Доходный дом казанского купца в центре Москвы
В 1903 году на углу Пречистенки и Смоленского бульвара в Москве построили четырёхэтажный дом. Заказчик — успешный банкир и купец Алексей Кунин. Дом был соответствующий — в каждом подъезде телефон, парадные лестницы освещает солнце через огромные окна, на первом этаже — аптека и лавки. Квартиры здесь снимала «чистая публика».
А в 1912 году дом Кунина купил казанский торговец лесом. И мало того, через год он дом перестроил, добавил модной плитки и декора. Чтобы побогаче смотрелось. Звали нового владельца Лаврентий Арефьевич Матвеевский. В Казани он жил и вёл дела с 1870 года. А, вообще, у него в Поволжье было 22 тысячи десятин земли.
В Казани сохранился дом Матвеевского в Саначинском переулке. Подробнее о нём вы можете узнать из нашего бесплатного аудиогида «Имени Саначина: эскиз прогулки в переулке».
В 2000-е казанский дом Матвеевского надстроили вторым этажом. У московского доходного дома схожая судьба. В 1990-е к нему пристроили целых два этажа. Увидеть, как дом выглядел в XX веке, можно в начале киноальманаха «Сто грамм для храбрости» 1976 года.
В 1903 году на углу Пречистенки и Смоленского бульвара в Москве построили четырёхэтажный дом. Заказчик — успешный банкир и купец Алексей Кунин. Дом был соответствующий — в каждом подъезде телефон, парадные лестницы освещает солнце через огромные окна, на первом этаже — аптека и лавки. Квартиры здесь снимала «чистая публика».
А в 1912 году дом Кунина купил казанский торговец лесом. И мало того, через год он дом перестроил, добавил модной плитки и декора. Чтобы побогаче смотрелось. Звали нового владельца Лаврентий Арефьевич Матвеевский. В Казани он жил и вёл дела с 1870 года. А, вообще, у него в Поволжье было 22 тысячи десятин земли.
В Казани сохранился дом Матвеевского в Саначинском переулке. Подробнее о нём вы можете узнать из нашего бесплатного аудиогида «Имени Саначина: эскиз прогулки в переулке».
В 2000-е казанский дом Матвеевского надстроили вторым этажом. У московского доходного дома схожая судьба. В 1990-е к нему пристроили целых два этажа. Увидеть, как дом выглядел в XX веке, можно в начале киноальманаха «Сто грамм для храбрости» 1976 года.
4👍16🔥8❤🔥3❤3👏2👀1
Пьяный мастер эквилибристики
Нашли прекрасную газетную заметку. И всё в ней хорошо. Экшен, саспенс, хэппи-энд. Но вот к локации есть вопросы. Поможете разобраться в комментариях?
Давайте разбираться. Большая Проломная улица — это нынешняя улица Баумана. Поперечно-Владимирская — это Чернышевского. Значит, толпа собралась здесь. Но, казанская телефонная станция в тот период была на Поперечно-Вознесенской улице, в доме Журавлёва. Сегодня — это дом № 5 на улице Кави Наджми.
Получается, возможен один из трёх вариантов:
🔹 Пьяный рабочий прошёл по проводам почти 400 метров над центром города.
🔹 В газете перепутали улицы и шоу Семён устроил на перекрёстке Баумана и Кави-Наджми
🔹 Была ещё одна телефонная станция совсем рядом с главной.
Коллеги-краеведы, что думаете?
Нашли прекрасную газетную заметку. И всё в ней хорошо. Экшен, саспенс, хэппи-энд. Но вот к локации есть вопросы. Поможете разобраться в комментариях?
В пьяном угаре. 2 марта [1912 года], часа в три дня на углу Большой-Проломной и Поперечно-Владимирской улиц собралась громадная толпа народа. Виновником скопления народа оказался рабочий телефонной станции Семён Спиридонов. Он вылез из окна станции, взобравшись на провода, балансировал на них с удивительной ловкостью. Сюда поспешил городовой и потребовал, чтобы Семён слез. Но последний под дружный хохот толпы лишь издевался над городовым, приглашая его к себе. Под конец Семён с проводов слез. Он оказался сильно пьяным («Камско-Волжская речь № 51 от 4 марта 1912 года).
Давайте разбираться. Большая Проломная улица — это нынешняя улица Баумана. Поперечно-Владимирская — это Чернышевского. Значит, толпа собралась здесь. Но, казанская телефонная станция в тот период была на Поперечно-Вознесенской улице, в доме Журавлёва. Сегодня — это дом № 5 на улице Кави Наджми.
