качественных сервисов.
Поэтому востребованность новых запланированных в Транспортной стратегии линий ВСМ будет напрямую зависеть от цены проезда. Если в России правительство примет решение о финансировании развития линий ВСМ в виде невозвратных субсидий, покрывающих значительную долю капитальных затрат, то стоимость билета будет «посильна» значительному количеству потенциальных пассажиров и мы увидим взрывной рост перевозок. Линии ВСМ как правило отличаются тем, что они операционно прибыльны и не нуждаются во внешней финансовой поддержке.
На третьем десятке XXI века граждане России должны иметь возможность воспользоваться современным высокоскоростным качественным безопасным и всепогодным доступным сервисом.
Строительство моста на Сахалин, напротив, является не только высокозатратным и не окупаемым, но и вероятно, операционно убыточным. Есть риск получить вновь построенную малодеятельную линию с огромной инвестиционной нагрузкой и отсутствием источников возврата инвестиций. Поэтому это скорее не бизнес-проект, а проект социально-стратегический, который должен финансироваться из государственных источников и без «нагружения» тарифа грузовладельцев, не пользующихся этой линией».
Заметка ТАСС, для которой был подготовлен комментарий, доступна по ссылке
«При обсуждении проектов Транспортной стратегии важно определиться с «системой координат».
Абсолютно все проекты развития ВСМ в мире реализуются со значительной поддержкой государства. В большинстве стран мира не менее 2/3 капитальных затрат на инфраструктуру субсидируется на невозвратной основе. В Китае и Японии все линии финансируются на 100% из бюджета. Это позволяет перевозчикам устанавливать приемлемую для пассажиров цену, не содержащую (или почти не содержащую) возврат инвестиций в инфраструктуру, что обеспечивает востребованность населением этого вида сообщений.
Транспортное поведение россиян в этом смысле не уникально. Запуск ускоренного пригородного сообщения в московском регионе, а также электричек повышенной комфортности и стоимости показывает популярность скоростных качественных сервисов.
Поэтому востребованность новых запланированных в Транспортной стратегии линий ВСМ будет напрямую зависеть от цены проезда. Если в России правительство примет решение о финансировании развития линий ВСМ в виде невозвратных субсидий, покрывающих значительную долю капитальных затрат, то стоимость билета будет «посильна» значительному количеству потенциальных пассажиров и мы увидим взрывной рост перевозок. Линии ВСМ как правило отличаются тем, что они операционно прибыльны и не нуждаются во внешней финансовой поддержке.
На третьем десятке XXI века граждане России должны иметь возможность воспользоваться современным высокоскоростным качественным безопасным и всепогодным доступным сервисом.
Строительство моста на Сахалин, напротив, является не только высокозатратным и не окупаемым, но и вероятно, операционно убыточным. Есть риск получить вновь построенную малодеятельную линию с огромной инвестиционной нагрузкой и отсутствием источников возврата инвестиций. Поэтому это скорее не бизнес-проект, а проект социально-стратегический, который должен финансироваться из государственных источников и без «нагружения» тарифа грузовладельцев, не пользующихся этой линией».
Заметка ТАСС, для которой был подготовлен комментарий, доступна по ссылке
ТАСС
Эксперты: транспортная стратегия до 2035 года реализуема при крупных вложениях государства
Стратегия предполагает реализацию ряда крупных инфраструктурных проектов, включая строительство высокоскоростных магистралей и перехода с материка на Сахалин
Гендиректор ИПЕМ стал членом рабочей группы Госсовета России по транспорту
Генеральный директор ИПЕМ Юрий Саакян вошел в состав рабочей группы Государственного совета РФ по направлению «Транспорт». Соответствующее решение утверждено протоколом, подписанным 25 марта руководителем рабочей группы – главой Республики Бурятия Алексеем Цыденовым.
Ранее Юрий Саакян вошел в состав рабочей группы Госсовета по направлению «Энергетика»
Рабочая группы Госсовета по направлению «Транспорт» создана для анализа и оценки реализации проектов в транспортной сфере, подготовки предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы в отрасли. В результате ее деятельности формируются доклады для заседаний Госсовета и Президиума Госсовета по соответствующей тематике.
ИПЕМ является одним из ведущих исследовательских центров России в сфере транспорта. К году своего 15-летия ИПЕМ провел более 300 исследований, посвященных стратегическому развитию и регуляторной политике в отрасли, а также смежных отраслях промышленности. Институт выполняет работы по разработке отраслевых стратегий, технологическому и ценовому аудиту крупнейших инфраструктурных проектов, анализу влияния работы транспорта на промышленность и экономику России в целом, формированию методической базы функционирования отрасли, принимает участие в обсуждении реализации механизма «регуляторной гильотины» для различных сфер транспорта России. С 2008 года Институт при поддержке НП «ОПЖТ» издает научный журнал «Техника железных дорог». Подробнее с тезисами выступлений и результатами работ ИПЕМ по направлениям железнодорожного транспорта и машиностроения можно ознакомиться в соответствующих разделах сайта.
