Вечер, эксперты. Мы с вами последние несколько лет с замиранием сердца следили за чиповой войной, которая развернулась между США и КНР.
Пока китайцы вливали колоссальные средства в развитие собственной и независимой индустрии полупроводников, американцы запрещали поставки литографов в КНР, в то время, как американцы принуждали TSMC строить завод в Аризоне, Китайцы проводили учения у берегов Тайваня. Ну вы знаете — love hate relationships во всей красе.
И вот ребятки из Apricitas Economics сделали красиво — нарисовали инфографики, иллюстрирующие ход технологической войны США и КНР. Там мы с вами, эксперты, найдем данные о ввозе в Китай оборудования и установок для производства полупроводников, данные об объемах выпуска чипов в Китае, информацию о том, как в США менялась динамика выпуска микроэлектроники.
А в тексте ребятки рассказывают общие вехи чиповой войны и сложившиеся положняки. Эксперты, я уверен, вы сами хорошо знаете предмет, но на всякий случай в общих чертах напомню, о чем вообще идет речь.
⚡️ Несколько лет назад США осознали, что устойчивость их экономики и оборонки зависит от полупроводников. При этом ковид показал, что сами по себе эти поставки могут быть нестабильными, а главная чиповая фабрика — TSMC, вообще находится у берегов стратегического противника США — КНР.
⚡️ Затем американцы стали действовать в двух направлениях. Во-первых, стимулировали рост выпуска чипов на своей земле. Для этого они приняли CHIP Act, который предполагал выделение боле 50 млрд субсидий на строительство новых заводов в стране.
⚡️ С конца 20 века американские компании снижали инвестиции в развитие чиповых производств, вынося все на контрактные фабрики. На тот момент это было дешево, безопасно и удобно. А вот сейчас аукнулось (видели, как Intel рухнул)?
⚡️ Во-вторых — стали лупить санкциями по китайскому технологическому сектору. США ограничивали поставки передовых технологий и производственного оборудования в КНР.
⚡️ Для этого в 2023 году США устроили трехсторонную блокаду (в ней приняли участие Япония и Нидерланды). Блокада подразумевала ограничение поставок в КНР передового оборудования для выпуска чипов.
⚡️ В это время Китай тихой сапой растил инвестиции как в НИОКР, так и в расширение производственных мощностей в полупроводниковом сегменте (внимание на графики). Таким образом КНР, по сути, преследует те же цели, что и США — обеспечивает устойчивость и суверенность своего технологического сектора.
⚡️ Apricitas Economics считает (сюрприз), что конкуренция между США и Китаем в полупроводниковой промышленности, скорее всего, только усилится. И поднять бабла в этой ситуации в лучших традициях золотой лихорадки смогут те, кто продает лопаты.
Пока китайцы вливали колоссальные средства в развитие собственной и независимой индустрии полупроводников, американцы запрещали поставки литографов в КНР, в то время, как американцы принуждали TSMC строить завод в Аризоне, Китайцы проводили учения у берегов Тайваня. Ну вы знаете — love hate relationships во всей красе.
И вот ребятки из Apricitas Economics сделали красиво — нарисовали инфографики, иллюстрирующие ход технологической войны США и КНР. Там мы с вами, эксперты, найдем данные о ввозе в Китай оборудования и установок для производства полупроводников, данные об объемах выпуска чипов в Китае, информацию о том, как в США менялась динамика выпуска микроэлектроники.
А в тексте ребятки рассказывают общие вехи чиповой войны и сложившиеся положняки. Эксперты, я уверен, вы сами хорошо знаете предмет, но на всякий случай в общих чертах напомню, о чем вообще идет речь.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥10 7❤4👍1
❤30 8👍7
Привет, эксперты!
На днях мы рассказывали про блокировку в Турции игры Roblox (это такая онлайн-платформа, в которой можно создавать свои миры и даже мини-игры). Если кто-то услышал это название впервые, скорее всего, он вообще не интересовался игровой индустрией в последние годы. Кажется, самое время вспомнить, что это вообще такое.
Roblox, созданная серийным предпринимателем Девидом Базуки, прошла долгий путь от убыточной детской платформы до одной из самых дорогих игровых компаний в мире. Уже в 2021 году она стоила больше, чем Take-Two (издатель Grand Theft Auto) и Ubisoft (разработчик серии Assaisin’s Creed) вместе взятые. Изначально задуманная как пространство для создания игр, платформа превратилась в среду для создания и дистрибуции своих миров и игр.
