Дорогие кротолюбцы и кротолюбки!
Сегодня в 18:00 в Доме Аксёнова — поэцкий вечер со свободным входом.
Стихи будут читать залётные, но замечательные русские поэты из Москвы — Михаил Гофайзен и Вадим Месяц (он ещё и споёт под гитару).
А вместе с ними выступит наш великий казанский поэт, отец основателя и предводителя Крота — Алексеееей Ооооостудин!
Мы выбрали пару его стихов с ноткой краеведения. Вы только поглядите, какая прелесть. Читать их намного отраднее, чем разглядывать старые фотки города:
***
«Бескозырка»
Не упустите шанс послушать великого поэта живьём! Сегодня в 18:00 в Доме Аксёнова.
Сегодня в 18:00 в Доме Аксёнова — поэцкий вечер со свободным входом.
Стихи будут читать залётные, но замечательные русские поэты из Москвы — Михаил Гофайзен и Вадим Месяц (он ещё и споёт под гитару).
А вместе с ними выступит наш великий казанский поэт, отец основателя и предводителя Крота — Алексеееей Ооооостудин!
Мы выбрали пару его стихов с ноткой краеведения. Вы только поглядите, какая прелесть. Читать их намного отраднее, чем разглядывать старые фотки города:
***
Срываешься из дома поутру,
на цырлах, только хрустнет половица —
шагнёшь опять, пора остановиться.
Куда ты? На зарядку — я совру.
И — через двор, мгновенным воробьём
за удочкой, червями в ржавой банке,
с Федорина бугра к реке Казанке
по склону с другом катимся вдвоём.
С воды туман, как скорлупу с яйца
варёного сковыривает ветер.
На дебаркадер сторож дядя Петя
пускает нас, со шрамом в пол-лица.
Сам зыбкой шарит утренних ершей.
Уколется — и мать твою малина —
Шаляпин басом здесь и в половину
распевшись не давал таких мощей.
Вдоль побережья — ропот мужиков:
опять орёт, всю рыбу распугает.
А реку изнутри голавль лягает,
уклейка морщит гладь у берегов.
Завёлся катер где-то, и волна
по камышу проходится, с одышкой,
Застыл приятель с удочкой подмышкой.
Ударил гимн, заёрзала страна
и на зарядку вышла на траву.
А что потом, запомнить поленился —
закончил школу, институт, женился,
а мог бы переехать в Кострому.
«Бескозырка»
Я вышел из детства, как только решётку разжало —
я выскользнул искрой в трубу из ночного пожара,
где строгое пламя казанских проулков и скверов
вылизывало, будто сука, всех сирых и серых,
я вышел за квасом с бидоном в июльское утро
во двор, где на лавках — портвейн, а в кустах — Камасутра,
где пеной пивной поднялись тополиные кроны
и старый фокстрот подавился иглой патефона,
я вышел в открытый киоск с сигаретами «Космос»,
где люк на асфальте и глюк состыкованы косо,
где шишел и мышел, копейки сшибающий хроник,
где, Дороти, твой сволочей убивающий домик,
там вечный ремонт и о стены шершавые гулко
котом загулявшим скребётся монтажная люлька,
дворовый Шумахер с руками в порезах и цыпках
играет джаз-рок на горячей трубе мотоцикла,
невольники чести, сражались в оврагах, как психи —
разменные карты «козла», «петуха» и «зассыхи»,
я вышел из детства, а был запечатан в колоде —
трясу рукавом, только козыри кончились вроде.
Не упустите шанс послушать великого поэта живьём! Сегодня в 18:00 в Доме Аксёнова.
❤10👍6✍5🕊4😱1🗿1
🕵🏻 Краеведческий дайджест «Крота Казанского» — Август 2025
🎶 Радиф Кашапов опубликовал редкую татарскую запись ВИА «Орфей» — послушайте ансамбль, зародившейся в 1960-х и выступавший с Ренатом Ибрагимовым.
💧 Автор telegram-канала «Тим открывает мир» нашел уголок дикой природы в Казани, а также рассказал, как до него добраться. Живописные места для прогулок у воды — посмотрите фото, если нам не верите!
⛵️ «Крот Казанский» (это мы) презентовали на воде книгу Михаила Ляхова «По Казанке до Крутушки»! Дело было так: три катамарана, почти тридцать гостей этнофестиваля «Крутушка», а еще инновационная аппаратура с Wi–Fi системой передачи голоса.
🎤 Историк Владислав Хабаров рассказал Климу Жукову про Казань в Гражданскую войну. А мы с Владиславом как-то разговаривали в нашем подкасте о Емельяне Пугачеве — милости просим!
⚒️ «Том Сойер Фест — Казань» возрождают историческую беседку в Фуксовском саду. Уже готовы чертежи, а волонтеры в процессе работ, шкурят и шлифуют — вот доказательство.
🧠 Казанские краеведы и исследователи поучаствовали в урбанистическом форуме «Молодежь и городская среда» — его организовали «Городские интонации». Мы, кстати, тоже там были, делились опытом и оценивали проекты! А еще краевед Марк Шишкин и шеф-редактор «Инде» Камиль Гимаздтинов.