Генеральный директор ИПЕМ Юрий Саакян выступал соруководителем экспертной группы «Реформирование естественных монополий» и руководителем подгруппы «Железнодорожный транспорт» по подготовке предложений по обновлению «Стратегии социально-экономического развития России до 2020 года» (2011 год), является вице-президентом и членом Наблюдательного совета НП «ОПЖТ», заместителем председателя Экспертного совета по развитию транспортного машиностроения при Комитете Государственной Думы РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, членом более чем 20 совещательных органов в сфере транспорта и транспортного машиностроения и таких организаций как Общественная палата РФ, Союз машиностроителей России и других. Ранее в феврале 2020 года Юрий Саакян вошел в состав рабочей группы Государственного совета РФ по направлению «Энергетика».
#Госсовет
Генеральный директор ИПЕМ Юрий Саакян вошел в состав рабочей группы Государственного совета РФ по направлению «Транспорт». Соответствующее решение утверждено протоколом, подписанным 25 марта руководителем рабочей группы – главой Республики Бурятия Алексеем Цыденовым.
Ранее Юрий Саакян вошел в состав рабочей группы Госсовета по направлению «Энергетика»
Рабочая группы Госсовета по направлению «Транспорт» создана для анализа и оценки реализации проектов в транспортной сфере, подготовки предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы в отрасли. В результате ее деятельности формируются доклады для заседаний Госсовета и Президиума Госсовета по соответствующей тематике.
ИПЕМ является одним из ведущих исследовательских центров России в сфере транспорта. К году своего 15-летия ИПЕМ провел более 300 исследований, посвященных стратегическому развитию и регуляторной политике в отрасли, а также смежных отраслях промышленности. Институт выполняет работы по разработке отраслевых стратегий, технологическому и ценовому аудиту крупнейших инфраструктурных проектов, анализу влияния работы транспорта на промышленность и экономику России в целом, формированию методической базы функционирования отрасли, принимает участие в обсуждении реализации механизма «регуляторной гильотины» для различных сфер транспорта России. С 2008 года Институт при поддержке НП «ОПЖТ» издает научный журнал «Техника железных дорог». Подробнее с тезисами выступлений и результатами работ ИПЕМ по направлениям железнодорожного транспорта и машиностроения можно ознакомиться в соответствующих разделах сайта.
Генеральный директор ИПЕМ Юрий Саакян выступал соруководителем экспертной группы «Реформирование естественных монополий» и руководителем подгруппы «Железнодорожный транспорт» по подготовке предложений по обновлению «Стратегии социально-экономического развития России до 2020 года» (2011 год), является вице-президентом и членом Наблюдательного совета НП «ОПЖТ», заместителем председателя Экспертного совета по развитию транспортного машиностроения при Комитете Государственной Думы РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, членом более чем 20 совещательных органов в сфере транспорта и транспортного машиностроения и таких организаций как Общественная палата РФ, Союз машиностроителей России и других. Ранее в феврале 2020 года Юрий Саакян вошел в состав рабочей группы Государственного совета РФ по направлению «Энергетика».
#Госсовет
Telegram
ИПЕМ
#ИПЕМ #Госсовет
Генеральный директор ИПЕМ Юрий Саакян вошел в состав рабочей группы Государственного совета РФ по направлению «Энергетика». Соответствующие изменения в составе утверждены руководителем рабочей группы – губернатором Кузбасса Сергеем Цивилевым.…
Генеральный директор ИПЕМ Юрий Саакян вошел в состав рабочей группы Государственного совета РФ по направлению «Энергетика». Соответствующие изменения в составе утверждены руководителем рабочей группы – губернатором Кузбасса Сергеем Цивилевым.…
Генеральный директор ИПЕМ Юрий Саакян прокомментировал РИА Новости отсутствие железнодорожной отрасли в правительственном перечне наиболее пострадавших от текущей экономической ситуации. Заметка о позиции руководителя Института опубликована в ленте агентства; мы приводим комментарий целиком:
«Утвержденные Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики отрасли действительно являются наиболее пострадавшими и нуждающимися в оперативной поддержке. В то же время вызывает удивление отсутствие в транспортной «группе» сфер пассажирских железнодорожных перевозок и городского транспорта, на которых сегодня также резко снижается пассажиропоток из-за принимаемых мер безопасности.
Негативный эффект в определенных Правительством отраслях является бесспорным, но, к сожалению, это только первая волна «пострадавших». Инерционность промышленной деятельности пока обеспечивает достаточный спрос на услуги железных дорог и электроэнергетики, однако запас прочности у предприятий не бесконечен. Негативный эффект для инфраструктурных отраслей уже накапливается и станет значительным примерно в течение 1,5 месяцев. Основной риск - сокращение спроса на услуги и рост неплатежей, которые могут быть вызваны сохранением негативной экономической конъюнктуры и вынужденными мерами по сдерживанию пандемии COVID-19.