Компания появилась в 2006 году, но настоящая популярность к ней пришла в 2017 году — тогда Roblox стала самой популярной платформой среди американской аудитории «до 18». Дети проводили на ней более 51,5 миллиона часов в месяц и убили даже больше времени, чем на YouTube. Естественно, причина популярности не в том, что создатели очень хотели порадовать детишек: капитализм подкрался и сюда. Основная часть доходов Roblox поступает от внутриигровых покупок за валюту robux (ей можно оплачивать, например, доступ к созданным пользователями мирам). Юзеры-разработчики могут конвертировать эти платежи в реальные деньги. В 2020 году компания выплатила авторам самых популярных игр 250 миллионов долларов.
Катализатором роста платформы стала уже почти забытая пандемия. Дети, лишенные привычного общения, стали массово проводить время в виртуальных мирах
Платформа неоднократно пыталась выйти на биржу, и в марте 2021 года её оценка достигла 45 млрд долларов в первый же день торгов. Инвесторы увидели в
После того, как два года назад пандемия внезапно закончилась, платформа продолжила бить рекорды: на старте года
Сейчас Roblox стремится стать не только игровой платформой, но и образовательным инструментом. В Китае уже была выпущена локальная версия для обучения программированию и гейм-дизайну, что подчеркивает её потенциал в области STEM-образования. Правда, зарабатывать она так и не начала: сейчас компания находится на этапе «инвестирования» — активно вкладывает деньги в оборудование и фиксирует убытки.
#игровая
На днях мы рассказывали про блокировку в Турции игры Roblox (это такая онлайн-платформа, в которой можно создавать свои миры и даже мини-игры). Если кто-то услышал это название впервые, скорее всего, он вообще не интересовался игровой индустрией в последние годы. Кажется, самое время вспомнить, что это вообще такое.
Roblox, созданная серийным предпринимателем Девидом Базуки, прошла долгий путь от убыточной детской платформы до одной из самых дорогих игровых компаний в мире. Уже в 2021 году она стоила больше, чем Take-Two (издатель Grand Theft Auto) и Ubisoft (разработчик серии Assaisin’s Creed) вместе взятые. Изначально задуманная как пространство для создания игр, платформа превратилась в среду для создания и дистрибуции своих миров и игр.
Компания появилась в 2006 году, но настоящая популярность к ней пришла в 2017 году — тогда Roblox стала самой популярной платформой среди американской аудитории «до 18». Дети проводили на ней более 51,5 миллиона часов в месяц и убили даже больше времени, чем на YouTube. Естественно, причина популярности не в том, что создатели очень хотели порадовать детишек: капитализм подкрался и сюда. Основная часть доходов Roblox поступает от внутриигровых покупок за валюту robux (ей можно оплачивать, например, доступ к созданным пользователями мирам). Юзеры-разработчики могут конвертировать эти платежи в реальные деньги. В 2020 году компания выплатила авторам самых популярных игр 250 миллионов долларов.
Катализатором роста платформы стала уже почти забытая пандемия. Дети, лишенные привычного общения, стали массово проводить время в виртуальных мирах
Roblox. Это привело к взрывному росту числа пользователей и увеличило выручку до 925 млн долларов в 2020 году. Тем не менее, компания потеряла 203 млн за первые три квартала того же года и продолжала быть убыточной.Платформа неоднократно пыталась выйти на биржу, и в марте 2021 года её оценка достигла 45 млрд долларов в первый же день торгов. Инвесторы увидели в
Roblox потенциал маркетплейса для игр, созданных пользователями. Этому помогло то, что платформа научилась предлагать более сложные инструменты для создания игр.После того, как два года назад пандемия внезапно закончилась, платформа продолжила бить рекорды: на старте года
Roblox побил мировой рекорд по онлайну, набрав 9,7 млн активных пользователей.Сейчас Roblox стремится стать не только игровой платформой, но и образовательным инструментом. В Китае уже была выпущена локальная версия для обучения программированию и гейм-дизайну, что подчеркивает её потенциал в области STEM-образования. Правда, зарабатывать она так и не начала: сейчас компания находится на этапе «инвестирования» — активно вкладывает деньги в оборудование и фиксирует убытки.
