Один из основных библейских принципов взаимоотношений между верующими, определил апостол Павел, заповедав повиноваться «друг другу в страхе Христовом» (Еф.5:21). Как это понимать и применять?
1) Конечно речь идёт об отношениях между христианами, а не про всех людей. Взаимно повиноваться в страхе Христовом могут только те, кто верят в Христа и признают Его закон. Взаимодействие с неверующими имеет свою специфику.
2). Эта обязанность имеет свое единственное условие - в страхе Христовом. То есть повиновение (исполнение воли другого человека) должно быть не из-за греховного человекоугодия или каких-то житейских выгод, а ради Господа, восприниматься как исполнение воли Божией. Соответственно, такое повиновение будет всегда руководствоваться общей пользой, а не быть банальным исполнением чужой прихоти. Если человек требует от нас чего-то незаконного или того, что будет создавать серьезный ущерб нам или другим - то это не то, где следует повиноваться. Например, если человек требует от меня бесплатно сделать полноценную работу, которая должна оплачиваться - это незаконное требование, я не обязан его исполнять. Но если человек нуждается в помощи и я могу ему помочь, или требует от меня чего-то по должности - то не повиноваться ему в этом, будет грехом.
3) Эта заповедь о повиновении в общем виде относится ко всем, включая начальников, мужей и родителей. То есть, в определенном смысле начальники должны повиноваться подчинённым, мужья - женам, родители - детям. То есть удовлетворять их законные нужды. Наряду с этим, у подчинённых, жен и детей есть своя особая обязанность повиновения, определенная Богом.
4) Поскольку апостол заповедовал взаимное повиновение, то при добросовестном исполнении, это не должно вызвать ни у кого неудовольствия. Все друг другу уступают и друг о друге заботятся. Вот такой идеал деятельной христианской любви.
#библия #мораль #толкование
1) Конечно речь идёт об отношениях между христианами, а не про всех людей. Взаимно повиноваться в страхе Христовом могут только те, кто верят в Христа и признают Его закон. Взаимодействие с неверующими имеет свою специфику.
2). Эта обязанность имеет свое единственное условие - в страхе Христовом. То есть повиновение (исполнение воли другого человека) должно быть не из-за греховного человекоугодия или каких-то житейских выгод, а ради Господа, восприниматься как исполнение воли Божией. Соответственно, такое повиновение будет всегда руководствоваться общей пользой, а не быть банальным исполнением чужой прихоти. Если человек требует от нас чего-то незаконного или того, что будет создавать серьезный ущерб нам или другим - то это не то, где следует повиноваться. Например, если человек требует от меня бесплатно сделать полноценную работу, которая должна оплачиваться - это незаконное требование, я не обязан его исполнять. Но если человек нуждается в помощи и я могу ему помочь, или требует от меня чего-то по должности - то не повиноваться ему в этом, будет грехом.
3) Эта заповедь о повиновении в общем виде относится ко всем, включая начальников, мужей и родителей. То есть, в определенном смысле начальники должны повиноваться подчинённым, мужья - женам, родители - детям. То есть удовлетворять их законные нужды. Наряду с этим, у подчинённых, жен и детей есть своя особая обязанность повиновения, определенная Богом.
4) Поскольку апостол заповедовал взаимное повиновение, то при добросовестном исполнении, это не должно вызвать ни у кого неудовольствия. Все друг другу уступают и друг о друге заботятся. Вот такой идеал деятельной христианской любви.
#библия #мораль #толкование
❤6
☦С праздником Воздвижения Креста Господня!
Обретение Креста Господня имело место в царствование равноап. императора Константина Великого. По сообщениям церковных историков IV века, мать Константина, равноапостольная Елена, отправилась по просьбе сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также св. Крест, чудесное явление которого стало для Константина знаком победы над противником.
Сохранились три различные версии предания об обретении св. Креста. Согласно наиболее древней, св. Крест находился под языческим святилищем Афродиты. Когда святилище было разрушено, обнаружили три креста, а также табличка с Креста Спасителя и гвозди. Для того чтобы узнать, какой из крестов и есть тот, на котором был распят Господь, иерусалимский епископ Макарий предложил приложить поочередно каждый из крестов к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню Истинного Древа Креста Господня, и св. Крест был поднят епископом Макарием для всеобщего обозрения.
