чтец Сергий Федоров – Telegram
чтец Сергий Федоров
758 subscribers
378 photos
7 videos
29 files
456 links
Магистр богословия / Катехизатор / Религиовед / Клирик Русской Православной Церкви (МП)

Для тех, кто хочет быть православным и не отключать голову

Задать мне вопрос https://news.1rj.ru/str/lector_sergey_bot

Поддержать меня 5469 4000 4166 2961 (сбер)
Download Telegram
Написал статью о моральных проблемах использования методов и способов контрацепции. Более полной информации по теме сквозь призму православного учения на русском языке вы не найдете. И про то, как разумно решаются связанные с этим житейские трудности, тут тоже есть
#моиработы #мораль #брак #отношения
👍9🤔5👎4🔥2
Когда исповедь недействительна по вине самого исповедающегося

(по книге архиеп. Платона (Фивейского) "Напоминание священнику об обязанностях его при совершении Таинства Покаяния")

1) если он по преступному нерадению об испытании своей совести, или по лицемерию, стыду и развращенности скрыл на исповеди какой-либо смертный грех;

2) если исповедался и получил разрешение, не имея сокрушения во грехах;

3) если не имел твердого намерения впредь исправиться; например если, на словах изъявляя готовность примириться с ближним, или возвратить другому имущество его, или уничтожить соблазн, им допущенный, или удалиться от ближайшого случая к смертному греху, или предпринять средства к избежанию повторений греха, – в сердце не решился непременно выполнить это;

4) если сделался виновным во лжи в важных предметах исповеди;

5) если принимая епитимию, возложенную на него духовником, не был намерен исполнять ее;

6) если разделял свою исповедь, открывая одну часть смертных грехов одному духовнику, а остальную другому, чтобы их все не открыть одному;

7) если для удобнейшого получения прощения во грехах, не желая отказаться от греха, обратился к духовнику, особенно снисходительному к исповедающимся в разрешении грехов.

Во всех этих случаях, где недостатки исповеди зависят от кающихся, исповедь не очищая греха кающагося, сама делается грехом тяжким – оскорблением святыни таинства.
#дисциплина #мораль
6👍4
Священноисповедник Сергий Правдолюбов о месте и важности подвига в повседневной жизни христианина

«Настало время молиться? Принудь себя – вот и подвиг!

Надо идти в церковь, тяжело, удерживает и то, и это, отвлекает то одно, то другое? Вооружись, оставь все и иди – вот и подвиг!

Долго поют, тяжело стоять? Удержи себя до конца службы, дождись отпуста – вот и подвиг!

В церкви нет охоты молиться, холодность на сердце? Поклонами, вниманием, усилием воли старайся преодолеть эту неохоту – вот и подвиг!

Слышишь кощунства, пересуды, смехословие, празднословие? Уклонись или, по крайней мере, молчи – вот и подвиг!

Вынуждают тебя на гнев, прекословие, на ссору? Уступи, удержи волнение смятенного сердца – вот и подвиг!

Имеешь нравящуюся тебе вещь, а кто-нибудь выразил желание иметь ее? Отдай – вот и подвиг!

Имеешь врагов, можешь им отомстить? Остановись, не мсти, мало того, прости им; мало того, сделай им добро – это уже великий подвиг! Святитель Димитрий Ростовский говорит: Кто прощает врагов и молится за них, тот чудотворец.

Открывается тебе случай к неправедному, нечестному приобретению? Уклонись – вот и подвиг!

Похотливая плоть требует непозволенных Христовым Законом удовольствий, излишних нарядов? Откажи ей – вот и подвиг!

Вызывает тебя мир на веселость, на игру во время поста? Останься дома – вот и подвиг!

Хочется книжку светскую почитать постом, музыку послушать, поиграть? Воздержись – вот и подвиг!

Хорошо живешь материально, все у тебя есть, и даже излишек в запас можно откладывать? Вспомни о голодных, босых, раздетых, приглядись к жизни и поищи их, удовлетвори их нужды, да не воздыхая и жалея о том, что им отдаешь, а с радостью – вот и подвиг, подвиг блистательный! Подашь нуждающемуся человеку, а руку протянет невидимо и примет Христос. И будет у тебя накопляться богатство нетленное на Небесах.