Принимаемые государством меры поддержки экономики должны быть частью единой экономической политики, которая включает не только «тушение пожаров», но и меры, направленные на обеспечение долгосрочных возможностей развития. Так, опыт всех прошлых кризисов показывает, что инвестиции в инфраструктуру как обеспечивают поддержку экономики (рабочие места, заказ для промышленности, малых и средних предприятий и т.д.) и сохранение технологического потенциала, так и позволяют эффективно реализовать последующий потенциал бурного восстановительного роста.
Антикризисные меры государства обязательно должны включить поддержку инфраструктурных отраслей, и о соответствующих мерах надо думать уже сейчас. Во-первых, от стабильности и эффективности работы инфраструктуры зависят фундаментальные механизмы работы экономики, они же сами являются источниками заказа и поддержки для промышленности и населения. Во-вторых, инфраструктурные компании выполняют и существенные социальные функции на всей территории страны.
Сегодня предельно важно не повторить ошибки 90-х годов, когда внимание государства было акцентировано в сторону поддержки развития сервисных сфер, что привело к «консервации» работы инфраструктурных отраслей и сокращению возможностей развития высокотехнологичных отраслей промышленности. За это экономика России платит до сих пор импортозависимостью промышленности и инфраструктурными ограничениями».
Справочно: по сообщению пресс-службы Минэкономразвития РФ, Правительственная комиссия по повышению устойчивости развития российской экономики утвердила перечень отраслей, наиболее сильно пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, для оказания первоочередной адресной поддержки. В список вошли 22 отрасли, их перечень подтвердил министр М. Решетников на заседании Правительственной комиссии по вопросам развития малого и среднего предпринимательства (стенограмма). В обнародованном перечне представлены авиа- и автомобильные перевозки, но отсутствуют железнодорожный и внутригородской транспорт. Итоговый документ на правовом портале на момент публикации не представлен.
«Утвержденные Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики отрасли действительно являются наиболее пострадавшими и нуждающимися в оперативной поддержке. В то же время вызывает удивление отсутствие в транспортной «группе» сфер пассажирских железнодорожных перевозок и городского транспорта, на которых сегодня также резко снижается пассажиропоток из-за принимаемых мер безопасности.
Негативный эффект в определенных Правительством отраслях является бесспорным, но, к сожалению, это только первая волна «пострадавших». Инерционность промышленной деятельности пока обеспечивает достаточный спрос на услуги железных дорог и электроэнергетики, однако запас прочности у предприятий не бесконечен. Негативный эффект для инфраструктурных отраслей уже накапливается и станет значительным примерно в течение 1,5 месяцев. Основной риск - сокращение спроса на услуги и рост неплатежей, которые могут быть вызваны сохранением негативной экономической конъюнктуры и вынужденными мерами по сдерживанию пандемии COVID-19.
Принимаемые государством меры поддержки экономики должны быть частью единой экономической политики, которая включает не только «тушение пожаров», но и меры, направленные на обеспечение долгосрочных возможностей развития. Так, опыт всех прошлых кризисов показывает, что инвестиции в инфраструктуру как обеспечивают поддержку экономики (рабочие места, заказ для промышленности, малых и средних предприятий и т.д.) и сохранение технологического потенциала, так и позволяют эффективно реализовать последующий потенциал бурного восстановительного роста.
Антикризисные меры государства обязательно должны включить поддержку инфраструктурных отраслей, и о соответствующих мерах надо думать уже сейчас. Во-первых, от стабильности и эффективности работы инфраструктуры зависят фундаментальные механизмы работы экономики, они же сами являются источниками заказа и поддержки для промышленности и населения. Во-вторых, инфраструктурные компании выполняют и существенные социальные функции на всей территории страны.
Сегодня предельно важно не повторить ошибки 90-х годов, когда внимание государства было акцентировано в сторону поддержки развития сервисных сфер, что привело к «консервации» работы инфраструктурных отраслей и сокращению возможностей развития высокотехнологичных отраслей промышленности. За это экономика России платит до сих пор импортозависимостью промышленности и инфраструктурными ограничениями».
Справочно: по сообщению пресс-службы Минэкономразвития РФ, Правительственная комиссия по повышению устойчивости развития российской экономики утвердила перечень отраслей, наиболее сильно пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, для оказания первоочередной адресной поддержки. В список вошли 22 отрасли, их перечень подтвердил министр М. Решетников на заседании Правительственной комиссии по вопросам развития малого и среднего предпринимательства (стенограмма). В обнародованном перечне представлены авиа- и автомобильные перевозки, но отсутствуют железнодорожный и внутригородской транспорт. Итоговый документ на правовом портале на момент публикации не представлен.
Forwarded from Едем по Москве
Мы - за самоизоляцию и за карантин. Но еще мы и за здравый смысл и против нагнетания.
По нашему пятничному опросу, сегодня вынуждены были выйти из дома на работу около 20% читателей.
В целом эти цифры коррелируют со статистикой падения пассажиропотока.
И радикальное уменьшение этим цифрам, на самом деле, не очень-то грозит.