2-я версия предания, возникшая в конце IV - начале V века, сообщает, что св. Елена пыталась узнать место пребывания Креста у иерусалимских иудеев, и в конце концов один престарелый еврей по имени Иуда, сначала не хотевший говорить, после истязаний указал место - храм Венеры. Св. Елена повелела разрушить храм и раскопать это место. Там были найдены три креста; явить Крест Христов помогло чудо - воскрешение через прикосновение к нему мертвеца, которого проносили мимо. Об Иуде сообщается, что тот впоследствии принял христианство с именем Кириак и стал епископом Иерусалима.
3-я версия предания об обретении св. Креста, возникшая в Сирии в 1-й половине V века, относит это событие не к IV, а к I веку и говорит о том, что Крест был найден Протоникой (или Петроникой), женой императора Клавдия I, а впоследствии был скрыт и вновь найден уже в IV веке.
Несмотря на древность 1-й версии предания об обретении св. Креста, а также на то, что именно этой версии следуют наиболее авторитетные византийские историки, в поздневизантскую эпоху более распространенной стала 2-я версия; в частности, на ней основано проложное сказание, предназначенное для чтения на праздник Воздвижения согласно современным богослужебным книгам Православной Церкви.
📚По материалам статьи «Воздвижение Креста Господня» в Православной энциклопедии.
Согласно версии, озвученной свт. Амвросием Медиоланским, не было никакого «эксперимента» с больной или покойником, истинный крест был найден Еленой по табличке: «Уточняет по Евангелию и находит, что на среднем кресте сделана была надпись "Иисус Назорей, Царь Иудейский" (Ин. 19:19). По этой надписи нашла она спасительный крест. Пилат на требование иудеев ответил: "Что я написал, то написал" (Ин. 19:22), то есть я писал не то, что вам нравится, но что могли бы познать и времена будущие, писал я не для вас, но для потомственных веков и словно бы так сказал: чтобы Елена, читая это, познала крест Господень» (Слово на смерть Феодосия Великого).
Обретение Креста Господня имело место в царствование равноап. императора Константина Великого. По сообщениям церковных историков IV века, мать Константина, равноапостольная Елена, отправилась по просьбе сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также св. Крест, чудесное явление которого стало для Константина знаком победы над противником.
Сохранились три различные версии предания об обретении св. Креста. Согласно наиболее древней, св. Крест находился под языческим святилищем Афродиты. Когда святилище было разрушено, обнаружили три креста, а также табличка с Креста Спасителя и гвозди. Для того чтобы узнать, какой из крестов и есть тот, на котором был распят Господь, иерусалимский епископ Макарий предложил приложить поочередно каждый из крестов к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню Истинного Древа Креста Господня, и св. Крест был поднят епископом Макарием для всеобщего обозрения.
2-я версия предания, возникшая в конце IV - начале V века, сообщает, что св. Елена пыталась узнать место пребывания Креста у иерусалимских иудеев, и в конце концов один престарелый еврей по имени Иуда, сначала не хотевший говорить, после истязаний указал место - храм Венеры. Св. Елена повелела разрушить храм и раскопать это место. Там были найдены три креста; явить Крест Христов помогло чудо - воскрешение через прикосновение к нему мертвеца, которого проносили мимо. Об Иуде сообщается, что тот впоследствии принял христианство с именем Кириак и стал епископом Иерусалима.
3-я версия предания об обретении св. Креста, возникшая в Сирии в 1-й половине V века, относит это событие не к IV, а к I веку и говорит о том, что Крест был найден Протоникой (или Петроникой), женой императора Клавдия I, а впоследствии был скрыт и вновь найден уже в IV веке.
Несмотря на древность 1-й версии предания об обретении св. Креста, а также на то, что именно этой версии следуют наиболее авторитетные византийские историки, в поздневизантскую эпоху более распространенной стала 2-я версия; в частности, на ней основано проложное сказание, предназначенное для чтения на праздник Воздвижения согласно современным богослужебным книгам Православной Церкви.
📚По материалам статьи «Воздвижение Креста Господня» в Православной энциклопедии.
Согласно версии, озвученной свт. Амвросием Медиоланским, не было никакого «эксперимента» с больной или покойником, истинный крест был найден Еленой по табличке: «Уточняет по Евангелию и находит, что на среднем кресте сделана была надпись "Иисус Назорей, Царь Иудейский" (Ин. 19:19). По этой надписи нашла она спасительный крест. Пилат на требование иудеев ответил: "Что я написал, то написал" (Ин. 19:22), то есть я писал не то, что вам нравится, но что могли бы познать и времена будущие, писал я не для вас, но для потомственных веков и словно бы так сказал: чтобы Елена, читая это, познала крест Господень» (Слово на смерть Феодосия Великого).