Получается, возможен один из трёх вариантов:
🔹 Пьяный рабочий прошёл по проводам почти 400 метров над центром города.
🔹 В газете перепутали улицы и шоу Семён устроил на перекрёстке Баумана и Кави-Наджми
🔹 Была ещё одна телефонная станция совсем рядом с главной.
Коллеги-краеведы, что думаете?
4🔥12❤9😁6🤯2⚡1
В Российской империи слово «массовка» означало не то, что сегодня. Так называли тайные встречи за городом. В канун революции 1905 года рабочие, студенты и сочувствующие им собирались на природе, пели песни и выступали с пламенными речами.
В Казани «массовка» проходила на берегу реки Казанки. О том, кто принял в ней участие, что обсуждали у костров и чем закончилась встреча вы узнаете из нового эпизода нашего аудиосериала. В его основе — неопубликованная книга «Силуэты старой Казани», которую журналист Иван Андреев написал в 1936 году, опираясь на собственные воспоминания, интервью и документы.
А отчаянные краеведы могут пойти дальше, отыскать Солдатский пляж, прогуляться через садоводства в сторону улицы Троицкий лес и попытаться выйти к песчаному берегу. Этот район максимально близок к месту действия главы. Но виды там сегодня странные — старые дачи, склады, радиовышки и элитные коттеджи.
Аудиосериал создан командой краеведческого проекта «Крот Казанский».
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
1🔥12❤6👍5❤🔥4
Встретились как-то на тусовке психиатр, британский офицер и физиолог: читаем секретную переписку казанской полиции
8 февраля 1895 года в доме Бурдина на улице Ново-Горшечной собралось около 30 человек, молодые парни и девушки. Об этой встрече уже днём знали исполняющий обязанности губернатора и глава жандармского управления. Их предупредил полицмейстер Панфилов, который потом до пяти утра следил за домом и составлял список гостей. И ещё несколько месяцев шло расследование. Почему?
Полиция переживала, что под видом вечеринки проходила сходка студентов Казанского университета, Духовной академии и Ветеринарного института. Якобы молодые люди планировали писать коллективное письмо и требовать изменений учебного устава. А как было на самом деле?
Профессор-богослов Евлампий Бурдин владел домом в конце Ново-Горшечной улицы. Сегодня — это улица Бутлерова, холм с памятником Муллануру Вахитову. Квартиры в доме Бурдина снимали студенты и ученицы Повивального института. Как раз одна из них и попросила сдать на вечер большой зал на втором этаже, якобы для того, чтобы отметить свадьбу. Правда потом другой организатор-студент говорил, что они просто собрались потусоваться в честь Масленицы.
В любом случае, собралось много неблагонадёжных людей. Например, читаем в рапорте: «студент Николай Николаевич Топорков, состоящий под негласным надзором полиции». Этот Топорков — психиатр и невропатолог. В начале XX века он руководил Виленской, а потом Томской лечебницами для душевнобольных. А в 1924 стал ректором Иркутского университета.
Другой гость вечеринки «Бруштейн Смарья-Хаим, не отличающийся благонадежностью, Израильевич-Мойшевич». Это будущий основатель советской физиотерапии Сергей Бруштейн.
А ещё с ними до пяти утра плясал Алексей Фёдорович Аладьин. Вот он доучиться в Казани не смог. Исключили за революционную пропаганду. Несколько лет Аладьин жил за границей, потом пошумел в Первой государственной думе в качестве депутата. И снова оказался в эмиграции. В Первую мировую воевал в рядах английской армии и получил звание лейтенанта.
По итогу жандармы так и не смогли доказать, что на вечеринке 1895 года было что-то противозаконное. Скорее всего молодые парни и девушки просто отдыхали. Зато, благодаря бдительности казанской полиции, мы знаем, где и когда будущие общественные деятели нажрались и попрыгали.
Вообще, Мулланурка пользуется любовью студентов уже получается лет 130. Песни под гитару там орали и в XX, и в XXI веке. Году в 2015 главреда «Крота» с товарищами там стращали полицейские за распитие с видом на закат.
Кстати, про Ново-Горшечную улицу, а ещё про Старо-горшечную и Поперечно-Горшечную у нас есть бесплатный аудиогид. Первый эпизод в серии прогулок «Околотки на перемотке». Слушайте на сайте. И хороших вам выходных!