Вот что говорит Сергей Белов, представитель Института проблем естественных монополий:
«Сначала стоит посчитать, сколько в Москве и МО людей занято в:
1) транспорте;
2) ЖКХ;
3) здравоохранении;
4) в правоохранительных органах;
5) в аптеках и розничной торговле продуктами;
6) на госслужбе, требующей присутствия;
7) на предприятиях ОПК, которые не могут выйти за периметр;
8) пищевой промышленности.
Это и есть те, кто остался в транспортной статистике и старается со всей самоотверженностью для блага всех, кто остается дома».
По нашему пятничному опросу, сегодня вынуждены были выйти из дома на работу около 20% читателей.
В целом эти цифры коррелируют со статистикой падения пассажиропотока.
И радикальное уменьшение этим цифрам, на самом деле, не очень-то грозит.
Вот что говорит Сергей Белов, представитель Института проблем естественных монополий:
«Сначала стоит посчитать, сколько в Москве и МО людей занято в:
1) транспорте;
2) ЖКХ;
3) здравоохранении;
4) в правоохранительных органах;
5) в аптеках и розничной торговле продуктами;
6) на госслужбе, требующей присутствия;
7) на предприятиях ОПК, которые не могут выйти за периметр;
8) пищевой промышленности.
Это и есть те, кто остался в транспортной статистике и старается со всей самоотверженностью для блага всех, кто остается дома».
2020_03_23_2020_03_30_Мониторинг_регуляторной_среды.docx
78.3 KB
Мониторинг регуляторных новостей и документов (транспорт, ТЭК, промышленность) за 23 — 30 марта 2020 года.
Forwarded from Техника железных дорог
202000104_ТЖД_Ключевые_новости_24_30_марта_2020.pdf
1.4 MB
Ключевое в железнодорожном машиностроении за 24 - 30 марта:
- Железнодорожный транспорт пока вне списка пострадавших отраслей
- Транспортная стратегия-2035 будет доработана
- Вагоностроители России сформировали пакет мер поддержки отрасли на 40 млрд рублей
- Прогнозируется существенное сокращение лизинга ж/д техники
- Машиностроители приостановили производство: какие риски «удаленки» для заводов?
Подробнее – в прикрепленном pdf обзора.
- Железнодорожный транспорт пока вне списка пострадавших отраслей
- Транспортная стратегия-2035 будет доработана
- Вагоностроители России сформировали пакет мер поддержки отрасли на 40 млрд рублей
- Прогнозируется существенное сокращение лизинга ж/д техники
- Машиностроители приостановили производство: какие риски «удаленки» для заводов?
Подробнее – в прикрепленном pdf обзора.
"Российские железные дороги" опубликовали данные о погрузке в марте-2020. ИПЕМ традиционно провел экспресс-анализ данных и подготовил инфографику.
Полная версия доступна в PDF
Полная версия доступна в PDF
Из-за снижения погрузки железнодорожный транспорт потерял в марте более 13 млрд рублей: оценка ИПЕМ
По оценке ИПЕМ, на фоне глобальной турбулентности мировой экономики, связанной с ценовыми войнами на нефтяном рынке, пандемии коронавируса и принимаемых мер противодействия ему выручка ОАО «РЖД» в марте 2020 года сократилась более чем на 3 млрд рублей, операторов грузовых вагонов – более чем на 10 млрд рублей.
Соответствующую оценку ИПЕМ сделал на основе анализа данных о динамике погрузки на сети ОАО «РЖД», опубликованной 1 апреля. По данным холдинга, погрузка в марте составила 106,6 млн тонн, что меньше уровня марта-2019 на 5,5%. Последний раз подобный значительный спад наблюдался в 2013 году: в январе (-6,54% к январю-2012) и октябре (-5,36%).
По мнению Института, опережающие темпы снижения грузооборота (-7,3% без учета порожнего пробега) свидетельствуют о большем сокращении экспортных перевозок по сравнению со внутренними. Прежде всего пострадали перевозки экспортного угля через порты Северо-Запада и Юга России. Устойчивый тренд на рост угольных перевозок наблюдается только на Восточном полигоне. В настоящее время в этом направлении существует дополнительный спрос на уголь со стороны Китая, шахты которого еще не вышли на докризисный уровень.
«На фоне драматичного снижения пассажиропотока на железнодорожном транспорте (-20% в дальнем следовании и снижении, с перспективой, до 85% пассажиропотока пригородного транспорта в Московском регионе на не рабочей неделе) спад погрузки выглядит умеренным. Однако его пик еще впереди, так как производственные и кооперационные связи только к концу марта стали приводить к остановке предприятий и существенному сокращению спроса на транспортировку грузов», — отметил заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук.
По оценке ИПЕМ, на фоне глобальной турбулентности мировой экономики, связанной с ценовыми войнами на нефтяном рынке, пандемии коронавируса и принимаемых мер противодействия ему выручка ОАО «РЖД» в марте 2020 года сократилась более чем на 3 млрд рублей, операторов грузовых вагонов – более чем на 10 млрд рублей.