Этот подвиг непременно усвой, он обязательный для всех христиан. На Страшном Суде тот, кто подавал милостыню, услышит от Господа: Приидите, благословенные... (Мф 25:34), а кто не подавал: Идите от Меня, проклятые... (Мф 25:41). Не отговаривайся скудостью, вспомни две лепты евангельской вдовицы. Господь сказал, что она подала больше всех богатых.

Видишь несчастных, хотел бы помочь, но не можешь, не в силах? Опустись на колени и молись за них Отцу Небесному именем Иисуса Христа, и Он окажет им помощь через других, а ты совершишь подвиг любви и милосердия.

Увидишь покойника – знакомый или незнакомый, – помолись за него – вот и подвиг! Это великая милость для умершего.

На утренних и вечерних молитвах и в церкви, молясь за знакомых и родных усопших, помяни и всех праотец, отец и братий наших и особенно тепло помолись за тех, за кого некому помолиться, – и это подвиг! И Господь отметит его, и за тебя помолятся верные христиане, когда сам будешь покойником. Не проходи мимо кладбища, не помолясь про себя, втайне за всех, кто здесь схоронен, – это подвиг!

Шум, гам, суета житейская кругом, помолиться негде? Войди внутрь себя и тверди молитву: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного. И не раз, не два, а десять, сотню, тысячу и больше молитв прочитай – и это подвиг! Если в этом подвиге будешь упражняться, Господь пошлет тебе неотходную, сердечно-умную, умиленную, слезную молитву. Помни, что настоящая молитва есть дар с Неба христианину-подвижнику.

Жизнь велика и сложна, на каждом шагу она ставит нам задачи: как поступить в том или в другом случае? Если будешь поступать по ветхому человеку – пойдешь в пагубу; если будешь поступать по Закону Христову – будешь совершать подвиги и исполнишь Христовы слова: Подвизайтеся внити сквозе тесная врата (Лк. 13:24).

Трудно, и очень? Ничего не поделаешь! Другого пути к вечной и блаженной жизни нет» (Моим детям и внукам).

От себя добавлю, что нужно все делать с рассуждением и желательно советоваться с духовником, чтобы повседневный подвиг принес пользу, а не отправил вас в больницу.
#духовнаяжизнь #мораль #дисциплина #молитва
👍84🔥1
Свт. Феофан Затворник пишет о пользовании земными благами:

«Бог дал тебе тело и вложил в него потребности, необходимые для поддержания его жизни, а вне, в природе, рассеял блага, которыми удовлетворяются сии потребности. Пользуйся всем. Божие на то благословение изречено уже тем самым, что все это создано, и создано для тебя. Но пользуйся только в пределах пользы. Если б у нас была одна телесная жизнь, то можно бы истолковать это так: в пределах пользы для тела. Но как мы не тело только, но и душа, то надо добавить: в пределах пользы и для души» (Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном).

Интересная мысль: все что в мире создано Богом, для чего-то нужно, а потому непредосудительно само по себе.
#феофанзатворник #духовнаяжизнь #мораль
👍8🔥3
Свт. Феофан Затворник рассказывает о том, как реально перестать грешить и начать жить по духу:

«Воскресив утром жар ревности вашей, поддерживайте его потом и в продолжение всего дня. А для сего храните внимание ваше нерассеянным. Стойте умом вашим в сердце пред лицем Господа и не попускайте мыслям вашим блуждать попусту в мечтательных представлениях. Блуждающие помыслы отдаляют человека от себя самого и тем самым охлаждают, а сверх того, легко могут навести на предметы вашей страсти и, прежде чем опомнитесь, разбудить уснувшую страсть и, может быть, выманить и согласие на нее. А после сего далеко ли до падения?

В пособие сему внутреннему настроению озаботьтесь всю свою жизнь перестроить по требованиям новой жизни; причем всем своим делам и занятиям дайте свое место, свое время и свою меру. Пусть все у вас будет определено: как вам быть одним, как с домашними, как со сторонними, как устроять дела своего ремесла, звания и должности, – и все направлено к одному тому, чтоб всем угождать Господу и во всем исполнять одну святую волю Его. Все же то, что может раздражать вашу страсть и ваши прежние дурные привычки, решительно отстраните. Учреждением такого порядка вы оградите жизнь свою от всех случаев к падению и сделаете, что она вся будет тещи‌ (проходить) у вас стройно, не нарушая, а более и более укрепляя внутренний строй ваш.

