Cogito ergo sum (канал архиепископа Саввы) – Telegram
Cogito ergo sum (канал архиепископа Саввы)
31.3K subscribers
1.59K photos
253 videos
28 files
3.59K links
Архиепископ Зеленоградский Савва (Тутунов)

Бот для связи: @isavvabot. Рекламу не предлагайте и не просите. Этот бот не для комментариев на мои посты (комментарии закрыты намеренно), а для связи со мной.

Регистрация в РКН: https://clck.ru/3FqPyX
Download Telegram
А. Шендерюк-Жидков открыл выставку, посвященную героям специальной военной операции

http://council.gov.ru/events/news/166931/

В экспозиции представлены графические портреты героев и участников СВО.

Первый заместитель председателя Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Александр Шендерюк-Жидков принял участие в торжественной церемонии открытия выставки, посвященной подвигу российских граждан, вставших на защиту Родины, «Словографика ZOV. Герои и участники специальной военной операции».
В экспозиции представлены графические портреты героев и участников СВО.

В мероприятии приняли участие сенаторы РФ Наталья Комарова , Дарья Лантратова , Алексей Наумец, Дмитрий Перминов, автор и основатель проекта «Словографика» Петр Скляр.

«Сегодня в Совете Федерации мы открываем выставку о героях специальной военной операции, выдающихся людях. Благодаря их подвигам мы шаг за шагом идем к нашей Победе», — подчеркнул Александр Шендерюк-Жидков, приветствуя гостей и организаторов церемонии.
О светлой России будущего

Унаследованное от советского времени материалистическое понимание развития человечества, поженившись с либерально-секулярным сознанием, воспринятым в «святые 90-е» в сочетании, конструирует образ будущей России преимущественно в секулярно-материалистическом ключе.

Идеальная демография, научно-технический прогресс, комфорт и абсолютные личные свободы при исключении девиантной повестки в сфере нравственности.

Образно говоря, русский секулярный националист, по выражению одного моего знакомого, хочет построить «русский голливуд»: дескать, всё будет блестяще и благополучно как в Америке условных 1950-х, только на русский манер.

Из этой картины выпадает духовная составляющая. Духовная не в значении «культурная» (духовность искусства, духовность словесности, духовность в «дисциплине, красоте, знании» — по Ильину), а духовная в значении «устремления духа к Богу», предполагающая не только общественную, но и личную нравственность, духовное совершенствование и стремление к церковной жизни (в первую очередь богослужебной и личной молитве).

«Бытие определяет сознание» — суждение частично верное, но недостаточное. Верным является суждение апостола: «вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства» (Иак. II, 22). Эта сентенция применительно к жизни человека в обществе описывает взаимное влияние «сознания» (веры) и бытия, образа жизни («дел»).

Отсутствие «веры» (духовности) в схеме «русского голливуда» неизбежно ведёт к деградации «дел», основанных на материалистическом подходе, хотя бы даже при декларации промежуточные секулярных идеалистических целей. Эти идеалистические цели, в конечном счёте, либо не выдерживают конкуренции с материалистическим эгоизмом, либо, при положительном развитии, побеждают его и выливаются, опять же в духовность. Побеждающая материя — а материя подвержена естественному распаду, тлению, гниению —в свою очередь соответствующим образом влияет на «веру», «сознание» (срав. духовную деградацию западных обществ, созидавшихся на материально-секулярных принципах).

Частное от общего: восприятие «веры» как исключительно общественного свойства — сродни тому же секуляризму и даже, пожалуй, материализму. Общественная нравственность проистекает из личной нравственности; общественная духовность — из личной духовности. Имею в виду вовсе не законодательное регулирование личной нравственности, «православный шариат». Речь идёт о том, что общественное регулирование публично допустимого поведения (например, комплекс законов против пропаганды девиантных форм сексуальности) хотя необходимо, когда ситуация уже выходит за рамки, однако в его возникновение не будет необходимости, если в сознании (вере) большинства (личной вере, личной нравственности) будет понимание, что то или то само по себе является неприемлемым и неприличным.
Forwarded from Я вижу
Иерею Антонию Савченко, военному священнику, настоятелю храма святого благоверного князя Димитрия Донского при воинской части и клирику Свято-Троицкого кафедрального собора Пскова, посмертно присвоено звание Героя России.