❤10
В своем труде «О попечении в отношении усопших» блаженный Августин высказывает две интересных мысли:
1. Иногда люди рассказывают, что к ним во сне приходят умершие близкие. Из этого ещё нельзя сделать вывод, что умершие действительно приходят, потому что мы также видим образы живых людей в своих снах, при том, что они сами могут об этом не знать и не иметь отношения к нашим сновидениям. Августин говорит о загадочности этого феномена, однако он уверен, что если души и могут реально являться во сне, то не по своему желанию, а по особому устроению Божию. Вполне возможно, что в некоторых случаях под видом умерших приходят светлые или темные ангелы.
2. По мнению Августина, миры живых и умерших так изолированы друг от друга, что ни мы, ни они, не видят, что происходит в противоположных измерениях. Все новости из мира живых усопшие узнают от новопреставленных, либо же, в некоторых случаях, им открывает это Бог, если нужно. Святые на небесах также не видят, что происходит на земле, если только Бог им не откроет или не сообщат ангелы. Их помощь живущим на земле осуществляется либо непосредственно, либо через ангелов, которые принимают их вид, либо как-то ещё.
#августин #смерть
1. Иногда люди рассказывают, что к ним во сне приходят умершие близкие. Из этого ещё нельзя сделать вывод, что умершие действительно приходят, потому что мы также видим образы живых людей в своих снах, при том, что они сами могут об этом не знать и не иметь отношения к нашим сновидениям. Августин говорит о загадочности этого феномена, однако он уверен, что если души и могут реально являться во сне, то не по своему желанию, а по особому устроению Божию. Вполне возможно, что в некоторых случаях под видом умерших приходят светлые или темные ангелы.
2. По мнению Августина, миры живых и умерших так изолированы друг от друга, что ни мы, ни они, не видят, что происходит в противоположных измерениях. Все новости из мира живых усопшие узнают от новопреставленных, либо же, в некоторых случаях, им открывает это Бог, если нужно. Святые на небесах также не видят, что происходит на земле, если только Бог им не откроет или не сообщат ангелы. Их помощь живущим на земле осуществляется либо непосредственно, либо через ангелов, которые принимают их вид, либо как-то ещё.
#августин #смерть
🤔2
5 фактов о кресте Христовом, о которых вы могли не знать
1. В Православии не существует единственного канонического изображения креста Христова. «Крест всякой формы есть истинный крест», — учил прп. Феодор Студит еще в IX веке.
2. На православных изображениях распятия не принято подчеркивать муки Спасителя, чтобы представить крест верующим, как победу над грехом и смертью.
3. Согласно постановлению Седьмого Вселенского собора, крест не подлежит особому освящению, так как сам по себе является святыней. Традиция освящать нательные кресты очень поздняя.
4. Направление нижней перекладины на кресте неслучайно. Это иллюстрируется в одном из богослужебных текстов: «Посреди двух разбойников Крест Твой оказался весами правосудия: когда один был увлекаем во ад тяжестью хулы, другой же получал облегчение от согрешений к познанию Богословия».
5. Старая насмешка на тему того, что всех собранных воедино частей истинного Креста будет достаточно, чтобы построить деревянный корабль, была опровергнута в XIX веке Де Флери, который математически подсчитал, что все сохранившиеся фрагменты составляют менее одной трети типичного римского креста.
1. В Православии не существует единственного канонического изображения креста Христова. «Крест всякой формы есть истинный крест», — учил прп. Феодор Студит еще в IX веке.
2. На православных изображениях распятия не принято подчеркивать муки Спасителя, чтобы представить крест верующим, как победу над грехом и смертью.
3. Согласно постановлению Седьмого Вселенского собора, крест не подлежит особому освящению, так как сам по себе является святыней. Традиция освящать нательные кресты очень поздняя.
4. Направление нижней перекладины на кресте неслучайно. Это иллюстрируется в одном из богослужебных текстов: «Посреди двух разбойников Крест Твой оказался весами правосудия: когда один был увлекаем во ад тяжестью хулы, другой же получал облегчение от согрешений к познанию Богословия».
5. Старая насмешка на тему того, что всех собранных воедино частей истинного Креста будет достаточно, чтобы построить деревянный корабль, была опровергнута в XIX веке Де Флери, который математически подсчитал, что все сохранившиеся фрагменты составляют менее одной трети типичного римского креста.
👍13🤔1
📖Апостольский призыв, который определяет мышление верующих и позволяет фильтровать потребляемую информацию:
«Братья мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Фил.4:8).