Соответствующую оценку ИПЕМ сделал на основе анализа данных о динамике погрузки на сети ОАО «РЖД», опубликованной 1 апреля. По данным холдинга, погрузка в марте составила 106,6 млн тонн, что меньше уровня марта-2019 на 5,5%. Последний раз подобный значительный спад наблюдался в 2013 году: в январе (-6,54% к январю-2012) и октябре (-5,36%).
По мнению Института, опережающие темпы снижения грузооборота (-7,3% без учета порожнего пробега) свидетельствуют о большем сокращении экспортных перевозок по сравнению со внутренними. Прежде всего пострадали перевозки экспортного угля через порты Северо-Запада и Юга России. Устойчивый тренд на рост угольных перевозок наблюдается только на Восточном полигоне. В настоящее время в этом направлении существует дополнительный спрос на уголь со стороны Китая, шахты которого еще не вышли на докризисный уровень.
«На фоне драматичного снижения пассажиропотока на железнодорожном транспорте (-20% в дальнем следовании и снижении, с перспективой, до 85% пассажиропотока пригородного транспорта в Московском регионе на не рабочей неделе) спад погрузки выглядит умеренным. Однако его пик еще впереди, так как производственные и кооперационные связи только к концу марта стали приводить к остановке предприятий и существенному сокращению спроса на транспортировку грузов», — отметил заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук.
Forwarded from СоветБезРынка
"В рыночных условиях проблема избыточных мощностей – проблема тех, кто их построил. Строишь лишнее, не востребованное рынком – терпишь убытки. Но не в нашей энергетике, – сказал "НГ" заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий @ipem_research Александр Григорьев. – У нас невостребованные мощности – не проблема тех, кто их построил: они получат свои деньги, а проблема потребителей. Им никто простаивающие мощности, даже в кризис, не оплачивает. Нужно вернуть здравый смысл в отрасль: нет спроса на твою электроэнергию и мощность – нет денег, нет денег – нет новых ненужных рынку проектов".
https://www.np-ace.ru/news/power_industry/1444/
https://www.np-ace.ru/news/power_industry/1444/
ИПЕМ дал оперативную оценку динамике промышленного производства за март 2020 года. Индекс ИПЕМ-производство, характеризующий состояние промышленности России, сократился на 1,2% к марту 2019 года.
За период январь–март 2020 года индекс ИПЕМ-производство сократился на 0,6% к аналогичному периоду прошлого года.
Полный анализ состояния промышленности России в марте 2020 года на основе индексов ИПЕМ будет подготовлен и опубликован в середине месяца.
Архив индексов доступен на сайте ИПЕМ.
За период январь–март 2020 года индекс ИПЕМ-производство сократился на 0,6% к аналогичному периоду прошлого года.
Полный анализ состояния промышленности России в марте 2020 года на основе индексов ИПЕМ будет подготовлен и опубликован в середине месяца.
Архив индексов доступен на сайте ИПЕМ.
Какая поддержка требуется ж/д транспорту в связи с мерами противодействия коронавирусу?
Президент РФ Владимир Путин принял решение продлить режим нерабочих дней до конца апреля. По просьбе РИА Новости замгендиректора ИПЕМ Владимир Савчук рассказал, как это скажется на работе ОАО «РЖД» и требуется ли холдингу государственная помощь. Публикуем комментарий целиком:
«В настоящее время ситуация с мерами по противодействию коронавирусу разворачивается по жесткому сценарию и транспортная отрасль, в том числе ОАО «РЖД», находится в условиях дефицита информации для прогнозирования. Однозначно можно сказать, что введение дополнительных выходных дней усугубит ситуацию с погрузкой на ж/д транспорт. Вместе с тем применение каких-либо экономических мер господдержки предприятий этого исправить не может, предприятия будут продолжать не работать, и с падением погрузки нужно смириться как с неизбежным фактом.
Наиболее эффективными могут быть точечные меры поддержки ОАО «РЖД» в тех ситуациях, где эти меры могут помочь сохранить рабочие места и загрузку предприятий, не остановленных на карантин. В первую очередь это продолжение строительства ж/д инфраструктуры (поддержка подрядчиков), а также переориентация филиалов ОАО «РЖД» на помощь в борьбе с пандемией (поддержка работников монополии). Во время существенного спада транспортной отрасли ОАО «РЖД» как государственная компания может ограниченно взять на себя функции института поддержки экономики, особенно региональной, пока основные силы государства направлены на недопущение пандемии в стране».
Президент РФ Владимир Путин принял решение продлить режим нерабочих дней до конца апреля. По просьбе РИА Новости замгендиректора ИПЕМ Владимир Савчук рассказал, как это скажется на работе ОАО «РЖД» и требуется ли холдингу государственная помощь. Публикуем комментарий целиком:
«В настоящее время ситуация с мерами по противодействию коронавирусу разворачивается по жесткому сценарию и транспортная отрасль, в том числе ОАО «РЖД», находится в условиях дефицита информации для прогнозирования. Однозначно можно сказать, что введение дополнительных выходных дней усугубит ситуацию с погрузкой на ж/д транспорт. Вместе с тем применение каких-либо экономических мер господдержки предприятий этого исправить не может, предприятия будут продолжать не работать, и с падением погрузки нужно смириться как с неизбежным фактом.