Так устроясь внутренне и внешне, вы будете непрестанно ревновать о богоугождении, или от одного богоугодного дела переходить к другому. Останется только еще борьба со внезапно возникающими помыслами, желаниями, страстными движениями и внешними препонами благим начинаниям вашим. При внимании и неослабном усердии и это не поставит вас в большое затруднение, и не только не ослабит вашей ревности – напротив, постоянно будет раздражать ее и тем возвысит и укрепит, подобно тому, как воина не охлаждает, а разгорячает борьба с врагами, нападающими на него.

Я не поминаю о том, что не должно никак вдаваться в пустые развлечения и всячески избегать соблазнов или близких и далеких поводов и случаев ко греху. Это отстранится само собой, когда перестроите вы все порядки жизни своей по духу новой жизни. Что же касается до частных обстоятельств и дел, могущих подвергнуть опасности доброту вашей жизни, ищите относительно их вразумления в святых книгах и в совете отеческом или братском. Положите вы законом чаще обращаться к духовному отцу, которого изберет душа ваша, и с ним пересматривайте все, что бывает в душе вашей и что встречается в жизни вашей вовне. "Спасение, – говорит Премудрый, – во многом совете" (Притч. 11:14). Кто читать умеет, имейте под руками душеспасительные книги и в них ищите себе вразумления и просветления мыслей ваших в нужное (тяжелое) смутное время. Они во многих случаях могут заменить недостаток опытного внешнего руководства».

📃Как можно видеть, очень важно осознанное решение и конкретные шаги, продуманность наперед, что и как делать и чего избегать. Необходима определенная стратегия. Этому нужно учиться, а не инфантильно успокаивать себя, что «Бог у меня всегда в душе». Все мы совершаем ошибки на этом пути и оступаемся, но важно продолжать идти и каждый раз задаваться вопросом, угодно ли Богу то, что мы собираемся сделать.

👉См. секрет успеха в духовной жизни https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/1030
#феофанзатворник #духовнаяжизнь #мораль
5👍5🔥1
Вчера была память вмч. Димитрия Солунского, одного из наиболее чтимых святых в православном мире. Примечательно, что его житие претерпело несколько редакций, так что образ святого претерпел эволюционное развитие из ревностного учителя христианской веры г. Фессалоники в христианского правителя и военачальника. Несмотря на отсутствие у Димитрия опыта службы в армии, военный культ расцвел после того, как ему приписали спасение своего города от разрушения во время нашествий в начале VII века.

Почему св. Димитрий Солунский изображается, подобно св. Георгию, на коне с копьем и поражает им человека?
#мифы
👍1
Священный Синод Православной Церкви в Америке вчера причислил к лику святых жену священника – Ольгу О’Майкл (до крещения Аррсамкук), уроженку Аляски юпикского происхождения (1916-1979). Многодетная мать (8 из 13 детей выжили и были воспитаны). Ольга была известна своим сочувствием и заботой о женщинах, которые пострадали от любого насилия, особенно сексуального. Хотя ее семья была бедной, она щедро давала тем, кто был беднее, часто раздавая одежду своих детей нуждающимся. Служила в своей общине не только как жена священника, но и как акушерка. Она также была известна своей способностью определять, когда женщина беременна, еще до того, как у нее случилась задержка менструации. День памяти – 10 ноября по н.ст. Радостно, что появляются примеры канонизации простых мирян.

Подробнее о ней см. в статье

Святая праведная Ольга, моли Бога о нас!
19🔥3👍2👏1
📖Господь говорит через пророка о том, что жизнь человека определяется ее нравственным итогом и даёт гарантию того, что любой человек может освободиться от своих собственных беззаконий, если покается и исправится:

«Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет. Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив? И праведник, если отступит от правды своей и будет поступать неправедно, будет делать все те мерзости, какие делает беззаконник, будет ли он жив? все добрые дела его, какие он делал, не припомнятся; за беззаконие свое, какое делает, и за грехи свои, в каких грешен, он умрет. Если праведник отступает от правды своей и делает беззаконие и за то умирает, то он умирает за беззаконие свое, которое сделал. И беззаконник, если обращается от беззакония своего, какое делал, и творит суд и правду, - к жизни возвратит душу свою. Ибо он увидел и обратился от всех преступлений своих, какие делал; он будет жив, не умрет» (Иез.18:21-28).