истинно – противоположно лжи;
честно и справедливо – благородно и праведно;
чисто – противоположно нравственной нечистоте греха;
любезно и достославно – что справедливо уважается у Бога и людей;
добродетель и похвала – все доброе и достойное похвалы.
Мышление определяет поведение, поэтому апостол Павел и заповедал направлять ум исключительно на доброе.
#библия #мораль #духовнаяжизнь
«Братья мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Фил.4:8).
истинно – противоположно лжи;
честно и справедливо – благородно и праведно;
чисто – противоположно нравственной нечистоте греха;
любезно и достославно – что справедливо уважается у Бога и людей;
добродетель и похвала – все доброе и достойное похвалы.
Мышление определяет поведение, поэтому апостол Павел и заповедал направлять ум исключительно на доброе.
#библия #мораль #духовнаяжизнь
❤9
🧎🏻♂️Прп. Анастасий Синаит отвечает на вопрос о том, как поступать человеку, который принес Богу необдуманный обет (это не касается торжественных обетов, данных публично):
«Прежде всего следует осознать собственную немощь и жалкость, поскольку взялся за дело и не осуществил его. Затем в «Евхологионе» есть молитва на сей счет, произносимая иереем, который освобождает того, кто взял на себя [столь непосильное для него] обязательство. Ведь иереи имеют от Бога право вязать и разрешать как на земле, так и на небе (см. Мф.18:18).
Также [следует знать, что] если человек поклялся совершить какое-либо зло вопреки заповеди Божией, то он освобождается [от этой клятвы] собственным покаянием и молитвой иерея. Ведь и [апостол] Петр поклялся (считая это правильным), что Христос не умоет ног его, но, познав, что он плохо решил, сразу же был освобожден [Господом] от этой клятвы (см. Ин.13:8). Наоборот, Ирод, решив поступить злодейски [с Иоанном Предтечей] и поклявшись Иродиаде, остался верен своей клятве и погиб.
Поэтому плохо связывать себя как благими, так и дурными обязательствами, ибо где узы, там и преступление, как это произошло с Адамом» (Вопросы и ответы, 103).
👉Молитва о находящихся в запрещении и себя клятвою связавших
#анастасийсинаит #ответынавопросы #дисциплина
«Прежде всего следует осознать собственную немощь и жалкость, поскольку взялся за дело и не осуществил его. Затем в «Евхологионе» есть молитва на сей счет, произносимая иереем, который освобождает того, кто взял на себя [столь непосильное для него] обязательство. Ведь иереи имеют от Бога право вязать и разрешать как на земле, так и на небе (см. Мф.18:18).
Также [следует знать, что] если человек поклялся совершить какое-либо зло вопреки заповеди Божией, то он освобождается [от этой клятвы] собственным покаянием и молитвой иерея. Ведь и [апостол] Петр поклялся (считая это правильным), что Христос не умоет ног его, но, познав, что он плохо решил, сразу же был освобожден [Господом] от этой клятвы (см. Ин.13:8). Наоборот, Ирод, решив поступить злодейски [с Иоанном Предтечей] и поклявшись Иродиаде, остался верен своей клятве и погиб.
Поэтому плохо связывать себя как благими, так и дурными обязательствами, ибо где узы, там и преступление, как это произошло с Адамом» (Вопросы и ответы, 103).
👉Молитва о находящихся в запрещении и себя клятвою связавших
#анастасийсинаит #ответынавопросы #дисциплина
❤7🔥1
Свт. Филарет Московский о том, для чего человеку попускается пережить скорби:
«Бог попускает нам испытывать скорби частию для очищения наших грехов, частию для оставления нам случая к заслуге. Кто переносит их с мужественной покорностью, тот не только не терпит от них никакого зла, но ещё извлекает из них самые драгоценные выгоды» (Избранные места из Священной истории).
👍🏼На эту тему у свт. Иоанна Златоуста есть замечательное слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может.
Я думаю, что это не относится к тем случаям, когда человек устраивает себе проблемы сам.
#духовнаяжизнь #мораль #иоаннзлатоуст
«Бог попускает нам испытывать скорби частию для очищения наших грехов, частию для оставления нам случая к заслуге. Кто переносит их с мужественной покорностью, тот не только не терпит от них никакого зла, но ещё извлекает из них самые драгоценные выгоды» (Избранные места из Священной истории).
👍🏼На эту тему у свт. Иоанна Златоуста есть замечательное слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может.
Я думаю, что это не относится к тем случаям, когда человек устраивает себе проблемы сам.