Наиболее эффективными могут быть точечные меры поддержки ОАО «РЖД» в тех ситуациях, где эти меры могут помочь сохранить рабочие места и загрузку предприятий, не остановленных на карантин. В первую очередь это продолжение строительства ж/д инфраструктуры (поддержка подрядчиков), а также переориентация филиалов ОАО «РЖД» на помощь в борьбе с пандемией (поддержка работников монополии). Во время существенного спада транспортной отрасли ОАО «РЖД» как государственная компания может ограниченно взять на себя функции института поддержки экономики, особенно региональной, пока основные силы государства направлены на недопущение пандемии в стране».
2020_03_30_2020_04_06_Мониторинг_регуляторной_среды.docx
271.8 KB
Мониторинг регуляторных новостей и документов (транспорт, ТЭК, промышленность) за 30 марта — 6 апреля марта 2020 года.
Forwarded from Техника железных дорог
Статус по режиму работы крупнейших производителей подвижного состава в России (по состоянию на 07.04.2020 17:00, на основе публичных источников и комментариев пресс-служб):
Предприятия ТМХ: на ТВЗ нерабочий режим продлен до 8 апреля (сайт), на НЭВЗ рабочий режим постепенно восстанавливается с 7 апреля (сайт). В пресс-службе ТМХ сообщают, что консолидированная позиция холдинга по режиму работы всех производственных площадок будет опубликована в ближайшее время.
Предприятия СТМ: работа возобновлена с 6 апреля (сайт)
Предприятия ОВК: производство возобновлено частично на вагоностроительных предприятиях в Тихвине с 6 апреля (новость муниципального района)
Предприятия РМ Рейл: рабочий режим восстановлен с 6 апреля (информация от пресс-службы)
Предприятия УВЗ: пока сохраняется рабочий режим только для непрерывного производства и производственной деятельности, связанной с жизнеобеспечением предприятия (информация от пресс-службы)
Алтайвагон: нет публичной информации
Обновление статуса планируем в пятницу/понедельник
Предприятия ТМХ: на ТВЗ нерабочий режим продлен до 8 апреля (сайт), на НЭВЗ рабочий режим постепенно восстанавливается с 7 апреля (сайт). В пресс-службе ТМХ сообщают, что консолидированная позиция холдинга по режиму работы всех производственных площадок будет опубликована в ближайшее время.
Предприятия СТМ: работа возобновлена с 6 апреля (сайт)
Предприятия ОВК: производство возобновлено частично на вагоностроительных предприятиях в Тихвине с 6 апреля (новость муниципального района)
Предприятия РМ Рейл: рабочий режим восстановлен с 6 апреля (информация от пресс-службы)
Предприятия УВЗ: пока сохраняется рабочий режим только для непрерывного производства и производственной деятельности, связанной с жизнеобеспечением предприятия (информация от пресс-службы)
Алтайвагон: нет публичной информации
Обновление статуса планируем в пятницу/понедельник
Forwarded from Техника железных дорог
Данные об отрасли в помощь машиностроителям
Несмотря на все сложности, отрасль производства подвижного состава продолжает работать: осуществляется выпуск техники, формируются планы дальнейшего развития, готовятся запросы на меры поддержки.
Мы понимаем, что сегодня в условиях удаленной работы, существует острый дефицит данных и информации, необходимых для принятия решений. В связи с эти редакцией «Техники железных дорог» принято решение открыть доступ к статье из февральского выпуска «Железнодорожное машиностроение России: результаты 2019 года и перспективы отрасли» , подготовленной нашим издателем – ИПЕМ (@ipem_research). В статье представлены данные по сегментам:
- магистральные локомотивы;
- маневровые локомотивы,
- электропоезда,
- вагоны метро,
- трамваи,
- пассажирские вагоны локомотивной тяги,
- грузовые вагоны.
Статья доступна по ссылке: https://bit.ly/3a2Z9Xn Представленные показатели отрасли наглядно иллюстрируют важность железнодорожного машиностроения для экономики России, ведь оно обладает одним из самых высоких мультипликативных эффектов в экономике, формируя заказ для многих других отраслей: двигателестроение, приборостроение, электротехника, металлургия и др.
Надеемся, что этот материал будет полезен всем заинтересованным сторонам.
Несмотря на все сложности, отрасль производства подвижного состава продолжает работать: осуществляется выпуск техники, формируются планы дальнейшего развития, готовятся запросы на меры поддержки.
Мы понимаем, что сегодня в условиях удаленной работы, существует острый дефицит данных и информации, необходимых для принятия решений. В связи с эти редакцией «Техники железных дорог» принято решение открыть доступ к статье из февральского выпуска «Железнодорожное машиностроение России: результаты 2019 года и перспективы отрасли» , подготовленной нашим издателем – ИПЕМ (@ipem_research). В статье представлены данные по сегментам:
- магистральные локомотивы;
- маневровые локомотивы,
- электропоезда,
- вагоны метро,
- трамваи,
- пассажирские вагоны локомотивной тяги,
- грузовые вагоны.