«В чем Я застану вас, в том и буду судить» (Господь Иисус Христос).
#библия #мораль
10
📖В сегодняшнем евангельском чтении есть такие слова:

«Не ищите, что‌ вам есть, или что‌ пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам» (Лк.12:29-31). О чем эти слова и запрещается ли здесь забота о житейском, забота о будущем?

Христос осуждает здесь чрезмерную заботу о житейском в ущерб богоугождению или такой подход, при котором в житейских вещах видят цель, а не средство. Спаситель обещает, что если мы будем в первую очередь заботиться о духовных благах, наши потребности во временных благах будут удовлетворены. Здесь нет игнорирования потребностей человека или инфантильного подхода к труду, речь лишь о приоритетах.

Что касается заботы о будущем, то Христос не отвергает ее, если выполняются следующие условия:

1) забота оправданна и своевременна;
2) человек не стремится к временному так, что «прошлое» и «будущее» выступают в качестве целей;
3) его запросы не превышают потребности жизни.

Относительно разумной заботы о будущем св. Августин замечает: «Когда мы видим раба Божия, беспокоящегося о том, чтобы не испытывать нужды в необходимом, мы не должны осуждать его за заботу о завтрашнем дне, поскольку и Сам Господь изволил явить нам пример, имея денежный ящик, и в деяниях апостолов есть свидетельства о том, что они принимали меры к сбережению необходимых средств к существованию ввиду возможного в будущем голода. Следовательно, Господь осуждает не тех, кто согласно человеческим обычаям обеспечивает себя подобным, а тех, кто ради этого противопоставляет себя Богу» (О Нагорной проповеди Господа).
#мораль #духовнаяжизнь #августин #библия #толкование
5🔥5👍3🤔1
В месяцеслове Русской Церкви сегодня перечисляются поименно семь архангелов. Кроме известных из Священного Писания Михаила, Гавриила и Рафаила, упомянуты Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил и Иеремиил. Однако мало кто задумывается о том, откуда они вообще взялись. Ни у кого из древних отцов Церкви мы не находим этих имен. Древняя Церковь чтила поименно только первых трех архангелов. Римский собор 745 года (под председательством свт. Захарии, папы римского) определил: «Но мы, как нас учит святое апостольское служение и дает Божественная власть, не знаем более чем трех имен ангелов, то есть Михаил, Гавриил, Рафаил: иначе тайна бытия имен ангелов и демонов была бы открыта» (Concilium Romanum 745, actio tertia // Mansi JD — Sacrorum Conciliorum Nova Amplissima Collectio. Vol. 12. Сol. 384).
2👍2
Откуда же взялись остальные? Популярные и даже научные православные справочники дают смутную ссылку на некое церковное предание (которое не было известно древним отцам, странно, не правда ли?), а также на полуапокрифическую «Третью книгу Ездры», где действительно упоминаются Уриил, Салафиил и Иеремиил. На самом же деле, Варахиил упоминается в апокрифической «Третьей книге Еноха», а имя Иегудиила (как сообщает Википедия) известно только из откровения католического монаха Амадея Португальского (XV в.). Культ Иегудиила получил распространение на Западе с XV века, откуда его почитание было перенесено в «Жития святых» св. Димитрием Ростовским в самом конце XVII века. Смею предположить, что имена этих лжеархангелов были некритично восприняты только на славянской почве, вроде бы у греков они не почитаются. В службе Небесным силам бесплотным этих имен мы также не найдем.
👍7🔥21
10 фактов об Ангелах