#духовнаяжизнь #мораль #иоаннзлатоуст
azbyka.ru
Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может - святитель Иоанн Златоуст - читать, скачать
Труд «Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может» святителя Иоанна Златоуста. Большинство произведений библиотеки можно скачать в форматах EPUB, PDF.
❤2👍1
💦Чем полезно принятие и окропление святой водой?
Это не какое-то забавное действо между священниками и прихожанами. В молитве на водоосвящение священник просит Бога, чтобы Он дал ей «благословение Иордана, и силу, все скверны очищающую, и всякий недуг исцеляющую, и бесов и всех наветы и козни их прогоняющую». Также, «чтобы она силою, действием и благодатию Пресвятого Духа, явилась для всех с верою пьющих ее, принимающих и окропляющихся ею.. грехов прощением, освобождением от страстей, избавлением от всякого зла, умножением добродетелей, исцелением болезней; для домов и всякого места – освящением и благословением; губительных и всяких зловредных испарений отогнанием, и благодати.. приобретением».
Что касается прощения грехов, то святая вода действительно очищает обыденные грехи тех, кто с верой принимает ее внутрь или окропляется.
#богослужение #ответынавопросы
Это не какое-то забавное действо между священниками и прихожанами. В молитве на водоосвящение священник просит Бога, чтобы Он дал ей «благословение Иордана, и силу, все скверны очищающую, и всякий недуг исцеляющую, и бесов и всех наветы и козни их прогоняющую». Также, «чтобы она силою, действием и благодатию Пресвятого Духа, явилась для всех с верою пьющих ее, принимающих и окропляющихся ею.. грехов прощением, освобождением от страстей, избавлением от всякого зла, умножением добродетелей, исцелением болезней; для домов и всякого места – освящением и благословением; губительных и всяких зловредных испарений отогнанием, и благодати.. приобретением».
Что касается прощения грехов, то святая вода действительно очищает обыденные грехи тех, кто с верой принимает ее внутрь или окропляется.
#богослужение #ответынавопросы
❤8🔥2👏1
Написал для Азбуки веры небольшую статью "Библия о ролях мужа и жены в семье" https://azbyka.ru/semya/biblija-o-roljah-muzha-i-zheny-v-seme/
#библия #мораль #брак #моиработы
#библия #мораль #брак #моиработы
Азбука супружества
Библия о ролях мужа и жены в семье - Азбука супружества
В эпоху потрясения института семьи особенно важно знать библейские принципы и руководствоваться ими. Что же говорит Библия о роли и обязанностях мужа и жены в христианской семье?
❤7🔥1
📖В сегодняшнем рядовом апостольском чтении есть призыв, обращенный к рабам и господам:
«Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не как человекам, зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный. И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия» (Еф.6:5-9).
Хотя мы уже давно не живем в рабовладельческом обществе, эти принципы могут быть перенесены и на взаимоотношения подчиненных и начальников.
1) Когда мы работаем или служим, будучи подчиненными, нам следует помнить, что наше дело (если оно не греховно) – это служение Иисусу Христу, исполнение воли Божией. Поэтому апостол и призывает нас быть лучшими работниками, которые делают свое дело в простоте сердца, «служа с усердием, как Господу, а не как человекам». Не один начальник принимает нашу работу, а Господь всех.
2) Апостол замечает, что «каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал». У Бога все учтено и ничего не будет забыто.
3) Также и начальники не должны забываться, так как над ними «самими есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия». Все христиане, и начальники, и подчиненные – это люди, которые служат одному Господу и ответят перед Ним за то, как жили и поступали.
#библия #мораль
«Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не как человекам, зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный. И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия» (Еф.6:5-9).
Хотя мы уже давно не живем в рабовладельческом обществе, эти принципы могут быть перенесены и на взаимоотношения подчиненных и начальников.
1) Когда мы работаем или служим, будучи подчиненными, нам следует помнить, что наше дело (если оно не греховно) – это служение Иисусу Христу, исполнение воли Божией. Поэтому апостол и призывает нас быть лучшими работниками, которые делают свое дело в простоте сердца, «служа с усердием, как Господу, а не как человекам». Не один начальник принимает нашу работу, а Господь всех.
2) Апостол замечает, что «каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал». У Бога все учтено и ничего не будет забыто.
3) Также и начальники не должны забываться, так как над ними «самими есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия». Все христиане, и начальники, и подчиненные – это люди, которые служат одному Господу и ответят перед Ним за то, как жили и поступали.