#игровая
Forwarded from Хороший момент
Тем временем ЦБ продолжает сигнализировать:
В пользу ужесточения свидетельствует и рост оценок трендовой инфляции (на пятилетнем и трехлетнем интервалах), который указывает на более высокое устойчивое инфляционное давление по сравнению с началом года.
Причина — сильный внутренний спрос, не поспевающий за предложением. Расширение предложения упирается в высокую загрузку производственных мощностей и ограничения рынка труда.
Устойчивое инфляционное давление практически не изменилось по сравнению с предыдущим месяцем, оставаясь на повышенном уровне и пока не демонстрируя устойчивого снижения. Для того чтобы инфляция вновь начала снижаться, требуется дополнительное ужесточение денежно-кредитных условий.
В пользу ужесточения свидетельствует и рост оценок трендовой инфляции (на пятилетнем и трехлетнем интервалах), который указывает на более высокое устойчивое инфляционное давление по сравнению с началом года.
Причина — сильный внутренний спрос, не поспевающий за предложением. Расширение предложения упирается в высокую загрузку производственных мощностей и ограничения рынка труда.
Утро, эксперты. Давайте про отношение к ИИ говорить
Крайне занимательно наблюдать за тем, как первые восторги от огромных возможностей генеративного искусственного интеллекта сменяются попытками институтов в самых разных странах этот самый ИИ регулировать, контролировать и всячески сдерживать. Вот, ребятки, буквально три новости из западных медиа о том, что ИИ — это не совсем безопасная штука сегодня.
➡️ Вот, например, издание The Verge в большом и занимательном тексте рассказывает, насколько плох и некорректен Чат-бот Grok от xA Илона Маска. Бот, представьте, практически не ограничивает пользователей в генерации контента и (ужас какой) может создавать оскорбительные изображения американских политиков: тут Барак Обама нюхает белый порошок, а там — Дональд Трамп стоит с беременным человеком, похожим на Камиллу Харис. Журналисты The Verge на всякий случай подчеркивают «распущенность» Grok, пренебрежительное отношение Маска к морали и аккуратно напоминают, что Еврокомиссия уже расследует X на предмет возможных нарушений Закона о цифровой безопасности.
➡️ Или, вот, другая новость. Engadget сообщает нам, что Федеральная торговая комиссия (FTC) США завершает разработку правил по борьбе с поддельными онлайн-отзывами. Новые правила FTC касаются практики покупки и продажи поддельных отзывов потребителей, включая использование отзывов потребителей и знаменитостей, созданных с помощью искусственного интеллекта.
Правила запрещают «предоставление компенсации или других стимулов, обусловленных написанием отзывов потребителей, выражающих определенное мнение, как положительное, так и отрицательное», и запрещают «компаниям искажать информацию о том, что веб-сайт или контролируемая ими организация предоставляет независимые отзывы или мнения» о продуктах или услугах, согласно заявлению. Нарушителям грозит штраф до $50 тыс.
➡️ И, наконец, самое занимательное. Как пишет The Washinghton Post, федеральный судья разрешил рассмотрение ключевых частей коллективного иска американских художников и иллюстраторов. Они выступают против создателей генераторов изображений на основе искусственного интеллекта. Художники утверждают, что технологические стартапы, включая Midjourney и Stability AI, нарушили различные законы, обучая свои инструменты обработки изображений ИИ на работах художников без их согласия. Таким образом инструменты побуждают пользователей создавать изображения, которые точно имитируют стиль определенного художника.
Такие дела, ребятки. Коллективное опьянение граждан, восхищенных генеративным ИИ, прошло. Теперь эти самые граждане с похмельной головой лезут в свои банковские приложения, чтобы понять, сколько бабла они успели спалить на этой пьянке.
Крайне занимательно наблюдать за тем, как первые восторги от огромных возможностей генеративного искусственного интеллекта сменяются попытками институтов в самых разных странах этот самый ИИ регулировать, контролировать и всячески сдерживать. Вот, ребятки, буквально три новости из западных медиа о том, что ИИ — это не совсем безопасная штука сегодня.
