ИПЕМ – Telegram
ИПЕМ
1.94K subscribers
637 photos
2 videos
255 files
695 links
Канал материалов и новостей Института проблем естественных монополий (ИПЕМ). Транспорт, энергетика, промышленность.

Сайт: http://ipem.ru/
Download Telegram
Мониторинг регуляторной среды ИПЕМ: опрос читателей

Дорогие подписчики! Если вы читаете наш регуляторный мониторинг, то нам очень важна ваша обратная связь.

По ссылке находится небольшой опросник, который потребует около 15 минут времени.

Ваше мнение важно для нас, так как позволит понять, как сделать мониторинг лучше и полезнее!

Опрос по ссылке: https://wow.link/rPY

@ipem_research
ИПЕМ в 2020 году: 15-летний юбилей, более 60 исследовательских работ, ряд системных обзоров и многое другое

Мы подвели итоги прошедшего года и собрали их в одном месте на нашем сайте. Событий было много, но отдельно выделим подборку основных аналитических публикаций за год:

1️⃣ Доклад «Оценка рисков для российской экономики от ввода трансграничного углеродного регулирования в Европейском союзе»,

2️⃣ Обзор «Реформирование и регулирование железнодорожного транспорта в России»,

3️⃣ Обзор «Рынок грузовых железнодорожных перевозок стран Пространства 1520».

Также ИПЕМ в прошедшем году продолжил работу над имеющимися математическими моделями. Запатентованная ранее модель межотраслевого баланса МОБ ИПЕМ была доработана с целью учета данных системы таблиц «Затраты-Выпуск» Росстата за 2016 год, что, в частности, позволит с высокой точностью оценить влияние пандемии коронавируса на экономику России. Продолжались работы над Транспортной задачей и комплексом моделей прогнозирования перевозок на транспорте.

Обо всем остальном – по ссылке: http://ipem.ru/news/ipem/2070.html

Хронология наших уже почти 16 лет работы: http://ipem.ru/History.html
По оценкам ИПЕМ, в динамике производства впервые с февраля 2020 года фиксируется рост, а темпы сокращения спроса постепенно замедляются.

ИПЕМ-производство: 0,5%
ИПЕМ-спрос: -3,9%

Спрос на российскую продукцию в отраслевых группах:

Добывающие: -4,4%
Низкотехнологичные: -3,8%
Среднетехнологичные: -2,4%
Высокотехнологичные: -17,5%

Евгений Рудаков, заместитель руководителя департамента исследований ТЭК: «Конец 2020 года и начало 2021 года ознаменовались резким ростом спроса на многие российские экспортные товары на мировом рынке. И если ажиотажный спрос на газ и последовавший за этим рост газовых цен позволил получить синергетический эффект, спровоцировав рост спроса на уголь как более дешевую альтернативу газу в энергетике, то рост спроса и цен на черные металлы положительно сказался только на самих металлургах. Для всей остальной экономики резкий рост внутренних цен вслед за мировыми является серьезным ограничивающим фактором».

Подробности — по ссылке

@ipem_research
Экспорт угля в страны АТР: инфраструктурные вызовы

По прогнозу Минэнерго России, в ближайшие годы экспортные поставки российского угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона значительно вырастут, пишут
«Ведомости». Так, к 2025 году ожидается рост объемов экспорта угля на 42% относительно 2020 года. В комментарии изданию замгендиректора ИПЕМ Владимир Савчук:

«Экспорт в страны АТР выполняется несколькими укрупненными логистическими цепочками. Во-первых, это транспортировка через порты Дальнего Востока. Во-вторых, через погранпереходы на границе с Китаем и Монголией. И в-третьих, через порты Северо-Запада и Юга России с более длительным фрахтом, чем через порты Дальнего Востока. Последний вариант почти не используется или используется редко, так как существенно удорожает доставку продукции до рынков АТР.

Транспортировка через погранпереходы сопряжена с рядом трудностей, главные из которых – административные регуляторные ограничения Китая на импорт угля из России. Китай таким образом регулирует баланс импортного угля зарубежных производителей. В настоящее время погранпереходы могут «пропускать» большее количество угля, чем поставляется.

Транспортировка через порты Дальнего Востока – наименее затратный способ доставки угля до рынков АТР. Поэтому это направление пользуется наибольшим спросом не только со стороны угольных компаний, но и владельцев других грузов. Проект развития Восточного полигона достаточно длительное время, в 2010-2012 годах, «буксовал» в согласованиях и Правительство РФ требовало дополнительные обоснования его востребованности со стороны грузовладельцев. Также дополнительно согласовывали объемы перевозок при принятии решения о начале второго этапа развития Восточного полигона. При этом на втором этапе грузоотправители «выдали» заявок на +170 млн тн, а Правительство РФ согласовало +55 млн тн. Поэтому можно утверждать, что после завершения строительства в 2024 году второго этапа на Восточном полигоне все равно будет дефицит пропускной способности для тех грузовладельцев, кто будет направлять дополнительный груз на рынки АТР сверх принятого в планы развития».