#библия #мораль
❤10
❤4
Хорошая статья, особенно отметил замечание про пост и знание своего организма. У нас нередко этому не придают значения, думая, что пищевой пост приносит пользу по умолчанию, раз это относится к духовным средствам https://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Svechnikov/pochemu-ne-rabotayut-post-molitva-i-tainstva/
azbyka.ru
Почему «не работают» пост, молитва и Таинства - протоиерей Дионисий Свечников - читать, скачать
Труд «Почему «не работают» пост, молитва и Таинства» протоиерея Дионисия Свечникова. Большинство произведений библиотеки можно скачать в форматах EPUB, PDF.
❤4👍4🔥1
Размышляя о своей духовной жизни, о прогрессе на этом пути, верующие люди иногда склонны ждать какого-то озарения свыше и унывать, если нет особого энтузиазма трудиться – молиться и исполнять другие заповеди Евангелия. На самом деле секрет успеха духовной жизни прост: ревность о богоугождении (духовный энтузиазм) приходит в процессе непрерывного исполнения этих самых заповедей в соединении с обращением к Богу о помощи. Сначала труд – потом желание, а не сначала желание, а потом труд (разумеется, что действие благодати всегда первично). Именно так, а не наоборот. Мы ценим то, во что вкладываемся и перестаем ценить то, чем начинаем пренебрегать.
Епископ Василий (Преображенский) писал по этому поводу: «Если вы хотите развить в себе физическую силу, вы должны упражняться с тяжестями, заниматься гимнастикой. От этого мускулы увеличиваются в объеме и приобретают прочность и упругость. Если вы хотите развить память, вы должны упражняться в заучивании наизусть, в воспроизведении слышанного, в припоминании прошлого. Носильщики на железных дорогах поражают удивительной памятью на лица, развитой благодаря постоянному упражнению. Они помнят всех пассажиров, которые к ним обращаются, в тысячной толпе без труда находят тех, кого им надо, и долгое время спустя могут по памяти обрисовать наружность своих клиентов, сказать, сколько с ними было багажа и куда ими был взят билет. Если хотите научиться бегло читать, красиво писать, легко решать арифметические задачи, вы должны в этом упражняться, чтобы развить соответствующие способности. И так во всем. <…> Тот же закон действует и в духовной жизни. Человек может потерять от неупотребления волю, память, сообразительность – все духовные способности. И самым, конечно, страшным является для человека омертвение духовной жизни. <…> В этом постоянном выборе, который предоставляет человеку ежедневная жизнь, собственно, и состоит упражнение нравственной воли, та деятельность, которая ее укрепляет. Отсюда ясно, насколько важна деятельность для развития воли и насколько вредна здесь пассивность или безучастие. Главным средством укрепления нравственной воли и является непрерывная деятельность в духе евангельских заветов. Без этой деятельности, без постоянных усилий, в чем бы они ни проявлялись – в молитве, благотворительности или аскетическом подвиге, – воля может атрофироваться совершенно, и тогда всякий нравственный поступок представляет невероятные трудности. <…> Жизнь есть вечное движение. Она никогда не стоит. Духовная жизнь также движется постоянно: или вверх, или вниз, или к добру, или ко злу, но стоять она не может. Это похоже на плавание в лодке вверх по реке. Вы двигаетесь вперед, лишь пока гребете. Как только вы сложили весла, вас сейчас же начинает сносить назад. Но если вы добросовестно работаете над собой, стараясь жить по заповедям Божиим, и, пользуясь евангельским светом, пытаетесь исправить свои недостатки, то незаметно для вас в вашей душе растет Царство Божие, то есть то высшее состояние нравственного совершенства, когда Господь начинает безраздельно царствовать в душе над вашими мыслями, желаниями и чувствами. Как растет это семя Царства Божия, по каким законам, – человек этого не знает и часто даже не замечает, пока не определится результат роста и семя не превратится в полновесный колос. Но когда вырастает семя, оно заполняет всю душу, вытесняя все лишнее, ненужное. Так зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков (Мк.4:31–32)» (Беседы на Евангелие от Марка, 4).