Почему журналистов The Verge стали волновать риски генерации ИИ оскорбительного контента только тогда, когда этот самый ИИ стал принадлежать Маску и рисовать мемы с кандидатами в президенты США— вопрос занимательный
Правила запрещают «предоставление компенсации или других стимулов, обусловленных написанием отзывов потребителей, выражающих определенное мнение, как положительное, так и отрицательное», и запрещают «компаниям искажать информацию о том, что веб-сайт или контролируемая ими организация предоставляет независимые отзывы или мнения» о продуктах или услугах, согласно заявлению. Нарушителям грозит штраф до $50 тыс.
То есть, ребятки, американские регуляторы осознали, что процесс создания бото-ферм для поддельных комментариев (и не только коммерческих) благодаря ИИ стал настолько дешевым, что доступен даже школьнику, у которого найдутся лишние $200, и теперь пытается этот механизм остановить штрафами.
При этом само по себе это дело крайне важное. На карту поставлена бизнес-модель, лежащая в основе бума генеративного ИИ, который как раз и случился благодаря возможности несанкционированно использовать произведений всех видов из Интернета для обучения сложного программного обеспечения, способного самостоятельно создавать произведения, подобные человеческим. Если художники выиграют, условный Open AI должен будет искать возможность платить авторам контента за то, что ИИ обучается на их произведениях.
Такие дела, ребятки. Коллективное опьянение граждан, восхищенных генеративным ИИ, прошло. Теперь эти самые граждане с похмельной головой лезут в свои банковские приложения, чтобы понять, сколько бабла они успели спалить на этой пьянке.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
The Verge
X’s new AI image generator will make anything from Taylor Swift in lingerie to Kamala Harris with a gun
xAI’s new Grok feature is creating a flood of deepfakes.
6👍8 2❤1🔥1
Вот это новости вечером, ребятки. Fplus готовится к IPO, акционеры продали 50% компании в ЗПИФ
Как выяснил "Ъ", Алексей Мельников и Олег Барабанов совокупно продали 50% головной структуры IT-холдинга Fplus закрытому паевому фонду «Нуклон». В компании утверждают, что привлечение новых партнеров нужно для вывода IT-холдинга на IPO. По оценке участников рынка, 50% компании могли стоить порядка 50 млрд руб. Гендиректор и акционер холдинга Fplus Алексей Мельников так прокомментировал "Ъ" изменения в структуре собственников компании.
Судя по тому, насколько сейчас ключевая ставка давит на такие капиталоемкие сегменты, как разработка и производство электроники, мы с вами до конца года увидим еще ряд подобных сделок.
Как выяснил "Ъ", Алексей Мельников и Олег Барабанов совокупно продали 50% головной структуры IT-холдинга Fplus закрытому паевому фонду «Нуклон». В компании утверждают, что привлечение новых партнеров нужно для вывода IT-холдинга на IPO. По оценке участников рынка, 50% компании могли стоить порядка 50 млрд руб. Гендиректор и акционер холдинга Fplus Алексей Мельников так прокомментировал "Ъ" изменения в структуре собственников компании.
«Структура владения с участием ЗПИФ широко распространена на рынке и имеет ряд плюсов, в числе которых возможность привлечения нескольких инвесторов на относительно небольшие доли и сохранения их конфиденциальности»,— сказал “Ъ” господин Мельников. Он добавил, что привлечение ЗПИФ позволит добавить в холдинг оборотного капитала, а «следующим этапом станет развитие органов корпоративного управления для повышения прозрачности и подготовки к выходу на фондовый рынок и выпуска облигаций».
Судя по тому, насколько сейчас ключевая ставка давит на такие капиталоемкие сегменты, как разработка и производство электроники, мы с вами до конца года увидим еще ряд подобных сделок.
Коммерсантъ
Fplus разделился перед IPO
Владельцы компании продали половину холдинга для привлечения капитала
6 6👍2🔥2
Утро, ребятки, продолжаем с вами хроники чиповой войны
Американский производитель микроэлектроники Texas Instruments получит $1,6 млрд субсидий от Минторга США, пишет Reuters. Компанию финансируют в рамках Chip Act — масштабной программы США по развитию полупроводниковой отрасли, предполагающей выделение более $52 млрд на возрождение американской индустрии микроэлектроники. Субсидия пойдет на строительство Texas Instruments трех новых заводов: два в Техасе и один в Юте.