1.  Ангелы – второй вид разумных существ во вселенной, кроме человека.
2.  Ангелы находятся на небе и имеют одно занятие: воспевать хвалы Богу и служить Его Божественной воле.
3.  Ангелы не способны к раскаянию, потому что не обладают телесностью.
4.  Часть ангелов отпала от Бога, став бесами или демонами. Их точное количество неизвестно.
5.  Особое служение ангелов – это хранение людей и мест. Ангелы-хранители есть не только у отдельных людей, но и у целых народов,  городов, стран, церквей, домов и т. п.
6.  Ангелы не имеют нужды в языке и слухе, они без слов сообщают друг другу собственные мысли и решения.
7.  Они ограничены, так что когда они находятся на небе, их нет на земле, и наоборот. Но при этом, они не ограничиваются материальными преградами, как человек или животное.
8.  У ангелов, в действительности, нет крыльев, они не обладают полом и не выглядят как юноши. Однако они могут принимать тот или иной облик при явлении людям, в зависимости от того, как могут воспринимать их смотрящие.
9.  Появляясь перед людьми в человеческом образе, ангелы временно воспринимают воздушные тела и даже делают вид, что разговаривают и едят, как люди (Тов.12:19).
10. Нам известно только девять ангельских чинов, однако, по мнению некоторых отцов Церкви, их гораздо больше.
#богословие
7👍4
Не ведет ли смирение к постоянному чувству вины и депрессии?

При правильном понимании смирения, приобретение этой добродетели не ведет человека к губительным состояниям, а наоборот, освобождает от них.

Во-первых, смиренномудрие как дар Божий не является искусственным «накручиванием» себя на греховность, а обнаруживает для человека объективную истину о самом себе. Игумен Петр (Мещеринов) пишет: «Безусловно, христианин должен свои грехи видеть и в них не оправдываться. Но христианство, помимо самоукорения, требует правды и трезвости. Нужно видеть именно свои грехи, а не выдавленную из себя почти патологическую “ко всем грехам причастность”. Если я никого не убил, и мыслей у меня таких не было, если я не угонял самолёты, не брал заложников, не грабил банки и т. д. – я совершенно не должен видеть свою причастность к этим грехам, и убеждать себя в таковой. А если я всё же буду этим заниматься, то я вместо христианства окажусь (в пределе) в психиатрической больнице. […] Видение своего падения – это вовсе не вменение себе в грех того, чего я не делал и не мыслил, не “накручивание” себя на некую “всегреховность”. Как я уже говорил, видеть своё падение – совместное дело человека и Бога: только в свете благодати Святого Духа, пришедшей в душу, человек может увидеть и почувствовать правду о себе и о роде человеческом. И в этом же свете человек начинает точно видеть и свои действительные грехи».

Во-вторых, смирение позволяет человеку освободиться от постоянной фальши, лжи себе и другим, что само по себе позволяет человеку находиться в согласии с Богом и самим собой. Это не препятствует ему ценить те Божьи дары, которые он находит в себе, использовать их на благо и благодарить за них. Христианское смирение не имеет ничего общего с лестью и пресмыкательством перед людьми, напротив, оно освобождает от страха человеческого. Свт. Иоанн Златоуст дает пояснение: «Что такое лесть, низость и пресмыкательство? Сива безвременно льстил Давиду, и оклеветал господина своего; еще более Ахитофел льстил Авессалому (2Цар. 16). Но Давид был не таков, а смиренномудр. Льстецы бывают лукавы. Так, например, волхвы некогда говорили: "Царь! вовеки живи!" (Дан.2:4). О Павле же в Деяниях Апостольских найдем много такого, когда он, беседуя с иудеями, не льстил, но смиренномудрствовал, потому что умел говорить и с дерзновением. Так, он говорил: "Мужи братия! не сделав ничего против народа или отеческих обычаев, я в узах из Иерусалима предан" (Деян.28:17). А что слова эти происходили от смиренномудрия, то слушай, как он упрекает их далее, говоря: "Хорошо Дух Святой сказал... слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите" (Деян.28:26)».

В-третьих, смирение предохраняет человека от чрезмерной печали, вызванной совершенными грехами. Прп. Никодим Святогорец объясняет это: «Погрешают те, которые почитают добродетелью чрезмерную печаль, бывающую у них после учинения греха, не разумея, что это происходит у них от гордости и самомнения, утверждающихся в том, что они слишком много надеются на себя и на силы свои. Ибо, думая о себе, что они суть нечто не малое, они взяли на себя многое, надеясь сами справиться с тем. Видя же теперь из опыта своего падения, что в них нет никакой силы, они изумляются, как встречающие нечто неожиданное, мятутся и малодушествуют, ибо видят падшим и простертым на земле тот самый истукан, т. е. себя самих, на который возлагали все свои чаяния и надежды. Но этого не бывает со смиренным, который на Единого Бога уповает, ничего решительно доброго не чая от себя самого. Посему и когда впадает в какое бы то ни было прегрешение, хотя чувствует тяготу этого и печалится, однако ж не мятется и не колеблется недоумениями, ибо знает, что это случилось с ним от его собственного бессилия, опыт которого в падении для него не неожиданная новость».
#мораль #духовнаяжизнь #ответынавопросы
10🔥2
Почему без веры невозможно творить истинно добрых дел?