Статья доступна по ссылке: https://bit.ly/3a2Z9Xn Представленные показатели отрасли наглядно иллюстрируют важность железнодорожного машиностроения для экономики России, ведь оно обладает одним из самых высоких мультипликативных эффектов в экономике, формируя заказ для многих других отраслей: двигателестроение, приборостроение, электротехника, металлургия и др.
Надеемся, что этот материал будет полезен всем заинтересованным сторонам.
2020_04_06_2020_04_13_Мониторинг_регуляторной_среды.docx
270.2 KB
Мониторинг регуляторных новостей и документов (транспорт, ТЭК, промышленность) за 6—13 апреля марта 2020 года.
Промышленность России: итоги марта 2020 года
ИПЕМ проанализировал итоги работы промышленного комплекса России в марте 2020 года. На общем негативном фоне, связанном с внешнеэкономической конъюнктурой и мерами противодействия пандемии коронавируса, рост спроса наблюдается только на продукцию низкотехнологичных отраслей. Столь резкого сокращения спроса в добывающих отраслях не фиксировалось с момента начала наблюдений в 2009 году.
ИПЕМ-производство: -1,2% (-0,6% за I квартал)
ИПЕМ-спрос: -2,7% (-1,2% за январь-март).
«Март стал первым месяцем, в котором меры борьбы с пандемией коронавируса оказали заметное влияние на динамику российского промышленного производства и спроса на промпродукцию, а многие предприятия продолжали работать «на склад», поэтому в дальнейшие месяцы можно ожидать более значительного падения индексов, — отметил заместитель руководителя департамента исследований ТЭК ИПЕМ Евгений Рудаков. — Однако кризис в очередной раз показывает значимость внутреннего рынка и его роль «тихой гавани» для целого ряда отраслей, даже ориентированных на экспорт. Например, цены на газ на внутреннем рынке уже выше, чем спотовые котировки в Европе. В период низких цен конкурентоспособность поставщиков угля на глобальном рынке всё меньше зависит от себестоимости добычи, и все больше от транспортных издержек, поэтому для российских угольных компаний внутренний рынок становится всё более важным. Росту внутреннего спроса на минеральные удобрения способствовали результаты импортозамещения в пищевой обрабатывающей промышленности и соответствующая переориентация на внутрироссийских поставщиков с/х продукции».
Подробнее
Благодарим канал «Свои да Наши» за поддержку в распространении индекса!
ИПЕМ проанализировал итоги работы промышленного комплекса России в марте 2020 года. На общем негативном фоне, связанном с внешнеэкономической конъюнктурой и мерами противодействия пандемии коронавируса, рост спроса наблюдается только на продукцию низкотехнологичных отраслей. Столь резкого сокращения спроса в добывающих отраслях не фиксировалось с момента начала наблюдений в 2009 году.
ИПЕМ-производство: -1,2% (-0,6% за I квартал)
ИПЕМ-спрос: -2,7% (-1,2% за январь-март).
«Март стал первым месяцем, в котором меры борьбы с пандемией коронавируса оказали заметное влияние на динамику российского промышленного производства и спроса на промпродукцию, а многие предприятия продолжали работать «на склад», поэтому в дальнейшие месяцы можно ожидать более значительного падения индексов, — отметил заместитель руководителя департамента исследований ТЭК ИПЕМ Евгений Рудаков. — Однако кризис в очередной раз показывает значимость внутреннего рынка и его роль «тихой гавани» для целого ряда отраслей, даже ориентированных на экспорт. Например, цены на газ на внутреннем рынке уже выше, чем спотовые котировки в Европе. В период низких цен конкурентоспособность поставщиков угля на глобальном рынке всё меньше зависит от себестоимости добычи, и все больше от транспортных издержек, поэтому для российских угольных компаний внутренний рынок становится всё более важным. Росту внутреннего спроса на минеральные удобрения способствовали результаты импортозамещения в пищевой обрабатывающей промышленности и соответствующая переориентация на внутрироссийских поставщиков с/х продукции».
Подробнее
Благодарим канал «Свои да Наши» за поддержку в распространении индекса!