Всего же Texas Instruments пообещала выделить более $18 млрд до 2029 года на проекты, которые, как ожидается, создадут 2000 рабочих мест на производствах.
Стоит напомнить, что субсидии, выделяемые Texas Instruments, лишь малая часть средств, уже направленных на поддержку производителей чипов. О том, сколько американский бюджет выделяет на финансирование производства полупроводников на своей территории, вы можете судить по графику.
Американский производитель микроэлектроники Texas Instruments получит $1,6 млрд субсидий от Минторга США, пишет Reuters. Компанию финансируют в рамках Chip Act — масштабной программы США по развитию полупроводниковой отрасли, предполагающей выделение более $52 млрд на возрождение американской индустрии микроэлектроники. Субсидия пойдет на строительство Texas Instruments трех новых заводов: два в Техасе и один в Юте.
Всего же Texas Instruments пообещала выделить более $18 млрд до 2029 года на проекты, которые, как ожидается, создадут 2000 рабочих мест на производствах.
Более того, производитель микросхем также рассчитывает получить от Министерства финансов США от $6 до $8 млрд инвестиционного налогового кредита и еще $10 млн в финансирование развитие компетенций сотрудников. Таким образом компания рассчитывает на 95% увеличить собственные производственные мощности к 2030 году.
Стоит напомнить, что субсидии, выделяемые Texas Instruments, лишь малая часть средств, уже направленных на поддержку производителей чипов. О том, сколько американский бюджет выделяет на финансирование производства полупроводников на своей территории, вы можете судить по графику.
🔥7 4❤3
О, эксперты, смотрите какое интересное. Как пишет The Wall Street Journal, разработчик чипов AMD объявил о покупке ZT Systems — компании, разрабатывающей оборудование для центров обработки данных. Сумма сделки составляет $4,9 млрд. Закрытие сделки ожидается в первой половине следующего года после одобрения регулирующих органов.
Эта сделка - часть стратегии AMD по выходу на рынок облачных вычислений и искусственного интеллекта, где сейчас доминирует Nvidia.
ZT Systems специализируется на проектировании и производстве серверов, серверных стоек и других инфраструктурных решений для центров обработки данных, которые обеспечивают работу систем ИИ, таких как ChatGPT.
Сделка позволит AMD предлагать клиентам, таким как Microsoft и Meta Platforms, комплексное решение, включающее чипы, программное обеспечение и системные разработки. Это позволит повысить производительность за счет тесной интеграции этих элементов.
AMD планирует сохранить бизнес ZT по проектированию систем, но продать его производственный бизнес. Лиза Су, генеральный директор AMD, считает, что ZT предоставит компании возможность оказывать более практическую помощь клиентам при создании крупных центров обработки данных для обучения систем ИИ.
Эта сделка усилит конкуренцию AMD с Nvidia, которая также активно развивает свои решения для центров обработки данных. В 2020 году Nvidia приобрела Mellanox за $7 млрд, а также активно развивает свои решения для серверов и центров обработки данных.
Bloomberg напоминает, что AMD — это второй по величине поставщик графических процессоров, которые стали играть ключевую роль в условиях бума ИИ-технологий. И за последние 12 месяцев компания потратила более $1 млрд на расширение своего присутствия на этом рынке.
В июле компания согласилась купить Silo AI за $665 млн, чтобы добавить производителя моделей искусственного интеллекта в свой портфель.
Эта сделка - часть стратегии AMD по выходу на рынок облачных вычислений и искусственного интеллекта, где сейчас доминирует Nvidia.
ZT Systems специализируется на проектировании и производстве серверов, серверных стоек и других инфраструктурных решений для центров обработки данных, которые обеспечивают работу систем ИИ, таких как ChatGPT.
Сделка позволит AMD предлагать клиентам, таким как Microsoft и Meta Platforms, комплексное решение, включающее чипы, программное обеспечение и системные разработки. Это позволит повысить производительность за счет тесной интеграции этих элементов.
AMD планирует сохранить бизнес ZT по проектированию систем, но продать его производственный бизнес. Лиза Су, генеральный директор AMD, считает, что ZT предоставит компании возможность оказывать более практическую помощь клиентам при создании крупных центров обработки данных для обучения систем ИИ.
