👺 Харакири на арене казанского цирка
В августе 1910 года в цирке братьев Никитиных выступала «императорская труппа цирка Микадо» из Японии. Артисты под предводительством Камекичи Ямады гастролировали по всей империи, посетив, к примеру, Архангельск, Казань, Одессу и Херсон. В составе труппы было 11 взрослых и 9 детей: гейши, акробаты, эквилибристы и мимисты. Помимо Камекичи над артистами шефствовала 65-летняя Зинзо Ямада. Общее же руководство вёл директор-режиссёр С. И. Морозенко, справивший для труппы визы в Одессе.
🎭 В Архангельске с труппой из-за этого трюка случился казус. После выступления к Альперову подошёл впечатлительный студент и спросил, что стало с мальчиком. Альперов в шутку ответил, что его понесли закапывать под галёркой, как и прошлых мальчиков. Ночью в цирк нагрянули жандармы с лопатами. Ямаде-сану, под общий хохот пришлось объяснять фокус.В лезвиях мечей был жёлоб, по которому от нажима кнопки сыпался фуксин, при контакте с водой оставлявший след из якобы струящейся крови.
🌊 Ещё один забавный факт. Труппа Ямады упоминается в эпизоде манги и аниме Ноды Сатору «Золотое божество» (2018). Главные герои встречают их на Сахалине. Артисты возвращаются из турне по России. Выступление труппы показано в эпизоде так, как их описывал в своих воспоминаниях Альперов. Кроме того, в манге сам циркач Ямада оказывается шпионом и бывшим офицером. Реальная история труппы малоизвестна, по крайней мере о её возвращении в Японию информации нет.
💝 Крот Казанский — медиапроект о локальной истории
В августе 1910 года в цирке братьев Никитиных выступала «императорская труппа цирка Микадо» из Японии. Артисты под предводительством Камекичи Ямады гастролировали по всей империи, посетив, к примеру, Архангельск, Казань, Одессу и Херсон. В составе труппы было 11 взрослых и 9 детей: гейши, акробаты, эквилибристы и мимисты. Помимо Камекичи над артистами шефствовала 65-летняя Зинзо Ямада. Общее же руководство вёл директор-режиссёр С. И. Морозенко, справивший для труппы визы в Одессе.
🎎 Гвоздём программы неизменно становилась инсценировка харакири, хотя правильнее говорить — сэппуку. Очень красочно этот трюк описал известный русский артист, параллельно выступавший с японцами в Архангельске и Казани, Дмитрий Альперов. Зрителям показывали две острые катаны. После этого глава труппы брал одну из них и поочерёдно поливал водой оголённые руку и ногу. Затем резко проводил по конечностям лезвием, оставляя обильные кровавые порезы. Публика вскипала. Наконец в центр арены выносили мальчика-подростка (сын Ямады — Магоити), срывали с него рубашку и после «омовения» разрезали от низа живота до горла. Залитого кровью мальчика заворачивали в простынь и уносили.
🎭 В Архангельске с труппой из-за этого трюка случился казус. После выступления к Альперову подошёл впечатлительный студент и спросил, что стало с мальчиком. Альперов в шутку ответил, что его понесли закапывать под галёркой, как и прошлых мальчиков. Ночью в цирк нагрянули жандармы с лопатами. Ямаде-сану, под общий хохот пришлось объяснять фокус.
🪭 Несмотря на громкое название и рекламу, реальное происхождение участников труппы оставалось туманным. Были, например, подростки, сбежавшие от родителей. Уже после отъезда труппы из Казани, местные жандармы получили письмо из японского посольства на имя Ититаро Исотани. Состоявшего при труппе акробата, вместе с сёстрами, уже давно искали родители и через дипломатическую миссию просили вернуться домой.
🌊 Ещё один забавный факт. Труппа Ямады упоминается в эпизоде манги и аниме Ноды Сатору «Золотое божество» (2018). Главные герои встречают их на Сахалине. Артисты возвращаются из турне по России. Выступление труппы показано в эпизоде так, как их описывал в своих воспоминаниях Альперов. Кроме того, в манге сам циркач Ямада оказывается шпионом и бывшим офицером. Реальная история труппы малоизвестна, по крайней мере о её возвращении в Японию информации нет.