8 февраля 1895 года в доме Бурдина на улице Ново-Горшечной собралось около 30 человек, молодые парни и девушки. Об этой встрече уже днём знали исполняющий обязанности губернатора и глава жандармского управления. Их предупредил полицмейстер Панфилов, который потом до пяти утра следил за домом и составлял список гостей. И ещё несколько месяцев шло расследование. Почему?
Полиция переживала, что под видом вечеринки проходила сходка студентов Казанского университета, Духовной академии и Ветеринарного института. Якобы молодые люди планировали писать коллективное письмо и требовать изменений учебного устава. А как было на самом деле?
Профессор-богослов Евлампий Бурдин владел домом в конце Ново-Горшечной улицы. Сегодня — это улица Бутлерова, холм с памятником Муллануру Вахитову. Квартиры в доме Бурдина снимали студенты и ученицы Повивального института. Как раз одна из них и попросила сдать на вечер большой зал на втором этаже, якобы для того, чтобы отметить свадьбу. Правда потом другой организатор-студент говорил, что они просто собрались потусоваться в честь Масленицы.
В любом случае, собралось много неблагонадёжных людей. Например, читаем в рапорте: «студент Николай Николаевич Топорков, состоящий под негласным надзором полиции». Этот Топорков — психиатр и невропатолог. В начале XX века он руководил Виленской, а потом Томской лечебницами для душевнобольных. А в 1924 стал ректором Иркутского университета.
Другой гость вечеринки «Бруштейн Смарья-Хаим, не отличающийся благонадежностью, Израильевич-Мойшевич». Это будущий основатель советской физиотерапии Сергей Бруштейн.
А ещё с ними до пяти утра плясал Алексей Фёдорович Аладьин. Вот он доучиться в Казани не смог. Исключили за революционную пропаганду. Несколько лет Аладьин жил за границей, потом пошумел в Первой государственной думе в качестве депутата. И снова оказался в эмиграции. В Первую мировую воевал в рядах английской армии и получил звание лейтенанта.
По итогу жандармы так и не смогли доказать, что на вечеринке 1895 года было что-то противозаконное. Скорее всего молодые парни и девушки просто отдыхали. Зато, благодаря бдительности казанской полиции, мы знаем, где и когда будущие общественные деятели нажрались и попрыгали.
Вообще, Мулланурка пользуется любовью студентов уже получается лет 130. Песни под гитару там орали и в XX, и в XXI веке. Году в 2015 главреда «Крота» с товарищами там стращали полицейские за распитие с видом на закат.
Кстати, про Ново-Горшечную улицу, а ещё про Старо-горшечную и Поперечно-Горшечную у нас есть бесплатный аудиогид. Первый эпизод в серии прогулок «Околотки на перемотке». Слушайте на сайте. И хороших вам выходных!
10👍16❤🔥9🔥7🍾4❤1😁1
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Ищем авторов и волонтёров, которым интересна локальная история и методология безудержного герменевтического угара.
Исследователи
Если вы историк, краевед, культуролог и/или городской сумасшедший — поделитесь своими находками. Или присоединяйтесь к нашим изысканиям. Го делать совместные посты и лонгриды!
Дизайнеры и иллюстраторы
Испытываете острое желание иллюстрировать никому неизвестные сюжеты из тьмы пыльных архивов? Тонко чувствуете какие мемы идеально подходят для исторических баек? Хотите прокачать своё портфолио или испытать силы в создании авторских открыток и мерча? Нам по пути.
Узнали себя? Оставляйте комментарии под постом, пишите в чат Крота, в личные сообщения группы ВК или шлите почтовых голубей по адресу hi@bigred.stream. Ждём ответа как соловей лета.
А всем читателям — просьба поделиться информацией с друзьями и знакомыми талантами.
Долой туман войны с карты локальной истории! Так победим!
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤18👍6🔥4✍3
Насколько купец Ушков заморочился ради второй жены?
Казанский купец Алексей Ушков в 1908 году подарил жене Зинаиде особняк. Один из самых известных домов в Казани. А в 1910 он переехал в Москву. И на улице Пречистенка Алексей купил дом, где жил с новой женой — балериной Александрой Балашовой.
Одни говорят, что дом в Москве — копия казанского. Другие говорят... ну, типа, хз, немного похож. Мы съездили и посмотрели. Давайте сравнивать. Выглядит, и правда, как пересобранный казанский особняк. Вазоны, сложное окно, рустовка первого этажа, ракушки и прочая лепнина — всё на месте.