Эта сделка усилит конкуренцию AMD с Nvidia, которая также активно развивает свои решения для центров обработки данных. В 2020 году Nvidia приобрела Mellanox за $7 млрд, а также активно развивает свои решения для серверов и центров обработки данных.
Bloomberg напоминает, что AMD — это второй по величине поставщик графических процессоров, которые стали играть ключевую роль в условиях бума ИИ-технологий. И за последние 12 месяцев компания потратила более $1 млрд на расширение своего присутствия на этом рынке.
В июле компания согласилась купить Silo AI за $665 млн, чтобы добавить производителя моделей искусственного интеллекта в свой портфель.
WSJ
AMD Buys AI Equipment Maker for Nearly $5 Billion, Escalating Battle With Nvidia
ZT Systems produces servers and other equipment used in data centers for artificial intelligence.
3👍3🔥1 1
Forwarded from Kорневой DoStup
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Коммерсантъ
Следующая станция — «Базовая безымянная»
Гонконгский производитель электроники хочет прекратить охрану товарного знака Nokia в РФ
5❤6👎3🔥3 2😁1
Вечер, эксперты! Это произошло как-то совсем незаметно, но в этом месяце исполнилось 80 лет с официальной презентации первого программируемого компьютера в мире.
Harvard Mark I, или IBM Automatic Sequence Controlled Calculator (ASCC), был одним из первых универсальных электромеханических компьютеров, использовавшихся в военных целях под конец Второй мировой.
29 марта 1944 года на Mark I запустили одну из первых программ — ее создал Джон фон Нейман, работавший над Манхэттенским проектом. Он искал способ определить, будет ли эффективно использовать имплозию для взрыва атомной бомбы, и Mark I помог получить утвердительный ответ. Чуть больше, чем через год атомные бомбы «Малыш» и «Толстяк» были сброшены на Японию.
Помимо военных задач, Mark I вычислял и печатал математические таблицы, что было изначальной целью Чарльза Бэббиджа для его аналитической машины 1837 года.
Операторы Mark I называли его «Бэсси, двигатель Бесселя», в честь функций Бесселя.
* * *
Идею создания Mark I Ховард Айкен выдвинул в 1937 году. Спустя два года размышлений и изучения идеи, IBM одобрила проект и финансирование.
Вдохновленный идеями Чарльза Бэббиджа, он создал машину, которая стала воплощением принципов великого изобретателя, но с новыми функциями.
Mark I создан на заводе IBM под Нью-Йорком и отправлен в Гарвард в феврале 1944 года.
В мае того же года он начал выполнять вычисления для ВМС США, а 7 августа состоялась официальная презентация машины в Гарварде.
* * *
Mark I состоял из переключателей, реле, вращающихся валов и муфт.
В нем были 765 000 электромеханических компонентов и сотни километров проводов.
Машина занимала 23 кубометра, была 16 метров в длину, 2.4 метра в высоту и 0.61 метра в глубину. Весила больше 4 тонн — это сравнимо с не самым компактным грузовиком.
Основные вычислительные блоки синхронизировались и приводились в движение механически, поэтому машина питалась от 15-метрового вала, соединенного с электродвигателем мощностью около 5 л.с. (3.7 kW).
* * *
В 1959 году Mark I разобрали. Часть его передали IBM, часть попала в Смитсоновский институт, а остатки попали в коллекцию исторических научных инструментов Гарварда.
Долгое время часть Mark I стояла в холле вычислительной лаборатории Айкена в Гарварде. В 1997 году ее перенесли в Гарвардский научный центр, а совсем недавно, в 2021 году, она переехала в холл нового комплекса науки и инженерии Гарварда в Массачусетсе.
#история_железа
Harvard Mark I, или IBM Automatic Sequence Controlled Calculator (ASCC), был одним из первых универсальных электромеханических компьютеров, использовавшихся в военных целях под конец Второй мировой.
29 марта 1944 года на Mark I запустили одну из первых программ — ее создал Джон фон Нейман, работавший над Манхэттенским проектом. Он искал способ определить, будет ли эффективно использовать имплозию для взрыва атомной бомбы, и Mark I помог получить утвердительный ответ. Чуть больше, чем через год атомные бомбы «Малыш» и «Толстяк» были сброшены на Японию.