🥩 Марк, кстати, написал статью о ресторанах и трактирах Казани XIX века: кто кормил дворян, что предлагали популярные рестораны, куда на обед приходили студенты и небогатые горожане?
🎬 «Куда ведут ручьи» презентовали докфильм «Но мы остаемся здесь» о жизни священнослужителя Феофана Еланского. С ним команда поехала в тур по стране, кинопоказы продолжатся осенью — здесь их расписание. А генеалог Анна Плетень, собиравшая информацию для фильма, прочитала лекцию о том, как и где искать сведения о репрессированных. Посмотрите запись.
🏠 На углу улиц Большая Красная и Батурина планируют открыть новый музей Казанской иконы. Авторы концепции вдохновлялись эпохой Ивана IV и псковской архитектурой.
🧳 В Музее-заповеднике «Остров-град Свияжск» заработала экспозиция «Путешествовать значит жить»: редкие гравюры, материалы о церковных паломничествах, коллекции волжских путеводителей и открыток.
👣 У «Казани глазами инженера» новые экскурсии: надгробия Арского кладбища, дегустация на пивоваренном заводе и прогулки с местными жителями.
🖼 В Музее Казанской епархии проходит выставка, посвященная истории христианства в регионе в X–XX веках. Об археологических находках и церковных предметах искусства можно посмотреть видеообзор — вот тут. И в сам музей обязательно загляните!
🎶 Радиф Кашапов опубликовал редкую татарскую запись ВИА «Орфей» — послушайте ансамбль, зародившейся в 1960-х и выступавший с Ренатом Ибрагимовым.
💧 Автор telegram-канала «Тим открывает мир» нашел уголок дикой природы в Казани, а также рассказал, как до него добраться. Живописные места для прогулок у воды — посмотрите фото, если нам не верите!
⛵️ «Крот Казанский» (это мы) презентовали на воде книгу Михаила Ляхова «По Казанке до Крутушки»! Дело было так: три катамарана, почти тридцать гостей этнофестиваля «Крутушка», а еще инновационная аппаратура с Wi–Fi системой передачи голоса.
🎤 Историк Владислав Хабаров рассказал Климу Жукову про Казань в Гражданскую войну. А мы с Владиславом как-то разговаривали в нашем подкасте о Емельяне Пугачеве — милости просим!
⚒️ «Том Сойер Фест — Казань» возрождают историческую беседку в Фуксовском саду. Уже готовы чертежи, а волонтеры в процессе работ, шкурят и шлифуют — вот доказательство.
🧠 Казанские краеведы и исследователи поучаствовали в урбанистическом форуме «Молодежь и городская среда» — его организовали «Городские интонации». Мы, кстати, тоже там были, делились опытом и оценивали проекты! А еще краевед Марк Шишкин и шеф-редактор «Инде» Камиль Гимаздтинов.
🥩 Марк, кстати, написал статью о ресторанах и трактирах Казани XIX века: кто кормил дворян, что предлагали популярные рестораны, куда на обед приходили студенты и небогатые горожане?
🎬 «Куда ведут ручьи» презентовали докфильм «Но мы остаемся здесь» о жизни священнослужителя Феофана Еланского. С ним команда поехала в тур по стране, кинопоказы продолжатся осенью — здесь их расписание. А генеалог Анна Плетень, собиравшая информацию для фильма, прочитала лекцию о том, как и где искать сведения о репрессированных. Посмотрите запись.
🏠 На углу улиц Большая Красная и Батурина планируют открыть новый музей Казанской иконы. Авторы концепции вдохновлялись эпохой Ивана IV и псковской архитектурой.
🧳 В Музее-заповеднике «Остров-град Свияжск» заработала экспозиция «Путешествовать значит жить»: редкие гравюры, материалы о церковных паломничествах, коллекции волжских путеводителей и открыток.
👣 У «Казани глазами инженера» новые экскурсии: надгробия Арского кладбища, дегустация на пивоваренном заводе и прогулки с местными жителями.
🖼 В Музее Казанской епархии проходит выставка, посвященная истории христианства в регионе в X–XX веках. Об археологических находках и церковных предметах искусства можно посмотреть видеообзор — вот тут. И в сам музей обязательно загляните!
❤16🔥10👏6👍2👀1
Скандальный поэт из села Чепчуги — пройдоха, пьяница и педагог
В 1811 году в Вятскую семинарию приехала проверка. Комиссия и ректор во время ревизии застали такую сцену. Жестокий классный надзиратель по фамилии Коза валялся в кабинете пьяный, а борода его была привязана к всамделишной козе, тоже пьяной. Между рогами у животного был прикреплён листок со стихотворением.
Этот арт-перфоманс устроил один из учеников — Василий Тихонович Феонов (1794–1835), уроженец села Чепчуги Казанской губернии. За социальный комментарий его исключили, но оставили на должности хлебопёка. Через два года Феонова решили восстановить. Пишут, что он каждый день специально для ректора пёк булочку из остатков муки.
Но у юноши были другие планы. В последний день в Вятке он испёк огромный блин для ректора и тараканами выложил на нём:
Может это и байка, но в 1814 году Феонов действительно пришёл в Казанский университет. Мол, учиться хочу. И его приняли. На словесном отделении бывший семинарист делал успехи. В 1816 году Феонов прочитал свою оду на празднике в честь дня рождения университета. И вскоре начал публиковаться в журналах.