Для того, чтобы добрые дела имели ценность перед Богом они должны быть, во-первых, исполнением заповедей Божьих (то есть сознательным актом, направленным на угождение Богу), во-вторых, совершаться силой Божией (благодатью), а не нашими ограниченными силами.

Митрополит Стефан (Яворский) дает следующее объяснение: «Вечная жизнь, в которой возможно видение Лица Божия, является сверхъестественным делом, оставляющим позади всякое творение. Следовательно, должно быть сверхъестественными и делам, которыми заслуживается вечная жизнь, то есть они должны исходить от благодати Божией, а не от одного естества, чтобы существовало некое равенство и соответствие заслуг награде. Грешник же, пребывающий в грехах, поскольку не имеет Божией благодати, не может своими делами, исходящими не от благодати, но от одного естества, получить сверхъестественную награду. Всякое дело получает цену и достоинство от лица, его совершающего. Например, царское дело имеет большую цену и достоинство, чем если бы это же дело было сделано простым воином. Поэтому дела Христа имеют бесконечную цену и достоинство и дали так много для нашего избавления – Его дела исходили от Божественного Лица. Грешник же, пребывающий в грехах, не имеет Божией благодати, от которой его дела обретают цену и достоинство. Поэтому и дела его не имеют цены и достоинства у Бога. Как сам он ненавистен Богу, так и дела его, подобно жертве Каина, неприятны Богу». Кроме того, наличие некоторых добрых дел не решает вопроса о наличии злых дел: «Если бы грешник своими добрыми делами мог заслужить себе вечную жизнь, он был бы одновременно и сыном жизни, и сыном погибели, то есть из-за добрых дел был бы сыном жизни, а из-за грехов, в которых он пребывает, – сыном погибели. И как такая нелепость только может прийти в голову?».

Вера в Господа Иисуса Христа является необходимым условием получения благодати, без которой невозможно совершать дел веры, благодаря которым человек может спастись.
#богословие #мораль #ответынавопросы
4👍1
Недавно услышал от одного христианина замечательную мысль, которая мне понравилась. Зачастую люди склонны понимать христианское учение о нравственности как набор правил, которые как бы нельзя нарушать, но хочется нащупать границу, в пределах которой можно чувствовать себя безопасно и не иметь угрызений совести. Но Евангелие говорит об изменении сердца человеческого, о перемене ума, когда человек не ищет лазейки, а с радостью стремиться к воплощению евангельских заповедей в своей жизни. Благодаря молитве, участию в Таинствах и постоянному исполнению этих заповедей, он находит удовольствие в Божьем законе и не мыслит своей жизни иначе. Именно к этому и нужно стремиться. Вместо низведения нравственного учения на свой уровень, просить Бога о том, чтобы полюбить Его закон и изменить свой ум так, чтобы не было жесткого внутреннего диссонанса. Это и есть свобода, которую пришел дать нам Христос.
#мораль #духовнаяжизнь #мысли
21
Сегодня память вселенского учителя Церкви свт. Иоанна Златоуста (347-407). Человека, который беспощадно и бесстрашно обличал людские пороки (за что и пострадал) и чье сердце было наполнено любовью к людям.

За свою не очень длинную жизнь (60 лет) святитель сказал много замечательных проповедей и уделил внимание теме христианской семьи. Ниже оставлю несколько ссылок на мои исследования некоторых вопросов этой темы в творчестве св. Иоанна Златоуста.

Учение о нерасторжимости христианского брака


Аспекты супружеской близости

О любви, семье и верности
#мораль #иоаннзлатоуст #моиработы
6👍3
❄️Вот и пришел Рождественский пост. Поделюсь некоторыми мыслями о посте, с которыми можно не соглашаться, это то, к чему я пришел для себя.