Помимо военных задач, Mark I вычислял и печатал математические таблицы, что было изначальной целью Чарльза Бэббиджа для его аналитической машины 1837 года.
Операторы Mark I называли его «Бэсси, двигатель Бесселя», в честь функций Бесселя.
* * *
Идею создания Mark I Ховард Айкен выдвинул в 1937 году. Спустя два года размышлений и изучения идеи, IBM одобрила проект и финансирование.
Вдохновленный идеями Чарльза Бэббиджа, он создал машину, которая стала воплощением принципов великого изобретателя, но с новыми функциями.
Mark I создан на заводе IBM под Нью-Йорком и отправлен в Гарвард в феврале 1944 года.
В мае того же года он начал выполнять вычисления для ВМС США, а 7 августа состоялась официальная презентация машины в Гарварде.
* * *
Mark I состоял из переключателей, реле, вращающихся валов и муфт.
В нем были 765 000 электромеханических компонентов и сотни километров проводов.
Машина занимала 23 кубометра, была 16 метров в длину, 2.4 метра в высоту и 0.61 метра в глубину. Весила больше 4 тонн — это сравнимо с не самым компактным грузовиком.
Основные вычислительные блоки синхронизировались и приводились в движение механически, поэтому машина питалась от 15-метрового вала, соединенного с электродвигателем мощностью около 5 л.с. (3.7 kW).
* * *
В 1959 году Mark I разобрали. Часть его передали IBM, часть попала в Смитсоновский институт, а остатки попали в коллекцию исторических научных инструментов Гарварда.
Долгое время часть Mark I стояла в холле вычислительной лаборатории Айкена в Гарварде. В 1997 году ее перенесли в Гарвардский научный центр, а совсем недавно, в 2021 году, она переехала в холл нового комплекса науки и инженерии Гарварда в Массачусетсе.
#история_железа
❤19🔥10 4
Ну наконец-то!
Вообще, ребятки, мы следили за попытками российского геймдева и чиновников договориться с КНР как минимум с конца 2022 года.
Первые ласточки такого сотрудничества появились еще летом 2023 года — тогда "Ъ" написал, что стороны договариваются об упрощенном лицензировании российских игр для рынка КНР. Официально участники того замеса ничего не комментировали, анонимно - говорили, что в целом направление мысли у нас верное, но пока рановато.
Ну вот. Теперь не рановато, выходит)
Вообще, ребятки, мы следили за попытками российского геймдева и чиновников договориться с КНР как минимум с конца 2022 года.
Первые ласточки такого сотрудничества появились еще летом 2023 года — тогда "Ъ" написал, что стороны договариваются об упрощенном лицензировании российских игр для рынка КНР. Официально участники того замеса ничего не комментировали, анонимно - говорили, что в целом направление мысли у нас верное, но пока рановато.
Ну вот. Теперь не рановато, выходит)
Telegram
ЯР о PR
Россия и Китай по итогам встречи глав правительств договорились:
➖ наращивать сотрудничество в индустрии видеоигр, содействовать продвижению российских и китайских компьютерных игр на рынках двух стран;
➖ наращивать взаимодействие в области массовых коммуникаций…
➖ наращивать сотрудничество в индустрии видеоигр, содействовать продвижению российских и китайских компьютерных игр на рынках двух стран;
➖ наращивать взаимодействие в области массовых коммуникаций…
👍11❤5🔥4
Привет, эксперты!
Мы уже достаточно долго говорим с вами про историю программирования — правда, пока затрагивали ее только через отдельные языки. Предлагаем на этот раз копнуть чуть глубже и посмотреть на самые истоки.
* * *
Чарльз Бэббидж, изобретатель разностной и аналитической машин, оставил после себя больше 70 работ, но на подробное описание идей у него не было времени. Человек так увлекался созданием машин, что времени на документацию у него не оставалось.
Этим занялась Ада Лавлейс, графиня и единственная дочь поэта Джорджа Байрона. Ее знакомство с изобретателем состоялось в 1833 году, когда Ада, вместе с матерью и другими аристократами, посетила мастерскую Бэббиджа и увидела там часть разностной машины. Современники писали, что еще совсем маленькая Ада уже понимала принципы работы изобретения и оценила его красоту:
Бэббидж увидел в Аде родственную душу. Возможно, из-за схожести с его рано умершей дочерью. Он делился с ней своими научными идеями, посылал ей статьи и книги.