Шалить Феонов не бросил. После учёбы он работал в пермской гимназии. И регулярно писал грубые вирши о коллегах. А дис на Пермского епископа он опубликовал в 1825 году в суперпопулярном «Вестнике Европы».
Педагогом Феонов был строгим. По его приказу старшие ученики постоянно секли младших, если те ленились. В 1831 году его из гимназии уволили, то ли за критику властей, то ли «за питие невоздержанное». Умер Феонов в нищете. Но успел опубликовать поэму «Мятежник Пугачёв», кажется, первое в русской литературе произведение на данную тему.
P. S. И ещё один милый факт. Отец поэта — сельский священник Тихон Фионов — не одобрял литературные штудии сына. И тот изменил фамилию на «Феонов», чтобы папа перед друзьями в храме не краснел.
А про другого скандального поэта с казанскими корнями мы снимали рилс. Смотрели?
В 1811 году в Вятскую семинарию приехала проверка. Комиссия и ректор во время ревизии застали такую сцену. Жестокий классный надзиратель по фамилии Коза валялся в кабинете пьяный, а борода его была привязана к всамделишной козе, тоже пьяной. Между рогами у животного был прикреплён листок со стихотворением.
Коза к козе спиной лежали
И обе на бога роптали…
Что он оплошность допустил,
Когда в шесть дней мир сотворил,
Для пьянства один день оставил
И думал, что себя прославил,
А мог всевышний мир дней в пару сотворить
И дать возможность нам пять дней гулять и пить
Этот арт-перфоманс устроил один из учеников — Василий Тихонович Феонов (1794–1835), уроженец села Чепчуги Казанской губернии. За социальный комментарий его исключили, но оставили на должности хлебопёка. Через два года Феонова решили восстановить. Пишут, что он каждый день специально для ректора пёк булочку из остатков муки.
Но у юноши были другие планы. В последний день в Вятке он испёк огромный блин для ректора и тараканами выложил на нём:
Прощайте, отроки-друзья,
Пусть хлеб печет пророк Илья!
А в подскребыш без изъяну
Сыплет толченых тараканов!
Может это и байка, но в 1814 году Феонов действительно пришёл в Казанский университет. Мол, учиться хочу. И его приняли. На словесном отделении бывший семинарист делал успехи. В 1816 году Феонов прочитал свою оду на празднике в честь дня рождения университета. И вскоре начал публиковаться в журналах.
Шалить Феонов не бросил. После учёбы он работал в пермской гимназии. И регулярно писал грубые вирши о коллегах. А дис на Пермского епископа он опубликовал в 1825 году в суперпопулярном «Вестнике Европы».
Педагогом Феонов был строгим. По его приказу старшие ученики постоянно секли младших, если те ленились. В 1831 году его из гимназии уволили, то ли за критику властей, то ли «за питие невоздержанное». Умер Феонов в нищете. Но успел опубликовать поэму «Мятежник Пугачёв», кажется, первое в русской литературе произведение на данную тему.
P. S. И ещё один милый факт. Отец поэта — сельский священник Тихон Фионов — не одобрял литературные штудии сына. И тот изменил фамилию на «Феонов», чтобы папа перед друзьями в храме не краснел.
А про другого скандального поэта с казанскими корнями мы снимали рилс. Смотрели?
❤20🍾7👍4🤩4🎉2😈2😁1
Коммунистический теремок: в кои-то веки кое-что новое о Ленине в Казани
В 1880-е годы казанские студенты, что победнее, перебивались хлебом и квасом, а когда получали стипендию — шли в дешёвые столовые. Одна из них называлась «Теремок» и работала прямо под стенами университета.
Юрист Иосиф Кирш вспоминал, что в подвале этой столовой проходили конспиративные собрания студентов-социалистов. А в 1887 году в подполье «Теремка» (как звучит-то!) выступал молодой Володя Ульянов-Ленин.
Другой юрист Николай Васильев в мемуарах уточнил, что столовая была в доме наискосок от аптеки Грахе. То есть на перекрёстке улиц Профсоюзной и Астрономической. Сегодня там многоуровневая парковка.
Рассказ Кирша Васильеву, кажется, единственное упоминание этой страницы в истории подпольной Казани. По крайней мере, мы не находили других упоминаний столовой «Теремок». Очень надеемся, что со временем узнаем больше. А пока — делаем пометку на страницах казанской лениниады. Можно 7 ноября на этом перекрёстке торжественно заточить блин с красной икрой. И табличку повесить нужно: «На этом месте в октябре 1887 года В. И. Ульянов-Ленин трескал кашу с прогорклым маслом и думал о судьбах родины».
В 1880-е годы казанские студенты, что победнее, перебивались хлебом и квасом, а когда получали стипендию — шли в дешёвые столовые. Одна из них называлась «Теремок» и работала прямо под стенами университета.
Юрист Иосиф Кирш вспоминал, что в подвале этой столовой проходили конспиративные собрания студентов-социалистов. А в 1887 году в подполье «Теремка» (как звучит-то!) выступал молодой Володя Ульянов-Ленин.