@ipem_research
2021_02_08_2021_02_15_Мониторинг_регуляторной_среды.docx
180.3 KB
Мониторинг регуляторных новостей и документов (транспорт, ТЭК, промышленность) за 08 - 15 февраля 2021 года
PDF-версия доступна по ссылке.
Коммерсантъ: Введение ответственности для инвесторов в портовую инфраструктуру в текущей редакции изменений в ФЗ о морских портах грозит государству потерей инвестиций в объеме 376 млрд руб. до 2030 года, подсчитал ИПЕМ.

Общие планы по развитию перевалочных мощностей могут сократиться на 247,5 млн тонн. Эксперты Института считают необходимым скорректировать обязательства для бизнеса по финансовому обеспечению инвестпроектов и ввести для государства зеркальную ответственность. Также, по мнению ИПЕМ, выполнение обязательства по обеспечению перевалки грузов на уровне не ниже заявленного практически невозможно ввиду зависимости от конъюнктуры на товарных рынках.

Презентация результатов анализ объемов инвестиций в морские порты РФ, проведенный ИПЕМ, доступна по ссылке: http://ipem.ru/news/ipem/2075.html

@ipem_research
Forwarded from Energy Today
Бытует мнение, что в Европе есть консенсус относительно инструментов климатической повестки. Коллеги из ИПЕМ подробнейшим образом изучили материалы общественного обсуждения по ключевому механизму – трансграничному углеродному регулированию – и выяснили, что у промышленников Европы есть целых 8 фундаментальных точек расхождения позиций. Опытный лоббист скажет, что это почти безнадега.

Всё самое важное и интересное эксперты Института собрали в огромный ёмкий материал специально для читателей Energy Today. Читайте по ссылке: https://telegra.ph/Transgranichnoe-uglerodnoe-regulirovanie--chto-dumayut-v-Evrope-a-ne-v-Bryussele-02-16
ВСМ в России: проект тормозит отсутствие решений

«Сроки окончания строительства ВСМ, скорее, зависят от скорости принятия решений на высоком уровне о начале строительства и, конечно, от софинансирования проекта», - замгендиректора ИПЕМ Владимир Савчук прокомментировал «РЖД-Партнеру» ситуацию вокруг проекта ВСМ «Москва - Санкт-Петербург».

«Потенциальный срок строительства сокращает перенос строительства входов в Москву и Санкт-Петербург в инвестиционные программы развития транспортных узлов мегаполисов.

Строительство линейной инфраструктуры между мегаполисами – относительно технически понятная и прогнозируемая работа, которую можно выполнить в течение плюс-минус 4 лет в зависимости от организации работ.

Первостепенными факторами реализации проекта в срок является принятие решений о софинансировании проекта из бюджета и за счет использования других финансовых инструментов поддержки, а также о начале строительной части работ на государственном уровне.

Сейчас проект тормозит отсутствие вышеперечисленных решений», - рассказал эксперт изданию.

@ipem_research
2021_02_15_2021_02_24_Мониторинг_регуляторной_среды.pdf
492.6 KB
Мониторинг регуляторных новостей и документов (транспорт, ТЭК, промышленность) за 15 - 24 февраля 2021 года
PDF-версия доступна по ссылке.
ОАО «РЖД» опубликовало данные о погрузке на железной дороге за февраль 2021 года: по сравнению с аналогичным периодом прошлого года она снизилась на 2,7% (за 2 месяца — -0,9% к 2020). Следует учитывать, что в 2020 году в феврале было 29 дней.

ИПЕМ провел экспресс-анализ представленной информации и подготовил инфографику по различным видам грузов, которая доступна в PDF по ссылке.
Мониторинг регуляторных новостей и документов (транспорт, ТЭК, промышленность) за 25 февраля - 2 марта 2021 года.
PDF-версия доступна по ссылке.
Битва за «Тулпар»: сравнение стартовых позиций ТМХ и Stadler

В апреле этого года «Казахстан Темир Жолы» (КТЖ) планирует заключить договор на продажу завода «Тулпар». Победивший в конкурсе «стратегический партнер» возьмет на себя обязательства по поставке в 2022-2029 годах почти 470 пассажирских вагонов разного вида, а также 26 вагонов-электростанций.

Руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ Александр Поликарпов прокомментировал для Dalainform.kz слабые и сильные стороны участников тендера КТЖ.