Отец Антоний погиб 12 мая во время обстрела из «Хаймарса». Будучи раненным и истекая кровью, батюшка помог вытащить четырех бойцов. Пятого раненого офицера ценой собственной жизни он закрыл собой.

Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Ин. 15:13


🖋️ Я вижу
Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви — одной из заграничных частей Московского Патриархата, действующей на правах самоуправления (с 1920-х годов и до 2007 года жила отдельно) — выступил вчера с заявлением основной тезис которой: в России «в некоторых кругах» наблюдается «возврат ко властвовавшей в прошлом веке лживой и богопротивной идеологии».

Скажу о том, что в этом заявлении мне представляется справедливым.

Да, вызывает неприятие установка «барельефов» и памятников откровенным богоборцам и гонителям не только Церкви, но и русского народа — Сталину, Дзержинскому и др.

Да, процедура принятия решений об отмене реабилитаций репрессированных (о таких решениях упоминается в заявлении) действительно требуют большей открытости. Но мы пониманием и небеспочвенность возникших пересмотров, тем более что и сама советская власть в 1960-х и позднее «лояльно» отнеслась к выжившим участникам бандеровского подполья… что во многом породило нынешнюю ситуацию в Малороссии.

Наконец, к сожалению, сегодня маятник, в 1990-е качнувшийся в сторону безусловного и огульного отрицания и отвержения всего того, что происходило в России в советский период, не менее ошибочно с точки зрения исторической памяти и исторической правды кто-то пытается качнуть в обратную, столь же неверную сторону абсолютного обеления советского строя. И об этом, безусловно, следует говорить (напишу, пожалуй, по этому поводу следующий пост).

Вместе с тем повторю свой тезис о том, что современный поклонник советского строя держит в своей исторической памяти дорогую любому русскому человеку идентичность сильного и единого (как казалось) народа, идентичность, включающую идеал социальной справедливости и солидарности. Увы, при этом в жертву приносится историческая достоверность событий и персоналий (развивается историческая амнезия). С таким же восприятием — правильно защищаемой идентичностью при мифологизации исторической реальности — я сталкивался и в среде потомков русской эмиграции. Однако поиск и теми, и другими идентичности России в тот или иной период нашей истории правомерен и обоснован. Чуть подробнее с моими размышлениями на тему исторической памяти прошу ознакомиться в относительно недавнем моём посте.

Происходящее сегодня в общественном пространстве в России осмысление и переосмысление её истории, в том числе советского периода, в том числе болезни этого переосмысления — это сложный и тяжёлый процесс становления исторической памяти. И авторы заявления этого не видят, не понимают… да и не могут видеть и понимать.

Оставим на совести авторов утверждение, с очевидностью для любого историка неверное, что «Зарубежная Церковь считала долгом своим пребывать среди этого мира свободной от связи с каким бы то ни было государством, какой-либо партией или мирской идеологией» (быть может долгом-то и считала, а вот на практике дело было совсем не так). Сам пафос этого утверждения, равно как и фраза «мы… готовы предложить нашу помощь и молитвенную поддержку в противостоянии этим [перечисленным в заявлении] тенденциям» (за молитвы всегда спасибо) лишний раз свидетельствует о том, что уже почти не русские потомки русской эмиграции никак не расстанутся с иллюзией собственной дидактической значимости (то, что многое было сохранено и передано первыми двумя поколениями эмиграции под сомнение не ставлю), а главное — иллюзией правильной оценки того, что происходит в России, как и чем она живёт. Однажды писал об этом подробно, подытоживая, что любить надо Россию в себе и вокруг себя, а не себя в России (и уж тем более вдали от России).

И, конечно же, при всех, действительно имеющих место попытках «качнуть» переоценку советского прошлого в сторону его избыточного обеления (а не в стороны взвешенной оценки), ни о каком утверждаемом в заявлении «возврате ко властвовавшей в прошлом веке лживой и богопротивной идеологии» не идёт речь (разве что у автор «лживых уроков нерусского»).
Cogito ergo sum (канал архиепископа Саввы)
Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви — одной из заграничных частей Московского Патриархата, действующей на правах самоуправления (с 1920-х годов и до 2007 года жила отдельно) — выступил вчера с заявлением основной тезис которой: в России «в некоторых…
PS Характерно, что ни к селу, ни к городу в заявлении сказано: «Мы сожалеем, что Московский Патриархат, несмотря на выводы Комиссии о подлинности мощей Царской семьи и слуг ее, всё еще не смог определиться в этом вопросе». Это при том, что сомнения в подлинности выражают в первую очередь наиболее ревностные почитатели последней царской семьи.
О советском строе