Главных изменений два. В московском доме больше отсылок к античной классике — ионические колонны и греческий орнамент меандр. А ещё окна первого этажа меньше. Новая супруга решила бизнесом не заниматься. Помещения не сдавали в аренду.
Важно, что дом №20 на улице Пречистенка Ушков не строил. Особняк там стоял с конца XVIII века. Якобы, первым его владельцем был врач Христиан Лодер. Пациентам своим он прописывал прогулки и поездки на воды. Москвичи дивились и возмущались. Что за лечение бездельем такое?! Отсюда и пошло слово «лодырь». Для Алексея дом капитально перестроили. Но видимо место такое. Поленились что-то новое придумывать.
Казанский купец Алексей Ушков в 1908 году подарил жене Зинаиде особняк. Один из самых известных домов в Казани. А в 1910 он переехал в Москву. И на улице Пречистенка Алексей купил дом, где жил с новой женой — балериной Александрой Балашовой.
Одни говорят, что дом в Москве — копия казанского. Другие говорят... ну, типа, хз, немного похож. Мы съездили и посмотрели. Давайте сравнивать. Выглядит, и правда, как пересобранный казанский особняк. Вазоны, сложное окно, рустовка первого этажа, ракушки и прочая лепнина — всё на месте.
Главных изменений два. В московском доме больше отсылок к античной классике — ионические колонны и греческий орнамент меандр. А ещё окна первого этажа меньше. Новая супруга решила бизнесом не заниматься. Помещения не сдавали в аренду.
Важно, что дом №20 на улице Пречистенка Ушков не строил. Особняк там стоял с конца XVIII века. Якобы, первым его владельцем был врач Христиан Лодер. Пациентам своим он прописывал прогулки и поездки на воды. Москвичи дивились и возмущались. Что за лечение бездельем такое?! Отсюда и пошло слово «лодырь». Для Алексея дом капитально перестроили. Но видимо место такое. Поленились что-то новое придумывать.
5👍30❤14🔥5🐳3❤🔥2👏2🤩2👎1
Премьера фильма о Свияжском уезде!
Наш друг, постоянный ведущий и гость подкастов Крота – велопутешественник Роман Старов выпустил уже второй фильм. На этот раз он отправился в путешествие по Свияжскому уезду по следам краеведческой VHS-кассеты из 2000-года. А в итоге – встретил людей, которые своими руками восстанавливают старинных храмы.
📱 Фильм на YouTube
📱 Фильм ВКонтакте
Наш друг, постоянный ведущий и гость подкастов Крота – велопутешественник Роман Старов выпустил уже второй фильм. На этот раз он отправился в путешествие по Свияжскому уезду по следам краеведческой VHS-кассеты из 2000-года. А в итоге – встретил людей, которые своими руками восстанавливают старинных храмы.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍16❤🔥10❤8🔥8
131 год дачно-тусовочному обществу в Васильеве?
Мы уже рассказывали про «Дачное общество Паратского отреза» и его самого знаменитого председателя — ветеринара Ланге. Историк Светлана Малышева пишет, что дачники объединились в современном посёлке Васильево в 1896 году.
Но, оказывается, есть и более ранние упоминания. Впервые Дачное общество собралось в марте 1894 года. Об этом нам рассказала Светлана Зиновьева, исследовательница истории Васильево и Зеленодольска.
А вот ещё несколько интересных фактов, которыми она поделилась:
🚂 Первые регулярные дачные поезда отправлялись в Васильево с 1894 года в 7 и 10 часов утра и в 3 и 7 часов вечера. Дачное общество влияло на расписание. Например в 1902 году они попросили начать движение уже 1 мая, так как погода была прекрасная и сезон начали раньше.
📰 В 1897 году жители посёлка могли оформить доставку поездом свежих номеров газеты «Казанский телеграф». Месячная подписка на новости стоила 1 рубль.
🏛 В 1899 году в дачном посёлке отстроили театр, по разным данным, на 300-500 мест. В нём не только давали самодеятельные постановки, но и выступали профессиональные артисты. Крестьяне из окрестных деревень тоже приходили поглазеть, но в 1902 году театр огородили забором.
🚴🏻♂️ С местными жителями бывали и конфликты. Например, в 1894 году дачник на велосипеде напугал лошадь одного крестьянина. Лошадь сбила велосипедиста, понеслась с горы и переполошила всю округу. А ещё, оставленные на зиму дачи, становились лёгкой добычей воров.