Полный комментарий эксперта ИПЕМ читайте по ссылке.

@ipem_research
Положительная динамика промышленного производства в России фиксируется ИПЕМ второй месяц подряд

ИПЕМ дал оперативную оценку динамике промышленного производства в феврале 2021 года. Индекс ИПЕМ-производство, характеризующий состояние промышленности России, вырос на 1,4% к февралю 2020 года.

За январь–февраль 2021 года индекс ИПЕМ-производство вырос на 0,9% к аналогичному периоду прошлого года (с учётом обеспечения сопоставимости данных по электропотреблению и количества дней в високосном 2020 году).

Полный анализ состояния промышленности России в феврале 2021 года на основе индексов ИПЕМ будет подготовлен и опубликован в середине месяца.

@ipem_research
ИПЕМ: перед внедрением инструментов трансграничного углеродного регулирования еще много вопросов

По мнению Института проблем естественных монополий, обсуждаемым сегодня инструментам трансграничного углеродного регулирования (ТУР) еще только предстоит быть вписанным в международное правовое поле. Анализ ИПЕМ также показал, что консенсус по ТУР есть в «наднациональном» аппарате ЕС, но и не у промышленных предприятий стран Европы. ИПЕМ считает, что Россия, как полноценный член ВТО, в дискуссии о ТУР должна отстаивать свои интересы, в том числе в коалиции с другими странами.

Такую позицию озвучил гендиректор ИПЕМ Юрий Саакян на видеоконференции «Международная система углеродного регулирования и глобальная торговля. Новые риски и возможности для России», организованной 24 февраля «Деловой Россией» совместно с ТПП РФ и при поддержке Администрации Президента РФ. В мероприятии приняли участие советник Президента РФ и его спецпредставитель по вопросам климата Руслан Эдельгериев, заместитель Министра промышленности и торговли РФ Василий Осьмаков, главный экономист ВЭБ.РФ Андрей Клепач, представители регионов, отраслевых объединений и научного сообщества.

Так, глава ИПЕМ отметил, что Евросоюзу предстоит проделать большую работу, чтобы ТУР соответствовал правилам ВТО, РКИК ООН, Парижскому соглашению и множеству многосторонних и двусторонних договоров ЕС. Предварительный анализ различных схем реализации ТУР показал, что чем более амбициозным будет новый механизм (учитываемые выбросы, продуктовый охват, наличие исключений для экспортеров ЕС и т.д.), тем будут сложнее будет его реализация, выше административная нагрузка и значительнее риски несоответствия правилам ВТО. «Отдельно отмечу, что пока механизм носит абсолютно нерыночный характер, - указал Юрий Саакян. - Уже сейчас идут разговоры о необходимости принятия поправок к правилам ВТО, нацеленных на реализацию Парижского соглашения. Россия, как полноценный член ВТО, должна отстаивать свои интересы всеми законными способами, в том числе в коалиции со странами со схожими экономическими интересами».

ИПЕМ провел анализ позиции европейских стран и ассоциаций относительно механизмов ТУР. Исследование показало, что единой позиции нет, а многие стороны отмечают наличие более эффективных инструментов, чем плата за выбросы. Подробно анализ ИПЕМ был представлен в недавно опубликованной статье «Трансграничное углеродное регулирование – что думают в Европе, а не в Брюсселе?».

По мнению ИПЕМ, одним из основных недостатков текущего предложения по ТУР является отсутствие учета реализации климатических проектов как по увеличению поглощения углерода, так и снижению выбросов.

«Вероятно, изначальный вариант ТУР, который весной предложит ЕС, тоже не будет предусматривать учета климатических проектов, и это еще одно важнейшее направление переговоров России и ЕС, – отметил гендиректор ИПЕМ Юрий Саакян. – В этом вопросе у России также могут найтись союзники, ведь климатические проекты учитываются во многих национальных системах климатического регулирования и, в частности, предусмотрены новой системой CORSIA для авиации».