🎯1. Нужно определить индивидуальные цели поста для себя, для своей семьи. И делать то, чтобы достичь их. Даже если это не прописано в церковном уставе. Не стоит пытаться подражать подвижникам, у них были свои цели, которые отличаются от наших. Попытка внедрить их духовный и телесный пост в свою жизнь, скорее приведет к унынию, чем реально принесет пользу.

🏋️‍♂️2. Не стоит пытаться делать из своего поста подвиг. Так будет меньше поводов для тщеславия и для уныния, если что-то не будет получаться. Просто не теряй время и делай, что можешь.

🎁3. Рождественский пост - благоприятное время для благотворительности. В этот период сама предпраздничная атмосфера побуждает к тому, чтобы совершать дела милосердия и делать посильные подарки нуждающимся.

🍲4. Единого для всех устава пищевого поста не существует. Каждый поститься в соответствии с индивидуальными особенностями и обстоятельствами. Поэтому говорить о нарушении поста, на мой взгляд, можно только в смысле отступления от личного намеченного плана, а не какого-то обязательного церковного правила. Совсем не поститься в постные периоды, конечно, неправильно, но и загонять себя и других в жёсткие рамки в плане наполнения этих дней, тоже будет крайностью. Напоминаю, что согласно церковным канонам, субботы и воскресенья всего года (кроме Четыредесятницы) освобождены полностью от поста.

Желаю всем душеполезно провести это время!
#мысли #духовнаяжизнь
👍122🔥2
Каким будет Царство Небесное и жизнь будущего века?

Там будут находиться обоженные люди – святые, их «радостью и весельем будет не что иное, как созерцание Блаженной Троицы, и духовный хор вместе с Ангелами» (Православное исповедание, Ч. 1, вопрос 126). Их тела станут духовными, и не будут иметь нужды в пище и питье (1Кор.15:50). Там не будет семейных союзов и деторождения, так как «в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Мф.22:30). Однако подлинная любовь никогда не прекратится (1Кор.13:8). Небо и земля будут вновь воссозданы в совершенном состоянии (Откр.21:1), все станет другим (Откр.21:5). Движение небесных тел прекратится (см.: Ис.60:20), так как «времени уже не будет» (Откр.10:6). Небесный город не будет иметь «нужды ни в солнце, ни в луне» (Откр.21:23), при этом небесные светила увеличат свою яркость (см.: Ис.30:26). Все то, что было создано для служения человеку в его земной жизни (растения, животные), прекратит свое существование.

Но самое главное то, что «после искупления, в прославленном теле, в будущей и вечной жизни, после дня Последнего Суда, Бог сообщит нам свет, которым мы будем видеть свет Божий, как говорит Псалмопевец: Ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем узрим свет (35:10); который, когда будет увиден, успокоит всякое желание всякой мудрости и красоты. Ибо в созерцании Высочайшего Блага заключаются все прочие блага, и наслаждение Им – полнота всякой радости» (Православное исповедание, Ч.1, вопрос 126).
#ответынавопросы #библия
9👍1
📖Апостол Павел пишет: «…жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем, спасется через чадородие» (1Тим.2:14-15).

Было бы неверно понимать эти слова как а) обязательное условие для спасения всех женщин; б) то, что естественный процесс родов как-то приближает женщину к спасению. В данном случае, речь идет о том, что основным средством для спасения верующей женщины (если она находится в браке) служит труд материнства, предполагающий не только рождение, но и христианское воспитание детей. Поэтому эта фраза завершается так: «…если они пребудут в вере и любви и в святости с целомудрием».

Свт. Иоанн Златоуст поясняет эту мысль: «Бог дал ей немалое утешение, именно – рождение детей. Но это есть (дело) природы, – скажешь ты. И то (произошло от влияния) природы; ей даровано не только то (что зависит от природы), но и то, что относится к воспитанию детей. “Если пребудут в вере и любви и в святости с целомудрием”, то есть, если после рождения сохранят себя в любви и чистоте. В том не малая, но весьма великая будет состоять для них награда, что они воспитали ратоборцев Христу. Святынею он называет праведную жизнь, а целомудрием пристойность».

👨‍👩‍👧‍👦12 советов свт. Иоанна Златоуста по воспитанию детей
#библия #толкование #мораль #иоаннзлатоуст
6🔥1