Другой юрист Николай Васильев в мемуарах уточнил, что столовая была в доме наискосок от аптеки Грахе. То есть на перекрёстке улиц Профсоюзной и Астрономической. Сегодня там многоуровневая парковка.
Рассказ Кирша Васильеву, кажется, единственное упоминание этой страницы в истории подпольной Казани. По крайней мере, мы не находили других упоминаний столовой «Теремок». Очень надеемся, что со временем узнаем больше. А пока — делаем пометку на страницах казанской лениниады. Можно 7 ноября на этом перекрёстке торжественно заточить блин с красной икрой. И табличку повесить нужно: «На этом месте в октябре 1887 года В. И. Ульянов-Ленин трескал кашу с прогорклым маслом и думал о судьбах родины».
❤26🌭10👍6❤🔥5🔥2👎1🤮1💩1
Казанский стиляга в шанхайском пальто из американского супермаркета: роковая покупка в жизни Василия Аксёнова
Мы любим Аксёнова за цветистый слог и байки о старой Казани. Скандальный писатель провёл в нашем городе детство и молодость, учился на медицинском факультете в начале 1950-х и был, по собственным словам, «провинциальным стиляжкой».
Вместе с друзьями они бриолинили головы и шли тусоваться в казанский Дом Учёных. А верхом мечтаний Аксёнова было заграничное пальто. И в комиссионном магазине он такое нашёл:
Пальто это принадлежало джазовому барабанщику Герману. В Казани 50-х было много джазменов, которые провели молодость в Шанхае и Харбине, а после войны вернулись просвещать товарищей. Вот один из них и скинул пальто в комиссионке и утанцевал в ближайший магазин «Вино-Воды» за вдохновением. А Вася Аксёнов потратил две месячные стипендии и получил пальто мечты.
Вообще, оно было страшно старое, одну роговую пуговицу заменяла офицерская от мундира, пояс лоснился, а спину продувало. Но Аксёнов был счастлив.
Мы даже знаем, какой марки была та одёжка. Аксёнов пишет «Jennings». Но на самом деле это был Genung’s. Уж очень у них логотип фигуристый. Это не какой-то элитный бренд, а добротный американский супермаркет с долгой историей. Шили для среднего класса и вряд ли планировали, что их пальто станет идеологическим доспехом для казанского изгнанника в красной столице.
Вообще, в жизни Аксёнова было три важных пальто. И про них у него есть рассказ в сборнике «Негатив положительного героя». Называется «Три шинели и Нос». Очень рекомендуем почитать.
P.s. Пост-посвящение всем, кто тратил стипендию в секонде на улице Парижской Коммуны или в других твидовых сокровищницах.
Мы любим Аксёнова за цветистый слог и байки о старой Казани. Скандальный писатель провёл в нашем городе детство и молодость, учился на медицинском факультете в начале 1950-х и был, по собственным словам, «провинциальным стиляжкой».
Вместе с друзьями они бриолинили головы и шли тусоваться в казанский Дом Учёных. А верхом мечтаний Аксёнова было заграничное пальто. И в комиссионном магазине он такое нашёл:
Среди обычных советских черных и коричневых колоров дерзко выделялось пятно верблюжьего цвета, свисал пояс с металлической, не наших очертаний, пряжкой. Невинно пялились невиданные пуговицы, похожие на треснувшие орехи.
Пальто это принадлежало джазовому барабанщику Герману. В Казани 50-х было много джазменов, которые провели молодость в Шанхае и Харбине, а после войны вернулись просвещать товарищей. Вот один из них и скинул пальто в комиссионке и утанцевал в ближайший магазин «Вино-Воды» за вдохновением. А Вася Аксёнов потратил две месячные стипендии и получил пальто мечты.
Вообще, оно было страшно старое, одну роговую пуговицу заменяла офицерская от мундира, пояс лоснился, а спину продувало. Но Аксёнов был счастлив.
Вместе с этим пальто мы стали углубляться в почти антисоветскую молодость. Оно помогло мне пережить исключение из Казанского мединститута. Может быть, именно оно подсказало мне укрыться в Москве. Им я и укрывался во время ночевок на московских вокзалах, среди могучей щусевской архитектуры. Через межлопаточное пространство уже начинали просвечивать державные люстры. Веселая тетя Наташа, прибывшая в Москву для „спасения ребенка“, всплеснула руками: «Васька, да ты люмпен!»
Мы даже знаем, какой марки была та одёжка. Аксёнов пишет «Jennings». Но на самом деле это был Genung’s. Уж очень у них логотип фигуристый. Это не какой-то элитный бренд, а добротный американский супермаркет с долгой историей. Шили для среднего класса и вряд ли планировали, что их пальто станет идеологическим доспехом для казанского изгнанника в красной столице.
Вообще, в жизни Аксёнова было три важных пальто. И про них у него есть рассказ в сборнике «Негатив положительного героя». Называется «Три шинели и Нос». Очень рекомендуем почитать.