💝 Крот Казанский — медиапроект о локальной истории
2🔥27❤20😱4🏆3😭2😁1🦄1
Тут вспомнили про тренд на фонарщиков. Мы, и правда, знаем по имени только одного казанского. Зато в истории остались фамилии пацанов, которые били фонари на местных улицах. В первой половине XIX века!
В 1839 году юрфак Казанского университета заканчивал Павел Вистенгоф. Он до этого, кстати, учился в Москве вместе с Михаилом Лермонтовым. Обычно на досуге казанские студенты-дворяне в те годы безыдейно пили ратафию (сладкую водку с ягодным сиропом) и крамбамбулю (водка на меду со специями). Об этом читаем в мемуарах Вистенгофа. Но тут в город по каким-то делам приехал «граф Сологуб» из Дерпта. Из города богатого традициями.
И вот на четвёртой неделе Великого Поста на квартире Петра Аристова, Вистенгоф и однокашники начали тусовку. В итоге Павел упал под стол и уснул. А остальные пошли на улицу Воскресенскую. Ныне Кремлёвскую. Начали бить фонари. Но чуток перепутали и высадили окно в Воскресенской церкви прямо во время службы. Дело разбирали в столице. По итогу двоих парней отдали в солдаты, а остальных исключили. Вистенгофа спас последний бокал.
P. S. Вот вспомнил про этот сюжет и задумался. «Граф Сологуб», который приехал из Дерпта… это ведь, скорее всего, Владимир Александрович Соллогуб, классик и автор повести «Тарантас». По датам сходится.
Крот Казанский — медиапроект о локальной истории.
В 1839 году юрфак Казанского университета заканчивал Павел Вистенгоф. Он до этого, кстати, учился в Москве вместе с Михаилом Лермонтовым. Обычно на досуге казанские студенты-дворяне в те годы безыдейно пили ратафию (сладкую водку с ягодным сиропом) и крамбамбулю (водка на меду со специями). Об этом читаем в мемуарах Вистенгофа. Но тут в город по каким-то делам приехал «граф Сологуб» из Дерпта. Из города богатого традициями.
Он познакомился с многими из наших студентов и обучил их некоторым обычаям студентов дерптского университета. Особенно увлекательно рассказывал он про обыкновение, после студенческих оргий и попоек, ходить ночью по улицам и бить стекла в зажжённых уличных фонарях. Это приглянулось нашим студентам и вошло в моду.
И вот на четвёртой неделе Великого Поста на квартире Петра Аристова, Вистенгоф и однокашники начали тусовку. В итоге Павел упал под стол и уснул. А остальные пошли на улицу Воскресенскую. Ныне Кремлёвскую. Начали бить фонари. Но чуток перепутали и высадили окно в Воскресенской церкви прямо во время службы. Дело разбирали в столице. По итогу двоих парней отдали в солдаты, а остальных исключили. Вистенгофа спас последний бокал.
P. S. Вот вспомнил про этот сюжет и задумался. «Граф Сологуб», который приехал из Дерпта… это ведь, скорее всего, Владимир Александрович Соллогуб, классик и автор повести «Тарантас». По датам сходится.
Крот Казанский — медиапроект о локальной истории.
❤18🍾10❤🔥8👍8🔥1🌚1
Какой казанский профессор съел пингвина на обед? Чья гостиная стала первым казанским музеем? По какой улице Ленин впервые прошёлся под конвоем?
Наш самый любимый проект начался с маршрута «Необычайная прогулка Порфирия Сомова по Горшечным улицам». Берём приличествующие погоде напитки, наушники и стартуем от отеля «Сомов». По дороге вы встретите учёных и революционеров, писателей и художников, парашютистов и купцов, царя и живого святого.