@ipem_research
Вышел первый в 2021 году номер журнала «Техника железных дорог»

В выпуске:

1️⃣ Статистика выпуска подвижного состава в России за IV квартал-2020 в разрезе предприятий, а также обзор результатов работы ж/д машиностроения за весь год

2️⃣ Интервью гендиректора Cognitive Pilot Ольги Усковой о рынке беспилотных систем для рельсового транспорта (telegram-версия)

3️⃣ Взгляд на востребованность уровня автоматизации GoA4 на ж/д транспорте от РЖД, ОПЖТ, Ассоциации «Промжелдортранс» и Molinari Rail (telegram-версия)

4️⃣ Анализ сенсоров технического зрения для нужд промышленного ж/д транспорта от «ЛокоТех-Сигнала»

5️⃣ Вызовы внедрения «цифрового грузового вагона» на сети РЖД от «Центр 2М»

6️⃣ Применение Li-Ion батарей в бортовых и стационарных накопителях энергии от ABB и «РЭНЕРА»

7️⃣ Текущие результаты сертификации российских предприятий на соответствие стандартам IRIS и ISO/TS 22163

8️⃣ и многое другое

Электронная версия журнала в pdf и полный перечень статей доступны по ссылке: https://wow.link/cwS
Мониторинг регуляторных новостей и документов (транспорт, ТЭК, промышленность) за 3 - 9 марта 2021 года.
PDF-версия доступна по ссылке.
Владимир Савчук: «2021 год для отечественного рынка грузового вагоностроения будет еще более непростым, нежели предыдущий»

Замгендиректора ИПЕМ дал системное интервью газете «Транспорт России» о состоянии железнодорожного машиностроения в России

В открытой версии:

1️⃣ о прогнозировании спроса на вагоны

2️⃣ о вагоностроительных предприятиях в зоне риска

3️⃣ о прямых мерах поддержки отрасли

4️⃣ о производстве пассажирских вагонов

Читайте по ссылке: http://ipem.ru/news/publications/2083.html

@ipem_research
2021_03_09_2021_03_15_Мониторинг_регуляторной_среды.docx
91.3 KB
Мониторинг регуляторных новостей и документов (транспорт, ТЭК, промышленность) за 09 - 15 марта 2021 года.

PDF-версия доступна по ссылке.
Промышленность России в феврале: восстановительная динамика сохраняется

По оценкам ИПЕМ положительная динамика производства фиксируется второй месяц подряд, а темпы сокращения спроса продолжают замедляться.

̶ ИПЕМ-производство: 1,4%
̶ ИПЕМ-спрос: -2,4%

Спрос на российскую продукцию в отраслевых группах:

̶̶ Добывающие: -4%
̶ Низкотехнологичные: -2,9%
̶ Среднетехнологичные: -0,1%
̶ Высокотехнологичные: -19,1%

Евгений Рудаков, заместитель руководителя департамента исследований ТЭК: «Экспорт угля, стабильно растущий с середины прошлого года, в очередной раз подтверждает тезис о приоритете экономических интересов различных стран перед климатическими. Если рост экспорта в страны АТР можно объяснить ограничениями на поставки угля в Китай из Австралии и снижением добычи в ряде других стран-экспортеров, таких как, Колумбия и Индонезия, то рост поставок в Европу объясняется преимущественно увеличением конкурентоспособности угля в связи с резким ростом цен на газ. По итогам года поставки в Европу, конечно, сократились за счет провальных результатов первой половины 2020 г., однако доля российского угля в общем импорте стран ЕС выросла с 59% в 2019 г. до 68% в 2020 г.»

Подробности ̶ по ссылке

@ipem_research
Рост погрузки на сети РЖД в 2021 году может превысить 1,5% - прогноз ИПЕМ

2020 год для железнодорожного транспорта, как и для всей экономики страны и мира, определялся влиянием пандемии COVID-19 и мер противодействия вирусу. В некоторых сегментах форс-мажорные обстоятельства стали непосредственной причиной кризисных явлений, в других – катализатором назревших перемен.

В связи с этим в 2020 году отрицательная динамика погрузки, начавшаяся в конце 2019 года и усиленная пандемией, продолжилась: по итогам 2020 года погрузка на сети ОАО «РЖД» составила 1243,6 млн тонн, что на 2,7% меньше аналогичного периода прошлого года.

Старший эксперт – аналитик отдела исследований железнодорожных грузовых перевозок ИПЕМ Ольга Джаран прокомментировала для «РЖД-Партнера» цели ОАО «РЖД» на 2021 год и прогнозы по восстановлению рынка.

Полный комментарий эксперта ИПЕМ читайте по ссылке.

@ipem_research
Индексация тарифа на контейнерные перевозки – какую модель выбрать?

ОАО «РЖД» рассматривает возможность перехода к трехставочной модели тарификации за контейнерный поезд (поезд, ось вагона, масса брутто).

«Исходя из задач, стоящих перед железнодорожным транспортом по развитию контейнерных перевозок, наиболее целесообразной выглядит дифференцированная индексация с возможностью гибкого изменения стоимости на основе рыночной конъюнктуры и маркетинговых акций перевозчика», — рассказал руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ Александр Поликарпов в колонке для «РЖД-Партнера».

Подробный комментарий эксперта читайте по ссылке: http://ipem.ru/news/publications/2087.html

@ipem_research