🐓 Но была от дачников и польза для жителей деревень. Крестьянки собирали на продажу ягоды, а ещё приносили отдыхающих молоко и яйца. Причём продавали втридорога.
📽 6 августа 1910 года кроме танцевального вечера в Васильево устроили гонки на лодках за призы. Мероприятие снимали на кинокамеру сотрудники кинотеатра «Аполло».
Мы на этот год тоже запланировали множество прогулок и поездок по окрестностям Казани. И до Васильево доберёмся обязательно. А пока следим за каналом Светланы.
На фото: Казанские дачники и местные крестьяне в селе Васильево. Около 1912 года. Фотограф — Иван Бусоргин.
Мы уже рассказывали про «Дачное общество Паратского отреза» и его самого знаменитого председателя — ветеринара Ланге. Историк Светлана Малышева пишет, что дачники объединились в современном посёлке Васильево в 1896 году.
Но, оказывается, есть и более ранние упоминания. Впервые Дачное общество собралось в марте 1894 года. Об этом нам рассказала Светлана Зиновьева, исследовательница истории Васильево и Зеленодольска.
А вот ещё несколько интересных фактов, которыми она поделилась:
🚂 Первые регулярные дачные поезда отправлялись в Васильево с 1894 года в 7 и 10 часов утра и в 3 и 7 часов вечера. Дачное общество влияло на расписание. Например в 1902 году они попросили начать движение уже 1 мая, так как погода была прекрасная и сезон начали раньше.
📰 В 1897 году жители посёлка могли оформить доставку поездом свежих номеров газеты «Казанский телеграф». Месячная подписка на новости стоила 1 рубль.
🏛 В 1899 году в дачном посёлке отстроили театр, по разным данным, на 300-500 мест. В нём не только давали самодеятельные постановки, но и выступали профессиональные артисты. Крестьяне из окрестных деревень тоже приходили поглазеть, но в 1902 году театр огородили забором.
🚴🏻♂️ С местными жителями бывали и конфликты. Например, в 1894 году дачник на велосипеде напугал лошадь одного крестьянина. Лошадь сбила велосипедиста, понеслась с горы и переполошила всю округу. А ещё, оставленные на зиму дачи, становились лёгкой добычей воров.
🐓 Но была от дачников и польза для жителей деревень. Крестьянки собирали на продажу ягоды, а ещё приносили отдыхающих молоко и яйца. Причём продавали втридорога.
📽 6 августа 1910 года кроме танцевального вечера в Васильево устроили гонки на лодках за призы. Мероприятие снимали на кинокамеру сотрудники кинотеатра «Аполло».
Мы на этот год тоже запланировали множество прогулок и поездок по окрестностям Казани. И до Васильево доберёмся обязательно. А пока следим за каналом Светланы.
На фото: Казанские дачники и местные крестьяне в селе Васильево. Около 1912 года. Фотограф — Иван Бусоргин.
3👍16❤10🔥9✍1❤🔥1🤩1
Встречаемся завтра на лекции в «Смене». Главред «Крота Казанского» расскажет про самые важные тусовки, стройки и шабашки в истории города
Когда в Казани начался XIX век? А XX-й? Какие технические новинки, люди и события полностью изменили жизнь горожан? Для историков вопрос не очевидный. 1799 и 1801 годы, вроде, особо не отличались. Но мы всё равно делим историю на эпохи. А ведь время по-разному ощущалось даже в центре и на окраинах старой Казани.
За две встречи разберёмся как сонный город помещиков и купцов превратился в центр науки, развлечений и промышленности.
Когда: 19 марта 19:00
Где: ул. Бурхана Шахиди, 7
Лектор: Иван Ротов — историк, главред «Крота Казанского», аспирант кафедры социальной философии КФУ
Вход: Регистрация и билеты
Когда в Казани начался XIX век? А XX-й? Какие технические новинки, люди и события полностью изменили жизнь горожан? Для историков вопрос не очевидный. 1799 и 1801 годы, вроде, особо не отличались. Но мы всё равно делим историю на эпохи. А ведь время по-разному ощущалось даже в центре и на окраинах старой Казани.
За две встречи разберёмся как сонный город помещиков и купцов превратился в центр науки, развлечений и промышленности.
Когда: 19 марта 19:00
Где: ул. Бурхана Шахиди, 7
Лектор: Иван Ротов — историк, главред «Крота Казанского», аспирант кафедры социальной философии КФУ
Вход: Регистрация и билеты
👍11❤8🔥4✍3🫡2👏1😍1
Поговорим о потерянных витражах, секретных мозаиках и неравнодушных людях, которые их спасают.