Внимательные зрители могут найти на карте гида бонусную локацию — красивый особняк философа Николая Васильева. Вспомнили о нём потому, что на следующей неделе в Казани пройдёт философский фестиваль. Целых четыре дня! Там можно преисполниться в своём познании и встретить главреда Крота.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤24👍11👏4💘2😍1💋1
Строим планы на несколько недель вперёд. А что поделать. Событий много! Куда планируете сходить вы?
✏️ 12 ЛЕТ «СМЕНЕ»! 12-ДНЕВНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ! ⚡️
Наши друзья устраивают эпических масштабов культурный движ с 26 ноября по 7 декабря.
Все там будем! И Крот тоже. Презентуем новую аудиокнигу и поговорим о планах на светлое краеведческое будущее. Чтобы не пропустить, следите за анонсами на канале Смены.
⚙️ 18 ноября рекомендуем заглянуть на показ фильма «Время брутализма» от фестиваль Beat Weekend
После фильма команда проекта «Казань Глазами инженера» проведёт дискуссию об архитектуре казанского модернизма.
Билеты на фильм покупаем на сайте.
Перед дискуссией можете пересмотреть выпуск нашего подкаста с Юлией об архитекторе Мюфке и лекцию Ивана Ротова про архитектуру городов, в том числе казанскую, в том числе – про модернизм.
Наши друзья устраивают эпических масштабов культурный движ с 26 ноября по 7 декабря.
В программе: самый большой Зимний книжный фестиваль «Смены» в Национальной библиотеке РТ, фестиваль «Новая Смена», кинофестиваль архивного советского хоррора «Пробелы», математический фестиваль Лобачевского, день рождения компании «Казань глазами инженера» и букиниста «Смена», шахматный турнир «Шахиди» и акция «Щедрый вторник».
Все там будем! И Крот тоже. Презентуем новую аудиокнигу и поговорим о планах на светлое краеведческое будущее. Чтобы не пропустить, следите за анонсами на канале Смены.
После фильма команда проекта «Казань Глазами инженера» проведёт дискуссию об архитектуре казанского модернизма.
Участники: архитектор и дизайнер Элина Сафарова, лектор «Казань глазами инженера», архитектор-реставратор и историк Юлия Глазырина, художник Ирина Сафиуллина, гид по Казани Игорь Боталов.
Билеты на фильм покупаем на сайте.
Перед дискуссией можете пересмотреть выпуск нашего подкаста с Юлией об архитекторе Мюфке и лекцию Ивана Ротова про архитектуру городов, в том числе казанскую, в том числе – про модернизм.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤9👍9✍3🔥2❤🔥1😍1
Как шведские генералы в Казани музыку ставили
Школьники знают, что царь Пётр разгромил шведов под Полтавой. Студентам рассказывают, что в Москве пленных офицеров водили по улицам парадом, прям как в Древнем Риме. А куда их потом дели? Как минимум, двух генералов с офицерами — отправили в Казань.
Хуго Юхан Гамильтон и Карл Густав Роос (Розен), два барона, два генерал-майора приехали в Казанскую губернию в 1715 году.
О встрече с ними пишет английский путешественник Джон Белл:
Пишут, что шведские солдаты и офицеры под руководством Рооса и Гальмитона устраивали в Казани благотворительные концерты. Что весьма вероятно, ведь генерал Гамильтон был руководителем организации пленных, собирал и распределял деньги, помогал устраивать быт на новом месте.
В 1721 генералов отпустили. Гамильтон вернулся на родину и дослужился до фельдмаршальского чина. А вот Роос умер по дороге. Его, кстати, считают одним из виновников поражения под Полтавой. Может и правда так. Но, скорее всего, очень удобно винить во всех бедах именно офицера, пропавшего где-то в русской пустоте между Казанью и Санкт-Петербургом.
Крот Казанский — проект о локальной истории Казани и Поволжья.
Школьники знают, что царь Пётр разгромил шведов под Полтавой. Студентам рассказывают, что в Москве пленных офицеров водили по улицам парадом, прям как в Древнем Риме. А куда их потом дели? Как минимум, двух генералов с офицерами — отправили в Казань.
Хуго Юхан Гамильтон и Карл Густав Роос (Розен), два барона, два генерал-майора приехали в Казанскую губернию в 1715 году.