❤23✍9❤🔥8🔥3🤩2
Арт-объект «Стог», посвящённый творчеству художника Евгения Голубцова, возникает то тут, то там. Вы уже могли видеть его в Национальной библиотеке или на фестивале «Казаныш». А теперь его можно найти в Ленинском саду. Здесь он простоит до конца осени.
Евгений Голубцов (1949-2021) — художник, который оформлял знаковые казанские локации Например, культовый бар «Бегемот» и клуб «Маяковский. Жёлтая кофта». Он повлиял на музейное дело в Татарстане и запечатлел на своих картинах жителей острова Свияжска.
«Стог» создала группа «Kilachak» совместно со студией «201» по мотивам одной из графических работ художника. А мы подготовили аудиоколлаж о художнике и его эпохе, о первых казанских дизайнерах и авангардных интерьерах второй половины XX века. Сканируйте QR-код на табличке или переходите на сайт, чтобы послушать его на русском или татарском языке.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤14🔥10🏆5👍4🤷♀3❤🔥1👏1😢1🍓1
Александр Грин в Казани: дружелюбные жулики, неудачная рыбалка и невзрачный паровоз
Летом 1896 года 16-летний Александр Гриневский, будущий писатель Грин, впервые покинул родную Вятку. Отец дал ему 25 рублей на дорогу, и романтически настроенный юноша отправился через полстраны в Одессу — поступать в мореходные классы. Он «был и смятён, и ликовал», и ему «грезилось море, покрытое парусами». С детства Грин мечтал увидеть дальние страны и океаны.
Сначала будущий писатель плыл пароходом. Три дня пути до Казани казались ему почти бесконечными — но в хорошем смысле. Юный путешественник упивался каждым мгновением. Мерным движением судна, плавной сменой пейзажей и даже шумом колёс. Был «счастлив уже тем, что едет». На третий день плавания пароход сел на мель посреди реки. И лишь к утру пятого дня пути Грин добрался до Казани.
Но смотреть Кремль и покупать сувениры он не спешил. В то время пристань была на расстоянии пяти километров от Казани. Грин коротал время на берегу. Не успел он пройтись вдоль пристани, как нарвался на группу местных жуликов. Несколько подозрительных парней приветствовали его как старого знакомого. Один дружелюбно встал на пути: мол, «Ваня, дорогой, как ты сюда попал?» Юный путешественник, впрочем, не поддался на уловку и сразу послал назойливых «приятелей» подальше.
После этого маленького приключения Грин выпил чаю у пристани и решил порыбачить. Позже он с иронией описывал этот эпизод: «купил удочку, сел с ней на берег грязной речки Казанки и пытался удить рыбу, но ничего не поймал». Грин засунул удочку в штабель бревён и поехал на вокзал, чтобы сесть на поезд до Одессы.
Здесь писатель впервые в жизни увидел паровоз. Но локомотив его разочаровал — он оказался куда меньше и невзрачнее, чем представлялось. Александр воображал машину величиной с колокольню.
Вечером поезд тронулся, увозя Грина на юг. Так Казань промелькнула в жизни будущего автора «Алых парусов». Никаких достопримечательностей, только чай и мутная вода. Грин спешил — впереди его ждало море, о котором он так долго мечтал.
Почитать обо всех приключениях Александра на пути к морю можно в его «Автобиографической повести». А мы ещё советуем его замечательные «Психологические новеллы».
Летом 1896 года 16-летний Александр Гриневский, будущий писатель Грин, впервые покинул родную Вятку. Отец дал ему 25 рублей на дорогу, и романтически настроенный юноша отправился через полстраны в Одессу — поступать в мореходные классы. Он «был и смятён, и ликовал», и ему «грезилось море, покрытое парусами». С детства Грин мечтал увидеть дальние страны и океаны.
Сначала будущий писатель плыл пароходом. Три дня пути до Казани казались ему почти бесконечными — но в хорошем смысле. Юный путешественник упивался каждым мгновением. Мерным движением судна, плавной сменой пейзажей и даже шумом колёс. Был «счастлив уже тем, что едет». На третий день плавания пароход сел на мель посреди реки. И лишь к утру пятого дня пути Грин добрался до Казани.
Но смотреть Кремль и покупать сувениры он не спешил. В то время пристань была на расстоянии пяти километров от Казани. Грин коротал время на берегу. Не успел он пройтись вдоль пристани, как нарвался на группу местных жуликов. Несколько подозрительных парней приветствовали его как старого знакомого. Один дружелюбно встал на пути: мол, «Ваня, дорогой, как ты сюда попал?» Юный путешественник, впрочем, не поддался на уловку и сразу послал назойливых «приятелей» подальше.
После этого маленького приключения Грин выпил чаю у пристани и решил порыбачить. Позже он с иронией описывал этот эпизод: «купил удочку, сел с ней на берег грязной речки Казанки и пытался удить рыбу, но ничего не поймал». Грин засунул удочку в штабель бревён и поехал на вокзал, чтобы сесть на поезд до Одессы.
Здесь писатель впервые в жизни увидел паровоз. Но локомотив его разочаровал — он оказался куда меньше и невзрачнее, чем представлялось. Александр воображал машину величиной с колокольню.