Помимо физического истребления народа, главной бедой, принесённой России большевиками и советской властью стала попытка искоренения, в том числе террором и репрессиями, русской православной идентичности, стремление подменить её «новой исторической общностью» (термин, возникший в 1960-е — 1970-е, но самое явление — продукт всей предыдущей деятельности). Лишь когда назрела гитлеровская беда народ услышал «братья и сёстры», «русский народ», а Церкви дали — очень ненадолго — передышку. Но вскоре, ещё до Хрущёва и тем более при нём, борьба с русской православной идентичностью возобновилась.

Сразу оговоримся, что современные попытки «поженить» коммунизм и ленинизм с христианством абсурдны в принципе. Попросту по той причине, что создатели обеих доктрин сами считали бы это абсурдом: «Религия есть опиум для народа. Упразднение религии, как иллюзорного счастья, есть требование его действительного счастья» (цит. по К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин о религии, Москва, 1983, С.8), что «…всякий боженька есть труположество… всякая религиозная идея, всякая идея о всяком боженьке, всякое кокетничанье с боженькой есть невыразимейшая мерзость… самая опасная мерзость, самая гнусная зараза» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.48 С.226, 227, 228; ещё цитаты тут). И это принципиальная составная часть материалистической идеологии. На этом эту часть вопроса сочтём закрытой.

Допустимо ли утверждать, что всё в советское время было плохим? Нет, конечно. Речь идёт даже о не подлежащих сомнению очевидных достижениях науки или искусства, но и о тех благих идеях, к которым могли тянуться искренние люди. Современные поклонники советского периода небезосновательно будут искать и находить в этом периоде идеи солидарности и социальной справедливости, сильной и справедливой власти (другое дело, насколько в действительности эти идеи реализовывались!).

Заметим, впрочем, что, если социальная справедливость, без сомнения, — это одно из ожиданий человека от общественного строя, то в теории коммунизма подменяется идеями «социального равенства»: равенство ведь не одно и то же, что справедливость или равноправие. Предположу, что большинство упомянутых современных поклонников едва ли согласятся с одни из основных положений коммунизма: «коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности» (Манифест коммунистической партии).


Вместе с тем, именно идеологическое обоснование советского строя, упомянутое в начале этого текста отрицание им основ бытия России привело его к краху (а не потому что «произошла чудовищная ошибка»). А вместе с собой советский строй захватил в пропасть и всю нашу великую страну.

Основная задача исторической памяти — это поиск, определение и сохранение идентичности. Именно поэтому историческая память может бесконфликтно отражать различные эпохи, хотя бы эти эпохи казались диалектически несовместимыми. При этом непременным условием твёрдого формирования идентичности на основании исторической памяти является правдивость последней. Именно этому неприемлемы как огульное отрицание советского периода, его достижений, так и его безоговорочное стремительное обеление. Поиск элементов идентичности России в советском периоде не должен препятствовать установлению ложности той идеологии, на которой был основан и развивался советский строй и которую заложили её основатели.

Для полноты понимания моих взглядов по этому поводу, см. вот этот мой пост с критикой недавного заявления Русской Зарубежной Церкви.
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Видеокадры из храма в Курской области - с. Махновка под Суджей. Последствия нахождения села под украинской оккупацией.

Сознательное осквернение и глумление над святыней - то, чего не делают русские солдаты. К слову, в разгромленном храме найден униатский след.
Forwarded from Веретёнце
https://vkvideo.ru/video-1616935_456239339?t=1s
Друзья, делимся с вами видео с этнофестиваля "Сретенье", который организовала @obshina_rus (Русская Община)! Спасибо за приглашение и возможность выступить с нашей любимой программой на открытии фестиваля! Это было здорово! Хочется снова поблагодарить наших прекрасных педагогов, родителей и воспитанников! Совсем скоро выложим информацию о наборе на новый учебный год! Поторопитесь, количество мест ограничено!
Ты спросишь, как дела у нас?
Обыкновенно.
Тревожный вой — четвёртый раз
ревут сирены.

На Лукоморье — ПВО,
и Пушкин рядом,
за ликом мрамрным его
Орест с Пиладом,
Георгий поднятым копьём
сражает змия.
Пока есть Пушкин, мы живём.
Жива Россия,
и живо слово: смерти нет,
не будет смуты.