О встрече с ними пишет английский путешественник Джон Белл:
Они были освобождены на честное слово, и дан им гарнизонный солдат для услужения, так что жили они столь счастливо‚ сколько можно быть в подобном обстоятельстве. Приглашали их на все празднества, и их беседа не мало способствовала к прогнанию скуки‚ которую бы мы имели препровождая зиму в столь удаленной стране.
Пишут, что шведские солдаты и офицеры под руководством Рооса и Гальмитона устраивали в Казани благотворительные концерты. Что весьма вероятно, ведь генерал Гамильтон был руководителем организации пленных, собирал и распределял деньги, помогал устраивать быт на новом месте.
В 1721 генералов отпустили. Гамильтон вернулся на родину и дослужился до фельдмаршальского чина. А вот Роос умер по дороге. Его, кстати, считают одним из виновников поражения под Полтавой. Может и правда так. Но, скорее всего, очень удобно винить во всех бедах именно офицера, пропавшего где-то в русской пустоте между Казанью и Санкт-Петербургом.
Крот Казанский — проект о локальной истории Казани и Поволжья.
❤18👍11✍3💔3🏆2
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Карл Клаус запомнился современникам как чудак и оригинал. Но именно Клаус навсегда вписал Казанский университет в историю мировой науки. Что же он открыл?
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤33🔥17🤩7👍6🥰3🍾3❤🔥2
Что читала молодая татарка в Бугульме в начале XX века? Готика, философия и актуальные блоги
Этот список мы составили на основе дневника Фатимы Кашафутдиновой. Она вела его в 1917–1920 годах, когда училась в женской гимназии. В этот период в гости к её отцу, фельдшеру, постоянно заглядывали местные педагоги. Например, забегал на чай просветитель Хади Атласи. А сама Фатима как будто сошла со страниц прогрессивных журналов: играла в театре, делала успехи в математике и французском, прекрасно писала по-русски, но при этом соблюдала Уразу и посещала богословские лекции о Коране.
📚 Крот Казанский — проект о локальной истории Казани и Поволжья.
Этот список мы составили на основе дневника Фатимы Кашафутдиновой. Она вела его в 1917–1920 годах, когда училась в женской гимназии. В этот период в гости к её отцу, фельдшеру, постоянно заглядывали местные педагоги. Например, забегал на чай просветитель Хади Атласи. А сама Фатима как будто сошла со страниц прогрессивных журналов: играла в театре, делала успехи в математике и французском, прекрасно писала по-русски, но при этом соблюдала Уразу и посещала богословские лекции о Коране.
🏭 Викентий Вересаев — «Конец Андрея Ивановича»
Мракотанское описание бытовухи питерского рабочего. Одно из первых литературных исследований русской тоски. Даже Максим Горький Вересаеву респектовал.
😈 Роберт Льюис Стивенсон — «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»
Классическая готическая повесть о безумном лондонском учёном, которого эксперимент разделил на злую и добрую половины.
🌅 Василий Немирович-Данченко — «Воскресшая песня» и «Город»
Драматичные притчи, пропитанные идеями христианского обновления. В этот период в Российской империи многие светские авторы обращались к религиозным темам.
🙀 Николай Вагнер — «Сказки Кота-Мурлыки»
Казанский профессор-зоолог решил сделать как у Андерсена, но круче. И под видом детских сказок опубликовал философские рассуждения.
❤️🔥 Лев Толстой — «Детство», «Отрочество» и философские статьи
Помимо всем известных романов Лев Николаевич угорал по христианскому анархизму. Многие его статьи после 1905-го запрещали к печати, но в Поволжье брошюры Толстого возили фанаты из Ясной Поляны.
📰 Журналы «Мэктеп» (Школа), «Шарык кызы» (Дочь Востока) и «Аң» (Сознание)
Татарские «блоги» начала 20-го века, на страницах которых обсуждали женскую эмансипацию, реформу школы, политику и религию.