Вечером поезд тронулся, увозя Грина на юг. Так Казань промелькнула в жизни будущего автора «Алых парусов». Никаких достопримечательностей, только чай и мутная вода. Грин спешил — впереди его ждало море, о котором он так долго мечтал.
Почитать обо всех приключениях Александра на пути к морю можно в его «Автобиографической повести». А мы ещё советуем его замечательные «Психологические новеллы».
❤30👍15🐳8👏2
Дворец в центре Казани
В 1930-е годы Казань могла измениться до неузнаваемости. Например, были проекты по которым все важные учреждения переезжали с левого берега реки Казанки на правый. А ещё была идея объединить русскую и татарскую части города. Для этого на берегу озера Кабан, на исторической границе районов решили построить огромный Дворец Культуры.
В конкурсе участвовали архитекторы из Москвы. Победил проект мастерской Алексея Щусева (который Мавзолей проектировал). Дом Культуры для Казани нарисовали его ученики: дворянин Иван Лихачёв и Леонид Теплицкий, известный по проекту станции метро «Арбатская» в Москве.
Интересно, что культурный центр советского города планировали устроить там же, где сегодня построили новый Театр Камала. Но масштаб был совсем иной. Парк и пристань, аллеи, фонтаны и сам Дворец Культуры заняли бы площадь от берега озера до станции метро Суконная слобода.
Хоте ли бы прогуляться по такой Казани?
В 1930-е годы Казань могла измениться до неузнаваемости. Например, были проекты по которым все важные учреждения переезжали с левого берега реки Казанки на правый. А ещё была идея объединить русскую и татарскую части города. Для этого на берегу озера Кабан, на исторической границе районов решили построить огромный Дворец Культуры.
В конкурсе участвовали архитекторы из Москвы. Победил проект мастерской Алексея Щусева (который Мавзолей проектировал). Дом Культуры для Казани нарисовали его ученики: дворянин Иван Лихачёв и Леонид Теплицкий, известный по проекту станции метро «Арбатская» в Москве.
Интересно, что культурный центр советского города планировали устроить там же, где сегодня построили новый Театр Камала. Но масштаб был совсем иной. Парк и пристань, аллеи, фонтаны и сам Дворец Культуры заняли бы площадь от берега озера до станции метро Суконная слобода.
Хоте ли бы прогуляться по такой Казани?
❤18👍11🤩4❤🔥3💯3🔥2🫡2
Первый стрим в истории Казани. Как в лучших домах Парижу
Во Франции осенью 1881 года инженер Клеман Адер показал на Международной электрической выставке систему theatrophone для удаленного прослушивания концертов и театральных постановок. Звук передавали по телефонной линии от микрофонов за кулисами. И уже 1 октября 1881 года (13-го по новому стилю) похожий опыт провели в Казани. Звук со сцены городского театра передали в квартиру смотрителя, который жил в том же здании.
Уже в следующем году, 11 января 1882 (23 января по новому стилю) в Казани по телефонным проводам стримили оперу «Креолка» Жака Оффенбаха. Дорогое мероприятие было пиар-акцией, способом познакомить горожан с новой технологией.
Идея пришла в голову физику и педагогу Михаилу Дмитриеву. Он вживую поглядел на французский theatrophone на выставке и нашёл единомышленника. Им стал Василий Мартинсон — банкир, антрепренёр, хозяин гостиницы «Волжско-Камские номера». А ещё участник одного крупного финансового скандала. Но об этом в другой раз.
Кабинки для прослушивания оперы установили в гостинице Мартинсона. Сегодня это дом под номером 27 на улице Кремлёвской. Сеансы телефонной оперы посетили больше тысячи человек. Организаторы даже вышли в плюс по деньгам. Но подсадить всех горожан на новое устройство не вышло. Первая полноценная телефонная линия появилась в городе только через несколько лет.
Во Франции осенью 1881 года инженер Клеман Адер показал на Международной электрической выставке систему theatrophone для удаленного прослушивания концертов и театральных постановок. Звук передавали по телефонной линии от микрофонов за кулисами. И уже 1 октября 1881 года (13-го по новому стилю) похожий опыт провели в Казани. Звук со сцены городского театра передали в квартиру смотрителя, который жил в том же здании.
Уже в следующем году, 11 января 1882 (23 января по новому стилю) в Казани по телефонным проводам стримили оперу «Креолка» Жака Оффенбаха. Дорогое мероприятие было пиар-акцией, способом познакомить горожан с новой технологией.
Идея пришла в голову физику и педагогу Михаилу Дмитриеву. Он вживую поглядел на французский theatrophone на выставке и нашёл единомышленника. Им стал Василий Мартинсон — банкир, антрепренёр, хозяин гостиницы «Волжско-Камские номера». А ещё участник одного крупного финансового скандала. Но об этом в другой раз.
Кабинки для прослушивания оперы установили в гостинице Мартинсона. Сегодня это дом под номером 27 на улице Кремлёвской. Сеансы телефонной оперы посетили больше тысячи человек. Организаторы даже вышли в плюс по деньгам. Но подсадить всех горожан на новое устройство не вышло. Первая полноценная телефонная линия появилась в городе только через несколько лет.