Считайте сбитие ракет
ему — салютом.
О проповедях схиигумена Гавриила (Виноградова-Лакербая), высказываниях А.А.Алаутдинова и решении духовного собора Валаамского монастыря

1) Схиигумен Гавриил.
Что касается его проповеди об опасностях развития экстремисткого исламизма, в том числе об угрозе физической безопасности людей, то, хотя бы даже его высказывание сформулировано не вполне корректно, о таковой опасности давно пишут светские люди, например член Совета по правам человека при Президенте России Кирилл Викторович Кабанов (раз, два, три).

Без сомнения, отец Гавриил прав и в том, что Православие есть абсолютная истина, а Ислам — ошибочное исповедание Бога. Если бы он говорил, что Ислам — такая же истина как Православие или что Ислам и Православие взаимно дополняют друг друга… вот тогда батюшку следовало бы лишать сана и отлучать от причастия. Собственно, даже проявляя человеческое уважительное отношение к православному священнику, любой мулла или имам без сомнения также считает, да и говорит своим единоверцам, что Ислам — религия истинная, а Христианство — нет.

При этом, к сожалению, честно следует признать, что схиигумен Гавриил нередко нёс… полную чушь в своих проповедях (например про то, что многие одарённые дети — это дети, рождающиеся одержимые бесами см. https://news.1rj.ru/str/igumenN/1034 с 8.25).

2) А.А.Алаутдинов.
Претензии г-на Алаутдинова, именующего отца Гавриила «дебилом, натянувшим на себя рясу» по причине того, что тот считает Ислам неправильной верой, несостоятельны по причинам, приведённым выше. Вполне исчерпывающе это разъяснила, охарактеризовав некорректность самой тональности высказывания г-на Алаутдинова, Марина Ахмедова; лучше не скажу.

Впрочем, синкретическое изложение взаимоотношений Ислама и Христианства уже было свойственно г-ну Алаутдинову: в сети Интернет можно найти довольно… странные его рассуждения на эту тему (например тут). Создаётся впечатление, что он пытается нивелировать различия между Православием и Исламом, уравнять значение Православия и Ислама для России и, таким образом, оспорить первенствующее историческое и культурное значение Православия для нашего Отечества.

3) Руководство Валаамской обители.
По моим сведениям, решение об освобождении игумена Гавриила от должности (но, что важно, без лишения права служить — речь никак не идёт о запрете в служении) назревало и готовилось давно по причинам, больше связанным с существенными ошибками в хозяйственном управлении подворьем, приведшим к большим сложностям для подворья, и лишь отчасти связано с его неудачными высказываниями в сети Интернет.

Судя по всему руководство Валаамского монастыря не оценило потенциальный (и реализовавшийся) резонанс от своего решения и то, что оно будет прочитано как связанное с высказыванием А.А.Алаутдинова. Это, на мой взгляд, безусловно ошибка, показывающая непонимание того, как и чем живёт общество. В конце концов, если даже решение назрело, в нынешнем контексте его можно было и следовало бы отложить.

При этом упомянутые выше фактически экстремистские высказывания в адрес игумена Гавриила руководство обители считает неприемлемыми.
"Не подобаеть же хвалити чюжѣ вѣры. Аще ли хвалить кто чюжюю вѣру, то обрѣтается свою вѣру хуля. Аще ли начьнеть непрѣстанно хвалити и свою и чюжюю, то обрѣтается таковый двовѣрье держа и близъ есть ереси".

Завещание преподобного Феодосия Киево-Печерского киевскому Великому князю Изяславу Ярославичу о православной христианской вере.
С праздником Пятидесятницы — Днём Святой Троицы, Православные!

В тексте сегодняшнего богослужения праздника мы слышим такие слова: «Приидите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся, Сыну во Отце, со Святым Духом: ибо Отец вне времени родил Сына Соприсносущного и Сопрестольного, и Дух Святой был во Отце, с Сыном прославляем: Единая Сила, Единая Сущность, Единое Божество. Поклоняясь Ему, все произносим: Святый Боже, все сотворивший Сыном, при содействии Святого Духа…»

В этом песнопении — вся истина Православия. В этом исповедании — причина, по которой Православие является единственной истинной верой. Ибо никакая иная религия не знает Бога, во Святой Троице поклоняемого. Никакая иная религия не знает этой истины. И никакая христианская конфессия, кроме Православия, не славит Бога-Троицу право. Во всех иных христианских конфессиях есть ошибки, связанные, в первую очередь, именно с исповеданием Святой Троицы.