В гости к «Кроту Казанскому» придёт Вячеслав Кириллин — исследователь, автор канала «Казанский краевед», создатель реестра объектов монументального искусства Татарстана.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥14✍5👍4⚡3❤2
В 1895-1910-е годы в Суконной Слободе Казани жил некий «отец Геннадий». Священником он не был, но имел репутацию святого человека, посещал купеческие дома и получал от горожан щедрые подаяния. Геннадий зимой ходил босой, а летом звенел цепями-веригами.
Но какие секреты скрывал «божий человек» Геннадий? С кем жил и как проводил время после дневных паломничеств? Это вы узнаете из нового эпизода нашего аудиосериала. В его основе — неопубликованная книга «Силуэты старой Казани», которую журналист Иван Андреев написал в 1936 году, опираясь на собственные воспоминания, интервью и документы.
Действия главы происходят в Суконной слободе, историческом районе Казани. Улица, где жил главный герой, которую автор называет Второй Проломной, на картах отмечена как Малая Проломная или Мало-Георгиевская. Сегодня это конец улицы Петербургской у театра кукол «Экият», третий выход из метро «Суконная слобода».
Аудиосериал создан командой краеведческого проекта «Крот Казанский».
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤11🔥8👍4🏆4❤🔥2🙏2🍓2🍾1
В гости к «Кроту Казанскому» пришёл Вячеслав Кириллин — исследователь, автор канала «Казанский краевед», создатель реестра объектов монументального искусства Татарстана.
https://vkvideo.ru/video-219468083_456239065
https://vkvideo.ru/video-219468083_456239065
https://vkvideo.ru/video-219468083_456239065
Запись стрима появится в видеозаписях группы и на онлайн-стримингах.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤16🔥7👍4🏆1👀1
Не хочу жениться, хочу учиться: про село казанских книжниц
Уровень грамотности среди русский крестьян в в XIX веке был очень низким. Чаще более грамотными были старообрядческие общины. Но иногда к появлению книжников приводили неочевидные причины. Например, в первой половине XIX веке село Бетьки Казанской губернии выделялось большим количеством грамотных девушек. Об этом пишет в своей книге «Материалы для истории женского образования» Елена Лихачёва. И поясняет, как так вышло.
Помещики в Бетьках брали с замужних налог в два раза больше, чем с девушек. Крестьянки не спешили замуж. А значит у них было больше свободного времени. Ведь после свадьбы девушка попадала в подчинение свекрови и свёкра и занималась тяжелой работой по хозяйству в новом доме. Бетьковские «старые девы» от скуки и из любопытства шли в местный храм и учились читать. Многие там и оставались. При храме в Бетьках в 1820–1830-е годы сформировалась община монахинь. А высокий уровень грамотности в селе отмечали даже в 1860-е годы, после отмены крепостного права.
Уровень грамотности среди русский крестьян в в XIX веке был очень низким. Чаще более грамотными были старообрядческие общины. Но иногда к появлению книжников приводили неочевидные причины. Например, в первой половине XIX веке село Бетьки Казанской губернии выделялось большим количеством грамотных девушек. Об этом пишет в своей книге «Материалы для истории женского образования» Елена Лихачёва. И поясняет, как так вышло.
Помещики в Бетьках брали с замужних налог в два раза больше, чем с девушек. Крестьянки не спешили замуж. А значит у них было больше свободного времени. Ведь после свадьбы девушка попадала в подчинение свекрови и свёкра и занималась тяжелой работой по хозяйству в новом доме. Бетьковские «старые девы» от скуки и из любопытства шли в местный храм и учились читать. Многие там и оставались. При храме в Бетьках в 1820–1830-е годы сформировалась община монахинь. А высокий уровень грамотности в селе отмечали даже в 1860-е годы, после отмены крепостного права.
3🔥25❤5🤓5👍2👀2🥰1😱1👌1
В Национальной библиотеке РТ проходит маркет издательства «Новое литературное обозрение». Книжная распродажа уже началась.
А в 15:00 главный редактор «Крота Казанского» Иван Ротов презентует книгу Ричарда Сеннетта «Умо-зрение: устройство и социальная жизнь городов».
Поговорим о том, какие локации в Казани могли бы понравится философам Просвещения, зачем домам мутировать и где погулять после ярмарки, чтобы испытать благостную дезориентацию.
Бесплатная регистрация
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍10❤6🔥6🤝2🤔1