🏚 Иван Тургенев — «Дневник лишнего человека», «Три портрета», «Колосов»
Ещё немного(очень много) русской тоски: бестиарий грустных мужиков конца XIX века. Истории о помещиках, студентах и дворянах.
🌌 Михаил Филиппов — «Паскаль. Его жизнь и научно-философская деятельность»
Научпоп о жизни французского философа и математка Блез Паскаля.
🥀 Евгений Чириков — «Именинница»
Незаслуженно забытый казанский автор. Конкретно в этом тексте рассказывает историю проститутки, которая попыталась изменить свою жизнь.
📝 Стихи Константина Случевского и Габдулы Тукая
Кто бы знал, но стихи главреда газеты «Правительственный вестник» зашли татарской гимназистке не меньше, чем поэзия казанского классика.
🌑 Г. Д. Мухаммед — «Ай» (Луна)
Вот тут мы искренне растерялись, найти подробностей об этом тексте пока не получилось. Есть мысли?
📚 Крот Казанский — проект о локальной истории Казани и Поволжья.
❤28✍11🥰5🔥4👀2❤🔥1👍1😍1
Какие форматы научно-популярных материалов вам больше всего нравятся?
Anonymous Poll
9%
Длинные горизонтальные видео
22%
Посты и лонгриды
55%
Короткие вертикальные видео
7%
Подкасты и аудиоконтент
7%
Фотографии и картинки-карточки
❤🔥15💯14👍10❤9🔥8🥰8😍8🤩6🎉5👨💻1👀1
🗿 «Здравствуйте, Мария Николаевич!» — Про дегенеративное искусство Вилла Ламмерта в Казани и немецкие портянки из картин Хариса Якупова [Часть 1]
Случайно наткнулись на работы одного скульптора и, конечно же, захотелось поделиться с вами его необычной биографией. Всегда приятно вспоминать о наших талантливых, но позабытых земляках. А ещё мы так разогнались, что получился лонгрид аж в 2-х частях!
После прихода Гитлера к власти в 1933 году, коммунист Ламмерт вместе с семьёй перебрался сперва во Францию, а спустя год — в Советский Союз. Здесь скульптор успел поработать даже в Сибири, пока в 1938 году с женой и двумя сыновьями не поселился в подмосковном Переделкине. В Германии же почти все его работы, признанные «дегенеративным искусством», были уничтожены.
С началом Великой Отечественной войны семью Ламмертов по причине их немецкого происхождения отправляют в мягкую ссылку — в один из татарских колхозов Буинского района. Сын скульптора Уле, тем не менее, с теплотой вспоминал то время. Трудолюбивого бабая и старенькую, но на редкость шуструю хозяйку, которая топила им баню. Стояли страшные морозы, но все жили в тепле и дружно.
В 1942 году Ламмерт вступил в Трудовую армию и семья перебралась в Казань. Здесь они прожили почти 10 лет. Знакомство с Ламмертом описано в книге Хариса Якупова «Легко ли стать художником»:
Позднее скульптор принёс ещё одну работу по рассказу Горького «Хозяин»:
Ещё пара работ Ламмерта по рассказам из «казанского цикла» Горького хранится в Национальном музее РТ.
⬇️ Продолжение ниже (про портянки из картин тоже там)
Случайно наткнулись на работы одного скульптора и, конечно же, захотелось поделиться с вами его необычной биографией. Всегда приятно вспоминать о наших талантливых, но позабытых земляках. А ещё мы так разогнались, что получился лонгрид аж в 2-х частях!
Вилл Ламмерт родился в немецком Хагене в 1892 году. Работал в мастерской эмигранта из Российской империи Моисея Когана. А позднее его учителем стал скульптор Рихард Лукш, который дружил с Густавом Климтом и архитектором Отто Вагнером. И, кстати, был женат на дочери художника Константина Маковского. Самого Ламмерта судьба сводила и со скульптором-кубистом Александром Архипенко, и с художником Отто Диксом. Обожаем такие причудливые хитросплетения биографий!