Для продвижения проектов изобретателю была нужна общественная поддержка: без нее он никогда не получил бы финансирование, и тут ему помогла Ада, которая перевела на английский работу итальянского ученого Л.Ф. Менабреа «Очерк аналитической машины, изобретенной Ч. Беббиджем», дополнив её своими «Примечаниями».
Эти «Примечания» — первое в истории описание программ для вычислительных машин. Ада сформулировала ключевые концепции их создания, такие как организация циклов и рекуррентные формулы.
В тексте дается точное определение цикла, практически идентичное современному.
Программа вычисления чисел Бернулли, описанная Лавлейс — пример использования вложенных циклов для решения сложных задач. Это свидетельствует о ее практических навыках программирования и способности применять теоретические концепции на практике.
До сих пор идут споры о степени самостоятельности Ады Лавлейс в ее работе. Некоторые исследователи считают, что она просто пересказывала идеи Бэббиджа, в то время как другие убеждены, что она сделала огромный вклад и не была обычным стенографистом.
Независимо от того, какая из версий правдива, Ада Лавлейс блестяще обобщила и дополнила идеи Бэббиджа, популяризировав концепцию автоматических вычислений. Она дала законченное и четкое представление о машинах Бэббиджа, что признавал и сам изобретатель. А говорят еще, что программист — мужская профессия.
Завтра мы посмотрим на её «Примечания» чуть подробнее, не переключайтесь :)
#историяпрограммирования
Мы уже достаточно долго говорим с вами про историю программирования — правда, пока затрагивали ее только через отдельные языки. Предлагаем на этот раз копнуть чуть глубже и посмотреть на самые истоки.
* * *
Чарльз Бэббидж, изобретатель разностной и аналитической машин, оставил после себя больше 70 работ, но на подробное описание идей у него не было времени. Человек так увлекался созданием машин, что времени на документацию у него не оставалось.
Этим занялась Ада Лавлейс, графиня и единственная дочь поэта Джорджа Байрона. Ее знакомство с изобретателем состоялось в 1833 году, когда Ада, вместе с матерью и другими аристократами, посетила мастерскую Бэббиджа и увидела там часть разностной машины. Современники писали, что еще совсем маленькая Ада уже понимала принципы работы изобретения и оценила его красоту:
«В то время как большинство из присутствующих только в изумлении глазело на это удивительное устройство, выражая свое восхищение возгласами подобно дикарям, которые первый раз видят зеркальце или слышат выстрел из ружья, мисс Байрон, совсем еще юная, сумела понять работу устройства и оценила необычайную красоту изобретения».
Бэббидж увидел в Аде родственную душу. Возможно, из-за схожести с его рано умершей дочерью. Он делился с ней своими научными идеями, посылал ей статьи и книги.
Для продвижения проектов изобретателю была нужна общественная поддержка: без нее он никогда не получил бы финансирование, и тут ему помогла Ада, которая перевела на английский работу итальянского ученого Л.Ф. Менабреа «Очерк аналитической машины, изобретенной Ч. Беббиджем», дополнив её своими «Примечаниями».
Эти «Примечания» — первое в истории описание программ для вычислительных машин. Ада сформулировала ключевые концепции их создания, такие как организация циклов и рекуррентные формулы.
В тексте дается точное определение цикла, практически идентичное современному.
Программа вычисления чисел Бернулли, описанная Лавлейс — пример использования вложенных циклов для решения сложных задач. Это свидетельствует о ее практических навыках программирования и способности применять теоретические концепции на практике.
До сих пор идут споры о степени самостоятельности Ады Лавлейс в ее работе. Некоторые исследователи считают, что она просто пересказывала идеи Бэббиджа, в то время как другие убеждены, что она сделала огромный вклад и не была обычным стенографистом.
Независимо от того, какая из версий правдива, Ада Лавлейс блестяще обобщила и дополнила идеи Бэббиджа, популяризировав концепцию автоматических вычислений. Она дала законченное и четкое представление о машинах Бэббиджа, что признавал и сам изобретатель. А говорят еще, что программист — мужская профессия.
Завтра мы посмотрим на её «Примечания» чуть подробнее, не переключайтесь :)
#историяпрограммирования
3🔥20👍15❤4 2