#духовнаяжизнь #мысли
Епископ Василий (Преображенский) писал по этому поводу: «Если вы хотите развить в себе физическую силу, вы должны упражняться с тяжестями, заниматься гимнастикой. От этого мускулы увеличиваются в объеме и приобретают прочность и упругость. Если вы хотите развить память, вы должны упражняться в заучивании наизусть, в воспроизведении слышанного, в припоминании прошлого. Носильщики на железных дорогах поражают удивительной памятью на лица, развитой благодаря постоянному упражнению. Они помнят всех пассажиров, которые к ним обращаются, в тысячной толпе без труда находят тех, кого им надо, и долгое время спустя могут по памяти обрисовать наружность своих клиентов, сказать, сколько с ними было багажа и куда ими был взят билет. Если хотите научиться бегло читать, красиво писать, легко решать арифметические задачи, вы должны в этом упражняться, чтобы развить соответствующие способности. И так во всем. <…> Тот же закон действует и в духовной жизни. Человек может потерять от неупотребления волю, память, сообразительность – все духовные способности. И самым, конечно, страшным является для человека омертвение духовной жизни. <…> В этом постоянном выборе, который предоставляет человеку ежедневная жизнь, собственно, и состоит упражнение нравственной воли, та деятельность, которая ее укрепляет. Отсюда ясно, насколько важна деятельность для развития воли и насколько вредна здесь пассивность или безучастие. Главным средством укрепления нравственной воли и является непрерывная деятельность в духе евангельских заветов. Без этой деятельности, без постоянных усилий, в чем бы они ни проявлялись – в молитве, благотворительности или аскетическом подвиге, – воля может атрофироваться совершенно, и тогда всякий нравственный поступок представляет невероятные трудности. <…> Жизнь есть вечное движение. Она никогда не стоит. Духовная жизнь также движется постоянно: или вверх, или вниз, или к добру, или ко злу, но стоять она не может. Это похоже на плавание в лодке вверх по реке. Вы двигаетесь вперед, лишь пока гребете. Как только вы сложили весла, вас сейчас же начинает сносить назад. Но если вы добросовестно работаете над собой, стараясь жить по заповедям Божиим, и, пользуясь евангельским светом, пытаетесь исправить свои недостатки, то незаметно для вас в вашей душе растет Царство Божие, то есть то высшее состояние нравственного совершенства, когда Господь начинает безраздельно царствовать в душе над вашими мыслями, желаниями и чувствами. Как растет это семя Царства Божия, по каким законам, – человек этого не знает и часто даже не замечает, пока не определится результат роста и семя не превратится в полновесный колос. Но когда вырастает семя, оно заполняет всю душу, вытесняя все лишнее, ненужное. Так зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков (Мк.4:31–32)» (Беседы на Евангелие от Марка, 4).
#духовнаяжизнь #мысли
❤7👍7🔥1
Написал статью о толковании одной известной евангельской фразы
#библия #толкование #мораль #моиработы
#библия #толкование #мораль #моиработы
Православный портал «Азбука веры»
«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» - православная энциклопедия «Азбука веры»
Господь наш Иисус Христос сформулировал максиму наивысшей степени христианской любви в известных словах: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою…
❤7
Forwarded from Азбука веры
6 МАЛОИЗВЕСТНЫХ ФАКТОВ ОБ АПОСТОЛЕ и ЕВАНГЕЛИСТЕ ИОАННЕ БОГОСЛОВЕ
1. Согласно сообщению блж. Иеронима, апостол Иоанн дожил в Эфесе до глубокой старости и мог ходить в церковь лишь с помощью учеников. Будучи уже не в состоянии внятно говорить, он повторял: «Деточки, любите друг друга».
2. Традиционным символом ап. Иоанна – автора четвертого Евангелия, стал орел. Однако некоторые древние авторы (например, сщмч. Ириней Лионский), считали символом Иоанна льва.
3. На некоторых западноевропейских картинах ап. Иоанн изображается с чашей, из которой поднимается змея. Это связано с легендой, согласно которой, святому Иоанну была вручена чаша с отравленным вином, из которой по его благословению поднялся яд в виде змеи.
4. В отличие от мощей других апостолов, мощи Иоанна Богослова неизвестны в христианском мире. Согласно апокрифическому сказанию («Деяния Иоанна», написаны вскоре после 150 г.), когда апостол преставился, на небо была взята не только его душа, но и тело.
5. Помимо канонического «Откровения Иоанна Богослова» существует и апокрифическое Откровение, приписываемое тому же автору. Впрочем, по содержанию между каноническим писанием и апокрифом очень мало общего. Этот апокриф появился на греческом языке в средневековой Византии и является попыткой неизвестного автора раскрыть некоторые подробности будущей мировой истории, о которых в Св. Писании сказано кратко.
6. Память ап. Иоанна, отмечаемая 8 (21) мая связана с исхождением от его гробницы в Эфесе некоего целебного праха, о котором упоминают византийские и латинские источники. По свидетельству Минология Василия II и Синаксаря Константинопольской церкви, жители Эфеса получали этот прах, называемый ими «манна», и использовали «во здравие душ и телес».