Во время Первой мировой войны Ламмерт служил рядовым и чудом выжил после серьёзного ранения. В 1920-е годы он занимался архитектурной скульптурой и руководил керамической мастерской в экспериментальном городе-саде Маргаретенхёэ под Эссеном.
После прихода Гитлера к власти в 1933 году, коммунист Ламмерт вместе с семьёй перебрался сперва во Францию, а спустя год — в Советский Союз. Здесь скульптор успел поработать даже в Сибири, пока в 1938 году с женой и двумя сыновьями не поселился в подмосковном Переделкине. В Германии же почти все его работы, признанные «дегенеративным искусством», были уничтожены.
С началом Великой Отечественной войны семью Ламмертов по причине их немецкого происхождения отправляют в мягкую ссылку — в один из татарских колхозов Буинского района. Сын скульптора Уле, тем не менее, с теплотой вспоминал то время. Трудолюбивого бабая и старенькую, но на редкость шуструю хозяйку, которая топила им баню. Стояли страшные морозы, но все жили в тепле и дружно.
В 1942 году Ламмерт вступил в Трудовую армию и семья перебралась в Казань. Здесь они прожили почти 10 лет. Знакомство с Ламмертом описано в книге Хариса Якупова «Легко ли стать художником»:
Однажды в кабинет директора Музея Горького вошёл человек и медленно произнёс: «Здравствуйте, Мария Николаевич!» Я чуть не рассмеялся от услышанного, но удержался. Мужчина вежливо поклонился и мне. Елизарова сказала, что это немецкий скульптор Вилли Ламмерт.
Ламмерт принёс заказанную для музея небольшую работу о молодом Алексее Пешкове. Она стала для меня неожиданной тем, что была выполнена подчёркнуто графично. Жёстко и грубо, в непривычной для меня манере, не в традициях русской школы ваяния. От неё веяло чем-то от упрощённого конструктивизма, возможно, от немецкой готики. Но необычность вещи была очевидна.
Позднее скульптор принёс ещё одну работу по рассказу Горького «Хозяин»:
Толстяк Семёнов был невероятно похож на своих прожорливых животных и с таким сильным гротеском, что образ тирана пекарни был настоящей находкой. Группа выполнена до предела просто и лаконично, хотя и несколько схематично. В этой работе я почувствовал стиль скульптора, его «я», увидел его своеобразное мастерство.
Ещё пара работ Ламмерта по рассказам из «казанского цикла» Горького хранится в Национальном музее РТ.
⬇️ Продолжение ниже (про портянки из картин тоже там)
❤12👍7🏆3🔥1
Крот Казанский | Локальная история Татарстана
🗿 «Здравствуйте, Мария Николаевич!» — Про дегенеративное искусство Вилла Ламмерта в Казани и немецкие портянки из картин Хариса Якупова [Часть 1] Случайно наткнулись на работы одного скульптора и, конечно же, захотелось поделиться с вами его необычной биографией.…
⬆️ Начало выше
🗿 «Здравствуйте, Мария Николаевич!» — Про дегенеративное искусство Вилла Ламмерта в Казани и немецкие портянки из картин Хариса Якупова [Часть 2]
Ламмерты жили в крошечной комнатке, в бараке за Татарским кладбищем. Там же Вилл лепил скульптуры. В начале 1950-х годов он работал и над оформлением казанского Театра оперы и балета. Ламмерт выполнил несколько больших рельефов с орнаментом по эскизам архитектора Исмагила Гайнутдинова.
Для фасада театра Ламмерт создал две скульптуры танцующих татарских девушек высотой в 3,5 метра. Скульптуры не приняли из-за особенностей его авторской манеры и суровой пластики. А их место заняли четыре скульптуры Надежды Вентцель. Якупов вспоминал:
Возможно, что в Казани Ламмерт начал работу над леденящей душу скульптурой «Две женщины». Мать, держащая в своих длинных костлявых руках истощённый труп дочери. Эта скульптура — часть его большого мемориального ансамбля на месте женского концлагеря в Равенсбрюке.
В 1951 году сам президент ГДР Вильгельм Пик пригласил Ламмерта вернуться на родину. Якупов вспоминает его перед отъездом:
💋 Крот Казанский — медиапроект о локальной истории. Научим Родину любить!