🔥25❤14👍7❤🔥2🥰1
Лэт ми сөйләргә фром май харт
Летом 1897 года трое англичан приехали в Российскую империю на металлургический конгресс. Попутно они решили прокатиться по стране, поглядеть на горы, заводы и красавиц.
Путешествие по Волге выдалось трудным. Пароход то садился на мель, то ломал гребной винт. Пассажиров настолько заели насекомые в каюте, что британцы спали на стульях в музыкальной комнате. Мы об этом знаем из мемуаров Джеймса Картмелла Ридли.
Зато Казань путешественников приятно удивила. Вообще, и в столице, и в других городах встречали гостей тепло, играл оркестр и звучали речи… на французском языке. И только в Казани на званном обеде мэр произнёс речь на родном для гостей английском.
Этим чутким «мэром» был городской голова Казани Сергей Дьяченко. Он, кстати, был основателем городского музея. О нём Ридли писал: «мы всё осмотрели внимательно и остались под сильным впечатлением», он даже посетовал, что «многим нашим провинциальным городам Англии ещё есть что сделать» в музейном деле.
Летом 1897 года трое англичан приехали в Российскую империю на металлургический конгресс. Попутно они решили прокатиться по стране, поглядеть на горы, заводы и красавиц.
Путешествие по Волге выдалось трудным. Пароход то садился на мель, то ломал гребной винт. Пассажиров настолько заели насекомые в каюте, что британцы спали на стульях в музыкальной комнате. Мы об этом знаем из мемуаров Джеймса Картмелла Ридли.
Зато Казань путешественников приятно удивила. Вообще, и в столице, и в других городах встречали гостей тепло, играл оркестр и звучали речи… на французском языке. И только в Казани на званном обеде мэр произнёс речь на родном для гостей английском.
Этим чутким «мэром» был городской голова Казани Сергей Дьяченко. Он, кстати, был основателем городского музея. О нём Ридли писал: «мы всё осмотрели внимательно и остались под сильным впечатлением», он даже посетовал, что «многим нашим провинциальным городам Англии ещё есть что сделать» в музейном деле.
1❤22✍8👍7😁5🔥3🥰1👏1
🕵🏻 Краеведческий дайджест «Крота Казанского» — Сентябрь 2025
📕 У Алексея Клочкова вышла книга «Казань времен Ивана Грозного» о городе второй половины XVI века. Алексей приходил к нам на подкаст, рассказывал о роли воды в истории города! Посмотрите, если пропустили.
🎤 Радиф Кашапов опубликовал аудиогид на татарском для получасовой прогулки по Старо-Татарской слободе.
🎓 Главред «Крота Казанского» в авторской колонке «Вечерней Казани» будет рассказывать о влиянии Казанского университета на историю города. В первой статье: выгоревшие революционеры, трудолюбивые крестьяне и пугающие слухи.
📚 Миллиард Татар опубликовали аудиоверсию сказок Каюма Насыри «Үги кыз» и «Гөлнәзек». Их читает заведующая музея Каюма Насыри Кадрия Халимова.
⚰️ В Касимове казанские археологи нашли остатки царской усыпальницы — мавзолей хана Арслана, его жены Фатимы-султан Сеитовны и их членов семьи.
💔 В Пестречинском районе разрушили мечеть XIX века, а рядом с Казанью демонтировали мозаичную остановку — вместо утраченного узора будет рисунок–мурал.
🛠 В саду Фукса установили историческую беседку! Пока работы продолжаются, мы тоже приняли в них участие — отчет тут. А еще волонтеры «Том Сойера» восстановили дом номер 65 на улице Большая.
🏠 В центре Казани восстанавливают доходный дом купца Ивана Сурина. Его будущее наполнение пока под вопросом: возможно, тут обустроят гостиницу или многоквартирный жилой дом.
📖 Вышел номер журнала «Архитектура и строительство России» о градостроительной школе Татарстана. Номер посвящён Александру Дембичу, его ученикам и кафедре градостроительства в КГАСУ.
🖼 Новые выставки! В Свияжске — целых три: «Речные "кругосветки" и другие лодочные походы»; «Якутская графика: Алаас. Алгыс. Арктика» и «Свияжские горизонты». В Национальный музей РТ загляните на «Краски Амурской земли», в «Смену» — на «Фетиш» и «Узнай и раскрась!». А в ГМИИ РТ «Что скрывает высота?» от команды «Куда ведут ручьи» — вход на экспозицию бесплатный.
🏙 Новые экскурсии «Казань глазами инженера» — по руинам Казани и Кировскому району.
📕 У Алексея Клочкова вышла книга «Казань времен Ивана Грозного» о городе второй половины XVI века. Алексей приходил к нам на подкаст, рассказывал о роли воды в истории города! Посмотрите, если пропустили.
🎤 Радиф Кашапов опубликовал аудиогид на татарском для получасовой прогулки по Старо-Татарской слободе.
🎓 Главред «Крота Казанского» в авторской колонке «Вечерней Казани» будет рассказывать о влиянии Казанского университета на историю города. В первой статье: выгоревшие революционеры, трудолюбивые крестьяне и пугающие слухи.