1. Согласно сообщению блж. Иеронима, апостол Иоанн дожил в Эфесе до глубокой старости и мог ходить в церковь лишь с помощью учеников. Будучи уже не в состоянии внятно говорить, он повторял: «Деточки, любите друг друга».
2. Традиционным символом ап. Иоанна – автора четвертого Евангелия, стал орел. Однако некоторые древние авторы (например, сщмч. Ириней Лионский), считали символом Иоанна льва.
3. На некоторых западноевропейских картинах ап. Иоанн изображается с чашей, из которой поднимается змея. Это связано с легендой, согласно которой, святому Иоанну была вручена чаша с отравленным вином, из которой по его благословению поднялся яд в виде змеи.
4. В отличие от мощей других апостолов, мощи Иоанна Богослова неизвестны в христианском мире. Согласно апокрифическому сказанию («Деяния Иоанна», написаны вскоре после 150 г.), когда апостол преставился, на небо была взята не только его душа, но и тело.
5. Помимо канонического «Откровения Иоанна Богослова» существует и апокрифическое Откровение, приписываемое тому же автору. Впрочем, по содержанию между каноническим писанием и апокрифом очень мало общего. Этот апокриф появился на греческом языке в средневековой Византии и является попыткой неизвестного автора раскрыть некоторые подробности будущей мировой истории, о которых в Св. Писании сказано кратко.
6. Память ап. Иоанна, отмечаемая 8 (21) мая связана с исхождением от его гробницы в Эфесе некоего целебного праха, о котором упоминают византийские и латинские источники. По свидетельству Минология Василия II и Синаксаря Константинопольской церкви, жители Эфеса получали этот прах, называемый ими «манна», и использовали «во здравие душ и телес».
Православный церковный календарь
Иоанн Богослов: житие, иконы, день памяти
Жизнь и труды апостолов – Святой апостол и евангелист Иоанн БогословКроссворд «Апостол и евангелист Иоанн Богослов»Кроссворд «Апостол и евангелист Иоанн Богослов» № 2Краткое житие апостола и евангелиста Иоа́нн Богослов
❤6
Многие знают фразу св. Августина: «Люби Бога и делай, что хочешь». Есть у него и другие замечательные слова: «Сохраняйте любовь - и будьте спокойны. Чего тебе бояться, как бы кому-нибудь не сделать зла? Кто же делает зло тому, кого любит? Люби - и ты не сможешь не делать добра».
#мораль #духовнаяжизнь #августин
#мораль #духовнаяжизнь #августин
❤8
Свт. Феофан Затворник против представления о том, что христианский образ жизни мрачный и унылый:
«Не подумайте, что вам следует решиться на самую мрачную жизнь. Совсем нет. Всем, что подает Господь, всеми благами можно пользоваться, помазавши голову маслом, и лицо умывши. Но всем – не как попало, не спустя рукава, а по-христиански. Вот это: “по-христиански” вам предлежит теперь определить, когда вам надо будет разделить часть Христову от части князя мира в пользовании одними и теми же благами».
☝🏼Вот и проверьте себя, если ваш образ мыслей и жизни вводит вас в уныние, значит что-то тут не то..
👉🏼См. о жизни христиан в миру
#мораль #духовнаяжизнь #феофанзатворник
«Не подумайте, что вам следует решиться на самую мрачную жизнь. Совсем нет. Всем, что подает Господь, всеми благами можно пользоваться, помазавши голову маслом, и лицо умывши. Но всем – не как попало, не спустя рукава, а по-христиански. Вот это: “по-христиански” вам предлежит теперь определить, когда вам надо будет разделить часть Христову от части князя мира в пользовании одними и теми же благами».
☝🏼Вот и проверьте себя, если ваш образ мыслей и жизни вводит вас в уныние, значит что-то тут не то..
👉🏼См. о жизни христиан в миру
#мораль #духовнаяжизнь #феофанзатворник
Telegram
чтец Сергий Федоров
Свт. Феофан Затворник о жизни христиан в миру
«Мнение, будто в мире нельзя спастись, верно, если жить по-мирски.
Но если в мире не жить по-мирски, то для спасения от сего беды нет. Сколько есть и было спасающихся в мире?! От чего и вам не вступить в число…
«Мнение, будто в мире нельзя спастись, верно, если жить по-мирски.
Но если в мире не жить по-мирски, то для спасения от сего беды нет. Сколько есть и было спасающихся в мире?! От чего и вам не вступить в число…
❤6👍2