Великий и Страшный Бог, Бог Отец, всё сотворил Сыном, при содействии Святого Духа.

Бог Отец сотворил мир через Сына при содействии Святого Духа.

Бог Отец сотворил и Домостроительство нашего Спасения, послав Бога Сына, Сына Своего Единородного, Вторую Ипостась Святой Троицы, чтобы совершить всё необходимое о нашем Спасении.

А когда Бог Сын, Богочеловек и Господь наш Иисус Христос взошёл на небо, Бог Отец послал Духа Святого, чтобы Ему действовать в Церкви, основанной Спасителем.

Через действие Святого Духа Бог присутствует лично среди нас. Через присутствие Святого Духа в Православной Церкви мы можем быть с Богом уже здесь, в преддверии Божьего Царства, ибо, начиная всякую Божественную Литургию словами «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа», мы входим в преддверие Царства. Через действие Святого Духа Святая Троица открывает нам путь и в вечное Царство, даёт нам достигнуть личного обожения, насколько это возможно для человека. Этого нет ни в одном вероисповедании, ни в одной вере.

Это великое исповедание является единственным истинным, и нет иной истины кроме неё.

Эту истину нам нужно хранить, знать, повторять, помнить и открыто исповедовать.

Ещё про этот праздник: https://news.1rj.ru/str/kartezianec/4567

Про особенности иконы праздника (в том числе почему внизу изображен старец со свитками): https://news.1rj.ru/str/kartezianec/2790

Икона: 15 в.; источник и описание по ссылке
Полный текст приведённого постом выше песнопения на славянском:
Приидите людие, триипостасному Божеству поклонимся, Сыну во Отце, со Святым Духом: Отец бо безлетно роди Сына соприсносущна и сопрестольна, и Дух Святый бе во Отце с Сыном прославляемь: едина сила, едино существо, едино Божество. Емуже покланяющеся вси глаголем: Святый Боже, вся содеявый Сыном, содейством Святаго Духа. Святый Крепкий, Имже Отца познахом, и Дух Святый прииде в мир: Святый Безсмертный, утешительный Душе, от Отца исходяй, и в Сыне почиваяй: Троице Святая, слава Тебе.

Русский перевод:
Придите, люди, триипостасному Божеству поклонимся — Сыну во Отце со Святым Духом.
Ибо Отец вне времени родил Сына соприсносущного и сопрестольного, и Дух Святой был во Отце, с Сыном прославляемый — единая сила, единая сущность, едино Божество. Поклоняясь Ему, все мы произносим:
Святый Боже, все сотворивший Сыном при содействии Святого Духа!
Святый Крепкий, Которым мы Отца познали и Дух Святой пришел в мир!
Святый Безсмертный, Дух-Утешитель, от Отца исходящий и в Сыне почивающий!
Троица Святая, слава Тебе!

По ссылке одно из лучших исполнений этого текста Объединенным хором Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Московской духовной академии под управлением архимандрита Матфея (Мормыля; 1938-2009). https://news.1rj.ru/str/prichodru/16255
https://news.1rj.ru/str/holmogor_talks/40278

Давно говорю и пишу об этом: межрелигиозный и межэтнический мир в России возможен только через признание и обеспечение первенствующего (стержневого) значения русского народа и Православия.

Всякая иная конструкция влечёт за собой центробежность и рознь.

Всякий, кто в России пытается размыть первенствующее, стержневое значение русского народа, кто пытается размыть чистоту и определяющее значение Православия — борется с единством России и единством присоединившихся к русскому народу в её составе и на протяжении её истории многоразличных народностей.
Отец Павел Флоренский об иконе Андрея Рублева "Святая Троица":

"Вражде и ненависти, царящим в дольнем, противопоставилась взаимная любовь, струящаяся в вечном согласии, в вечной безмолвной беседе, в вечном единстве сфер горних. Вот этот-то неизъяснимый мир, струящийся широким потоком прямо в душу созерцающего от Троицы Рублева, эту ничему в мире не равную лазурь — более небесную, чем само земное небо, да, эту воистину пренебесную лазурь, несказанную мечту протосковавшего о ней Лермонтова, эту невыразимую грацию взаимных склонений, эту премирную тишину безглагольности, эту бесконечную друг пред другом покорность — мы считаем творческим содержанием Троицы.