Telegraph
Промышленность России: итоги марта 2020 года
Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) проанализировал итоги работы промышленного комплекса России в марте 2020 года. На общем негативном фоне, связанном с внешнеэкономической конъюнктурой и мерами противодействия пандемии коронавируса, рост спроса…
В преддверии 15-летия ИПЕМ опубликовал на сайте хронологию значимых событий
Представленная на сайте хронология включает более 100 событий в деятельности ИПЕМ, среди которых проведение знаковых и обсуждаемых исследований, подготовка проектов отраслевых стратегий, запуск востребованных отраслевым сообществом аналитических продуктов и выпуск журнала «Техника железных дорог». Значительная часть представленных в хронологии аналитических работ является публичной и открыта на сайте для общего доступа. Всего за 15 лет ИПЕМ выполнено более 500 научно-исследовательских работ в сфере инфраструктурных и смежных отраслей экономики. Ознакомиться с хронологией Института можно по ссылке
Представленная на сайте хронология включает более 100 событий в деятельности ИПЕМ, среди которых проведение знаковых и обсуждаемых исследований, подготовка проектов отраслевых стратегий, запуск востребованных отраслевым сообществом аналитических продуктов и выпуск журнала «Техника железных дорог». Значительная часть представленных в хронологии аналитических работ является публичной и открыта на сайте для общего доступа. Всего за 15 лет ИПЕМ выполнено более 500 научно-исследовательских работ в сфере инфраструктурных и смежных отраслей экономики. Ознакомиться с хронологией Института можно по ссылке
Telegraph
ИПЕМ отмечает 15 лет научной и экспертной деятельности
Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) был создан 18 апреля 2005 года и в этом году отмечает 15-летие с даты основания. В преддверии этой даты ИПЕМ опубликовал на официальном сайте хронологию значимых событий. Также в ближайшее время будет опубликован…
Forwarded from Техника железных дорог
Обзор публичных антикризисных предложений отраслевых железнодорожных ассоциаций (по состоянию на 16.04 9:00):
Объединение производителей железнодорожной техники (ОПЖТ): публично озвучены предложения по выделению средств из ФНБ на приобретение железнодорожной техники в рамках инвестпрограммы РЖД, а также по возобновлению субсидирования затрат на сертификацию и омологацию за рубежом. Предложения направлены в СоюзМаш России.
Объединение вагоностроителей: в конце марта подтвердили в СМИ подготовку предложений по поддержки на сумму более 40 млрд руб. Предлагается субсидирование затрат на производство инновационных вагонов и их приобретение; ограничение производства вагонов с осевой нагрузкой 23,5 тс; отсрочка платежей по уплате налогов и сборов, а также кредитам/займам на 6 месяцев; компенсацию затрат на мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда.
Союз операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ): предложили РЖД пустить на Восточном полигоне грузовые поезда вместо отмененных из-за снижения спроса пассажирских. В РЖД посчитали расчеты операторов некорректными.
Промжелдортранс: направлены в Правительство РФ предложения о включении железнодорожного транспорта в перечень наиболее пострадавших отраслей, а также освобождении владельцев железнодорожных путей необщего пользования от уплаты части арендных платежей.
Ассоциация операторов рефрижераторного подвижного состава (АСОРПС): направлены в Правительство РФ предложения о скидках РЖД на железнодорожную перевозку рыбы с Дальнего Востока в западные регионы России и других мерах.
Дополнительно - уровень общеотраслевых деловых объединений:
7 апреля РСПП, Деловая Россия, ТПП РФ и «Опора России» направили коллективное письмо в Правительство РФ с просьбой признать пострадавшими все отрасли экономики и предложением ряда мер поддержки. Дополнительно РСПП отдельно публично предложил не сокращать инвестпрограммы естественных монополий (в части проектов с высоким влиянием на спрос в других отраслях), а также увеличить авансирование госзаказа для бизнеса. В части экспорта предлагается предоставлять всем экспортерам ускоренный возврат НДС и транспортно-логистическую субсидию.
Объединение производителей железнодорожной техники (ОПЖТ): публично озвучены предложения по выделению средств из ФНБ на приобретение железнодорожной техники в рамках инвестпрограммы РЖД, а также по возобновлению субсидирования затрат на сертификацию и омологацию за рубежом. Предложения направлены в СоюзМаш России.
Объединение вагоностроителей: в конце марта подтвердили в СМИ подготовку предложений по поддержки на сумму более 40 млрд руб. Предлагается субсидирование затрат на производство инновационных вагонов и их приобретение; ограничение производства вагонов с осевой нагрузкой 23,5 тс; отсрочка платежей по уплате налогов и сборов, а также кредитам/займам на 6 месяцев; компенсацию затрат на мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда.
Союз операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ): предложили РЖД пустить на Восточном полигоне грузовые поезда вместо отмененных из-за снижения спроса пассажирских. В РЖД посчитали расчеты операторов некорректными.
Промжелдортранс: направлены в Правительство РФ предложения о включении железнодорожного транспорта в перечень наиболее пострадавших отраслей, а также освобождении владельцев железнодорожных путей необщего пользования от уплаты части арендных платежей.
Ассоциация операторов рефрижераторного подвижного состава (АСОРПС): направлены в Правительство РФ предложения о скидках РЖД на железнодорожную перевозку рыбы с Дальнего Востока в западные регионы России и других мерах.
Дополнительно - уровень общеотраслевых деловых объединений:
7 апреля РСПП, Деловая Россия, ТПП РФ и «Опора России» направили коллективное письмо в Правительство РФ с просьбой признать пострадавшими все отрасли экономики и предложением ряда мер поддержки. Дополнительно РСПП отдельно публично предложил не сокращать инвестпрограммы естественных монополий (в части проектов с высоким влиянием на спрос в других отраслях), а также увеличить авансирование госзаказа для бизнеса. В части экспорта предлагается предоставлять всем экспортерам ускоренный возврат НДС и транспортно-логистическую субсидию.