📚 Миллиард Татар опубликовали аудиоверсию сказок Каюма Насыри «Үги кыз» и «Гөлнәзек». Их читает заведующая музея Каюма Насыри Кадрия Халимова.
⚰️ В Касимове казанские археологи нашли остатки царской усыпальницы — мавзолей хана Арслана, его жены Фатимы-султан Сеитовны и их членов семьи.
💔 В Пестречинском районе разрушили мечеть XIX века, а рядом с Казанью демонтировали мозаичную остановку — вместо утраченного узора будет рисунок–мурал.
🛠 В саду Фукса установили историческую беседку! Пока работы продолжаются, мы тоже приняли в них участие — отчет тут. А еще волонтеры «Том Сойера» восстановили дом номер 65 на улице Большая.
🏠 В центре Казани восстанавливают доходный дом купца Ивана Сурина. Его будущее наполнение пока под вопросом: возможно, тут обустроят гостиницу или многоквартирный жилой дом.
📖 Вышел номер журнала «Архитектура и строительство России» о градостроительной школе Татарстана. Номер посвящён Александру Дембичу, его ученикам и кафедре градостроительства в КГАСУ.
🖼 Новые выставки! В Свияжске — целых три: «Речные "кругосветки" и другие лодочные походы»; «Якутская графика: Алаас. Алгыс. Арктика» и «Свияжские горизонты». В Национальный музей РТ загляните на «Краски Амурской земли», в «Смену» — на «Фетиш» и «Узнай и раскрась!». А в ГМИИ РТ «Что скрывает высота?» от команды «Куда ведут ручьи» — вход на экспозицию бесплатный.
🏙 Новые экскурсии «Казань глазами инженера» — по руинам Казани и Кировскому району.
❤🔥13✍7🏆5❤4🔥4👍3
Крестьянки тянут пароход, а парень из Верхнего Услона погоняет
Весной 1917 года один из крупнейших волжских пароходов «Алёша Попович» сел на мель по пути из Нижнего Новгорода. Кстати, изначально, Алёша был «Великой княжной Ольгой Николаевной». Но революция меняет взгляды не только у людей.
За спасение корабля иностранные инженеры заломили огромную цену. И тут появился загадочный уроженец села Верхний Услон и предложил за скромную плату решить вопрос.
Писатель-кораблестроитель Виктор Ильин сообщал в газете «Известия», что это был Степан Кленков. Невысокий мужик с седой бородой и в старых сапогах. А за работу он попросил всего тысячу рублей. Мы тут поискали. Вероятно это был такелажный мастер Степан Кириллович Клепков. И было ему всего 28 лет. Но, опять же, в 1917 борода у многих поседела.
Есть и другая версия. Журналист и краевед Владимир Вардугин писал, что пароход спасал Трифон Крепков. И за работу он взял 40 000 рублей. А ещё договорился, что в случае успеха получит 10 000 премии.
То ли Степан, то ли Трифон справился. Он собрал женщин с окрестных деревень (мужчины были на фронте). Целый месяц они скапывали берег и смазывали жиром брёвна. А затем приподняли корабль и стащили его по брёвнам в воду.
Степана Кленкова из Верхнего Услона в 1945 году арестовали за «клевету на руководство СССР, издевательство над портретом вождя и провокационные слухи». Спустя несколько лет он вышел по амнистии. А пароход «Алёша Попович» оставался на плаву аж до 1989 года!
Весной 1917 года один из крупнейших волжских пароходов «Алёша Попович» сел на мель по пути из Нижнего Новгорода. Кстати, изначально, Алёша был «Великой княжной Ольгой Николаевной». Но революция меняет взгляды не только у людей.
За спасение корабля иностранные инженеры заломили огромную цену. И тут появился загадочный уроженец села Верхний Услон и предложил за скромную плату решить вопрос.
Писатель-кораблестроитель Виктор Ильин сообщал в газете «Известия», что это был Степан Кленков. Невысокий мужик с седой бородой и в старых сапогах. А за работу он попросил всего тысячу рублей. Мы тут поискали. Вероятно это был такелажный мастер Степан Кириллович Клепков. И было ему всего 28 лет. Но, опять же, в 1917 борода у многих поседела.
Есть и другая версия. Журналист и краевед Владимир Вардугин писал, что пароход спасал Трифон Крепков. И за работу он взял 40 000 рублей. А ещё договорился, что в случае успеха получит 10 000 премии.
То ли Степан, то ли Трифон справился. Он собрал женщин с окрестных деревень (мужчины были на фронте). Целый месяц они скапывали берег и смазывали жиром брёвна. А затем приподняли корабль и стащили его по брёвнам в воду.
Степана Кленкова из Верхнего Услона в 1945 году арестовали за «клевету на руководство СССР, издевательство над портретом вождя и провокационные слухи». Спустя несколько лет он вышел по амнистии. А пароход «Алёша Попович» оставался на плаву аж до 1989 года!
❤20👏13🐳7😍4👍3😁1🏆1
Взгляд Вождя мировой революции запомнился многим современникам. Ленин смотрел на собеседника пристально и щурился. А почему? Потому что однажды в Казани мама отвела его к окулисту.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤23🤓13🔥11😁7👀4⚡3🙈3👍1🙏1