Человеческая культура, представленная палатами, мир жизни — деревом и земля — скалою, — все мало и ничтожно пред этим общением неиссякаемой бесконечной любви: все — лишь около нея и для нея, ибо она — своею голубизною, музыкой своей красоты, своим пребыванием выше пола, выше возраста, выше всех земных определений и разделений — есть само небо, есть сама безусловная реальность, есть то истинно лучшее, что выше всего сущего.

Андрей Рублев воплотил столь же непостижимое, сколь и кристально-твердое и непоколебимо-верное видение мира. Но чтобы увидеть этот мир, чтобы вобрать в свою душу и в свою кисть это прохладное, живительное веяние духа, нужно было иметь художнику пред собою небесный первообраз, а вокруг себя — земное отображение,- быть в среде духовной, в среде умиренной. Андрей Рублев питался как художник тем, что дано ему было. И потому не преподобный Андрей Рублев, духовный внук преподобного Сергия, а сам родоначальник земли Русской — Сергий Радонежский должен быть почитаем за истинного творца величайшего из произведений не только русской, но и, конечно, всемирной кисти."

@obshina_ru

НОВОСТИ Русской общины|Русская община в ВК|Мы в Одноклассниках |Мы в Ютуб|Мы в Дзен|Община Просвещение
С Днём Святого Духа, Православные!

Во вчерашней праздничной службе был такой текст: «Господи! Народы, не понимая силу Пресвятого Духа, подействовавшую на Твоих апостолов, перемену языков приняли за опьянение… — но мы, утвердившись ими, непрестанно так говорим: Духа Твоего Святого не отними от нас, молимся Тебе, Человеколюбец».

Чтобы нам не пребывать в неведении и не быть среди тех, кто «не понимает силу Пресвятого Духа», немного из «Очерка мистического богословия Восточной Церкви» В.Н. Лосского (а полностью главу о Святом Духе смотрите по ссылке).

Первое сообщение Святого Духа относится ко всей церковной совокупности, к Церкви, в ее целом, поскольку она – единое тело; вернее, Дух Святой преподается всей совокупности апостолов, которым Христос одновременно дает и священническую власть вязать и решить. <...> Здесь Святой Дух дается всем апостолам совокупно, как связь и власть священноначалия. Он не относится к отдельным личностям и не сообщает им никакой личной святости. Но это – то последнее завершение, которое Христос дает Церкви, прежде чем покинуть землю. <...>

Сообщение Святого Духа во время Своего личного сошествия совершенно иное: теперь Он является как Лицо Пресвятой Троицы, независящее от Сына по Своему ипостасному происхождению, хотя и посланное в мир «во имя Сына». Он является в виде «огненных языков», разделенных между собой и почивающих на каждом из присутствующих, на каждом члене Тела Христова. Это уже не сообщение Духа Святого всей Церкви, как Телу. Здесь сообщение не может быть функцией единства. Святой Дух сообщает Себя личностям, отмечая каждого члена Церкви печатью личного и неповторимого отношения к Пресвятой Троице, становясь «присутствующим» в каждой личности. <...> Он пребывает не откровенным, как бы сокрытым в Своем даре для того, чтобы сообщаемый Им дар был полностью нами присвоен. Святой Симеон Новый Богослов в одном из своих гимнов прославляет Святого Духа, таинственно с нами соединяющегося, и сообщающего нам полноту Божества: «Благодарю Тебя, что Ты, сущий над всеми Бог, сделался единым духом со мною, неслитно, непреложно, неизменно, и Сам стал для меня всем и во всем: пищей неизреченной, совершенно даром доставляемой, постоянно преизливающейся в устах души моей и обильно текущей в источнике сердца моего; одеянием блистающим, покрывающим и сохраняющим меня и демонов попаляющим; очищением, омывающим меня от всякой скверны непрестанными и святыми слезами, которые присутствие Твое дарует тем, к которым приходишь Ты. Благодарю Тебя, что Ты сделался для меня днем невечерним и солнцем незаходимым – Ты, не имеющий, где скрыться. Ведь Ты никогда ни от кого не скрывался, никогда никем не гнушался, но мы, не желая прийти к Тебе, сами скрываемся от Тебя».