🗿 «Здравствуйте, Мария Николаевич!» — Про дегенеративное искусство Вилла Ламмерта в Казани и немецкие портянки из картин Хариса Якупова [Часть 2]
Ламмерты жили в крошечной комнатке, в бараке за Татарским кладбищем. Там же Вилл лепил скульптуры. В начале 1950-х годов он работал и над оформлением казанского Театра оперы и балета. Ламмерт выполнил несколько больших рельефов с орнаментом по эскизам архитектора Исмагила Гайнутдинова.
Для фасада театра Ламмерт создал две скульптуры танцующих татарских девушек высотой в 3,5 метра. Скульптуры не приняли из-за особенностей его авторской манеры и суровой пластики. А их место заняли четыре скульптуры Надежды Вентцель. Якупов вспоминал:
Однажды, когда я спросил его, знает ли он, что на строительстве этого сооружения работали немецкие военнопленные, маэстро пожал плечами и тихо сказал: «Война». Кстати, в подвалах этого сооружения хранились картины казанских художников, в том числе, думаю, и мои три пейзажа (в период войны они дважды экспонировались на выставках), но, к сожалению, все погибли. Рассказывали, что, видимо, эти холсты пленные использовали вместо портянок.
Возможно, что в Казани Ламмерт начал работу над леденящей душу скульптурой «Две женщины». Мать, держащая в своих длинных костлявых руках истощённый труп дочери. Эта скульптура — часть его большого мемориального ансамбля на месте женского концлагеря в Равенсбрюке.
В 1951 году сам президент ГДР Вильгельм Пик пригласил Ламмерта вернуться на родину. Якупов вспоминает его перед отъездом:
Помню последнюю встречу с Ламмертом на Кольце, он сказал тогда: «Nach Haus, Faterland!» И дал понять, что уезжает навсегда. На моё: «Was ist los?», он что-то долго говорил. Кажется, я его понял. Он говорил о сокровенном, что там, на Родине, его ждут. Надо возвращаться домой…
Скульптор мне показался маленьким и жалким, он стоял съёжившись, не то от холода, не то от чего-то ещё, возможно, нервничал. И прищуренным взглядом долго смотрел на серое небо. По морщинкам старика — он действительно казался не по летам старше, от волнения скатилась прощальная слеза…
Да, там он нашёл своё долгожданное благополучие. Построил дом, создал условия для творчества. Работал, выставлялся на выставках, учил молодёжь. Профессор, член немецкой Академии искусств в Берлине, лауреат высшей премии ГДР Вилли Ламмерт оставил о себе добрую память и бесценные произведения, которые останутся и грядущим поколениям расскажут о бурных днях нашего сложного века.
💋 Крот Казанский — медиапроект о локальной истории. Научим Родину любить!
❤11🔥9🏆4💋2
Ещё этим летом главред Крота Казанского — историк Иван Ротов заглянул на съёмки сериала про барахолки. Помог со сценарием и рассказал про их историю. Кстати, минисериал сняли наши земляки из Gorizont Films.
Кое-что осталось за кадром. Например, сюжет о том, что в середине 20 века отношение к блошиным рынкам сильно изменилось. Советские и американские солдаты покупали посуду, одежду и безделушки прямо на площадях и в парках разрушенных европейских городов. Так блошки стали частью туристической культуры.
Интересно узнать о ваших находках. Делитесь уловом с блошиного рынка в комментариях.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤18🔥10👍6🍾2👏1🏆1
Вчера вечером всероссийская премия в сфере исторического просвещения молодёжи «Голос истории» объявила победителей.
Из Казани в Москву от нашей команды десантировался Рома ЛЕСНИК и вернулся с наградой.
«Крот Казанский» занял второе место в номинации «Лучший краеведческий проект». За победу в этой номинации соревновалось больше 300 проектов со всей страны! Мы также получили благодарственное письмо от Общественной палаты России за развитие краеведческих инициатив.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
2👍37👏19🏆17❤9🔥6🥰6